(от 4-х-до7-ми лет)
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________________
Решение МПК от ___________________ протокол №_____________ принят на срок _____________________________
Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты____________________________ Логопед: __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития ...
... отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных предложений. Речевая активность у подавляющего большинства резко снижена. Понимание речи в основном ... медико-педагогический консилиум рекомендует дублирование диагностической группы. Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа: - при поступлении в группу обследование детей ...
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решением МПК от ____________________________________________________________________________________
выпускается с ________________________________________________________________________________________
в __________________________________________________________________________________ (тип школы, д/сада)
Ответственный за выпуск ______________________________________________________________________________
Члены МПК __________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
II. Анамнез
Мать _________________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребёнка)
Отец _________________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребёнка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей до рождения ребёнка ________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
От какой беременности ребёнок __________________________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз I-ой половины, II половины беременности, травмы, падения, психозы, хронические заболевания, инфекции) ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________________________________
Устранение причин неблагоприятного психологического климата в ...
... семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для ... занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, ...
______________________________________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Когда закричал ребёнок _________________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) ______________________________________________________________________________________________________
Вес и рост при рождении _______________________________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить) _________________________________________________________________
как взял грудь _________________________________________________________________________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) ______________________________________________________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________________________________
Когда выписались из роддома____________________________________________________________________________
если задержались, то почему ____________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Головку держит с _______________ (в норме с 1,5 мес.)
Сидит с _______________ (в норме с 6 мес.)
Стоит с _______________ (в норме с 11-12 мес.)
Ходит с _______________ (в норме с 1 года)
Первые зубы _______________ (в норме в 6-8 мес.)
К году зубов _______________
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1-го года — _________________________________________________________________________________________
После 1-го года — ______________________________________________________________________________________
До 3-х лет — ___________________________________________________________________________________________
После 3-х лет _________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление — ____________
Лепет — ____________ (в норме от 4-х до 8-ми мес.)
Характер лепета — ___________________________________________________________
Первые слова — ____________ (в норме около 1-го года)
Первые фразы- ____________ (в норме от 1,5 до 2-х лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___________________________________________________________
Использование жестов — ____________________________________________________________________________________
Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры слова после 3-х лет _________________________________
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... нает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя ... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он ... качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навыки, ...
______________________________________________________________________________________________________
Отмечались ли грубые аграмматизмы после 3-х лет _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно _____________________________________________________________
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ____________________________________________________________
Результаты логопедической работы _______________________________________________________________________
ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
III. Общие психические реакции
а) контактность ребёнка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
б) наличие или отсутствие интереса к игрушкам, игровой и другим видам деятельности___________________________
______________________________________________________________________________________________________
в) стойкость интереса, неустойчивость, отвлекаемость_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
г) индивидуальные особенности ребёнка __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
IV. Исследование слухового внимания
а) дифференциация звучащих игрушек ____________________________________________________________________
б) определение направления звука _______________________________________________________________________
V. Восприятие и воспроизведение ритма
а) из 4 элементов (4-5 лет): —.., -..-, ..—, -…, …-;
б) из 5 элементов (5-7 лет): —..-, -..—, —…, …—;
VI. Исследование зрительного восприятия
а) соотнесение картинки с соответствующим цветовым фоном:
4-5 лет (белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий)___________________________________________________
5-7 лет (кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый) _________________________
______________________________________________________________________________________________________
б) называние и дифференциация основных цветов и их оттенков (см. пункт А)___________________________________
______________________________________________________________________________________________________
VII. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
а) показать правую и левую руку, правую и левую ногу (4-7 лет)______________________________________________
показать правый и левый глаз, правое и левое ухо (5-7 лет) ________________________________________________
показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо (6-7 лет) ________________________________________
б) показать предметы впереди, позади, вверху, внизу________________________________________________________
в) складывание фигур из палочек по образцу, по памяти_____________________________________________________
г) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (4-5 лет) ___________________________________________________
5-8 частей (5-7 лет) __________________________________________________
ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
VIII. Исследование общей моторики
— прыжки на обеих ногах_____________________ __________________________________________________________
— прыжки на правой, на левой ноге (попеременно) __________________________________________________________
— ударить мяч об пол, поймать___ ________________________________________________________________________
— подбросить мяч над головой, поймать ___________________________________________________________________
— поймать брошенный мяч ______________________________________________________________________________
Объём выполняемых движений (полный, неполный)________________________________________________________
Темп (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________________________________________
Активность (заторможенность, двигательное беспокойство, нормальная) _______________________________________
Координация движений (норма, некоординированность) _____________________________________________________
IX. Исследование ручной моторики
а) Кинестетическая организация движений (пробы на праксис “позы”):
соединить 1-ый и 2-ой пальцы в виде кольца ___________________________________________________________
вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы (остальные согнуты)_______________________________________________________
вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы (остальные согнуты)_______________________________________________________
б) Динамическая организация движений пальцев:
1) перебор пальцев
— правой рукой ________________________________________________________________________________________
— левой рукой ________________________________________________________________________________________
— одновременно двумя руками ___________________________________________________________________________
2) “игра на рояле”
— правой рукой ________________________________________________________________________________________
— левой рукой ________________________________________________________________________________________
— одновременно двумя руками ___________________________________________________________________________
в) Манипуляции с мелкими предметами __________________________________________________________________
-конструктивный праксис _______________________________________________________________________________
- навыки работы с карандашом, ручкой _________________________________________________________________
Объём движений (полный, неполный) ____________________________________________________________________
Темпы выполнения (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (норма, некоординированность), наличие синкенезий в общескелетной, мимической, артикуляторной мускулатуре, способность к переключению движений ____________________________
______________________________________________________________________________________________________
X. Исследование речевой моторики
Параметры упражнения |
Наличие или Отсутствие Движения |
Тонус |
Активность |
Объём |
Точность |
Темп |
Замена |
Синкине зии |
Переключение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Для мышц лица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Нахмурить брови |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Поднять брови вверх (удивиться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Зажмурить глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Спокойно закрыть и открыть глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Последовательно закрыть правый затем левый глаз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Надуть щёки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Втянуть щёки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Надуть только правую щеку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Надуть только левую щеку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для челюстей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Рот широко открыть — закрыть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Нижняя челюсть вправо – влево |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для губ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Растянуть губы в улыбке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Вытянуть губы вперёд трубочкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Улыбка-трубочка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Поднять верхнюю губу вверх |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Опустить нижнюю губу вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для языка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Язык широкий – (“лопаточкой”) на нижней губе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Высунуть узкий язык – (“жалом”) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Язык широкий – узкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу (“качели”) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Круговое облизывание кончиком языка губ — (“вкусное варенье”) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Язык в форме “лодочки” (боковые края языка приподняты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Язык в форме “чашечки” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пощёлкать (поцокать) языком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Язык вправо-влево (“маятник”) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для мягкого нёба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук “А” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Широко открыть рот и зевнуть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XI. Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата
Челюсти (дефекты верхней, нижней челюсти)_____________________________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) ____________
Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа) _____________________________________
Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)___________________________________________________________________
Язык (толстый, мясистый, “географический” язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) __________________________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо (высокое, “готическое”, низкое, плоское) ____________________________________________
Мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) _____________________________________________________________________________________
Расщелина (сквозная /односторонняя, двусторонняя/, несквозная /полная, неполная, субмукозная/) _______
Рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки ________________________________________________
Носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривления носовой перегородки ______________
Срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки ________________________
Увеличение глоточной непарной миндалины _____________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XII. Состояние звукопроизношения
Исследуемые звуки Условия |
С |
С’ |
З |
З’ |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Ч |
Л |
Л’ |
Р |
Р’ |
|
При изолированном произношении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С Л О Г О В
|
Открытых без стечения согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закрытых без стечения согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со стечением согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С Л О В |
в начале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в середине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в конце (кроме звонких) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во фразах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В связной речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э __________________________________________________________________________
Заднеязычные звуки: К, К’, Г, Г’, Х, Х’____________________________________________________________________
Переднеязычные звуки: Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’ _________________________________________________________________
Губные звуки: П, П’, Б, Б’, Ф, Ф’, В, В’, М, М’______________________________________________________________
Звук й _______________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XIII. Cостояние слуховой функции
Состояние биологического слуха _______________________________________________________________
Состояние восприятия речи (беседа, выполнение специальных инструкций) ___________________________
____________________________________________________________________________________________
XIV. Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип дыхания (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)____________________________
Ритмичность дыхания ________________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха (5 лет – 3-4 слова, 6-7 лет – 4-6 слов)____________________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи _______________________________________________
Особенности голоса:
— сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) _________________________________
— высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту)________________________________________
— тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)_______________________________
— употребление основных видов интонации, их оттенков _________________________________________
— выразительность (нормальная, выразительная, монотонная) _____________________________________
XV. Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) ______________________
____________________________________________________________________________________________
Употребление основных видов интонации ________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XVI. Воспроизведение звукослоговой структуры слова
4-5 лет ДОМ- КРЫША-
КАША- КОШКА-
СНЕГ- МОСТИК-
ХЛЕБ- КАПУСТА-
ПОМИДОРЫ-
С 5 лет СВИСТОК- СКВОРЕЧНИК-
ТЕМПЕРАТУРА- АКВАРИУМ-
МИЛИЦИОНЕР- ПРОСТОКВАША
ЛЕКАРСТВО- СКОВОРОДА-
Мальчики слепили снеговика ____________________________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _______________________________________________________________________
Волосы подстригает парикмахер в парикмахерской _________________________________________________________
Милиционер едет на мотоцикле __________________________________________________________________________
Постовой стоит на перекрёстке __________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XVII. Исследование фонематического восприятия /дифференциации фонем/
а) повторение серий слогов
серии из двух слогов
БА-ПА ПА-БА ГА-КА КА-ГА
ЗА-СА СА-ЗА СА-ША ША-СА
ЖА-ША ША-ЖА ЗА-ЖА ЖА-ЗА
ЧА-ТЯ ТЯ-ЧА ЩА-ЧА ЧА-ЩА
ТА-ДА ДА-ТА СА-ЦА ЦА-СА
ША-ЩА ЩА-ША СЯ-ЩА ЩА-СЯ
серии из трёх слогов (c6 лет)
БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА СА-ША-СА ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ
б) дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (показать картинки):
МИШКА-МЫШКА УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА ТРАВА-ДРОВА
в) дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
МИСКА-МИШКА КРЫСА-КРЫША РЕЧКА-РЕДЬКА ЦВЕТИК-СВЕТИК
ЧЁЛКА-ЩЁЛКА ВЕЧЕР-ВЕТЕР КОСЫ-КОЗЫ
XVIII. Исследование фонематического, анализа, синтеза и фонематических представлений
1) Фонематический анализ
а) узнавание звука на фоне слова (с 4 лет):
Определить, есть ли звук “М” (или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Определить, есть ли звук “Р” (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
б) выделение первого гласного звука из слова (с 5 лет):
АНЯ- ОСЫ- ОЛЯ- ИННА-
АИСТ- УТКА- ИРА- УЛИЦА-
в) определение первого согласного звука в словах:
МАК- ТРАВА- ВОРОБЕЙ- ЧАШКА-
ДЫМ- КОШКА- БУЛКА- ЩУКА-
в) определение последнего звука в слове:
МАК – КЛЮЧ- МУХА- ТРУБА-
ДОМ — ТАНК- БАРАБАН-
г) определение последовательности звуков в словах:
МАК- ЛУК- РАМА-
СУП- КАША-
д) определение количества звуков в слове:
ДОМ- ЛУНА- БАНАН-
РАК- СОВЫ- ЛАМПА-
2) Фонематический синтез
Ч,А,С- ТЬ,М,А- З,В,У,К-
П,Ы,ЛЬ- П,А,Р,К- С,Т’,И,Х’,И-
3) Фонематические представления
Отобрать картинки в названии которых есть звук Р: РАК, КОШКА, ПАРОВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР ____________
______________________________________________________________________________________________________
Придумать слова со звуком М ___________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XIX. Исследование понимания речи а. Характеристика пассивного словаря
