VIII. Состояние общей моторики

Карта обследования детей с общим недоразвитием речи

I. Анкетные данные

Фамилия имя_________

Дата рождения________

Домашний адрес______

Из какого ДОУ поступил_______________________________________________________________

Решение МПК от _________________протокол № ______________принят на срок_______________

Диагноз медико – педагогической комиссии_______________________________________________

_____________________

Дата заполнения речевой карты____________________Логопед:______________________________

II. Анамнез

Мать ________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Отец ________________

(профессия, возраст при рождении ребёнка)

Наличие наследственных, нервно – психических, хронических соматических заболеваний у родителей и ближайших родственников до рождения ребёнка________________________________

_____________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________

_____________________

От какой беременности ребёнок_________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз I половины, II половины беременности; травмы, падения матери во время беременности, психозы, стрессы, профессиональные вредности, хронические заболевания, инфекции)________________________________________________________________

_____________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_________________________

_____________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)________________________________

_____________________

Родовые травмы, какие именно _________________________________________________________

Когда закричал ребёнок, ( какие меры предпринимались, если закричал не сразу)_______________

_____________________

Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя)_________________________________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимость резус – фактора матери и ребёнка)_____

Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание (на какие сутки принесли кормить)_________________________________________

Как взял грудь________

Как сосал( наблюдались ли срыгивания, попёрхивания)_____________________________________

Грудное вскармливание до______________________________________________________________

29 стр., 14482 слов

Коррекция психики детей переживших развод родителей

... помимо его воли, часто определяют его по­ступки, » – писала Н.К. Крупская. Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического на­рушения у ребенка не так ... беседа, метод независимых характери­стик, тестирование. Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях», «ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных осо­бенностей личности). База исследования . ...

Когда выписывались из роддома_________________________________________________________

Если задержались то почему____________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Головку держит с____________________________(в норме с 1,5 месяцев)

Сидит с_____________________________________(в норме с 6 месяцев)

Стоит с_____________________________________( в норме с 11 – 12 месяцев)

Ходит с_____________________________________(в норме с 1года)

Первые зубы_________________________________(в норме в 6 – 8 месяцев)

К году зубов_________________________________

 

 

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1 –го года -_________________________________________________________________

После 1 –го года -______________________________________________________________

До 3 –х лет____

Наличие или отсутствие оперативного вмешательства по закрытию нёбной расщелины, удалению носовых полипов, аденоидов, по нормализации носовой перегородки________

_____________

Раннее речевое развитие

Гуление — _________________________( в норме с 2 – 3 месяцев)

Лепет — ___________________________(в норме от 4 до 8 месяцев)

Характер лепета — ______________________________________________________________

Первые слова — _____________________(в норме около 1 –го года)

Первые фразы — ____________________(в норме от 1,5 до 2 –х лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_______________________________

Использование жестов — ________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличное, дефект остаётся не замеченным; постоянно фиксируют внимание на дефекте; переживают, но не принимают мер и др.)_____

_____________

Занимались ли с логопедом (с какого возраста, как долго)____________________________

_____________

Результаты логопедической работы_______________________________________________

ВЫВОД:_____________________________________________

III. Общие психические реакции

a. Контактность ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение не устойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)

_____________

b. Наличие или отсутствие интереса к игрушкам, игровой или другой видам деятельности__

_____________

c. Устойчивость не устойчивость интереса отвлекаемость______________________________

______________

d. Индивидуальные особенности ребёнка_____________________________________________

______________

ВЫВОД:____________________

IV. Состояние слухового внимания

a. Дифференциация звучащих игрушек________________________________________

b. Определение направления звучащей игрушки________________________________

V. Восприятие и воспроизведение ритма

a. Из 4 элементов (4 – 5 лет): // — — , / — — /, — — // , ///-.

