Дневник психологического аспекта производственно-педагогической практики

студентки 5 курса физико-математического факультета специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Математика»

Шишкановой Инны Николаевны

в период производственно-педагогической практики

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г. Саранска

с 5 ноября 2012г. по 30 декабря 2012г.

в качестве учителя информатики, математики и

классного руководителя

Саранск 2012

Перспективный план работы

№ п/п

Основные направления работы

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1.0.

Сбор и оформление исследовательского материала о психических особенностях группы учащихся

выполнено

1.1.

Сбор общих сведений о группе учащихся

6.12.12

выполнено

1.2.

Изучение структуры группы

в течение всей практики

выполнено

1.3.

Исследование уровня развития группы

в течение всей практики

выполнено

2.0.

Написание психолого-педагогической характеристики психических особенностей группы учащихся

выполнено

2.1.

Изучение разделов схемы характеристики

в течение всей практики

выполнено

2.2.

Анализ протоколов, дневниковых записей и других исследовательских материалов

в течение всей практики

выполнено

2.3.

Написание текста характеристики

26.12.12

выполнено

2.4.

Формулировка психологических выводов и психолого-педагогических рекомендаций

в течение всей практики

выполнено

Календарный план

Неделя, дата

Основное содержание работы

(распределить по конкретным датам)

Анализ и оценка работы студента, подпись методиста

Первая неделя

Установление контакта с группой учащихся, сбор и оформление общих сведений о ней: определение состава учащихся по возрасту, полу; изучение социального положения родителей; выявление диапазона времени существования группы.

выполнено

Вторая — третья недели

Сбор и оформление исследовательского материала о структуре группы: выявление официальной и неофициальной структуры группы, определение степени и характера их влияния на жизнь группы, выявление статуса учащихся и наличия микрогрупп.

выполнено

Четвертая — шестая недели

Сбор и оформление исследовательского материала об уровне развития группы: характеристика видов деятельности группы; выделение инициаторов общих дел; определение степени удовлетворенности результатами своей работы; изучение и анализ групповых ценностей; изучение и оценка психологического климата в группе.

выполнено

Седьмая — восьмая недели

Составление и написание психолого-педагогической характеристики группы учащихся, формулировка психологических выводов и психолого-педагогических рекомендаций.

выполнено

Протокол №1

Дата проведения исследования: 15.12.12.

Время проведения исследования: 1325 – 1340 .

Место проведения исследования: кабинет № 3.

Название методики: «Наши отношения»

Цель: изучить особенности внутригрупповых отношений и дисциплины в ученической группе.

Необходимый материал: четыре вопроса с вариантами ответов.

МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»

№1. Дружный ли у вас класс?

  1. Наш класс очень дружный, сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь.
  5. Наш класс не дружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный; трудно учиться в таком классе.

№2. Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины?

  1. У нас в классе принято нести ответственность за других.
  2. Мы все боремся за искоренение недостатков в классе.
  3. В нашем классе плохие поступки беспокоят большинство учеников.
  4. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса.
  5. Наш класс в большинстве случаев не обращает внимание на нарушение дисциплины.
  6. В нашем классе царит полнейшая безответственность.

№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?

  1. Мне помогают добровольно, по своей инициативе.
  2. Мне помогают, но очень редко.
  3. Мне помогают, но только после того, как я попрошу об этом.
  4. Мне помогают только друзья или после моей неоднократной просьбы.
  5. Мне помогают только после указания учителя.
  6. Я нуждаюсь в помощи, но мне не помогают.

№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе?

  1. Я всегда помогаю, когда вижу, что это кому-то нужно.
  2. Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.
  3. Я всегда помогаю, но только своим друзьям по классу.
  4. Я не помогаю, так как считаю, что должны помогать преподаватели.
  5. Я не помогаю, так как сам с трудом выполняю задания.
  6. Я ни за что не буду помогать

Испытуемые: учащиеся 10 класса.

Ход исследования:

Инструкция: Данные вопросы вам необходимо внимательно прочитать и ответить предложениями, которые предлагаются под ними. Вы выбираете предложение, содержание которого совпадает с вашим мнением, указывая его номер на листке для ответа. В правом верхнем углу этого листа напишите свою фамилию».

Обработка данных и их психологическая интерпретация:

Полученные от учащихся данные заносятся в таблицу результатов, куда вписываются номера утверждений, выбранные в качестве ответа. Данные номера являются баллами, которые используются для вычисления среднего показателя по каждому ученику (по горизонтали) и группового среднего балла по вопросам (по вертикали).