1. Объём словаря ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Точность понимания слов _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Б. Понимание различных грамматических форм словоизменения
- дифференциация единственного и множественного числа существительных
СТОЛ –СТОЛЫ СТУЛ-СТУЛЬЯ БЕРЁЗА — БЕРЁЗЫ
ДОМ — ДОМА ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
- различение предложно-падежных конструкций:
В НА ПОД ПО НАД ПЕРЕД ЗА ОКОЛО
В-ИЗ НА-С ПОД — ИЗ-ПОД
- Дифференциация форм словообразования
А) дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
ДОМ-ДОМИК ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ ЗАМОК-ЗАМОЧЕК
СТУЛ-СТУЛЬЧИК ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА
Б) дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:
ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ-БУСИНКА РОСА-РОСИНКА
В) дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл) _______
______________________________________________________________________________________________________
- Понимание словосочетаний и простых предложений
А) понимание словосочетаний
“Покажи ключом карандаш” _____________________________________________________________________________
“Покажи ключ карандашом” _____________________________________________________________________________
“Где собака хозяина, хозяин собаки?”_____________________________________________________________________
“Где мама дочки, дочка мамы?”__________________________________________________________________________
б) понимание простых распространённых предложений
Покажи картинку: Девочка рвёт цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
В) понимание вопросительных предложений:
- Кого ловит девочка? _______________________________________
- Чем девочка ловит бабочку?________________________________
- Кто ловит бабочку? ________________________________________
Г) понимание сложно-подчинённых предложений и сложных логико-грамматических конструкций (с 6 лет):
- Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ________________________
- Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? _______________________
- Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?_______________________
- Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ______________
Д) понимание связной речи _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XX. Исследование лексики и грамматического строя речи
- Исследование активного словаря
А) конкретные существительные (назвать картинки по лексическим темам) ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
б) обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов;
с 5 лет:
— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ______________________________________________
— части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________________________________
— части мебели: спинка, ножка, сиденье ___________________________________________________________________
— части машины: дверца, колёса, руль, кабина______________________________________________________________
с 6 лет:
— части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________________________________
— части одежды: воротник, манжета, петля ________________________________________________________________
— части машины: кузов, кабина, фары, мотор ______________________________________________________________
— части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________________________________
— название профессий _________________________________________________________________________________
г) глагольный словарь
с 5 лет:
-Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________________________________
— Кто как передвигается? _______________________________________________________________________________
— Кто как кричит? _____________________________________________________________________________________
c6 лет:
-Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________________________________
— Кто что делает? (с использованием названий профессий людей) _____________________________________________
д) прилагательные
- обозначающие цвет (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет) _______________________________________________________________________________
- обозначающие форму (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный) _______________________
е) подбор антонимов (6 лет):
ДОБРО – ГОРЕ- ДРУГ-
БОЛЬШОЙ- ШИРОКИЙ- ВЫСОКИЙ-
ПОДНИМАТЬ — ДАВАТЬ- ПОКУПАТЬ-
2. Состояние словоизменения
а) употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (с 4 лет):
СТОЛ- КУКЛА- УХО-
СЛОН- РУКАВ- ГЛАЗ-
РОТ- ЛИСТ- ДЕРЕВО-
ОКНО- СТУЛ- ВОРОБЕЙ-
ПЕНЬ- ЛЕВ- СОН-
Б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________________________________
У меня нет __________________________________________________________________________________________
Я рисую ____________________________________________________________________________________________
В) употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет
ШАР- СТОЛ- ДОМ-
БЕРЁЗА- ЧАШКА- КНИГА-
ДЕРЕВО- ЛИСТ- СТУЛ-
МЯЧ- КЛЮЧ- КАРАНДАШ-
г) употребление предложно-падежных конструкций
В НА ПОД НАД ЗА ПЕРЕД ОКОЛО
д) согласование существительного и прилагательного в роде и числе
ШАР- МАШИНА- ПЛАТЬЕ- КАРАНДАШИ-
е) согласование числительных с существительными
2 5
ДОМ- ________________________________________________________________________________________________
КУКЛА — _____________________________________________________________________________________________
ШАР — _______________________________________________________________________________________________
ЖУК- ________________________________________________________________________________________________
3) Состояние словообразования
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
СТОЛ- ГНЕЗДО- ОКНО-
КРОВАТЬ- ПЛАТЬЕ- ДОМ-
ЛОЖКА- КУКЛА- ШКАФ
б) образование названий детёнышей животных
КОШКА (с 4 лет)- ЗАЯЦ (с 5 лет) — КОРОВА (с 6 лет)-
УТКА (с 4 лет)- МЕДВЕДЬ (с 5 лет)- СОБАКА (с 6 лет)-
ЛОШАДЬ (с 6 лет)- ОВЦА (с 6 лет) — СВИНЬЯ (с 6 лет)-
в) образование прилагательных от существительных (с 6 лет)
ДЕРЕВО- МЕТАЛЛ-
МЕХ- СОЛОМА-
РЕЗИНА- КИРПИЧ-
БУМАГА- СНЕГ-
ПУХ- ШЕРСТЬ-
БРУСНИКА- ЧЕРНИКА-
НОРА ЛИСЫ- ЛАПА МЕДВЕДЯ-
ХВОСТ ЗАЙЦА- УХО ВОЛКА-
Г) образование приставочных глаголов (с 6 лет)
ХОДИТ- УХОДИТ-ВХОДИТ-ВЫХОДИТ-ПЕРЕХОДИТ
БЕЖИТ-УБЕГАЕТ-ВБЕГАЕТ-ВЫБЕГАЕТ-ПЕРЕБЕГАЕТ
Д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет
рисовал- писал- делал-
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XXI.Состояние связной речи
(пересказ для детей 4-5 лет, рассказ по серии сюжетных картинок – для детей 6 лет)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________