Психологическая подготовка и методы психорегуляции в легкой атлетике

Психологическая подготовка и методы психорегуляции в легкой атлетике

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки в спорте

.1Краткая характеристика психологической подготовки спортсменов

.2Основные средства невербального воздействия на психологическое состояние спортсменов

.3 Воспитание волевых качеств спортсменов

Выводы по первой главе

Глава 2. Аспекты психологического регулирования в легкой атлетике

.1 Характеристика психической устойчивости в соревновательных условиях

.2 Особенности сохранения оптимального психологического состояния в день соревнований

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Введение

Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта (ФКиС) весьма актуальна [28, 31]. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов [2, 8, 10, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 29]. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена [15], следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления [3, 7, 14, 24, 25, 26, 27].

Практический опыт и анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях. Личный интерес автора курсовой работы и актуальность проблемы психологической подготовки в спорте определи выбор темы учебно-исследовательской деятельности.

12 стр., 5895 слов

Методика физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетикой

... .1 Современное состояние методики подготовки спортсменов с нарушением слуха .2 Особенности психофизического развития спортсменов с нарушением слуха .3 Методика подготовки спортсменов легкоатлетов с ... нарушением слуха. Обсуждение результатов исследований Выводы Список использованной литературы Введение Адаптивным спортом ...

Объект исследования — процесс психологической подготовки в спорте.

Предмет исследования — способы психорегулирующего воздействия на спортсмена в учебно-тренировочном процессе легкой атлетики.

Цель курсовой работы — на основе исследования содержания психологической подготовки в теории и практике спорта определить возможные способы психорегуляции в легкой атлетике.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

. Изучить теоретические основы психологической подготовки спортсменов.

. Провести анализ методов психологического регулирования спортсменов.

. Разработать комплекс возможных способов психорегуляции в легкой атлетике.

Рабочая гипотеза: предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическая реализация способов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психо-эмоционального и физического состояния спортсменов.

Методы исследования. Для определения адекватных методов исследования был проведен обзор литературы, связанной с методологией познания [2, 4, 6, 9, 12, 13, 14, 21, 30, 32]. Ведущим методом исследования данной курсовой работы является анализ литературы, в первую очередь по легкой атлетике, и по другим отраслям знаний, связанных с темой исследования. Знакомясь с публикациями, мы подбирали литературу в обратном хронологическом порядке, т. е. сначала современные публикации, а затем более ранние. Внимание обращалось на то, каким способом получен материал публикаций (использовались ли инструментальные методики, позволяющие получать объективные данные), как надежны полученные результаты (например, результат в беге на 100 м измерялся ручным способом или электронным — автоматизированным).

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... а также приемлемых моделей поведения спортсменов. Решение задач психологической подготовкив современной технологии осуществляется ... виновников конфликта и реакцию окружающих. При подготовке к беседе исходите из того, что ... невпопад. Поначалу эта роль покажется легкой, но буквально через несколько минут у ... органов чувств. Поэтому и педагогический анализ невозможен без достаточно тщательного изучения ...

Рассматривались различные точки зрения на интересующий нас вопрос. Изучался и анализировался опыт работы выдающихся тренеров и системы подготовки выдающихся спортсменов.

Следующий метод исследований — анализ документальных материалов. Метод предполагал анализ личного дневника тренировок, результатов соревнований, дневников тренировок сильнейших легкоатлетов и др.

Сопоставление динамики тренировочных нагрузок с результатами в соревнованиях и контрольных тестированиях позволяет оценить эффективность организации тренировочного процесса.

Педагогическое наблюдение, как метод исследования в нашей работе, представляет собой планомерный анализ и оценку способа организации учебно-воспитательного (тренировочного) процесса без вмешательства наблюдателя в ход этого процесса.

Новизна работы заключается в том, что на основе разностороннего анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса разработан авторская комбинация (комплекс) методов психорегуляции спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

Практическая значимость работывыражена возможностью использования результатов исследования в реальном процессе спортивной тренировки легкоатлетов.

Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки

в спорте

.1 Краткая характеристика психологической подготовки

8 стр., 3608 слов

Типы темпераментов. Психологические принципы подготовки делового совещания

... сервировку обеденного стола Деловое совещание, психологические принципы подготовки и проведения Вы догадываетесь, что ... результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа ярости, страха, радости и др.), специфическими двигательными ... общей цели и выделяя наиболее значимые результаты. При этом надо уметь избежать отвлечения ...

спортсменов

Спортивная подготовка, как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков спортсмена и его качеств (физических и психологических), строится па общих научных основах формирования и развития двигательной деятельности спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей (пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, особенности психического склада и т. д.), образа жизни и тех условий, в которых тренировка проводится [7, 11, 17, 24, 25, 26, 27].

Ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических упражнений. В подготовке легкоатлетов используются физические и идеомоторные упражнения, аутогенная тренировка, определенные условия внешней среды, средства восстановления и гигиенический режим. Систематические занятия спортом — мощный фактор, способствующий развитию не только двигательных свойств спортсмена, но и лучших сторон человеческой личности, воспитанию нравственных и волевых качеств.

Выделим основные средства психологической подготовки спортсмена [28, 31].

Идеомоторные упражнения — мысленное исполнение движения или действия. Их эффект основан на двигательных и функциональных реакциях, автоматически возникающих у человека в момент представления о движении. Эти реакции хотя и очень слабые, но они в точности соответствуют тем, что возникают при практическом выполнении этого упражнения, его части, элемента, связки, могут способствовать овладению техникой и тактикой, настраивать на предстоящее фактическое выполнение, упрочивать навык, совершенствовать проявление двигательных качеств. В процессе идеомоторного упражнения может начинаться образование двигательного навыка.

Аутогенная тренировка - воздействие на психологическое состояние (для отдыха, снижения возбужденности, предстартовой настройки, преодоления рекордных рубежей) посредством самовнушения спортсмена или внушения тренера или психолога.

3 стр., 1157 слов

Психотренинг в профессиональной деятельности комплексные психологические занятия для операторов

... статьи: Психотренинг в профессиональной деятельности: комплексные психологические занятия для операторов Авторы статьи: Е.В. Заика (кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Харьковского национального ... профессиональный потенциал по нескольким направлениям и может рассматриваться как средство психологической разгрузки и как профилактическая мера. Было выделено следующую проблематику ...

Музыка и ритмолидеры.С их помощью можно делать занятия более эмоциональными, увеличивать объем тренировки, интенсивность. Музыка — хорошее средство для настройки перед стартом и для отдыха [1, 5, 17].

Психологическая подготовленность легкоатлета обеспечивает эффективную реализацию его технических, тактических и функциональных возможностей, достижение более высокой работоспособности в тренировке, повышение результатов в соревнованиях.

Психологическая подготовка направлена также на развитие способности спортсмена владеть собой, своими чувствами, переживаниями, способности отвлекаться от всех посторонних раздражителей, сознательно затормаживать неблагоприятные формы психологических состояний, возникающих в условиях соревнований, осуществлять в любых внешних условиях максимальные усилия без нарушения координации и динамики движений, быть готовым к борьбе с более сильными противниками.

