Лабораторная работа — Вербальные и невербальные средства общения

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика и значение процесса общения……………….4

Глава 2. Невербальные средства общения………………………………………5

        2.1. Кинесика……………………………………………………………….6

2.2. Просодические и экстралингвистические явления………………….8

2.3. Такесика и проксемика………………………………………………..9

Глава 3.  Вербальные средства общения……………………………………….11

3.1. Риторические средства воздействия…………………………………11

3.2. Средства привлечения внимания……………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиография…………………………………………………………………….15


Введение

             Актуальность. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

             Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Чтобы общение было эффективным, чтобы партнеры по бизнесу смогли достичь соглашения, компромиссов, решить проблемы бесконфликтным способом, необходимо использовать арсенал вербальных  невербальных средств общения, о которых и пойдет речь в нашей контрольной работе.

16 стр., 7573 слов

Глава 4. Проблемы психофизиологии спорта

... неудовлетворение, и нера­циональное расходование материальных и духовных ценностей общества. Поэтому проблема прогнозирования и формирования спортивных способностей никогда не утратит своего актуального научного ... успешное решение зависит от полноты системы критериев, используемых при отборе, широты средств и методов подготовки юных спортсменов. В обоих случаях необходимо психологическое звено. ...

Цель работы ― ознакомиться с вербальными  невербальными средствами общения.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Дать общую характеристику и значение процесса общения;

Выделить и описать невербальные средства общения;

Изучить и представить вербальные средства общения.

При написании работы мы использовали: «Психологию и этику делового общения» проф. В.Н. Лавриненко; «Психологию общения» Е.И.  Рогова, где описаны особенности средств, приемов и способов общения; «Этику деловых отношений» под ред. А.Я.Кибанова, в которой изложены признаки делового общения «Практическую риторику» И.А. Стернина, в которой представлена характеристика риторических средств; «Русский язык и культура речи» Л.А. Введенской, где рассмотрены средства общения; «Язык телодвижений» Алана  Пиза, где описано значение жестов, поз и мимики.

         Глава 1. Общая характеристика и значение процесса общения

     Человек ― «существо социальное», он живет среди людей и осуществляет жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) через взаимодействие, общение ― контактное, опосредованное или воображаемое. Общение на уровне человека приобретает совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. Повседневное решение разнообразных задач и проблем есть непрерывное общение. Общение ― это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В процессе общения происходит обмен информацией, опытом, способностями, результатами деятельности.

       Г.М.Андреева, Д.Мид, Г.Келли рассматривали общение как сложный социально-психологический процесс, характеризующийся  содержательными аспектами: коммуникативным (обмен информацией), интерактивным (проявляется в необходимости соблюдения установленных норм общения, в стремлении к активному воздействию друг на друга в определенном направлении) и перцептивным (выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании) 8.

       Общение — процесс межличностного взаимодействия,  порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на их удовлетворение и опосредованный определенными межличностными отношениями. Общение наряду с деятельностью является одной из основных форм социальной активности человека.        

        Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, управление, обслуживание, научная работа, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками.

8 стр., 3818 слов

Деньги как всеобщее средство обмена в философии

... ними постоянно расширяется по мере развития объективной культуры. Человек больше не в состоянии усвоить все знания ... Ницше. Возможно, это воля к служению, жертве, согласованию средств и целей, отысканию практической выгоды. Из общественной ... совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование ...

Глава 2. Невербальные средства общения

Деловое общение — это коммуникация, обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на 2 большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Алан Пиз в книге «Язык телодвижений» считает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%. Профессор Бердвиссл указал, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному — отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным [5, с.88].

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения (см. рис.)

Рис. Классификация невербальных средств общения

2.1. Кинесика

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. В мимическом выражении 6 основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. С мимикой тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимики нет. Когда человек формирует мысль, он смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его заинтересованность. Слушающий больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

5 стр., 2038 слов

Общение как средство взаимодействия с людьми

... и человек, которому хотели помочь уже не захочет от вас никакой помощи. Ø Поза. Иногда пациенты передают сообщения о своих физических и эмоциональных переживаниях своими движениями или позой. ... можете одновременно демонстрировать какой-то навык (невербальное общение), и объяснять, что вы делаете (вербальное общение).   Вербальное общение Вербальное общение состоит из двух важных частей: 1. то, ...

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если много, то это вызов, либо хорошее отношение. С помощью глаз передаются точные сигналы о состоянии человека, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться / сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден / заинтересован / находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Таким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд.

При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть чувства или передает ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело — главным источником информации для партнера. В общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения, походка содержат много информации.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно  показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

«Закрытые» позы (человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше Места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых выделяют: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные); модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности); описательные жесты, имеющие смысл в контексте речевого высказывания.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... невыразительная, неэмоциональная речь; 5 - чрезмерно эмоциональная речь Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение проходило как ... разногласия по поводу конкретного вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт. Темп речи. Люди говорят быстро: когда они ... что брат и сестра снова вместе, если информация направлена человеку, которому это давно было известно. Если ...

И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой легко можно распознать его эмоциональное состояние. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости [5, с.91].

2.2. Просодические и экстралингвистические явления

Следующие виды невербальных средств общения связаны с  голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической  индивидуальности.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона,  тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения,  они  дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи отражает чувства: быстрая речь -взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или  усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать  интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.  Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его [4].

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

... языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для точного выражения смысла ... интонацию, силу и высоту голоса, тембр – то есть просодические компоненты речи. Необходимо также отметить, что вопрос использования логопедических сказок при обучении дошкольников с общим недоразвитием ...

