Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011 г.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование»

профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________/ И.В. Патрушева /

«30» августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 31 августа 2011 г., протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 21 стр.

Зав. кафедрой ________________________ / И.Н. Емельянова /

«31» августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК.________________________ / А.В. Арефьева /

«______» сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /

«______» сентября 2011 г.

Российская федерация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

7 стр., 3019 слов

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

... государственного и благотворительного финансирования специального образования ?Г) изучение и осуществление процессов социальной реабилитации 9. К методам сбора информации в специальной психологии относят А) изучение продуктов деятельности ... Проблема компенсации в коррекционной педагогике и специальной психологии. Понятие «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии детей. Варианты ...

Кафедра общей и социальной педагогики

Патрушева И.В.

Психология и педагогика игры

(с практикумом по игротехнике)

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов Направления 050100.62 «Педагогическое образование»

профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Патрушева И.В. Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике).

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения. – Тюмень, 2011. 21 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: д.П.Н., проф. И.Н. Емельянова

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Патрушева 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель ООП ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки «Начальное образование») – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала», компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности.

Цель дисциплины – формирование основ профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в области организации игровой деятельности.

Задачи дисциплины:

  1. Формировать теоретические знания и практические умения студентов в области организации игровой деятельности младших школьников.
  2. Создать условия для формирования у будущих бакалавров педагогики готовность применять современные методики и технологии игровой деятельности в целях обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
  3. Содействовать формированию основ речевой профессиональной культуры студентов в области игротехники.
  4. Развивать способность будущих педагогов нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Дисциплина «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» относится к вариативной части профессионального цикла ФГОС по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (профиля подготовки «Начальное образование»).

Освоение дисциплины «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» способствует более глубокому изучению дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, прохождению учебной практики, производственной летней педагогической практики, осуществлению исследовательской деятельности студентов в рамках курсовых работ по данной тематике. Курс «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» содержательно связан с дисциплинами «Педагогика», «Психология», «Введение в педагогическую деятельность».

1.3. Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК- 4);
  • готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
  • способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • базовые психолого-педагогические понятия в области организации игровой деятельности учащихся младших классов;
  • психологические и педагогические основы организации игровой деятельности младших школьников;
  • способы игрового конструирования.

Уметь:

  • применять теоретические знания при организации игровой деятельности младших школьников;
  • применять современные методики и технологии игровой деятельности для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Владеть:

  • способами игрового конструирования;
  • основами речевой профессиональной культуры в области игротехники;
  • умениями конструирования и организации игровой деятельности младших школьников.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Курс изучается в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Из них 18 часов – лекционные занятия, 18 часов – практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.

3. Тематический план

Таблица 1

№ п/п

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме/

в том числе в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские

(практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности

1.1.

Психологические и педагогические теории игровой деятельности

2

2

2

3

7

0 – 10

1.2.

Игра и психическое развитие детей

4

2

3

5

0 – 10

1.3.

Значение игры в социализации младших школьников

6

2

3

5

0 – 10

Всего

6

2

9

17

0 – 30

Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников

2.1.

Педагогическая классификация детской игры

8

2

3

5/2

0 – 10

2.2.

Сущность и структура игровой деятельности

10/4

2

2

3

7/2

0 – 10

2.3.

Методы и средства игровой деятельности

12-14/6

4

2

3

9/2

0 – 10

2.4.

Организация игровой деятельности младших школьников

16-18/8

4

2

3

9/2

0 – 10

Всего

12

6

12

30/8

0 – 40

Модуль 3. Практикум по игротехнике

3.1.

Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе

10

2

5

7/2

0 – 10

3.2.

Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе

12-14

4

5

9/4

0 – 10

3.3.

Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе

16-18

4

5

9/4

0 – 10

Всего

10

15

25/10

0 – 30

Итого (часов, баллов):

18

18

36

72/18

0 – 100

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы

Модуль 1

1.1.

0-3

0-2

0-5

0 – 10

1.2.

0-3

0-2

0-5

0 – 10

1.3.

0-3

0-2

0-5

0 – 10

Всего

0 – 30

Модуль 2

2.1.

0-3

0-5

0-2

0 – 10

2.2.

0-3

0-2

0-5

0 – 10

2.3.

0-3

0-5

0-2

0 – 10

2.4.

0-5

0-3

0-2

0 – 10

Всего

0 – 40

Модуль 3

3.1.

0-2

0-2

0-3

0-3

0 – 10

3.2.

0-2

0-2

0-3

0-3

0 – 10

3.3.

0-2

0-2

0-3

0-3

0 – 10

Всего

0 – 30

Итого

0 – 100

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности

1.1.

Психологические и педагогические теории игровой деятельности

Составление таблицы психологических и педагогических теорий игры

Составление реферата

2

3

0 – 10

1.2.

Игра и психическое развитие детей

Конспектирование научных статей

Составление реферата

4

3

0 – 10

1.3.

Значение игры в социализации младших школьников

Решение ситуационных задач

Написание эссе

6

3

0 – 10

Всего по модулю 1

9

0 – 30

Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников

2.1.

Педагогическая классификация детской игры

Составление схемы

Сравнительный анализ научных подходов

8

3

0 – 10

2.2.

Сущность и структура игровой деятельности

Участие в

дискуссии

Составление реферата

10/4

3

0 – 10

2.3.

Методы и средства игровой деятельности

Составление таблицы методов

Подготовка к коллоквиуму

12-14/6

3

0 – 10

2.4.

Организация игровой деятельности младших школьников

Решение ситуационных задач

16-18/8

3

0 – 10

Всего по модулю 2

12

0 – 40

Модуль 3. Практикум по игротехнике

3.1.

Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе

Конструирование дидактической игры для младших школьников

Создание методической копилки дидактических игр

10

5

0 – 10

3.2.

Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе

Конструирование сюжетно-ролевой игры для младших школьников

Создание методической копилки сюжетно-ролевых игр

12-14

5

0 – 10

3.3.

Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе

Конструирование подвижной игры для младших школьников

Создание методической копилки подвижных игр

16-18

5

0 – 10

Всего по модулю 3

15

0 – 30

ИТОГО

36

0 – 100

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения

обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

1.

Основы воспитания

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Педагогическая психология

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Учебная практика

+

+

+

+

4.

Производственная практика

+

+

+

+

5. Содержание дисциплины

Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности

Тема 1.1. Психологические и педагогические теории игровой деятельности

Характеристика понятий «игра», «игровая деятельность».

Основные тенденции культурно-исторического развития игры. Общие теории игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежной психологии (Дж. Селли, В. Штерн, З. Фрейд, С. Спенсер, Ж. Пиаже, Ж. Шато, Ф. Шиллер и др.).

Проблемы психологии и педагогики игры в отечественной науке (К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Н.Д. Виноградов, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Теория игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.

Тема 1.2. Игра и психическое развитие детей

Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма». Игра и развитие умственных действий. Игра и развитие произвольного поведения.

Тема 1.3. Значение игры в социализации младших школьников

Функции игры. Факторы социализации младших школьников. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Значение игры в личностном становлении детей. Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы. Значение игры в развитии творческих способностей младших школьников. Формирование детского коллектива в ходе игровой деятельности.

Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников

Тема 2.1. Педагогическая классификация детской игры

Современные подходы к классификации детских игр. Игры с правилами, «без правил», сюжетно-ролевые, импровизированные (О.Ю. Грезнева, О.А. Казанский).

Игры, возникающие по инициативе детей, по инициативе взрослого, традиционные (народные) игры (С.Л. Новоселова).

Вещно-предметная деятельность, сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам (В.А. Петровский).

Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные и др.), игры с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные, компьютерные и т.п.).

Тема 2.2. Сущность и структура игровой деятельности

Игра как педагогическое явление. Признаки игры. Функции игры в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.

Тема 2.3. Методы и средства игровой деятельности

Характеристика понятий «метод», «методы игровой деятельности». Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.

Средства игровой деятельности: материальные, информационные, языковые, логические, математические.

Тема 2.4. Организация игровой деятельности младших школьников

Этапы игры. Организация педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников. Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов. Принципы игрового конструирования. Этапы реализации метода игрового конструирования. Формы организации процесса игрового конструирования.

Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.

Модуль 3. Практикум по игротехнике

Тема 3.1. Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе

Дидактические игры, их характеристика. Классификация дидактических игр. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Практикум по конструированию и организации дидактических игр для младших школьников.

Тема 3.2. Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе

Понятие «сюжетно-ролевая игра», ее специфика. Разновидности сюжетно-ролевых игр. Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе. Практикум по конструированию и организации сюжетно-ролевых игр для младших школьников.

Тема 3.3. Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе

Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Классификация подвижных игр. Практикум по конструированию и организации подвижных игр для младших школьников.

6. Планы семинарских занятий

Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности

Тема 1.1. Психологические и педагогические теории

игровой деятельности

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность». На основании изученных предложите свои определения данных понятий.
  2. Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
  3. Современные подходы в теории игровой деятельности.

Практическое задание: напишите реферат на тему: «Теория игры (игровой деятельности) Д.Б. Эльконина» (С. Спенсера, Ф. Шиллера, Л.С. Рубинштейна, Г.В. Плеханова, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского и других – по выбору).

Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные признаки игры.
  2. Функции игры. Каковы приоритетные функции игры в младшем школьном возрасте?
  3. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.

Практическое задание: сравните различные научные позиции в понимании сущности игры. Сформулируйте собственную позицию.

Тема 2.3. Методы и средства игровой деятельности

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика понятий «метод», «методы игровой деятельности».
  2. Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.
  3. Средства игровой деятельности, преимущественно используемые в младшем школьном возрасте.

Тема 2.4. Организация игровой деятельности младших школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности организации педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников.
  2. Этапы реализации метода игрового конструирования.
  3. Формы организации процесса игрового конструирования.
  4. Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов.

Практическое задание: сформулируйте требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.

Модуль 3. Практикум по игротехнике

Тема 3.1. Конструирование и организация дидактических игр

в учебно-воспитательном процессе

Вопросы для обсуждения:

  1. Дидактические игры, их характеристика.
  2. Классификация дидактических игр.
  3. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Практическое задание:

  • подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 дидактических игр для младших школьников;
  • 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.

Тема 3.2. Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр

в учебно-воспитательном процессе

  1. Понятие «сюжетно-ролевая игра», ее специфика.
  2. Разновидности сюжетно-ролевых игр.
  3. Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе.

Практическое задание:

  • подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 сюжетно-ролевых игр для младших школьников;
  • 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.

Тема 3.3. Конструирование и организация подвижных игр

в учебно-воспитательном процессе

  1. Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
  2. Классификация подвижных игр.

Практическое задание:

  • подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 подвижных игр для младших школьников;
  • 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

7.1.Тематика эссе и рефератов

  1. Игра как педагогическое явление.
  2. Сущность и специфика игры в младшем школьном возрасте.
  3. Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
  4. Общие теории игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка.
  5. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежной психологии.
  6. Проблемы психологии и педагогики игры в отечественной науке.
  7. Теория игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.
  8. Игра и психическое развитие детей.
  9. Значение игры в личностном становлении детей.
  10. Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы.
  11. Характеристика и генезис сюжетной игры в детском возрасте.
  12. Научно-теоретические основания игры в младшем школьном возрасте.
  13. Режиссерская игра, ее сущность и развитие.
  14. Компьютерные игры и игровые обучающие программы в системе начальной школы.
  15. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в вопросах детской игры.

7.2. Тестовые задания для текущего и промежуточного контроля успеваемости

1. ТЕОРИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ СУЩНОСТЬ ИГРЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО В ИГРЕ РЕБЕНОК, УПРАЖНЯЯСЬ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ СВОИ СПОСОБНОСТИ

  1. Спенсера С.
  2. Выготского Л.С.
  3. Гросса К.
  4. Шиллера Ф.
  5. Эльконина Д.Б.

2. ВИД НЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОТИВ КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАХ, А В САМОМ ПРОЦЕССЕ – … .

3. ТЕОРИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ИСТОЧНИК ИГРЫ – В ИЗБЫТКЕ СИЛ, НЕ ИЗРАСХОДОВАННЫХ В ЖИЗНИ, ТРУДЕ

  1. Спенсера С.
  2. Выготского Л.С.
  3. Гросса К.
  4. Шиллера Ф.
  5. Эльконина Д.Б.

4. ТЕОРИЯ, ДОКАЗЫВАЮЩАЯ, ЧТО ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ДЕТСКОЙ ИГРЫ – РОЛЬ ВЗРОСЛОГО, КОТОРУЮ БЕРЕТ НА СЕБЯ РЕБЕНОК

  1. Спенсера С.
  2. Выготского Л.С.
  3. Гросса К.
  4. Шиллера Ф.
  5. Эльконина Д.Б.

5. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ – … .

6. ПРИНЦИП, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ, ЧТО СУБЪЕКТОМ ИГРЫ ВЫСТУПАЕТ ЧЕЛОВЕК, РАСКРЫВАЮЩИЙ В ЕЕ ПРОЦЕССЕ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

  1. Отражения
  2. Развития игровой деятельности
  3. Самовыражения

7. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – ЭТО

  1. Деятельность, регламентированная взрослым
  2. Деятельность творческая

8. НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ТВОРЧЕСТВА, ПО МНЕНИЮ НОВОСЕЛОВОЙ С.Л., ТАКОЙ КЛАСС ИГР, КАК

  1. Игры, возникающие по инициативе детей
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого
  3. Игры этнического характера

9. В ГРУППУ ИГР С ПРАВИЛАМИ НЕ ВХОДЯТ

  1. Подвижные
  2. Дидактические
  3. Компьютерные
  4. Режиссерские

10. К эмпирическим методам-операциям игры относятся

  1. Анализ
  2. Наблюдение
  3. Конструирование
  4. Эксперимент
  5. Упражнение

11. ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ

  1. Игровое действие
  2. Роль
  3. Сюжет
  4. Предмет-заместитель

12. НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ТВОРЧЕСТВА, ПО МНЕНИЮ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ, ТАКОЙ КЛАСС ИГР, КАК

  1. Игры, возникающие по инициативе детей
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослых
  3. Игры этнического характера

13. ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ В

  1. XVIII в.
  2. XVIV в.
  3. XX в.

14. ВИД ИГРЫ, ОРГАНИЗУЕМЫЙ ВЗРОСЛЫМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ЗАДАЧИ – … .

