Проблема самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте

Введение

Актуальность проблемы самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.

Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.

Проблеме отношения к себе — самоотношения — уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И Божович, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Н.Е. Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы — проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У. Джеймса, С. Куперсмит, Дж. Маккарти, Г. Марвелла, М. Розенберга, Р. Уайли, Л. Уэллса, Л. Фестингера, Д. Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.

Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек:

между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте;

между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности;

между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения.

Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека.

8 стр., 3519 слов

Взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте

... особенностей взаимосвязи самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возраста. Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения проблемы самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте. 1.1.Развитие представлений о самоотношении личности в контексте исследования самосознания в онтогенезе. ...

Юношеский возраст — один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом.

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частые аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности и не используя все известные методологические принципы и подходы к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями «личность», «сознание», «самосознание».

В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания [15; 45; 46]. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин «эмоционально-ценностное самоотношение».

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция».

5 стр., 2015 слов

Взаимосвязь самоотношения личности c оценкой ее авторитетности одноклассниками

... структура самоотношения личности взаимосвязаны с оценкой ее авторитетности одноклассниками в старшем школьном возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2. Выявить особенности формирования самоотношения, авторитетности в юношеском возрасте ...

В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.

В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно четко прослеживается особенности самоотношения у детей подросткового возраста.

Развитие рефлексии в юношеском возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать гендерные различия самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

Объект исследования: самоотношение личности и рефлексивности в юношеском возрасте.

Предмет исследования: способы измерения самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:

.        Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2.       Охарактеризовать сущность самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

.        Проанализировать особенности формирования самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

.        Экспериментально определить особенности гендерных различий самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование, математическая обработка данных.

1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения и рефлексивности в подростковом возрасте

1.1 Определение самоотношения в психологических исследованиях

подростковый психологический гендерный самоотношение

Личность — системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — подструктурой самоотношения.

Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое «Я», его «самость» не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условно субстанциональность природы «Я». Что из этого может вытекать? Такое допущение привело бы к признанию неисторичности природы личности и феномена «самости», их статичности и завершенности, к игнорированию момента развития и формируемое «Я». Подобное допущение равносильно постулированию того, что «Я» существует само по себе, а отношение к миру есть лишь внешнее проявление его имманентных сил и особенностей, внешнее проявление и не более того. К тому же пришлось бы постулировать дериватность системы отношения как таковой, ее онтологическую «эпифеноменальность», что можно было бы выразить следующим утверждением: существуют самостоятельные сущности — субъект и внешний мир (объект), которые между собой принципиально разъединены; между ними устанавливаются определенные отношения, которые выводимы либо из природы субъекта, либо из характеристик внешнего мира (объекта).

31 стр., 15093 слов

"ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООТНОШЕНИЯ ...

... родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) [35], [46]. «Тест-опросник самоотношения и самосознания» В.В. Столина [24], методику «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси. Базой и выборка исследования, Практическая значимость, Структура работы ...

Если в этом утверждении термины «субъект» и «внешний мир» заменить терминами «личность» и «социум», то получим аналогичное утверждение: личность, понимаемая в понятиях робинзонады, гетерогенна социуму и отделена от него, а связь между ними носит чисто механический характер и содержательно определяется либо природой личности, либо же социальными силами. В первом случае налицо имплицитная теория эманации: характер связи с социумом «истекает» из внутренней природы личности. Во втором случае абсолютизируется модель однонаправленной детерминации человеческой природы внешними социальными силами. Именно таковыми могут быть результаты указанного допущения [14].

Поэтому, следует четко определить, что сущность личности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив — особенности такой связи обуславливают личностные характеристики.

Термин «самоотношение» впервые в психологии применили в 1974 г.

Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.В.В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость.

Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: Я» существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость — это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость.

Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. При такой трактовке сразу же возникают два обобщенных вопроса:

) Какова специфика самоотношения и чем оно отличается от способа отношения личности к внешнему миру?

) Что же является тем общим и единым механизмом, который лежит в основе способа и содержательных характеристик отношения человека к внешнему миру и к себе? [20]

Отвечая на первый вопрос, следует здесь же коротко отметить, что различие между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае — объекты внешнего мира или другие люди []. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух, уже отмеченных при рассмотрении природы аттитюдов типов отношения — субъект-объектного субъект-субъектного. Этим последним суждением мы хотим подчеркнуть, что специфика самоотношения не связана со способами отношения, которые указывают как относится субъект к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь с референтом отношения, т.е. с тем, на что направлен субъект.

26 стр., 12919 слов

Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте

... изучению самоотношения в отечественной и зарубежной науке В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ...

В.В. Столин считает, что в самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точку зрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических построений и экспериментальных разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [8].

Ш.Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных измерениях человеческого существа: биологической, психологической и социальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные и социогенные потребности индивида. В ении к содержательным характеристикам самоотношения эта идея могла бы получить следующую формулировку: в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности:

·        Отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.

·        Отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Следует отметить, что во всех названных сферах самоотношения будет то отношение к своей внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально-волевым и социально-статусным характеристикам, возможные варианты способов подхода к себе могут нести на себе печать все того же субъект-объектного или субъект-субъектного самоотношения. У того или иного лица отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоционально-волевым характеристикам субъект-субъектным. К примеру, можно сослаться на многочисленные случаи из психоконсультационной практики, когда отношение к своей внешности является объектно-манипуляторным. Некоторые авторы показывают, что причина недовольства своей внешностью у многих лиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется не в реальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной внешности. Мы сказали бы, что сами эти представления и когнитивные структуры вписываются в более общую целостность — в объектную установку к себе [17].

Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения следующие функции:.    Функция «зеркала» (отображения себя).

Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют «стадию зеркала» в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

9 стр., 4263 слов

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

... социальные предпосылки его возникновения, факторы, влияющие на его распространение и отношение самих молодых людей к данной проблеме. Объектом исследования в курсовой работе выступает проблема ... такого явления как «раннее материнство». Материнство -- это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. ...

.        2. Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

2.       Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

.        Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

.        Функция психологической зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого я» и т.д.

.        Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс Постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка [10].

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).

Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [21].

4 стр., 1644 слов

Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...

... значимости; 3. определение характера интерпретации индивидуального опыта; 4. обеспечение внутренней согласованности личности. Структура Я - концепции: — Я – физическое, как схему собственного тела; — Я – ... способностям. Уровень притязаний может быть частным и общим, адекватным (соответствующим способностям индивида) и неадекватным (заниженным или завышенным). Если самооценка зависит от мнения ...

1.2 Роль рефлексии в подростковом возрасте

В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.

В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и так далее. [7]

Рефлексия по Локку, — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». [17]

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств).

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

В подростковом возрасте человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.

Все, что школьник узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большей мере, а иногда минимально опосредуется рефлексией, то есть внутренним диалогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам, семье, обществу сверстников, значимым лицам. [19]

Она позволяет подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Можно сказать, что рефлексия играет большую роль в жизни подростка, она помогает школьнику понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

16 стр., 7582 слов

Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности ...

... в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное ... более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству, - положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению ...

Говоря о связи рефлексии с развитием, следует еще раз подчеркнуть важность перехода от систем одного уровня к системам другого (более высокого) уровня. Прослеживая исторические вехи развития исследований в области рефлексии, можно заметить, что если исходно рефлексия понималась исключительно как направленность сознания на самое себя, то С.Л. Рубинштейн уже связывал ее с переходом к системе иного уровня. Сегодня можно утверждать, что рефлексия, являющаяся выходом не просто за пределы рассматриваемой системы, а переходом к системе иного более высокого уровня, является свидетельством развития.

Направленность рефлексии позволяет смотреть не столько на себя, сколько в себя, получая отражения подсистем, причем с разной глубиной.

Она является источником порождения новых идей, и это отмечал еще Дж. Локк, а затем эту же особенность рефлексивной способности субъекта отмечал и Д. Райнери. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.

Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия-это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другими, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Существует большое разнообразие видов и форм рефлексии. Ж. Пиаже выделяет два вида рефлексии — «физическая рефлексия» (отражение) и рефлексия абстрагирующая. И.Н. Семенов, Ю.С. Степанов в своих работах отмечают: два вида (иногда они называются формами) рефлексии (интеллектуальная и личностная рефлексии) и четыре типа, в соответствии с различными областями практики (общение, деятельность и др.) [38]

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...

Но традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

. Рефлексивный вывод — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

. Интенциональность (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Таким образом, существует множество подходов к пониманию рефлексии, а также выделяется множество форм и уровней рефлексии. Можно сказать, что единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов нет, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовных сферах жизни.

1.3 Особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих [6].

Согласно литературным данным [14], практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение — не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Как показывает литературный анализ [34; 36], отношения с товарищами-сверстниками — это отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть равноправными участниками всевозможных дел.

Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль» послушания. Возможные последствия таковы:

общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности подростка, старшего школьника, для развития его взрослости);

именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить подростку, юноше большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.

Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Возможность осознавать, оценивать свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самоотношение.

В психологии выделяются факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Ф. Райс, указывает, что значимые другие — это те, кто играет в жизни личности большую роль [11].

Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Согласно взглядам Кули, источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления значимых других. Мы склонны сначала, разделять, а потом и полностью принимать их суждения о нас в силу нашего к ним расположения.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

В старшем подростковом возрасте отношение и оценка одноклассников не значительно определяет содержание самоотношения. Значимые различия между группами старших подростков с разным типом отношений со сверстниками, были выявлены лишь по шкале «самоценность», при р=0,05. Старшие подростки получившие положительную оценку со стороны одноклассников, более уверенны в ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего «Я» для других, чем подростки получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников.

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет сценарий» своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии [15].

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я — концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те «муки самотворчества», которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.

Содержание Я — концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.

Я — концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я — концепции часто называют «образом Я» или «картиной Я». Развитие Я — концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни [9].

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я — концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Мак — Кендлес рассматривает Я — концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе.

Выделение описательной и оценочной составляющих в Я — концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я — концепции элементы установки можно описать следующим образом:

Когнитивный элемент Я — концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.

Оценочный элемент Я — концепции представлен в виде самооценки — аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.

Поведенческий элемент — это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения — это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Каждый из элементов Я — концепции может существовать в трех модальностях: Я — реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я — зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я — идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы «Кто Я?», «Кто Я для других?», «Каким бы Я хотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.

Можно сказать, что в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В данном возрасте подростки проходят особую школу социальных отношений. В своей среде взаимодействуя друг с другом подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. [22]

Таким образом, переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.

2. Экспериментальное исследование гендерных различий самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте

.1 Организация исследования

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.

Цель экспериментальной работы: изучить уровень гендерных различий самоотношения и рефлексивности в юношеском возрасте.

В исследовании принимали участие 50 человек 9А класса средней школы №18, из которых 25 девочек, 25 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.

Основными методами исследования являлись: диагностика самоотношения (Методика диагностики самоотношения В.В. Столина) и психодиагностическую методику Карпова А.В. «Диагностика рефлексивности».

В начале работы нами была поставлена гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие самоотношения подростка.

2.2 Обработка и анализ результатов экспериментального исследования

Исследование самоотношения предполагает в соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина разработку специального опросника для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:

1.       Шкала S (глобальное самоотношение):

2.       Шкала самоуважения (I):

.        Шкала аутосимпатии (II):

4.       Шкала ожидаемого отношения от других (III):

5.       Шкала самоинтереса (IV):

.        Шкала самоуверенности (1);

.        Шкала отношения других (2):

.        Шкала самопринятия (3):

.        Щкала самопоследовательности (саморуководства) (4):

.        Шкала самообвинения (5):

.        Шкала самоинтерсса (6):

.        Шкала самопонимания (7):

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что самоотношение выражено на среднем уровне у 84% девочек, у 16% девочек самоотношение выражено в меньшей степени.

Проверим достоверность полученных данных по методике В.В. Столина при помощи критерия Манна-уитни.

Для математического анализа первой методики соотнесем проявления самооценки числовыми значениями: завышенная — 3 балла, адекватная — 2 балла, заниженная — 1 балл.

Таким образом, проведя математическую обработку полученных данных мы установили, что измерение самоотношения девочек соответствуют друг другу в зоне значимости.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что самоотношение у 79% мальчиков выражено на среднем уровне, а у 21% мальчиков самоотношение выражено в меньшей степени.

В ении 6 проверим достоверность полученных данных по методике В.В. Столина при помощи критерия Манна-уитни.

Таким образом, проведя математическую обработку полученных данных мы установили, что измерение самоотношения и девочек, и мальчиков соответствуют друг другу в зоне значимости.

На последующем этапе была проведена диагностика рефлексивности у девочек и мальчиков. Результаты исследования представлены в ениях 7 и 8.

Рисунок 1 — Уровень развития рефлексии у девочек

В группе девочек подросткового возраста 70% которых имеют средний уровень развития рефлексии; 10% девочек имеют высокий уровень развития рефлексии и 20% девочек имеют низкий уровень развития рефлексии, а также у большинства подростков наиболее выражен такой вид рефлексии как рефлексия будущей деятельности, а рефлексия общения и взаимодействия имеет низкий уровень выраженности.

В исследуемой группе среди мальчиков большинство подростков, а именно: 70% имеют средний уровень развития коммуникативных способностей; 10% мальчиков имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей; 10% мальчиков имеют уровень развития коммуникативных способностей ниже среднего; 10% мальчиков имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей.

Рисунок 2 — Уровень развития рефлексии у мальчиков

Сопоставляя результаты уровня развития рефлексии с уровнем развития самоотношения каждого подростка можно сделать вывод, что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень развития самоотношения.

1.       Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире.

2.       Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность.

.        Чтобы развивать рефлексию педагогу-психологу необходимо учитывать все особенности упражнений направленных на ее развитие.

.        Необходимо учитывать степень развития различных видов рефлексии, для того чтобы целенаправленно развивать тот или иной вид рефлексии.

.        Нельзя оставлять без внимания подростков с низким уровнем развития рефлексии.

Следует развивать у них рефлексию для того, чтобы повысить стремление к самопознанию, осмыслению окружающего мира и себя в нем, что позволит подростку находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.


Заключение

Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Проведенное нами исследование позволило выявить основные направления в работе с данной категорией людей. Своевременное проведение коррекционной работы по формированию адекватного самоотношения и самооценки должно проходить по трем направлениям: работа с учителем, работа с родителями, работа с самим ребенок (с помощью психолога).

Только в этом случае можно помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Анализ литературы, проведения экспериментальной работы позволило реализовать цель работы, выполнить задачи.

В процессе проведенного исследования влияния уровня развития рефлексии на самоотношение подростков можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень развития самоотношения подростка.

Школьный возраст — возраст формирования самоотношения и самооценки, становления личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими. От уровня развития его самоотношения будет зависеть не только деятельность с окружающими его людьми, но и успешность в учебной деятельности.

Способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. В подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в коммуникациях и поведении с людьми. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом факторов. Это психологическая безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.

Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание человека с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.

Список литературы

1.   Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2011.

2.       Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2009.

.        Беличева С.А. Сложный мир подростка — Свердловск, Сред. — Урал. Кн. Издательство, 2004.

.        Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. — Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2010.

.        Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 2005.

.        Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. + // Вопросы психологии, 2009, №4.

.        Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещирикова, В.П. Зинченю. — М.: ОЛМА-Пресс, 2009.

.        Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6т. — М., 2004. — т. 3,4.

.        Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

.        Демина Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».

.     Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, — М.: Просвещение, 2007.

12.     Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 2005.

.        Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

.        Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 2009.

.        Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 2002.

.        Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 2004.

.        Локк. Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 2010

.        Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений — М: Издательский центр «Академия», 2011

.        Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. — М., 2009

.        Мудрик А.В. Психология и воспитание. — М., 2006.

.        Мудрик А.В. Самые трудные годы. — М.: Знание, 1990.

.        Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2010.

.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2003.

.        Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005

.        Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 2009

.        Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго И.И., Боришевский и др.).

Киев: Высшая шк., 1985

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989, Т1

.        Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 2009. №4.

.        Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

.        Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии 2003, №2

.        Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии 2003, №5

.        Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования // Вопросы психологии 2004, №5

.        Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003

.        Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. — М.: Знание, 2011.

.        Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реф. обр. Л., 2003

.        Формирование личности старшеклассника // А.Д. Дубровина, И.И. Туткина, И.В. Дубровина и др.; / под ред. И.В. Дубровиной, НИИ общ. и пед. Психологии — М.: Педагогика, 2009

.        Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Издательство МГУ, 2010.

.        Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2010.

.        Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2009

.        Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999

.        Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. — М., 2005

.        Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд., — М.: Мысль, 2006.