2
49
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического просвещения родителей первоклассников
1.1 Особенности процесса становления и развития личности первоклассника
1.2 Понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому просвещению родителей первоклассника
2.1 Диагностика начального уровня сформированности педагогического просвещения у родителей первоклассников
2.2 Цикл занятий психолого — педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Развитие личности ребенка основано на единстве, согласованноcти в воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в системе невозможно переоценить. Недостаточное знание социальных и психологических сторон ребенка приводит к разрушению психологического комфорта семьи, мешает эмоциональному единению ребенка и родителей, ведет к росту у детей отклонений в эмоционально-волевой сфере развития, где проблемы возникают, как правило, с нарушением внутрисемейных детско-родительских отношений. Нарушаются семейные связи между поколениями: заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Низок авторитет родителей из — за их недостаточной просвещенности. Педагоги могут помочь родителям, они научат их анализировать воспитывающую деятельность, изменять ее в соответствии со степенью важности результата.
Проблема педагогического просвещения родителей рассматривалась в работах: Э.А. Александровской, Л.М. Божович, А.А. Венгера, Г.М. Водневой, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Т.Д. Марцинковской, А.К. Марковой, Р.В. Овчаровой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.
Однако, до конца не установлены методы и формы психолого- педагогической работы по педагогическому просвещению родителей, что и определило проблему нашего исследования.
Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста ...
... и определило актуальность данного исследования "Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи". Объект исследования: развитие детей младшего школьного возраста в ... образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [2, с.50]. В период взросления ребенка семья выполняет ряд функций: 1) ...
Объект исследования — педагогическое просвещение родителей первоклассников.
Предмет исследования — методы и формы психолого — педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников.
Цель исследования — теоретическое обоснование и опытная проверка раскрытие актуальных форм и методов психолого- педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников в образовательных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить особенности процесса становления и развития личности первоклассника.
2. Рассмотреть понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников.
3. Исследовать начальный уровень сформированности педагогического просвещения родителей первоклассников.
4. Разработать и реализовать цикл занятий психолого — педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей первоклассников.
5. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: при исследовании использовались анализы психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы (анкетирование, тестирование, эксперимент).
База исследования: проводилась в МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара
Выборка исследования: родители 1 «А» класса, в составе 22 чел. (экспериментальная группа), родители 1 «В» класса, в составе 23 чел. (контрольная группа).
Практическая значимость: Разработанный цикл занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников показал свою эффективность. Данные занятия целесообразно применять для повышения педагогической компетентности родителей в психолого- педагогической деятельности образовательных учреждений.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
просвещение родитель первоклассник
Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического просвещения родителей первоклассников
1.1 Особенности процесса становления и развития личности первоклассника
Первый класс — переломный момент у каждого ребенка. Начало школьной жизни меняет весь его образ жизни. Принятые у дошкольников беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной обязанностями и ограничениями: теперь ученик должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться хороших оценок в учебной работе и т.д.
В этом периоде жизни, в 6-7 лет, преобразуется и весь психологический мир ребенка, меняется его личность, познавательные и умственные способности, а так же эмоции и переживания. Новое место в жизни не всегда осознается, но ребенок обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему нравится это положение. Переживание первоклассником своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» [14,67].
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, ... Екатеринбург, 2004. – 108 с. 15 Определение и уровни научных исследований Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработкановых ...
Наличие «для школьника внутренней позиции » очень важно для него. Эта позиция помогает маленькому ученику преодолевать сложности школьной жизни, выполнять новые обязательства. Это важно на первой ступени школьного обучения. Многие из первоклассников являются весьма подготовленными в учебных занятиях еще до школы. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных занятий и т.д. часто приводит к тому, что приход в школу утрачивает для ребенка элементы новизны, он не понимает значимость этого события.
В становлении у детей «внутренней позиции школьника» важная роль принадлежит его родителям. Они должны серьезно относиться к школьной жизни ребенка, интересоваться его успехами, поощрять старания и усилия, поддерживать и помогать почувствовать важность события для ребенка.
Однако, начало школьного обучения для ребенка это сильный стресс. Все первоклассники, наряду с переполняющими их чувствами радости и восторга, испытывают тревогу, боязнь, напряжение. У школьников в первые дни прихода в школу снижается иммунитет, иногда исчезает сон, аппетит, может повышаться температура. Они капризничают, раздражаются, казалось бы совершенно без повода. Время адаптации к школе — это приспособление к ее основным требованиям, бывает у всех детей. Хотя у одного он длится один месяц, у другого — неделя, у третьих — весь первый учебный год. Многое зависит от особенностей ребенка, от его способностей овладения учебой [9,103].
Приход в новую социальную среду, занятия учебной деятельностью требуют от ребенка нового уровня развития всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), способностей к управлению поведением. Хотя возможности детей в этом плане пока ограничены. Это напрямую зависит от особенностей психофизиологического развития детей 7 лет [29, 231].
По данным ученых к 6-7 годам кора мозга у ребенка является почти созревшей, что обозначает его готовность к обучению. Но, однако, специфические отделы головного мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности еще не завершили до конца своего формирования [29, 48]. Несовершенная регулирующая функция головной коры проявляется в эмоциональной сфере и организационной деятельности ребенка. Первоклассники быстро отвлекаются и утомляются, легко возбудимы, очень впечатлительные и эмоциональные. Моторные навыки рук еще несовершенны и поэтому могут возникнуть трудности с письмом.
Возьмем психологическую готовность первоклассников к школьному обучению. От готовности к обучению зависит сформирован ли уровень психического развития детей, который нужен для освоения учебной программы.
Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе — это социально-личностная, интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая готовность [29,59].
Наш анализ свидетельствует, что период 7-8 лет — один из самых сложных периодов жизни детей. Здесь явно происходит возникновение сознания в системе отношений с другими, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно — оцениваемой деятельности. Период начального обучения является одним из главных периодов формирования личности.
Особенности подготовки ребенка к школе
... отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, ... личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать ...
В школьном возрасте первоклассник переживает, «кризис 7 лет», когда происходит изменение поведения с приходом новой ситуации. Кризис 7 лет связан с принятием своего «Я» в социуме [5,47].
Эмоциональное поведение в 7 лет переключается на его потребности и их удовлетворение. Это мотивация хорошей учебы, престижная, мотивация ухода от неудач, компенсаторная мотивация [5,48].
Идет формирование личности. Происходит закладка основ многих психических качеств, формируется его характер. Первоклассник очень импульсивен, сдержанность появляется только к третьему классу.
Особенности семилетнего возраста — это доверие, восприимчивость, игровое принятие мира.
Самосознание. Приходит принятие себя как ученика. В этом возрасте ребенок понимает, что он является индивидуальностью, которая, подвержена социальным воздействиям окружения. Ребенок понимает, что он обязан учиться и меняться, обретая коллективные черты (речь, цифры и др.), знания. Он понимает, что у каждого своя уникальность, стремится утвердиться себя среди детей и взрослых [5,48].
Появляется принятие моральных правил и норм. Детям показывают нормы, правила поведения, которые они должны понять в отношениях с учителем и взрослыми, со сверстниками. Полученные детьми в этом возрасте, качества становятся внутренним достоянием личности ребенка.
Самооценка. Самооценка не всегда адекватна, она напрямую зависит от учебы и отношения к нему учителя. К самооценке относится когнитивные (знания о себе) и эмоциональные компоненты (отношение к себе).
Оценка учебной деятельности определяет его мотивационную сферу эмоционально-ценностного поведения первоклассника, то есть служит источником для возникновения адекватных и неадекватных реакций.
В межличностных отношениях появляется чувство ответственности, доверия, гнева, стыда и недовольства. Выраженное стремление не подвести ожидания взрослых.