Психологическая подготовка осуществляется через воспитание волевых качеств спортсмена, приучение его к условиям состязания и к борьбе с противником. Особо важную роль играет самовоспитание легкоатлета, настраивающегося на бескомпромиссную борьбу, на проявление всех своих сил и возможностей. Спортсмены должны верить в свои силы, дерзать, настраиваться на преодоление установившихся психологических барьеров. Никакие внушения тренера не помогут, если у спортсмена нет убежденности в своих возможностях значительно улучшить результаты. Для этого тренер должен знакомить легкоатлетов со скрытыми силами человека, с возможностями их проявления, с путями преодоления психологического барьера [17, 26, 27].

7 стр., 3358 слов

Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга

... лицам, находящимся в напряженных и экстремальных условиях деятельности; спортсменам, для восстановления работоспособности и повышения устойчивости к физическим и ... . Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию 1. Ноотропные средства: Ноотропные препараты с доминирующим мнестическим ... 13 Цель занятия: сформировать представление о происхождении ноостимулирующего эффекта ...

В настоящее время спортсмен еще очень далек от действительных пределов в легкой атлетике. Из физиологии известно, что каждый человек обладает огромным запасом потенциальных сил [14, 15]. В особых случаях, например в минуту опасности, он проявляет «чудеса» силы, быстроты, выносливости. Об этом должен помнить каждый спортсмен. Однако эта скрытая энергия не проявляется в обычных условиях: простого желания для этого недостаточно. Необходим очень мощный эмоциональный подъем, во много раз усиливающий прежде всего работоспособность центральной нервной системы (ЦНС) [27].

Участие в соревнованиях создает эмоциональный подъем у спортсменов, но не настолько сильный, чтобы раскрыть все потенциальные силы спортсмена. Следовательно, спортсмен не должен рассчитывать только на «механическое» действие эмоций, возникающих в соревновании. Главные резервы стабильности и повышения результатов на соревновании лежат в высокой психологической готовности легкоатлета.

Проявить потенциальные возможности спортсмену мешают различные причины: основная из них — психологические барьеры. Они бывают разные, но это всегда препятствие на пути к спортивному росту. У одного спортсмена такой барьер — это убежденность в невозможности победить известного чемпиона. У другого — мнительность, мысли о том, что победа — удел особо одаренных, и поэтому он всегда проигрывает.

Чаще всего спортсмены создают себе самый главный барьер — преклонение перед рекордом: они близко подходят к рекордам, но не смеют перейти через него.

Современная легкая атлетика постоянно дает примеры значительного превышения результатов, которые совсем недавно казались недосягаемыми. Конечно, современная техника, методика тренировки и условия для соревнований более совершенны. Но все же секрет в преодолении психологических барьеров лежит в смелости самого спортсмена, в его непоколебимой уверенности в возможности достижения цели [17].

8 стр., 3942 слов

Исследования влияния мелодических компонентов музыки на функциональное состояние человека

... например, хирурги при проведении длительных операций всё чаще используют музыкальное кондиционирование для поддержания своей работоспособности и уменьшения психоэмоционального напряжения. Различное влияние на человека ... функциональное состояние Выводы Список литературы Введение Вопрос влияния музыки на человека волновал людей ещё задолго до возникновения психологического и физиологического понимания ...

Мы отмечали некоторые средства психологической подготовки спортсменов. В соответствии с целью курсовой работы представляется логичным более подробное рассмотрение данного аспекта.

.2 Основные средства невербального воздействия на психологическое состояние спортсменов

Психология спорта в настоящее время все более становится наукой и учебной дисциплиной, которой интересуются не только психологи, но и все так или иначе связанные со спортом люди — спортсмены, тренеры, физкультурники, преподаватели физической культуры. С периода бурного роста спортивных результатов их достижение потребовало огромной затраты сил и времени, что сформировало стойкий интерес со стороны специалистов физической культуры и спорта к проблемам спортивной психологии. Спортивная практика свидетельствует о возрастающей роли психологического фактора в успешности занятия спорта и выступлений спортсменов, о возможностях использования внутренних психологических резервов для повышения спортивного мастерства и достижения победы в соревнованиях [28, 31].

Особый интерес для исследователей представляют способы невербального психологического воздействия.

Известное положение «Бытие определяет сознание» можно рассматривать как зависимость психологического состояния от внешней среды [8, 10, 16, 18, 19, 20, 29].

В подготовке спортсменов снижает психологическую нагрузку смена занятий в спортивном зале (на стадионе) на тренировку в лесу, на поляне, в парке и т. д.; на разных стадионах и полях, в различных бассейнах и пр.; с наличием зрителей и без них; с музыкой и без.

Большинство средств спортивной подготовки может быть усилено с помощью музыки. Она оказывает мощные и разнообразные воздействия на психическую сферу человека, в значительной мере влияет на проявление его функциональных возможностей.Большое количество исследований показали повышение производительности труда под влиянием музыки, ее положительное значение при различных заболеваниях, эффективные возможности в спортивной подготовке [1, 5, 17, 27]. Легкая, ритмичная музыка положительно влияет на работоспособность, на быстроту движений и выносливость, восстановительные процессы, повышает жизнедеятельность организма.

Использовать музыку можно перед тренировочным занятием, соревнованием и во время занятия, а также в интервалах после большой нагрузки и перед переходом на новый вид последующей работы. Кроме того, музыка может быть полезна после занятия. В режиме дня она поможет обрести бодрость с утра, поднять тонус перед выездом на тренировку, дать успокоение после соревнования и перед ночным сном [27].

Музыка в занятиях не должна звучать непрерывно. Она используется только тогда, когда может помочь успешнее вести спортивную подготовку и сохранить требуемой режим жизни.

Во всех случаях громкость музыки не должна превышать уровень нормальной слышимости. В процессе отдыха и особенно перед сном ее звучание должно быть слабым. Восприятие музыки связано с индивидуальными особенностями спортсмена, с их музыкальным образованием. Поэтому выбор музыки индивидуален. Приобщение к музыке начинающих спортсменов способствует их духовному росту, повышению восприимчивости к тончайшим двигательным координациям, их ритму.

Следует избегать повторения на протяжении ряда занятий одной и той же музыки, если это не диктуется особыми требованиями, например, в фигурном катании. Привычная, а порой надоевшая музыка может стать неэффективной. И напротив, если спортсмен нашел для себя особо эффективную музыку для отдыха перед соревнованием или для настройки перед стартом, то ею пользоваться следует реже, держа в запасе к особо важному состязанию.

Общий эффект повышенного настроения, эмоциональной приподнятости, позволяющих успешнее выполнять любую работу, создается музыкой оптимистичной, бодрой, с четким ритмом.

В подготовке спортсменов имеют определенное значение условия, создаваемые светом и цветом [26, 27]. Состояние человека и его работоспособность, а следовательно, и спортивная деятельность, в определенной степени связана с уровнем освещения и его цветом. Гигиенические нормы определяют силу света и его приближенность к дневному для закрытых спортивных сооружений. Такая оптимальная освещенность, как и яркий солнечный свет на стадионе, важный фактор эффективной тренировки и успешного участия в соревновании. Хорошая освещенность создает положительный эмоциональный фон. Естественно, что большая часть занятий должна проводится при оптимальном освещении, хотя в целях приучения к «полю боя» и создания очень трудных условий в тренировке сила света, его характер и цвет могут изменяться.

