Элективный курс на тему
Исследование фоносемантических особенностей русского языка с использованием ИТ.
Пояснительная записка
Образовательная цель: Углубление знаний по профильному предмету (русский язык) и расширение представлений об использовании ИТ в филологическом профиле.
Воспитательная цель: Воспитание умения работать в группе, коммуникативных навыков.
Развивающая цель: развитие логического мышления, развитие исследовательских способностей.
Задачи курса:
— Создание информационной базы данных (в виде таблицы Excel) для сбора информации фоносемантических особенностей букв (первоначальное исследование).
— На ее основе разработка “эталонной” модели БД средствами MS Access.
— На основе “эталонной” модели проведение исследования на восприятие различных текстов (вторичное исследование).
— Анализ полученных результатов и их представление в виде презентации Power Point.
Образовательная область: Информатика.
Профиль: Филологический.
Место элективного курса в учебном процессе:
Данный элективный курс предназначен для учащихся старших классов среднеобразовательной школы с филологическим профилем.
Требования к уровню знаний и умений:
Освоение базового курса по предмету информатика и русского языка.
Образовательные результаты:
Знать:
— основные понятия психолингвистики
— основные теории психолингвистики
— основы базового курса информатики
Уметь:
— формализовывать с помощью средств ИТ большие объемы информации
— проводить исследования в области психолингвистики
— анализировать статистические данные
Использовать:
— ИТ в обработке, представления и хранения информации.
Сколько часов:2 часа в неделю, общее 40 часов (0,5 года).
Тип элективного курса: межпредметный.
Учебно-методический материал: Средства Ms Office: Ms Excel, MS Access, Ms Power Point.
Метод обучения: Проективная деятельность (исследовательская).
Цель исследования: изучить психологические особенности больных язвенным колитом
... исследование 2.1. Программа эмпирического исследования. Данное исследование проводилось на базе Кировской районной больницы. Для исследования были выбраны 5 пациентов с диагнозом язвенный колит. Целью нашего исследования ... Целью данного метода является установление контакта с испытуемым и первоначальный сбор информации о пациенте. Вопросы беседы содержат информацию ... и внешнего вида. В наиболее ...
Учитель выступает в роли тьютора. Так же словесные методы: беседа, дискуссия, практический метод и самостоятельный метод.
Организация учебного процесса:
— урочная форма (в которой учитель консультирует, проводит практические работы, семинары для обсуждения дальнейшей работы; ученики выполняют практические задания и часть проектной работы).
— внеурочная (в которой ученики самостоятельно проводят исследования: первоначальное и вторичное. Выполняется основная часть проектной работы).
Контроль знаний и умений: Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения заданий, направленных на проверку знаний и умений приложений Ms Office, а так же по результатам выполнения заданий по психолингвистике + баллы за участие в дискуссиях на семинарах.
Итоговый контроль проходит в виде презентации каждой группой итоговых проектов и обсуждения полученных результатов.
Оценивание:
— за посещение -1 балл
— за участие на семинарах – от 2 до 5 баллов
— за выполнение учебных элементов: за выполнение 1-4 задания – 3 балла; за выполнение 5-8 заданий – 5 баллов; за выполнение 9 -11 заданий – 7 баллов.
— за выполнение заданий по психолингвистике – от 3 до 5 баллов.
— Проект – 25 — 30 баллов + учет критериальной оценки учащихся.
Оценка «5» от 85% до 100%
Оценка «4» от 65% до 84%
Оценка «3» от 45% до 64%
Формы проведения занятий:
— лекции.
— лабораторные.
— семинары.
Востребованность: полученные знания и умения по данным приложениям Ms Office полезны во многих профессиональных сферах, особенно где идет работа с большими объемами информации, с объемным документооборотом, где требуется автоматизировать процесс хранения и обработки информации. Лингвистика- наука, которая постоянно проводит различные исследования, оперирует достаточно большими числовыми данными, которые необходимо хранить и постоянно корректировать, а так же совершать математические операции с этими числовыми данными. Поэтому проведения данного элективного курса в данном профиле будет целесообразно. Статистика, строительные фирмы.
Привлекательность: Это достаточно новая сфера для исследований, очень интересная и увлекательная, особенно для учеников филологического профиля. Узнают много нового о том, как люди воспринимают буквы и как следствие слова. Как действительно влияют на людей сказки, рекламные слоганы, философские тексты, литературные тексты и другие. А так же возможность попробовать себя в качестве исследователя, поработать как в группе, так и индивидуально. Получение более глубоких знаний о русском языке.
Краткое содержание курса:
Методическое планирование
Вводное занятие (1 час)
Цель: познакомить с предлагаемым элективным курсом.
Форма: семинар
Методы: рассказ
Средства: доска.
Содержание:
- понятие о науке, чем она занимается
- назначение данного курса
Организация последующей деятельности (1 час)
Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.