Мотивационная сфера. Мотив напрямую влияет на учебу, на отношение к учителю, школе, приобретаются позитивные и негативные стороны. Если ребенок все делает, чтобы избежать наказания со стороны требовательных родителей, то учеба будет протекать напряженно, тревожно. И напротив, учение во имя познания происходит с легкостью и радостью.
Главные новообразования 7 — летних детей: личностная и интеллектуальная рефлексия [14,85].
Младший школьный возраст принято называть пиком детства. Дети сохраняют много хороших детских качеств — легкомыслие, наивность. Но дети уже утрачивают детскую непосредственность в поведении, у них приходит новая логика мышления [24,87].
Возраст 7 лет является ответственным и трудным этапом школьного периода. Главные достижения первоклассников — это учебная деятельность и она является во многом главной для следующих лет обучения: в конце младшего школьного возраста дети должны хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Основная цель взрослых в работе с первоклассниками — создание оптимальных условий для возможностей и развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей [23,89].
Влияние материального положения и социального статуса родителей ...
... самооценка. Предмет исследования - влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей. Гипотеза: Дети, родители которых имеют более низкий социальный статус и семейный достаток ... исследования состоит в том, чтобы изучить влияние материального и статусного положения родителей ребенка на формирование уровня его самооценки. Объектом исследования данной работы является ...
1.2 Понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников
Признание приоритета семьи и семейного воспитания детей, требует разработки новых взаимоотношений между семьей и школой, которые основываются на понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество».
Сотрудничество подразумевает общение «на равных», без привилегий, с какой либо стороны контролировать, указывать, оценивать.
Взаимодействие — это способ организации деятельности на основе социального восприятия с помощью коммуникаций.
Для выявления внутренней структуры целого сложного, которым в нашем исследовании является психолого-педагогическая работа, воспользуемся такими философскими категориями, как «содержание» и «форма».
Под «содержанием» понимается совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Содержание психолого-педагогической работы определяется ее функциями [4,92].
Психолого-педагогическая работа в школе направлена на создание условий для успешной социализации и реализации человека в обществе, на предупреждение и коррекцию социального неблагополучия у детей и их родителей. Для этого существуют различные подходы [7,64].
1. Системный подход. Формирование личности ребёнка протекает под влиянием социального окружения: внешкольной среды, школы и семьи. С позиции системного подхода это будут элементы сложной системы, взаимодействующие между собой и влияющие на ребёнка. В поисках причин педагогической запущенности ребёнка важно исследовать все возможные факторы влияния.
2. Деятельностный подход. Деятельностныйый подход применяется тогда, когда возникает потребность объяснить через объектированную форму результата действия системы её импульсивно-двигательную сторону, обеспечивающую процесс перехода системы из одного состояния в другое, что позволяет считать его важнейшей движущей силой процесса, влияющей на развитие социального объекта. Организация социально-педагогической деятельности в этом случае придает системе динамичность, что дает возможность учитывать новые условия и соответствующим образом перестраивать её структуру, чтобы получить результаты, соответствующие новым возникающим потребностям.
3. Синергетический подход. Синергетический подход социальную систему представляет как открытую и самоорганизующуюся, он отражает существующие реальные жизненные процессы в максимальной степени. В самом общем случае такого рода систему можно представлять как сложную динамическую систему, способную организационно сохранять себя и совершенствовать в соответствии с изменениями внешних условий и внутренней реорганизации.
4. Рефлексивный подход. Считается, что рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Но рефлексия не просто осознание того, что есть в себе, а одновременно «переделка» самого себя, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут [7,65].
Семья и школа стремятся воспитать для жизни в обществе всесторонне развитого человека, образованного, физически крепкого, умеющего трудиться.
Работа с педагогическим коллективом школы
... детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса; • коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической ...
С этих позиций А.С. Удалова выделяет главные задачи работы педагогов-психологов школ с родителями [38, 21]:
— увеличение педагогической грамотности родителей, т.е. ознакомление их с основными теоретическими знаниями и подключение родителей к практической работе с учащимися;
— привлечение родителей активно участвовать в учебном и воспитательном процессе в школе;
— формирование потребности самообразования;
— ознакомление учителей-предметников с разнообразными стилями семейного воспитания.
Индивидуальная работа с родителями учащегося разнообразна и сложна.
Необходимо четко спланировать работу, разрабатывать индивидуальный подход к каждой семье для привлечения к активному участию в жизни школы и класса. При оформлении ребенка в школу родителям можно предложить заполнить «Родительскую анкету» с примерным содержанием:
I. Данные родителей (И.Ф.О.)
1. Возраст родителей
2. Образование
3. Телефон и место работы
5. Адрес проживания
6. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
1. Чем занимается в свободное время?
2. Какие игры играет ваш ребенок?
3. Какими видами спорта увлекается?
4. Где чаще играет дома или на улице? (с девочками или мальчиками)?
5. Как общается в детском коллективе? (пассивен, активен, застенчив.)
6. Какие имеет домашние обязанности?
7. Какими индивидуальными особенностями обладает ваш ребенок.
III.
1. Кто в семье больше занимается воспитанием ребенка?
2. Где и как совместно с ребенком вы проводите досуг?
3. Знакомы вы с друзьями ребенка и с их родителями?
4. Приходят в гости к ребенку его друзья?
5. Что вызывает затруднения в воспитании?
6. Какие методы в воспитании вы чаще всего используете? (уговоры, строгие требования, разъяснения, наказания, дружеские контакты, поощрения и т.д.).
Под педагогическим просвещением родителей понимается работа с информацией об особенностях развития личности своего ребенка и способах взаимодействия с ним. Главное отличие педагогического просвещения от других (медицинского, экологического) — содержание и методы. Прежде всего, это обмен психолого-педагогическим опытом [11, 6].
Н.Ф. Талызина под родительским просвещением понимает — умения, знания, способы и навыки выполнения педагогической деятельности [37,102].
Необходимо отметить, что педагогическое просвещение родителей обусловлено индивидуальностью и возрастными особенностями детей и взрослых. Отличительной чертой является и то, что в процессе принятия психологических и педагогических знаний развивается и личность родителей.
Школа, заинтересованная в родителях как в компетентных и активных партнерах, именно с помощью педагогического просвещения родителей повышает их педагогическую компетентность.
Отличие информирования от просвещения предполагает обратную связь, выявление позиций родителей в ходе возникновения и решения тех или иных вопросов — в данном случае участники (слушатели) более активны. То есть, если в информировании необходимо донести до каждого родителя (это обязанность школы), то заниматься просвещением — это право. Не в каждой школе это делается, и не всем родителям это нужно [18,170].
Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.
Просвещение, в отличие от поддержки и консультирования, относится к коллективным методам сотрудничества с родителями. Поэтому, нужно внимательно отнестись к формированию учительского сообщества, которое участвует в просветительской деятельности. Учителя должны выработать тенденцию психолого-педагогического просвещения [18,170].
Рассмотрим основные принципы педагогического просвещения родителей [37,175].
1. Гуманистический характер взаимосвязи педагога-психолога, ребёнка и родителя: все участники являются активными участниками совместной деятельности.
2. Максимальный взгляд на индивидуальные особенности людей помогает организовать педагогическое просвещение по группам проблем: все вместе взятое дает возможность повысить актуальность педагогического просвещения родителей в глазах .
3. Образование строится, следуя логике развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего обучения ребенка: оно должно носить актуальный и опережающий характер.
4. Принцип индивидуального продвижения детей в освоении учебного процесса. Разные родители имеют разный темперамент, характер, разную способность усваивать знания. Дифференциация взрослых обязательна, иначе взаимодействие в педагогическом просвещении родителей не будет результативным [11, 40].