Список класса

ВОПРОСЫ

Средний

балл

№1

№2

№3

№4

1.Айроза Жайм

2.Андронова Ольга

3.Арташин Евгений

4.Блохина Ксения

5.Букина Дарья

6.Гришняева Елена

7.Гуменчук Алена

8.Дотолева Ольга

9.Зорькин Никита

10.Калентарова Алина

11.Котельникова Наталья

12.Куликов Олег

13.Мишакина Алина

14.Муталимова Фарида

15.Романова Валерия

16.Саушкина Анастасия

17.Слугин Павел

18.Смолина Дарья

19.Соломенников Иван

20.Трифонова Наталья

2

4

3

3

2

3

1

4

1

3

3

2

5

2

3

5

4

3

3

4

3

6

5

5

5

6

3

5

2

5

5

5

6

5

5

5

4

3

5 4

1

3

3

3

3

3

1

4

1

4

4

3

4

3

4

3

3

3

3

4

1

5

2

4

1

2

2

5

2

2

5

2

3

3

2

2

2

2

3

3

1,75

4,5

3,25

3,75

2,75

3,5

2,5

4,5

1,5

3,5

4,25

3

4,5

3,25

3,5

3,75

3,25

2,75

3,5 3,75

Групповой средний балл

3

4,6

3

2,65

№1. Дружный ли у вас класс? 3

№2. Борется ли ваш класс с нарушениями дисциплины? – 4,6

№3. Помогают ли вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь? – 3

№4. Оказываете ли вы помощь в учебе в своем классе? – 2,65

Психолого-педагогический вывод:

Большинство учащихся в ученической группе чувствуют себя комфортно, однако выделяются двое (Мишакина Алина и Саушкина Анастасия), которые чувствуют себя менее комфортно. Это связано с тем, что они готовы оказывать помощь своим одноклассникам, но некоторые учащиеся не всегда готовы прийти на помощь.

В данной ученической группе каждый существует сам по себе, хотя ссор не бывает. В большинстве случаев класс не обращает внимания на нарушение дисциплины. Большинство учащихся получают помощь своих одноклассников после того, как попросят об этом. Многие учащиеся придут на помощь только по просьбе своих товарищей.

Протокол №2

Дата проведения исследования: 21.11.12.

Время проведения исследования: 1325 – 1340 .

Место проведения исследования: кабинет № 3.

Название методики: «Атмосфера в классе».

Цель: выявить психологический климат в ученической группе.

Необходимый материал: бланки каждому учащемуся следующего содержания:

  1. Дружелюбие … … … … … враждебность
  2. Согласие … … … … … несогласие
  3. Удовлетворенность … … … … … неудовлетворенность
  4. Увлеченность … … … … … равнодушие
  5. Взаимная поддержка … … … … … не доброжелательность
  6. Теплота … … … … … холодность
  7. Сотрудничество … … … … … отсутствие сотрудничества
  8. Взаимовыручка … … … … … отсутствие взаимовыручки
  9. Занимательность … … … … … скука
  10. Успешность … … … … … не успешность

Испытуемые: учащиеся 10 класса.

Ход исследования:

Инструкция: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе. С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны — плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую — большинство враждебно, первую — все относятся друг к другу враждебно».

Обработка данных и их психологическая интерпретация:

Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируются в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству. Интерпретация результатов делается по следующим пунктам: по групповому среднему баллу выделяется преобладающая атмосфера в ученической группе (через анализ граф); по индивидуальным низким оценкам (отдельным качествам) психологического климата в классе отмечаются учащиеся, которые возможно чувствуют себя некомфортно в данной группе (уточняется при беседе с ними и у классного руководителя).

Список класса

Качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Айроза Жайм

4

4

3

4

4

3

4

4

3

5

2.Андронова Ольга

4

4

4

5

3

4

3

5

3

2

3.Арташин Евгений

4

4

3

2

3

2

3

4

2

4

4.Блохина Ксения

4

4

3

3

3

3

3

3

2

4

5.Букина Дарья

4

4

3

3

3

3

3

3

3

4

6.Гришняева Елена

4

2

3

2

4

4

3

3

4

4

7.Гуменчук Алена

5

3

3

3

5

4

4

5

3

4

8.Дотолева Ольга

3

1

3

3

3

3

3

3

3

3

9.Зорькин Никита

3

3

3

3

5

3

3

5

3

3

10.Калентарова Алина

4

4

3

3

3

3

3

3

3

4

11.Котельникова Наталья

3

3

3

3

3

3

2

2

2

4

12. Куликов Олег

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

13.Мишакина Алина

4

4

4

3

3

3

3

3

2

3

Е514.Муталимова Фарида

4

3

3

2

4

3

3

4

3

3

15.Романова Валерия

3

3

3

3

4

3

3

4

3

4

16.Саушкина Анастасия

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

17.Слугин Павел

4

3

4

2

4

4

4

4

2

3

18.Смолина Дарья

4

3

3

3

3

3

4

4

3

3

19.Соломенников Иван

3

3

3

4

2

2

3

1

2

4

20.Трифонова Наталья

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

Групповой средний балл

3,7

3,25

3,15

3

3,45

3,15

3,2

3,35

2,65

3,5

Психолого-педагогический вывод:

Результаты методики показали, что Гуменчук Алена, которая поставила «5», 12 человек поставили «4»,они чувствуют себя комфортно в данной группе, остальные, которые поставили «3» менее комфортно. Из этого можно сделать вывод, что преобладающая атмосфера в ученической группе дружелюбная.

Протокол №4

Дата проведения исследования: 1.12.12.

Время проведения исследования: 1325 – 1340 .

Место проведения исследования: кабинет № 3.

Название методики: «Что важнее?».

Цель: определить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) класса. Необходимый материал: анкета, где каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (№№1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (№№3, 7, 9, 12, 27), знания (№№2, 5, 14, 21, 32), качества ума (№№4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (№№8,13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (№№11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (№№10, 19, 28, 31, 35).

МЕТОДИКА «Что важнее?»

  1. Дисциплинированность. 18. Прилежание.
  2. Эрудированность. 19. Требовательность к себе.
  3. Сознание общественного долга. 20. Критичность.
  4. Сообразительность. 21. Духовное богатство.
  5. Начитанность. 22. Умение объяснить задачу.
  6. Трудолюбие. 23. Честность.
  7. Идейная убежденность. 24. Инициативность.
  8. Умение контролировать работу. 25. Внимательность.
  9. Моральная воспитанность. 26. Ответственность.
  1. Самокритичность. 27. Принципиальность.
  2. Отзывчивость. 28. Самостоятельность.
  1. Общественная активность. 29. Общительность.
  2. Умение планировать работу. 30. Рассудительность.
  3. Любознательность. 31. Скромность.
  4. Умение работать с книгой. 32. Осведомленность.
  5. Целеустремленность. 33. Справедливость.
  1. Коллективизм. 34. Оригинальность.

35. Уверенность в себе.

Испытуемые: учащиеся 10 класса.

Ход исследования:

Инструкция: «Вам необходимо выбрать из предлагаемых 35 качеств только 5, которые, по Вашему мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности в классе».

Обработка данных и их психологическая интерпретация:

Этап I. Составление сводной таблицы.

По полученным выборам испытуемых составляется сводная таблица. В ней на каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества.

п/п

Список

класса

Качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1

Айроза Жайм

+

+

+

+

+

2

Андронова Ольга

+

+

+

+

+

3

Арташкин Евгений

+

+

+

+

+

4

Блохина Ксения

+

+

+

+

+

5

Букина Дарья

+

+

+

+

+

6

Гришняева Елена

+

+

+

+

+

7

Гуменчук Алена

+

+

+

+

+

8

Дотолева Ольга

+

+

+

+

+

9

Зорькин Никита

+

+

+

+

+

10

Калентарова Алина

+

+

+

+

+

11

Котельникова Наталья

+

+

+

+

+

12

Куликов Олег

+

+

+

+

+

13

Мишакина Алина

+

+

+

+

+

14

Муталимова Фарида

+

+

+

+

+

15

Романова Валерия

+

+

+

+

+

16

Саушкина Анастасия

+

+

+

+

+

17

Слугин Павел

+

+

+

+

18

Смолина Дарья

+

+

+

+

+

19

Соломенников Иван

+

+

+

+

+

20

Трифонова Наталья

+

+

+

+

+

Сумма выборов

6

3

2

5

0

7

0

1

2

1

5

4

2

0

0

8

10

0

0

1

0

5

5

4

4

9

2

1

2

4

0

0

1

4

1

Этап II. Определение коэффициента ценностно-ориентационного единства.

По данным сводной таблицы вычисляется коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства (С) учащихся класса по следующей формуле:

С = (п – т) / N

где п — среднее число выборов, приходящееся на пять качеств, получивших максимальное число выборов; т — среднее число выборов, приходящееся на остальные качества; N — число учащихся, принявших участие в опросе.

п=6,25; m=1,97;N=20

С = (8 – 1,97) / 20=0,3015

0,3<С<0,5, значит группа находится на промежуточном уровне развития ЦОЕ.

Психолого-педагогический вывод:

По степени ценностно-ориентационного единства можно сделать вывод о средней сплоченности ученической группы; учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с отношением к учебе (наиболее весомые качества 1, 6, 16 принадлежат одной группе свойств – «отношение к учёбе»).

Протокол №3

Дата проведения исследования: 24.11.11.

Время проведения исследования: 1325 – 1340 .

Место проведения исследования: кабинет № 3.

Название методики: «Методика эмоционально-символической аналогии»

Цель: выявить уровень развития ученической группы.

Необходимый материал: пять условных эмоциональных образцов-символов («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»), отражающих особенности взаимоотношений людей в малой группе.

методика эмоционально-символической аналогии

«Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней — разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае, они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе авторитетный ученик, классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени развития более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта взаимодействия и совместной деятельности, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

«Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других своей «непохожестью», индивидуальностью. Однако, встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы как единого целого. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видимы проявления активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, активности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа и сплочена, однако, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

«Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив — тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь, не остаются равнодушными, если другим группам плохо.

Испытуемые: учащиеся 10 класса.

Ход исследования:

Инструкция: «Ребята, в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней. Вам будет предложен ряд образных описаний различных стадий развития коллектива. Вы должны обратить внимание на то описание, которое ближе к вашему классу. Выбрать нужно одно и записать его как ответ».

Обработка данных и их психологическая интерпретация:

На основании ответов учащихся по пятибалльной шкале определяется их оценка уровня развития классного коллектива. За ответ «песчаная россыпь» начисляется 1 балл, за «мягкую глину» — 2 балла, за выбор «мерцающий маяк» — 3 балла, за «алый парус» 4 балла, за «горящий факел» — 5 баллов. Баллы, полученные из ответов учащихся, суммируются, а итоговая сумма делится на количество учащихся, участвующих в опросе. Таким образом, получается средний балл групповой оценки уровня развития ученической группы.

п/п

Список

класса

Образные описания

Песчаная россыпь

Мягкая глина

Мерцающий маяк

Алый парус

Горящий факел

1.

Айроза Ж.

+

2.

Андронова О.

+

3.

Арташин Е.

+

4.

Блохина К.

+

5.

Букина Д.

+

6.

Гришняева Е.

+

7.

Гуменчук А.

+

8.

Дотолева О.

+

9.

Зорькин Н.

+

10.

Калентарова А.

+

11.

Котельникова Н.

+

12.

Куликов О.

+

13.

Мишакина А.

+

14.

Муталимова Ф.

+

15.

Романова В.

+

16.

Саушкина А.

+

17.

Слугин П.

+

18.

Смолина Д.

+

19.

Соломенников И.

+

20.

Трифонова Н.

+

Сумма выборов

10

5

5

0

0

Песчаная россыпь – 10 баллов

Мягкая глина – 10 баллов

Мерцающий маяк – 15 баллов

Алый парус – 0 баллов

Горящий факел – 0 баллов

10 + 10 + 15 = 35

35 / 20 = 1,75

Средний балл групповой оценки уровня развития ученической группы равен 1,75, т.е . стадия становления группы – песчаная россыпь.

Психолого-педагогический вывод:

Реальная стадия становления группы согласно описанию эмоциональных символов-образов – «Песчаная россыпь», т.е. это такая стадия, где нет того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение учащихся, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других; однако в данной ученической группе выражена тенденция к проявлению признаков «Мягкой глины» (заметны усилия по сплочению коллектива, существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой).

Протокол №5

Дата проведения исследования: 13.12.12.

Время проведения исследования: 1325 – 1340 .

Место проведения исследования: кабинет № 3.

Название методики: «Шкала приемлемости»

Цель: выявить статус члена ученической группы.

Необходимый материал: четыре вопроса с вариантами ответов.

Ход исследования

Инструкция: «Вы получили бланки, на которых написан список вашего класса. Вам необходимо подумать и ответить на вопрос: «С кем бы вы хотели остаться в классе, если он будет расформирован?» (или «С кем бы вы хотели встретиться из класса, когда закончите обучение в школе?»).

Против каждой фамилии поставьте знак «» в одну из указанных графу на бланке. Себя не оцениваете. Каждый работает самостоятельно».

Обработка результатов:

Этап I. Составление сводной таблицы.

На основе индивидуальных данных составляется сводная таблица.

Список

класса

Очень

хотелось+

Хотелось

бы+

Безраз-

лично0

Не хотелось бы-

Очень не

хотелось-

А

1.Айроза Ж.

++

+++++++++

+

0,58

2. Андронова О.

+

+++++++++

+

0,53

3.Арташин Е.

++

+++++++++

0,58

4. Блохина К.

++++

+++++++

0,58

5. Букина Д.

+

+++++++

++++

0,42

6. Гришняева Е.

+++++

++++++

0,58

7. Гуменчук А.

++

++++++

+++

0,42

8. Дотолева О.

++

++++++

+++

0,42

9. Зорькин Н.

++

+++++

++++

0,39

10. Калентарова А.

+++

++++++++

0,58

11.Котельникова Н.

+++++

++++++

0,58

12. Куликов О.

+

+++++++

+++

0,42

13. Мишакина А.

++

+++++++++

0,58

14. Муталимова Ф.

++

+++++

++++

0,39

15. Романова В.

+

+++++++

+++

0,42

16. Саушкина А.

+++

++++++++

0,58

  1. Слугин П.

++

+++++++++

+

0,58

  1. Смолина Д.

+++++

++++++

0,58

  1. Соломенников И.

++

++++++

+++

0,42

  1. Трифонова Н.

++

+++++++++

+

0,58

Этап II. Подсчет показателя приемлемости.

После заполнения сводной таблицы подсчитывается показатель степени приемлемости классом каждого ученика. Он рассчитывается по формуле:

А = Σ / (n – 1 – k),

где А – степень приемлемости, Σ — сумма «+» и «‑» баллов по каждому ученику, n – количество учащихся в группе, k – количество не опрошенных в группе.

полученный показатель степени приемлемости каждого учащегося вписывается напротив его имени (фамилии) в сводной таблице.

n=20; k=0.

  1. Айроза Ж.: = (2+9) / (20 – 1 – 0)=0,58
  2. Андронова О.: А = (1+9) / (20 – 1 – 0)=0,53
  3. Арташкин Е.: А = (2+9) / (20 – 1 – 0)=0,58
  4. Блохина К.: А = (4+7) / (20 – 1 – 0)=0,58
  5. Букина Д.: А = (1+7) / (20– 1 – 0)=0,42
  6. Гришняева Е.: А = (6+5) / (20 – 1 – 0)=0,58
  7. Гуменчук А.: А = (2+6) / (20 – 1 – 0)=0,42
  8. Дотолева О.: А = (2+6) / (20 – 1 – 0)=0,42
  9. Зорькин Н.: А = (2+5) / (20 – 1 – 0)=0,39
  10. Калентарова А.: А = (3+8) / (20 – 1 – 0)=0,58
  11. Котельникова Н.: А = (6+5) / (20 – 1 – 0)=0,58
  12. Куликов О.: А = (1+7) / (20 – 1 – 0)=0,42
  13. Мишакина А.: А = (9+2) / (20 – 1 – 0)=0,58
  14. Муталимова Ф.: А = (5+2) / (20 – 1 – 0)=0,39
  15. Романова В.: А = (1+7) / (20 – 1 – 0)=0,42
  16. Саушкина А.: А = (3+8) / (20 – 1 – 0)=0,58
  17. Слугин П.: А = (9+2) / (20 – 1 – 0)=0,58
  18. Смолина Д.: А = (5+6) / (20 – 1 – 0)=0,58
  19. Соломенников И.: А = (2+6) / (20 – 1 – 0)=0,42
  20. Трифонова Н.: А = (2+9) / (20 – 1 – 0)=0,58

Психолого-педагогический вывод:

Результаты методики показали, что всех членов группы нет явных лидеров. Максимально число балов, равное 0,58, набрали 11 учеников, остальные учащиеся набрали 0,42 и 0,39, они являются потенциальными лидерами.

Характеристика ученической группы

В 10 «А» классе обучаются 20 учащихся, из них 6 мальчиков и 14 девочек, возраст учащихся – 16 лет. Состав ученической группы не изменялся до 9 класса. В 10 классе появились новые учащиеся, так как 10 классы объединили. С 5 класса их классным руководителем является Маркина Татьяна Николаевна.

Учебная деятельность данной ученической группы складывается довольно успешно. Пятеро учащихся (Андронова О., Арташкин Е., Мишакина А., Романова В., Смолина Д.) занимаются на отлично, четверо – удовлетворительно, остальные – хорошо. Неуспевающих в классе нет. У учащихся класса средний уровень развития познавательного интереса, они предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Отсутствуют отрицательные моменты в учебной работе.

Все мальчики посещают спортивные секции. Четыре девочки учатся в художественной школе, 3 девочки посещают хореографический кружок. Учащиеся класса участвуют в общешкольной жизни (дежурство по школе, дежурство по столовой, некоторые участвуют в спортивных соревнованиях).

Групповое взаимодействие присутствует только на классных часах. В реализации общественных поручений нет организованности. Родительская общественность никак не влияет на внеклассную деятельность.

В этом классе не присутствует актива класса. Формальным лидером, старостой, является Смолина Дарья. Ее предложения и инициативы всегда одобряются классом, учащиеся выполняют ее просьбы, конфликтов с ней не бывает. В классе существуют три микрогруппы: 1)Андронова О., Романова В., Смолина Д.; 2) Зорькин Н., Куликов О, Слугин П.; 3) Блохина К., Калентарова А., Мишакина А. В первой микрогруппе присутствует общий интерес к будущему выбору профессии (все члены микрогруппы планируют поступать на юридический факультет).

Во второй микрогруппе – интерес к учебе и спорту. В третьей микрогруппе девочки увлекаются танцами. Конфликтов между группировками не существует, они мало общаются между собой. В этом классе они обучаются недавно (учились раньше в другой школе).

Учащиеся периодически могут находится то в одной микрогруппе, то в другой, либо периодически объединяться в другие неустойчивые микрогруппы. Ученическая группа находится на промежуточном уровне ценностно-ориентационного единства. Большинство учащихся получают помощь своих одноклассников после того, как попросят об этом. Многие учащиеся придут на помощь только по просьбе своих товарищей. Учащиеся 10 «А» класса не всегда соглашаются с общественным мнением. Между мальчиками и девочками постоянные разногласия.

Уровень сплоченности ученической группы средний. Чаще всего в классе преобладают отрицательные эмоции, разрушающие доброжелательные взаимоотношения, чувство защищенности и доверия в группе, снижающие эффективность совместной деятельности. Дисциплинированность группы в целом удовлетворительная (на уроках, на перемене, при выполнении домашнего задания).

Низкая степень организованности, однако соблюдается школьный режим. Дезорганизаторы отсутствуют.

Влияние классного руководителя на группу незначительное. К требованиям руководителя относятся не ответственно (выполняя требование со второго или третьего раза).

Также не сразу реагируют на замечания. Классный руководитель принимает участие в решении групповых вопросов и задач, но учащиеся не всегда поддерживают его предложения.

Ученическая группа находится промежуточном этапе развития, наблюдается отсутствие психологического единства, имеются изолированные группировки, самоуправление развито слабо, дисциплинированность группы в целом удовлетворительная.

Вывод: По общему развитию группа находится на среднем уровне. Она достаточно сплоченная, но однако, есть некоторое незначительное деление на микрогруппы. В группе нет «отверженных» учеников. Практически все ребята довольны своей учебной позицией в группе.

Рекомендации:

Для повышения организованности ученической группы необходимо распределить обязанности членов группы. Это позволит нести ответственность каждому, быть организованными без классного руководителя и быстро реагировать в случае необходимости без внешнего контроля. Классному руководителю необходимо иметь авторитетную позицию в ученической группе. Только уважение, доверие и любовь детей к своему руководителю обеспечивают продуктивную организованность членов группы. Для повышения сплоченности ученической группы необходимо иметь традиции в группе, которые должны быть и всегда реализовываться (либо переноситься с учетом сложившихся обстоятельств).

Это могут быть ритуал приветствия, празднование дней рождения, вечера откровений в начале и в конце учебного года и др. Именно они объединяют детей, настраивают на позитивное групповое взаимодействие, раскрывают членов группы, дают возможность межличностного контакта. в групповых делах не навязывать форму, решение, идеи чего-либо, давать первый шаг в их обсуждении группе, который можно впоследствии откорректировать и дополнить. Для создания благоприятного психологического климата в классе необходимо чаще вызывать положительные эмоции в группе различными мероприятиями и беседами, своевременно разрешать конфликтные отношения внутри и вне группы, не обострять внутригрупповые отношения по незначительному поводу.