... образовательного учреждения с родителями дошкольников. Предмет исследования: формы и методы, применяемые дошкольными учреждениями в работе с семьями дошкольников. Цель: рассмотреть содержание, формы и методы работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях, ...
Цель: решение организационных вопросов, связанных с дальнейшей деятельностью в рамках элективного курса.
Форма: семинар.
Методы: беседа.
Средства: доска.
Содержание:
- составление плана действий на весь курс
- выявление свойств, которые будут исследоваться
- разделение класса на равные группы
- уточнение возрастной группы
- разработка критериев оценивания.
Вопросы к беседе:
— какую возрастную группу мы возьмем для исследования
— какие критерии оценивания итогов нашей исследовательской работы вы можете предложить
Компьютерный урок на проверку знаний по excel. (1 час)
Цель: проверка знаний приложения MS Office – Excel.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: обучающий контроль.
Средства: компьютер.
Методические материалы: учебный элемент по Excel, включающий задания на:
- создание и заполнение таблиц
- выполнение простейших операций
- ввод формул
- построение диаграмм и графиков.
Особенности структуры речи (1 час)
Цель: дать представление об структуре языка.
Форма: семинар.
Методы: лекция, беседа, иллюстрация.
Средства: проектор.
Содержание:
- структура языка
- речь и ее виды
- звукобуквы.
Вопросы:
— какие виды речи вы знаете?
— из чего состоит наша речь?
Создание электронных таблиц для первичного исследования (2 час)
Цель: подготовить электронную таблицу для исследования.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: метод самостоятельной работы.
Средства: доска, компьютер.
Содержание:
- совместная разработка интерфейса таблицы
- разработка инструкции по применению таблицы
- реализация разработанного в электронном виде средством Excel
- обсуждение формы организации опроса.
Проведение первичного исследования — опроса старшеклассников и обработка информации средствами MS Excel (3 часа)
Цель: сбор данных для проведения вторичного исследования.
Форма: внеклассная деятельность и консультация.
Форма заявки на курсы (семинар, занятие, встречу)
... февраля –Краевая конференция единомышленников по теме «Содержание и формы работы семейных клубов». На данную конференцию приглашаютсяследующиекатегорииучастников: ... приложение) по e-mail: domelena51@mail.ru Семинары-практикумы · 18 февраля – Краевой семинар-практикум «Использование современных технологий ... 9-11 февраля– Очно-заочные КПК «Формы и методы формирования семейных ценностей у детей и их ...
Методы: исследовательская деятельность.
Содержание:
— ученики должны сами организовать свою деятельность
— на консультациях предоставление отчета о текущих результатах (количество опрошенных, промежуточные средние данные + анализ динамики изменения средних данных в зависимости от числа опрошенных).
Предварительная работа:
Оповещение учителем информатики классных руководителей 10-11 классов о предстоящем исследование, которое будет проводиться в данном элективном курсе.
Семантика языка и психология человека (1 час)
Цель: дать представление о связи речи и психике человека.
Форма: семинар.
Методы: лекция, беседа, иллюстрация.
Средства: проектор.
Содержание:
- модель психики человека
- влияние семантических особенностей языка на психику
Вопросы:
— как вы думаете, что есть психика человека?
— как может влиять речь на психику человека?
Проверка готовых результатов первичного исследования, обсуждение результатов (1 час)
Цель: контроль деятельности учащихся.
Форма: семинар.
Методы: обсуждение, иллюстрация.
Средства: проектор.
Содержание:
- обсуждение прошедшего опроса (трудности, организация)
- представление результатов средствами Excel(таблица, график, анализ).
Выступление всех участников группы (распределение материала между всеми участниками группы)
- проверка результатов на достоверность
Вопросы:
— какие проблемы возникли при проведении исследования
— какие результаты получили (сравнительный анализ звукобукв по исследуемым свойствам, анализ графиков на достоверность)
Обработка и анализ слов (1 час)
Цель:
Форма: семинар.
Методы: обсуждение.
Средства: компьютер, проектор.
Содержание:
— анализ семантического ореола современных терминов, связанных с новыми ИТ (например, Интернет, сайт, хакер, вирус)
Вопросы:
— назовите современные термины в области информатики?
— каков будет семантический ореол этих понятий с вашей точки зрения, как бы вы оценили их с точки зрения вашего восприятия?
Компьютерный урок на проверку знаний по Access (2 часа)
Цель: проверка знаний приложения MS Office – Access.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: обучающий контроль.
Средства: компьютер.
Методические материалы: учебный элемент по Access, включающий задания:
- создание таблиц и их заполнение
- создание простейших запросов
- создание форм
Создание «эталонной» базы данных (3 часа)
Цель: представление информации в виде базы данных для удобного пользования полученными данными.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: самостоятельная работа.
Средства: компьютер.
Содержание:
- каждая группа обменивается полученными результатами, то есть собирает полную информацию об исследуемых свойствах.
- каждая группа создает свою «эталонную» модель, пользуясь приобретенными навыками по Access.
