Краткая аннотация
Основные понятия
12.1. Формальное планирование как условие установление экспериментального эффекта
12.2. Установление экспериментального планирования при интраиндивидуальных планах
12.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме
12.4. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных
12.5. Количественное представление экспериментальной зависимости
12.6. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)
Вопросы для самопроверки
Задание для самостоятельной работы
Темы для докладов и рефератов
Литература
Краткая аннотация. Для выделения переменных в психологическом эксперименте используются разные методические средства. Все они служат цели операционализации, т.е. конкретизации в способах представления переменных тех эмпирически нагруженных понятий, которыми переменные представлены в психологической гипотезе. В данной главе также рассмотрены способы установления экспериментального эффекта относительно различных форм планирования эксперимента.
Основные понятия: формальное планирование, независимая переменная, зависимая переменная, ковариация, корреляция, интраиндивидуальные планы, наблюдение, гипотезы, валидность, экспериментальные схемы, позиционное уравнивание.
12.1. Формальное планирование как условие установление экспериментального эффекта
Формальное планирование эксперимента психолог должен завершить указанием схемы (плана) управления НП, которая в свою очередь будет существенно определять способы обработки данных.
Обработка данных — необходимый элемент установления экспериментальных эффектов, включая статистические решения. Первый этап — это представление значений ЗП в таком виде, который позволяет использовать те или иные планы обработки данных. Последние данные не повторяют прямо экспериментальных схем, но могут быть в разной степени адекватны им. Один из аспектов этой адекватности — логичный переход от содержательной (экспериментальной) гипотезы к формулировке статистических гипотез (в первую очередь это нуль-гипотеза как гипотеза об отсутствии различий между выборочными значениями ЗП).
Экспериментальная псих
... 1 неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная, гипотеза. ...
Второй аспект — правильный выбор статистических критериев с точки зрения учета шкалы, которой соответствует измеренная психологическая переменная (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений).
С учетом этих составляющих психолог осуществляет обратный ход размышлений о возможности выбора между экспериментальной и контргипотезами: от статистических решений к выводу об экспериментально установленном факте и далее к достоверным выводам о том, следует ли считать экспериментальную гипотезу выдержавшей эмпирическую проверку.
Напомним, что эмпирическое «доказательство» гипотезы — это оценка соответствия эмпирических данных предполагавшейся связи между НП и ЗП. Установление экспериментальных фактов — самый строгий способ эмпирической проверки, но не «доказательство» в собственном смысле. Любой экспериментальный факт является результатом принятия решения, поэтому всякого рода апелляции к фактам как доказательствам рассматриваются как ошибки выводов.
Формальное планирование отражает логику обоснования такого принятия решения о виде установленной зависимости. Другим аспектом этого обоснования будет оценка валидности эксперимента (см. далее).
Приведем примеры установления экспериментальных эффектов. Они демонстрируют общность формального вывода о действии НП при двух основных способах планирования — интраиндивидуальных и межгрупповых схемах.
12.2. Установление экспериментального планирования при интраиндивидуальных планах
Рассмотрим эксперимент из учебника Р. Готтсданкера «заучивание фортепьянных пьес» для более детального знакомства с таким представлением о формальном планировании, которое реализует этот автор, — выбор из имеющегося набора экспериментальных схем.
Предполагаемый испытуемый Джек Моцарт поставил цель — проверить две конкурирующие гипотезы и на основе эксперимента сделать выбор в пользу практического применения одного из двух методов заучивания музыкальных пьес.
НП была задана двумя качественно отличающимися уровнями: одно условие предполагало целостный метод, другое — частичный. Их различие легко представить по аналогии с заучиванием стихотворения, повторяемого целиком или по строчкам.
Схема проведенного интраиндивидуального эксперимента выглядела как позиционное уравнивание. Формально это один из вариантов схем позиционного уравнивания. Другие авторы называют последовательность экспериментальных условий, когда порядок следования их друг за другом симметричен относительно середины последовательности, схемой реверсивного уравнивания. В данном примере — АББА. В случае трех условий реверсивное уравнивание выглядело бы последовательностью АБССБА.