6 стр., 2544 слов

Говорящие движения рук

... (и очень полезно, кстати) составить по текстам Толстого полный каталог выразительных, значимых движений рук, описаний их формы, цвета их кожи. Но в сжатой форме проиллюстрировать роль ... соберется, пожалуй, во всех остальных произведениях этого писателя, считающегося мастером описания эмоциональных состояний. Поэтому позволим себе процитировать целый фрагмент новеллы. "Не знаю, случалось ли вам ...

b. Из 5 элементов (5 – 7 лет): // — — / , / — — // , — — ///,- — — //

VI. Состояние зрительного восприятия

a. Соотнесение картинки с соответствующим цветовым фоном:

4 – 5 лет (белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий)_________________________________

_____________________

5- 7 лет (кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый)________

_____________________

b. Называние и дифференциация основных цветов и оттенков ( см. пункт а)________________

_____________________

 

VII. Состояние зрительно – пространственного гнозиса и праксиса

a. Показать правую и левую руку_____________________________________________

b. Показать предметы спереди, позади, слева, справа, вверху, внизу от себя_________

_______

c. Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________________

d. Складывание разрезных картинок из 2 — 4частей(4 – 5 лет) _____________________

Из 5- 8 частей(5 – 7 лет)_____________________

ВЫВОД:__________________________________

VIII. Состояние общей моторики

 

§ Прыжки на обеих ногах__________________________________________________________

§ Прыжки на правой, левой ноге (попеременно)_______________________________________

§ Ударить мяч об пол и поймать___________________________________________________

§ Подбросить мяч над головой и поймать____________________________________________

§ Поймать брошенный логопедом мяч______________________________________________

 

Объём выполняемых движений (полный, не полный)_______________________________________

Темп (нормальный, быстрый, медленный)________________________________________________

Активность нормальная, заторможенность, расторможенность, двигательное беспокойство)______

_____________________

Координация движений (норма, некоординированность)____________________________________

IX. Состояние ручной моторики

a. Кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы»)

§ Соединить 1й и 2й пальцы в виде кольца____________________________________

§ Вытянуть 2й и 3й пальцы (остальные согнуты)_______________________________

§ Вытянуть 2й и5й пальцы (остальные согнуты)________________________________

b. Динамическая организация движений пальцев:

1. Перебор пальцев

§ Правой рукой_____________________________________________________

§ Левой рукой______________________________________________________

§ Одновременно двумя руками________________________________________

2. Имитация игры на рояле:

§ Правой рукой_____________________________________________________

§ Левой рукой______________________________________________________

§ Одновременно двумя руками________________________________________

3. Манипуляция с мелкими предметами_______________________________________

§ Конструктивный праксис___________________________________________

§ Навыки работы с карандашом, ручкой________________________________

Объём движений (полный, неполный)____________________________________________________

Темпы выполнения (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (норма, некоординированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляторной мускулатуре, способность к переключению движений______________________________________

__________________________________________

 

X. Состояние речевой моторики

Параметры упражнения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность Объём Точность Темп Замена Синкинезии Переключение
Для мышц лица                  
1.Нахмуривание бровей                  
2.Поднимание вверх бровей                  
3.Зажмуривание глаз                  
4.Спокойное закрывание и открывание глаз                  
5.Последовательное закрывание и открывание правого, затем левого глаза                  
6.Надувание щёк                  
7.Втягивание щёк                  
8.Надувание щёк                  
9.Надувание только левой щеки                  
Для челюстей                  
1.Широкое открывание и закрывание рта                  
2.Движение нижней челюстью вправо — влево                  
Для губ                  
1.Растягивание губ в улыбке                  
2. Вытягивание губ вперёд трубочкой                  
3.Улыбка — трубочка                  
4.Поднимание верхней губы вверх                  
5.Опускание нижней губы вниз                  
6.Одновременное поднимание верхней губы вверх, и опускание нижней губы вниз                  
Для языка                  
1.Широкий язык –(«лопаточкой») на нижней губе                  
2.Высовывание узкого языка(«жалом»)                  
3.Язык широкий -узкий                  
Укладывание широкого языка на нижнюю губу(«качели»)                  
5.Круговое облизывание кончиком языка губ –«вкусное варенье»                  
6.Язык в форме «лодочки»(боковые края языка приподняты)                  
7.Язык в форме «чашечки»                  
8.Шёлканье «цоканье» кончиком языка                  
9.Движения языком вправо –влево «маятник»                  
Для мягкого нёба                  
1.Отрывистое на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произнесение буквы «А»                  
2.Зевание при широко открытом рте                  