5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Цель педагогов заключается не в том, чтобы родители усвоили чужие знания, а построили свою концепцию воспитания, принимая свою ситуацию и индивидуальности своего ребенка.
6. Участие всего педагогического коллектива в просвещении родителей: оно может объединить разных учителей и стать средством развития.
Целью обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Что это такое? Позиция родителей — это психологическая и воспитательная направленность родителей, которая основана на бессознательной оценке ребенка и выражается в определенных способах и нормах взаимодействия с ним [16,114].
Педагогическое просвещение — одна из форм взаимодействия школы и родителей [11,6].
Повышение уровня педагогического просвещения родителей, по мнению Е.В. Головневой, может проводиться по средствам коллективных форм работы (бесед, лекций, практикумов, диспутов, конференций) и индивидуальных (индивидуальные беседы, консультации) [11, 6].
Различные формы работы обязательно должны быть взаимосвязаны и представлять единую целостную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).
Формы педагогического просвещения делятся на [28,66].:
— традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей;
— нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительских мнений.
Формы педагогического просвещения родителей: индивидуальные, групповые, публичные выступления и др.
Средства для просвещения родителей [28,67]:
— вербальные (беседы, лекции, выступления на радио, по телевидению), публицистика (печатные и электронные СМИ),
— наглядные (плакаты, буклеты, памятки),
— интерактивные и т. п. Практически безграничную возможность для педагогического просвещения родителей предоставляют Интернет и различные веб-сайты педагогической и психологической направленности.
В наше время большой интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные — когда участники не просто «впитывают» определенные знания, но и в процессе общения (обсуждения) формируют новую модель (действий, отношений и т.д.).
Особенно популярными стали телевизионные ток-шоу, на реальных жизненных событиях основанные, с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуации и придумать выход. За время передачи участники получают полезную информацию от специалистов и друг от друга [23, 26].
В виду соответствия формы и содержания просвещения родителей, важно обратить внимание на то, что родители часто заняты, и поэтому более эффективно предоставить информацию им в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, на которую придет не большая часть родителей. Именно эта форма просвещения приводит родителей к участию в мероприятиях.
Институт педагогических знаний — это форма педагогического просвещения родителей. Он дает необходимые знания, основанные на педагогической культуре, показывает актуальные вопросы в воспитании с учетом возраста и запросов родителей, способствует взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа должна реализовываться педагогом, который учитывает контингент учащихся класса и их родителей.
Основная форма работы с родителями — родительское собрание. Родительское собрание сближают учителей и родителей, помогают в нахождение общего воздействия в воспитании школьников. На собраниях родители знакомятся с целями и задачами, формами и методами, воспитания и обучения детей [16,80].
Формы работы с родителями многообразны. Они позволяют подойти к решению проблемы с разных сторон, анализировать опыт педагогов, психологов, родителей и детей. В процессе работы с родителями возможны самые разнообразные темы и формы проведения, главное, чтобы они заинтересовали родителей, заставили их пересмотреть свое отношение на воспитание детей. Стремиться стать ребенку не только воспитателем и родителем, а еще другом и помощником [23,14].
Большие перспективы имеет коллективная работа с родителями: широкая освещенность вопросов по педагогике и психологии, обмен жизненным опытом, привлечение семьи к активному участию в жизни школы. Эта работа состоит из двух направлений: прежде всего повышения педагогической грамотности, культуры родителей и создание родительского комитета, деятельность которого сконцентрирована на повышение уровня учебной и воспитательной работы с детьми.
Основная задача школы — это активизировать педагогическую, и воспитательную функцию семьи, придать ей завершенный, целенаправленный и социально значимый характер.
Основная форма работы школы с родителями — родительское собрание, совместно с учителями предметниками, которое проводится ежемесячно, но если есть необходимость, то чаще.
Формы организации занятий достаточно различные: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Результат педагогического просвещения родителей первоклассников зависит от знания педагогами конкретной семьи и подбору методов.
Посмотрим на наиболее часто применяемые методы просвещения родителей, их «плюсы» и «минусы» [28,79].
1. Лекции — одна из самых распространенных методов, хотя только 21% родителей говорят, что она эффективна. Этот способ хорош на начальном этапе педагогического просвещения родителей, как вводная часть.
2. Семинары — это обсуждение темы вместе с компетентными специалистами. Здесь главное — ни в коем случае не навязывать «правильность» позиции родителям, а рассмотрение мнений по тому или иному вопросу.
3. Педагогический практикум. Предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию школьников, правильному решению возникающих проблем, является тренировкой педагогического мышления родителей. Педагог во время педагогического практикума находит выход, объясняет своё мнение в возникающей ситуации.
4. Дискуссии — это активный метод повысить педагогическую культуру родителей, он предусматривает споры на актуальные проблемы о воспитании детей в семье. Предусматривает диспут, определение позиции на поставленный вопрос.
5. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) — не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знания о воспитании детей, но и метод объединения активной родительской силы, которую школа должна использовать во благо.
6. Ролевые игры — это метод коллективной творческой игры по изучению уровня сформированности педагогических умений родителей. Примеры ролевых игр с родителями могут быть такие: «Утро в нашей семье», «Ребенок приходит из школы», «Наш семейный совет» .
7. Индивидуальные консультации. Консультации приносят пользу и родителям, и учителю. Родители представляют реальное виденье учения и поведения ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для понимания проблемы каждого ребёнка.
Привлечение родителей к участию в жизни школы — важная задача в работе педагога-психолога с семьей [23,35].
Таким образом, главными целями во взаимодействии школы и семьи, является установление личностного взаимодействия родителей и педагогов по поводу радостей и трудностей, неудач и успехов, сомнений, возникающих в процессе воспитания и обучения ребенка. Неоценима взаимная помощь в понимании ребенка, в оптимизации его личностного развития.
Взаимодействие родителей и педагогов осуществляется:
· благодаря приобщению родителей к воспитательному, педагогическому процессу;
· расширение возможностей участия родителей при организации мероприятий образовательного учреждения;
· посещение родителями занятий в любое время;
· создание оптимальных условий для творческой самодеятельности родителей, педагогов и детей;
· ознакомление родителей с информационно-педагогическими материалами, выставками детских работ, что позволяет родителям ближе ознакомиться со спецификой работы учреждения, с его развивающей и воспитывающей средой;
· разработка разнообразных программ совместной деятельности родителей и детей;
· объединение усилий родителей и педагогов в совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка;
· проявление терпимости, понимания и такта в обучении и воспитании ребенка, с учетом его интересов, не игнорируя эмоции и чувства;
· уважительные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи
Невозможен переход к новым формам отношений школы и родителей в рамках учебного заведения закрытого типа, школа должна быть открытой, доступной для родителей системой.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому просвещению родителей первоклассника
2.1 Диагностика начального уровня сформированности педагогического просвещения у родителей первоклассников
Диагностическое исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара. Диагностика проводилась с родителями 1 «А» класса в количестве 22 человека и с родителями 1 «В» класса в количестве 23 человек.
С целью изучения педагогической просвещенности родителей нами было исследовано 45 семей (родители 1 «А» и 1 «В» класса).
На констатирующем этапе эксперимента нами были собраны данные о родителях. Родителям было предложено заполнить анкету, в результате чего мы получили все необходимые данные.
Нами были использованы: 1) диагностические методики для определения потребности родителей первоклассников в повышении своей педагогической компетентности 2) определения типологии родителей, определения психологических особенностей родительского отношения к детям. Методики помогают сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Для определения реальной потребности родителей в повышении педагогической компетентности и определения типологии родителей мы использовали анкету, которая позволит определить трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе обучения и воспитания. Данная информация поможет нам подобрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с родителями.
При помощи диагностики мы определим типологию родителей. Для чего нам это нужно:
— для составления общего уровня образовательного пространства школы;
— для определения влияния развития педагогической культуры у родителей на развитие детей в процессе воспитания и обучения;
— для дифференциации родителей при разработке цикла занятий по педагогическому просвещению.
Типологию родителей мы определяли по двум показателям:
— уровень педагогической компетентности;
— уровень удовлетворенности взаимодействия с детьми.
Условно выделяют 4 типа:
КУ — «гармоничные» отношения (компетентные удовлетворенные).
Данный тип родителей хорошо владеет педагогическими приемами и методами воспитания, при помощи которых выстраивает хорошие взаимоотношения с ребенком.
КН — «теоретики» (компетентные неудовлетворенные) — данный тип родителей владеет знаниями о воспитании детей, но на практике свои знания применить не способны.
НУ — «практики» (некомпетентные удовлетворенные) — такие родители придерживаются мнения, что их воспитывали без каких-либо специальных знаний и у них с воспитанием все получится.
НН — «беспомощные» (некомпетентные неудовлетворенные) — эти родители растеряны и не знают, что делать с ребенком.
Таблица 1. Типология родителей по уровню педагогической компетентности
Типология родителей |
Первичная диагностика |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
КУ |
10% |
20% |
|
КН |
50% |
40% |
|
НУ |
20% |
30% |
|
НН |
20% |
10% |
|
По результатам диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе доля родителей с гармоничным типом составляет всего 10%, 20% родителей относятся к практикам, 20% родителей беспомощны в процессе воспитания своих детей и к наиболее многочисленной группе относятся родители к типу «теоретики», родители этого типа проявили больше всего заинтересованность в проведении цикла занятий по педагогическому просвещению. Поэтому при разработке занятий мы будем делать основной акцент на практико-ориентированные упражнения.
2. Далее, для выявления особенностей отношения родителей к своим детям, нами был использован тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я. Варги и В.В. Сталина. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, который ориентируется на выявление отношения родителя к ребенку, которое понимается в виде системы разнообразных чувств, эмоций, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера, личности ребенка, его поступков.
В опроснике 61 утверждение. По количеству утверждений результаты делятся по параметрам:
— степень эмоционального принятия;
— требовательность;
— дистанция во взаимодействии с ребенком;
— степень предоставляемой ребенку самостоятельности;
— отношение к способностям ребенка.
Родителям дали бланки с утверждениями, с которыми родители согласны или нет, должны поставить + или _. Ответом для оценки является ключи к вопросам, которые позволяют выявлять уровень родительских отношений.
«Симбиоз» — данные семьи находятся на слишком малой на дистанции в общении с ребенком. Эти родители воспринимают себя и ребенка, как единое целое, стремятся удовлетворять любую потребность своего дитя, убрать все трудности на его пути. Они не могут жить без тревоги за ребенка, ребенок для них мал и беззащитен, личная тревожность им мешает спокойно жить.
«Авторитарный стиль воспитания». В таких семьях соблюдается жесткая дисциплина и завышенные требования к послушанию. Такие родители навязывают просто свою волю, они не могут понять точку зрения своего ребенка. Они постоянно выслеживают ребенка, недовольны его индивидуальными способностями, мыслям и чувствами.
«Инфантилизация». Родители в таких семьях не хотят видеть своего ребенка взрослым. Они недооценивают реальный возраст и приписывают детям несостоятельность. Интересы ребенка не учитываются и не ставятся всерьез. Родителям кажется, что он не приспособлен к жизни.
«Принятие-отвержение». В таких семьях родители склонны видеть ребенка плохим, неприспособленным к жизни и неудачливым. Эти родители часто злятся и обижаются на ребёнка. Они не доверяют ребенку, относятся к нему неуважительно.
«Кооперация». Эти родители проявляют искренний интерес к делам ребенка, стараются помощь ему, высоко оценивают способности ребенка, гордятся им.
Результаты методики отражают следующую картину родительского отношения к детям (Таблица 2).
Таблица 2. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина. Экспериментальная группа (первичная эксперимент)
Имя Ребенка |
Типы родительского отношения |
|||||
1. Принятие-отвержение |
2. Кооперация |
3. Симбиоз |
4. Авторитарный |
5. Инфантилизация |
||
1. Катя Ч. |
+ |
|||||
2. Стас П. |
+ |
|||||
3. Лина Л. |
+ |
|||||
4. Наташа У. |
+ |
|||||
5. Ксения Ж. |
+ |
|||||
6. Валения П. |
+ |
|||||
7. Костя Р. |
+ |
|||||
8. Дамир Э. |
+ |
|||||
9. Зарина Б. |
+ |
|||||
10. Саша К. |
+ |
|||||
11. Влад Д. |
+ |
|||||
12. Ринат В. |
+ |
|||||
13. Софья С. |
+ |
|||||
14. Варвара Л. |
+ |
|||||
15. Эдуард Д. |
+ |
|||||
16. Света В. |
+ |
|||||
17. Катя А. |
+ |
|||||
18. Виктор М. |
+ |
|||||
19. Дима Б. |
+ |
|||||
20. Яна Ф. |
+ |
|||||
21. Маша Ц. |
+ |
|||||
22. Артем Э. |
+ |
|||||
1. — 31.5%
2. — 18%
3. — 13.5%
4. -18%
5. — 18%
Представим данные на диаграмме (рис.1).
Рис. 1. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина (в %).
Экспериментальнаяы группа (первичная диагностика)
Результаты диагностики показывают, что в экспериментальной группе, в семьях преобладает тип отношения «принятие-отвержение» (31.5%), что свидетельствует о неэффективности методов воспитания, которые применяют родители в отношении своих детей. Родительское отношение к детям можно разделить на оптимальное (эффективные) и нарушенное (неэффективное). Наиболее эффективной формой родительских отношений является «кооперация», при котором родители проявляют искренний интерес к делам ребенка, стараются помощь ему, высоко оценивают способности ребенка, гордятся им.
Отношения по типу «симбиоз» и «инфантилизация» мы отнесли к нейтральной форме отношений. Родители воспринимают ребёнка младше его реального возраста, стремятся удовлетворить даже те потребности, в которых ребенок уже не нуждается, ограждают от трудностей и любых неприятностей, ограничивают его самостоятельность.
В качестве отрицательной формы родительского отношения, мы рассматриваем «отвержение» и «авторитарную гиперсоциализацию». В таких семьях родители склонны видеть ребенка плохим, неприспособленным к жизни и неудачливым. Эти родители часто злятся и обижаются на ребёнка. Они не доверяют ребенку, относятся к нему неуважительно. В семьях соблюдается жесткая дисциплина и завышенные требования к послушанию. Такие родители навязывают свою волю, они не могут понять точку зрения своего ребенка. Они постоянно выслеживают ребенка, недовольны его индивидуальными способностями, мыслям и чувствами.
Проанализировав данные, мы составили общую картину отношения родителей к своим детям: — оптимальные отношения по отношению к ребёнку выявлено у в 4 семьях (18 %); — нейтральное отношение наблюдается у 7 семей (31.5 %); — родительское отношение, с выраженным отрицательным характером, проявляется у 11 семей (49.5 %).
Итак, мы наблюдает, что большинство родителей в экспериментальной группе применяют неэффективные формы отношения к ребёнку.
