СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Характеристика психологического здоровья
1.2. Психологическое здоровье детей и его уровни
1.3. Факторы риска нарушения психологического здоровья
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. Формирование психологического здоровья дошкольников.
2.1. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.
2.2. Организация и методы исследования.
2.3. Программа по сохранению психологического здоровья дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. Современная ситуация общественного развития с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья людей всех возрастов, особенно молодежи, с одной стороны, и развитием процесса гуманизации общества, инициировала рассмотрение личности как высшей ценности и актуализировала развитие ее социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30 — 40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы зачастую боремся со следствиями, не затрагивая причин — оттого столь неэффективными оказываются наши усилия. Да, наши дети с момента рождения наблюдаются врачом, при любых тревожных симптомах родители могут обращаться к соответствующим специалистам-медикам. Душевное же здоровье детей труднее поддается оценке, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.
Психологические аспекты здоровье сбережения детей дошкольного возраста
... задачи исследования: - раскрыть теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста; - рассмотреть психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста; - разработать практические психолого-педагогические ... относятся: - высокий процент (12,5%) часто болеющих детей; недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических ...
Само понятие психологического здоровья (этот термин введен лишь недавно И.В.Дубровиной) долгое время входило в базовое содержание психического здоровья как его часть, и опыт психопатологии необоснованно применялся в отношении психики нормального человека. Однако современная наука разграничивает сферы психического и психологического здоровья. Это разные области: различен их инструментарий, критерии определения нормы, пути и методы коррекции нарушений. Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь человеку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему справляться с внутренними проблемами самостоятельно, до того как эти проблемы обретут необратимый характер.
Наиболее дискуссионным является вопрос о путях формирования психологически здоровой личности. Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие.
Необходимо, чтобы родители и воспитатели владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение дошкольного обучения, применение программ сохранения психологического здоровья детей пока осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.
Основоположник развития и внедрения психологической службы в образовательный процесс И.В. Дубровина неоднократно указывала, что главная цель психологической службы — обеспечение психического и психологического здоровья детей. К настоящему времени в отечественной психолого-педагогической науке уже накоплен достаточный потенциал, который лежит в основе успешной реализации в образовательных учреждениях указанной цели (М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова, С.В.Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.С.Прутченков, Н.Н. Толстых, Л.М.Фридман, О.Н. Усанова и др.).
Однако многоплановые комплексные исследования по существу только начинаются.
Последние годы в каждом крупном государственном ведомстве и в негосударственной сфере складываются психологические службы. Наиболее массовой и в организационном отношении самой передовой специалисты признают психологическую службу в системе образования. Психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка. Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы – обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет жизни. Но они имеют не переходящее значение. В этот период развития идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
... аспекты рассмотрения проблемы специфики переживания страхов детьми старшего дошкольного возраста в связи с их личностными особенностями Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5,5-7лет) отличается бурным развитием ...
Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка – дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и провожая его в школьный мир знаний.
Таким образом, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие и здоровье.
Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы сохранения психологического здоровья личности определили выбор темы исследования.
Предмет исследования: психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Объект исследования: условия сохранения психологического здоровья дошкольников.
Цель исследования: определить условия, обеспечивающие сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста и формирования культуры здоровья личности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность психологического здоровья, его структуру и содержание.
3. Определить факторы риска нарушения психологического здоровья.
4. Обосновать условия, обеспечивающие процесс эффективного сохранения психологического здоровья и формирование культуры здоровья.
5. Изучить направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по сохранению психологического здоровья воспитанников.
6. Составить программу по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что сохранение психологического здоровья студентов вуза будет успешным, если оно осуществляется в рамках деятельности психологической службы вуза, опирается на принципы личностно-развивающего образования и способствует профессиональному и личностному росту.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста может способствовать целенаправленно организованная деятельность педагога-психолога ДОУ по психологическому сопровождению развития личности на данном возрастном этапе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Текущие исследования в социальной психологии-1
... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...
– Ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют: принцип системного подхода предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин; принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии;
– Теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в детском возрасте [Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.], теория психологии субъекта и его деятельности (А.В. Брушинского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Петровского), концепции психологии индивидуальности (В.С. Мерлина и В.В. Белоуса);
– Идеи гуманизации образования в рамках личностно-развивающей парадигмы [А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, В.А.Петровский, В.А. Сластенина и др.];
– Концепции психологической поддержки личности на разных этапах ее развития [К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов и др.], теория и практика развития психологической службы [М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.]
Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития, а его здоровье как одну из главных ценностей человеческой жизни.
В настоящее время вопрос о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения в системе образования широко обсуждается в контексте валеологии (Т.И. Бабаенко, О.С.Васильева, И.И.Каменский, Э.М. Казин, А.И. Панина и др.).
Организация и этапы исследования.
На первом этапе – научно-методического поиска – изучались научные подходы к проблеме психологического здоровья детей в отечественной и зарубежной психологии.
На втором этапе — организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе – констатирующем эксперименте – выполнялись «срезовые» исследования по изучению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
На четвертом этапе – заключительном – были обобщены полученные результаты и составлена программа для психолога и воспитателей по сохранению психологического здоровья воспитанников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический изучение и теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование.
Достоверность и обоснованность полученных в процессе исследования результатов обеспечены исходным методологическим подходом к познанию сущности культуры здоровья; применением совокупности методов исследования, адекватных его цели и задачам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога ДОУ. Составленая программа по сохранению психологического здоровья может быть использована психологом и воспитателями.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...
Структура и объем работы: квалификационная работа изложена на 109 страницах машинописного текста. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 49 источников, и пяти приложений….
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин А. В. Психология детей и подростков. – СПб, 1998.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
3. Алябьева Е. А. Психодиагностика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. Творческий центр. Сфера. – М., 2003.
4. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. (изд. 2-е, дополненное).
М.: Сфера, 1999.
5. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.
6. Введение в психодиагностику. – М., 1999.
7. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М., 2000.
8. Возрастно-педагогический подход в консультировании детей и подростков: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Буршенская, Е. И. Захарова, О. А. Каробанова и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
9. Волкова Е. Особенности работы педагогов-психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – 2000- №3.
10. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 1999 — №3.
11. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
13. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской – М., 2000.
14. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевной. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
15. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001.
16. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб., 1996.
17. Ильина М. Н. Тесты для детей. – М., 1997.
18. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
19. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
20. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.
21. Мак-Дермонт Я., О,Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.
22. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
24. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
26. Онебьева В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
27. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
«Психология детей со сложными нарушениями»
... пятью слепоглухими . В настоящее время 6 высших учебных учреждений США готовят педагогов для слепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей для обучения и стажировки в ... — один ученик. Кроме того, к обслуживанию учебного процесса привлекаются врачи, логопеды, психологи, различные научные консультанты. Государственные институты умственно отсталых имеют гораздо худшие условия для ...
28. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
29. Пек М. С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. – М., 1996.
30. практическая психология образования. — М., 1997.
31. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
32. Психологические тесты в двух томах. Том I. / Под ред. А. А. Карелина. – М.: «Владос», 2003.
33. Психология здоровья. / Под ред. Никифорова. – СПб., 2000.
34. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1998. — №4.
35. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// дошкольное воспитание. – 1998 — №12.
36. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд. Изд. Центр «Академия», 2000.
37. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии. – 20001 — №4
38. Смирнов Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
39. Урантаева Г. О., Афонькина Ю. А, практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Г. А. Урантаевой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
40. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения, 4 части. – М., 1998.
41. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части. – М., 1998.
42. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.
43. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001.
44. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
45. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – Р-на-Д., 1996.
46. Шмидт В. В., Шмидт В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов. // Детский практический психолог. – 1996. — № 1-2.
47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
48. Эриксон Э. Г. Детство и общетсво / Пер. с науч. Ред. А. А. Алексеев 2-е изд. перер. И доп. – СПб., 2000.
49. Я работаю психологом в детском саду, обычной школе, частной школе / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.