Возможно также использование разного цвета освещения в связи с направленностью тренировочного занятия или части его. Так, ярко-красный и оранжевый цвет вызывают повышенную возбудимость, желтый и розовый в пасмурную погоду создают иллюзию солнечного дня и контрастнее обрисовывают контуры предметов, мягко-зеленый действует успокаивающе, голубовато-синий благоприятствует переходу ко сну. Следовательно, при ярко-красном или оранжевом освещении можно сделать более агрессивным тренировочный процесс, повысить результативность в спринте, метаниях, прыжках, упражнениях со штангой, выполнять более эффективно специальные скоростно-силовые упражнения.

Ярко-желтое, как и розовое, освещение создает в некоторой мере положительный эмоциональный фон, позволяет более отчетливо видеть предметы реальности. Такое освещение положительно сказывается на выполнении гимнастических упражнений.

Желтое освещение в особенности поможет в большом помещении, с полуосвещенными трибунами, со стенами, теряющимися в темноте, создающими различный фон, на котором как бы затушевывается отчетливость движений. Мягко-зеленое освещение будет способствовать проявлению выносливости в длительной работе, поможет успешнее решать задачи активного и пассивного отдыха.

Таким образом, возможность изменять цвет освещения в закрытом помещении или в его частях (спринтерские дорожки, места для метаний и т. п.) позволяет эффективнее решать некоторые задачи подготовки спортсменов.

Исследователями были получены данные о мощном влиянии цветомузыки на человека, на его состояние и работоспособность. Цветомузыка может использоваться для следующих целей:

а) отдыха и восстановления. В настоящее время в восстановительных центрах, на производстве и в спортивных центрах имеются электронные устройства для индивидуального (в кабинах) и группового восприятия цветомузыки в мягких креслах или лежа на кушетках, используется сочетание негромкой успокаивающей, мелодичной музыки с плавным изменением и различным соединением цветного освещения экрана мягкой тональности: розового, голубого, сиреневого, зеленого, желтого, золотистого и др.;

б) настройки перед тренировкой и соревнованием, в те минуты, когда спортсмены после разминки ожидают выхода на площадку или на старт.

в) в тренировке, сочетание цветности освещения (фильтров очков) и сопровождающей музыки должно основываться на гармонично совмещенных воздействиях того и другого соответственно указаниям, данным ранее;

Сегодня исследуется роль музыкального лидера с синхронно-пульсирующим светом различной цветности (на разных временных отрезках) в требуемом ритме, в том числе переменном, в длительной работе или ускоряющемся темпе в спринтерских упражнениях [27].

Для психорегулирующего воздействия можно применять ароматерапию. Для этого используются эфирные масла сандалового дерева, жасмина, розмарина, можжевельника и др. Считается, что свежий воздух с добавлением а. аромата лимонной эссенции поднимает настроение, тонизирует и укрепляет человека. Ромашка помогает расслаблению, снимает напряжение.

В современном спорте ароматические вещества почти не применяются. Исключением является нашатырный спирт, который трудно отнести к ароматическим веществам. Но его действие при вдыхании через нос в считанные секунды «взбадривает» спортсмена, восстанавливая его относительную работоспособность. При вдыхании нашатырный спирт рефлекторно оказывает возбуждающее влияние на дыхательный центр, действуя через рецепторы верхних дыхательных путей.

У спортсменов может быть эффективно вдыхание (через нос) ароматов смол и эфирных масел, последовательной композиции ряда пахучих веществ. Например, 7 вдыханий пихтового масла, 7 — лавандового масла и 7 — ладана. Очень благоприятно для успокоения и восстановления вдыхание благовонных курений, например, ладана, ароматических пирамидок и палочек из Индии.

Следует напомнить о восстанавливающем влиянии ароматических ванн и массажа с применением душистых масел.

Практический интерес представляет стимулирующее действие фитонцидов (в частности летучих веществ деревьев хвойных пород, особенно сосны).

Эффективно проводить прогулки и тренировки в сосновом лесу, особенно в период активного отдыха.

Наука о запахах очень молода и занимается главным образом изучением механизма передачи и восприятия запахов. Влияние же запахов на состояние людей исследовано очень мало, а применительно к спорту не изучено. Вместе с тем можно считать бесспорным, что восприятие даже малой дозы соответствующего пахучего вещества может улучшить настроение человека, снять депрессивное состояние, повысить работоспособность, дать крепкий сон.

Раздражение пахучими веществами может вызвать изменение физиологического состояния организма, в первую очередь, как это показал И.П. Павлов, путем условных рефлексов. Под влиянием запахов может измениться частота и глубина дыхания, газообмен, возбудимость мышц, частота пульса, уровень кровяного давления, деятельность органов пищеварения, чувствительность зрения и слуха, а также развиваются определенные изменения электроэнцефалограммы — кривой, отображающей колебания электрических потенциалов мозга.

Соответствующие пахучие вещества могут быть использованы в спортивной практике в следующих направлениях:

а) для повышения бодрости и настроения — запах любимых духов;

б) для снятия возбужденности и крепкого сна — по 2 вдыхания через каждую ноздрю запаха настойки валерианового корня;

в) для нервно-психического расслабления, снятия возбужденности и уменьшения усталости запах эфирных масел: лаванды, герани, корицы, гвоздики, эвкалипта (на некоторых людей подобный запах действует тонизирующе);

г) для резкого снятия депрессивного состояния после работы или во время ее — короткое вдыхание через нос нашатырного спирта. Считают, что при этом раздражаются также чувствительные нервные окончания верхних дыхательных путей, чем рефлекторно возбуждается центральная нервная система. В связи с этим практикуется вдыхание нашатырного спирта (из аэрозольной или другой упаковки), непосредственно перед выходом на лед хоккеистов и фигуристов за 2−3 с перед началом раунда у боксеров и др.;

д) для приучения к внешним условиям предстоящего важнейшего соревнования можно использовать господствующий там запах (например, запах от растирок в гардеробной, от синтетического покрытия в манеже и залах и др.);

е) возможно использование пахучих средств, привычных для спортсменов, но непривычных для их противников.

Важно иметь в виду, что люди по-разному воспринимают запах одного и того же вещества. Следовательно, при выборе ароматических веществ необходим индивидуальный подход.

Одним из путей повышения работоспособности, обеспечения хорошего настроения и отличного самочувствия может быть воздействие какого-либо раздражителя, связанного ранее условно-рефлекторной связью с другими анализаторами: слуховым, обонятельным, зрительным, тактильным, вкусовом. Рефлекс повышенной работоспособности и отличного настроения может образован сочетанием раздражителя, например, аромата с прекрасным настроением. При неважном самочувствии раздражитель не применяется. Если на тренировке спортсмен проявляет высокую, соответствующую самочувствию работоспособность, то образование рефлекса подкрепляется восприятием того же аромата. Важно, чтобы в дни выработки рефлекса трудность упражнений и заданий не вызывали лишнего напряжения, обеспечивая уверенность выполнения.

Как известно, у спортсменов есть «счастливые» майки, в которых они участвуют в соревновании наиболее удачно. Обычно этот эффект возникает при повторном достижении высокого результата в одной и той же майке. Образовавшаяся на этой основе рефлекторная связь помогает спортсмену и на тренировке в «счастливой» майке проявлять более высокую работоспособность.

Роль «счастливой» майки могут играть самые различные предметы и воздействия: обувь, указатели разметки, игрушки-талисманы, определенные движения в разминке и перед стартом, ритуал в команде перед началом игры, внушение тренера и многое другое [3, 17, 26, 27].

1.3 Воспитание волевых качеств спортсменов

Выполнение физического или спортивного упражнения, тренировочная работа и соревнование требуют проявления соответствующих умений, навыков, физических и психических качеств. Величина этих проявлений определяется подготовленностью спортсмена в целом, его волевыми качествами [3, 24, 25].

Основой волевых качеств и спортивного характера являются нравственные качества (убеждения и др.) и связанные с ними увлеченность и стремление к поставленной цели. Практической основой воспитания волевых качеств является деятельность в самых её разнообразных формах [8, 19, 29].

Анализ психологической теории показывает, что под волевой деятельностью понимается сознательная, целеустремленная деятельность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути к цели [16, 18, 19, 20, 21, 22 и др.]. В этой волевой деятельности выделяют следующие качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, мужество, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, воля к победе. Есть и другие проявления воли и характера, например, бойцовские качества, способность свое поражение в соревновании использовать для более напряженной подготовки и в конечном счете для победы и др. [27].

С точки зрения спортивной психологии, воля — способность преодолевать значительные затруднения, выполнять спортивное упражнение в самых тяжелых условиях и при большом утомлении.

Воспитание воли достигается посредством образованием у спортсмена мотивации для занятий избранным видом спорта, для оформления устойчивого стремления к достижению поставленной цели [22, 28, 31].

Важную роль играет сила примера других спортсменов и не только великих, но и тех, кто тренируется рядом.

Практически воспитание силы воли осуществляется постепенным нарастанием в процессе занятий трудности в количестве и в интенсивности тренировочной работы, участием в гандикапах, товарищеских и официальных соревнованиях, преодолением усложняющихся внешних условий (грунт, рельеф, снаряды, метеоусловия и др.), самоконтролем спортсмена за достижением целей.

К проявлению силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели относятся качества трудолюбия, настойчивости и терпеливости. Такая устремленность, питаемая нравственностью, интересом и желанием достигнуть цели, важная основа этих качеств.

Тренер должен участвовать в формировании этих качеств у своих учеников. Для этого ему необходимо выявить в беседах со своими подопечными мотивацию к занятию спортом, усилить их стремление к цели, сделав ее более заманчивой и реально доступной; установить непосредственные цели [16, 20, 22]. Обязательно нужно создавать эмоциональный фон (разнообразием упражнений, игровым и соревновательным методом, шуткой, подбадриванием и похвалой), повышающий работоспособность и увеличивающий интерес.

Используя эффект преодоления трудностей, необходимо их постепенно увеличивать [27].

Спортсмены испытывают трудности борьбы с усталостью. Поэтому методом разъяснения тренер должен доводить до спортсмена идеи о том, что мало иметь сильные мышцы, отличную технику, крепкий организм. Надо еще иметь волю продолжать упражнения, хотя наступающая усталость сказывается все более и может вызывать желание прекратить работу. Такого желания допускать нельзя.

Спортсмену рекомендуется использование мысленной самоподдержки: «выдержу», «стерплю», «терпение и труд все перетрут».

В занятиях с более слабыми спортсменами пользуются групповым методом выполнения упражнений: глядя на более сильных и равняясь по ним, спортсмен привыкает переносить нагрузку и потом выполняет то же самое самостоятельно.

Полезно выполнить в одном занятии «цепочку» практических, все более трудных заданий — упражнений с конкретными показателями. Обращают внимание учеников на необходимость выполнения каждого упражнения на требуемом по показателю уровне, как бы это не было трудно.

Рекомендуется давать спортсменам задания по самостоятельному овладению элементами техники движений, по ее совершенствованию, основываясь на кинограмме, видеопоказе, вашем словесном объяснении или подражая тому, что показал мастер спорта [17, 27].

Полезными не только для воспитания трудолюбия могут быть такие задания: ознакомиться со спортивной статьей или избранным местом книги, проверить на тренировке предлагаемые там упражнения (или что-то другое), проанализировать результат и изложить свои выводы письменно или устно.

Выдержка и самообладание — это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой. Эти качества позволяют сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в разгар «битвы» на спортивной арене, обеспечивают правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы. Выдержка спортсмена в его поведении, самообладание, отсутствие склонности к поспешным выводам и опрометчивым поступкам нужны не только в общественной жизни, на учебе, работе и дома. Это необходимо и в спортивной подготовке, как залог дисциплинированности, способности выполнять без отклонений самые сложные по координации и самые трудные по психическим напряжениям упражнения. Роль самообладания особенно возрастает в таких видах спорта, как авиационный, парашютизм, дельтапланеризм, автомотоспорт, где нужны точное управление и тонкое чувство в резко изменяющихся внешних условиях.

Психическая устойчивость атлета, его хладнокровие и самообладание в самых сложных и трудных соревновательных ситуациях — очень важная основа для проявления потенциальных возможностей при эмоциональном подъеме. Из-за неустойчивой психики положительная эмоциональная возбужденность может перейти в нервную заторможенность, привести к спаду функциональных возможностей [17, 26, 27]. Настрой спортсмена на внешне сохранение подтянутости и выдержки формирует и внутреннюю собранность, способствует воспитанию самообладания. В связи с этим спортсменам рекомендуется избегать размашистых жестов, мимики и гримас. Спокойное лицо, улыбка — не только отражение психического спокойствия, но и средство успокоения при возникающем раздражении.

Полезно организовывать обучение спортивной технике и проявлению мышечных усилий по принципу — выполнять упражнения как бы играя. Это очень нужно и для правильного воспитания спортсмена, умеющего проявлять максимальную быстроту и силу, ловкость и выносливость без излишних мышечных напряжений.

Нельзя ставить раньше времени перед учеником спортивных сверхзадач. Недостаточная подготовленность, физическая и психическая, превращает попытки достижения намеченного спортивного результата в сверхнапряжение и нервную заторможенность. Необходимо, чтобы спортсмен-новичок в процессе подготовки приобретал бы все, что нужно для соревновательного упражнения, и по своей убежденности выполнял бы его с радостью, борясь лишь с самим собой, не думая о конкурентах, о моральном и материальном стимулировании.

Решительность — это способность в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению. Решительность опирается на силу воли и физическую подготовленность спортсмена. Нужна очень большая решительность и для того, чтобы поставить перед собой задачу превысить рекорд, добиться победы, провести для этого напряженную тренировку на протяжении длительного времени.

Для воспитания решительности выделяют три пути [27]. Первый — приобретение спортсменом знаний во время проводимых совместно с тренером разборов и анализов примеров решительности. Кроме бесед на эту тему, следует обсуждать случаи, происшедшие на глазах спортсменов, во время присутствия на соревнованиях. При возможности следует пользоваться сюжетами на кинопленке и видеокассетах.