Таблица 3. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А. Я. Варги и В. В. Столина. Контрольная группа (первичная диагностика)
Имя Ребенка |
Типы родительского отношения |
|||||
1. Принятие — отвержение |
2. Кооперация |
3. Симбиоз |
4. Авторитарный |
5. Инфантилизация |
||
1. Стас Ж. |
+ |
|||||
2. Валерия Д. |
+ |
|||||
3.Светлана С. |
+ |
|||||
4. Виталий И. |
+ |
|||||
5. Милана В. |
+ |
|||||
6.Валентин Ц. |
+ |
|||||
7. Кирилл Х. |
+ |
|||||
8. Виталий Л. |
+ |
|||||
9. Дарья Ж. |
+ |
|||||
10. Лиза В. |
+ |
|||||
11. Борис Х. |
+ |
|||||
12. Лера Б. |
+ |
|||||
13.Виктория С. |
+ |
|||||
14.Кристина Т. |
+ |
|||||
15. Виктор Н. |
+ |
|||||
16. Евгений Х. |
+ |
|||||
17. Павел.Ф. |
+ |
|||||
18. Вера З. |
+ |
|||||
19. Иван Р. |
+ |
|||||
20. Лиза Л. |
+ |
|||||
21. Влад С. |
+ |
|||||
22. Анна Т. |
+ |
|||||
23. Марина Н. |
+ |
|||||
1. — 26%
2. — 34.7%
3. — 17.8%
4. -12.9%
5. — 8.6%
Представим данные в диаграмме (рис.2).
Рис. 2. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина (в %).
Контрольная группа (первичная диагностика+)
Проанализировав данные в контрольной группе, мы составили общую картину отношения родителей к своим детям: — оптимальные отношения по отношению к ребёнку выявлено у в 8 семей (34.7 %); — нейтральное отношение наблюдается у 6 семей (26.4%); — родительское отношение, с выраженным отрицательным характером, проявляется у 9 семей (38.9 %).
Итак, мы наблюдает, что, как и в экспериментальной группе, большинство родителей в контрольной группе применяют неэффективные формы отношения к ребёнку.
Таким образом, результаты диагностического исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки цикла занятий по просвещению родителей первоклассников.
2.2 Цикл занятий психолого — педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
По результатам первичного диагностического исследования родителей, нами был разработан цикл занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников.
Целевая группа — родители первоклассников.
Форма реализации — групповая.
Продолжительность занятий — 1 раз в месяц (6 занятий по 60 минут).
Цель: создать педагогические условия, способствующие повышению у родителей педагогической просвещенности.
Задачи:
— установить взаимопонимание с родителями, согласованное взаимодействие семьи и школы;
— сформировать активную педагогическую позицию у родителей, включить в активное участие в учебном процессе, прежде всего во внеурочную и досуговую деятельность;
— ознакомить родителей с наиболее частыми ошибками, которые совершают родители в воспитании детей.
Формы организации учебных занятий:
— теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);
— практическая деятельность (упражнения, деловые игры).
В основе наших занятий мы использовали важнейшие принципы повышения педагогической просвещенности родителей:
Принцип последовательности и систематичности. Занятия представляют собой целенаправленную систематическую систему по психолого- педагогическому просвещению родителей, руководство по педагогическому самообразованию родителей.
Принцип единства семейного и школьного воспитания. С учётом данного принципа строится содержание занятий, даются практические рекомендации, распределяются задания.
Занятие № 1. Роль семьи в воспитании ребенка
Задачи:
— установить взаимопонимание с родителями;
-повысить педагогическую компетентность родителей.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия и знакомства с родителями. После знакомства была проведена вводная лекция, на тему — «Семья, как малая социальная группа». В ходе диспута поднимались следующие вопросы:
— основное назначение семьи;
— задачи и функции семьи;
— основа семейного воспитания;
— ошибки семейного воспитания, их причины и пути устранения;
— взаимодействие семьи со школой.
После лекции был организован диспут, в котором участвовали все родители, диспут был составлен, как логическое продолжение прочитанной лекции, мы его назвали «Хорошая семья, какая это семья?»
Содержание диспута:
— какую роль и место занимает ребенок в семье;
— нравственный облик родителей;
— участие родителей, бабушек, дедушек в воспитании;
— участие детей в жизни семьи.
По результатам диспута возникла потребность проведения мини-лекции на тему — «Нормы семейного воспитания». В ходе лекции родители были ознакомлены:
— какое влияние оказывает семья на ребенка;
— с типами семейного воспитания.
По окончании лекции нами был подведен итог занятия.
Занятие №2. Психологическая готовность ребенка к школе
Задачи:
— познакомить родителей, что включает в себя психологическая готовность детей к школе;
— ознакомить с проявлениями, по которым можно судить о том, что ребенок нуждаются в родительской помощи при подготовке в школу.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия, все родители еще раз представились. После приветствия была проведена беседа, на выявления у родителей знаний о критериях готовности ребенка к обучению в школе. По результатам беседы, ведущий зачитал лекцию на тему «Психологическая подготовка детей к школе». Для закрепления материала нами была организована деловая игра.
-Деловая игра
Ход игры: родители делятся на четыре одинаковые команды. При помощи жребия, каждая команда выбирает ситуацию, которая отражает один компонент школьной готовности, предлагаются варианты действий по мере его развития. На подготовку задания дается 8 — 10 минут, после чего по очереди выступает каждая команда. Родители должны изобразить 4 ситуации:
— ситуация 1. Мама рассказывает о своем сыне : “Левочка у нас тихий мальчик, сидит себе с игрушками, что-то нашептывает. Прямо “золото”, а не ребенок, не под стать некоторым”.
— ситуация 2. Мама Кати уверена, что девочка имеет достаточно объемный запас знаний, навыков и умений, необходимых для успешного школьного обучения. Но беседуя с дочкой, она поняла, что она у дочки совершенно отсутствует желание идти в школу.
— ситуация 3. Дедушка отзывается о Саше, как о развитом мальчике. При поступлении в первый класс он знал наизусть много стихотворений, мог читать и считать. В школу Саша пошел с большой радостью, но с самых первых дней учебы, учитель начал жаловаться на то, что Саша регулярно нарушает школьную дисциплину: вертится на уроках, отказывается слушать объяснения педагога.
— ситуация 4. Анина мама рассказывает: “С двухлетнего возраста Анечка росла среди детей, но, не смотря на это, осталась очень робкой и трусливой девочкой. На занятиях в детском саду никогда не отвечала, если воспитатель сам не спрашивал. От детей своей группы старалась держаться подальше, не играла ни с кем. Думаю, что в классе ей будет очень трудно. Жалко девочку!”.
По окончании деловой игры, мы подвели итог упражнения. Выяснили, какие трудности возникали у родителей в процессе занятия и чем эти трудности были связаны, по мнению родителей. После чего, родители обменялись мнениями по вопросам готовности ребенка к школьному обучению.
По окончанию занятия родителям были розданы памятки, «Что должен уметь первоклассник».
Занятие №3. Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком.
Задачи:
— составить рекомендации по формированию системы оптимально-комфортных взаимоотношений с ребенком.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия. Далее была организована беседа на тему «Первый раз, в первый класс!». В беседе принимали активное участие все родители, делились друг с другом впечатлениями, связанные с первым днем знаний у детей, обсуждали, какое у ребенка было настроение на 1 сентября, как его поздравляли друзья семьи и родные, какие подарки подарили и т.д.
После оживленной, активной беседы, была организована и проведена игра с родителями «Корзина чувств».
Ход игры: Ведущий держит корзину, на дне этой корзины находится целый набор разнообразных чувств, позитивных и негативных, которые мы все с вами испытываем. После того, как ваш ребенок пошел в первый класс, какие эмоции и чувства вы испытали? Опустите в корзину руку и выберите «чувство», которое вас переполняет больше всего и назовите его.
После проведения игры, мы организовали обсуждение занятия, в ходе которого обсудили проблемы и трудности, которые возникли в семьях с наступлением учебного года. Выяснили, как родители с ними справляются.
По окончанию занятия мы подвели итог нашей встречи, выяснили, какие проблемы больше всего волнуют родителей, попрощались.
Занятие № 4. Решаем проблему школьной дезадаптации
Задачи:
— разобраться с понятием дезадаптация;
— определить возможные причины появления школьной дезадаптации у детей.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия. При составлении и занятие нами были учтены проблемы, которые были озвучены родителями на прошлой встрече. Была проведена лекция на тему «Факторы дезадаптации». Лекция содержала следующие вопросы:
— физиологические и психологические трудности, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в первый класс;
— развитие взаимоотношений в классном коллективе.
— характерные «школьные» проблемы со здоровьем у детей;
— психологические проблемы школьной адаптации первоклассника.
Далее последовало обсуждение особенностей школьной адаптации, из чего она складывается и т.д. Нами была выявлена позиция родителей в отношении влияния взаимоотношений на формирование адаптации ребенка к школе. Так как один из главных составляющих успешной адаптации ребенка, это взаимоотношения с классным коллективом, мы посчитали нужным заострить внимание родителей на этой проблеме. В ходе беседы родители были ознакомлены с трудами ученого Симона Соловейчика, который составил правила, направленные на помощь ребенку в взаимодействии с одноклассниками. Мы предложили родителям обсудить с ребенком эти правила:
1. Не отнимай чужое, но и не отдавай свое.
2. Тебя попросили, значит дай, если пытаются отнять силой, значит защищайся.
3. Без веской причины не дерись.
4. Если тебя зовут играть, значит иди, если не зовут — спроси разрешение поиграть вместе.
5. Играй всегда честно, своих товарищей не подводи.
6. Никого не дразни, не канючь, ничего не выпрашивай. Два раза ничего ни у кого не проси.
7. Не из-за отметок, будь гордым. Не спорь с учителями из-за отметок, не обижайся и не злись на учителей за отметки. Все задания старайся делать вовремя, думай о положительных результатах и они обязательно будут у тебя.
8. Никогда не наговаривай и не ябедничай ни на кого.
9. Всегда старайся быть аккуратным и прилежным.
10. Чаще предлагай: давай поиграем, давайте дружить, давай вместе погуляем, пойдем домой.
И самое главное помни, что ты не лучше и не хуже чем все, но при этом ты — самый неповторимый для родителей, для самого себя, учителей и друзей!
По окончании беседы нами был подведен итог занятия, в процессе которого группа пришла к выводу, что будет замечательно, если свод этих правил, повесить в комнате или на рабочем столе ребенка, на самом видном месте. В дополнение к этому, педагог-психолог составил рекомендации для родителей — желательно, чтобы вы в конце недели обсудили с ребенком, какие правила у него получилось выполнить, а какие не получилось и что этому помешало. Можно попробовать дополнить список совместно с ребенком своими правилами. Прощание.
Занятие №5. Положительные и отрицательные эмоции.
Задачи:
— определить причины, вызывающие негативные или позитивные эмоций у ваших детей.
Ход занятия Уважаемые родители, сегодня мы с Вами будем обсуждать с тему человеческих эмоций. Мне хочется особенно выделить те эмоции, которые оказывают негативное воздействие на развитие неврозов и действуют разрушающе на детское здоровье. Эмоции разрушения, к ним мы отнесем: злость, гнев, агрессию. Эмоции страдания, к ним относятся: страх, обида, боль. Родителями была проведена беседа, в ходе беседы поднимались следующие вопросы:
-из своей жизни приведите пример ситуаций, которые вызывали у вас яркие отрицательные и положительные эмоции;
-как формировать у детей положительные эмоции? С чего стоит начинать?
Родителям выдается лист бумаги. Ведущий: Уважаемые родители, разделите лист на два столбика, запишите в первый столбик выражения, которые никогда не допускаются в вашей семье при общении с ребенком. В другом столбике перечислите выражения, которые Вы могли бы рекомендовать использовать другим родителям и себе.
Когда все родители закончат заполнять столбики, подводится итог занятия. Делаем вывод, что при общении с детьми нельзя употреблять такие выражения как:
— я уже сто раз тебе говорил (а), а ты снова…;
— сколько раз тебе это нужно повторять, что бы ты…;
— неужели тебе трудно это запомнить, что ли…;
— ты становишься невыносимым…;
— ты такая (ой) же, как и все…;
— отстань ты от меня, мне некогда…;
— вот почему Вася (Таня, Ваня и т. д.) такой (ая) хороший, а вот ты — нет…;
В семье, при общении с детьми, следует чаще употреблять выражения, такие как:
— ты самый замечательный у меня (красивый, умный и т. д.);
— как хорошо, что ты есть у меня;
— какая ты умница у меня;
— я тебя люблю!;
— ты это сделал так хорошо, научи, как это у тебя получилось;
— спасибо тебе большое, я очень тебе признательна;
— благодаря твоей помощи, я со всем справилась и т.д.
Прощание.
Занятие №6. «Перелистывая страницы…»
Задачи:
— закрепить положительные эмоции.
Ход занятия: уважаемые родители и дети, здравствуйте. Я очень рада, что мы сегодня собрались все вместе. Сегодня у нас вами заключительное занятие. Хочу выразить благодарность всем родителям, которые принимали активное участие. Сегодня мы с Вами составим устный журнал, для этого необходимо картон сложить в виде книги, перевить лентой. Каждый лист отражает месяц жизни класса за время проведения цикла занятий. Обзор страниц в устном журнале:
— «Наши уроки» (фрагменты);
— «Наши переменки» (игры, физкультпаузы и т. д.);
— «Наши мероприятия» (самые запоминающиеся мероприятия, проведенные в классе с начала учебного года);
— «Папы и мамы, снова в школе» (церемония награждения родителей за активное участие в жизни класса);
— вручение медали — детская ладошка, которую разрисовали и расписали для родителей дети.
После составления журнала подводятся итоги работы родителей, за время проведения цикла занятий. Прощание.
Проведенный анализ результатов дал возможность обобщить рекомендации для участников занятий.
Рекомендации родителям:
1. Всегда безусловно принимайте своего ребенка.
2. Внимательно и активно слушайте его мнения и переживания.
3. Общайтесь с ребенком как можно чаще, вместе читайте, играйте, пишите записки и письма друг другу и т. д.
4. Не навязывайте свое участие, не вмешивайтесь в те занятия, которые он может выполнить самостоятельно.
5. Помогайте только тогда, когда ребенок это сам попросит.
6. Поддерживайте в начинаниях, отмечайте успехи и достижения.
7. Делитесь с ним своими проблемами, своими чувствами, переживаниями.
8. Учитесь мирно разрешать конфликты.
9. Употребляйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10. Целуйте и обнимайте друг друга минимум четыре раза в день.
11. Попробуйте написать своему ребенку письмо, которое он вскроет поле вручения школьного диплома.
2.3 Анализ результатов исследования
После проведения цикла занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников, для выявления результативности мероприятий, нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования. Представим сопоставительный анализ результатов исследования на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.
Таблица 6. Типология родителей по уровню педагогической компетентности (повторная диагностика)
Типология родителей |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
До |
После |
До |
После |
||
КУ |
10% |
40% |
20% |
20% |
|
КН |
50% |
20% |
40% |
50% |
|
НУ |
20% |
10% |
30% |
20% |
|
НН |
20% |
10% |
10% |
10% |
|
По результатам повторной диагностики мы наблюдаем положительную динамику в развитии экспериментальной группы, доля родителей с гармоничным типом увеличилась на 30% и составила 40% от общего числа испытуемых. Родителей по типу «теоретики» стало меньше на 30 %, это можно объяснить тем, что данная группа родителей научилась применять на практике свои педагогические знания. 10% родителей демонстрируют беспомощность, в процессе воспитания своих детей, данные семьи нуждаются в индивидуальной работе по повышению уровня педагогической компетенции. Мы наблюдаем, что в контрольной группе, где не проводился цикл занятий, динамика развития группы составляет 10%, что является естественным показателем развития группы.
Таблица 7. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина. Экспериментальная группа (повторная диагностика)
Имя Ребенка |
Типы родительского отношения |
|||||
1. Принятие-отвержение |
2. Кооперация |
3. Симбиоз |
4. Авторитарный |
5. Инфантилизация |
||
1. Катя Ч. |
+ |
|||||
2. Стас П. |
+ |
|||||
3. Лина Л. |
+ |
|||||
4. Наташа У. |
+ |
|||||
5. Ксения Ж. |
+ |
|||||
6. Валения П. |
+ |
|||||
7. Костя Р. |
+ |
|||||
8. Дамир Э. |
+ |
|||||
9. Зарина Б. |
+ |
|||||
10. Саша К. |
+ |
|||||
11. Влад Д. |
+ |
|||||
12. Ринат В. |
+ |
|||||
13. Софья С. |
+ |
|||||
14. Варвара Л. |
+ |
|||||
15. Эдуард Д. |
+ |
|||||
16. Света В. |
+ |
|||||
17. Катя А. |
+ |
|||||
18. Виктор М. |
+ |
|||||
19. Дима Б. |
+ |
|||||
20. Яна Ф. |
+ |
|||||
21. Маша Ц. |
+ |
|||||
22. Артем Э. |
+ |
|||||
1. — Принятие — отвержение (18%)
2. — Кооперация (33%)
3. — Симбиоз (18%)
4. -Авторитарный стиль воспитания (14%)
5. — Инфантилизация (18%)
По результатам диагностики (таблица 7.), после проведения цикла занятий мы наблюдаем, что преобладающим типом родительского отношения теперь является — «кооперация» (42%).
До проведения цикла занятий, преобладал тип родительского отношения — «приятие-отвержение». Для наглядной динамики изменения типа родительского отношения к детям, в % от общего числа испытуемых, мы составим диаграмму (рис.3).
Рис.3. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина (в%).
Экспериментальная группа (повторная диагностика)
Как видно на рис.3 в экспериментальной группе наблюдается общая положительная динамика, результаты значительно улучшились — преобладает тип родительского отношения «кооперация» — 42%, который воплощает социально желаемый образ родительских отношений. Родители стали больше интересоваться делами ребенка, стараются оказывать ему поддержку и помощь; больше оказывают ребенку доверия, при возникновении спорных вопросов, стараются учитывать его точку зрения. «Симбиоз» — 18%, «инфантилизация» — 18%. Отрицательные формы родительского отношения, такие как «принятие-отвержение» (13%) и «авторитарная гиперсоциализация» (9%), продолжают присутствовать в семьях. Стоит отметить, что родители из этих семей, от посещения занятий отклонялись, объясняя это следствием разных обстоятельств, у них срабатывал механизм сопротивления.
Итак, мы наблюдаем, что большинство родителей в экспериментальной группе стали применять более эффективные формы отношения к ребёнку. Что доказывает результативность наших занятий.
Таблица 8. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина. Контрольная группа (повторная диагностика)
Имя ребенка |
Типы родительского отношения |
|||||
1. Принятие — отвержение |
2. Кооперация |
3. Симбиоз |
4. Авторитарный |
5. Инфантилизация |
||
1. Стас Ж. |
+ |
|||||
2. Валерия Д. |
+ |
|||||
3.Светлана С. |
+ |
|||||
4. Виталий И. |
+ |
|||||
5. Милана В. |
+ |
|||||
6.Валентин Ц. |
+ |
|||||
7. Кирилл Х. |
+ |
|||||
8. Виталий Л. |
+ |
|||||
9. Дарья Ж. |
+ |
|||||
10. Лиза В. |
+ |
|||||
11. Борис Х. |
+ |
|||||
12. Лера Б. |
+ |
|||||
13.Виктория С. |
+ |
|||||
14.Кристина Т. |
+ |
|||||
15. Виктор Н. |
+ |
|||||
16. Евгений Х. |
+ |
|||||
17. Павел.Ф. |
+ |
|||||
18. Вера З. |
+ |
|||||
19. Иван Р. |
+ |
|||||
20. Лиза Л. |
+ |
|||||
21. Влад С. |
+ |
|||||
22. Анна Т. |
+ |
|||||
23. Марина Н. |
+ |
|||||
1. — Принятие — отвержение (22%)
2. — Кооперация (30.6%)
3. — Симбиоз (26.3%)
4. -Авторитарный стиль воспитания (12.9%)
5. — Инфантилизация (8.6%)
Для наглядности представим результаты в диаграмме (рис.4).
Рис 4. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина (в %).
Контрольная группа (повторная диагностика)
Проанализировав данные повторного исследования в контрольной группе, мы пришли к выводу, что большинство родителей в контрольной группе по прежнему применяют неэффективные формы отношения с ребёнком. Отрицательные формы родительского отношения наблюдаются у 34.9% семей, из которых, 22% преобладает тип «принятие-отвержение».
Таким образом, при реализации цикла занятий по повышению педагогической просвещенности родителей первоклассников были достигнуты следующие результаты:
— родители научились определять для себя основные воспитательные задачи;
— овладели приёмами для их оптимальной реализации;
— приобрели опыт самоанализа;
— научились создать обстановку психологической безопасности, доверия и равноправного сотрудничества с ребенком;
— у родителей появилась уверенность в своем педагогическом потенциале, при помощи которого можно гармонично выстраивать отношение с ребенком;
— родители осознали значимость своей педагогической деятельности, своей родительской позиции в отношении взаимодействия школы и семьи для успешного учебного процесса.
Таким образом, от тех взаимоотношений и связей, которые возникнут между родителями и школой, в первом классе, будут во многом определять всю последующую работу.
По результатам первичной диагностики, мы видим, что большинство родителей в экспериментальной группе применяют неэффективные формы отношения к ребёнку. Многие родители испытывают растерянность и беспомощность в общении со своими детьми. Настораживает тот факт, что в экспериментальной группе доля родителей с гармоничным типом составляет всего 10%.
Таким образом, по результатам диагностического исследования возникла необходимость разработки цикла занятий по просвещению родителей первоклассников. Так как по результатам исследования к наиболее многочисленной группе относятся родители к типу «теоретики», родители этого типа проявили больше всего заинтересованность в проведении цикла занятий по педагогическому просвещению. Поэтому, при разработке занятий мы делали основной акцент на практико-ориентированные упражнения. В процессе занятий, мы старались создать оптимальные педагогические условия, способствующие повышению у родителей педагогической просвещенности. Все занятия проходили в дружественной атмосфере, родители ближе познакомились друг с другом. По мере совместных упражнений, родители осознали, что они не одни со своими проблемами и при помощи групповой или индивидуальной работы, можно многое изменить и в себе и своей семье.
Проведенный анализ результатов позволил нам обобщить материал из научной литературы и составить рекомендации для участников занятий.
В процессе основного этапа нашей работы нами был реализован цикл занятий по педагогическому просвещению родителей: проводились коллективные упражнения, лекции, беседы. Завершил нашу деятельность, аналитический этап, который показал, что уровень педагогического просвещения родителей вырос, в среднем на 20%, при этом низкий уровень снизился с 20% до 10%.
Последнее занятие было организовано совместно с детьми и родителями, что дало нам возможность понаблюдать за детско-родительскими взаимоотношениями. В результате наблюдения мы видим, что общение родителей и детей так же изменилось, родители прислушиваются к рекомендациям, стараются заменить угрозы и наказания на диалог и приучение. Родители больше уделяют времени для совместной деятельности со своими детьми. У родителей появилось желание заниматься самообучением, некоторые родители просили рекомендации по поводу выбора специальной литературы по воспитанию детей. Нами было рекомендована, прежде всего, работа Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»[9]., так как в этой книге доступным и понятным языком описаны основы конструктивных детско-родительских взаимоотношений.
