20.Невербальная коммуникации: система, направления изучения, механизмы и точность определения значения

Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика.

  1. Кинесика: позы, жесты, походка, мимика

-Позы можно клас­сифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаи­моотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­гические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отноше­нию к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).

-Жесты: выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по приз­наку центробежности (движение от себя) или центростремитель­ности (движение к себе); по критерию однозначности и много­значности.

-Походка. Ее измерениями являются ритмич­ность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

-Мимика

  • Стабильные сигналы (врожденные: цвет кожи, строение лица)
  • Относительно стабильные сигналы (фактура кожи, морщины)
  • Нестабильные сигналы (мимика, бледность)
  • Мимические движения:
  • эмблемы (замены слов, предложений)
  • иллюстраторы (помощь в объяснении)
  • экспрессивные знаки
  • регуляторы регулируют беглость коммуникации (напри­мер, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).
  • Адапторы (сморкание, потирание носа)

2. Гаптика — прикосновения

3. Паралингвистика

  • громкость голоса и ее изменение
  • скорость и ритмичность речи
  • тембр
  • звучность и напряженность речи
  • мелодика речи
  • ясность артикуляции

4. Экстралингвистика – охи, смех, кашель

5. Окулесика

  • направление и длительность визуального контакта
  • движение глаз и их размер

6. Ольфакция — запах

25 стр., 12212 слов

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего ...

... передаче и приему информации: суперфиксы -- жесты, мимика, паузирование -- также создают контекстность устной речи. В-третьих, в устной речи есть целый ряд неформализуемых средств, которые ... правого" и "левого". Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы -- тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. ...

7. Гастика — пища, напитки

8. Проксемика – пространственная организация

  1. Дистанция
  • интимная (0 — 45 см)
  • персональная (46-120 см)
  • социальная (121 — 400 см)
  • публичная (401 — 750 см)
  1. Ориентация и угол общения
  2. Расположение вещей

4. Территориальность

5. Временная организация ситуации

Цели: влияние на реципиента

  1. Передача информации

-экономия вербального сообщения

-замена вербалики

-акивизация вербальной информации

-показатель позитивности сообщения

-обратная связь

  1. Влияние на когнитивную активность реципиента (подчеркивание некот. Моментов)
  2. Изменение аттитюдов реципиента (направленные на себя движения, прямая поза, контакт глаз, громкий твердый голос, сокращение дистанции).
  3. Изменение эмоционального состояния реципиента (заражение, например смехом)
  4. Влияние на самооценку и определение статуса реципиента
  5. Формирование представления о реципиенте
  6. Побуждение реципиента к действию

Цели: влияние на коммуникатора

  1. Передача информации
  2. Влияние на когнитивную активность коммуникатора (позы, связанные с плохим настроением

— > лучше решение когнитивных задач)

  1. Изменение аттитюдов коммуникатора (самоубеждение)
  2. Саморегуляция коммуникатором эмоционального состояния
  3. Самораскрытие коммуникатора (демонстрация своих особенностей, наклон в строну реципиента, увеличение визуального контакта, больше длительность общения)
  4. Самопрезентация коммуникатора
  5. Побуждение коммуникатора к действию

Кодирование

Система Р.Бердвистла

Первая известная попытка создать алфавит невербальной коммуникации принадлежит Бердвистлу, который разделил тело человека на восемь зон, связав с каждой из них определенные кины (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999). Кин — элементарный акт телесного человеческого поведе­ния, мельчайшее и неделимое, наименее заметное движение; имеет малую длительность (приблизительно 1/50 сек).

Кины объ­единяются в кинемы.

Кинема — более крупная единица, с помощью которой про­исходит реальное общение людей. Кинемы объединяются в более крупные единицы — кинеморфы, кинеморфемы и кинесинтагмы. Невербальное сообщение складывается из кинем так же, как человеческая речь из последовательности слов.