Второй — проигрывание ситуаций, искусственно созданных на макете, стенде, модельном автодроме и др. Большую роль играют специальные тренажеры — автоматы, требующие лишь мгновенной оценки ситуации и решения. Еще большую помощь окажут тренажеры, управляемые спортсменом по заданной программе и с свободным творчеством.

Третий — самый главный путь — практическая реализация в тренировке и соревнованиях приобретенных знаний и умений. Необходимо постепенно осложнять ситуации и приучать спортсменов решительно преодолевать создающиеся трудности. Спортсмены должны понять, что неудачи в первых попытках реализации принятого решения в последующем обязательно приводят к достижению цели.

Мужество и смелость — это черты характера, выражающие нравственную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствие духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели. Высшее проявление мужества — героизм. Эти черты характера неотделимы от глубокого сознания справедливости той цели, во имя которой действует человек и которая стала его моральным долгом. Можно сказать, что смелость — важная составная часть мужества. Но не безрассудная смелость, когда человек бросается в опасность, не думая, как и что он будет делать. В труде, при исполнении воинского долга и в спорте смелость есть энергичное и безбоязненное заранее или мгновенно обдуманное, а также автоматизированное (ранее выработанное) проявление сочетания силы воли, решительности и храбрости.

Уверенность в своих силах — это качество — главная основа бойцовского характера. Укрепление у спортсменов веры в свои силы способствует им в большей мере проявить волевые качества, овладевать новыми тренировочными нагрузками, преодолевать рекордные рубежи. В свою очередь, выход на новый уровень подготовленности через значительную работу над собой еще больше укрепляет уверенность спортсмена в своих силах.

Начинающий спортсмен должен знать как легко он может ухудшить спортивные показатели, допустив даже на миг негативные мысли. Для этого используется такой пример. Спортсменам обрисовывается задача — пройти по лежащему на земле бревну. Смогут ли они это сделать? Ответом будут их улыбки — «нет ничего проще, тут и равновесия особого не требуется». А если переложить это бревно через пропасть? При таком вопросе улыбки обычно исчезают. Каждый понимает, что хотя опора та же и навык в ходьбе прочный, но переход по такому «мостику» опасен.

Еще до того, как ступить на бревно, а тем более в первом шаге, возникают мысли: «…это опасно… пропасть глубокая… а если…». Такие мысли создают в коре головного мозга непривычные и очень сильные очаги возбуждения, которые значительно нарушают сложившуюся систему нервных процессов и определяемую ими координацию движений обычной ходьбы. Вмешательство этих очагов возбуждения очень заметно на пытающемся пройти по бревну через пропасть: возникла скованность движений, напряженность чуть ли не всех мышц тела, трудно сохраняется равновесие. И тогда новичок садится верхом на бревно и, держась за него руками, медленно передвигается.

Дискоординация, хотя и меньшая, часто возникает при попытке пройти по бревну, находящемуся на высоте всего 2 метра.

Второй пример.Молодой прыгун в высоту, преодолевший легко, с большим запасом высоту 185 см, растерялся, как только установили планку на рекордной для него высоте — 190 см. Спортсмена нельзя было узнать: исчезла легкость движений, появились излишнее напряжение, скованность. В результате — попытки кончались неудачей. Выяснилось, что перед прыжком на 190 см множество мыслей пронеслось в голове прыгуна: «надо обязательно взять — это будет личный рекорд…», «…но я никогда не преодолевал такой высоты…», «…боюсь, собью планку…», «если прыгну, займу первое место…» и т. п. Раньше перед прыжком на привычную высоту 185 см он так не думал. Теперь же новые мысли — новые очаги возбуждения — нарушили установившийся ход нервных процессов, взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, динамический стереотип и привели, как и в первом примере, к возникновению излишних мышечных напряжений, к дискоординации движений. Когда на других соревнованиях была объявлена высота 185 см, а фактически она была 190 см, прыгун уверенно преодолел ее. Он смог это сделать только потому, что не было новых мыслей, которыми вызвали бы искажения навыка в прыжке.

Спортсмены, тренирующиеся в продолжительной работе, знают, какую большую нагрузку они выдерживают, если не думают об усталости, если «не прислушиваются» к себе и не ищут признаков ее, если бывают увлечены борьбой, стремятся технично и в нужное время пройти дистанцию [17].

Дисциплинированность — это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятых в обществе. Она нужна всюду: дома, в учебном заведении, на производстве, в воинском деле. Дисциплинированность очень нужна и спортсменам, во многом определяя эффективность их подготовки и участия в соревнованиях.

В основе сознательной дисциплинированности лежат моральные качества, убежденность в ее необходимости. Практическое воспитание этого качества должно начинаться с первой минуты первого занятия с начинающими спортсменами. Четкая команда и подтянутость тренера, точное начало занятия, регулярная отметка посещаемости в журнале — основа дисциплины в группе. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, незамедлительное исполнение команды и указаний тренера, отличное поведение на спортивных занятиях и везде, где бы не находились новички, — главное, на что должен постоянно обращать внимание тренер.

Большое значение для воспитания дисциплинированности имеет соблюдение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкогольных напитков. Никогда тренер не должен снижать своей требовательности к ученикам, никогда ни один поступок, ни одно нарушение норм поведения и режима не должно оставаться вне тренерского внимания. Наряду с этим тренеру необходимо самому быть образцом дисциплинированного человека [28, 31].

Самостоятельность и инициативность — эти качества часто определяют как волевые. Умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения требует воли и значит — необходимость в этом всегда есть. Особенно роль этих качеств возрастает на более высоких уровнях спортивной подготовленности, когда значение индивидуальных особенностей увеличивается и требует все большего участия спортсмена в своей подготовке.

Самостоятельность и инициативность опираются на принципы сознательности и активности. Задача тренера — постепенно приучать спортсменов к самостоятельности, к сознательному, вдумчивому подходу в решении поставленных задач, к творческому приложению сил.

Воля к победе — способность, которая проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества. Вместе с тем необходимо специально укреплять волю к победе. Для этого тренер должен чаще говорите ученикам о воле к победе, помогать формировать у них направленности мыслей на реальность достижения желаемого успеха, приводить примеры из опыта сильнейших мастеров спорта. Для спортсменов очень важно слышать от тренера аргументы, объясняющие им их возможности повышать спортивное мастерство, бороться до победного конца.

В воспитании воли к победе важнейшую роль играют соревнования. Многочисленные соревнования, в которых участвует спортсмен с детских лет, — лучшая школа воспитания воли к победе. Уже с первых занятий важно прививитие новичкам интереса к соревнованиям, возбуждение желания помериться силами, культивирование стремления к победе. Особенно важны в этом отношении командные соревнования. Борьба за спортивную честь команды и коллектива в значительной мере определяет проявление воли к победе. Даже нерешительный новичок стремится вложить свою долю в общее дело. Командные соревнования необходимы и квалифицированным спортсменам, у которых воля к победе должна усиливаться вместе с ростом мастерства.

В тренировочных занятиях важно чаще устраивать прикидки командами. Кроме того, сами тренировочные упражнения, когда это возможно, рекомендуется проводить в виде соревнований, эстафет, командных игр, гандикапов. Важно иногда настраивать спортсмена на выполнение тренировочного упражнения как на выступление в соревновании, как на борьбу за победу. Такое участие в воображаемом соревновании доступно спортсменам любой специализации [17, 27].