2.3. Такесика и проксемика

К         такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование в общении динамических прикосновений определяется статусом партнеров, возрастом, полом, степенью знакомства.

Рукопожатия делятся на 3 типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такесический элемент похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения.        Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Общение пространственно организовано. Пространственную структуру общения изучал антрополог Э. Холл, он ввел термин «проксемика» (близость).

К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции. Эти нормы определены 4 расстояниями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении  с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается   негативно. Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Позиции общающихся сторон за столом определяются характером  общения: если общение носит сопернический или оборонительный характер, люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию; при кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали [5, с. 91].

Таким образом, в социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.


Глава 3.  Вербальные средства общения

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. Для того, чтобы этого не происходило, существует такая наука как риторика, которая с помощью множества разнообразных риторических средств позволяет представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, активно воздействовать на слушателя.

7 стр., 3081 слов

Общение как средство передачи информации

... предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации. Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: в ... вопрос соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации. Глава 1. Общение как средство передачи информации Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения ...

3.1. Риторические средства воздействия

      Риторические фигуры. Это особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос, не требующий ответа. Эффективность риторических вопросов велика в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. С этой целью используют повторение слова, словосочетания, рассматривание явления по аналогии с другим, изменение привычного порядка слов, разъяснение, восклицание, призыв, цитирование и др.

Выделяют такие приемы: прямое требование внимания от слушателей, обращение с неожиданным вопросом; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; обращение к борьбе, различиях во мнениях; ссылка на свое эмоциональное состояние; демонстрация какого-то предмета; цитирование знакомого; знаменитости; исторический эпизод; обращение к жизненным интересам слушателей [7, с. 112].

2.2. Средства привлечения внимания

Для привлечения внимания аудитории рекомендуется прервать речь, сделать паузу, включить в речь текстовые контрасты, создающие напряжение. Рекомендуется применять сравнения и примеры: они создают ясность, так как связаны с известным, служат мостиком, помогающим пониманию. Ораторы применяют яркие образы, которые выявляют суть выказываемого. В качестве приема применяют повтор, он вызывает воспоминание, закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Одним из интересных ораторских приемов является тайна занимательности, т.е. когда предмет речи не сразу называется [1, с. 221].  

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросноответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой, ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки.

7 стр., 3271 слов

Речь как средство коммуникации

... т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей. 1. В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. 2. В вербальном общении людей деловой этикет предполагает ... лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников. II. Виды вербальных коммуникаций В своем ...

Информационный опрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать информационным, например, вопрос типа «Какие меры вы приняли, чтобы улучшить обслуживание?», относится к информационным, а вопрос «Вы действительно думаете, что приняли все меры?» к таковым не относится.

Закрытые вопросы, ответом на которые будут «да» или «нет», рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией.

Чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос. Технически он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение.

Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: при их помощи стремятся опережать высказывания партнера, а не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать налету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано [5, с. 97].

Активное слушание. Одним из важнейших средств общения является искусство слушания. Активное слушание незаменимо в ситуации эмоциональной переполненности клиента, при общении с человеком, имеющим проблемы. Активное слушание подразумевает повторение сказанного – словом, фразой, парафразом («Правильно ли я понял, что…?») – и формулировку резюме. Повторение было не механическим, а смысловым.

     В беседе с человеком необходимо «качать позитив», обращать внимание на положительные аспекты ситуации, рассматривать ее с другой точки зрения, разворачивать ее другой стороной. Такое ведение беседы требует навыка, но и эффект проявится незамедлительно.

    Три эффекта активного слушания: снимается эмоциональная напряженность, если клиент (пациент) был возбужден; развивается тема, вы замечаете, что можете затрагивать более важные вопросы; человек понимает ценность сотрудничества с вами. Применение приемов позволяет: обеспечить адекватную обратную связь.  Партнерская позиция означает, что оба собеседника должны нести ответственность за свои слова 2, с. 130

   Тем, кто работает с людьми, необходимо наравне с искусством слушания овладеть техникой Я-высказывания, она незаменима в ситуациях конфликта. Схема Я-высказывания: описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда это происходит…я чувствую, что..».

4 стр., 1818 слов

11. Понятие общение. Средства общения. Перцептивная, интерактивная ...

... весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и ... информации в том случае, если субъектами общения являються люди. Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же ...

     Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда партнер по общению равен вам или сильнее вас, в конфликтных ситуациях. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

Заключение

Изученная литература по теме исследования позволяет сделать определенные выводы.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному — отношение к партнеру по общению.

К вербальным средствам общения относятся: различные приемы и риторические средства усиления, привлечения внимания, с целью придать своей речи выразительность, убедить собеседника, привлечь на свою сторону, заинтересовать. Умение использовать различные вербальные средства необходимо в сфере делового общения.

К невербальным средствам общения относят: кинесику (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке);  интонационные характеристики голоса (просодика), тактильное воздействие (такесика), пространственную организацию общения (проксемика).

Невербальное поведение личности полифункционально: создает образ партнера по общению; выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения; является индикатором актуальных психических состояний личности; выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.


Библиография:

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. — 19-е изд. — Ростов н/Д: Феникс. — 2007. — С. 221.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. — М.: ИНФРА. — 2002. — 368 с.

Пиз А. Язык телодвижений: Пер. с англ. — Н. Новгород. Ай-Кью, 1994.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 279 с.

Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д: «Феникс». — 2001. —  512 с.

Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.А.Стернин. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». — 2008. — 272 с.

Рогов Е.И.  «Психология общения», М: «Владос», 2001.