20
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФАМИЛИЯ________________________________
ИМЯ ________________________________
ДИАГНОЗ: ________________________________
_________________________________
ПРОТОКОЛ № __________ ОТ ________________
ЛОГОПЕД_______________________
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ) ___________________
Домашний адрес ______________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________
(№ ДОУ, район)
Дата поступления в речевую группу______________________________
Решение медико-педагогической комиссии от _____________________
Протокол № __________ принят на срок __________________________
Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты __________________________________
Решением РМПК от_______________ протокол № __________________
продлевается срок пребывания в речевой группе на _________________
Решением РМПК от ______________ протокол № __________________
выпускается с __________________________________________ речью
в __________________________________________ (тип школы, д/сада)
Ответственный за выпуск _______________________________________
Члены РМПК _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...
... Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. ... г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения ...
(фамилии логопедов)
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать_________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец_________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок _________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________________________________________________________________________________________________________________
Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) _____________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________
Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________________
Вес и рост при рождении _______________________________________
Развитие детей до года и лепетная речь
... чашку, протягивая ему взамен красочную неваляшку. Развитие речи у детей до года В раннем возрасте об умственном развитии ребенка зачастую судят по уровню сформировавшейся речи. К двум-трем ... он будет стараться, и однажды у него все получится. Развивать речь ребенка необходимо с самого рождения. Это позволит избежать задержек в развитии и вырастить здорового и ...
Вскармливание (когда принесли кормить) _________________________
Как взял грудь ________________________________________________
Как сосал ____________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________
Грудное вскармливание до ______________________________________
Когда выписались из роддома ___________________________________
Если задержались, то почему ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку _________________________(Н- с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть ___________________________________(Н-с 6 мес.)
Когда стал ходить _________________________________(Н- 11-12 мес)
Когда появились первые зубы _______________________(Н- с 6-8 мес.)
К году зубов __________________________________________________
Перенесенные заболевания:
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До 1 года _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
До 3-х лет ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________
После 3-х лет _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление______________________________________________________
Лепет (время)_______________________________________(Н- 4-8 мес.)
Характер лепета _______________________________________________
Первые слова с _________________________________(Н- около 1 года)
Первые фразы ________________________________(Н- от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
-грубые искажения звукослоговой структуры слова после 3-х лет ____
_____________________________________________________________
-грубые аграмматизмы после 3-х лет _____________________________
_____________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно ____________________
_____________________________________________________________
Использование жестов _________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста _____________________
Результаты логопедической работы ______________________________
_____________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника);
б) определение направления звука (звучащей игрушки)
2. Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4-х до 5 лет (из 4 элементов): — — . ., — . . -, . . — -, . . . –
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): — — . . -, — . . — — , — — . . ., . . . — —
3. Исследование зрительного восприятия:
а) подбор картинок к данному световому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий.
От5 до 7 лет: кроме основных цветов – розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый;
б) показ основных цветов (в том же объеме, что и в п.а)
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) 4-7 лет: показать правую и левую руку, правую и левую ногу;
5-7 лет: правый и левый глаз, правое и левое ухо;
6-7 лет: правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо;
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади;
в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (4-5 лет), из 5-8 частей (5-7 лет);
складывание фигур из палочек.
5. Состояние общей моторики:
— сила движений
— точность движений
— темп движений
— координация движений
— переключение от одного движения к другому
6. Состояние ручной моторики:
— точность движений
— темп движений
— синхронность движений правой и левой руки
— переключение от одного движения к другому
ЗАДАНИЯ: 4-5 лет:»Здороваются пальчики правой и левой руки», «Здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
5-7 лет дополнительно «Игра на рояле» (1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1).
— кулак–ладонь-ребро (правой, затем левой)
— чередование движений: правая рука-левая ладонь, левая рука-правая ладонь, далее наоборот
Состояние звукопроизношения
Звуки |
Характер произношения звуков |
||
изолированно |
в словах |
во фразах |
|
б-п-м |
|
|
|
в-ф |
|
|
|
д-т-н |
|
|
|
г-к-х |
|
|
|
й |
|
|
|
с |
|
|
|
с’ |
|
|
|
з |
|
|
|
з’ |
|
|
|
ц |
|
|
|
ш |
|
|
|
ж |
|
|
|
щ |
|
|
|
ч |
|
|
|
л |
|
|
|
л’ |
|
|
|
р |
|
|
|
р’ |
|
|
|
Анатомическое состояние артикуляторного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые,тонкие, расщелина, шрамы)
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
в) челюсти
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус)
д) твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
ж) язык (массивный, «географический», маленький с укороченной подъязычной связкой)
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры:
Задания:
— поднять брови вверх
— нахмурить брови
— прищурить глаза
— надуть щеки
— втянуть щеки
Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок
2. Состояние артикуляторной моторики
Губы
Улыбка-трубочка (под счет до 3-х – до 5 лет, до 5 – с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений _____________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)_____________
в) темп движений _____________________________________________
г) переключение от одного движения к другому____________________
д) объем движений (полный, неполный) __________________________
е) точность выполнения ________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении
_____________________________________________________________
з) замены движения ____________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)____________________
_____________________________________________________________
Язык
Широкий – узкий : под счет 3 раза – до 5 лет_______________________
5 раз – с 5 лет _________________________
кончик языка поднять__________________________________________
кончик языка опустить ________________________________________
«Маятник»___________________________________________________
«Качели»_____________________________________________________
«Цоканье»____________________________________________________
а) наличие или отсутствие движений _____________________________
б) тонус ______________________________________________________
в) темп _______________________________________________________
г) переключение от одного движения к другому ____________________
д) объем движения ____________________________________________
е) точность выполнения_________________________________________
ж) замены движения____________________________________________
з)длительность удержания заданного положения____________________
и) добавочные и лишние движения (синкинезии)___________________
_____________________________________________________________
наличие тремора, саливации, отклонение кончика языка_____________ _____________________________________________________________
Мягкое небо
Произнести звук «А» при широко открытом рте ____________________
Отметить те же параметры движений_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций
1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)______________
б) наличие или отсутствие носового оттенка _______________________
в) модуляции голоса (наличие или отсутствие монотонности)_________ _____________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
а) темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___________________
б) ритм (нормальный, дисритмия)________________________________
в) паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______
_____________________________________________________________
г) интонация (повествовательная, вопросительная, побудительная)____
_____________________________________________________________
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
ИЗОЛИРОВАННЫХ СЛОВ
С 4 до 5 лет:
Дом крыша
Каша кошка
Снег мостик
Хлеб капуста
С 5 лет:
Помидоры сквозняк сковорода
Температура свисток скворечник
Милиционер аквариум подснежник
Лекарство простокваша строительство
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (с 5 лет)
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Волосы подстригают в парикмахерской
Регулировщик стоит на перекрестке
Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4-х лет:
па – ба ба – на ва – та та – да мя – ма
на – га та – на га – да ка – га ба – ма
с 6 лет:
ба –ба – па та – да – та га – ка – га ба – бя — ба
са – ша –са жа – за – за ча – ша – ча за – са – за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Показать картинки:
мишка – мышка уточка – удочка бочка – почка трава – дрова
3. Дифференциация по сдуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка крыса – крыша речка – редька уточка – удочка
челка – щелка цветик – светик вечер – ветер козы – косы
Состояние фонематического анализа и синтеза
с 4-х лет:
1. Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. По заданию узнать, слышится ли звук М (или мычание теленка) или звук Р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама,дом, рыба, дрова, стол, шар.
с 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова.
Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
с 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах:
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах:
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. Определение последовательности звуков в словах:
Мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Исследование понимания речи (импрессивная речь)
1. Пассивный словарь. Отметить объем словаря ____________________
точность понимания значения слов _____________________________
Задания:
Покажи, где кукла, стол, стул.
Посади куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
с 4-х лет:
— дифференциация единственного и множественного числа существительных. Покажи, где
стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы
— различение предложно-падежных конструкций с предлогами В – ИЗ,
НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала
Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал
3. Дифференциация форм словообразования:
с 5 лет:
— дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Покажи, где виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка
— дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел
4. Понимание словосочетаний и простых предложений:
а) понимание словосочетаний . Покажи
ключом карандаш, ключ карандашом; где собака хозяина, где хозяин собаки;
дочка мамы, мама дочки.
б) понимание простых распространенных предложений:
Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
в) понимание вопросительных предложений:
Кого ловит девочка?
Чем девочка ловит бабочку?
Кто ловит бабочку?
с 6 лет:
г) понимание сложно-подчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций
Петю догоняет Маша. Кто бежит первым?
Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?
Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда?
д) понимание связной речи
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Исследование активного словаря
а) конкретные существительные. Предлагается назвать картинки по темам:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Животные
Овощи
Фрукты
Мебель
и др. в соответствии с программой детского сада
б) обобщающие понятия
Назвать одним словом группу предметов
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов
с 5 лет:
части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
части стула: спинка, ножка, сиденье
части машины: дверца, колеса, руль, кабина
с 6 лет:
части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
части одежды: воротник, манжета, петля
части машины: кузов, кабина, фары, мотор
части окна: рама, подоконник, стекло
Название профессий:
г) глагольный словарь
с 5 лет:
употребление глаголов при ответах на вопросы:
Что ты делаешь в течение дня?
Кто как передвигается?
Кто как кричит?
с 6 лет:
Кто какие звуки издает?
Кто что делает? (с использованием профессий людей)
д) прилагательные
-Названия цветов
с 4-х лет:
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый
с 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый
-Названия формы
с 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный
е) подбор антонимов: (с 6 лет)
добро — горе — друг — хороший –
большой — широкий — высокий — легкий –
поднимать — давать — покупать –
2. Состояние словоизменения:
с 4 лет
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
стол — кукла- ухо- слон-
рукав- глаз- рот- лист-
дерево- окно- стул- воробей-
пень- лев- сон-
б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
Родительный падеж: без чего? ____________________________________
Дательный падеж: кому корм? ____________________________________
Винительный падеж: кого нарисовал?______________________________
Творительный падеж: чем работает? _______________________________
Предложный падеж: о чем мечтает? ________________________________
с 5 лет:
в) употребление формы родительного падежа множественного числа
Много чего?
шар- стол- дом- береза-
чашка- книга- дерево- лист-
стул- мяч- ключ- карандаш-
г) употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами
В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО):
д) согласование прилагательных с существительными единственного числа
Назвать цвет предметов:
Шар- ведро- платье- машина- ботинки-
е) употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными
дом-
кукла-
шар-
гриб-
с 6 лет:
карандаш-
ключ-
лев-
озеро-
дверь-
3. Состояние словообразования
с 5 лет:
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет?
стол- мяч- дом-
кровать- береза- кукла-
ложка- шкаф- миска-
с 6 лет:
гриб- лиса- лист- одеяло-
б) образование названий детенышей животных
с 4 лет:
у кошки- у утки- у гуся- у лисы-
с 5 лет:
у зайца- у белки- у медведя-
с 6 лет:
у коровы- у лошади- у собаки-
в) образование прилагательных от существительных – с 6 лет:
Из чего сделано?
Дерево-деревянный бумага- солома-
мех- пух- кирпич-
резина- металл- снег-
брусника- черника- шерсть-
Чей? Чья? Чьё?
Сумка мамы-
Кофта бабушки-
Газета папы-
Нора лисы-
Хвост зайца-
Лапа медведя-
Ухо волка-
г) образование приставочных глаголов – с 6 лет:
Назвать действия (Что делает мальчик?)
Ходит – уходит – входит – выходит – переходит
Бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает
д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет:
рисовал- писал- делал-
лепил- пил-
Состояние связной речи
1. Пересказ (4-5 лет)
4 года: Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
5 лет: Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке.
Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картин – с 6 лет
УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ: _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: _______________ Логопед: ___________________________________
Заведующая ДОУ ________________________________/________________./
Консультации врачей-специалистов
Невропатолог:
ЛОР:
Ортопед:
Хирург:
Офтальмолог:
Психиатр: