Работа с педагогическим коллективом школы

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

 

 

Социальный педагог — организатор внеучебной работы (класс­ный воспитатель).Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было аль­тернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею зани­маться. В этом случае классный воспитатель компенсировал не­достаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возмож­ность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаи­модействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педа­гогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической дея­тельности классного воспитателя могут быть отнесены:

• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;

• организация досуговой работы со школьниками;

• социально-педагогическая работа во внеучебное время с раз­личными группами школьников;

• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;

• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешколь­ной) работе с детьми;

• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;

• индивидуальная социально-педагогическая работа со школь­никами, их родителями во внеучебное время;

• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристиче­скими учреждениями по организации социально-педагогиче­ской работы со школьниками;

11 стр., 5058 слов

Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников

... изучить особенности работы с одаренными детьми. Объект исследования: одаренные учащиеся. Предмет исследования: организация педагогического взаимодействия с одаренными школьниками. Задачи исследования: ... наблюдение; -беседа с классным руководителем; -невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена; -тест креативности Торренса. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, ...

• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершен­нолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспи­тательной работы с отдельными школьниками.

 

Социальный педагог — организатор досуга.Специалист по ор­ганизации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой универси­тета культуры или квалификацией педагога дополнительного об­разования. В его обязанности входит организация досуговой дея­тельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художе­ственная самодеятельность, художественное творчество, куколь­ный театр, краеведение и др.).

Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (напри­мер, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

• организация досуга с различными категориями школьников;

• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;

• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;

• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

• организация художественной самодеятельности;

• организация деятельности кружков индивидуального творче­ства школьников;

• организация досуга учителей;

• взаимодействие с различными культурными и досуговыми цен­трами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

 

Социальный педагог — педагог-психолог.Данная специализа­ция социальной педагогики получает все большее распростране­ние. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими труд­ности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы вы­ступают:

— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущен­ный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);

— классный коллектив, отдельная группа школьников, имею­щие различные социальные проблемы;

— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо уче­никами и их родителями;

— учительский коллектив;

— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со сво­им ребенком, с учителем;

— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:

• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необ­ходимости отдельные школьники могут направляться на диа­гностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьни­ками, имеющими различные отклонения;

10 стр., 4502 слов

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении ...

... ёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Теоретическую основу работы составляют работы психологов Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников», педагогов-хореографов Настюкова Г.А. «Сюжетный танец», ... детей как художественно-эстетических, так и нравственных. Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна ...

• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;

• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми от­клоняющегося поведения для координации совместных воспи­тательных усилий;

• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учени­ком, классом;

• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным пси­хологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более кор­рекции психологических проблем.

 

Социальный педагог — социолог.Должности социолога на се­годняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологиче­ским уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится после­дующая социально-педагогическая работа. Она бывает направле­на либо на развитие выявленной положительной тенденции, ли­бо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социо­лога являются различные социальные группы:

— школьный коллектив;

— классный коллектив;

— отдельная группа школьников;

— учительский коллектив;

— родительский коллектив.

Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:

• изучение социально-психологических явлений;

• выявление направленности явлений и оценку их влияния на со­циум;

• выявление причин, вызывающих те или иные социально-пси­хологические явления в коллективе;

• прогнозирование развития тех или иных социально-психологи­ческих явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог при­зван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические реко­мендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.

 

Социальный педагог— методист.Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятель­ности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник выс­шей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, про­шедший специальную подготовку (переподготовку).

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... технологии», «Логопсихология и онтогенез речевой деятельности. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями и их семейное ... план Одержание разделов дисциплины Раздел 1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты коммуникаций. Межличностные коммуникации в контексте трансактного ...

Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педа­гога — методиста являются:

• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (ученика­ми) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);

• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;

• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам ме­тодики воспитательной работы (коррекции воспитательной де­ятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также коор­динации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;

• коллектив класса, школы по методике организаторской дея­тельности в процессе социально-педагогической работы;

• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогиче­ской деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдель­ными учениками для достижения определенных учебных целей;

• проведение методических семинаров с учителями по пробле­мам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;

• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;

• помощь родителям в социально-педагогической работе со сво­им ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершен­ствования и др. (по данным интернет-источника

 

Тема вопроса

Функции социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.

1.Аналитико-диагностическая функция:

— ставит «социальный диагноз», изучает, реально оцени­вает особенности социальной микросреды, степень и на­правленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует со­циальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка…), его «проблемное поле»;

изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

— устанавливает причины отклоняющегося поведения де­тей (подростков…);

изучает семью и семейное воспитание, причины соци­ального неблагополучия семьи (если оно имеется);

— содействует выявлению особенно одаренных детей;

— выявляет характер отношений между людьми в социуме;

— выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проекти­рования деятельности всех субъектов социального вос­питания для оказания комплексной социалыю-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, ус­пешной самореализации в процессе социализации;

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ...

... нормативно-правовую основу деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей; - раскрыть виды учреждений осуществляющих социальную защиту детей; - исследовать формы и методы осуществляющие социальную защиту детей; - проанализировать отделение психолого-педагогической помощи семье и ...

— выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.

2.Прогностическая функция:

— прогнозирует и проектирует процесс социального раз­вития микросоциума, деятельности институтов соци­ального воспитания;

— планирует собственную социально-педагогическую де­ятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую про­граммы;

— всесторонне изучив клиента, социальный педагог про­гнозирует и проектирует процесс социального разви­тия личности в конкретном микросоциуме;

— на основе анализа социальной и педагогической ситуа­ции программирует и прогнозирует процесс воспита­ния и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в самораз­витии и самовоспитании личности, определяет перс­пективы развития личности в процессе социализации.

3.Организационно-коммуникативная функция:

— способствует включению субъектов воспитывающей де­ятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поко­ления в совместный труд и отдых, деловые и личност­ные контакты, сосредотачивает информацию о воздей­ствиях (позитивного и негативного) на воспитанникасоциально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

— содействует в вопросах трудоустройства, профессио­нальной ориентации и адаптации;

— формирует демократическую систему взаимоотноше­ний в детской и подростковой среде, а также в отно­шениях детей, подростков и взрослых;

— строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению доб­ровольных помощников, населения микрорайона в со­циально-педагогическую работу, совместный труд и от­дых.

4.Охранно-защитная функция:

— использует весь комплекс правовых норм, направлен­ных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

содействует применению мер государственного при­нуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредо­ванные противоправные воздействия на детей;

— взаимодействует с органами социальной защиты и по­мощи, отделами внутренних дел и др.

5.Психотерапевтическая функция:

— заботится о душевном равновесии личности, о ее чув­ствах, переживаниях;

устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

— оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);

— оказывает помощь в разрешении межличностных кон­фликтов, снятии депрессивного состояния; — организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха;

— оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, К социальному окружению, к самому себе.

6.Социально-профилактическая функция:

— организует систему профилактических мер по предуп­реждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и под­ростков;

— влияет на формирование нравственно-правовой устой­чивости;

7 стр., 3476 слов

Учреждения социального обслуживания

... социальная служба:Предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального ... решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. 2.2.3.1 социально-медицинский патронаж:Социально ... гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и ...

— организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;

— организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума.

7.Коррекционная функция:

— осуществляет коррекцию всех воспитательных влия­ний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и нефор­мальной;

— усиливает или фокусирует позитивные влияния и ней­трализует или переключает негативные влияния;

— осуществляет самооценку школьников, при необходи­мости — коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

8.Координационно-организационная функция:

— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разум­ную организацию досуга;

— включает детей в различные виды воспитывающей де­ятельности с учетом психолого-педагогических требо­ваний;

— организует коллективную творческую деятельность де­тей вместе со взрослым населением;

— координирует деятельность всех субъектов социально­го воспитания;

взаимодействует с органами социальной защиты и по­мощи;

— выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

9.Функция социально-педагогической поддержки и помощи:

оказывает квалифицированную социалыю-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в само­развитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации-;устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)…;

— предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педа­гогами;

— прогнозирует сопровождение ребенка (подростка…) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения;

— закрепляет положительные состояния ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самооблада­ние, решительность, активность, стрессоустойчивость);

— создает «ситуацию успеха» в различных видах деятель­ности клиента.