15. К МЕТОДАМ-ДЕЙСТВИЯМ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ

  1. Наблюдение
  2. Сравнение
  3. Моделирование
  4. Анализ
  5. Импровизация

7.3. Вопросы для промежуточной аттестации (зачет)

  1. Характеристика понятий «игра», «игровая деятельность». Сущность игры в младшем школьном возрасте.
  2. Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
  3. Краткая характеристика теории игровой деятельности Д.Б. Эльконина.
  4. Современные подходы к теории игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.
  5. Функции игры. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
  6. Влияние игры на психическое развитие детей.
  7. Значение игры в личностном становлении детей.
  8. Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы.
  9. Значение игры в развитии творческих способностей младших школьников.
  10. Современные подходы к классификации детских игр.
  11. Характеристика игры как педагогического явления. Признаки игры.
  12. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.
  13. Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.
  14. Средства игровой деятельности: материальные, информационные, языковые, логические, математические.
  15. Сущность педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников.
  16. Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов. Принципы и этапы игрового конструирования.
  17. Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.
  18. Дидактические игры, их характеристика. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
  19. Разновидности сюжетно-ролевых игр. Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе.
  20. Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Классификация подвижных игр.

8. Образовательные технологии

В ходе преподавания дисциплины используются традиционные образовательные технологии (лекции, собеседование, опрос, коллоквиум, анализ педагогических текстов, анализ педагогического опыта, структурирование информации в таблицах и схемах, написание эссе, рефератов и др.), активные образовательные технологии (лекция-презентация, проблемный семинар, работа с Интернет-сайтами и др.), интерактивные образовательные технологии (анализ педагогических ситуаций, моделирование и конструирование, деловая игра и др.).

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

9.1. Основная литература

  1. Гурин Ю. В. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2010.
  2. Загвязинский В. И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. – М., 2008.
  3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
  4. Педагогика и психология игры / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1985.
  5. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М.: 2004.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

9.2. Дополнительная литература

  1. Аникеева, Н.П. Анализ имитационных педагогических игр (методические разработки) / Н.П. Аникеева. — Новосибирск, 1989.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. — Новосибирск, 1994.
  3. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. — Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996.
  4. Волина В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Союз Санкт-Петербург, 1997.
  7. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  8. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. — Новокузнецк: изд. НПК, 1998.
  9. Игра в педагогическом процессе / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1989.
  10. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. — СПб., 1995.
  11. Игры — обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.
  12. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. — Ярославль «Академия развития», 1997.
  13. Педагогика: учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.
  14. Психолого-педагогические проблемы игры. / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1992.
  15. Стратегия воспитания в образовательной системе России / ред. И.А.Зимняя. – 2-е. изд. доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.

9.3. Периодические издания

Народное образование, Школьные технологии, Педагогика, Демократическая школа, Вопросы психологии, Учительская газета, Первое сентября.

9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. — официальный сервер российского школьного образования.
  2. http://www.ug.ru/ Информационный сайт «Учительской газеты».
  3. http://festival.1september.ru.Фестиваль педагогических идей “1 сентября”— самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании.
  4. http://www.riis.ru — Международная образовательная ассоциация. Задачи — содействие развитию образования в различных областях.
  5. http://www.redline.ru — Всероссийская образовательная информационная сеть (RussianEducation LINE).

    Сбор, анализ и обработка информации в области образования, разработка педагогических баз данных.

  6. Сайт Министерства общего и профессионального образования РФ. Разделы сайта: Дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование; обеспечение учебного процесса, научно-техническая и инновационная деятельность, международное сотрудничество, управление образованием. На сайте размещены научно-технические программы, материалы диссертационных советов, государственные образовательные стандарты и др.
  7. http://www.informika.ru/windows/magaz Ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии).
  8. Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования).
  9. Univertv.ru — новый образовательный видеопортал в рунете, который предоставляет видеоматериалы с записями лекций в ведущих ВУЗах Москвы, учебными материалами и документальными фильмами, которые могут быть очень полезны для учащихся.
  10. Window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам. Эта информационная система удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов.

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Иллюстративные материалы: схемы, рисунки, таблицы и др.
  2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийные средства, множительная техника (для копирования раздаточных материалов).
  3. Электронные ресурсы (педагогические словари, энциклопедии, материалы из Интернет-источников, видеоматериалы и т.п.).

22