Кивки (3 кинемы)

2. Повороты головы (3 кинемы)

3. Связки, движения всей головой (3 кинемы)

4. Брови (5 кинем)

5. Нос (4 кинемы)

6. Подбородок (2 кинемы)

7. Щеки (2 кинемы)

8. Рот (7 кинем)

9. Язык (1 кинема)

Система кодирования эмоций п. Экмана

Экман сузил об­ласть поисков и создал систему кодирования мимики человека, связав ее с эмоциональными состояниями. Его система получила название FAST (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999). Он разделил лицо на три зоны: лоб-брови-глаза; нос-щеки и рот-подбородок. Он прослеживал изменения, сопровождающие каждую из шести основных эмоций: радость/счастье; удивление/ изумление; страх; отвращение/презрение; печаль; гнев/ярость. В результате он создал вербальные описания и фотоэталоны каж­дой эмоции (табл. 3.2).

Основные эмоции:

Удивление

Брови округлены и высоко подняты; кожа под бровями натянута; горизонтальные морщины на лбу; веки раскрыты; рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

Страх

Брови приподняты и сдвинуты; в центре лба появляются морщины; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято; рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

Отвращение

Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена; нос наморщен; щеки подняты; нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины; брови опущены, как и верхние веки.

Радость

Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты; рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами; от носа к внешнему краю губы тянутся морщины (носо-губные складки); щеки подняты; верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены; у наружного края уголков глаз появляются морщинки — «гусиные лапки».

Горе

Внутренние уголки бровей подняты вверх; кожа между бровями треугольной формы; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

Гнев

Брови опущены и сведены; между бровями вертикальные складки; верхние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены; глаза неподвижные, могут казаться выпученными; губы находятся в одном из двух положений (крепко сжаты, утолки губ прямые или опущенные или раскрыты и напряжены, как при крике); ноздри могут быть расширены.

Все остальные эмоции П.Экман отнес к дополнительным, или вторичным: вторичные эмоции не столь ярко выражены и яв­ляются модификацией или комбинацией основных. По мнению Экмана, существует четыре способа синтеза дополнительных эмоций:

— полное наложение двух и более основных эмоций (возмож­но, очень быстрое по времени и непрерывное);

— распределение эмоций: одна область лица выражает одну эмоцию, другая — другую;

— частичное смешение эмоций за счет особых действий лице­вых мышц;

— последовательное, почти одновременное действие друг за другом нескольких основных эмоций.

Экман полагал, что для успешного опознания эмоций по ми­мике необходимо учитывать выражение лица в целом.

Однако в системе Экмана отсутствует связь между внешними мимическими проявлениями и движениями лицевых мускулов. Поэтому система FAST была модифицирована в FACS. В этой системе лицевые мускулы или их комбинации сопоставлены с оп­ределенными мимическими движениями. Всего выделено сорок четыре мускула/их комбинаций, которые описывают все основные ми­мические проявления. Комбинация этих движений определяет выражение лица. В системе предусмотрена фиксация интенсив­ности действия мускулов и их длительности (начало, максимум, конец).

Таким образом, система описывает всю мимику, а не только основные эмоциональные состояния.

Несмотря на достоинства, система FACS оказалась объемной и достаточно трудной для использования. Поэтому на ее основе была создана система EMFACS. Она предназначена только для кодирования эмоциональных выражений. В нее вошли только те комбинации лицевых мускулов, соответствие которых эмоцио­нальному состоянию имеет хорошее эмпирическое подтверж­дение.

Система кодирования эмоций К. Леонхарда

Леонхард, подобно Экману, пытался создать систему кодирования мимики человека. Он использовал принцип деления лица на определенные зоны и дифференцировал состояния на основе ведущего элемента мимики (Лабунская, 1999). Причем в его системе были учтены не только основные эмоции. Он счи­тал, что некоторые состояния выражаются преимущественно на лбу. Он назвал их минами области лба. К ним относятся напря­жение, страх и внимание. По такому же принципу он выделил и другие мины: мины области подбородка и носа (стремление, отвращение, порицание), мины области рта (удивление, отвраще­ние, упрямство, волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, страх, радость), мины области глаз (легкое внимание, удовлетворение, симпатия, антипатия, размышление, оценива­ние, вопрошание); мины области щек (страдание, скорбь), неспецифические мины (смех, слезы, смущение); интегральные мины (пренебрежение, презрение, восхищение, сострадание, одобре­ние, нерешительность, счастье).

Словари невербального поведения

Наибольшее внимание в них уде­ляется кинесике, особенно жестам. Одним из них является сло­варь русских жестов Г.Крейдлина (Крейдлин, 2002). Этот словарь включает в себя ряд статей, посвященных разным жестам. Каж­дая статья состоит из двух частей: входа и интерпретации.

Вход включает в себя схематическое изображение жеста (фо­тографию или рисунок), его название, а также описание актив­ных (осуществляющих жест) и пассивных (в отношении которых осуществляется жест) органов.

Интерпретация включает в себя:

— физическое описание жеста;

— описание «удлинителей» — материальных объектов, кото­рые, не будучи частями тела человека, могут служить сос­тавным элементом того или иного жеста, например, палоч­ка для указующего жеста;

— толкование — подробное описание значения жеста; а однословная характеристика семантики жеста — сопостав­ление жеста с определенным словом;

— условия употребления — возможная сочетаемость жеста, ситуативные и прагматические условия его употребления;

— звуковые последовательности, которые часто сопровожда­ют жест;

— сопутствующие жесты — жесты, мимика, позы и телодви­жения, которые часто исполняются одновременно с описы­ваемым жестом;

— звуковые и речевые аналоги и жестовые аналоги — те ком­муникативные единицы (соответственно, звуковые комби­нации, слова и выражения русского языка и жесты), кото­рые близки по смыслу к описываемому жесту и потому могут заменять его в процессе общения;

— энциклопедические и культурные сведения о жестах — эти­мологическая и историческая информация о жесте, сведе­ния о культурной специфике жеста и его значениях;

— текстовые иллюстрации — примеры употреблений языко­вых выражений, описывающих данный жест;

— фразеология — социально и культурно наиболее значимые, а в языковом отношении наиболее употребительные жесто­вые фразеологизмы.

Механизмы определения содержания невербального сообщения

1. Категоризация. Опознание эмоционального состояния че­ловека по невербальному поведению происходит путем сличения признаков, присущих коммуникатору, с перцептивным эталоном, сформированным реципиентом (Лабунская, 1999). Выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщен­ное опознание — это отнесение эмоции к определенному типу (отрицательная—положительная, приятная—неприятная, актив­ная—пассивная).

Если при опознании того же состояния реци­пиент указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное.

Перцептивные эталоны эмоций обладают следующими осо­бенностями.

Во-первых, перцептивный эталон включает в себя от одиннадцати до девятнадцати признаков.

Во-вторых, каждый человек обращает внимание только на некоторые признаки, входящие в эталон. Для радости такими единицами являются улыбка, реже — сияющие глаза, смешливость, общее оживление.

В-третьих, чаще всего в эталоны эмоций входят мимические признаки. Вместе с тем большую роль при опознании эмоцио­нальных состояний играют и другие движения человека. Напри­мер, страх часто интерпретируется как удивление, поскольку для них характерна одна и та же мимика. Однако страху свойственна двигательная активность, а удивлению нет.

В-четвертых, эталоны мало вариативны. Это означает, что люди примерно одинаково представляют себе основные призна­ки эмоций.

В-пятых, первые эталоны формируются достаточно рано. Уже дети 4—5 лет способны опреде­лить, какой объект или человек нравится коммуникатору на основании длительности и частоты его взглядов.

По характеру категоризации люди делятся на «аналитиков» (тех, кто руководствуется при категоризации эталонами в целом) и «синтетиков» (тех, кто производит пошаговое сравнение каж­дой особенности лица коммуникатора и эталона).

2. Имитация. Определение эмоционального состояния ком­муникатора происходит посредством повторения реципиентом его невербального поведения. В результате такого повторения у реципиента появляются те же эмоции, что и у коммуникатора.

Какие причины затрудняют точное декодирование невербаль­ных сообщений? Их можно разделить на особенности реципиен­та, коммуникатора и ситуации общения.

Особенности реципиента

  • Групповая принадлежность (пол, возраст, профессия, культура) – женщины лучше распознают эмоции, в пожилом возрасте хуже
  • Интеллектуальная сфера – при развитом невербальном интеллекте лучше
  • Перцептивные эталоны — Умение вербально описывать перцептивные эталоны и рисовать их
  • Эмоционально-волевая сфера – эмоц. чувствительность
  • Коммуникативная сфера – при стремлении к близости – лучше распознание.
  • Детский опыт

Особенности коммуникатора

  • Групповая принадлежность (пол, возраст, культура), женщины более интенсивно выражают позитивные эмоции
  • Внешний вид – кустистые брови- легче показывать гнев
  • Когнитивная сфера – интернальная сфера больше говорят
  • Эмоционально-волевая сфера — Тревожные люди больше двигают руками, у них короче и быстрей взгляд, улыбка появляется реже, чем у спокойных и уверенных людей
  • Коммуникативная сфера – экстраверты говорят громче, чаще смеются
  • Детский опыт

Особенности ситуации (кодирование)

  • Коммуникативная позиция — коммуникатор чаще первым прерывает невербальный контакт, чем реципиент;
  • Подготовленность сообщения — коммуникатор делает боль­ше жестов, связанных со смыслом сообщения, если произ­носит его спонтанно, без подготовки
  • Наличие партнера — люди, работающие с партнером, улыба­ются чаще
  • Знакомство с партнером — незнакомые партнеры по обще­нию находятся на большем расстоянии друг от друга, чем знакомые
  • Расстояние и шум — большое расстояние до партнера или шум увеличивают интенсивность жестикуляции; то же са­мое происходит, когда вербальный канал уже используется другим человеком
  • Тема коммуникации — между партнерами, хвалящими друг друга или общающимися на личные темы, устанавливается меньшее расстояние;
  • Тревожность ситуации — в тревожной ситуации люди встают дальше друг от друга

Особенности ситуации: декодирование

Вместе с тем, на стадии декодирования большое значение приобретают следующие характеристики ситуации:

— когнитивная нагрузка: грустные люди точнее понимают смысл невербального сообщения, если находятся в условии когнитивной нагрузки, то есть выносят суждения, не задумываясь над ними долго.

— контекст коммуникации. Для различных ситуаций взаимо­действия невербальная коммуникация, речь и их сочетание имеют разное значение. Например, для ситуации приема на работу более важным оказывается то, что человек говорит, чем то, что он делает.

— характер невербального акта: лучше распознаются основ­ные и интенсивные эмоции.

— информация о невербальном поведении. Во-первых, люди лучше распознают эмоции по статичным изображениям, чем в динамике. Во-вторых, эффективность декодирования эмоций определяется наличием информации о кинестетических и паралингвистических показателях: например, люди лучше определяют ситуационную тревогу коммуникатора, если слышат его голос, но не видят жестов и мимики, а личностную тревогу — наоборот.

Методы изучения невербальной коммуникации

Значение невербальной коммуникации

  • Наблюдение за коммуникатором
  • Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции
  • Демонстрация эмоциональных состояний (просят представить эмоцию и изобразить ее)

Изучение точности декодирования

  • Наблюдение – пара людей: один изображает эмоцию, другой должен распознать
  • Опознание фото и голосовых эталонов
  • Опознание в ряду изображений
  • Опознание по видеозаписи
  • Сравнение ответов наблюдателей с самоотчетом коммуникатора

Методики для изучения обыденных представлений о невербальной коммуникации

  • Изображение перцептивных эталонов. Участники исследования графически изоб­ражают предложенные им состояния.

Вербальное описание перцептивных эталонов. Участники исследования вербально описывают основные признаки разных состояний человека.

  • Методика свободной семантической оценки невербального поведения
  • Оценка коммуникатора по ряду личностных шкал
  • Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения». Респондента просят представить, что их коллега (ученик, мать, родственник) обладает ниже перечисленными характеристиками, и сказать, насколько они затрудняют общение с ним. В качестве характеристик выделяются различные экспрессивно-речевые и социально-перцептивные особенности партнеров, их отношение к окружающим, навыки организации взаимодействия, а также интенсивность общения, количество, пол, возраст и статус партнеров.