Контрольный урок на умение анализировать выражения по их графикам (1 час)
Цель: проверка умения анализировать выражение по его фоносемантическому графику и проводить сравнительный анализ.
Форма: семинар.
Методы: практическая работа.
Средства: проектор.
Содержание:
— дается два различных определения одного термина из двух школьных учебников по информатике (например, информационные системы)
— проведение сравнительного анализа двух различных определений
Теория Курта Левина (1 час)
Цель: дать представление о взаимосвязи речи с окружающей средой.
Форма: семинар.
Методы: рассказ, беседа.
Средства: доска.
Содержание:
- идеи теории личности
- образы картины мира.
Вопросы к беседе:
-Как вы думаете, что влияет на поведение человека?
— Как вы себе представляете, что значит личность?
— Как вы думаете, какие единицы нашего общества формируют личность человека?
Подготовка к вторичному исследованию (1 час)
Цель: установить как научный текст, предлагаемый в школьных учебниках информатики (для анализа возможно использование методических пособий для школьников), воспринимается детьми и определить какой лучше всего подходит для восприятия школьниками.
Форма: семинар.
Методы: беседа, работа с книгой.
Средства: учебники по информатике старшей школы.
Содержание:
— на проекторе учитель показывает два текста по информатике (из вузовского учебника и школьного).
Ученики несколько минут прочитывают и размышляют над представленными текстами и идет обсуждение по поставленному вопросу.
— каждой группе выдается два учебника разных авторов (у всех групп разные учебные пособия)
— краткое изучение материала и выдвижение гипотезы
Вопросы:
— что делает сложнее текст из вузовского учебника для вашего понимания?
— как вы думаете, к какому типу относятся выбранные вами тексты
— как вы думаете, как будет восприниматься выбранные вами тексты учебников
— какими принципами вы руководствовались, делая эти выводы
Проведение вторичного исследования (3 часа)
Цель: исследование научного текста на характер восприятия школьниками.
Форма: внеклассная деятельность (с предоставлением компьютерного класса) и консультации.
Методы: самостоятельная работа и промежуточный контроль.
Средства: компьютер.
Содержание:
— распределение между членами группы исследуемого текста учебников по информатике.
— предоставление отчета текущих результатов по проделанной работе на консультациях.
Механизмы организации картины мира (1 час)
Цель: дать представление об организации образов картины мира.
Форма: семинар.
Методы: лекция с элементами беседы.
Средства: доска.
Содержание:
- три механизма организации картины мира
- анализ выражений на принадлежность к тому или иному механизму
Вопросы к беседе:
— что на ваш взгляд включает в себя картина мира
— как вы думаете, есть ли такой объект, который полностью создан человеком
— как вы думаете, для чего нам нужен такой механизм как упущение
— приведите примеры причинно – следственных связей
Компьютерный урок по Power Point (2 часа)
Цель: проверка знаний приложения MS Office – Power Point.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: обучающий контроль.
Средства: компьютер.
Методические материалы: учебный элемент по Power Point, включающий задания:
- создание различных типов слайдов
- размещение графической и текстовой информации
- использование анимации
Задание: презентация членов группы.
Представление результатов вторичного исследования средствами Power Point (1 час)
Цель: подготовка к презентированию полученных результатов вторичного исследования средствамиPowerPoint.
Форма: компьютерный практикум.
Методы: самостоятельная работа.
Средства: компьютер.
Содержание:
— реализация каждой группой полученных результатов с помощью PowerPoint.
Внутригрупповое мини-исследование на сравнение первоначального и пересказанного текста с помощью базы данных и представление результатов в Excel (2 часа)
Цель: понять специфику восприятия человеком исходного текста и пересказанного.
Форма: семинар.
Методы: самостоятельная работа.
Средства: компьютер, работа с книгой.
Содержание:
— из предложенной художественной литературы группа выбирает текст для исследования.
— из группы выбираются два реципиента.
— выбранным реципиентам прочитывается текст, после чего они должны написать свой пересказ.
— анализ и сравнение пересказанного текста (данные исходного текста даны).
— представление результатов в Excelв виде графиков.
Презентация результатов исследования (1 час)
Цель: подведение итогов работы, представление результатов и выводы.
Форма: семинар.
Методы: демонстрация.
Средства: компьютер, проектор.
Содержание:
— презентация каждой группой результатов вторичного исследования.
— оценивание учащимися выступающих групп по предложенным критериям.
Критерии |
Группы |
||
1 |
2 |
… |
|
1. Присутствие табличных данных |
|
|
|
2. Присутствие графиков или диаграмм |
|
|
|
3. Присутствие анализа результатов |
|
|
|
4. Присутствие выводов |
|
|
|
5. Дизайн: — цветовая палитра — использование различных шрифтов — использование пространства слайда |
|
|
|
6. Спецэффекты |
|
|
|
7. Динамические возможности презентации |
|
|
|