СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся через композиционную деятельность
1.1 Сущность понятия «творческие способности»……………………………..4
1.2 Психолого-возрастные особенности школьников в контексте изучения их творческих способностей к изобразительной деятельности………………….10
1.3 Целостность образного восприятия в композиции и ее значимость для развития творческих способностей…………………………………………….14
1.4 Пути, методы и средства развития творческих способностей учащихся в процессе композиционной деятельности………………………………………20
ГЛАВА 2. Основные этапы выполнения практической части дипломной работы
2.1 Выбор темы живописных работ……………………………………….……23
2.2 Подготовка материала……………………………………………….………25
2.3 Выполнение эскизов………………………………………………….………27
2.4 Выбор цветовой гаммы……………………………………………….……..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос, который рассматривается в данной работе, один из самых актуальных в педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об его одаренности. И самое главное – какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов воображения.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля во множестве проблем, проявляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходиться вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Потребность в творчестве – сложная духовная потребность. Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности к реализации своих способностей.
В детстве творчество является наиболее содержательной формой психической активности. В творческой деятельности ребёнок совершает «открытия», проявляет такие качества, как инициативность, фантазия, самостоятельность, индивидуальность. [16, с.89]
Способности и их развитие
... то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием ...
Изобразительное искусство – действенное средство воспитания активной личности с богатым духовным миром. Оно учит детей творчески воспринимать всё многообразие жизни, даёт возможность передать им огромный нравственный и эстетический опыт, накопленный человечеством.
В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к анализу и синтезу, сравнению, обобщению и т.п.
Художественные знания, полученные младшими школьниками, умение эмоционально воспринимать произведения художников, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – мощные средства развития их творческих способностей и возможностей.
Поэтому неудивительно желание многих педагогов и психологов найти пути развития творческих способностей в изобразительной деятельности:
Выделили среди творческих способностей те, которые относятся к изобразительной деятельности и раскрывали суть этих способностей следующие психологи и педагоги: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Голубева Э.А., Игнатьев В.И., Лейтес Н.С. и др.;
Проблемами развития творческих способностей в изобразительной деятельности занимались: Беляева Л.А., Волков И., Брунер Дж., Ивашкевич О.В., Кузин В.С. и др.;…
По проблемам психологии творческих способностей работали: Анохин П.К., Выготский Л.С, Игнатьев Е.И., Капланов С.Г., Кирнеенко В.И., Крутецкий В.А., Кузин В.С. и др.;
Над методикой проведения различных приёмов направленных на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности работали: Беляева Л.А., Волков И., Лихачев Б.Т., Игнатьев Е.И., Ломов Б.Ф., Вертугина Н.А…, Зеленина Е.Л. и др.
Идентификацией уровня творческих способностей занимались: Щебланова Е.И., Аверипа И.С, Моляко В.А., Щужский П.П., Артеменко В.Р., Волков И., Брунер Дж. и др.
Выявлением возрастных особенностей творческих способностей в изобразительной деятельности занимались: Гуревич К.М., Мухина В.С., Брунер Дж., Кузин А.Г., Лук А.Н. и др.
Над различными проявлениями индивидуальных особенностей творческих способностей в изобразительной деятельности работали: Уманова Н.В., Беляева Л.А., Шумский П.П., Артеменко В.Р., Гуревич К.М., Хаюрюнен Ю.И., Мухина В.С. и др.
Такие авторы-психологи как Богоявленская Д.Б., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. считают, что в психологии нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Для творческой личности как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте. [3, c.4]. Свой вклад вносят и белорусские учёные С.Я. Астрейко, Г.П. Коваленко, В.Н. Наумчик, Н.Ф. Вишнякова.
Изобразительная деятельность младших школьников
... в контексте творческого развития более всего предрасположен к изобразительной деятельности. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит художественно-творческое развитие личности младшего школьника и те ... графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, ...
Творчество — продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом становятся научные открытия, изобретения, создание новых художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д. [5, c.422]
Проанализировав взгляды на данную проблему, считаю, что уместным будет сказать, что творческий человек, это человек, у которого есть мотив достижения и самосовершенствования, которые выражаются в деятельности согласно его склонности, направленности, интересам.
Цель исследования:
— Изучение проблемы развития творческих способностей школьников, а именно тех аспектов, знание которых необходимо педагогу для практической деятельности в этом направлении.
— Выявление наиболее эффективных форм, методов развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у школьников.
Предмет исследования: использование средств искусства в процессе развития творческих способностей школьников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы.
2. На основе анализа и обобщения передового педагогического опыта выявить эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей.
3. Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
4. Определить значимость основ композиции для развития творческих способностей.
5. Создать и описать ход работы живописных картин.
Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная развивающая программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей в процессе композиционной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также выявление творческих способностей у детей на основе разработки необычных уроков изобразительного искусства….
ЛИТЕРАТУРА
1.Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: «Советский художник», 1991.
2.Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.
Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих ...
3 Характеристика младших школьников с ЗПР 1.4 Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства ГЛАВА II. Музыкально-игровые методы в коррекционно-реабилитационной работе с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР).. 2.1 ...
3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4.Грутрой Герхарт. «Дега» Впечатления великого мастера. – Мн: «Белфаксиздатгрупп», русская версия, 1998.
5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников М.: Знание, 1998.
6. Дружинин В.М. Психология общих способностей – СПб.: «Питер», 2000.
7. Дырченко И.И. Что же такое способности?// Вопросы психологии – 1994 № 1.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 576 с. — (Библиотека практической психологии).
9. Ермолаева – Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей// Вопросы психологии – 1997 №4.
10. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. – М.: «Детская литература», 1975.
11. Колокольникова В.В. Изобразительное искусство в школе. – М.: «Педагогика», 1975.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология – Мн.: «Университетское», 1988.
13. Королевич Г.К., Грачева О.О. Творческие занятия.- Мн.: «Народная асвета», 1987.
14. Линькова Н.П., Шумилин Е.А. Способности ваших детей – М.: Издательство «Просвещение», 1969.
15. Мелик-Пашаев А.А., Новленская З.Н. Ступеньки к творчеству – М.: Педагогика, 1985.
16. Новоявленская З., Кудина Г. Автор и рассказчик// Учительская газета – 1992 №41-45, 48, 1993 № 1, 4.
17. Петровец Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
18. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. -5-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
19. Чумакова С.П. Использование учебных творческих заданий в начальных классах. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003.
20. Творческие способности младших школьников: реальность и перспективы развития. Захожая Н.Н. – Пачатковая школа 12.2007.