Выводы по первой главе

Анализ литературы по психологической подготовке в спорте приводит к ряду умозаключений.

Для успешного решения задач спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние спортсмена, которым можно управлять посредством идеомоторных упражнений, аутогенной тренировки, целенаправленным изменением условия внешней среды (музыка, цветовой фон, ароматизация), применением средств восстановления и гигиеническим режимом.

Основу психологической подготовленности спортсменов составляют морально-волевые качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе.

Важнейшими компонентами эффективности тренировочного занятия являются положительный эмоциональный фон, организованность, порядок, дисциплинированность.

Волевые качества психологической подготовленности спортсмена формируются в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Большую роль в этом отношении играет самовоспитание.

спортсмен невербальный волевой соревнование

Глава 2. Аспекты психологического регулирования в легкой атлетике

.1 Характеристика психической устойчивости в соревновательных условиях

Психическая устойчивость в соревновательных условиях — качество необходимое всем спортсменам, и воспитывать ее нужно с первых шагов в спорте [17, 26, 27, 28, 31]. Чем совершеннее и прочнее мастерство спортсмена, чем меньше он обращает внимания на внешние воздействия, тем устойчивее его психика.

Спортсмены должны понимать, что сбивающий фактор внешней среды формируется в сознании, что он сам делает услышанное и увиденное опасным для своей психики. Спортсмен должен быть готов не обращать внимания на влияния соревновательных условий, считать их обычными, присущими спорту.

Очень важно выявить, что выбивает спортсмена из привычного хода его боевого настроя, что ухудшает психическую устойчивость. Чаще всего это фактор резкого взвинчивания нервного воздействия (ответственность, сильная конкуренция, ажиотаж вокруг соревнования).

Необходимо, чтобы сам спортсмен, в процессе его воспитания, утвердился в правильной позиции — «выходя на старт, отбрось все мешающие и борись ради самой борьбы, а не ожидаемой славы и выгод» [27].

Самовнушение — очень важная способность для спортсмена своими мыслями, устремлениями, волей проявлять потенциальные силы. Таким путем человек способен вызвать в организме не только функциональные, но и морфо-физиологические изменения. Его волевая целеустремленность, его желание, выраженные в конкретно направленных мыслях и образах, усиливают деятельность «заинтересованных» центров коры головного мозга и создают значительно большую результативность в спортивном упражнении. Именно так происходит, когда спортсмен, несмотря на утомление, внушает себе: «я не устал», «я могу продолжать упражнение», «еще есть силы для финиша». И наоборот. Каждый спортсмен знает: стоит только засомневаться — «не могу», «не преодолею», «проиграю», — как такой результат не заставит себя ждать [31].

Следовательно, необходимо учить спортсменов не допускать и тени сомнения — оно «убивает». Важно напоминать им, что надо верить в свои силы, быть твердо убежденным в наличии резервных возможностей, смело идти на преодоление ранее не доступных «потолков». И чем конкретнее и ярче образы желаемого, создаваемые мысленно, тем результативнее эффект выполнения спортивного упражнения. Конечно, лишь одна мысль — «я не устал» — помогает. Но еще эффективнее конкретизация этой мысли: «я не устал, все также широк мой шаг, все также высоко поднимаю бедро, все также сильно отталкиваюсь от дорожки» [27].

Еще в процессе тренировки и на отдыхе тренер должен образовывать у спортсменов умение конкретно раскрывать направленность мыслей — образов, делать это ярче и возможно ближе к тому, что должно происходить в организме. Здесь как бы смыкаются самовнушение и биологическая обратная связь. В особенности высока эффективность самовнушения при одновременном восприятии спортсменом объективных биологических показателей.

Очень важно для сохранения и упрочения психической устойчивости — доброе, а не злое отношение к противникам, в том числе и во время состязания. В соревновании ярость сознания вместо мужества создает мощный очаг возбуждения в головном мозге, что резко нарушает даже очень прочную координацию функций и двигательной деятельности, начисто сметает психическую устойчивость, оставляя вместо нее ложный путь возбуждения себя якобы за счет ненависти к противнику.

Иногда спортсмены в соревновании встречаются с психической атакой против них. Такое воздействие бывает разным по форме, но суть одна — сбить спортсмена с настроя на высокий результат, внести в его сознание новые мысли, новый очаг возбуждения. Если такая «атака» удается, то спортсмен ухудшает результативность своего участия в соревновании [26, 27].

Психическая устойчивость довольно изменчива, даже на протяжении не только часов, но и минут. Поскольку она определяется сознанием, то ясно, что малейшее отступление в мыслях от привычного и специально сформулированного может резко повлиять на психику, ее устойчивость, а значит, и на работоспособность.

Как известно, тактика в спортивных соревнованиях изобилует множеством вариантов [3, 7, 11, 24, 25, 26, 27]. Применительно к психологической подготовленности, очень важно не сробеть перед неожиданными действиями противника. Конечно, лучше их предвидеть, подробно изучив противника. Но всего предвидеть невозможно, поэтому в тактической тренировке очень важно проигрывать и в индивидуальной тренировке и в командной самые различные и особо сложные варианты даже за пределами возможного. И снова здесь самое главное — воспитать у спортсменов психическую готовность к таким вариантам.

2.2 Особенности сохранения оптимального психологического состояния в день соревнований

Анализ теории и практики показывает, что для сохранения оптимальной готовности на многодневных соревнованиях участнику до дня своего выступления целесообразно посещать соревнования, но не всегда: спортсмена-зрителя соревнования тоже утомляют [27]. Присутствовать на них можно в следующих случаях: когда необходимо познакомиться с образцом техники и тактики сильнейших спортсменов, увидеть противника, выступающего на другой дистанции; когда до старта много дней.

Желательно за неделю окунуться в атмосферу спортивной борьбы. Такое присутствие на соревновании может резко повысить возбуждение у спортсмена, после чего в последующие 2−3 дня возможен резкий спад, снижение работоспособности, но обычно еще через 2−3 дня после этого работоспособность снова достигает наивысшего уровня.

Очень важно в последние дни перед стартом ничем не нарушать привычного образа жизни [3, 7, 17, 24, 25, 26, 27]. Особенно это относится к распорядку дня и режиму питания. Не рекомендуется применять массаж тем спортсменам, которые раньше никогда не массировались; принимать непривычные средства восстановления, отдыхать лежа больше, чем обычно: вести разговоры о возможных победах, о результатах и т. п.

Задача тренера подготовить учеников к соревнованию не только самим процессом тренировки, но и соответствующим напутствием. Еще раз нужно вернуться к анализу конкурентов, их сильным и слабым сторонам, к задуманным тактическим вариантам, к выработанной заранее основной линии участия в соревновании. Повторить формулировки, укрепляющие у спортсменов веру в свои силы, в возможности превышения ранее достигнутых результатов.

Как одну из интереснейших возможностей обеспечения в подготовке спортсмена к проявлению им наивысшей спортивной формы, Н.Г. Озолин [26, 27] предлагает аутобиотрансфузию, посредством восприятия ранее сделанной на стереомагнитофоне записи самого лучшего состязания атлета. Очень важно правильно и эффективно подготовить спортсмена к записи: режимом отдыха и тренировки, активными средствами восстановления, оптимальным питанием, применением пищевых добавок и другими возможными средствами современной спортивной подготовки. Сделать такую запись надо в день и час наилучшего состояния атлета (по субъективным и объективным показателям).