10.Реабилитационная функция:

-организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовер­шеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным при­чинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессио­нальные и прочие затруднения в системе обществен­ных, семейных, других отношений, вызывающих раз­личные формы социальной дезадаптации.

 

Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:

— использование в воспитательном процессе средств и воз­можностей общества, воспитательного потенциала мик­росреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

— организация и проведение воспитательных мероприя­тий (дел) сцелью воспитания, образования, развития личности;

-обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.

3 стр., 1295 слов

Формирование благоприятного социально-психологического климата ...

... состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей: 1. Напряженная социально-психологическая ...

Тема вопроса

Структура социально-педагогической деятельности

 

1.Социально-педагогическую деятельностьмож­но рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически це­лесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

 

2.К основным принципам социально-педагогической деятель­ности относят:

-индивидуальный подход;

-опору на положитель­ные стороны личности подопечного;

-объективность подхода к по­допечному;

— конфиденциальность.

Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:

Социально-педагогическая деятельность

 

Цель субъект +Объект- содержание формы,

методы результаты

средства

деятельности

 

 

3.В широком смысле цель социально-педагогической деятельно­сти — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специ­ально подготовленной и планомерно проведенной системы дей­ствий специалистов. В узком смысле цель профессиональной де­ятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, со­здание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом слу­чае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное об­разование, включающее в себя:

· выдвижение и обоснование целей;

· определение путей их достижения;

· проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований;

· диагностичность (выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического про­цесса);

· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации);

· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвя­занных целей на каждом этапе социально-педагогической дея­тельности);

· результативность (контроль результатов достижения цели);

· идентичность (принятие цели на эмоциональном и ра­циональном уровнях всеми участниками социально-педагогичес­кого процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; со­гласованности целей при организации взаимодействия детей, ро­дителей, педагогов, специалистов различного профиля на конк­ретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога мо­жет быть представлено следующими этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

9 стр., 4268 слов

Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема

... учреждения. Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности. Объект исследования: семейное воспитание ребенка. Предмет исследования: педагогическая ... Сущность семьи и брака Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и ... помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической ...

· моделирование целей предстоящей деятельности и воз­можных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначаль­ные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенно­стях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических дей­ствий по достижению целей, определение способов (путей) ее ре­ализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятель­ности — это многоуровневый мыслительный процесс, включаю­щий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и за­дач профессиональной деятельности.

4.Задачисоциально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем соци­альной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализа­цию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.).

Среди задач про­фессиональной деятельности социального педагога можно выде­лить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физичес­кого, психического, нравственного, социального здоровья подо­печного;

· формирование и развитие нравственных качеств, соци­ально значимых ориентации, установок в жизненном самоопре­делении подопечного;

· предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитаци­онных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

5.Содержаниесоциально-педагогической деятельности, обеспе­чивающее достижение поставленных цели и задач, во многом за­висит от специализации, места работы социального педагога. В са­мом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей лич­ности подопечного, социально-педагогических влияний микро­среды;

· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активи­зации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

 

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.).

4 стр., 1708 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

... [Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. - "В помощь социальным педагогам образовательных учреждений" // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. - ... ПРНО МО, 2003. - с. 116] Цель исследования: изучить психологическое состояния детей в социально опасном положении(СОП), виды СОП, практические советы специалистов применительно к психокоррекции и ...

Все эти дети требуют особой заботы общества.

6.Субъект социально-педагогической деятельностимногомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

*ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

*сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

*оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.)

Результатомявляется развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.

 

Тема вопроса

Сферы профессиональной деятельности социального педагога

1.Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».
В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:
— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

— учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.).

Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.
Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.
В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).
В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).