«Работа социального педагога школы по профилактике наркотической зависимости и формировании мотивации к здоровому образу жизни среди учащихся»

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДОКЛАД

по дисциплине: «Основы здорового образа жизни»

на тему:

Выполнил студент

51-ЕСП группы

Пименов А.И.

Проверил:

Коханов А.К.

Евпатория, 2011

Содержание

  1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление………..2
  2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников……………………………………………………………………..3
  3. Роль Евпаторийского Управления по делам семьи и молодёжи в формировании здорового образа жизни у школьников…………………………………….8
  4. Список использованных источников……………………………………………….9

1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от состояния их здоровья. Здоровье – является важным фактором работоспособности и гармоничного развития детского организма.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что меня ... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей: Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а ...

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Известно, что совершенство физического воспитания зависит и от совершенства правительства. Так, при мудром государственном устройстве руководители государства стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства.

Говоря о термине «здоровье», в Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа

индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

  1. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  2. Психическое здоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
  3. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

2. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди школьников

Современная школа является не только учебным заведением, но и местом, где её учащиеся проводят значительную часть своего времени. Там они дружат, посещают школьные секции/кружки, другие – нарушают дисциплину в классе, не посещают занятия, сбегают с уроков, чтобы где-то совместно распить алкоголь. Тенденции таковы, что нынешние учащиеся школ значительно более раскрепощены, агрессивны, а порой и неконтролируемы, нежели те, что были ещё лет десять назад. Если раньше воспитанием и профилактикой «трудных» детей занимались классные руководители, то начиная с двухтысячных, эту функцию, как в прочем и многие другие, взял на себя социальный педагог, выполняющий роль защитника, консультанта, организатора, словом – человек, осуществляющий социально-педагогическую деятельность в школе.

5 стр., 2121 слов

Здоровый образ жизни 10

... самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных ... должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование ... все трудности и житейские невзгоды. Это состояние особенно нравится слабым и безвольным натурам. ...

Социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.

Всю деятельность по формированию здорового образа жизни школа возлагает на плечи социального педагога, которую он обязуется проводить, с учётом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. При этом особое внимание он уделяет таким возрастным этапам, как младший школьный, подростковый и ранний юношеский возраст, когда имеет место интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в школьной среде, в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Щвейцарии, Скандинавских государств и других) позволяет выделить основные направления в деятельности социальных педагогов или сотрудников службы социальной помощи в школе, работающих на районном уровне в тесном взаимодействии с другими специалистами, прежде всего с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими здоровый образ жизни.

В программы направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учёбы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учёт и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов – пьянства, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социального педагога следует уделить пропаганде необходимости закаливания – эффективного средства профилактики респиратурных и других заболеваний, а также профилактике алкогольной и наркотической зависимости (табакокурение) являющихся наиболее актуальными в современной школьной среде учащихся.

Так, содержание социально-педагогической деятельности с учащимися, склонными к употреблению алкоголя и табакокурению сводятся к следующим направлениям:

  1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков и курению, посредством его личностного развития;
  2. деятельность, включающую противоалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ в целом;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, её быта и культуры взаимоотношений между её членами;

2 стр., 935 слов

Особенности развития социально эмоциональной сферы ребенка старшего ...

... экономический и культурный yровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиция воспитания. Другой подкласс объективных детерминант психического развития ... т. е. проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной. Объективные и субъективные факторы развития ребенка Психология развития ребенка показывает, что факторы, ...

4) деятельность по социальной реабилитации учащегося, имеющего алкогольную/наркотическую психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между учащимся и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному табаку, – реализуется путём сбора информации об учащемся, склонном к употреблению спиртных напитков/курению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребёнка; изучения источников негативного влияния на школьника и устойчивости его к этому давлению; определения «зависимых» как он лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих наркотическую/алкогольную зависимость; изучение влияния на учащегося микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого школьника, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для учащегося людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребёнка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития учащегося, увлечённости его в процесс алкоголизации/табакокурения, определение конкретных задач, социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность её заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с учащимся, у которого присутствует зависимость или наблюдается риск вовлечения в нарко-среду, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов её осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у школьника в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребёнка, употребляющего спиртные напитки, наркотические вещества (в т.ч. и табак), формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвёртая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав учащегося.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьником, имеющим наркотическую зависимость, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создаёт условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально- значимой деятельности учащихся, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребёнка, имеющего зависимость или риск наркотической зависимости.

Шестая функция – коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между её участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и табакокурения, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности школьный социальный педагог выступает в трёх основных ролях:

  • советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребёнка, дающего социально-педагогические советы;
  • консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;
  • защитника, действующего в случаях нарушения прав ребёнка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению наркотических веществ и алкоголя, отводится антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодёжи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме, так как для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, её целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и табакокурении. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания и обучения необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя и наркотических веществ, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма и наркомании, сколько на безнравственности самого факто употребления подобных веществ. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы и наркоманы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя и курение – это признак взрослости и возмужания.

В целом, деятельность социального педагога нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путём просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя или наркотических веществ детьми. Противоалкогольная и антинаркотическая работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста учащегося школы, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антизависимому воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловой игры, экскурсии, организация свободного времени школьников, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии наркотической зависимости. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Антиалкогольное и антинаркотическое просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным и антинаркотическим установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкогольной и наркотической зависимости детей – комплексная, поэтому и её решение может дать положительные результаты только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определённом уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

  1. Роль Евпаторийского Управления по делам семьи и молодёжи в формировании здорового образа жизни у школьников

Как отмечалось ранее, социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать им содержательный досуг.

Известно, что любую информацию, в отношении работы Евпаторийских городских секций и кружков, можно получить в Управлении по делам детей семьи и молодёжи. Социальный педагог школы должен сотрудничать с управлением и следовательно знать какие секции доступны для посещения детьми в их районе. Далее приведён список таких учреждений.

Клубы по месту жительства

Адрес КМЖ

Штатная единица,

Ф.И.О.

Рабочий телефон

1

Клуб им. Караева

пр. Победы, 10б

Педагог-организатор

Рубанская Галина Афанасьевна

Педагог-организатор Слепкан Юлия Валерьевна

6-26-58

2

Клуб «Скиф»

пр. Ленина, 56

Нет штатного педагога-организатора

3

Клуб «Парус»

пр. Победы, 23а

Педагог-организатор Беляев Георгий Леонидович

4

Клуб «Спарта»

ул. 60 лет ВЛКСМ, 8

Педагог-организатор

Евдомащенко Сергей Анатольевич

5

Клуб «Инвал»

ул. Чапаева, 29/31

Педагог-организатор Стекляшкин Виктор Николаевич

6

Клуб «Олимп»

ул. Сытникова, 15

Педагог — организатор Гусева Анжела Сергеевна

7

Клуб «Факел»

Ул. Сытникова, 10

Педагог — организатор Друкар Александр Эдуардович

8

Клуб им. Токарева

пр. Победы, 35

Педагог-организатор Семенец Кнарик Ивановна

5-35-88

9

Клуб «Искатель»

Ул. 60 лет Октября, 30

Педагог-организатор

Чуносова Елена Васильевна

Сама же служба по делам детей проводит профилактику безнадзорности и преступности; проведение индивидуальных и групповых бесед, лекций по здоровому образу жизни в школах; индивидуальную работу с детьми, употребляющими алкогольные напитки и табачные изделия, и их родителями.

Представители управления по делам семьи и молодёжи проводят профилактические индивидуальные и групповые беседы, семинары, акции-шествия в городе. По поводу формирования здорового образа жизни у молодёжи в Евпатории, служба занимается непосредственным влиянием на психологию подростков путём внедрения новых методик по работе с детьми и молодёжью, привлечением специалистов по проведению тренингов и семинаров по формированию здорового образа жизни, а также сотрудничает с высшими учебными заведениями, помогает в реализации проведения различных мероприятий и дискотек в стенах школ.

Список использованных источников

  1. Виденеев И. А. Психология девиантного поведения / Виденеев И. А. – Харьков: Ротапринт, 1997. – 68 с.
  2. Виничук Н. В. Психология аномального поведения / Виничук Н. В. – Владивосток: Изд. Дальневосточного Университета, 2004. – 192 с.
  3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [2-ое изд.] / Гоголева А. В. – Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
  4. Кузнецова Л. В. Воспитание школьников (теоретический и научно-мето- дический журнал) / Кузнецова Л. В. – М.: Школьная Пресса, 2002. – №7
  5. Лисицына Ю. П. Книга о здоровье / Лисицына Ю. П. – М. : Медицина, 1988. – 510с.
  6. Павленок П. Д. Основа социальной работы: [учебник] / Павленок П. Д. – М.: 1998
  7. Пушкина Т. П. Медицинская психология / Пушкина Т. П. – Новоси- бирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 40 с.
  8. Евпатория курорт (официальный сайт города Евпатория) [электронный ресурс] /Kalamit.info. – режим доступа к странице:

http://www.kalamit.info/index.php?area=1&p=news&newsid=3004

http://www.kalamit.info/index.php?area=2&p=static&page=uprpodelamsemy