Особенности вербального и невербального общения в быту различных жизненных ситуациях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3

?.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ…………………8

1.1.Характеристика общения: виды, способы, средства…………………….8

1.2. Проявления коммуникативных эмоциональных состояний в использовании вербальных и невербальных средств……………………………………32

1.3. Психология речи и языка. Психолингвистика………………………..41

Выводы по ? главе………………………………………………….46

??. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ………………………………………………50

2.1. Цель, задачи и диагностический инструментарий исследования…………50

2.2. Организация исследования……………………………………….54

Выводы по ?? главе…………………………………………………57

???. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (проектно-практическая часть)……………..59

Выводы по ??I главе………………………………………………..76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….81

Приложения………………………………………………………..85

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение – важнейшая потребность человека. Сенсорный голод при недостатке необходимого общения приводит к тяжелому психологическому расстройству, неумение общаться делает несчастными нас и наших близких.

4 стр., 1971 слов

Глава 1. Введение в психологию

Программа подготовки к экзамену Объект, предмет, методы психологии Объект изучения в психологии. Что позволяет объяснить понятие «объекта». В чем заключается биологическая сторона человека, в чем индивидуальная , в чем социальная. Психология наука о чем. Что является предметом изучения в психологии. Что такое психические процессы, состояния и свойства. Методы изучения в психологии. Проблема ...

Когда мы говорим о человеке, что он восприимчив или обладает интуицией, мы имеем в виду его способность понимать невербальные сигналы окружающих и сравнивать эти сигналы с вербальными. Другими словами, когда мы говорим, что чувствуем ложь или фальшь в словах собеседника, то на самом деле всего лишь обнаруживаем разногласие между произнесенными словами и жестами и позой собеседника. Опытные лекторы называют это «чувством аудитории» (А. Пиз, 2000).

Представьте, что ваши слушатели все, как один откинулись на спинки кресел и скрестили на груди руки. Восприимчивый оратор сразу же почувствует, что его слова не достигают цели. Он поймет, что нужно изменить подход, и попытается изменить настроение аудитории. Аналогичные примеры легко найти и в бытовых ситуациях.

Немало копий было сломано в процессе обсуждения, являются ли невербальные сигналы врожденными, приобретенными, генетически передаваемые или обусловленными культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения над слепыми и /или глухими людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально (Гордон Уэйнрайт, 2000).

Наше счастье или несчастье в большинстве случаев зависит от конкретных людей, которые могут нас любить или ненавидеть, огорчать или радовать, помогать или мешать, и даже погубить или спасти. Их поведение по отношению к нам будет во многом определяться искусством общения как с их, так и с нашей стороны.

В настоящее время написано большое количество научных и популярных монографий по общению в которых проблема общения рассмотрена с различных сторон. Например, философское рассмотрение (В.И. Фефелова), онтогенетическое (Лисина М.И.), педагогическое (Мудрик А.В., Кан-Калик В.А.).

Нам представляется важным для психологов наличие навыка анализа процесса общения в межличностных взаимодействиях.

Проблемами исследования инструментария практических психологов, психологов-консультантов занимались многие отечественные и зарубежные авторы (Леонтьев А.А., Сапогова Е.Е., Эйдемиллер Э.Г., Эллис А., Эриксон Э., Ялом И. и др) Среди базовых навыков и техник психологического консультирования – эффективное использование невербальных и вербальных средств общения психологом занимает главное место. Так, ряд авторов указывает (Е.К. Лютова-Робертс, 2010 и др.), что уже на этапе построения доверительных отношений с собеседником большую роль играет умение правильно использовать невербальные средства общения (мимику, позы, жесты, движения туловища, позиции, дистанции и т.д.) . Единственным средством вербальной коммуникации является язык. В психологическом консультировании проблема языковых средств коммуникации решается по-разному, в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого осуществляется процесс консультирования. Тем не менее главным элементом любой психотерапии, консультирования является именно вербальное общение (Олифович Н.И. 2010, Сапогова Е.Е. 2010, 2011 и др.): интонация и тембр голоса, техники слушания, виды слушания, виды и техники воздействия. Независимо от теоретических предпочтений психолога в практической работе используется этот инструментарий. Отличаются только «пропорции»: в одних направлениях акцентируется понимание и выслушивание клиента, в других – активное воздействие на него при помощи слов, в третьих – работа с его телесными проявлениями и т.п.