Выбор схемы был обусловлен следующими моментами. Исполнение одной пьесы занимало около 15 мин. Чтобы сравнить два метода (Аи Б), нужно выбрать равные по трудности произведения: реализовать определенный порядок условий: АБ или БА. Однако положение каждого из условий в паре могло влиять на выполнение задания в последующем условии. Например, если А — частичный метод, то, возможно, заучивание пьесы короткими отрывками могло помешать в дальнейшем заучиванию больших частей. Эффект предыдущего метода мог быть положительным (причем неспецифичным): улучшение деятельности во втором условии за счет привыкания к режиму эксперимента.
Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...
... Введение Актуальность представленной работы на тему “ Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления ” - это та проблема, которая угрожает не только ... к аддиктивному поведению в условиях военной службы. Задачи исследования: · Теоретический анализ литературы по проблеме аддиктивное поведение военнослужащих · Изучение методов и методик выявления аддиктивного ...
Таким образом, посредством интраиндивидуальной схемы контролировалось смешение эффектов последовательности и основного результата действия (ОРД) независимой переменной с побочными влияниями, связанными с местоположением ее уровней в общей последовательности проб. Фактор задачи — другой источник возможных смешений. Ведь для каждого уровня НП нужно выбрать эквивалентные задачи, поскольку одна и та же пьеса не может быть выучена дважды.
Допустим, Джек успешно справился с контролем этой побочной переменной, подобрав действительно одинаковые по трудности пьесы. Повтор разных положений А и Б в общей схеме позиционного уравнивания (АББА) позволил ему предположить, что созданы равные условия влияния А на Б, и наоборот.
Иными словами, все четыре подобранные для заучивания музыкальные пьесы были сходны между собой и не отличались влиянием предыдущих условий на последующие. Однако остался еще один источник смешений результата экспериментального воздействия с побочными переменными — фактор времени. Во 2-й, 3-й и 4-й позициях состояние испытуемого могло существенно измениться (он мог устать, сосредоточиться и т.п.).
Использование схемы позиционного уравнивания исходило из предположения, что изменения ЗП от условия к условию во времени, т.е. безотносительно к качеству метода, протекали в линейной зависимости. Это позволяло считать, что изменения ЗП, связанные с колебаниями в субъективном состоянии испытуемого, усредненные по 1-й и 3-й позициям, равны изменениям, происшедшим в промежуток времени между 2-й и 4-й позициями. Фактор времени контролировался схемой АББА таким образом, что изменения ЗП, связанные с состоянием испытуемого, приходились поровну на совокупность А-условий и Б-условий, подобная схема контролирует изменения ЗП во времени только в случае их линейного вида.
В течение 7 дней, начиная и завершая музицирование в одно и то же время, Джек разучивал 4 пьесы в заданном порядке условий, отводя каждому занятию 3 ч. Общее время заучивания каждой пьесы и было ЗП. Сравнивали среднее время в условии А и в условии Б. Это соответственно 235 мин для частичного и 285 мин—для целостного метода. Экспериментальный эффект, или результат действия НП, представляет разницу в эффективности заучивания. Данные опытов свидетельствовали в пользу большей эффективности частичного метода.
Итак, при интраиндивидуальной схеме проведения психологического эксперимента экспериментальный эффект, или ОРД экспериментального фактора, выглядит как разница между выборочными средними ЗП, подсчитанными для сравниваемых (экспериментального и контрольного) условий. Основные угрозы валидности со стороны влияния побочных переменных, которые могут обеспечить систематические или несистематические смешения с эффектом НП в интраиндивидуальных экспериментах, контролируются рядом схем. Кроме контроля эффектов последовательности условий, при планировании интраиндивидуального эксперимента предполагается также контроль факторов времени и задач. Все эти три фактора выступают в качестве побочных переменных, так как разные экспериментальные условия предъявляются одному и тому же испытуемому, а значит, в определенной последовательности задач и варьируемых в течение времени условий НП. Эти факторы являются, таким образом, основными угрозами внутренней валидности интраиндивидуальных экспериментов.
Я — концепция и ценностные ориентации подростка в условиях ...
... отстаивать свое право быть личностью. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, ... подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции. Я-концепция – это обобщенное представление о самом ...
Ненадежность данных — другой источник неверной интерпретации установленной зависимости. Эта угроза выводу об установленной зависимости контролируется путем увеличения количества проб. В рассмотренном примере это количество было минимальным — по два повтора каждого условия НП.