Производится запись, сидя в удобной позе в 1,5−2 метрах от стереомагнитофона, направив открытые ладони к микрофонам. Длится запись 8−12 минут. Запись мощного биоэнергетического поля спортсмена можно сопроводить тихо звучащей любимой мелодией и словами: «Я в отличном состоянии», «Я в прекрасной боевой спортивной форме», «Готов бороться за победу», «Убежден, что достигну желаемой цели» и другие словесно-мысленные настрои. Во время записи возможно присутствие любимого аромата.

Прослушивается запись в той же позе, обратив ладони к динамикам. Это прослушивание, «подзарядка» осуществляется за один час и менее до старта. Может быть сделано дважды и трижды.

Восприятие такой записи будет полезно менее подготовленному спортсмену, а также мужской «настрой» женщине одинаковой с ним спортивной специализации. Запись может использоваться многократно и одновременно 2−3 человеками.

В этот день необходимо соблюдать следующие правила и положения [17, 26, 27]. Подъем после сна и гигиенические процедуры проводятся в привычное время, рассчитанное так, чтобы до старта было не менее 2−4 часов. Если состязание начинается необычно рано, то к этому надо приучиться заранее, соответственно перестроив режим и распорядок жизни.

Спортсмены, привыкшие выполнять до завтрака легкую тренировку (бег в спокойном темпе, общеразвивающие и специальные физические упражнения, прогулка, гребля, езда на велосипеде и др.), должны не отступать от этого в день старта. Выбор упражнений для этой тренировки и нагрузка в ней должны соответствовать виду спорта и индивидуальным особенностям спортсмена.

Состав и калорийность завтрака должны соответствовать индивидуальным особенностям атлета и предстоящей нагрузке.

После завтрака рекомендуется прогулка, а для тех, кто не выполняет утреннюю тренировку, проводится медленный бег и легкие упражнения. Общая продолжительность такой разминки 15−30 минут. Затем отдых, во время которого можно обтереть тело водным раствором спирта или ароматической эссенцией, специальной эмульсией или увлажненной губкой, получить легкий общий массаж (успокаивающий, нейтральный или возбуждающий соответственно состоянию спортсмена и времени, остающегося до старта).

Могут применяться также средства восстановления, настройки и воодушевления.

Уже с утра должна осуществляться настройка на достижение желаемого успеха в час, установленный расписанием состязания. Очень важно, чтобы процесс этой настройки развивался постепенно, регулируемый спортсменом и достигал кульминационного значения к моменту начала состязания. Такая регуляция достигается с помощью облегченных тренировочных нагрузок, создающих чувство усиливающегося владения своим телом и задерживающих повышение возбужденности. Не меньшую роль при этом играет мысленное представление о постепенном усилении настроенности на соревнование, нарастающее чувство своей силы и готовности к старту, к проявлению потенциальных возможностей. Спортсмен должен быть убежден, что к моменту начала состязания он будет в наилучшем состоянии готовности.

В утренней прогулке и в другие свободные минуты сосредоточивать внимание и мысли на накоплении психической энергии. Для этого при ритмичном дыхании внушать себе: «Все больше уверен в своих силах», «К старту буду в отличном состоянии», «Возрастает решимость на преодоление трудностей борьбы» и др. Важно поддерживать сознание своей надежности и психической устойчивости в предстоящем соревновании. Прочность такого сознания, убежденность в своих силах — основание храбрости и дерзания на высочайшие спортивные результаты.

Если имелся предварительный опыт, то целесообразно проводить освоенную психорегулирующую тренировку, позволяющую оптимизировать состояние психики спортсмена и его настроенность на состязание. Эта работа проводится психологом или тренером, прошедшим специальное обучение.

При старте днем или вечером целесообразно проведение тренировочного занятия с облегченной нагрузкой за 4−6 часов до начала соревнования. Для всех видов спорта оно состоит из обычной разминки, основной и заключительной частей и направлено на повышение жизнедеятельности, снятие излишнего нервного возбуждения, подкрепление стабильности двигательных навыков, создание настройки и большей уверенности [26].

Спортсменам, проявляющим в состязании преимущественно максимальные быстроту и силу (спринтеры, прыгуны, метатели, и др.), нецелесообразно вести предстартовую тренировку на предельных усилиях, так как это заметно снизит накопленный потенциал нервно-психической энергии. Восстановить его к старту уже не удастся никакими средствами. Соревновательное упражнение надо выполнять с усилиями не более чем 70−80% от максимальных. Разумеется, уменьшение усилий не должно исказить технику движений и тем самым дестабилизировать двигательные навыки. В тех же видах, где такие нарушения могут произойти, их не следует выполнять полностью. Лучше включить в тренировку используемые в это время специальные упражнения, однако они должны быть строго тождественны частям целостного вида спорта.

Даже в небольшой мере ошибочные движения, выполняемые на фоне повышенного предсоревновательного нервного напряжения, очень легко закрепляются, что с большой долей вероятности может сказаться отрицательно во время состязания. Поэтому все упражнения, которые могут повлиять на стабильность техники, не следует включать в предстартовую тренировку. Их с успехом можно заменить упражнениями, не сходными с избранным видом спорта.

В видах спорта, где скоростно-силовые качества связаны с проявлением выносливости (бег — 400−800 м, 400 м с барьерами и др.), необходимо пройти 2−3 раза отрезки в ½−¾ своей дистанции со скоростью не более 85−90% от соревновательной с интервалами 15−25 мин. Такая нагрузка повысит жизнедеятельность организма и выведет специальную выносливость на имеющийся уровень. Возможно такое же прохождение отрезков дистанции, но со скоростью, желаемой в соревновании и даже на 2−3% выше, что создаст условия для значительной мобилизации резервов организма, повышения специальной выносливости и ее стабильного проявления. В заключение предстартовой тренировки обязательно прохождение в умеренном темпе более длинной дистанции для активизации восстановительных процессов и снижения нервно-психической возбужденности.

Спортсмены, от которых требуется выносливость в продолжительной работе (стайерский бег, стипль-чез — 3000 м, спортивная ходьба, и др.), должны включить в основную часть тренировки прохождение 2−3 отрезков в ¼−½ своей дистанции, со скоростью не более 80−90% от соревновательной, с интервалами 15−25 мин. Затем пройти с небольшой скоростью дистанции привычную для данного спортсмена. Цель этой заключительной предстартовой работы та же, что указана выше. Надо особо подчеркнуть важное значение длительной, с умеренной интенсивностью работы для значительного уменьшения нервной возбудимости, без чего неоправданно возрастают во время соревновательной работы затраты организма и ухудшается выносливость.

При наличии в технике спортсмена «слабого звена», недостаточно закрепленного навыка в отдельном движении, а также при необходимости акцентировать выполнение наиболее трудного или ведущего компонента, целесообразно повторение соответствующего элемента, «связки» или части избранного вида в предстартовой тренировке [27].