13 стр., 6454 слов

Пашукова — Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

ОБЗОРЫ УДК 159.9.019 Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях Т.И. Пашукова* Психологический институт РАО, Москва В статье представлен обзор отечественных и зарубежных теоретических исследований по психологии общения, направленных на выявление и объяснение его феноменов, форм, видов, механизмов и закономерностей. Проведена систематизация теорий, концепций и ...

Самое важное и самое трудное в работе психолога – научиться быть внимательным. Внимательное поведение, согласно взглядам большинства психологов (А. Айви, К. Роджерс 2008, 2014 и др.), является центральным аспектом профессиональной деятельности и включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова" Институт педагогики, психологии и социальной работы Кафедра психологии     Курсовая работа ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ   ...

Таким образом, психолог может получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что последний рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером установления визуального контакта с психологом, позой, размещением в пространстве. Интерес для психолога представляют изменения интонации, тембра и тона голоса клиента в ходе общения.

От эффективности общения порой зависит успех и психологического консультирования, и педагогического взаимодействия, а также делового и бытового контакта. Психолог–профессионал должен быть готовым к продуктивному межличностному взаимодействию.

Исходя из актуальности проблемы эффективного использования всех средств и видов общения в профессиональной деятельности психологов, психологов-консультантов, нами была определена тема дипломной работы «Особенности вербального и невербального общения в различных жизненных ситуациях.»

Цель: анализ, особенностей вербального и невербального общения в различных жизненных ситуациях.

Объект – психологические особенности процесса общения.

Предмет – свойства и информационные возможности вербальных и невербальных средств общения.

Гипотеза: – можно предположить, что комплекс: экспериментальной психолингвистической методики также как и традиционных диагностических методик — способствует эффективности психологического консультирования.

Задачи:

1. Выявить психологические характеристики невербальных и вербальных средств общения.

2. Дать теоретическое обоснование подходу, в рамках которого осуществляется процесс консультирования в каждом экспериментальном случае.

3. Апробировать психолингвистическую методику «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея».

4. Провести экспериментальное консультирование

Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции ведущих психологов в области консультационной психологии и психолингвистики: А.А. Леонтьева, Сапоговой Е.Е., К. Изарда, Бодалева А.А., Экмана П. и других.

Методы:

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих научно-практических методов: критический анализ литературных источников по проблеме общения и обобщение полученных данных; психологическое наблюдение; психологическое тестирование; метод психолингвистического анализа, в частности методика «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея»; психологическое тестирование – методики по диагностике особенностей общения и межличностных отношений: Н Преображенской «Удовлетворены ли вы своими отношениями»; методика – опросник «Действительно ли у вас с ним (с ней) все кончено?»; тест «Дети о родителях»; «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

13 стр., 6457 слов

Курсовая работа — Психологическая коррекция низкого уровня самооценки в подростковом возрасте

... психологического консультирования подростков, наиболее эффективным является групповое психологическое консультирование.  Данная форма консультирования применяется для работы ... Психология развивающейся личности. М., «Эксмо»,  1996 – 214 с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические ... с доминантой общения в группе сверстников психологическое консультирование уровня самооценки ...

Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в логике следующих этапов:

? этап. Изучалась психологическая, психолингвистическая литература и литература по консультативной психологии. Были определены методологические позиции данного исследования: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы. Сформулирована гипотеза (рабочая).

Разработаны программа и план опытно-экспериментальной работы. Лично апробирована психолингвистическая методика.

?? этап. Проводилась опытно-экспериментальная работа на базе тренингового центра ООО «Новая высота» в форме психологического консультирования, с применением тестирования по одной — двум методикам контрольным (из числа указанных выше), и экспериментальной – «Неоконченных предложений в модификации Сакса — Сиднея». Таким образом, были получены данные, свидетельствующие об эффекте проводимых консультационных бесед по запросам клиентов на темы различных жизненных ситуаций: супружеских проблем, индивидуальных (кризисных возрастных ситуаций, жизненных неудач и т.д.).

