Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра педагогики и психологии

Рег. №_____

Оценка по результатам

защиты:____________ Допущена к защите

Секретарь комиссии: «___» ________2009г. ____________________

«___»__________2009 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнила: Галиченко Виолетта Викторовна,

Студентка специальности «Педагогика и психология»

5 курса ОДО__________

(подпись)

Научный руководитель:

преподаватель

Ю.Е. Надежденко___________

(подпись)

Нормоконтролер:

канд. психол. наук, доцент

Е. А. Белан___________

(подпись)

Краснодар 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………….6

1.1. Самоотношение в юношеском возрасте………………………………….6

1.2.Понятие «гендер» в психолого-педагогической литературе ……………18

1.3. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста…..29

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….36

3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………. ……………………………………….……….42

3.1. Анализ результатов исследования гендерных особенностей

в юношеском возрасте ………..……………………………………………………42

3.2. Анализ результатов исследования самоотношения в юношеском возрасте … ….……………………………………………………………….…….46

3.3. Анализ результатов исследования самооценки в юношеском

возрасте……………………………………………………………………………

3.4. Сравнительный анализ гендерного различия самоотношения в юношеском возрасте……………………………………..………………………..57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………61

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….64

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………..71

13 стр., 6247 слов

Проблема самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте

... юношеском возрасте. .        Проанализировать особенности формирования самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте. .        Экспериментально определить особенности гендерных различий самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте. Методами исследования выступали: теоретический анализ ... быть результаты указанного ...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.

Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я–концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.

Проблеме отношения к себе – самоотношения – уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И Божович, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Н.Е. Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У. Джеймса, С. Куперсмит, Дж. Маккарти, Г. Марвелла, М. Розенберга, Р. Уайли, Л.Уэллса, Л. Фестингера, Д. Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.

Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек:

– между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте;

– между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности;

– между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения.

Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека.

15 стр., 7117 слов

Исследование креативности в юношеском возрасте

... личности и недостаточная изученность проблемы креативности делает работу актуальной. Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи креативности и темперамента в юношеском возрасте. Объект исследования: креативность в юношеском возрасте. Предмет исследования: ... и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. ...

Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.

Предмет исследования: гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте.

Цель исследования: изучение гендерных особенностей самоотношения в юношеском возрасте.

Гипотеза: мы предположили, что структура самоотношения у юношей будет отличатся от структуры самотношения у девушек.

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Анализировать понятие гендера.

2. Изучить самоотношение в юношеском возрасте, его особенности.

3. Подготовить и провести исследование с помощью психологичеких методик.

4. Обобщить анализ и сформулировать выводы.

Методологическую основу предпринятого исследования составили принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), деятельностный и антропологический подходы к изучению процессов развития личности. методы математико-статистической обработки: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.

Методы исследования: монографический, аналитический, сравнительный, эксперимент, опрос, тестирование.

Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии: личности (К.А. Абульханова – Славская, В.В, Петренко); самоотношения (И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин); теории индивидуальности (В. Будалов), егндерных отличий (С. Бэм, В. Лопухова).

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы студентами в ходе прохождения психолого – педагогической практики, а также учителями в процессе работы со старшеклассниками.

База исследования: СОШ № 52 пос. Ильского, Краснодарского края. Выборку исследования составили учащиеся одиннадцатых классов в количестве 50 человек.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

1. 1. Самоотношение в юношеском возрасте.

Период ранней юности (15–17 лет) является одним из основных этапов социализации человека. Этот возраст выделяется многими авторами в связи со становлением и развитием наиболее важных личностных образований, таких как Я – концепция и идентичность; мировоззрение, самоопределение; отношение к миру, обобщенный образ действительности. По-видимому, столь существенных перемен, как в этот период, нет ни на каком другом отрезке жизненного пути, так как в это время изменяется вся структура жизнедеятельности человека и его положение в системе общественных отношений. Этот этап социализации может быть назван «судьбоносным», так как здесь в кратчайшие сроки старшеклассник должен принять большое число решений, которые во многом повлияют на течение его дальнейшей жизни.

Э. Штерн рассматривал формирование личности в зависимости от того, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая его жизнь, особое значение как этапу в становлении личности придавалось при этом юношескому возрасту.

К. Левин считал важнейшими процессами, происходящими в этот период жизни человека, расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток. Поведение в юношеском возрасте определяется, прежде всего, его маргинальным положением – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Между тем, К.Левин отмечал, что неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность и

16 стр., 7582 слов

Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности ...

... юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания. Анализ научной литературы и исследований, ... отношения к одиночеству, - положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению ...

уровня притязании и ценностных ориентации в юношеском возрасте.

В своей эпигенетической теории Э.Эриксон особо выделяет именно кризис юношеского возраста как один из самых важных в развитии личности. Этот период характеризуется им как период «ролевого моратория», период в котором у человека появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других или наоборот, возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Э. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, интересы подростков. Огромное влияние на проблему изучения процесса социализации, в частности, в юношеском возрасте оказали работы выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др.

