Состояние и динамика тревожности у дошкольников

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования феномена «тревожности» и особенностей ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие и специфика детской тревожности 7

1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее

проявления 17

1.3. Особенности общения тревожных детей со сверстниками 26

1.4. Подходы к диагностике и коррекции тревожности у детей

старшего дошкольного возраста 31

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности

у старших дошкольников с особенностями общения со сверстниками

2.1. Изучение тревожности и особенностей общения детей старшего

дошкольного возраста 40

2.2. Коррекционная работа, направленная на снятие личностной тревожности у детей и проблем, связанных с общением со сверстниками 54

2.3. Анализ коррекционной работы с тревожными детьми старшего

дошкольного возраста 59

Заключение 69

Список литературы 72

Приложения 78

Введение

Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе «трудных», запущенных или социально неадаптированных. Эти трудности особенно начинают проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.

Многоплановые психологические исследования проблемы формирования и развития тревожности в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии, ведутся уже давно. Эта проблема привлекла внимание многих отечественных и зарубежных психологов, найдя отражение в ряде работ А. Адлера, Б. Кочубея, А.И. Захарова, И.В. Имедадзе, Н.Л. Кряжевой, Л.В. Макшанцевой, Е. Новикова, А.М. Прихожана, З. Фрейда, К.Г. Юнга. Работы этих и других авторов охватывают в основном теоретический и экспериментальный пласт изучения данной проблемы, практических же разработок и апробированных программ коррекции тревожности у дошкольников существует не так уж и много, что и предопределяет научную значимость данной работы.

22 стр., 10936 слов

Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности ...

... и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Объект исследования - родители и их дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Предмет исследования - родительско-детские отношения и тревожность детей среднего дошкольного возраста 4-5 ...

Разработка и апробация коррекционной программы для дошкольников с высоким уровнем тревожности поможет специалистам (психологам, воспитателям) и родителям в работе с детьми в возрасте 5-6 лет. Это и объясняет практическую значимость нашей работы.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.

В связи с этим, целью нашего исследования является выявление и коррекция факторов, влияющих на содержание и динамику тревожности детей в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования — личность ребенка в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования – содержание и динамика состояния тревожности у детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Гипотеза:

1. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.

2. Высокий уровень тревожности у дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить только при целенаправленной организации коррекционной программы, которая бы включала в себя не только работу с самим ребенком, но и подразумевала бы вовлечение в психолого-педагогический процесс воспитателей детских садов и родителей.

Задачи.

1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.

2. Выявить причины возникновения тревожности и условий ее проявления.

3. Охарактеризовать особенности общения тревожных детей со сверстниками.

4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня тревожности и провести исследование в рамках констатирующего эксперимента.

5. Разработать и апробировать программу коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

6. Для выявления эффективности программы провести повторное тестирование детей в возрасте с 5 до 7 лет.

Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек. Экспериментальной базой исследования явилось ДОУ № 2123.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап – проведение теоретического анализа литературы, рассмотрение понятия детской тревожности, причин возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста, особенностей общения тревожных детей со сверстниками, а также условий и способов диагностики и коррекции тревожности у старших дошкольников.

Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников. 4. Провести повторное исследование проявлений агрессивности и агрес-сивного поведения в группе детей дошкольного возраста 5. Сравнить результаты первичного и повторного ...

Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.

Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Структура работы:

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования феномена «тревожности» и особенностей ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие и специфика детской тревожности

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно подробно. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцирование – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, например, A.M. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [49].

Р.С. Немов характеризует понятие тревожности как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [40].

С.Л. Рубинштейн под тревожностью понимает склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [45].

По мнению многих авторов, тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений. ………….

Заключение

Наша дипломная работа была посвящена актуальной и с практической точки зрения, еще мало разработанной проблеме изучения особенностей проявления тревожности в дошкольном возрасте и взаимосвязи тревожного поведения с общением ребенка в группе сверстников.

Теоретическая и экспериментальная части работы помогают нам выделить ряд выводов исследования:

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Проявления тревожности в поведении дошкольников может быть как ситуативным (вызванным какой-либо сиюминутной ситуацией), так и личностным. Применительно к данному исследованию нами большее внимание было уделено изучению личностной тревожности старших дошкольников.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. ... – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...

Такие факторы, как неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, поступление ребенка в детский сад, отсутствие необходимых для этого возраста жизненных и социальных умений и навыков являются основными причинами формирования и развития личностной тревожности у ребенка в дошкольный возрастной период. В этих ситуациях дети становятся боязливыми, трусливыми, неуверенными в себе, чувствительными к критике, у них развивается заниженная самооценка, отсутствуют коммуникативные умения, которые помогают устанавливать контакт со взрослыми и особенно со сверстниками.

Изучение опыта диагностической и психокоррекционной работы помогло нам выделить два существенных момента:

1. При построении психологической работы с детьми очень часто используются игровые методы, которые применяются и в качестве диагностических методик, и в качестве коррекционных методов воздействия на дошкольника.

2. Для эффективного построения программы коррекции уровня тревожности и развития у этих детей коммуникативных навыков необходимо включение занятий по следующим темам: повышение самооценки дошкольников, обучение ребенка умению управлять собой в различных жизненных ситуациях, снятию мышечного напряжения, развитию навыков общения в группе сверстников.

Экспериментальная часть данной работы состояла из трех этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента нами была исследована группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Исследование включало в себя тестирование по трем методикам: выявление уровня тревожности по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, тесту «Дом. Дерево. Человек» и методике «Выбор в действии» для определения статуса ребенка в группе сверстников.

Данные констатирующего эксперимента позволили нам выделить группу дошкольников в возрасте 5-6 лет в количестве 9 человек (22,5%) у которых были выявлены высокий уровень тревожности и трудности общения в группе сверстников.

Эти результаты подтвердили первую часть нашей гипотезу о том, что дети дошкольного возраста с высоким уровнем проявления тревожности имеют и отклонения в развитии межличностного общения со сверстниками.

Данная группа детей составила на этапе формирующего эксперимента экспериментальную группу нашего исследования. Опираясь на уже полученные теоретические и практические данные нами была составлена коррекционная программа исследования. Цель программы — коррекция личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста и проблем, связанных с общением со сверстниками.

На последнем этапе контрольного эксперимента при помощи диагностики по игровым методикам «Кактус», «Страхи в домиках» и «Выбор в действии» мы подтвердили вторую часть нашей гипотезы — высокий уровень тревожности у дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить только при целенаправленной организации коррекционной программы, которая бы включала в себя не только работу с самим ребенком, но и подразумевала бы вовлечение в психолого-педагогический процесс воспитателей детских садов и родителей.

Действительно, только у 2-3 ребят показатели по двум параметрам практически не изменились. У остальных детей нам удалось снизить уровень тревожности и повысить их групповой статус.

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи ...

... и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с ...

В заключении следует добавить, что данное исследование показало – эффективность работы с дошкольниками в области коррекции тревожности и развития коммуникативных навыков зависит от включения в этот процесс не только психологов, но и воспитателей, родителей детей. Такое целенаправленное комплексное воздействие на личность ребенка поможет ему решить многие свои личностные проблемы.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: «Издательский центр академия», 1995.

2. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/Психологический журнал – 1997 — №2 – с. 34-38.

3. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология – 1998 — №1 – с. 18.

4. Бернс Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1995.

5. Бернс Э. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование).

– М.: Просвещение, 2002. — с. 231-235.

7. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990 – с. 144.

8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. -288 с.

10. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6т. – М., 1995.

11. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – СПб.: Медицина, 2003. – 176 с.

12. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.-№1.

13. Детская психология: Учеб. Пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.– Мн.: Университетское, 1988. -399 с.

14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. Пособие / Под ред. Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. – МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. – 237 с.

15. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 2005.

16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

17. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.

18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000.

19. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. — с.224.

20. Захарова А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

21. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. – Тб., 1980. — с. 54-57.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... сложный многообразный и системный процесс.[1]. Учет закономерностей развития речи детей позволяет установить возможности детей в овладении умениями построения связного монологического высказывания. Связная монологическая ... ситуации общения. Исследования А. М. Леушиной доказали, что основная линия развития ребенка заключается в механизме перехода от исключительного господства только ситуативной речи ...

22. Изард К. Е. Эмоции человека. – М., 2001.

23. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Роспедагентство, 1997.

24. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению, популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.

25. Козлова Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. — с. 16-20.

26. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/ Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.).

В 3-х частях. – 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с.

27. Коломинский Я. А. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Мн., 1988.

28. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн., 1997.

29. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.

30. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности./Семья и школа, № 9, 1988.

31. Кочубей Б., Новиков Е. Снимаем маску с тревоги./Семья и школа, № 11, 1988.

32. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – 98 с.

33. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

34. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.

35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997.

36. Лисина М.И., Силвестру А.И. Самопознание у дошкольников. – Кишинев, 1989.

37. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – М., 2005.

38. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005.

39. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, № 2.

40. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М., 2003. – с. 38-40.

41. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб., 2003.

42. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.

43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

44. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996.

45. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. /Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Издательство МГУ, 1999.

46. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр./Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997.

47. Практикум по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1997.

2 стр., 858 слов

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...

... маршрутов9. Образовательный маршрут определяется в соответствии с качественными характеристиками и уровнем развития ребенка к моменту его поступления в школу. Подчеркнем, что этот уровень однозначно ... за его учебным поведением, школьной адаптацией и своевременная психолого-педагогическая поддержка; развитие ребенка по многим характеристикам не приближается к возрастной норме, но при этом ...

48. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

49. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Дом «БАХ РАХ», 1998. — с. 679.

50. Прихожан А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – с. 191.

51. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М., 2002.

52. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Психологическая наука и образование, 1998, №2.

53. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.,1997.

54. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности./ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

55. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е издание, испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. — с. 494.

56. Психология детства. Учебник/ Под ред. А.А. Реана. – СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.

57. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.

58. Романова А.А. Проективные методы в психогимнастике. – М., 2006.

59. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.

60. Савина Е. Тревожные дети. /Дошкольное воспитание. – 1996 №4 . – с. 11-14.

61. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

62. Словарь практического психолога. /Составитель С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. — с. 800.

63. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

64. Смирнова Е. Психологические особенности и варианты детской агрессивности: Анализ поведения детей 5-6 лет // Вопросы психологии. – 2002. — №1. – С.17-26.

65. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. — №8. – С.73-76.

66. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М.: Педагогика – Пресс, 1995. – 168 с.

67. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997. – 332 с.

68. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 312 с.

69. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2004.

70. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2003. — с. 272.

71. Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.

72. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: — М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.

11 стр., 5026 слов

Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)

... профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике) [электронный ресурс] / Режим доступа: ... «Педагогическое образование» (профиля подготовки «Начальное образование»). Освоение дисциплины «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» способствует более глубокому изучению дисциплин базовой ...

73. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

74. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995.

75. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Инфра-М, 1997. – 216 с.

76. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. . –СПб., 1997. – с. 336.