В заключение отметим, что спортсмену не следует считать себя достигшим успеха, пока соревнование не окончено. Успех в начале — еще не победа. Самоуспокоенность нередко приводит к поражению. Выйти из соревновательного напряжения легче, чем войти в него. Во время соревнования не падать духом. Надо верить, что неудачное начало только сильнее мобилизует и может привести к победе. Тому есть многочисленные примеры побед в последней попытке, мощном финальном усилии.

В соревнованиях нередко требуется создать перелом в ходе спортивной борьбы. Необходимость в этом возникает по разным причинам и спортсмену надо уметь осуществить такой перелом. Приучение к этому должно предусматриваться ранее в тренировке.

Чтобы осуществить перелом к более активной спортивной борьбе, необходимо резко изменить психологическую настроенность, перевести себя мысленно на новые волевой и двигательный режим. Для этого в процессе соревнования, в перерывах между упражнениями и стартами необходимо выключиться на несколько секунд из психического напряжения, расслабиться и мысленно отбросить непригодный ход борьбы, словно очистить в сознании место и тотчас же ввести туда представление о скачкообразном изменении усилий, темпа, собранности, нацеленности и др., и перевести всего себя на новые «рельсы».

Выводы по второй главе

Изучение специальной литературы по теории и практике учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике [17, 26, 27] убеждает, что при отличной физической подготовленности атлет не всегда способен полностью проявить себя в состязаниях и показать ожидаемый спортивный результат. Этому способствуют погрешности в психологическом регулировании личности спортсмена.

Одним из показателей высокого уровня спортивной готовности, правильного управления психофизическим развитием занимающихся легкой атлетикой, выступает психическая устойчивость спортсмена в соревновательных условиях.

Оптимальное психологическое состояние заключается в положительном эмоциональном фоне, желании победы, понимании возможных спортивных ситуаций и способов достижения намеченных целей в зависимости от изменения этих ситуаций. Оптимальная «боевая» готовность проявляется в активном настрое на выступление, уверенности в своих силах, знаниях и умениях.

Для сохранения оптимального состояния, как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и во время выступлений на соревнованиях, необходимо следовать определенным положениям, создающим для спортсмена условия достижения успеха. К основным факторам успешного выступления спортсмена относятся: умеренное посещение соревнований в качестве зрителя; сохранение привычного образа жизни; индивидуально адаптированное применение массажа и других средств восстановления; вербальное взаимодействие с тренером укрепляющее убежденность в своей победе; использование метода аутобиотрансфузии; использование облегченных вариантов тренировочных упражнений; аутогенная тренировка и идеомоторные упражнения; ароматизация и адекватное цветомузыкальное сопровождение; самовнушение; в зависимости от вида легкоатлетических упражнений — рациональное дозирование предстартовых нагрузок, оптимизирующих психофизическое состояние.

Заключение

В курсовой работе затронута проблема психологической подготовки в современной теории и практике ФКиС.

Замысел исследования состоял в изучении содержания психологической подготовки человека в теории и практике спорта и определении возможных способов психорегуляции спортсменов в легкой атлетике. Для реализации этого были сформулированы задачи, решение которых нашло свое отражение в первой и второй главах данной учебно-исследовательской работы.

В процессе анализа доступной нам литературы мы пришли к следующим выводам.

Настроенность спортивной тренировки на рекордные соревновательные результаты, проявление максимальных психофизических возможностей человека определяют высочайший уровень нагрузки на нервную систему, сознательные и бессознательные механизмы деятельности личности. Мотивационная, эмоциональная, познавательная, ценностно-ориентационная сферы, ряд психических процессов в соревновательных условиях испытывают перегрузки, дезадаптирующие спортсмена, что может привести к низким показателям выступлений на соревнованиях. Это детерминирует важность психологических методов подготовки в спорте.

Рациональное использование методов психологической подготовки и приемов психорегуляции способствуют сохранению оптимального состояния спортсмена, создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения максимально возможных спортивных результатов.

Для эффективного достижения цели спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние спортсмена, которым можно управлять методом идеомоторных упражнений, аутогенной тренировки, целенаправленным изменением условия внешней среды (музыка, цветовой фон, ароматизация), применением средств восстановления и гигиеническим режимом.

В структуру психологической подготовленности спортсменов входят морально-волевые качества. Основными качествами волевой сферы спортсмена являются: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе. Волевые качества спортсмена воспитываются в противоречии с трудностями внешней среды, в его борьбе с собственными переживаниями. Большую роль в этом отношении играет самовоспитание.

Показателем эффективности учебно-тренировочного процесса является психическая устойчивость спортсмена в соревновательных условиях. Положительный эмоциональный фон, потребность в достижении рекордных результатах, победе, осознание возможных проблемных ситуаций и способов достижения намеченных целей в зависимости от изменения этих ситуаций — важные факторы успешного выступления спортсмена. Также ведущими условиями психологической готовности к достижению спортивных целей являются: использование предварительного анализа соревнований; следование привычному жизненному стилю непосредственно перед соревновательным выступлением; индивидуально подобранные средства восстановления в предстартовом периоде; общение с тренером, повышающее мотивацию к победе; применение аутобиотрансфузии; реализация облегченных вариантов тренировочных упражнений; аутогенная тренировка; идеомоторные упражнения; использование методов воздействия на обонятельные центры (ароматизация); применение стимулирующего цветомузыкального сопровождения; использование самовнушения; рациональное дозирование предстартовых нагрузок, оптимизирующих психофизическое состояние.

С нашей точки зрения, поставленные в курсовой работе задачи решены. Однако выдвинутая гипотеза данной учебно-исследовательской работы нуждается в дополнительном исследовании на эмпирическом уровне познания с проведением педагогического эксперимента и применением методов математической статистики. Эти задачи составляют перспективные умозаключения, которые будут реализованы в ходе последующих этапов непрерывного процесса образования.

Библиография

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. — 184 с.

. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2002. — 414 с.

. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1990. — 270 с.

. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М: ФКиС, 1978. — 225 с.

. Баженова Н.А. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры. — Барнаул, 1992. — 32 с.

. Бубе Х., Фэк Г., Штюблер Х. Тесты в спортивной практике. — М.: ФКиС, 1968. — 168 с.

. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов. -М.: Просвещение, 1988. — 272 с.

. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб: СОЮЗ, 1997. — 143 с.

. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001. — 264 с.

. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. — М.: Университет, 2000. — 330 с.

. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 278 с.

. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 223 с.

. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1987. — 256 с.

. Калачев Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. пособие. — Барнаул, 2004. — 224 с.

. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. -М.: Академия, 1968. — 208 с.

. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.

. Леонтьев. А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы психологии. — 1961. — № 1. — С. 31.

. Леонтьев. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.

. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск, НГПИ, 1992. — 307 с.

. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. — М.: Просвещение, 1974. — 151 с.

. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб: Питер, 2003. — 351 с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Изд. 2-е исп. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 232 с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991. — 324 с.

. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 479 с.

. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. — М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. — 863 с.

. Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта / Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: ПЕТЕР, 1999.-712с.

. Фатеев В.А. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам студентов факультета физической культуры: Методическая разработка. — Барнаул, 2006. — 64 с.

. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.

. Чепель В.Ф. Основы математической статистики: Учеб. пособие для студентов специальностей медико-биологического профиля. — Барнаул, 2004. — 136 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector