РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Л.М. Волосникова/
__________ _____________ 2011 г.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование»
профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы __________________/ И.В. Патрушева /
«30» августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 31 августа 2011 г., протокол № 1.
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 21 стр.
Зав. кафедрой ________________________ / И.Н. Емельянова /
«31» августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК.________________________ / А.В. Арефьева /
«______» сентября 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /
«______» сентября 2011 г.
Российская федерация
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
... государственного и благотворительного финансирования специального образования ?Г) изучение и осуществление процессов социальной реабилитации 9. К методам сбора информации в специальной психологии относят А) изучение продуктов деятельности ... Проблема компенсации в коррекционной педагогике и специальной психологии. Понятие «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии детей. Варианты ...
Кафедра общей и социальной педагогики
Патрушева И.В.
Психология и педагогика игры
(с практикумом по игротехнике)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов Направления 050100.62 «Педагогическое образование»
профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2011
Патрушева И.В. Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике).
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения. – Тюмень, 2011. 21 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
Ответственный редактор: д.П.Н., проф. И.Н. Емельянова
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Патрушева 2011.
1. Пояснительная записка
1.1. Цель ООП ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки «Начальное образование») – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала», компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности.
Цель дисциплины – формирование основ профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в области организации игровой деятельности.
Задачи дисциплины:
- Формировать теоретические знания и практические умения студентов в области организации игровой деятельности младших школьников.
- Создать условия для формирования у будущих бакалавров педагогики готовность применять современные методики и технологии игровой деятельности в целях обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
- Содействовать формированию основ речевой профессиональной культуры студентов в области игротехники.
- Развивать способность будущих педагогов нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Дисциплина «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» относится к вариативной части профессионального цикла ФГОС по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (профиля подготовки «Начальное образование»).
Освоение дисциплины «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» способствует более глубокому изучению дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, прохождению учебной практики, производственной летней педагогической практики, осуществлению исследовательской деятельности студентов в рамках курсовых работ по данной тематике. Курс «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» содержательно связан с дисциплинами «Педагогика», «Психология», «Введение в педагогическую деятельность».
1.3. Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК- 4);
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- базовые психолого-педагогические понятия в области организации игровой деятельности учащихся младших классов;
- психологические и педагогические основы организации игровой деятельности младших школьников;
- способы игрового конструирования.
Уметь:
- применять теоретические знания при организации игровой деятельности младших школьников;
- применять современные методики и технологии игровой деятельности для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Владеть:
- способами игрового конструирования;
- основами речевой профессиональной культуры в области игротехники;
- умениями конструирования и организации игровой деятельности младших школьников.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Курс изучается в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Из них 18 часов – лекционные занятия, 18 часов – практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
3. Тематический план
Таблица 1
№ п/п |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме/ в том числе в интерактивной форме |
Итого количество баллов |
|||
Лекции* |
Семинарские (практические) занятия* |
Лабораторные занятия* |
Самостоятельная работа* |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности |
||||||||
1.1. |
Психологические и педагогические теории игровой деятельности |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
7 |
0 – 10 |
1.2. |
Игра и психическое развитие детей |
4 |
2 |
|
|
3 |
5 |
0 – 10 |
1.3. |
Значение игры в социализации младших школьников |
6 |
2 |
|
|
3 |
5 |
0 – 10 |
|
Всего |
|
6 |
2 |
|
9 |
17 |
0 – 30 |
Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников |
||||||||
2.1. |
Педагогическая классификация детской игры |
8 |
2 |
|
|
3 |
5/2 |
0 – 10 |
2.2. |
Сущность и структура игровой деятельности |
10/4 |
2 |
2 |
|
3 |
7/2 |
0 – 10 |
2.3. |
Методы и средства игровой деятельности |
12-14/6 |
4 |
2 |
|
3 |
9/2 |
0 – 10 |
2.4. |
Организация игровой деятельности младших школьников |
16-18/8 |
4 |
2 |
|
3 |
9/2 |
0 – 10 |
|
Всего |
|
12 |
6 |
|
12 |
30/8 |
0 – 40 |
Модуль 3. Практикум по игротехнике |
||||||||
3.1. |
Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе |
10 |
2 |
|
5 |
7/2 |
0 – 10 |
|
3.2. |
Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе |
12-14 |
4 |
|
5 |
9/4 |
0 – 10 |
|
3.3. |
Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе |
16-18 |
4 |
|
5 |
9/4 |
0 – 10 |
|
|
Всего |
|
10 |
|
15 |
25/10 |
0 – 30 |
|
|
Итого (часов, баллов): |
|
18 |
18 |
|
36 |
72/18 |
0 – 100 |
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Технические формы контроля |
Информационные системы и технологии |
Итого количество баллов |
||||||||
коллоквиумы |
собеседование |
ответ на семинаре |
лабораторная работа |
контрольная работа |
тест |
реферат |
эссе |
программы компьютерного тестирования |
комплексные ситуационные задания |
электронные практикумы |
другие формы |
||
Модуль 1 |
|||||||||||||
1.1. |
|
|
0-3 |
|
|
0-2 |
0-5 |
|
|
|
|
|
0 – 10 |
1.2. |
|
0-3 |
|
|
|
0-2 |
0-5 |
|
|
|
|
|
0 – 10 |
1.3. |
|
0-3 |
|
|
|
|
|
0-2 |
|
0-5 |
|
|
0 – 10 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 – 30 |
Модуль 2 |
|||||||||||||
2.1. |
|
0-3 |
|
|
0-5 |
0-2 |
|
|
|
|
|
|
0 – 10 |
2.2. |
|
|
0-3 |
|
|
0-2 |
0-5 |
|
|
|
|
|
0 – 10 |
2.3. |
|
|
0-3 |
|
0-5 |
0-2 |
|
|
|
|
|
|
0 – 10 |
2.4. |
0-5 |
|
0-3 |
|
|
|
|
|
|
0-2 |
|
|
0 – 10 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 – 40 |
Модуль 3 |
|||||||||||||
3.1. |
|
0-2 |
|
|
|
0-2 |
|
|
|
0-3 |
|
0-3 |
0 – 10 |
3.2. |
|
0-2 |
|
|
|
0-2 |
|
|
|
0-3 |
|
0-3 |
0 – 10 |
3.3. |
|
0-2 |
|
|
|
0-2 |
|
|
|
0-3 |
|
0-3 |
0 – 10 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 – 30 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 – 100 |
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
|
Обязательные |
Дополнительные |
|||||
Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности |
||||||
1.1. |
Психологические и педагогические теории игровой деятельности |
Составление таблицы психологических и педагогических теорий игры |
Составление реферата
|
2 |
3 |
0 – 10 |
1.2. |
Игра и психическое развитие детей |
Конспектирование научных статей |
Составление реферата |
4 |
3 |
0 – 10 |
1.3. |
Значение игры в социализации младших школьников |
Решение ситуационных задач |
Написание эссе |
6 |
3 |
0 – 10 |
|
Всего по модулю 1 |
9 |
0 – 30 |
|||
Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников |
||||||
2.1. |
Педагогическая классификация детской игры |
Составление схемы |
Сравнительный анализ научных подходов |
8 |
3 |
0 – 10 |
2.2. |
Сущность и структура игровой деятельности |
Участие в дискуссии |
Составление реферата |
10/4 |
3 |
0 – 10 |
2.3. |
Методы и средства игровой деятельности |
Составление таблицы методов Подготовка к коллоквиуму |
|
12-14/6 |
3 |
0 – 10 |
2.4. |
Организация игровой деятельности младших школьников |
Решение ситуационных задач |
|
16-18/8 |
3 |
0 – 10 |
|
Всего по модулю 2 |
12 |
0 – 40 |
|||
Модуль 3. Практикум по игротехнике |
||||||
3.1. |
Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе |
Конструирование дидактической игры для младших школьников
|
Создание методической копилки дидактических игр
|
10 |
5 |
0 – 10 |
3.2. |
Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе |
Конструирование сюжетно-ролевой игры для младших школьников
|
Создание методической копилки сюжетно-ролевых игр
|
12-14 |
5 |
0 – 10 |
3.3. |
Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе |
Конструирование подвижной игры для младших школьников |
Создание методической копилки подвижных игр
|
16-18 |
5 |
0 – 10 |
|
Всего по модулю 3 |
15 |
0 – 30 |
|||
ИТОГО |
|
|
36 |
0 – 100 |
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
|||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
||
1. |
Основы воспитания |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Педагогическая психология |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Учебная практика |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Производственная практика |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Содержание дисциплины
Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности
Тема 1.1. Психологические и педагогические теории игровой деятельности
Характеристика понятий «игра», «игровая деятельность».
Основные тенденции культурно-исторического развития игры. Общие теории игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежной психологии (Дж. Селли, В. Штерн, З. Фрейд, С. Спенсер, Ж. Пиаже, Ж. Шато, Ф. Шиллер и др.).
Проблемы психологии и педагогики игры в отечественной науке (К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Н.Д. Виноградов, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Теория игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.
Тема 1.2. Игра и психическое развитие детей
Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма». Игра и развитие умственных действий. Игра и развитие произвольного поведения.
Тема 1.3. Значение игры в социализации младших школьников
Функции игры. Факторы социализации младших школьников. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Значение игры в личностном становлении детей. Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы. Значение игры в развитии творческих способностей младших школьников. Формирование детского коллектива в ходе игровой деятельности.
Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников
Тема 2.1. Педагогическая классификация детской игры
Современные подходы к классификации детских игр. Игры с правилами, «без правил», сюжетно-ролевые, импровизированные (О.Ю. Грезнева, О.А. Казанский).
Игры, возникающие по инициативе детей, по инициативе взрослого, традиционные (народные) игры (С.Л. Новоселова).
Вещно-предметная деятельность, сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам (В.А. Петровский).
Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные и др.), игры с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные, компьютерные и т.п.).
Тема 2.2. Сущность и структура игровой деятельности
Игра как педагогическое явление. Признаки игры. Функции игры в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.
Тема 2.3. Методы и средства игровой деятельности
Характеристика понятий «метод», «методы игровой деятельности». Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.
Средства игровой деятельности: материальные, информационные, языковые, логические, математические.
Тема 2.4. Организация игровой деятельности младших школьников
Этапы игры. Организация педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников. Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов. Принципы игрового конструирования. Этапы реализации метода игрового конструирования. Формы организации процесса игрового конструирования.
Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.
Модуль 3. Практикум по игротехнике
Тема 3.1. Конструирование и организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе
Дидактические игры, их характеристика. Классификация дидактических игр. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Практикум по конструированию и организации дидактических игр для младших школьников.
Тема 3.2. Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательном процессе
Понятие «сюжетно-ролевая игра», ее специфика. Разновидности сюжетно-ролевых игр. Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе. Практикум по конструированию и организации сюжетно-ролевых игр для младших школьников.
Тема 3.3. Конструирование и организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе
Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Классификация подвижных игр. Практикум по конструированию и организации подвижных игр для младших школьников.
6. Планы семинарских занятий
Модуль 1. Психолого-педагогические основания игровой деятельности
Тема 1.1. Психологические и педагогические теории
игровой деятельности
Вопросы для обсуждения:
- Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность». На основании изученных предложите свои определения данных понятий.
- Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
- Современные подходы в теории игровой деятельности.
Практическое задание: напишите реферат на тему: «Теория игры (игровой деятельности) Д.Б. Эльконина» (С. Спенсера, Ф. Шиллера, Л.С. Рубинштейна, Г.В. Плеханова, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского и других – по выбору).
Модуль 2. Методика организации игровой деятельности младших школьников
Вопросы для обсуждения:
- Основные признаки игры.
- Функции игры. Каковы приоритетные функции игры в младшем школьном возрасте?
- Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.
Практическое задание: сравните различные научные позиции в понимании сущности игры. Сформулируйте собственную позицию.
Тема 2.3. Методы и средства игровой деятельности
Вопросы для обсуждения:
- Характеристика понятий «метод», «методы игровой деятельности».
- Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.
- Средства игровой деятельности, преимущественно используемые в младшем школьном возрасте.
Тема 2.4. Организация игровой деятельности младших школьников
Вопросы для обсуждения:
- Особенности организации педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников.
- Этапы реализации метода игрового конструирования.
- Формы организации процесса игрового конструирования.
- Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов.
Практическое задание: сформулируйте требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.
Модуль 3. Практикум по игротехнике
Тема 3.1. Конструирование и организация дидактических игр
в учебно-воспитательном процессе
Вопросы для обсуждения:
- Дидактические игры, их характеристика.
- Классификация дидактических игр.
- Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Практическое задание:
- подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 дидактических игр для младших школьников;
- 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.
Тема 3.2. Конструирование и организация сюжетно-ролевых игр
в учебно-воспитательном процессе
- Понятие «сюжетно-ролевая игра», ее специфика.
- Разновидности сюжетно-ролевых игр.
- Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе.
Практическое задание:
- подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 сюжетно-ролевых игр для младших школьников;
- 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.
Тема 3.3. Конструирование и организация подвижных игр
в учебно-воспитательном процессе
- Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
- Классификация подвижных игр.
Практическое задание:
- подберите (или разработайте самостоятельно) не менее 5 подвижных игр для младших школьников;
- 1 игру подготовьтесь провести с группой студентов на занятии.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
7.1.Тематика эссе и рефератов
- Игра как педагогическое явление.
- Сущность и специфика игры в младшем школьном возрасте.
- Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
- Общие теории игры К. Гросса и Ф. Бойтендайка.
- Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежной психологии.
- Проблемы психологии и педагогики игры в отечественной науке.
- Теория игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.
- Игра и психическое развитие детей.
- Значение игры в личностном становлении детей.
- Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы.
- Характеристика и генезис сюжетной игры в детском возрасте.
- Научно-теоретические основания игры в младшем школьном возрасте.
- Режиссерская игра, ее сущность и развитие.
- Компьютерные игры и игровые обучающие программы в системе начальной школы.
- Профессиональная компетентность учителя начальных классов в вопросах детской игры.
7.2. Тестовые задания для текущего и промежуточного контроля успеваемости
1. ТЕОРИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ СУЩНОСТЬ ИГРЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО В ИГРЕ РЕБЕНОК, УПРАЖНЯЯСЬ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ СВОИ СПОСОБНОСТИ
- Спенсера С.
- Выготского Л.С.
- Гросса К.
- Шиллера Ф.
- Эльконина Д.Б.
2. ВИД НЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОТИВ КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАХ, А В САМОМ ПРОЦЕССЕ – … .
3. ТЕОРИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ИСТОЧНИК ИГРЫ – В ИЗБЫТКЕ СИЛ, НЕ ИЗРАСХОДОВАННЫХ В ЖИЗНИ, ТРУДЕ
- Спенсера С.
- Выготского Л.С.
- Гросса К.
- Шиллера Ф.
- Эльконина Д.Б.
4. ТЕОРИЯ, ДОКАЗЫВАЮЩАЯ, ЧТО ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ДЕТСКОЙ ИГРЫ – РОЛЬ ВЗРОСЛОГО, КОТОРУЮ БЕРЕТ НА СЕБЯ РЕБЕНОК
- Спенсера С.
- Выготского Л.С.
- Гросса К.
- Шиллера Ф.
- Эльконина Д.Б.
5. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ – … .
6. ПРИНЦИП, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ, ЧТО СУБЪЕКТОМ ИГРЫ ВЫСТУПАЕТ ЧЕЛОВЕК, РАСКРЫВАЮЩИЙ В ЕЕ ПРОЦЕССЕ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
- Отражения
- Развития игровой деятельности
- Самовыражения
7. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – ЭТО
- Деятельность, регламентированная взрослым
- Деятельность творческая
8. НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ТВОРЧЕСТВА, ПО МНЕНИЮ НОВОСЕЛОВОЙ С.Л., ТАКОЙ КЛАСС ИГР, КАК
- Игры, возникающие по инициативе детей
- Игры, возникающие по инициативе взрослого
- Игры этнического характера
9. В ГРУППУ ИГР С ПРАВИЛАМИ НЕ ВХОДЯТ
- Подвижные
- Дидактические
- Компьютерные
- Режиссерские
10. К эмпирическим методам-операциям игры относятся
- Анализ
- Наблюдение
- Конструирование
- Эксперимент
- Упражнение
11. ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ
- Игровое действие
- Роль
- Сюжет
- Предмет-заместитель
12. НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ТВОРЧЕСТВА, ПО МНЕНИЮ С.Л. НОВОСЕЛОВОЙ, ТАКОЙ КЛАСС ИГР, КАК
- Игры, возникающие по инициативе детей
- Игры, возникающие по инициативе взрослых
- Игры этнического характера
13. ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ В
- XVIII в.
- XVIV в.
- XX в.
14. ВИД ИГРЫ, ОРГАНИЗУЕМЫЙ ВЗРОСЛЫМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ЗАДАЧИ – … .
15. К МЕТОДАМ-ДЕЙСТВИЯМ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ
- Наблюдение
- Сравнение
- Моделирование
- Анализ
- Импровизация
7.3. Вопросы для промежуточной аттестации (зачет)
- Характеристика понятий «игра», «игровая деятельность». Сущность игры в младшем школьном возрасте.
- Основные тенденции культурно-исторического развития игры.
- Краткая характеристика теории игровой деятельности Д.Б. Эльконина.
- Современные подходы к теории игровой деятельности в конце ХХ – начале XXI века.
- Функции игры. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
- Влияние игры на психическое развитие детей.
- Значение игры в личностном становлении детей.
- Роль игры в интеллектуальном развитии учащихся начальной школы.
- Значение игры в развитии творческих способностей младших школьников.
- Современные подходы к классификации детских игр.
- Характеристика игры как педагогического явления. Признаки игры.
- Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов, отношения между играющими.
- Классификация методов игровой деятельности: теоретические и эмпирические, методы-операции и методы-действия.
- Средства игровой деятельности: материальные, информационные, языковые, логические, математические.
- Сущность педагогического сопровождения игровой деятельности младших школьников.
- Метод игрового конструирования в работе учителя начальных классов. Принципы и этапы игрового конструирования.
- Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов в области организации игровой деятельности учащихся.
- Дидактические игры, их характеристика. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
- Разновидности сюжетно-ролевых игр. Основные подходы к организации сюжетно-ролевых игр в начальной школе.
- Значение подвижных игр в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Классификация подвижных игр.
8. Образовательные технологии
В ходе преподавания дисциплины используются традиционные образовательные технологии (лекции, собеседование, опрос, коллоквиум, анализ педагогических текстов, анализ педагогического опыта, структурирование информации в таблицах и схемах, написание эссе, рефератов и др.), активные образовательные технологии (лекция-презентация, проблемный семинар, работа с Интернет-сайтами и др.), интерактивные образовательные технологии (анализ педагогических ситуаций, моделирование и конструирование, деловая игра и др.).
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
9.1. Основная литература
- Гурин Ю. В. Урок+игра. Современные игровые технологии для школьников. СПб.:Речь; М.: Сфера, 2010.
- Загвязинский В. И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. – М., 2008.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
- Педагогика и психология игры / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1985.
- Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М.: 2004.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
9.2. Дополнительная литература
- Аникеева, Н.П. Анализ имитационных педагогических игр (методические разработки) / Н.П. Аникеева. — Новосибирск, 1989.
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. — Новосибирск, 1994.
- Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. — Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996.
- Волина В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.
- Воспитательная деятельность педагога / Под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Союз Санкт-Петербург, 1997.
- Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. — Новокузнецк: изд. НПК, 1998.
- Игра в педагогическом процессе / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1989.
- Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. — СПб., 1995.
- Игры — обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. — Ярославль «Академия развития», 1997.
- Педагогика: учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.
- Психолого-педагогические проблемы игры. / Под ред. Н.П. Аникеевой. — Новосибирск, 1992.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России / ред. И.А.Зимняя. – 2-е. изд. доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.
9.3. Периодические издания
Народное образование, Школьные технологии, Педагогика, Демократическая школа, Вопросы психологии, Учительская газета, Первое сентября.
9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- — официальный сервер российского школьного образования.
- http://www.ug.ru/ Информационный сайт «Учительской газеты».
- http://festival.1september.ru.Фестиваль педагогических идей “1 сентября”— самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании.
- http://www.riis.ru — Международная образовательная ассоциация. Задачи — содействие развитию образования в различных областях.
- http://www.redline.ru — Всероссийская образовательная информационная сеть (RussianEducation LINE).
Сбор, анализ и обработка информации в области образования, разработка педагогических баз данных.
- Сайт Министерства общего и профессионального образования РФ. Разделы сайта: Дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование; обеспечение учебного процесса, научно-техническая и инновационная деятельность, международное сотрудничество, управление образованием. На сайте размещены научно-технические программы, материалы диссертационных советов, государственные образовательные стандарты и др.
- http://www.informika.ru/windows/magaz Ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии).
- Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования).
- Univertv.ru — новый образовательный видеопортал в рунете, который предоставляет видеоматериалы с записями лекций в ведущих ВУЗах Москвы, учебными материалами и документальными фильмами, которые могут быть очень полезны для учащихся.
- Window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам. Эта информационная система удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов.
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
- Иллюстративные материалы: схемы, рисунки, таблицы и др.
- Технические средства обучения (компьютер, мультимедийные средства, множительная техника (для копирования раздаточных материалов).
- Электронные ресурсы (педагогические словари, энциклопедии, материалы из Интернет-источников, видеоматериалы и т.п.).
22