Социально-психологическая реабилитация юного материнства

Социально-психологическая реабилитация юного материнства

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы

социально-психологической реабилитации юного материнства

1.1. Особенности развития человека юношеском возрасте 7

1.2. Материнство как предмет биологического, социального и

психологического исследования 14

1.3. Проблема юного материнства в зарубежной и отечественной

практике 25

1.4. Зарубежный опыт оказания социально-психологической

помощи юным матерям 32

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических

исследований личности юных матерей

2.1. Организация и методы исследования 39

2.2. Анализ результатов исследования 46

Глава 3. Практика социально-психологической реабилитации юного

материнства

3.1. Формирующий эксперимент 53

3.2. Контрольный эксперимент 60

Заключение 68

Литература 71

Приложения 78

Введение

Современная Россия, несмотря на некоторые социально-политические и экономические изменения в обществе, продолжает переживать духовный и нравственный кризис следствием которого является такая проблема современной молодежи как ранняя беременность и материнство. Изменения в идеологии воспитания подрастающего поколения, отсутствие системы профилактических мероприятий приводит к тому, что возрастной порог вступления молодых людей в половую жизнь снижается, а в результате этого нередки случаи заражения различными заболеваниями и беременность.

Девушки, вступающие во взрослую жизнь матери, не только ни психологически, ни материально не готовы к этому, но и находятся под постоянным прицелом осуждения и отвержения общества. Все это приводит к абортам, негативно сказывающимся на здоровье молодой девушки, к отказу от детей, после их рождения и даже к самоубийствам. Все это предопределяет социальную значимость исследования проблемы социально- психологической реабилитации юного материнства.

Работа над литературными источниками, посвященными проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства, показала, что с одной стороны многие из этих источников датированы еще прошлым или началом нынешнего десятилетия, а с другой – многие из этих работ описывают эту проблему с позиции зарубежного опыта (Д.В. Винникотт, Г. Крайг, М. Мид, Ф. Райс и др.).

Отечественных же наработок на сегодняшний день явно недостаточно ни теоретической, ни в практической области. Все это и предопределяет научную значимость исследования.

12 стр., 5587 слов

Психологическая реабилитация

... исследования: психологическая реабилитация: закономерности развития, задачи, функции и методология. Предмет исследования: взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии. Гипотеза исследования: предполагается, что реабилитация, ... стран. Согласно, которому реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других ...

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что данные проведенного нами исследования могут быть использованы на практике психологами, психотерапевтами, семейными консультантами, социальными работниками при работе с юными матерями.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема юного материнства является одной из социально значимых проблем, как в нашей стране, так и зарубежом. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка в юношеском возрасте. Однако теоретических и, особенно, практических разработок, касающихся решения данного вопроса явно недостаточно. выявляется достаточное количество работ, в которых исследуется специфика протекания того или иного психического заболевания в детском возрасте.

Цель данной работы – изучение социально-психологических факторов, влияющих на процесс реабилитации юных матерей.

Объект исследования – личность юных матерей в возрасте 16-17 лет.

Предмет исследования – психоэмоциональное состояние юных матерей и уровень развития взаимоотношений молодых мам с ребенком.

Гипотеза – мамы в возрасте 16-17 лет оценивают рождение ребенка и собственную готовность к материнству негативно. Это выражается в таких психологических характеристиках как высокий уровень тревожности и одиночества, переживание депрессии и психологическое отвержение ребенка. В связи с этим программа социально-психологической реабилитационной помощи должна включать в себя как социальные, так и психологические аспекты поддержки молодых мам.

Задачи:

1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.

2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.

3. Выявить особенности развития отношений внутри семьи, имеющей детей с психическими заболеваниями.

4. Подобрать пакет диагностических методик.

5. Провести анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития, системности. Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил личностно-ориентированный подход, основанный на изучение развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Э. Эриксон и др.).

Психолого-педагогическую направленность исследования определили положения психотерапевтического и социально-педагогического подходов, трактующего материнство как уникальный период развития личности, обусловленный комплексными изменениями в психофизиологическом и социальном уровнях развитии человека. (Ю.П. Азаров, Д.В. Винникотт, В.И. Гарбузов, И.В. Гребенников, М. Кляйн, Т.В. Леус, М.С. Радионова, К.В. Солоед, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Эксперимент проводился на базе Центр психологической поддержки «Шаг навстречу». Одним из основных направлений работы этого центра служит социально-психологическая помощь юным мамам.

Основными методами исследования явились: индивидуальные психологические карты, эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

4 стр., 1879 слов

Психологический центр по работе с трудными подростками

... ее описание Кто выполняет Ресурсы Ожидаемый результат Сроки 1 Планирование деятельности работы психологической комнаты бухгалтерия знания бухгалтеров сметы затрат, план денежных поступлений, расчет экономической ... того, не вовремя понятый и поддержанный родителями ребенок может замкнуться. Отсюда появляется развитие у ребенка в будущем всевозможных комплексов, мешающих ему строить жизнь и ...