Вывод_________________________________________________________________

 

XI. Состояние звукопроизношения

Исследуемые звуки Условия произношения С С* З З* Ц Ш Ж Щ Ч Л Л* Р Р*
При изолированном произношении                          
В слогах При открытых без стечения согласных                          
В закрытых без стечения согласных                          
Со стечением согласных                          
В словах В начале                          
В середине, в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

 

Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э_______________________________________________________

Заднеязычные звуки: К, К*, Г, Г*, Х, Х*________________________________________________

Переднеязычные звуки: Т, Т*, Д, Д*, Н, Н*,_____________________________________________

Губные звуки: П, П*, Б, Б*, Ф, Ф*, В, В*, М, М*_________________________________________

Звук Й______________

Логопедическое заключение___________________________________________________________

__________________________________________

 

XII. Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата

 

Челюсти (дефекты верхней и нижней челюсти)____________________________________________

Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия)____

Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа)______________________________

Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, расположенные вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)_______________________________________

_____________________

Язык (толстый, мясистый, «географический», длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)_

_____________________

Твёрдое нёбо ( высокое «готическое», низкое, плоское)_____________________________________

_____________________

Расщелина (сквозная /односторонняя, двусторонняя/, несквозная / полная, неполная, субмукозная/)

_____________________

Рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки_________________________________________

Наличие послеоперационных щелей_____________________________________________________

Мягкое нёбо (нормальное, укороченное, расщеплённое, раздвоенный маленький язычок, его отсутствие)___________

Срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки_________________

Носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривления носовой перегородки _____________________

Увеличение глоточной непарной миндалины______________________________________________

ВЫВОД_______________________________________________________

 

XIII. Состояние слуховой функции

 

Состояние биологического слуха (по данным медкарты)____________________________________

Понимание речи (беседа, выполнение различных инструкций)_______________________________

_____________________

 

XIV. Состояние дыхательной и голосовой функции

 

Тип дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)____________________

_____________________

Ритмичность дыхания__________________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха ( 5 лет 3 – 4 слова на выдохе, 6 – 7 лет – 4 – 6 слов) ________ _____________________

Направление голосовыдыхательной струи при речи________________________________________

Особенности голоса:

§ Сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.)

§ Высота голоса (высокий, низкий, соответствующий возрасту)

§ Тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)

§ Употребление основных видов интонации, их оттенков (вопросительной, побудительной, повествовательной)_____________________________________________________________

§ Выразительность речи (нормальная, монотонная)____________________________________

§ Внятность речи_________________________________________________________________

 

ВЫВОД__________________________________

 

XV. Особенности динамической стороны речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________

Ритм (нормальный, дизритмия)__________________________________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_______________

_____________________

Употребление основных видов интонации ________________________________________________

ВЫВОД__________________________________

 

 

XVI. Воспроизведение звукослоговой структуры слова

Лет

ДОМ-

КАША-

СНЕГ-

ХЛЕБ-

ПОМИДОРЫ-

КРЫША-

КОШКА-

МОСТИК-

КАПУСТА-
С 5 лет

ТЕМПЕРАТУРА-

МИЛИЦИОНЕР-

ЛЕКАРСТВО-

СКВОРЕЧНИК-

АКВАРИУМ-

ПРОСТОКВАША-

СКОВОРОДА-


 

Мальчики лепили снеговика ____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_______________________________________________________

Волосы подстригает парикмахер в парикмахерской_________________________________________

Милиционер едет на мотоцикле_________________________________________________________

Постовой стоит на перекрёстке__________________________________________________________

 

ВЫВОД:__________________________________

 

XVII. Состояние фонематического восприятия

/слухопроизносительная дифференциация фонем/

 

a. Повторение серий слогов

Серии из двух слогов


БА – ПА

ЗА – СА

ЖА – ША

ЧА – ТЯ

ТА – ДА

ША – ЩА

ПА – БА

СА – ЗА

ША – ЖА

ТЯ – ЧА

ДА – ТА

ЩА – ША

ГА – КА

СА – ША

ЗА – ЖА

ЩА – ЧА

СА – ЦА

СЯ – ЩА

КА – ГА

ША – СА

ЖА – ЗА

ЧА – ЩА

ЦА – СА

ЩА — СЯ


 

Серии из трёх слогов

 


БА–ПА-ПА

ДА – ТА – ТА

ЦА – СА – ЦА

ЖА – ША – ЖА

ПА — БА – ПА

ТА – ДА – ТА

СА – ЦА – СА

ША – ЖА – ША

ГА – КА – ГА

ЗА – СА – ЗА

СА –ША – СА

ЧА – ТЯ – ЧА

ГА – КА – ГА

ЗА – СА – ЗА

СА – ША – СА

ЧА – ТЯ – ЧА

КА – ГА — КА

СА – ЗА – СА

ША – СА – ША

ТЯ – ЧА — ТЯ


 

b. Слуховая дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки со словами квазиомонимами):

 

МЫШКА – МИШКА УТОЧКА – УДОЧКА БОЧКА – ПОЧКА ТРАВА – ДРОВА

 

c. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:

 

МИШКА – МИШКА КРЫСА – КРЫША РЕЧКА – РЕДЬКА ЧЁЛКА – ЩЁЛКА

КОСЫ – КОЗЫ ПЕЧКА – ПЕТЬКА

 

XVIII. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

a. Узнавание звука на фоне слова(с 5 лет):

Определить, есть ли звук «М»( или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

Определить, есть ли звук «Р» (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

b. Выделение первого ударного гласного звука из слова(с 5 лет):

 


АНЯ –

АИСТ-

ОСЫ-

УТКА-

ОЛЯ-

ИРА-

ИННА-

УЛИЦА-


C. Выделение последнего согласного звука из слова

МАК- КЛЮЧ- ДОМ- ТАНК- БАРАБАН-

 

D. Определение звука в слове (начало, середина, конец слова)

Определить, где слышится звук «Р» в следующих словах / предварительно убедиться, что ребёнок понимает смысл словосочетаний « начало слова», «конец слова»/:

 


РАКЕТА- ДВОР- РАК- СЫР- ШАР- ПАРОХОД- КАРТИНА-

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Все остальные приводимые ниже более сложные виды звукового анализа слов исследуютья только у тех детей дошкольного возраста, которые уже обучаются грамоте.

 

e. Выделение первого согласного звука из слова:

 


МАК-

ДЫМ-
ТРАВА-

КОШКА–
ВОРОБЕЙ-

БУЛКА–
ЧАШКА –

ЩУКА–

 



f. Выделение последнего гласного звука из слова:

КОШКА – ЛУНА – РАМА – МОЛОКО – СУХАРИ – СТОЛЫ –

 

g. Определение последовательности звуков в слове:

МАК- СУП- ЛУК- КАША- РАМА-

 

h. Определение количества звуков в слове:

 


ДОМ-

РАК-
ЛУНА-

СОВЫ-
БАНАН-

ЛАМПА-

 

 


Фонематический синтез

Узнать слово, предъявленное по отдельным звукам


Ч.А.С-

П.Ы.ЛЬ–
ТЬ.М.А-

П.А.Р.К-
З.В.У.К-

С.ТЬ.И.ХЬ.И-

 


Фонематические представления


Отобрать картинки, в названиях которых есть звук «Р»: РАК, КОШКА, ПАРАВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР_______

_____________________

Придумать слова со звуком «М»_________________________________________________________

ВЫВОД:__________________________________

XIX. Состояние понимания речи

A. Характеристика пассивного словаря

1. Объём словаря_______________________________________________________________

__________________________________________

2. Точность понимания значений слов_____________________________________________

__________________________________________

B. Понимание различных грамматических форм словоизменения

1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных


СТОЛ- СТОЛЫ

ДОМ-ДОМА

СТУЛ-СТУЛЬЯ

ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ


БЕРЁЗА-БЕРЁЗЫ


2. Понимание предложно – падежных конструкций со следующими предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

В-ИЗ, НА- С, ПОД- ИЗ-ПОД

 

C. Дифференциация форм словообразования

1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов


ДОМ-ДОМИК

СТУЛ-СТУЛЬЧИК

ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ

ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА

ЗАМОК-ЗАМОЧЕК

 

2. Дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:

