Экзаменационный билет № 12 2

  1. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины
  2. Виды коммуникации. Коммуникативные барьеры.
  3. Этнические различия их психологическая природа, влияние на познавательные процессы

  1. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины ( маклаков)

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действи­ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств.

В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета 4 Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. 5 Апперцепция (от лат. «ad» — к; «perceptio» — восприятие).

Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. 6 Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Восприятие пространства— это восприятие формы, величины, объема объектов, удаленности, местоположения предметов и их движения.В восприятии величиныпредмета существенную роль играет величина его изоб­ражения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем боль­шим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспри­нимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображе­ния предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находим­ся от предмета. На восприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет. Так, например, две совершенно равные диагонали двух па­раллелепипедов воспринимаются разными по длине, если одна из них находится в меньшем, а другая — в большем параллелепипеде. Здесь имеет место иллюзия, вызваннаяперенесением свойства це­лого на его отдельные части.На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизон­тальных.

24 стр., 11747 слов

Исследование восприятия в психологии

... - меньше своей действительной величины. Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а ... опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или "чувство", времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных ...

Кроме того, на восприятие величины предме­та оказывает влияние цвет предмета. Светлые предме­ты кажутся несколько большими, чем темные. Объем­ные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.восприятие формы предмета.Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константности также сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, на­ходящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке бу­дет выглядеть как эллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одина­ковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым, т. е. константным. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обу­словлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необхо­димо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях.

Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенцияидивергенцияглаз, потому что для отчетливого вос­приятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Например, это происходит при переходе взора с далекого предмета на близ­кий. При обратном переходе — с близкого на далекий предмет — наблюдается ди вергенция глаз, т. е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Как кон­вергенция, так и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц. Поэтому они сопровождаются определенными двигательными ощущения­ми. Хотя мы обычно не замечаем эти ощущения, в восприятии пространства они играют весьма существенную роль. Так, при конвергенции глаз возникает незна­чительная диспарантность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспарантиости точек сет­чатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Наряду с ощущениями от конвергенции и дивергенции глаз (при переводе взо­ра с далекого предмета на близкий и обратно) мы получаем ощущения от аккомо­дации глаза. Явление аккомодации(Монокулярное зрение).

20 стр., 9942 слов

Факторы и психологические механизмы восприятия

... расстояниях - двигательные и осязательные (особенно при восприятии формы). 2.1 Восприятие удаленности Человек способен зрительно различать удаленность предметов на расстоянии до 2,5 километров. Все ... .4 Восприятие размера (величины) Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности ...

заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Это достигается сокращением или расслаблением мышц глаза, что влечет за собой определенные ощущения напря­жения или расслабления, которых мы не замечаем, но которые воспринимаются соответствующими проекционными полями коры головного мозга.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей).

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ) Филиал РГГУ в г. Балашихе Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин Реферат по информатике Восприятие информации человеком студентки 2 курса заочной формы обучения специальности 080504 Щеглова Юлия ...

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.

Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значение имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха.

Способность правильно оценивать пространственные отношения называется глазомером. Различают статический и динамический глазомер.

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамический глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае угловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте

Восприятия глубины: монокулярный и бинокулярный

Бинокулярное восприятие осуществляется с помощью бинокулярного параллакса — это различия в проекционных отображениях объекта на сетчатке левого и правого глаза, возникающее в следствии пространственном расположении глаз. Мерой бин. паралакса для данной точки пространства служит разность углов под которыми она видна левому и правому глазу. Бин. паралакс связан с установлением локализации источника звука в пространстве и определяется различиями во время прихода звуковой волны к симметричным рецепторам поверхностям левого и правого уха.

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... общения выделяется три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона ... которое значительно расширяет диапазон возможных объяснений. Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его ...

Монокулярные признаки глубины. Это признаки удаленности, которые могут использоваться при монокулярном зрении. Эффект бинокулярных механизмов зависит от расстояния (неск.10 метров), а остальные дальности восприятия компенсируется монокулярным восприятием глубины.

Наиболее важный признак удаленности является монокулярный паралакс движения, обеспечивает возможность сравнения позиций, возникших в результате движения. Заключается в том, что при движении наблюдателя (боковые движения) угловая величина противоположных по направлению смещений предмета в его зрительном поле обратно пропорционально их удаленности.

Иллюзии зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая — это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается — это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависимости от различных причин, которыми они вызываются.

Иллюзия Мюллера-Лайера. Люди считают, что линия, ограниченная расходящимися вовне лучами, длиннее линии, ограниченной лучами, направленными вовнутрь; на самом деле эти линии равны.

Гештальт-психологи установили ряд факторов:

1. В фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства, схожими по форме, цвету, размеру, текстуре.

2. Из множества элементов в одно целое объединяются те, которые пространственно ближе расположены друг к другу.

3. Если элементы движутся относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то эти элементы образуют фигуру (поезд, стая).

4. Борятся 2 фактора — схождение без остатка и близость

5. Зрительная система старается сохранить характер кривой до пересечения контура и после пересечения с ним

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

... Успешность коммуникации и коммуникативные навыки Поведение коммуникантов в процессе общения преследуетопределенные цели (см. Лекцию Для достижения коммуникативных целей ... иявляется знаковым: само нарушение несет новую информацию. Используя речь, мы можем признавать социальный ... тянутся за нами в жизни иобщении. Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческийязык – изучается языкознанием. Не ...

6. Когда из двух возможных организаций одна ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а другая с открытым, то воспринимается первая.

7. Мы воспринимаем по разному в зависимости от того, на какую часть поля мы направляем взгляд

8. Дорисовывание — например, нарисован забор, виден хвост и маленькая часть дула ружья. Мы воспринимаем, что за забором идет человек с собакой и несет ружье.

  1. Виды коммуникации. Коммуникативные барьеры (Андреева, социальная психология)

О коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S).

3 стр., 1366 слов

ПРОЯВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕНИИ АНГЛИЧАН И РУССКИХ.

Содержание. ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИЙ. 1.1. Социокультурные причины возникновения коммуникативных противоречий. 1.2. Лингвистические причины возникновения коммуникативных противоречий. 2. ПРОЯВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРТИВОРЕЧИЙ В ОБЩЕНИИ АНГЛИЧАН И РУССКИХ. 2.1. Проявление коммуникативных противоречий, возникающих по ...

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде».

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах. Все это позволяет совершенно по-особому ставить вопрос об обучении общению, например, в условиях социально-психологического тренинга, что будет подробнее рассмотрено ниже.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения.

Средства коммуникации.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же — умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

Простейшая модель, предложенная американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации.

  1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
  2. Что? (передается) — Сообщение (текст)
  3. Как? (осуществляется передача)— Канал
  4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
  5. С каким эффектом? — Эффективность

Невербальная коммуникация.

Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989).

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая системазнаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.Организация пространства и времени коммуникативного процессавыступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Проксемика — специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, —это «контакт глаз»,имеющий место в визуальном общении. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка.Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обменинформацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

12.3Этнические различия, их психологическая природа, влияние на познавательные процессы

Этническая группа – это вид большой социальной группы, это группа людей, которые имеют представление о себе как о членах воображаемого сообщества, объединенного (символически или метафорически): единством происхождения и общей культурой.

Этнические различия – это всегда различия культур, но не всегда различия культур – этнические. Различия культур становятся этническими только тогда, когда связываются в восприятии людей с этническими группами. Что такое культура? Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием ее устойчивости.

Причины (природа) этнических различий:

1)Традиционно-религиозные,

2)Географические: климат, ландшафт, живая природа,

3)Языковые,

4)Социально-психологические (особенности адаптации).

Существует типология 4-х измерений культур, разработанная Хофстеде:

1) Индивидуализм/Коллективизм – критерием выступает цель, которая определяет группу: операциональная (достижение результата — мотивация к достижениям, отношение к своим и чужим по одной шкале ценностей) (США, Швеция, Новая Зеландия, Англия)/эмоциональная (получение эмоций – поведение определяется принадлежностью к группе, отношение к своим и чужим по разным шкалам ценностей) (Пакистан, Корея, Япония, Чили);

2) Дистанция власти, критерий – распределение власти – Горизонтальная иерархия (кто за что отвечает – власть компетентная, главное – решать конкретные задачи, каждый сам отвечает за свой результат) (США, Швеция, Германия, Израиль)/Вертикальная иерархия (кто за кого отвечает – власть сильная, главное – сохранить существующие структуры, за результат отвечает начальник) (Франция, Турция, Индия, Югославия);

3) Маскулинность/Феминность – критерием выступает значение половой роли (какая важнее), Высокое значение маскулинности (целеустремленность, рациональность, жестокость, однозначность) (США, Япония, Мексика, Германия)/Высокое значение феминности (ситуативность, эмоциональность, мягкость, амбивалентность) (Швеция, Иран, Чили, Югославия);

4) Избегание неопределенности – критерием является стратегия развития группы, Низкое значение (главное – добиться того, чего нет – терпимость к разногласиям, ресурс группы – будущее, свобода поведения, стремление к изменениям) (США, Гонконг, Ямайка, Малайзия)/Высокое значение (главное – сохранить то, что есть – нетерпимость к разногласиям, ресурс группы – прошлое, формализованные правила, сопротивление к изменениям) (Англия, Франция, Япония, Колумбия).

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Этнические различия и культура накладывает свой отпечаток на них. В конце 19-го века английский исследователь Риверс исследовал на островах пролива Торрес, а также на Новой Гвинее и Южной Индии познавательные процессы «диких» племен. Изучалось зрительное восприятие (острота зрения, восприятие цвета, восприятие пространства), а также слух, обоняние, вкус, опознание веса, время реакции на различные стимулы, память. Считалось, что у них развиты хорошо различные чувства (слух, зрение), за счет которых страдал интеллект, по сравнению с европейцами. Риверсом были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Так, для них синий более темный цвет, чем для нас: они сравнивают яркий синий цвет с грязной водой или темнотой ночи. Также изучалась подверженность иллюзиям у англичан (больше иллюзия Мюллера-Лайера) и туземцев (горизонтально вертикальная иллюзия больше).

Полученные данные продемонстрировали, что культура, причем не только степень образованности ее членов, влияет на подверженность иллюзиям. Риверс и его последователи пришли к заключению, что культура воздействует на то, каким образом человек видит окружающий его мир, но у примитивных народов не лучше развито восприятие, чем у европейцев. Также, мышление и восприятие, по мнению Сепира и Уорфа (американские исследователи), не могут не зависеть от того, на каком языке говорит человек. В современном языке эскимосов имеется около двадцати слов для обозначения понятия «снег», в английском языке – одно, а в языке ацтеков есть только одно слово, обозначающее и «снег», и «лед», и «холод». В соответствии с гипотезой лингвистической относительности пришлось бы признать, что эскимосы способны воспринимать больше видов снега, чем американцы, а у ацтеков с восприятием снега возникают большие сложности. Таким образом, культурная и этническая принадлежность накладывает отпечаток на то, как мы познаем окружающий нас мир (Стефаненко).