Карта обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

(от 5-ти-до7-ми лет)

I. Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________________

Решение МПК от ___________________ протокол №_____________ принят на срок _____________________________

Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты____________________________ Логопед: __________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 стр., 4310 слов

Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте

Реферат по предмету: Предупреждение речевых нарушений на тему: «Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте» Оглавление Введение 1. Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста 3. Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного ...

II. Анамнез

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей до рождения ребёнка ______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

От какой беременности ребёнок __________________________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз I-ой половины, II половины беременности, травмы, падения, психозы, хронические заболевания, инфекции) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок _________________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________________

9 стр., 4096 слов

Заражение венерическим заболеванием и ВИЧ-инфекцией

Контрольная работа по дисциплине: Уголовное право на тему: Заражение венерическим заболеванием и ВИЧ-инфекцией Содержание Введение Понятие венерического заболевания и ВИЧ–инфекции Наказание за заражение венерическим заболеванием и ВИЧ–инфекций Заключение Список литературы Введение В настоящее время мир переживает пандемию инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекция), а ...

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) ______________________________________________________________________________________________________

Вес и рост при рождении _______________________________________________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить) _________________________________________________________________

как взял грудь _________________________________________________________________________________________

как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) ______________________________________________________

Грудное вскармливание до ______________________________________________________________________________

Когда выписались из роддома____________________________________________________________________________

если задержались, то почему ____________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Головку держит с _______________ (в норме с 1,5 мес.)

Сидит с _______________ (в норме с 6 мес.)

Стоит с _______________ (в норме с 11-12 мес.)

Ходит с _______________ (в норме с 1 года)

Первые зубы _______________ (в норме в 6-8 мес.)

К году зубов _______________

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года — ____________________________________________________________

После 1-го года — _________________________________________________________

До 3-х лет — ______________________________________________________________

Наличие или отсутствие оперативного вмешательства по закрытию нёбной расщелины, удалению носовых полипов, аденоидов, по нормализации носовой перегородки__________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление — ____________

Лепет — ____________ (в норме от 4-х до 8-ми мес.)

Характер лепета — ___________________________________________________________

Первые слова — ____________ (в норме около 1-го года)

Первые фразы- ____________ (в норме от 1,5 до 2-х лет)

3 стр., 1155 слов

Содержание и методика обучения движениям детей дошкольного возраста

Содержание Стр. Введение 2 Глава 1. Общие положения процесса обучения движениям 4 1.1. Обучение движениям как главное звено в методике физического воспитания и обучения 4 1.2. Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения движениям 10 Глава 2. Процесс обучения движениям детей дошкольного возраста 17 2.1. Возрастные основы содержания физического воспитания и формирования двигательных ...

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___________________________________________________________

Использование жестов — ____________________________________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ____________________________________________________________

Результаты логопедической работы _______________________________________________________________________

ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

III. Общие психические реакции

а) контактность ребёнка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

б) наличие или отсутствие интереса к игрушкам, игровой и другим видам деятельности___________________________

______________________________________________________________________________________________________

в) стойкость интереса, неустойчивость, отвлекаемость_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

г) индивидуальные особенности ребёнка __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

IV. Исследование слухового внимания

а) дифференциация звучащих игрушек ____________________________________________________________________

б) определение направления звучащей игрушки ____________________________________________________________

V. Исследование зрительного восприятия

а) называние и дифференциация основных цветов и их оттенков_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

б) соотнесение картинки с соответствующим цветовым фоном________________________________________________

VI. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

а) показать правую и левую руку_________________________________________________________________________

б) показать предметы впереди, позади, вверху, внизу________________________________________________________

в) складывание фигур из палочек по образцу, по памяти_____________________________________________________

г) складывание разрезных картинок из 2-4-6 частей _________________________________________________________ ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

VII. Исследование общей моторики

— прыжки на обеих ногах_____________________ __________________________________________________________

— прыжки на правой, на левой ноге (попеременно) __________________________________________________________

— ударить мяч об пол, поймать___ ________________________________________________________________________

— подбросить мяч над головой, поймать ___________________________________________________________________

— поймать брошенный мяч ______________________________________________________________________________

Объём выполняемых движений (полный, неполный)________________________________________________________

Темп (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________________________________________

Активность (заторможенность, двигательное беспокойство, нормальная) _______________________________________

Координация движений (норма, некоординированность) _____________________________________________________

VIII. Исследование ручной моторики

а) Кинестетическая организация движений (пробы на праксис “позы”):

соединить 1-ый и 2-ой пальцы в виде кольца ___________________________________________________________

вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы (остальные согнуты)_______________________________________________________

вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы (остальные согнуты)_______________________________________________________

б) Динамическая организация движений пальцев:

1) перебор пальцев

— правой рукой ________________________________________________________________________________________

— левой рукой ________________________________________________________________________________________

— одновременно двумя руками ___________________________________________________________________________

2) “игра на рояле”

— правой рукой ________________________________________________________________________________________

— левой рукой ________________________________________________________________________________________

— одновременно двумя руками ___________________________________________________________________________

в) Манипуляции с мелкими предметами __________________________________________________________________

-конструктивный праксис _______________________________________________________________________________

  • навыки работы с карандашом, ручкой _________________________________________________________________

Объём движений (полный, неполный) ____________________________________________________________________

Темпы выполнения (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (норма, некоординированность), наличие синкенезий в общескелетной, мимической, артикуляторной мускулатуре, способность к переключению движений _____________________________

______________________________________________________________________________________________________

IX. Исследование речевой моторики

Параметры

упражнения

Наличие или

отсутствие

движения

Тонус

Активность

Объём

Точность

Темп

Замена

Синкине зии

Переключение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Для мышц лица

1. Нахмурить брови

2. Поднять брови вверх (удивиться)

3. Зажмурить глаза

4. Спокойно закрыть и открыть глаза

5. Последовательно закрыть правый затем левый глаз

6. Надуть щёки

7. Втянуть щёки

8. Надуть только правую щеку

9. Надуть только левую щеку

Для челюстей

1. Рот широко открыть — закрыть

2. Нижняя челюсть вправо – влево

Для губ

1. Растянуть губы в улыбке

2. Вытянуть губы вперёд трубочкой

3. Улыбка-трубочка

4. Поднять верхнюю губу вверх

5. Опустить нижнюю губу вниз

6. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз

Для языка

1. Язык широкий – (“лопаточкой”) на нижней губе

2. Высунуть узкий язык – (“жалом”)

3. Язк широкий – узкий

4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу (“качели”)

5. Круговое облизывание кончиком языка губ — (“вкусное варенье”)

6. Язык в форме “лодочки” (боковые края языка приподняты)

7. Язык в форме “чашечки”

8. Пощёлкать (поцокать) языком

9. Язык вправо-влево (“маятник”)

Для мягкого нёба

1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук “А”

2. Широко открыть рот и зевнуть

ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

X. Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата

Челюсти (дефекты верхней, нижней челюсти)_____________________________________________________

Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) ____________

Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа) _____________________________________

Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)___________________________________________________________________

Язык (толстый, мясистый, “географический” язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) __________________________________________________________________________________________

Твёрдое нёбо (высокое, “готическое”, низкое, плоское) ____________________________________________

Мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) _____________________________________________________________________________________

Расщелина (сквозная /односторонняя, двусторонняя/, несквозная /полная, неполная, субмукозная/) _______

Рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки ________________________________________________

Наличие послеоперационных щелей_____________________________________________________________ Носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривления носовой перегородки ______________

Срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки ________________________

Увеличение глоточной непарной миндалины _____________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

XI. Состояние звукопроизношения

Исследуемые звуки

Условия

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

При изолированном произношении

С

Л

О

Г

О

В

открытых без стечения согласных

закрытых без стечения согласных

со стечением согласных

С

Л

О

В

в начале

в середине

в конце

(кроме звонких)

Во фразах

В связной речи

Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э __________________________________________________________________________

Заднеязычные звуки: К, К’, Г, Г’, Х, Х’____________________________________________________________________

Переднеязычные звуки: Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’ _________________________________________________________________

Губные звуки: П, П’, Б, Б’, Ф, Ф’, В, В’, М, М’______________________________________________________________

Звук й _______________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

XII. Cостояние слуховой функции

Состояние биологического слуха _______________________________________________________________

Состояние восприятия речи (беседа, выполнение специальных инструкций) ___________________________

____________________________________________________________________________________________

XIII. Состояние дыхательной функции

Тип дыхания (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)____________________________

Ритмичность дыхания ________________________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха (5 лет – 3-4 слова, 6-7 лет – 4-6 слов)____________________________

Направление голосовыдыхательной струи при речи _______________________________________________

XIV. Состояние просодических компонентов речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________________

Ритм (нормальный, дисритмия)_________________________________________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) ___________________

__________________________________________________________________________________________

Особенности голоса:

— сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) _________________________________

— высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту)________________________________________

— тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)_______________________________

— употребление основных видов интонации, их оттенков _________________________________________

— выразительность (нормальная, выразительная, монотонная) _____________________________________

Внятность речи ____________________________________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

XV. Воспроизведение звукослоговой структуры слова

ДОМ- КРЫША-

КАША- КОШКА-

СНЕГ- МОСТИК-

ХЛЕБ- СКВОЗНЯК-

ПОМИДОРЫ- СВИСТОК-

ТЕМПЕРАТУРА- АКВАРИУМ-

МИЛИЦИОНЕР- ПРОСТОКВАША

ЛЕКАРСТВО- СКОВОРОДА-

Мальчики слепили снеговика ____________________________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _______________________________________________________________________

Волосы подстригает парикмахер в парикмахерской _________________________________________________________

Милиционер едет на мотоцикле __________________________________________________________________________

Постовой стоит на перекрёстке __________________________________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

XVI. Исследование фонематического восприятия /дифференциации фонем/

а) повторение серий слогов

серии из двух слогов

БА-ПА ПА-БА ГА-КА КА-ГА

ЗА-СА СА-ЗА СА-ША ША-СА

ЖА-ША ША-ЖА ЗА-ЖА ЖА-ЗА

ЧА-ТЯ ТЯ-ЧА ЩА-ЧА ЧА-ЩА

ТА-ДА ДА-ТА СА-ЦА ЦА-СА

ША-ЩА ЩА-ША СЯ-ЩА ЩА-СЯ

серии из трёх слогов

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА СА-ША-СА ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ

б) дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (показать картинки):

МИШКА-МЫШКА УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА ТРАВА-ДРОВА

в) дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

МИСКА-МИШКА КРЫСА-КРЫША РЕЧКА-РЕДЬКА ЦВЕТИК-СВЕТИК

ЧЁЛКА-ЩЁЛКА ВЕЧЕР-ВЕТЕР КОСЫ-КОЗЫ

XVII. Исследование фонематического, анализа, синтеза и фонематических представлений

1) Фонематический анализ

а) выделение звука на фоне слова (с 5 лет):

Определить, есть ли звук “М” (или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

Определить, есть ли звук “Р” (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

б) выделение первого гласного звука из слова (с 5 лет):

АНЯ- ОСЫ- ОЛЯ- ИННА-

АИСТ- УТКА- ИРА- УЛИЦА-

в) определение первого согласного звука в словах:

МАК- ТРАВА- ВОРОБЕЙ- ЧАШКА-

ДЫМ- КОШКА- БУЛКА- ЩУКА-

в) определение последнего звука в слове:

МАК – КЛЮЧ- МУХА- ТРУБА-

ДОМ — ТАНК- БАРАБАН-

г) определение последовательности звуков в словах:

МАК- ЛУК- РАМА-

СУП- КАША-

д) определение количества звуков в слове:

ДОМ- ЛУНА- БАНАН-

РАК- СОВЫ- ЛАМПА-

2) Фонематический синтез

Ч,А,С- ТЬ,М,А- З,В,У,К-

П,Ы,ЛЬ- П,А,Р,К- С,Т’,И,Х’,И-

3) Фонематические представления

Отобрать картинки в названии которых есть звук Р: РАК, КОШКА, ПАРОВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР ____________

______________________________________________________________________________________________________

Придумать слова со звуком М ___________________________________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

XVIII. Исследование словарного запаса а. Характеристика пассивного словаря

1. Объём словаря ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Точность понимания слов _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

3. Соответствие возрасту ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Б. Характеристика активного словаря

1. Объём словаря ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Точность употребления слов___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

3. Соответствие возрасту ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

XIX. Исследование грамматического строя речи

1. Характеристика употребляемых предложений ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2. Состояние словоизменения

а) употребление предложно-падежных конструкций

В НА ПОД НАД ЗА ПЕРЕД ОКОЛО

б) согласование существительного и прилагательного в роде и числе

ШАР- МАШИНА- ПЛАТЬЕ- КАРАНДАШИ-

в) согласование числительных с существительными

2 5

ДОМ- ________________________________________________________________________________________________

КУКЛА — _____________________________________________________________________________________________

ШАР — _______________________________________________________________________________________________

ЖУК- ________________________________________________________________________________________________

3) Состояние словообразования

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

СТОЛ- ГНЕЗДО- ОКНО-

КРОВАТЬ- ПЛАТЬЕ- ДОМ-

ЛОЖКА- КУКЛА- ШКАФ

б) образование названий детёнышей животных

КОШКА- ЗАЯЦ- КОРОВА-

УТКА- МЕДВЕДЬ- СОБАКА-

ЛОШАДЬ- ОВЦА- СВИНЬЯ-

в) образование прилагательных от существительных (с 6 лет)

ДЕРЕВО- МЕТАЛЛ-

МЕХ- СОЛОМА-

РЕЗИНА- КИРПИЧ-

БУМАГА- СНЕГ-

ПУХ- ШЕРСТЬ-

БРУСНИКА- ЧЕРНИКА-

НОРА ЛИСЫ- ЛАПА МЕДВЕДЯ-

ХВОСТ ЗАЙЦА- УХО ВОЛКА-

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________