Проведение эксперимента включало в себя несколько этапов:

Первый этап – определение и анализ группы молодых мам в возрасте 16-17 лет. На этом этапе эксперимента нами была определена и проанализирована экспериментальная группа.

Второй этап (констатирующий эксперимент) – включал в себя диагностику и анализ результатов психологического состояния юных мам.

Третий этап (формирующий эксперимент) – включал в себя проведение программы оказания социально-психологической помощи юным матерям.

Четвертый этап (контрольный эксперимент) – был направлен на исследование успешности проведенной программы и включал в себя повторную диагностику. На этом этапе была проведена оценка достоверности нашей гипотезы.

Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.

В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:

1. В теоретической части нами были рассмотрены: основные характеристики юношеского возраста, особенности изучения феномена «материнство» в зарубежной и отечественной психологии, проблема материнства в юном возрасте и опыт социально-психологической реабилитации юного материнства в России и Зарубежом.

2. Во второй практической главе нами было проведено первичное исследование по изучению психоэмоционального состояния юных матерей и его влияния на систему их взаимоотношений с ребенком.

3. В третьей главе мы рассмотрели опыт работы по программе социальной и психологической реабилитации с матерями-подростками и проанализировали полученные результаты при помощи повторное тестирования испытуемых.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологической реабилитации юного материнства

1.1. Особенности развития человека юношеском возрасте

Юность – довольно продолжительный период в жизни человека (от 15 до 22 лет).

Годы обучения называются ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь ребенка этого возраста. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки.

Характеризуется период ранней юности тем, что в это время заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек половое созревание заканчивается задолго до начала этого периода…………….

Заключение

Настоящая работа была посвящена актуальной и все еще мало разработанной проблеме социально-психологической реабилитации юного материнства.

Теоретическое и практическое исследование данной проблемы позволяет нам сделать ряд существенных выводов, подводящих итоги проделанной нами работы.

Ранний юношеский возраст – это период от 15 до 17 лет, с которым связаны основные изменения личности, касающиеся формирования мировоззрения, самосознания и самооценки. На фоне изменений в физиологии и психологической происходит формирование идентичности. Процесс половой идентичности является одним из центральных процессов этого возраста. Он нередко является сопряженным с такими явлениями как неадекватная самооценка у подростков, которая касается их внешности и способностей. Эти факторы являются особенно значимыми у девушек и могут приводить к установлению ими ранних близких отношений со сверстниками противоположного пола.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... реабилитации), сравнение разных классификаций, методов реабилитации, психологических состояний детей и т.д. Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит ... реабилитации несовершеннолетних Заключение Библиографический список Приложение Введение Дети из неблагополучных семей и дети, оставшиеся без попечения родителей - это социально ...

Проблема материнства в современной науке находит свое отражение практически во всех дисциплинах, изучающих человека. В психологии материнство рассматривается с позиции изучения психологических состояний матери, ее готовности к материнству, понимания процессов воспитания и их важности для развития ребенка. Также некоторые исследования посвящены проблеме социального положения и статуса семьи и матери в обществе.

Материнство в юном возрасте – определяется в современной литературе как следствие кризиса современного общества, его духовных и нравственных ценностей, снижения порога полового созревания, как у девушек, так и у юношей, отсутствия системы профилактической работы с детьми. Все это приводит к такому явлению ранняя беременность и материнство у лиц, еще не достигших совершеннолетия. И в России и зарубежом данное явление оценивается как критическое и требующее применение специальных реабилитационных мер.

Как показал теоретический анализ литературы в нашей стране система работы с молодыми мамами только начинает свое развитие, в то время как мировая практика решения этой проблемы носит уже достаточно развитый характер разрешения. Зарубежом реабилитацией занимаются не только государственные учреждения, но, прежде всего, общественные организации, оказывающие терапевтическую, медицинскую и социальную помощь молодым мамам. В нашей стране деятельность таких учреждений в основном носит социальный характер.

Практическая часть данной работы, проведенная нами на базе Центра психологической поддержки «Шаг на встречу», включала в себя работу с 30 молодыми мамами в возрасте 16-17 лет.

Для подтверждения нашей гипотезы нами были использованы следующие методики:

Для опроса юных мам нами были использованы следующие методики:

1. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова

4. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.

Эксперимент проводился нами в несколько этапов.

На первом этапе мы подтвердили первую часть нашей гипотезы о том, что мамы в возрасте 16-17 лет оценивают рождение ребенка и собственную готовность к материнству негативно. Это выражается в таких психологических характеристиках как высокий уровень тревожности и одиночества, переживание депрессии и психологическое отвержение ребенка.

Действительно для молодых мам, выбранных нами для участия в исследовании оказались характерны высокий уровень тревожности, депрессивности и одиночества, имеющий тесную связь с таким явлением – как отвержение матерью своего ребенка и отсутствие между мамой и ребенком до 1 одного года необходимой симбиотической связи.

2 стр., 735 слов

Психология ребенка из неблагополучной семьи

... усугубитьсяпоявлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенканесоизмеримо нагружают уходом за ними. 7. Противоречивое воспитание - проявляется вовзаимоисключающих требованиях матери и ... отца, либо родителей и живущих с нимиродственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий истимуляции установки ребенка сделаю, ...

В результате исследования нами на базе Центра и с использованием программ реабилитации, а также с помощью собственно разработанной тренинговой программы коррекции психоэмоционального состояния, в течение месяца была проведена работа с 10 юными мамами, имеющими на начало эксперимента наиболее худшие показатели.

Проведение курса социально-психологической реабилитации помогло подтвердить вторую часть нашей гипотезы о том, что в связи с этим программа социально-психологической реабилитационной помощи должна включать в себя как социальные, так и психологические аспекты поддержки молодых мам.

Повторное тестирование и беседа с молодыми мамами показало, что по всем параметрам оценки у девушек улучшилось психоэмоциональное состояние, снизился уровень тревожности, одиночества и депрессивности, повысился эмоциональный уровень связи в системе «мать-ребенок».

В заключение следует отметить, что исследования в области социально-психлогической реабилитации юного материнства требуют своего продолжения. Также следует отметить, что курс реабилитации юного материнства должен также включать в себя и специальные индивидуальные и групповые психологические занятия с молодыми мамами.

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М., 2004.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования: Тезисы докладов Первой региональной Уральской научно-практ. конф. — Пермь, 2004.

3. Баранов А.Н. Медико–социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин / А.Н. Баранов, А.Л. Санников, Р.В. Банникова.– Архангельск: Изд–во АГМА, 2003.– 177 с.

4. Божович Л.И. Избр. психол. труды. — М.: Международн. Пед. академия, 2005.

5. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. — М., 2003.

6. Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В. Калягиной. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. — М., 2004.

8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 2004.

9. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. — М., 2005.

10. Вопросы психологии. Проблема возрастной периодизации детского развития / Выготский Л.С. — 2003. № 2. С. 114–123.

11. Вопросы психологии. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / Брутман В.И., Радионова М.С. — 2003. № 6. С. 38–47.

12. Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л.В. Гаврилова.– М.: МЕДпресс, 2005.– 160 с.

13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб.: АО «Сфера», 2004.

14. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — СПб., 2004.

15. Гормональная регуляция размножения у млекопитающих / Под ред. К. Остин, Р. Шорт. — М.: Мир, 2005.

16. Гроф С. Путешествие в поисках себя. — М.: Изд-во Трансперс. ин-та, 2004.

17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 2004.

18. Гуркин Ю.А. Основы ювенального акушерства / Ю.А. Гуркин, Л.А.Суслопаров, Е.А. Островская.– СПб: Фолиант, 2004.– 352 с.

19. Дальневосточный медицинский журнал. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности в Приморском крае/ Хамошина М.Б., Кайгородова Л.А. – 2003.– №2.– С.22–27.

29 стр., 14288 слов

Психические состояния. Исторический аспект.

... решения, хотения и т.д." [46, с. 17]. Дальнейшее развитие категории ПС связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвященной ПС является статья О.А. ... политики [199]. ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. Психические состояния. Исторический аспект. История психического состояния (ПС) как научной категории довольно полно отражена в ряде ...

20. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.

21. Захаров А.И. Ребенок до рождения. — СПб.: СОЮЗ, 2006.

22. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб.: Б.С.К., 2005.

23. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб.: Ювента, 2004.

24. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Педагогика, 2006.

25. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003.

26. Лабиринты одиночества/ Сборник статей. – М., 2007.

27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

28. Леус Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. — М.: Изд-во ИП РАН, 2005.

29. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск.: ИГ-СОЦИН, 2004., 294 с.

30. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 2006.

32. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед.ун-тов/ Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Просвещение, 2007.

33. Марконе М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. — М.: Изд-во «Дом матери», 2003.

34. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико–социальные аспекты проблемы регулирования рождаемости в современных условиях / Коновалов В.А., Курников В.С. – М., 2003.– Ч.1.– С.43–44.

35. Мать и дитя: материалы IV Российского Форума. Медико–социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья / Кулавский В.А., Даутова Л.А.– М., 2003.– Ч.1.– С.50–52.

36. Мать и дитя: материалы IХ Рос. Форума. Анализ причин материнской смертности в субъектах Российской Федерации / О.В. Шарапова, О.С. Филиппов, Е.В. Гусева, О.Г. Фролова, Л.П. Королева.– М., 2007.– С.642.