??? этап. – был посвящен систематизации, обобщению и описанию опытно-экспериментальной работы и ее материалов, литературному оформлению дипломной работы. На этом этапе определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты, осуществлялся анализ качественных результатов эксперимента — т.е. эффективности экспериментальной методики, которая в практике консультирования нами не встречалась.

Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные в данной работе феномены вербальных и невербальных средств общения, применение методик психолингвистического анализа может обогатить практику работы психолога консультанта, психолога психотерапевта, психодиагноста.

21 стр., 10108 слов

Факультет социальных наук специальность 030301. 65 «Психология». Курсовая работа №4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»     Факультет социальных наук Специальность 030301.65 «Психология»   КУРСОВАЯ РАБОТА №4     Ценностно-ролевая готовность персонала промышленного предприятия к переходу в инновационный режим ...

Структура дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В работе имеются таблицы.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М.: Гнозис, 2011 – 270 с.

2. Алдер Х. НЛП: современные технологии – СПб.:Питер, 2000 – 160 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: АКАДЕМА.-2004. 264 с.

4. Аргайл М. Психология счастья.- М.: ЭКСМО-пресс. – 2000. 400 с.

5. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. — М.: ЭКСМО-пресс. – 1990 -200 с.

6. Аунашвили А.Н. Объективная психология на основе волновой модели мозга. – М.: Экон-Информ. — 2008. – 180 с.

7. Белик И.А. Чувство вины в связи в связи с особенностями развития личности: Автореферат дис…канд. наук. – СПб., 2006 24с.

8. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник / В.П. Белянин. – М.: ФЛИНТА: 2013. – 416 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Общ. Ред М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат 1992. – С. 27 -30.

10. Бодалев А.А. Психология общения. М. Гардарики.- 2008. 250 с.

11. Волкова А.И. Психология общения. – Ростов-на-Дону. 2007. С.50 -51.

12. Изард К. Эмоции человека. – СПб, 2000. 479 с.

13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СпБ : Питер. С.18.

14. Ильин Е.П. Психология Любви. – СПб.: Питер, 2013. – С. 321 – 323.

15. Каган М. С. Мир общения. – М. Педагогика. – 1988. 500 с.

16. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психолог. Журн., М.: МГУ. — 1992. № 6. – С. 30 36.

17. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Педагогика – 1995. 210 с.

18. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.:Эксмо. – 2000.

19. Красных В.В. Основы психолингвистики: Лекционный курс. М.: Гнозис, — 2012. – 333с.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: 1. Коммуникативная сторона общения ...

20. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — СпБ.: Питер. — 2001.280с.

21. Куцырева М.А. Взаимосвязь эмоционального состояния с физиологическими данными // Ананьевские чтения – 2004: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2004. С. 25 – 29.

22. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М. Гардарики.- 1999.

23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Академия.-1979. 391с.

24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика.- 2000. 329 с

25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М. :- Академия – 2011 409 с.

26. Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования в повседневной жизни. – СПб.: Речь. – 2010. 176 с.

27. Малкина – Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. – М.: Эксмо. – СПб. : 2005.-С.66 – 65.

28. Мудрик А.В., Общение как фактор воспитания школьников: автореф. докт. наук.- Л., 1981. 50 с.

29. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. // Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961.

30. Олифович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифович. – Мн.: Тесей, 2010. – 264 с.

31. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -272 с.

32. Преображенская Н.И. Я плюс ты. // Составитель Н.А. Преображенская. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 288 с.

33. Психология и этика делового общения. ,Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

34. Психология Х?Х века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – С. – 355.

35. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высших учеб. Заведений /Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

36. Райгородский Д.Я. (редактор состовитель).

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие, — Самара: БАХРАХ-М, 2011. – 672 с.

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. – Кн.2, — С. 146 – 147.

38. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: Пер с англ. — 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2014. -520 с.

39. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Е. Е. Сапогова.