12.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме
Используем проверку гипотезы о влиянии на восприятие сообщений их источника, взятую из работы С. Московичи и Ф. Бушини [44]. В цитируемом экспериментальном исследовании проверялась целая система гипотез. Выделим в ней пока только одну линию анализа, связанную с демонстрацией наиболее простого случая оценивания экспериментального эффекта при учете одной НП.
Общетеоретический контекст этого социально-психологического исследования включал проверку «гипотезы соответствия». Согласно положениям этой гипотезы индивиды, объединенные в массу или группу, не могут рассуждать так же критично, как они способны это делать в одиночку. Аудитория, воспринимающая сообщение, или публика в силу «механизмов заражения или лености ума» оказывается подверженной влиянию ошибочных, т.е. предвзятых, сообщений. Вывод, который психологи предложили, исходя из этой концепции, в качестве рецептов рекламы и пропаганды, был таков: чем более алогичны или неправильны сообщения, тем более охотно они принимаются на веру публикой. Искаженные, т.е. предвзятые, сообщения выступили здесь фактором задачи или экспериментальным материалом. Испытуемым предъявляли три типа задач, отличающихся типом ошибки в сообщении, но экспериментальный факт устанавливался для каждого типа предвзятых сообщений в отдельности. Варьирование типа предвзятых сообщений давало экспериментаторам возможность определить широту обобщений, т.е. выявить, на какие типы ошибок распространяется закономерность.
Если использовать классификацию переменных по основаниям их отношения к содержанию гипотезы, то типы задач можно назвать здесь уровнями дополнительной переменной. Остановимся на одном из уровней такой переменной.
Исследователей в первую очередь интересовал вопрос о том, почему искаженные сообщения по-разному воспринимаются в зависимости от того, является ли их источником большинство или меньшинство аудитории. В работе представлен также случай анонимного источника, который пока не будем анализировать. Авторы поставили под сомнение устоявшуюся систему взглядов, согласно которой различными являются механизмы оценивания сообщений: приписывание источника сообщения большинству влияет косвенным путем, т.е. в обход сознательным прямым оценкам, а приписывание сообщения меньшинству повышает критичность его оценивания публикой. В результате искаженное сообщение влияет в меньшей степени, если оно исходит от меньшинства, и в большей степени, если приписывается большинству.
Авторское уточнение касалось механизма восприятия сообщений: приписывание сообщения большинству вводит в аргументацию статистические умозаключения. Статистически правомерное заключение в результате действия когнитивной эвристики — эвристики репрезентативности — используется людьми для неверных обобщений. Кроме того, мнение большинства столь часто ошибочно и отличается от мнений профессионалов, что, давая непрофессиональному большинству неверные доводы, можно вполне соответствовать в сообщении их неверному (предвзятому, искаженному) мнению. Другими словами, ошибочное мнение принимается в качестве рационального довода потому, что соответствует наиболее распространенным заблуждениям публики (как непрофессионально представляющего проблему большинства).
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, ... на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, ...
Это соответствие репрезентирует субъективно приемлемое для большинства людей ошибочное мнение, которое именно в силу указанного соответствия кажется публике вполне рациональным.
Зависимая переменная была представлена в исследовании пятибалльными шкалами оценок: от несогласия (1) до полного согласия (5) с содержанием сообщения. Независимая переменная задавалась инструкцией, а именно: одни и те же сообщения приписывались в первой серии большинству, во второй — меньшинству. Итак, мы свели экспериментальную схему к простейшему ее варианту: есть два условия, и одно и то же сообщение оценивается двумя группами людей. Средний балл при оценке сообщения как мнения «большинства» составил 4,2; средний балл согласия с содержанием сообщения, когда его источником называлось «меньшинство», — 3,8.
Экспериментальный эффект в межгрупповых экспериментах можно оценить как различие ЗП в сравниваемых группах, т.е. в экспериментальном и контрольном условиях. Это различие подсчитывается как разница средних выборочных значений баллов: 4,2 — 3,8 = 0,4.
Остается, однако, вопрос о том, стоит ли считать полученную величину в 0,4 балла достоверным различием. Другая постановка этого вопроса: является ли статистически значимым различие между выборочными значениями ЗП в двух экспериментальных условиях? Если признать, что разница не существенна (при статистическом оценивании нуль-гипотеза не отвергается), то можно сделать заключение, что нет экспериментальных доводов в пользу экспериментальной гипотезы (о более эффективном влиянии сообщений, приписываемых большинству).