37. Мать и дитя: материалы II Российского Форума. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода в подростковом возрасте / Е.В. Брюхина, Е.Ю. Мазная, Л.Ф. Рыбалова.– М., 2003.– С.21–22.

38. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 2004.

39. Миронова Т.А. Психофизиологические особенности женщин с невынашиванием беременности: – Курск, 2006.

40. Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

41. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. – М., 2004.

42. Недбаева С.В. Службы практической психологии: теория и практика. Сборник научно-методологических и нормативно-правовых материалов. – Армавир, 2007.

43. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М.: Жизнь и смысл, 2005.

44. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 2006.

45. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. — М.: Наука, 2003.

46. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. — СПб., 2004.

18 стр., 8741 слов

Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

... в состоянии здоровья и развитии ребенка. Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: система работы по психофизическому развитию у детей дошкольного возраста. Цель ... плане, когда рассматриваются особенности развития ребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущий только ему, путь развития и особый темп. Путь развития уникален, но все же ...

47. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. — СПб., 2003.

48. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. — СПб., 2004.

49. Психологический журнал. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. — 2004. Т. 20. № 1. С. 39–48.

50. Психологический журнал. Предпосылки девиантного материнского поведения / Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. — 2003. Т. 21. № 2. С. 79–87.

51. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Ранги по рождению и групповое поведение яванских макаков / Бутовская М.Л. — 2006. Т. 2. Вып. 3. С. 125–126.

52. Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Психофизиологическая природа доминанты материнства / Батуев А.С. — 2006. Т. 2. Вып. 4. С. 69–70.

53. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы Рос. конф. — СПб., Иваново, 2004.

54. Психотерапия: от теории к практике: Материалы Второй Всерос. учебно-практ. конф. по психотерапии. — М., 2006.

55. Психотерапия сегодня: Материалы III Всерос. конф. по психотерапии. — М., 2005.

56. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. — М., 2004.

57. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПБ.: Издательство «Питер», 2004.

58. Репродуктивные установки и сексуальное поведение девочек–подростков крупного промышленного региона / Н.А. Лукина, Г.А. Черняева, Т.М. Петухова и др. // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.–практ. конф.– СПб., 2003.– С.149–151.

59. Репродуктивное здоровье детей и девушек–подростков в Приморском крае / Л.А.Несвячёная, Г.П. Горшунова, Т.И. Бурмистрова, В.В. Стре–льцова // сб. науч. тр. Дальневосточной регион. науч.–практ. конф.– Хабаровск: ДВГМУ, 2004.– С.21–22.

60. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007.

61. Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб.пособие. – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2000.

62. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст).

— М., 2005.

63. Семья в психологической консультации/Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М.: Педагогика, 2005., 207 с.

64. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №4. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Перекресток». — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2003.

65. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №9. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Театр». — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2007.

66. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №10. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Вызов». — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2007.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, ... знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии» Лингвистическая характеристика недостатков разных сторон речи Речь представляет собой ...

67. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства // На пути к практической психологии: Сб. научн. статей. — Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2005. С. 93–98.

68. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. — 2003. № 4. С. 35–42.

69. Синапс. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. — 2003. — № 4. — С. 35-42.

70. Современные направления психотерапии и их клиническое применение: Материалы Первой Всерос. конф. по психотерапии. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2006.

71. Солдатенко Н.Г. Психология трудного подростка. – М., 2007.

72. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. — М., 2005.

73. Социальная и клиническая психиатрия. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. — 2004. № 2. С. 75–78.

74. Социальная политика и социальная работа зарубежом. Хрестоматия./ Под ред. Масловой Т.Ф. – Ставрополь.: СКСИ МОСУ, 2007.

75. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во МГУ, 2004.

76. Степанова В.Г. Индивидуальный подход к трудным школам. – М., 2007.

77. Теория и методика социальной работы, в 2-х т. — М.: Союз. 2004.

78. Теория и методика социальной работы/ Под ред. П.Д. Павленко. – М.: ГАСБУ, 2007.

79. Фанти С. Микропсихоанализ. — М.: ЦПП, 2007.

80. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. – М., 2005.

81. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. — М.: Жизнь и мысль, 2004.

82. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. – М.: «Интердиалект+», 2006.

83. Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежь и брак. – СПб.: Питер, 2006.

84. Харчев А.Г., Мацковская М.С. Современная семья и ее проблемы. — М., 2003.

85. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

— СПб.: Питер-Пресс, 2004.

86. Человек. Пренатальная общность / Шмурак Ю.И. — 2004. № 6. С. 24–37.

87. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников. – М., 2007.

88. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2004. – 512 с.

89. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М., 2005.

90. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато АСТ, 2006.