Переломные моменты в жизни , влияющие на судьбу

В жизни любого человека бывают моменты, называемые точками бифуркации, состояния неопределенности, открывающие человеку возможность выбора дальнейшего движения по жизни. Причем, в них «малые» причины могут иметь «большие» следствия, а большие – никаких, усилия могут приносить результаты, а могут быть совсем бесплодными и даже отрицательными. Это, когда человек выбирает свой путь из нескольких возможных путей. В такие моменты решается, каковы будут его дальнейшая жизнь и судьба. К ним можно отнести окончание школы, окончание института, женитьбу и т. п., так как от выбора учебного заведения, выбора места работы, выбора жены,мужа зависит дальнейшая судьба человека. Кстати, моменты бифуркаций характерны не только для человека, но и для семьи, предприятия, государства, да и для всего человечества, к ним относятся, например, выборы и революции. Более того, моменты, в которых изменяется привычный ход событий, характерны также для неживой природы. В современной теории самоорганизации термин «точка бифуркации», обозначающий «критическое состояние системы, при котором она становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности».

Обычно в эти переломные моменты мы не задумываемся о последствиях и часто принимаем решения под влиянием друзей, родственников,владеющих нами эмоций , отрицательного опыта, стереотипов и т. п., а потом жалеем о принятом решении.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного — героическая эпопея, другого — любовный роман, а третьего — криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую — казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются «завистник», «интриган», «соперник» или «сплетник», которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

24 стр., 11831 слов

Антропология: учение о человеке и его судьбе

... способности являются фундаментальными, основополагающими для жизни человека, их следует назвать базовыми потребностями человеческого бытия. Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ... общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой ...

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но… интерес постепенно затухает и, наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме, руководствуясь негативными установками и заблуждениями. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет — только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это — злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном — с нашей точки зрения, наиболее интересном — подходе: анализе ситуаций. Как правило, повторяющиеся события — знак присутствия в жизни человека сценария. Сценарий — это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления.

Наш жизненный путь — результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий и найти причины переломных моментов.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: «Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный» — и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с правильной самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: «Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все» и т. д.. Подобные утверждения могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего ...

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии успешного, неудачника и «золотой середины».

Итак, каждый человек выбирает определенный сценарий, в основе которого лежат некоторые инструкции, состоящие из программ, заблуждений, ошибок с одной стороны и разумной , конструктивной информацией, усвоенные нами в детстве.

О сильном, успешном человеке часто говорят: «Он из породы победителей». Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, все время в движении, «отрубают головы драконам», ни на минуту не усомнившись в том, что успех их ждет. Победители чувствуют, что жизнь удалась, — это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех — понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель — тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: «У тебя все получится». И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию , начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: «Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая». Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого «победителя» есть свои «фирменные» стратегии ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... недоступных в обыденное время, подарками, развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, праздник на протяжении многих веков притягивает детей и молодёжь, глубоко ... некую группу людей, живущую по определённым правилам и по определённому календарю. Празднование, как таковое, выражается в виде обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может ...

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, — это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они — та самая «золотая середина», без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители — приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу «главное не победа, а участие», им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутверждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители «золотой середины» работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

«Золотая середина» составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части — великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок «согласился» с родительским «предписанием», подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, «откровенным» неудачником. Тут все просто.

4 стр., 1653 слов

Изменение восприятия ситуации (работа с визуальным образом)

... Нельзя прямо вызвать в себе переживание, но можно создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание. Если вы ... Негативный внутренний диалог - это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы ... или усилить какое-либо переживание, направьте свое внимание на объекты, людей или действия, которые вызвали в вас эту эмоцию. Если ...

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все «o’кей», но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. «Сценарное проклятие», или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно — в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

В разные периоды жизни три основных сценария используются практически каждым из нас и будем ли мы в результате «победителями» или «неудачниками», решаем только мы! Ощущение счастья и успешности находится внутри нас! Судьба — это наш характер и наш выбор!» Ведь недаром существует народная пословица: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Выбрать правильные решения в жизни помогут внутренние голоса — совесть, разум, интуиция, нужно только к ним чаще прислушиваться. Кроме того, можно прийти к выводу, что в случае применения метода работы над собой- переписывания неконструктивного сценария на продуктивный можно заранее простроить свой жизненный путь, сформулировав определенные цели, к которым нужно стремиться. Тогда в точках бифуркации не придется стоять перед выбором, а путь к намеченной цели будет прямым.

Вот одна история, которая достойна публикации. В журнале, который курировала Академия наук, появились две статьи. Статья Г. Гачева и статья В. Мильдона. Статья Гачева была написана с психоаналитических позиций. В ней было рассуждение такого рода: русский мужик, крестьянин, он, с одной стороны, считал землю матерью, а с другой стороны, – когда пахал, «насиловал» ее. Вот этот элемент насилия матери-Земли он отметил в своей статье и истолковал его в психоаналитическом духе как «нарушение». И он пытался на этом строить концепцию. И вторая статья – Мильдона, где рассматривалось отцеубийство как русская проблема. Редакторы специально подобрали эти статьи. Они искали новую тематику для журнала, это было время смутное- после оттепели 60-е годы. Искали новые формы выражения и публиковали иногда что-то довольно рискованное с философской точки зрения. Вдруг получают повестку к следователю. Приходят. Следователь объясняет редакторам, что они обвиняются в клевете, есть заявление, полученное, между прочим, от депутата – а депутатские запросы в органах обязаны рассматривать. И смысл заявления такой: в статьях Гачева и Мильдона прослеживается клевета на русский народ. И за эту клевету редакторам полагается четыре года лагерей общего режима. Они несколько опешили. Стали вникать. Один из них сообразил через какое-то время: «У нас специальный журнал. Он не идет в открытую подписку». Следователь радостно улыбнулся и сказал: «Ну, тогда два года лагерей общего режима». При этом следователь, надо сказать, с большой тоской смотрел на них и говорил: «Ребята, на мне три убийства висит, а вы со своими мелочами, но я ничего не могу сделать. Вот получите вы по два года, и будете знать, чего пишете». И пока первый редактор с ним эту тему обсуждал, отторговывая еще полгода лагерей общего режима, второй совершенно ошалело смотрел на это, потом вдруг сообразил: «Скажите, а почему, собственно, нас должны осуждать? И что такое клевета-то?» Следователь популярно им объяснил: «Если человека называют идиотом, приписывая ему симптомы этой болезни, – это клевета, если он не идиот в реальности, это ему психическую болезнь, психофизиологическую приписывают». Второй сидит, переваривает это определение, первый опять торгуется со следователем, какие-то детали обсуждает, он еще, по-моему, полгода все-таки отторговал. Там срок сократился до года, поскольку журнал все-таки под Академией наук, которая имеет право анализировать самые сложные социальные феномены. И тут вдруг на второго нашло просветление. Он говорит следователю: «Послушайте, это не клевета! Это метафора! Это заимствование из текстов Фрейда. Это не клевета, это иное. Пишите…» – И он стал диктовать: – «…у русской земли нет половых органов, так что ни о каком акте изнасилования речи быть не могло». Следователь весело засмеялся, записал это все и радостно сказал: «Ну, дело закрывается! Идите!» Последнее, что они у него спросили, кто же это, что за депутат? Он сказал: «Я не могу имя называть, но писал это его помощник, они вообще весь журнал понесли за то, что вы публикуете, и вот, в частности, за статьи Гачева и Мильдона. Редакторы журнала потом сообразили, что это был человек, который приносил в журнал какую-то нелепую статью, и они ему отказали. Он обиделся и решил посчитаться с ними. Вот так разумная мысль приходит в голову, озвучивается и помогает уйти от наказания.

10 стр., 4895 слов

Стрессы и стрессовые ситуации

... ситуации человек чувствует, что теряет контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз. Дезорганизованность. Стресс ... Чувство вины только усиливает стресс. Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях ...

Еще один пример- легендарный певец Элвис Пресли родился в очень бедной семье. И хотя с детства страстно увлекался музыкой, о концертной карьере не помышлял. Окончив школу, Элвис устроился работать шофером грузовика. Как-то раз, проезжая мимо студии звукозаписи, где каждый желающий мог за 5 долларов записать свой голос, он набрался смелости и зашел туда.

«Я хочу записать две песни в подарок матери», — сказал он. Голос Пресли понравился Сэму Филлипсу — владельцу звукозаписывающей студии.

И 5 июля 1954 года Филлипс предложил Пресли попробовать сделать профессиональную запись. С этого дня началась головокружительная карьера звезды рок-н-ролла. «Судьба — это выбор! Элвис Пресли выбрал именно эту студию для записи. Ну и конечно, нужно быть в нужном месте и в нужный час».

Судьба зависит от двух вещей: от личностных положительных или отрицательных качеств человека и от конструктивной или деструктивной информации, которую принимает и использует человек.

Часто переломные моменты в жизни человека сопровождаются стрессовыми событиями. Есть шкала, по которой определяется уровень напряжения стрессов по мере его убывания.

ШКАЛА СТРЕССОВЫХ СОБЫТИЙ ИЗ ЖИЗНИ ПО МЕРЕ УБЫВАНИЯ

Разные авторы работали над разработкой стрессовых примеров, но самыми первыми были американские психиатры Холмс и Рей. Их анализ связан с зависимостью заболеваний от происходящих в жизни травмирующих событий. Ученые работали с большой базой пациентов, были обработаны данные пяти тысяч человек.

Выводы психиатров были представлены в специальной таблице, где описаны сильные стрессовые ситуации из жизни.

1 стр., 343 слов

Стресс и заживление ран

... могут попасть в рану. В конечном итоге человек долгое время лежит в больнице. «Долгое время человек не выздоравливает, из-за стресса, поэтому увеличивается риск попадания инфекции в рану», ... случается вне зависимости от того, хронический ли это стресс - который вызван, к примеру, необходимостью ухода за родным человеком, который страдает психическим расстройством, - или же ...

1.На первом месте стоит смерть любимого или близкого человека. Стадии переживания смерти длительны, иногда человек не может оправиться от нее до конца жизни.

2.После переживания смерти наиболее тяжело переносится развод. Стресс в период развода превышает допустимые нормы, так как человеку приходится справляться с напряжением на всех уровнях.

3.Попадание в тюрьму оценивается как сильный стрессовый фактор. В некоторых случаях попадание под суд члена семьи затрагивает и его родственников. Это сильная эмоциональная нагрузка для семьи.

4.Остро переживается болезнь или получение травмы. Ситуации, связанные с болезнью, критичны из-за потери работоспособности, а сознание собственной ущербности, например, при травмах – это сильный стресс для современной личности.

В жизни бывают не только негативные события, ученые обнаружили, что и положительные ситуации влияют на уровень напряжения. К позитивным ситуациям в шкале напряжения относятся:

-cвадьба;

-примирение с любимым человеком;

-уход на пенсию;

-беременность;

-отпуск, проведение праздников.

Снижают ресурсы и влияют на стресс сексуальные проблемы, сложности с коллекторами из-за просроченных долгов, конфликты в отношениях, переезд и смена места жительства. В современной жизни примеров стресс факторов прибавилось. В таблицу добавилось напряжение из-за автомобильных пробок, потери мобильного телефона, новостей о катастрофах и терактах.

Каждый фактор оценивается баллами, если накладывается несколько событий, то стресс становится высоким и может нанести угрозу здоровью.

СТРЕСС НА РАБОТЕ

Помимо повседневной жизни, стоит выделить отдельную группу стресс факторов на работе. Рабочие ситуации, вызывающие напряжение, стоят в стрессовой шкале на начальном уровне. Проблемы на работе сказываются на здоровье, психологическом климате в коллективе, общем моральном самочувствии. Рассмотрим примеры рабочих травмирующих моментов.

Сотрудник перегружен рабочими задачами, он не укладывается в отведенный промежуток времени, вынужден задерживаться на работе. Основные чувства человека при этом – постоянное беспокойство, страх не успеть вовремя, усталость.

Интересно, что бездействие на работе может вызывать такие же эмоции.

Конфликт поручений. Такой стресс фактор складывается из-за несогласованности руководства. Работнику дают указания, противоречащие друг другу. Требования могут кардинально противоречить, это вызывает напряжение, человек не может эффективно выполнить ни одно из поручений.

Нестабильность, ожидание плохих известий. Некоторые компании время от времени испытывают кризисные ситуации или находятся на грани банкротства. Сотрудники таких организаций подвержены постоянному страху. Волнения связаны с возможностью задержек заработной платы, сокращения, необходимости искать новое рабочее место.

Скучная деятельность на работе. Неинтересные задачи сказываются на эмоциональном состоянии. Человек использует любые варианты, чтобы не выполнять рабочие поручения. При этом одна и та же деятельность для одного будет интересной, а для другого нет. Это вопрос профессиональных предпочтений.

Плохие условия труда. Плохое освещение, сырость, холод, шум – эти ситуации негативно влияют на человека и заставляют его испытывать стресс.

Моббинг в коллективе. Травля в коллективе – одно их самых сильных переживаний на работе. В ситуации психологического дискомфорта человек может заболевать, моббинг – одна из самых частых причин увольнения.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... снижает качество жизни для большого числа трудящихся. 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает ...

Есть определенные стадии, которые проходит человек, переживающий стресс.

В целом же при преодолении стресса можно быстро пройти все его этапы, поскольку торможение стрессовых процессов лишь увеличивает его продолжительность, а не приводит к скорейшему разрешению проблем.

Этапы прохождения стресса

1.Шок-непонимание происходящего, дезоринтация.

2.Неприятие реальности – внутренний протест. Например, вдова не верит в смерть мужа. Муж не верит, что жена ушла к другому. Работает программа “Этого не может быть”.

3. Испытание гневом, нетерпимостью, осуждением:”Как он со мной мог так поступить”. Может показаться, что в утрате общения с человеком или самого человека виноват кто-то другой.

4.Чувство вины- человек чувствует вину за то, что не предотвратил несчастья. Например, “Я виноват во всем”, сопровождающее самоедством.

5.Чувство страха, что подобное может повториться. “Трагедия может повториться или это может случиться и со мной”.

6. Депрессивное состояние. Печаль и страдания. Для человека, переживающего депрессию, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как «тупика». В этот период человек остро чувствует отсутствие внутренней опоры, теряются связи с миром и с другими людьми; прежние жизненные цели разрушаются, смыслы теряют свою ценность. Давление этого состояния толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Среди разрушительных для личности способов выхода из депрессии могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если стресс не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.

7.Человек принимает на новом уровне реальность. Устраняется внутренний конфликт. Приходит к позитивным выводам, становится мудрее. Пробуждается жалость к другим.

8 Находит новые ресурсы, чтобы жить дальше и развиваться.

Не благодаря, а вопреки нахлынувшему эмоциональному состоянию, человек имеет возможность изменить что-то в себе и в своей жизни, научиться чему-то новому, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям. И необязательно застревать в стрессовой ситуации или на любом ее этапе, а можно предупреждать ее или выходить из нее достаточно быстро с помощью переосмысления происходящего.

 

Нет четких правил выбора жизни. Но важно помнить следующее.

* Только сам человек может выбрать свой жизненный путь и оценить свой выбор.

* Выбор делать не всегда легко, но если выбор правильный – жить становится приятнее, интереснее, появляется энергия и радость. Если человек делает выбор в пользу жизни, в которой он чувствует только груз, усталость и раздражение или безразличие значит он свернул куда-то не туда.

3 стр., 1307 слов

Социальные предпочтения при выборе спутника жизни

... предопределяющие нестабильность будущего супружества. В жизни почти каждого человека есть и очень важный выбор, который требует принятия весьма обдуманного решения - это выбор спутника жизни, ведь от того, с ... жизни. Подавляющее большинство ждет от мужчин прежде всего взаимопонимания, а также внимания, ухаживаний и комплиментов, ценят в них ум, интеллект, трудолюбие и чувство юмора, и уж ...

* Необходимо отсеивать желания нашего окружения от наших собственных желаний. То, что мама считает, что наше призвание – быть стоматологом, вовсе не означает, что наше желание выпекать ароматные кексы в собственной булочной – утопия.

* Нужно помнить, что жизнь УЖЕ идет. Каждую секунду, каждый час мы живем. И мы уже сделали выбор в том, как прожить эту секунду и этот час.

* Выбор – это не бронзовая статуя. Его всегда можно изменить. Люди меняют свою жизнь и в 40, и в 60 и в 80 лет. Никогда не поздно прислушаться к своим желаниям.

По сути мы ежеминутно стоим перед выбором. Вся наша жизнь – это выбор между двумя конкурирующими путями: разума, совести, интуиции и помыслов, отрицательного опыта. Услышать в момент выбора голос разума и совести, а потом поступить наоборот — все равно, что найти тот самый камень с указателем верного пути, но не поверить ему, потому что «так не бывает». Не воспользоваться подсказкой и заблудиться.