Если валидность проведенного исследования оценивается как высокая, то такой отрицательный результат означает, что необходимо исходную экспериментальную гипотезу признать неверной, поскольку опытные данные ей не соответствуют. Если считать полученную разницу 0,4 балла значимым экспериментальным эффектом (в случае, когда нуль-гипотеза о равенстве двух выборочных средних была отвергнута), то можно говорить о том, что исходная гипотеза выдержала экспериментальную проверку. Другими словами, эмпирически установленная зависимость ей соответствует. Таким образом, без этапа статистических выводов установленная величина влияния экспериментального фактора не дает оснований для выбора между экспериментальной и контргипотезой.
В общем случае установление экспериментального эффекта при межгрупповых планах, так же как при интраиндивидуальных, означает выявление различий выборочных средних для показателей ЗП в разных условиях НП, представленных в этих схемах показателями испытуемых различных групп. Чтобы говорить о тех или иных схемах сравнений ЗП, необходимо, чтобы обе переменные (НП и ЗП) были измерены, т.е. их изменения должны быть представлены в определенной шкале, что в психологии означает возможность выполнения определенных правил приписывания чисел психологическим объектам.
ИЗМЕРЕНИЯ. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ
... успешный. Задачи: 1) Эффективен ли социально психологических тренинг направленный на формирование навыка активного слушания. N=12 по ... Анализ различий и сдвигов на уровне шкалы наименований: Фи-критерий Фишера (ФиФ) На примере анализа ... Анализ различий и сдвигов на уровне номинальной шкалы. Fi-Fish Ограничения: n1,n2>=5; max отсутствует. Рассмотрим на примере ...
12.4. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных
Для выделения переменных в психологическом эксперименте используются разные методические средства. Все они служат цели операционализации, т.е. конкретизации в способах представления переменных тех эмпирически нагруженных понятий, которыми переменные представлены в психологической гипотезе.
Операционализация переменных как предварительное условие их измерения в психологическом исследовании учитывает традиции и анализа психологических шкал, используемых субъектом для описания своего внутреннего (перцептивного) опыта, и выявления переменных, соответствующих тем или иным шкалам, при описании полученных эмпирических данных с позиции исследователя как внешнего наблюдателя. Одна проблема остается при этом достаточно общей: имеет ли внутренний или внешний наблюдатель исходные основания для решения вопроса о возможности перехода от качественного анализа психологической реальности к конструированию этой реальности на уровне переменной, т.е. количественно измеряемой реальности?
Само по себе использование качественных описаний также не бесспорно с точки зрения возможности отнесения их к шкале наименований. Для научной классификации должен быть установлен критерий, в соответствии с которым приписывание разных чисел (или маркеров) различным классам «психологических объектов» или явлений удовлетворяет требованию установления отношения равномерности (идентичности) внутри класса и возможности отнесения каждого элемента только в один класс. В психологии нередки описания результатов, построенные таким образом, что каждый класс определяется по новому критерию (например, первый — по особенностям мотивации испытуемых, второй — по особенностям их мышления и т.д.).
В таком случае элементы должны перемещаться из класса в класс с каждой новой сменой критерия.
Проблема использования классификационных признаков заключается также в том, что многие психологические термины можно определить только как относительные, т.е. не путем указания входящих в эти понятия признаков, а на основе противопоставления другим терминам. Тогда речь идет о проблематичности существования классификационного критерия. По мнению австралийских психологов [72], так обстоят дела, например, с терминами «интеллигентный», «нормальный», «интровертированный», «мужественный». Почти о каждом прилагательном можно сказать, что применительно к описанию человека оно задает лишь относительное понятие: норма противопоставляется не норме, мужественность — женственности и т.д.
Относительное понятие предполагает наличие континуума, по которому все люди оцениваются как «относительно таковые». Так, «интеллигентность» (в переводе с английского точнее «интеллектуальность») подразумевает не разделение людей на две группы, но оценку или упорядочение каких-то проявлений субъекта относительно всего ряда соответствующих наблюдений в данной популяции. Не может быть однозначного критерия или четкой линии, отделяющей интеллектуальное проявление человека от неинтеллектуального. В то же время в обществе существуют определенные представления о различиях между интеллектуальными и неинтеллектуальными проявлениями человека в его поведении и формах общения.
Тема Измерение в психологии
... исследований, а затем формулировать количественные законы. Вопросы для размышления: С чем связаны трудности применения метрических шкал в психологии? Проблема измерения психологических явлений является ... операционализации объекта измерения. При решении задач по данной теме необходимо привлекать знания, полученные по другим дисциплинам, для описания объектов измерения, выделять различные ...
Заметим, что эти критерии связаны с рамками определенной культуры. Так, в истории русской культуры понятие интеллигентности не отождествлялось только с критерием интеллектуальности, а оценка интеллигентности связывалась с рядом нравственных проявлений человека (т.е. неинтеллектуальным критерием).
Если рассматривать различные этнические группы, то социокультурные аспекты значения «интеллектуальность» делают возможность сравнения людей из этих разных групп очень проблематичной. Без специального обсуждения термина «интеллектуальность» нельзя говорить, что одна группа интеллектуальнее другой.
Относительным понятие интеллектуальности остается и при построении психологических шкал на основе нормативного тестирования. Допустим, исследователь операционализировал понятие «интеллектуальность» на уровне методики психологического теста на интеллект. Измерение коэффициента интеллекта, или IQ, не решает проблемы, так как учитывает относительность понятия нормы выраженности показателя. Показатель 70 баллов произвольно может быть определен как «пограничная линия» для отделения нормальной, хотя и сниженной по отношению к 100, «интеллектуальности» от «неинтеллектуальности» и «умственной ненормальности». Вряд ли у психолога будет уверенность в отнесении людей с показателями 69 и 71 к названным разным классам «неинтеллектуальности».
Итак, ответ на вопрос о возможности построения классификации как способа задания качественной шкалы психологических переменных зависит во многом от решения проблемы соответствия вербальной категоризации для описания субъективной реальности и эмпирическому распределению оцениваемых атрибутов. Континуальный характер множества признаков облегчает иногда рассмотрение их на уровне более высокой шкалы — шкалы порядка.
Собственно психологическое измерение начинается с установления классификаций, в результате которых получают так называемые номинативные шкалы. Если выделен признак, по которому сравниваются объекты, то качественные различия по этому признаку позволяют приписать показателю переменной номер того или иного класса. В данном случае используется лишь то свойство чисел, что они разные. Поэтому иногда об измерении начинают говорить только в том случае, если психологическая переменная удовлетворяет и другим свойствам чисел. Так, если можно установить порядок следования психологических объектов в соответствии с выраженностью какого-то свойства, то построена порядковая шкала. Она позволяет зафиксировать ранг, или место, каждого значения переменной по отношению к другим значениям. Этот ранг может быть результатом установления порядка между какими-то стимулами или их атрибутами самим испытуемым (первичный показатель методик ранжирования, или рейтинговых процедур), но может определяться экспериментатором в качестве вторичного показателя (например, при ранжировке частот положительных ответов испытуемых на вопросы, относящиеся к разным темам).
Экспериментальная педагогика 2
... воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистически понимал процесс воспитания. В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая « Экспериментальная дидактика», в ... детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями. Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии. Вильгельм Август Лай (1862 ...
Измерение в порядковых шкалах уже означает выполнение требования монотонности. Соответственно появляется возможность графически представить зависимость между НП и ЗП. Для номинативных шкал количественное представление экспериментального эффекта может быть отражено в виде диаграмм, но не графиков. График предполагает, что расположение чисел на осях координат удовлетворяет требованию монотонности. Если значения НП представлены номинативной шкалой, графическое изображение рисует псевдозависимости.
«Псевдо» в данном случае означает, что вид зависимости не может быть установлен как количественная связь, поскольку допустима перестановка на номинативной шкале любых классов — любых уровней как качественно отличающихся между собой. Продолжим в этом аспекте рассмотрение в качестве примера количественных данных из работы С. Московичи и Ф. Бушини [44]. Проверялась гипотеза о разном восприятии одного и того же решения проблемы, если испытуемым предвзятое дается как мнение большинства или меньшинства. НП была представлена тремя источниками сообщения. В условии А испытуемому говорили, что источник является анонимным, в условии Б — большинство (другими словами, представленное в тексте решение проблемы нужно рассматривать как мнение большинства).
Третье условие М в инструкции было задано так, что сообщение приписывалось позиции меньшинства. ЗП измерялась средними величинами прямого влияния источника сообщения, которые были получены при использовании пятибалльных шкал оценивания согласия испытуемого с решением проблемы таким образом, как это задано в тексте сообщения.
Итак, не следует путать количественные данные об экспериментальных эффектах (связываемых с варьированием качественных или количественных уровней НП) и утверждения о количественных зависимостях между НП и ЗП. Наличие качественных уровней НП никак не связано со способом измерения ЗП.
Наконец, следует учитывать различия в способах реализации статистических решений о значимости полученных экспериментальных эффектов, а именно: когда выборочные значения ЗП предполагают использование критериев непараметрической и параметрической статистики.
12.5. Количественное представление экспериментальной зависимости
При обсуждении возможности установления разных базисных процессов, стоящих за фиксируемыми психологическими показателями, мы уже затронули проблему разных интерпретаций одной и той же переменной.
Теперь отметим только тот факт, что измерение переменных при осуществлении экспериментальных исследований также осуществляется при некоторых допущениях о возможном или желательном характере вида переменных как качественных или количественных. Так, проверка гипотез о количественных закономерностях (в контексте той или иной каузальной зависимости) предполагает обычно возможность проведения многоуровневого эксперимента, где НП представлена как минимум в виде шкалы порядка. При заданных в шкале наименований уровнях экспериментального фактора о количественных гипотезах или об установлении количественной закономерности между изменениями НП и ЗП речь не идет. Данные или полученные результаты в этом случае могут отображаться в виде диаграмм, гистограмм, но они отражают лишь количественные показатели ЗП, а в представлении качественно отличающихся условий НП соответствующие качественные уровни (классы) значений могут быть как угодно переставлены.
Физиологические основы психики
... - группам нейронов ЦНС. Единицы информации здесь - количественные параметры стимулов (например, давление на кожу, местоположение раздражителя ... электромагнитные волны в радиовещании. Кодирование заключается в установлении однозначного соответствия между символами двух наборов. В ... нервный импульс. Скорость его распространения в зависимости от морфофункциональных особенностей проводника колеблется от ...
Итак, количественное измерение НП есть условие проверки гипотез о количественно описываемых видах зависимости между переменными. Вспомним, что для установления соответствующей закону Фехнера логарифмической психофизической зависимости использовались ответы «да—нет» или «равенства—неравенства» эталонного и переменного стимулов, и при качественном характере ответа (ЗП) реконструировалась количественная зависимость, продемонстрировавшая свойства субъективного ряда ощущений как шкалы интервалов. В случае исследовательской цели построения психологической шкалы задачей испытуемого было давать ответ о своих ощущениях. При цели экспериментальной проверки каузальных гипотез задачей испытуемого может не являться ориентировка на субъективные шкалы, хотя получаемые экспериментальные эффекты могут быть описаны в схожих количественных зависимостях.
Например, в ситуации многоальтернативного выбора испытуемый не решает задачу психологического измерения, но осуществляет простую моторную реакцию, и ЗП является временем реакции. Отражение логарифмической зависимости этого времени реакции от числа присутствующих альтернатив представлено на рис. 6.2. График отображает количественную зависимость между НП и ЗП,’ однако ее нельзя интерпретировать как психологическую шкалу. Ось абсцисс на графике уже задана определенным способом измерения — индексом трудности задания через вычисление процента успешно справляющихся с ней испытуемых. Ось ординат отражает ЗП времени решения задачи выбора, а не субъективные оценки испытуемых. Таким образом, сходная по форме логарифмическая зависимость отнюдь не предполагает какой-либо психологической шкалы. Измерение переменных здесь — условие установления количественной зависимости, а не способ построения какой-либо измерительной шкалы для отражения свойств субъективного ряда.
Количественная оценка экспериментального эффекта как разницы выборочных значений фиксируемых показателей в экспериментальном и контрольном условиях предполагает такое допущение, как возможность количественного измерения изменений в показателях психологической методики. Установление экспериментального эффекта на основе сравнения выборочных средних (полученных для экспериментальной и контрольной групп) требует, чтобы значения ЗП были измерены как минимум на уровне шкалы интервалов. Для двух сравниваемых выборок обычным является использование критерия Стьюдента (Меритерия).
Измерения ЗП могут происходить и по другим причинам, а не только в результате экспериментального воздействия. Для случая с более чем двумя выборками значений психологических показателей (когда в эксперименте использовано более двух групп или двух условий НП) аналогом указанного статического t-критерия является t-критерий, вычисляемый согласно процедуре дисперсионного анализа (ANOVAилиMANOVA).
Дисперсионный анализ как способ обработки данных нацелен на выделение в вариациях переменных компонентов, которые обусловлены экспериментальным фактором, и компонентов, имеющих статус случайных изменений или изменений, связанных со специфическими факторами.
Таким образом, необходимо различать количественную обработку результатов эксперимента и измерение переменных; измерение показателей ЗП и отображение психологической реальности, представленной в реконструкциях базисных процессов и в приписываемых психологическим шкалам количественных свойствах.
12.6. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)
Вывод об экспериментальном эффекте может быть сделан как на основе установления значимой связи между изменениями НП и ЗП, т.е. путем использования мер связи, так и путем установления значимых различий в ЗП между экспериментальным и контрольным условиями, т.е. путем использования мер различий. Выбор тех или иных статистических критериев определяется обоснованным обсуждением адекватности их с точки зрения возможных соотнесений разных видов представления эмпирических результатов и предположений о каузальной зависимости. Если выбраны меры связи, то далее необходимы решения о выборе коэффициента корреляции, соответствующего шкалам измерения психологических переменных и плану соотнесения ЗП с экспериментальными условиями. В случае если выбраны меры различий, то также предполагается ряд решений об их соответствии плану сбора данных и типу показателей ЗП.
При установлении связей между переменными, измеренными в разных шкалах, требуются решения об их преобразованиях (приведение к одному виду, например, на основе их нормирования).
Эти и другие решения принимаются не на основе знаний по статистике, а на основе содержательных переходов от целей исследования к поиску процедур, соответствующих установлению необходимых психологических шкал и способов количественной оценки полученных эффектов.
В главе 12, представляющей отличия корреляционного подхода от экспериментального, меры связи рассмотрены более подробно. Пока отметим следующее: выявление ковариации или корреляции переменных для выполнения второго условия причинного вывода не означает, что отношение между НП и ЗП должно статистически оцениваться именно на основании использования мер связей. В этом условии имеется в виду установление неслучайного, закономерного соответствия фиксируемых изменений ЗП изменениям в уровнях управляемого (экспериментального) фактора. Статистические выводы о значимых различиях в выборочных показателях ЗП в контрольном и экспериментальном условиях, т.е. использование мер различий для установления экспериментальных эффектов, позволяют установить лишь факт изменений ЗП. Это первый шаг к выводу о результате действия НП. Вторым существенным шагом (при планировании эксперимента и обсуждении его результатов) является обоснование того, что разница в условиях НП экспериментально контролировалась. Обсуждение экспериментальной процедуры с точки зрения того, действительно ли управляемые экспериментатором различия выступают в качестве причинно-действующих условий — лишь один из аспектов принятия решения об установленной зависимости. Другим, не менее важным аспектом является многоплановая оценка валидности эксперимента.
Итак, статистические решения об отвержении нуль-гипотез следует рассматривать только в качестве одного из этапов реализации достоверных выводов об установленной зависимости на основе полученных эмпирических данных. Формальное планирование учитывает этот этап следующим образом. Величина полученного в эксперименте различия (в сравниваемых рядах показателей ЗП) оценивается с точки зрения предполагаемого минимального эффекта, который при заданном уровне значимости (вероятности ошибок первого рода), а также необходимом для этого числе проб или испытуемых (и — величина выборки) принимается в качестве критериального при заключении о неслучайном характере различий в эмпирических выборках показателей.
Статистические решения связаны с количественной оценкой экспериментального эффекта как преодолевающего это минимальное значение. Однако они не означают установления количественных зависимостей, если под таковыми понимать установление количественно представленных отношений между изменениями в уровнях НП и ЗП.
Экспериментальная гипотеза может включать предположения о функциональных отношениях между НП и ЗП как количественных зависимостях. Статистические решения осуществляются и для сравнения качественных уровней НП по соответствующим им показателям ЗП. Иными словами, сама по себе количественная оценка основного результата действия НП не означает, что психологическая гипотеза является количественной.