Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы влияния личностных качеств руководителя на карьерный рост 7
1.1. Сущность карьеры 7
1.2. Факторы, оказывающие влияние на карьерный рост 16
1.3. Взаимосвязь личностных особенностей руководителей и специалистов и карьерного роста 22
2. Практическое исследование влияния личностных особенностей руководителей и специалистов на карьерный рост 37
2.1. Организация и методы исследования влияния личностных особенностей руководителей и специалистов на карьерный рост 37
2.2. Результаты проведения исследования влияния личностных особенностей руководителей и специалистов на карьерный рост 45
Заключение 68
Список литературы 69
Приложения 72
Введение
Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, как считают многие специалисты, является главным условием успеха экономических реформ в современной России. В условиях активного вхождения общества в рыночные отношения появился целый комплекс проблем, нуждающихся в глубоком изучении. Среди них проблемы, связанные с поведением социальных групп общества в трудовой деятельности и изучение таких вопросов как: возможность карьерного роста, влияние личностных особенностей руководителя на карьерный рост [37].
В настоящее время, по мнению отечественных психологов, в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к инициативе, коммуникабельности человека в профессиональной деятельности [24].
Путь к карьерному росту в организации, как указывают специалисты в области менеджмента, лежит через осознание необходимости коммуникаций в процессе трудовой деятельности для достижения поставленных целей [18]. По их мнению, именно эффективная коммуникация является основным инструментом карьерного роста, прибыльности и достижения успеха в трудовой деятельности [19].
Тренинг профессионально-личностного роста психолога
... основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла ... труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Упражнение «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по ...
Изучение особенностей карьерного роста и определение факторов, оказывающих на него наибольшее влияние, являются важнейшими задачами в работе с персоналом, поскольку адекватно выбранные методы стимулирования трудовой активности открывают дополнительные возможности управления карьерой, а также механизмы воздействия и влияния на эффективность деятельности персонала. В связи с этим актуальной является проблема изучения социально-психологических факторов, влияющих на карьерный рост персонала предприятия.
В современных условиях в России стоит проблема развития бизнеса. Успешность организаций во многом зависит от успешности руководителей. Одним из путей повышения эффективности деятельности предпринимательства видится научно обоснованное построение успешной карьеры предпринимателя за счет наращивания его личностного и профессионального потенциала, более качественного его использования с учетом многообразия социально-психологических факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую карьеру.
В связи с этим встает проблема выявления этих особенностей карьеры в малом бизнесе, определения факторов, оказывающих влияние на ее построение, выбора путей карьерного роста.
Целью нашего исследования является изучение личностных факторов успешности карьеры руководителя, выделение среди них наиболее значимых, оказывающих наиболее значительное влияние на карьерную успешность в бизнесе.
Объектом нашего исследования является феномен карьеры, изучаемый у руководителей.
Предметом нашего исследования являются личностные качества руководителя, особенности взаимоотношения руководителей со средой в связи с показателем карьерной успешности.
Гипотеза нашей работы состоит в предположении о том, что существует определенный набор личностных качеств руководителя, влияющих на карьерный рост.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу отечественных и зарубежных авторов по личностным качествам руководителя и их влиянию на карьерный рост.
2. Определить социально-психологические факторы, оказывающие влияние на карьерный рост персонала на основе анализа специальной литературы отечественных авторов.
3. Разработать и провести исследование по изучению социально-психологических факторов, влияющих на карьерный рост управленческого персонала сервисного предприятия.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования с использованием методов математической обработки с целью выявления различий в приоритетности социально-психологических факторов, влияющих на карьерный рост руководителей и специалистов предприятия сферы обслуживания клиентов.
5. Выявить взаимосвязь между исследуемыми факторами с использованием корреляционного анализа.
Методологическую основу дипломного исследования составляют положения отечественных и зарубежных авторов (Ильин Е.П., Вилюнас В.К., Асеев В.Г., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Василюк Ф.Е., Рубинштейн С.Л, А.Маслоу, К.Роджерс, Х. Хекхаузен) о том, что управление организационным поведением персонала невозможно без создания эффективной системы коммуникаций, которая опирается на базовые потребности человека и статусные мотивы достижения цели, успеха, признания.
Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников ...
... 22 Глава 2. Методы исследования представлений о карьерном росте студентов выпускников педагогического вуза ... исследования………………………………………...................30 Глава 3. Описание результатов исследования представлений о карьерном росте студентов выпускников педагогического вуза………………….............32 3.1. Особенности профессионального становления личности и ее представлений о будущей карьере ...
Методы исследования представлены следующими группами:
— теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по общей, социальной, организационной психологии, по менеджменту и маркетингу;
— беседа с участниками исследования о целях, задачах и актуальности проведения данного исследования;
— психодиагностический метод для исследования специфики организационной среды с использованием специально разработанной анкеты, профессиональной направленности личности с использованием опросника «Направленность личности» В.Смейкалка и М. Кучера, карьерных ориентаций с использованием опросника «Якоря карьеры», уровня притязаний с использованием методик Т.Элерс «Мотивация к успеху» и «Мотивация к общению», уровня субъективного контроля с использованием опросника Дж.Роттера «УСК», изучения факторов, влияющих на удовлетворенность трудом с использованием специально разработанного опросника;
— методы математической статистики, позволяющие определить достоверность выявленных различий полученных данных у персонала управленческого звена и обслуживающего персонала предприятия.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 40 человек, являющихся руководителями и специалистами предприятия сферы обслуживания клиентов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, с применением методов математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы данные позволяют определить иерархию социально-психологических факторов, влияющих на карьерный рост руководителей и специалистов сферы обслуживания клиентов.
1. Теоретические основы влияния личностных качеств руководителя на карьерный рост
1.1. Сущность карьеры
Различные аспекты карьеры разрабатывались преимущественно в зарубежных странах. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и обозначалось такими терминами как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельность», «карьеризм» и др.
Основные исследования по карьере связаны с проблематикой управления производством, государственной службой и т.п. видами профессиональной деятельности. В контексте такой проблематики давались и дефиниции феномену карьеры, которые в обобщенном виде можно свести к определению карьеры как осознанного должностного, служебного, иерархического продвижения, сопровождающегося сменой исполняемых ролей, ростом профессионализма, достижением высокого уровня мастерства, приобретением более высокого статуса [17, c.90].
В связи с особенностями хозяйственного развития нашей страны, отсутствием предпринимательской деятельности до начала 1990-х годов, карьера стала изучаться относительно недавно, что объясняет большое количество пробелов в научном знании по данному направлению.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании ...
Исходя из общенаучного понимания феномена карьеры было сформулировано понятие карьеры как развитие профессионализма и социально-психологическое развитие, достижение общественного признания в профессиональной среде.
Понятие успешной карьеры определить несколько сложнее, чем понятие карьеры. Основные трудности связаны с выбором критериев оценки успешности, которые у каждого исследователя, как правило, свои. Традиционно исследователи рассматривают карьерный успех как достижение, получающее социальную оценку. Успешность также связана с приобретением возможности удовлетворить за счет работы те или иные потребности. Также некоторыми исследователями критерием успешности был назван психологический успех как ощущение собственной эффективности и успешности, чувство гордости за свою профессиональную деятельность [18, c. 20].
Таким образом, реализуя принцип комплексного подхода, оценку успешности карьеры следует строить в системе объективных (достижение, получающее социальную оценку в виде признания в бизнес сообществе) и субъективных критериев (эмоциональный компонент, мотивационный компонент, отношение к карьере как соотношение ожиданий достижениям и самооценка).
Изучение сущностных признаков развития карьеры позволяет сделать следующие обобщения:
— карьера непосредственно связана с деятельностью людей;
— карьера связана с социальной мобильностью индивида;
— в определениях термина доминирует признак успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а также результат достижения успеха;
— карьера охватывает «достижение успеха» в широком диапазоне сфер деятельности: организационной, производственной, научной, социальной общественно-политической и др.;
— карьера определяется и как процесс, и как результат, определенный итог «движения к успеху»;
— в любой производственной, общественно-политической и социальной иерархии присутствует карьера;
— термин «карьера» можно рассматривать, как в узком, так и в широком значении этого слова, это – и элементарный служебный рост в организации, и
значительное изменение жизненного пути человека……………………….
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: 1991. – 229с.
2. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. — М.: НПО «Прагма», 1993. — 175с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: НАУКА, 2000. — 351с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений /Г.М.Андреева. 5 –е изд. испр. и доп. –М.:Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль. 1976. – 156с.
6. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. — 429с.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 295 с.
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. Мысль. М.: 1988. – 304с.
9. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1988. – 104с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: 1984 –с.16-77.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик и ...
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990. — 206с.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998. – 133с.
14. Вундт В. Введение в психологию. — СПб.: Питер, 2002. — 128 с. – (Серия «Психология- классика»).
15. Глухов В.В. Основы менеджмента. Спб.: Питер, «Спец. литература» 1995. – с.77-98.
16. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии.
2007.
17. Здравомыслов А.П. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: 2006.
18. Иванова И.А. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2005. – 96с.
19. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 — 288 с.
20. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 2005. № 2.
21. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. — 576 с.
22. Климов Е.А. Общая психология. Образовательный курс: Учеб.пособие для вузов. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. — 511 с.
23. Комаров М.А. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ. 2007. – 84с.
24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222 с.
25. Краткий психологический словарь. М., 1985. — 430с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 2007.
28. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ. 2008. -144с.
29. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности/ Под ред.
А.А.Пузырея, 2006г.
30. Менеджент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
31. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: 1985.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- Кн. 1: Общие основы психологии. –
688с.
33. Общая психодиагностика. МГУ, 1987. — 303с.
34. Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск.
Ин-та. Психология. 1983. № 4.
35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическое пособие для студ. психол. фак. Высш. учеб. заведений. — М.: Издателький центр «Академия», 2005. — 496 с.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: 1994.
37. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 320 с.
38. Рубинштейн С.Л. О смысле жизни. — М.: Л., 1927.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: 1940
40. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. – М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005. – 278с.
41. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 368с.
42. Фалмер Р.М. Энциклопедия Современного управления. Т1. – М.: 1992 – с.45.
43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: 1986. – 408с.
44. Чирнов В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 2006. № 3.
Методические материалы к проведению семинарских занятий по курсу ...
... Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1998. – 282 с. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. – 2-е ... способности. Мотивация педагогической деятельности. Уровни продуктивности деятельности учителя (по Н. В.Кузьминой) Рекомендуемая литература: Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – ...
45. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: 1969.
46. Ядов В.А. Социологическое исследование. 2-е изд. — М.: 1987.
Приложения
Приложение 1
Анкета
Инструкция
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для изучения факторов, влияющих на ваш карьерный рост.
Текст анкеты
……………….