ВИНОГРАД-ВИНОГРАДИНКА

БУСЫ-БУСИНКА

РОСА-РОСИНКА

3. Дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл)_____

D. Понимание словосочетаний и простых предложений

1. Понимание словосочетаний:

«Покажи ключом карандаш»_____________________________________________________

«Покажи ключ карандашом»_____________________________________________________

«Где собака хозяина, хозяин собаки?»______________________________________________

«Где мама дочки, дочка мамы?»___________________________________________________

2. Понимание простых распрострвнённых предложений

Покажи картинку: Девочка рвёт цветы, Девочка играет в мячик, Девочка убирает комнату.

3. Понимание смысла вопросов

§ Кого ловит девочка?

§ Чем девочка ловит бабочку?

§ Кто ловит бабочку?

4. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных логико – грамматических конструкций (с 6 лет)

§ Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?_________________________________________

§ Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?________________________________________

§ Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?_________________

§ Папа читал газету после того, как пообедал, Когда папа читал газету: до или после обеда?_

______________

5. Понимание связной речи_________________________________________________________

_____________________

ВЫВОД:__________________________________

 

XX. Состояние активного словаря

Номинативный словарь

a. Знание названий конкретных предметов (назвать картинки по лексическим темам – одежда, обувь, домашние и дикие животные, посуда ит.д.)___________________________

_____________

b. Наличие обобщающих слов (назвать одним словом группу однородных предметов)______

______________

______________

c. Знание частей тела, частей предметов, название профессий;

С 5 лет:

§ Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др._______________________

§ Части одежды: рукав, воротник, пуговица__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: дверца, колёса, руль, кабина________________________________________

С 6 лет:

§ Части тела: локоть, колено, плечо, пальцы, ноготь.__________________________________

§ Части одежды: воротник, манжета, петля__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________________

§ Части окна: рама, подоконник, стекло______________________________________________

§ Название профессий:____________________________________________________________

Предикативный словарь

С 5 лет:

§ Что ты делаешь в течении дня? (утром, днём, вечером)_______________________________

______________

§ Как передвигаются птицы и разные животные?______________________________________

______________

С 6 лет:

§ Какие звуки издают разные птицы и животные? (лошадь ржёт, ворона каркает и т.д.)_____

_____________________

§ Кто что делает? ( с использованием названий профессий людей)_______________________

_____________________

Повар_______________

Портниха ____________

Художник ___________

Писатель ____________

Строитель ___________

Атрибутивный словарь

§ Обозначение цвета предметов (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет)_________________________________

§ Обозначение формы предметов (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный)________________________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет)

 


ДОБРО –

БОЛЬШОЙ-

ПОДНИМАТЬ-

ГОРЕ-

ШИРОКИЙ-

ДАВАТЬ-

ДРУГ-

ВЫСОКИЙ-

ПОКУПАТЬ-


 

 

XXI. Состояние грамматического строя речи


A. Состояние функции словоизменения

a. Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа( с 4 лет):

 


СТОЛ-

СЛОН-

РОТ-

ОКНО-

ПЕНЬ-
КУКЛА-

РУКАВ-

ЛИСТ-

СТУЛ-

ЛЕВ-
УХО-

ГЛАЗ-

ДЕРЕВО-

ВОРОБЕЙ-

СОН-


b. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

У меня есть карандаш (кукла)____________________________________________________

У меня нет_____

Я рисую_______

c. Употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет

 


ШАР-

БЕРЁЗА-

ДЕРЕВО-

МЯЧ-
СТОЛ-

ЧАШКА-

ЛИСТ-

КЛЮЧ-
ДОМ-

КНИГА-

СТУЛ-

КАРАНДАШ-


d. Употребление падежных конструкций с предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

e. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе


ШАР-

МАШИНА-

ПЛАТЬЕ-

КАРАНДАШИ-


 

f. Согласование существительных с числительными 2 и 5 (один стол, два стола, пять столов)

ДОМ-_________________________2_________________5____________________________

КУКЛА-_______________________2________________5_____________________________

МЕДВЕДЬ-____________________2________________5______________________________

ДЕРЕВО-______________________2________________5______________________________

ЛИСА-________________________2________________5______________________________