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка только как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л.С. Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка. Воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются. Л.С. Выготсккий писал: «Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в

данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Именно специфической ситуацией развития определяется в юношеском возрасте и формирование ценностной структуры старшеклассника.

С одной стороны, в этом возрасте наличествуют главные условиях ее формирования – высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение. С другой стороны, именно в этот период к личности предъявляются требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедеятельности. Становится необходимостью определиться в отношении к миру в целом и к социуму в частности, сориентироваться на цели и средства их достижения в будущем. Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить.

Между тем, как отмечает И.С. Кон, чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств: во-первых, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями; во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте.

6 стр., 2906 слов

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

... активность». Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности. К проблеме социальной активности личности человека ... образования будет способствовать успешному формированию социальной активности младших школьников, если: - осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как ...

Проблема активности самого социализирующегося индивида является относительно новой тенденцией в изучении социализации. В современных исследованиях социализация рассматривается как процесс взаимодействия между человеком и обществом, а не как приспособление к социуму, основанное на пассивном подчинении его требованиям, что было характерно еще для исследований семидесятых годов.

Таким образом, деятельность является одним из основных «выразителей» активности субъекта, проявляемой им в процессе социализации. Но, если несколько сместить акценты собственно с проблемы деятельности, то высветятся и еще некоторые моменты, так или иначе, связанные с активностью личности и являющиеся для нашей работы наиболее значимыми. Во-первых, это влияние «внутренних» характеристик личности, ее особенностей на усвоение социального опыта, в частности, роли Я – концепции, и ее составляющей (самоотношения) в процессе социализации индивида. Во-вторых, это придание личностью смысла тем требованиям, которые выдвигаются обществом перед ней в процессе социализации. Сам процесс осмысления этих требований, выявление для каждого человека особо значимых аспектов в соответствии со своими «внутриличностными» особенностями (мотивами, потребностями, Я – образами и т.д.) также может быть рассмотрен как проявление активности личности.

В современной психологии отсутствует единый подход к оп-ределению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий.

Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка», «личностный смысл», «отношение», «аттитюд», «социальная установка», «чувство».

Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значения используемых терминов большинством авторов не разводятся, они чаще всего употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60–х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

8 стр., 3519 слов

Взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте

... самоотношения является родовым по отношению к понятию самооценки, самопознания и ряда других подобных понятий, которые имеют приставку «само», а также отражают широчайший спектр феноменов внутренней жизни взрослого человека. Самоотношение человека ...

Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмо-ционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.

Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое внимание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегуляция понимается как процесс организации личностью своего поведения, «в который включены результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе».

Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению».

Характер регуляторного влияния самоотношения определяется широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличностной детерминации. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами.

20 стр., 9905 слов

Исследование особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением

... отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения [29]. А значит, проблема взаимосвязи самоотношения и поведение человека, ... интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и ...

Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем, уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.

Человеческому восприятию свойственна пристрастность. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потребностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное влияние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдельного человека как бы особой своей стороной… Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивидуальных восприятиях, приобретает для каждого человека свой особый смысл…».

Одним из факторов, который обусловливает пристрастность восприятия человека, является его самоотношение. «С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных ее уровнях, с другой – самоотношение в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок». Включаясь в самопознание, на более или менее зрелом уровне своего развития, самоотношение делает его как по способу осуществления, так и по своему результату более тонким и совершенным.

Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточно подробно описано И.Г. Чесновой. Она обращается к имеющимся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание человека никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприятия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значительной степени фиксируются на его общей привлекательности, приписывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится.

При этом люди часто не осознают, что их оценка детерминирована эмоциональным фактором. В механизмах межличностного восприятия, самовосприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным поведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую константность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляющего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты процесса познания и самопознания.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... процессов. Относительно устойчивая система представлений человека о самом себе – это: самооценка; самосознание; самопознание; «Я-концепция». Более успешной адаптации личности к изменяющимся условиям жизни ... принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. Характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и самому себе – это: сознание; ...

По мнению отечественных и зарубежных авторов, одним из центральных компонентов в структуре самосознания является эмоциональный компонент или самоотношение. Именно отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры, и создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.

Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой – самоотношение существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Сформировавшееся самоотношение играет большую роль в восприятии человеком других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценке. И именно эмоционально-ценностное отношение к себе детерминирует развитие регулятивного компонента самосознания, а также обуславливает индивидуальный стиль поведения личности. Так, по мнению М.И. Лисиной, аффективный компонент определяет отношение субъекта к миру и задает смысловые ориентиры в жизнедеятельности человека.

В отечественной психологии вопросы самооценки и самоотношения активно разрабатывались в 70–90е гг. прошлого столетия М.И. Лисиной, В.В. Столиным, А.Г. Спиркиным, С.Р. Пантилеевым, И.И. Чесн…

**************************************************************