Исследование психолога

Моторная ловкость

Оценивается «уклюжесть» ребёнка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрёстные поочерёдные движения) и т.п. Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами), а также моторным навыкам в графической деятельности (рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами).

Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застёгивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).

Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха.

Эта информация имеет важное значение для предотвращения нарушений чтения, письма и счёта в начальной школе. Определяются ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребёнок рисует, ест, пишет и т.п., и выявленной ведущей рукой, глазом, ухом.

Особенности внимания

Исследуются возможности сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объёмом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объёма стимульного материала) и временем работы ребёнка, а также временем суток и разного рода посторонних шумов и помех, наличие флуктуаций внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребёнка.

Особенности мнестической деятельности

Выявляются объём непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесённых или видоизменённых стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

Выявляется возможность опосредованного запоминания в виде доступных для ребёнка методов, сопоставляется объём материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способность к удержанию последова-тельности ряда стимулов (в частности, ряд слухоречевых стимулов должен состоять не более чем из четырёх-шести слов для старших дошкольников).

При необходимости строится кривая запоминания, определяются особенности зрительной, тактильной, двигательной, других видов памяти.

14 стр., 6966 слов

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

... . Особенности зрительного восприятия также наблюдается у детей с аутизмом, начиная с раннего возраста. Этологически значимые стимулы, ... сосредоточены на узких интересах, например на запоминании расписания электричек; - неловки в движениях; - с трудом отказываются от привычек ... ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм ...

Замечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций целесообразно выявление объёма слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоречевых стимулов и влияния фактора интерференции мнестических следов на восприятие усвоенного материала. Это необходимо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объёма слухоречевого запоминания.

Гнозис.

Исследование слухового, зрительного, тактильного восприятия производится на соответствующем стимульном материале. Определяется возможность целостности восприятия объектов, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумлённых или недорисованных предметов. Основной упор необходимо сделать на сформированность зрительного гнозиса, особенностях восприятия целостной картины или отдельных её деталей.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях.

Выявляются знания ребёнка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отно-шения (в, на, над, под, за, перед — спереди, сзади — позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.) на конкретных предметах. Называние ребёнком наиболее частотных (употреб-ляемых) предлогов, сформированность представлений ребёнка о некоторых временных соотношениях (Что короче: день или месяц? Что дольше: дневной или ночной сон? и т.п.).

Выявляется возможность вербальной актуализации последовательного автомати-зированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счёт от 1 до 5-10, от 5 до 1).

Конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез)

Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, её форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объёмных).

11 стр., 5495 слов

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

Курсовая работа Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга Введение мозг ассиметрия моторный сенсорный Зрительное восприятие- это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, ...

Оценивается возможность анализа пространственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в прост-ранственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях («Покажи где … над, под …» на предметном уровне).

Оценивается возможности конструи-рования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность системы анализа частей сложных фигур, восприятие целостности объекта. Анализируется характер творческих работ ребёнка, выполненных на занятиях в группе, в том числе на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и т.п., их соотнесённость со средними возрастными нормативами.

Интеллектуальное развитие.

При условии сформированности зрительного гнозиса, наличие достаточного объёма слухорече-вой памяти и отсутствии интерферирующих влияний выявление уровня актуального интеллектуального развития и анализ результатом работы с методиками производится стандартным способом, в соответст-вии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесённостью каждой конкретной методики. Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, логического мышления, понимание рассказов со «скрытым» смыслом, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать и т.п. отмечаются такие характеристики мышления, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность.

Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребёнка, критич-ность мышления, возможность мышления опосредования, изменение динамики мыслительной деятель-ности (скачки, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.).

В случае суженного объёма слухоречевой памяти, наличие интерферирующих влияний, специфики зрительного восприятия (отсутствия целостности) делаются соответствующие поправки в использовании стимульных материалов и подаче инструкций. Последние даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень. Это позволяет дифференцировать реальные нарушения интеллектуальной деятельности от влияния вышеуказанных особенностей. Помимо этого, основной упор делается на оценку выполнения заданий невербального характера.

8 стр., 3918 слов

Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

... особенности Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего ... изучение языкового сознания, вербально-логического мышления, словесной памяти, особенностей слухового и зрительного восприятия, внимания ... При наличии патологических факторов, которые негативно сказываются на речевом, психическом и двигательном развитии ребенка, ...

Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на лого-педическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), в качестве звукопроиз-ношения, объём активного и пассивного словаря и разницу между этими объёмами. Анализируется степень развёрнутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых «детских» слов («бибика» и т.п.).

необходимо особое внимание обратить на сформированность диало-гических речи в режиме «вопрос-ответ», степень развёрнутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесённость с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учётом микросоциальной речевой среды, в которой растёт ребёнок (двуязычие, нарушение речи и\или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребёнком).

Развитие графической деятельности, рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка, степени овладения основными формами. Отмечается на какой стадии находится рисунок ребёнка (рисуночная, дорисуночная и т.п.), возраст возникновения содержательного рисунка. Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличия зачёркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ в данном случае не предусматривается.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика музыкального воспитания» на тему: «Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. Руководитель: Салехард, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ...

Исследование эмоционально-личностных особенностей ребёнка

В этом разделе необходимо отметить такие особенности ребёнка, как характер его привязанности к матери и другим членам семьи, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, в особенности если в семье имеются другие дети или один из родителей вступил в новый брак. Особенно внимательно анализируются отношения с братьями и сёстрами. Отмечаются отношения со сверстниками, в том числе характер этих отношений (конфликтность или излишняя конформность, ведомость или явные лидерские тенденции).

Описывается его отношение к воспитателям и другим взрослым. Выявляется наличие страхов, опасений, состояние эмоционального напряжения и ситуаций, вызывающих указанные феномены. Необходимо вернуться к характеру игры ребёнка, проанализировать роли, выбираемые им, и т.п. необходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребёнка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», «поиметь»), эгоистические тенденции, в том числе желание быть опекаемым или, наоборот, опекать. Определяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, элементы критичности.

Для детей предшкольного возраста определяется наличие мотивации к школьному обучению, наличие стойких познавательных интересов. Необходимо отметить такие неспецифичные для возраста ребёнка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки.