1) Дошкольный период

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Дополнительное образование (ПП12-02 Б-1)

Доклад

На тему: Возрастные закономерности формирования личности школьника

По дисциплине «педагогика»

Выполнила :

Студентка 2 курса

Волкова А.Ю.

Проверила:

Баженова К.А.

г. Красноярск 2013 г

Выдающийся учёный Лидия Ильинична Божович (1908-1981), ученица Выготского, всю жизнь занималась изучением психологии личности и психологии воспитания растущих детей.

В своей книге Божович выделяла четыре периода развития личности:

  1. Дошкольный период;
  2. Младший школьный период;
  3. Средний школьный период;
  4. Старший школьный период.

Сейчас я расскажу о каждом периоде подробнее.

У ребёнка жизнь меняется внешне, а также и внутренне. Переход к школьному образованию меняет весь образ жизни ребёнка, у него появляются новые обязанности, в посещении занятий, в учении, в усвоении новых знаний, в деятельности, в правах, в ответственности и т.д. Меняется его эмоциональная среда: он чутко реагирует на похвалу и наказание.

И существует несколько критериев, по которым можно говорить о том, готов ребёнок или нет к школьному обучению:

А) Интеллектуальная деятельность (мыслительная). Это значит, что ребёнок должен уметь выделять существенное из явлений, уметь сравнивать явления, видеть сходства и различия, делать выводы, умение обобщать. Но на дошкольном периоде ребёнок ещё не может видеть связи между предметами.

Б) Познавательная деятельность. Чтобы у ребёнка познавательный интерес проявлялся не только в обычной жизни, но ещё и в образовательной.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... предложениями. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребёнка- от восприятия ... время значительно возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики ... первый год жизни, не смотря на то, что ребёнок ещё не говорит, является очень важным для развития ...

В) Готовность ребёнка к произвольной организации своей познавательной деятельности. Дошкольник учится в процессе игры, в процессе жизненной практической деятельности или в непосредственном общении с взрослыми. Играя, слушая сказки и рассказы, участвуя в других видах дошкольных занятий (лепке, рисовании, ручных поделках и пр.), он знакомится с миром окружающих его предметов и явлений действительности, овладевает разнообразными навыками и умениями. Таким образом, знания, которые ребенок приобретает в этот период, являются как бы «побочным продуктом» разнообразных видов его игровой и практической деятельности, а процесс их приобретения не носит ни целенаправленного, ни систематического характера — он совершается непроизвольно лишь в меру имеющихся у детей непосредственных познавательных интересов.

Хотелось бы отметить, что стремление к школе, ради внешних атрибутов (портфель, учебники, тетради, перемены, уход и приход в школу и т.д.), говорит о неготовности ребёнка к обучению в школе. Это более замечено у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет, они стремятся в школу только ради атрибутики, а дошкольники постарше — от 6 до 7 лет, им интересен сам процесс обучения.

В дошкольный период происходит процесс первоначального складывания личности и что содержанием этого процесса является возникновение нового соотношения мотивов и умения ребенка сознательно подчинять свои действия более важным и далеким целям, хотя бы непосредственно и непривлекательным.

В этот период появляется два вида потребностей: непосредственный и опосредованный. Непосредственный, значит прямой, что ты желаешь делать в данный момент, ты это делаешь. Например, хочется подышать свежим воздухом, открываем форточку. Опосредованный вид сложнее, то есть, чтобы выполнить такую потребность, нужно что-то сделать ещё, как бы опосредованно намерением. Например, хочешь погулять, сделай для начала уроки. То есть имеется потребность погулять, но для этого необходимо выполнить условие.

В дошкольном возрасте для ребёнка образцом и авторитетом является взрослый. Ребёнку важно, что скажет взрослый, как он оценит его действия. Ребёнок старается подражать взрослому во всём. Так как ведущей деятельностью в этот период является игра, то ребёнок старается брать роли взрослых, и через эту роль брать на себя ответственные дела и поручения, они начинают оценивать действия взрослого, и тем самым, насколько усваивают эти нормы, могут оценивать самих себя. Принимая такие роли, ребёнок чувствует себя более серьёзным и ответственным. У него возникает чувство долга: ему стыдно за плохое поведение, или же приятна похвала со стороны взрослого.

В дошкольном возрасте коллектива ещё нет. Дети могут играть вместе, но как только заканчивается игра, то они расходятся в разные стороны. Их дружба и общение ограничено в рамках совместной игры. В этом возрасте ещё неважно мнение сверстников.

2) Младший школьный период (1-4 класс)

Ошибки учителя в том, что у учеников падает положительное отношение к учению:

10 стр., 4502 слов

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении ...

... осмыслить свою работу над танцем. Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, ... играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны руководитель должен эмоционально и умело убедить, ...

1) Дети младшего школьного возраста в силу конкретности их мышления не способны усваивать те зависимости, которые не могут быть представлены в конкретном, чувственном плане. В связи с этим знания в начальных классах даются преимущественно в наглядной форме, что мешает ребенку проникнуть за видимость явлений, понять их действительную сущность. Такое явление не даёт ответы на все вопросы, которые есть у школьников.

Свидетельством того, что начальное обучение дает недостаточную нагрузку интеллектуальной деятельности ребенка, а, загружает его память, является стремление младших школьников к зубрежке, то есть запоминанию без понимания.

В 1-2 классах, учащиеся запоминают не то, что является более существенным с точки зрения, поставленной перед ними учебной задачи, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Они не умеют сознательно поставить перед собой цель заучивания и в соответствии с ней организовать запоминание. В период обучения ребенка в начальной школе запоминание постепенно приобретает произвольный, преднамеренный характер.

2) Учителя не стремятся организовать детский коллектив. Первоклассники не являются коллективом, так как их общение и дружба складываются от внешних причин (сидение за партой вместе, совместная деятельность).

Как только они рассаживаются, или заканчивается их совместная деятельность, общение на этом их заканчивается. Отношения между детьми в классе строятся через учителя: учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, он определяет их суждения друг о друге, он организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися.

С возрастом, то есть к концу начальной школы, дети становятся более самостоятельными и менее зависимыми от помощи взрослых. Поступив в школу, дети обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, интересов, своих взаимоотношений со сверстниками. Тот факт, что дети в школе заняты общей деятельностью — учением, приводит к возникновению между ними определенных отношений: у них появляется желание быть вместе, вместе играть, трудиться, выполнять общественные поручения; у них возникает интерес к мнению товарищей; им хочется пользоваться их расположением, признанием с их стороны своих достоинств. Уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников важно для младших школьников.

С третьего класса школьники принимают участие в домашнем труде. Они занимаются самообслуживанием, помогают родителям, выполняя отдельные поручения.

Для школьников I и даже II класса почти безразлично, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии всего класса; но уже школьники III—IV классов значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии товарищей.

4 стр., 1623 слов

Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...

... благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодёжи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом ... 52 8. Охарактеризовать основные факторы, обуславливающие формирование социально-негативного поведения детей и подростков. 54 9. Привести примеры положительного и отрицательного влияния макрофакторов на ...

В классе появляются «Ябеды» и «Защитники». Ябеда становится тот, кто наедине с учителем «докладывает» на другого ученика, жалуется на плохое поведение учеников. «Защитники» те, кто прикрывает другого, если ученик сделал что-то плохое.

Дети к завершению начальной школе (примерно, 3-4 класс) становятся более внимательными. Они уже чутко замечают тех, кто как себя ведёт, кто с кем общается и т.д.

3) Средний школьный период (5-8 класс)

Я думаю, что подростковый возраст самый сложный и очень важный. В этом возрасте происходит множество перемен в сознании ребёнка и в его личностных качествах.

Изменения в подростковом возрасте:

1) Важное изменение, которое происходит в этот период жизни подростков, заключается в том, что они переходят из начальных классов школы в средние классы.

2) Появляются новые предметы и учителя. У каждого из учителей есть свои требования и правила, которые каждый ученик должен соблюдать, появляются новые формы преподавания, меняется содержание материала, появляется оценка от каждого учителя. Дети должны научиться видеть причинно- следственные зависимости, обобщения, понятия

3) Приобщение к труду. Дети уже обладают развитым чувством долга и ответственности. Взрослые могут «положиться на ребёнка». От ребёнка требуют помощи по дому, ответственности за порученные дела, с ребёнком начинают советоваться.

4) В подростковом возрасте интерес получает стойкий, постоянный характер. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

5) В начальных классах учебный материал можно было усвоить путем одного только повторения. Есть случаи, когда учащиеся 5-8 классов продолжают механически заучивать учебный материал, но это дает плохие результаты и всегда свидетельствует о том, что у этих учащихся не произошло необходимого развития логической памяти. При усвоении знаний в средних классах школы нужно, чтобы учащиеся владели совсем иными операциями заучивания. Они должны научиться выделять существенное, расчленять текст на логически законченные отрезки, составлять план, конспект усваиваемого материала, научиться передавать смысл усвоенного и т. д.

Существует два вида формализма усвоения материала:

А) Заучивание без понимания. То есть подросток знает хорошо все правила, все законы, но только для экзамена, чтобы получить оценку. После сдачи материала, он забывает всё, что выучил. У них воспитывается привычка к бездумной, бессмысленной для них деятельности, привычка хитрить, ловчить. Их трудно поставить перед теоретической познавательной задачей. У этих учеников полностью отсутствует интерес к теоретическому содержанию учебного предмета, их вполне удовлетворяет осмысливание действительности в меру их житейского опыта. Но они должны овладеть положенным по программе учебным материалом, и они выучивают материал добросовестно, но без должного понимания. Обычно в ответах они идут «от здравого смысла», объясняя явления и факты лишь в меру своего понимания, не пользуясь для этого вовсе усвоенными знаниями. Все эти ответы являются следствием так или иначе обобщенного жизненного опыта.

Б) Заучивание с пониманием. Они могут сделать предметом сознания само понятие, обобщение, закон. Но перед ними возникает другая трудность. Оторвав понятие от предмета, они не всегда умеют вернуться к нему, увидеть в научном понятии все многообразие отраженной в нем конкретной действительности. Формальные знания выступают для школьника как отдельные знания, стоящие наряду с его прежними представлениями и понятиями, и поэтому лишены для него познавательного значения. Это знания они понимают, учат, но не могут их применить на практике.

В этот период меняются взаимоотношения в коллективе. Теперь учитель не является авторитетом для подростка, им становится важнее, что о них скажут сверстники, как о них подумают, что им скажут. Для них важнее найти своё место в коллективе. Подростков уже можно назвать коллективом. Предъявляются друг другу требования, есть взаимная оценка. Самый большой страх в подростковом возрасте — быть отвергнутым сверстниками.

Подростки обязательно должны быть объединены совместной деятельностью. У них появляется общая цель, они вместе переживают успехи и огорчения, у них появляется взаимная оценка и требовательность друг к другу, они обязаны соблюдать интересы коллектива. Каждый участник был сам творцом правил, традиций и требований коллектива, поэтому он должен их соблюдать.

Характерно для этого возраста суждения о человеке по одному лишь качеству. То есть подростки не разбираются в ситуациях, а составляют своё мнение о человеке по одному качеству, и это мнение не меняется, а задерживается надолго. Например, если человек струсил в какой-то ситуации, то он навсегда останется трусом для подростка. Его будут видеть только с плохой стороны, как бы «наклеивание ярлыков».

Если говорить об идеалах подростков, то можно сказать, что это идеальный образ неустойчив. Эти образцы легко меняются под влиянием прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, случайных встреч. Но идеалом является конкретный человек. Их привлекают герои, которые совершали героические поступки. Если подросток выбрал кого-то в идеал, то он старается также вести себя, как и тот, кого он взял за образец, старается подражать его голосу, манерам.

В этом возрасте появляются разные виды мотивов:

А) Направленность на свои личные интересы.

Б) Направленность на интересы других людей.

В) Направленность на самоутверждение: это значит, что здесь нужно выбрать, какие интересы преобладают больше, общественные или личностные.

Подростки очень «ранимы». Они очень тяжело переносят критичное отношение к себе, из-за этого они могут обижаться. Напротив, похвала и удача могут привести подростка к хорошему настроению.

У подростков имеется потребность в самоутверждении. В этих случаях подростки стараются выдвинуться, командовать сверстниками, стремятся доказать свое превосходство, готовы действовать в ущерб товарищам. Такого рода самоутверждение приводит к конфликтам, возникающим между подростком и окружающими его людьми, делает подростка трудным в воспитательном отношении. Однако самоутверждение может и не носить такого характера. Оно может быть связано с желанием подростка завоевать уважение окружающих, доказать им свою самостоятельность, свои умения и способность быть на уровне «взрослых» требований.

4) Старший школьный период (9-11 класс)

В старшем школьном возрасте дети становятся самостоятельными. У них вырабатывается свой личный характер, формируются свои утверждения, свои взгляды и мнения, личное мировоззрение. В этом возрасте встаёт вопрос о выборе жизненного пути, и о самоопределении. Какую профессию выбрать и чем заниматься всю жизнь. То есть старшие классы задумываются о будущем, им уже не так важны развлечения, и общение, им важно учение.

Самый главный вопрос в этот период- выбор профессии.

Подросток относится к выбору профессии не серьёзно, он может выбрать профессию, потому что их друг такую выбрал, или потому что ему сказали выбрать именно эту профессию, а многие в подростковом возрасте даже ещё не задумываются над этим, и не знаю, какую профессию выбрать. Обычно они учат все учебные предметы, а потом из них выбирают, на какую профессию поступать. А в старших классах к выбору профессии относятся добросовестно и серьёзно. Они изучают интересующие их профессии, учат те предметы, которые нужны для поступления, они понимают, с какими трудностями столкнуться, и готовы их преодолевать. Старшеклассники очень мучительно подходят к выбору профессии. Они всегда думают о том, смогут или нет, они работать по этой профессии, могут ли они проявлять интерес к деятельности, к которой они не способны, как можно определиться в выборе деятельности.

Школьники старших классов — это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них тем аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы. Для старшеклассников и подростков, школа видится по-разному. Для подростков школа- это место встреч с друзьями, место развлечений; а для старшеклассников школа- это место, где их подготавливают к жизни и труду. Если спросить у подростков, хотели бы они перейти в другую школу? То они бы категорически отказались, потому что они входят в жизнь своего коллектива, привыкают к своим товарищам, и им очень сложно расстаться со всем этим. Напротив, старшеклассники могут перейти в школу другую, где будет лучше подготовка к будущей деятельности.

«Подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего».

Другую роль играет и отметка. Для подростков отметка важна, как положение в коллективе, а для старшеклассников — это показатель их знаний. Если они получают отметку не заслужено, то потом они переживают из-за этого.

Мировоззрение. Оно формируется по нескольким критериям: зачатки мировоззрения в средних классах, самоопределение в выборе профессии, видение связи между предметами, а также такие предметы, как «психология» и «основы современного производства».

У старшеклассников развивается повышенный интерес к художественной литературе. Они не просто читают книги, они выписывают из них важные для них мысли.

Страстность мышления, направленного на уяснение своих взглядов, особенно остро проявляется в спорах. Старший школьник большой спорщик, но, в отличие от подростка, для которого спор был средством овладения системой аргументов и доказательств, упражнением в новых для него способах дискурсивного мышления, учащиеся старшего школьного возраста заинтересованы в отстаивании своих взглядов, в утверждении своей мысли.

Также старшеклассники в отличие от подростков не судят по человеку по одному лишь качеству. Старшеклассники разбираются в ситуации, почему так произошло, могло бы быть иначе. Они не наклеивают «ярлыки».

Идеал. В связи с формированием мировоззрения и стремлением определить себя и свое место в жизни, у учащихся возникает сознательный поиск идеала, т. е. того образца, который должен стать для них руководящим принципом поведения. Идеал является устойчивым. Устойчивость идеала обеспечивает устойчивость и постоянство моральных мотивов поведения, а, следовательно, и самого поведения школьника. Постепенно идеалы человека становятся все более и более обобщенными и что они начинают выступать в сознании учащихся не в виде образа конкретного человека, а в виде известной системы моральных требований, которые школьники предъявляют к личности, исходя из своих общих моральных принципов. В старшем школьном возрасте, напротив, образ того или иного человека выбирается учащимися намеренно и сознательно с точки зрения уже имеющейся у них системы моральных убеждений.

Сравнительная таблица.

Период

Самост-ть (авторитет)

Отношения в коллективе

Связи между предметами

Ведущая деятельность

Отметка

Дошкольный

Воспитатель, как образец.

В рамках совместной игры.

Не видят.

Игра

Важна похвала воспитателя

Младший школьный

Учитель и родители.

В рамках совместной деятельности

Не видят. Информация, как отдельные знания.

Учение

Важна отметка учителя.

Средний школьный

Сверстники, как образец.

Подражание сверстникам, важно место в коллективе.

Видят отдельные знания.

Общение

Важна отметка, как положение в коллективе.

Старший школьный

Полагаются на себя, самостоятельны, лишь иногда советуются с взрослыми.

Учебные.

Видят связи между предметами и явлениями.

Учение и самоопределение.

Важна, как показатель знаний.

Заключение.

Человек, являющийся личностью, в представлении Божович, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Устойчивость личности обеспечивает направленность мотивов.