Следовательно, разработанный и апробированный нами цикл занятий по педагогическому просвещению родителей доказал свою результативность.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Возраст 7 лет является одним из ответственных этапов школьного детства. Основное достижение этого возраста обусловлено ведущим направлением учебной деятельности и являются определяющим звеном для последующих лет в обучении: к концу учебного года первоклассник должен хотеть учиться, уметь учиться и быть уверенным в собственных силах.
Позитивные приобретения младшего школьного возраста являются необходимым для дальнейшего развития ребенка как активного члена общества.
Основной вопрос в работе с первоклассниками — создание условий для раскрытия ребенка и реализации его возможностей.
Под педагогическим просвещением родителей мы понимаем процессы информации их об особенностях развития личности его ребенка и способе взаимодействия с ним.
Педагогическое просвещение родителей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей их детей. А так же его особенностью является то, что в процессе принятия педагогических знаний продолжают развиваться и личности самих родителей.
Основная задача школы — это активизировать педагогическую, и воспитательную функцию семьи, придать ей завершенный, целенаправленный и социально значимый характер.
Нами были рассмотрены наиболее часто используемые формы и методы педагогического просвещения родителей: лекции, конференции, дискуссии, педагогический практикум, семинары, родительское собрание.
Основная форма работы школы с родителями — родительское собрание, совместно с учителями предметниками, которое проводится ежемесячно, но если есть необходимость, то чаще.
Привлечение родителей к участию в жизни школы — важная задача в работе педагога-психолога с семьей.
Нами было проведено диагностическое исследование родителей 1 «А» класса, в составе 22 чел. (экспериментальная группа) и родителей 1 «В» класса, в составе 23 чел. (контрольная группа).
Для определения реальной потребности родителей в повышении педагогической компетентности и определения типологии родителей мы использовали анкету.
По результатам диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе доля родителей с гармоничным типом составляет всего 10%, 20% родителей относятся к практикам, 20% родителей беспомощны в процессе воспитания своих детей и к наиболее многочисленной группе относятся родители к типу «теоретики», родители этого типа проявили больше всего заинтересованность в проведении цикла занятий по педагогическому просвещению. Поэтому при разработке занятий, мы акцентировались на практико-ориентированных упражнениях.
Далее, для выявления особенностей отношения родителей к своим детям, нами был использован тест-опросник родительского отношения («ОРО») А. Я. Варги и В. В. Сталина. Проанализировав данные, мы составили общую картину отношения родителей к своим детям: — оптимальные отношения по отношению к ребёнку выявлено у в 4 семьях (18 %); — нейтральное отношение наблюдается у 7 семей (31.5%); — родительское отношение, с выраженным отрицательным характером, проявляется у 11 семей (49.5 %).
Итак, мы наблюдает, что большинство родителей в экспериментальной группе применяют неэффективные формы отношения к ребёнку.
Таким образом, результаты диагностического исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки цикла занятий по просвещению родителей первоклассников.
По результатам первичного диагностического исследования родителей, нами был разработан цикл занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников, целью которого являлось создание педагогических условий, способствующих повышению у родителей педагогической просвещенности.
После проведения цикла занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников, для выявления результативности мероприятий, нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования.
По результатам повторной диагностики мы наблюдаем положительную динамику в развитии экспериментальной группы, доля родителей с гармоничным типом увеличилась на 30% и составила 40% от общего числа испытуемых. Родителей по типу «теоретики» стало меньше на 30 %, это можно объяснить тем, что данная группа родителей научилась применять на практике свои педагогические знания. 10% родителей демонстрируют беспомощность, в процессе воспитания своих детей, данные семьи нуждаются в индивидуальной работе по повышению уровня педагогической компетенции. Мы наблюдаем, что в контрольной группе, где не проводился цикл занятий, динамика развития группы составляет 10%, что является естественным показателем развития группы.
По повторной диагностике показателей родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина в экспериментальной группе так же наблюдается общая положительная динамика, результаты значительно улучшились: — преобладает тип родительского отношения «кооперация» — 42%, который воплощает социально желаемый образ родительских отношений. Родители стали больше интересоваться делами ребенка, стараются оказывать ему поддержку и помощь; больше оказывают ребенку доверия, при возникновении спорных вопросов, стараются учитывать его точку зрения; — «симбиоз» — 18%; — инфантилизация» — 18%. Отрицательные формы родительского отношения, такие как «принятие-отвержение»(13%) и «авторитарная гиперсоциализация» (9%), продолжают присутствовать в семьях.
Итак, мы наблюдает, что большинство родителей в экспериментальной группе стали применять более эффективные формы отношения к ребёнку, что доказывает гипотезу нашего исследования.
Список используемой литературы
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М, 2002.- 257с.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.- 158с.
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в школе. — Ярославль, 1991. — 321 с.
4. Бихметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Бихметов Е.Ю. / Социологические исследования. — 2014. — №16. — С. — 92.
5. Божович Л.М. Формирование личности в младшем школьном возрасте / под ред. Л.Е. Щучкина. — М.: Питер, 2010. — 304 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. — М., 2006.- 148с.
7. Воднева Г.Д. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие / под ред. Л.Ю. Слепцовой. — Витебск: УО «ДОГ ИТК и ППР и СО», — 2009.-135с.
8. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе /П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое развитие младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М., 2013.-159с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?- М., 2000. — 188 с.
11. Головнева Н.А., Домашенко А.С. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4.- С.- 6.
12. Головнева Н.А. Содержательные аспекты формирования профессиональной готовности будущего учителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. Серия: Психологические и педагогические науки.- 2013. — №4.- С. — 8.
13. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2 изд-е. — М.: Высшая школа, 2009. — 256 с.
14. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979.- 325с.
15. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ., 2010.- 268с.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2012.- 225с.
17. Инновационные педагогические технологи в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения: материалы Международной заочной научно-практической конференци. 02 июля 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. — Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. — 184 с.
18. Карнаухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. /Педагогическая наука: история, теория, практика №12, 2008.- С.-170.
19. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. — 432с.
20. Кряжева И.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / И.Л. Кряжева. — Ярославль, 2004.-105с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / Учебное пособие / Кулагина И.Ю. — 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2007.- 246с.
22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / под ред. Колесникова Л.Ф. — М., 2009.- 325с.
23. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод, пособие для воспитателей, классных руководителей. — М.: Пед. общ-во России. 2014. — 307 с.
24. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. — Москва: Гардарики, — 2000.- 375с.
25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / под ред. Жабина Д.И.-М., 2007.-191с.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/под ред. Висловской Т.Г. -М., 2014.- 167с.
27. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. №12, 2010.- С.-146.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В.Овчарова. -М, 2003.- 165с.
29. Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. — М., 1988. — 321с.
30. Основы психофизиологии / под ред. Ю.И. Олейникова. — М.: Инфа- М, 2008.- 325с.
31. Недвецкая М.Н.Теория и практика организации педагогического взаимодействия семьи и школы.-М.:УЦ Перспектива,2011. — 152с.
32. Педагогическая психология: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.
33. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах / Ю.В. Сенько. — М.: Дрофа, 2009. — 272 с.
34. Калейдоскоп родительских собраний: метод, разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. — М.: Сфера. 2005. — 139 с.
35. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Талызина Н.Ф. _ М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 235 с.
37. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. — М.: Проспект. — 2009. — 214 c.
38. Удалова А.С. Социальное партнерство семьи и школы // Народное образование. -2014. — № 3. — С. 135.
39. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. — 768с.
40. Хрусталькова Н.А. Как стать педагогически компетентным родителем?/ Учебное пособие. — Пенза, 2008. -75 с.
Размещено на