Исследование креативности в юношеском возрасте

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

Исследование креативности в юношеском возрасте

(Курсовая работа по педагогической психологии)

Выполнила: студентка 3-го курса

специальности « Педагогика и психология»

группы ПП-3

Шарапаева Екатерина

Научный руководитель:

доцент

кафедры психологии образования и развития

Л.М. Петрова

Волгоград, 2010

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические взгляды на проблему креативности и ее детерминированности в юношеском возрасте…………………………7

1.1. Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении…………………………………………………………………7

1.2. Креативность в юношеском возрасте…………………………..14

1.3. Основные детерминанты креативности………………………..17

Глава 2 Эмпирическое исследование креативности и темперамента в юношеском возрасте……………………………………………………..21

2.1. Описание процедуры и методик исследования…………………21

2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов………………..23

Заключение…………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………31

Введение

Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем

Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.

19 стр., 9450 слов

Особенности развития креативности в дошкольном возрасте

... зарубежной и отечественной психологии. Исследовать развитие креативности в дошкольном возрасте. Выявить особенности развития креативности дошкольников. Сравнить особенности проявления креативности дошкольников. Объектом исследования является проявление креативности у детей дошкольного возраста Предметом исследования ...

В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем — это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

В создавшихся условиях проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.

Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности.

Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего подросткового, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано как рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений креативности в юношестве (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стерн-берг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Е.А. Шумилин и др.).

Исследователи выделяют многочисленные детерминанты высокого уровня развития креативности. И в настоящее время, для решения задач нового времени общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала человека на всех этапах онтогенеза. Нахождение возможных причин и взаимосвязей креативности с другими характеристиками личности и недостаточная изученность проблемы креативности делает работу актуальной.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...

Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи креативности и темперамента в юношеском возрасте.

Объект исследования: креативность в юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности невербальной креативности у юношей с разным типом темперамента.

Гипотеза исследования: между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить диагностический аппарат

3. Диагностировать темперамент студентов

4. Диагностировать креативность студентов

5. Определить связь между различными характеристиками темперамента и показателями невербальной креативности в юношеском возрасте

Методы исследования: в качестве методов исследования использовались теоретический анализ, метод поперечных срезов, эмпирические методы, методы обработки данных (корреляционное исследование).

Нами использовались психодиагностические методики:

— «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптация Авериной, Щеблановой)

— Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

— Вычисление симметричной корреляционной матрицы Спирмена, при помощи статистического пакета SPSS 11.0

— Однородный дисперсионный анализ, с использованием статистического пакет SPSS 11.0

База исследования: исследование проводилось со студентами 1го курса Волгоградского Государственного Педагогического Университета специальности педагогика и психология.

Глава 1. Теоретические взгляды на проблему креативности и ее проявлений в юношеском возрасте

1.1. Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении

Креативность, понятие, которое не находит однородного понимания в различных концепциях.

Вот одно из определений, креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают.

Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления»

Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности — интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала».

Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода — анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает ...

Такая методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать» исследуемые процессы: в связи с тем, что большинство субъектов исследования — носителей изучаемых процессов и способностей — к моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить.

Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.

Лишь по прошествии полувека пришло осознание того, что признаком высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное — оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов оценки.

В английском языке эта особенность получила название креативности. Ввиду неблагозвучия буквального перевода, который по-русски звучал бы как «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

20 стр., 9720 слов

Соотношение речи и мышления как проблема психологии

... др.). В истории психологических исследований проблемы соотношения мышления и речи значительный вклад внес Л.С. Выготский своей монографией «Мышление и речь», вышедшей в 1934 ... Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме; 2. Охарактеризовать понятия речи и мышления, 3. Проанализировать эмпирическое исследование интеллектуального развития детей ...

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми).

4. Разработанность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.

5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Легкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

1.3. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В ходе изучения креативности было определено несколько подходов, остановимся на некоторых из них подробнее.

«Креативность» — так озаглавил Дж. Гилфорд свой доклад, сделанный при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.

Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на необычное использование предметов, в котором испытуемому предлагалось придумать как можно больше вариантов применения самых обычных предметов (например, кирпичей).

Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро превратились в главный инструмент измерения креативности.

Но методическими новациями вклад Гилфорда не исчерпывается. Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

В 1967г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

29 стр., 14361 слов

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях ...

... как развитие новых «привычек», возникающих в процессе адаптации к изменившимся условиям. “Эти теории, якобы признающие психологический фактор, сводят его до уровня простого отражения определенных стандартов поведения в ... состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан ...

В большинстве выполненных в этом ключе исследований при оценке креативности во внимание принимаются, как правило, два главных показателя — количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что данные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначными свидетельствами наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью», ответа могут стоять совершенно разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность.

В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания: 1) оригинальность (статистическая редкость); 2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки — «скрепку можно съесть» — креативным не является); 3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений); 4) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.

Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

Уязвимость традиционного подхода к креативности состоит даже не в том, что оригинальность трактуется просто как маловероятная идея, то есть чисто статистически. Основная беда заключена в самой инструкции диагностических тестов. В свое время Бетховен говорил: «Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал». Но тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов и никак не связанных с механизмами творчества.

По этой причине высокие показатели креативности нередко фиксируются у детей со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижений, что скорее свидетельствует о компенсаторных механизмах и психологической защите. Оригинальность подчас может выступать просто как вычурность или свидетельствовать о нарушении селективных процессов, наблюдаемом при некоторых душевных заболеваниях. Во многих работах (в частности, В.Н. Дружинина) показано, что высокая оригинальность свидетельствует о невротизации личности.

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

12 стр., 5643 слов

Историческое развитие идей о связи психики и мозга от античности до наших дней

... психологии можно выделить два этапа, касательно развития представлений о душе и связи её с мозгом. Первый этап представлен ... Гиппократ положил в основу учения о четырёх типах темперамента. Придерживаясь линии Демокрита и разделяя взгляды Алкмеона, ... соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Большее ...

П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения.

Несмотря на достаточную разработанность проблемы креативности и определения ее детерминант с использованием различных подходов, этот вопрос остается весьма противоречивым.

1.2. Особенности развития креативности в юношеском возрасте

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

Возникает вопрос: когда происходит формирование этих личностных свойств?

Развитие креативности проходит как минимум две фазы:

Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. К трем годам у ребенка, по данным Д. Б. Эльконина, появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется потребность в компенсации и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинаются наблюдаться с конца 2-го по 4-й год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание. В исследовании В. И. Тютюнника показано, что потребности и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку.

Подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет).

В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу.

Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Однако, в ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативных учеников как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление их репродуктивной работе, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом исследования сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одаренные дети впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания (по Л. Колбергу).

В юношеском возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и формирования. Это проявляется в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, которые характеризуются возникновением рефлексии, осознанием своих мотивов, интимизацией внутренней жизни (И.С. Кон).

Неоднозначность представлений о себе и окружении, недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал. Многие стороны психического развития являются хорошей базой для развития креативности, включающей в себя когнитивную, характерологическую, динамическую, эмоционально-волевую, мотивационные сферы. Но для того, чтобы развивать креативность, необходимо создать специальные условия. Представители гуманистической психологии (Н. Роджерс, А. Маслоу и др.) выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества) условия. Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, поощрение различных творческих продуктов в школе и дома, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде.

Отечественные исследователи выделяют в качестве условий наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова), наличие наставника и влияние семьи (Е.А. Корсунский), влияние семейных отношений и условия развития в школе (Е.Е. Туник).

Таким образом изучение особенностей развития креативности и ее детерминант в юношеском возрасте актуально, ведь при выделении и моделировании внешних условий развития креативности, немало важен учет внутренних детеминант.

1.3. Основные детерминанты креативности.

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки).

Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.

В.П. Эфроимсон обнаружил такой факт как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак как высоколобие креативных людей.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.).

Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией — более продуктивен творчески.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.

1. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

2. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.

Таким образом, в психогенетике признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности. На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

Большее значение в развитии этого качества личности ученые придают особенностям среды. Например, результаты кросскультурных исследований позволили Торренсу сделать следующие выводы:

1. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.

2. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.

3. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.

4. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии среды.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, Е.В. Алфеева говорит о том, что негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности.

В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

1. отсутствие образца регламентированного поведения;

2. наличие позитивного образца творческого поведения;

3. создание условий для подражания творческому поведению;

4. социальное подкрепление творческого поведения.

Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод о том, что семейная среда способствует развитию креативности так, где присутствуют следующие факты: внимание к ребенку, но вместе с тем предъявляются различные, несогласованные требования, низкий внешний контроль за поведением, наличие творческих членов семьи и поощрение нестереотипного поведения.

Ряд ученых в своих исследованиях отмечает зависимость креативности от темперамента, делая акцент на индивидуально-типических различиях. Каждый тип темперамент имеет свои «сильные» и «слабые» стороны, и не может быть «плохим» или «хорошим», просто то или иное сочетание качеств и характеристик может влиять на степень проявления различных характеристик креативности.

Л.И. Полтавцева отметила, что такая характеристика креативности как беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены. Именно поэтому в эмпирической части своего исследования мы основной задачей поставили установление наличия взаимосвязи между различными характеристиками креативности и свойствам темперамента.

Глава 2. Эмпирическое исследование креативности и темперамента в юношеском возрасте

2.1. Описание процедуры и методик исследования

На основе анализа научно-психологической литературы о креативности и построили гипотезу нашего исследования, между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы.

В нашем исследовании принимали участие студенты-первокурсники факультета «психологии и социальной работы» специальностей «Практическая психология в образовании» и «Педагогика и психология». Всего в исследовании приняли участие 27 человек. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, все они находятся на этапе юности. Это дало нам возможность определить дальнейшее направление нашей исследовательской работы:

1) Анализ особенностей темперамента студентов;

2) Определить степень проявления креативности у студентов в соответствии с выявленным типом темперамента:

3) Выявить преобладающий тип процесса возбуждения или торможения у студентов.

С учетом исследовательских задач нами были отобраны следующие методики:

1) «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптации Авериной, Щеблановой) (см. Приложение 1)

2) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)(см. Приложение 2)

Исходя из экспериментальных данных, мы предполагаем определить основные направления работы по поиск и выявление студентов со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами, а так же разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных студентов, имеющих проблемы с обучением.

2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов

Все полученные в ходе проведения методик данные были обработаны и помещены в таблицы (см. приложение 3 и 4).

Следующим этапом нашего исследования было определение наличия корреляционной связи между различными характеристиками темперамента и показателями креативности. Для этого нами была использована программа SPSS 11.0. Данные полученные в ходе вычисления наличия корреляционных связей были представлены в таблице (см. приложение 5).

Анализируя представленные данные, нами были сделали следующие выводы.

Такие характеристики креативности как гибкость и оригинальность (коэф.корр. 0,552); оригинальность и разработанность (коэф.корр. 0,677) имеют между собой очень сильную положительную корреляционную связь. Это свидетельствует о том, что уровень показателей тесно связан – высокие баллы за оригинальность будут сопровождаться высокими баллами за разработанность. Так же высокий балл за гибкость будет сопровождать высокий балл за оригинальность. Такое же соответствие будет наблюдаться и при низких результатах по этим показателям.

Такие характеристики креативности как гибкость и разработанность, так же имеют корреляционную связь между собой, но она менее сильная, чем у предыдущих показателей (коэф.корр. 0,420).

Это говорит нам о возможности того, что низкий или высокий балл за гибкость может влиять на соответствующий балл по показателю «разработанность», данная связь так же может быть объяснена наличием сильной связи между показателями гибкость – оригинальности и оригинальность – разработанность.

При проведении корреляционного анализа ними была обнаружена еще одна тенденция – сильная обратная (отрицательная) корреляционная связь между таким критерием креативности как разработанность и показателем темперамента торможение (коэф.корр. -0,533).

Так как корреляционный анализ не дает нам возможности сделать вывод о причинно-следственных связях, мы можем сделать вывод о том, что баллы по данным показателям могут быть противоположными, т.е. высокий балл по критерию «разработанность» предполагает низкий балл по показателю «торможение», и наоборот.

Следующим этапом нашего исследования стало проведение однородного дисперсионного анализа, с целью выявления статистически значимых различий показателей креативности у юношей с различным типом темперамента. Для проведения данного типа анализа необходимо подтверждение об однородности дисперсий. Для этого нами был посчитан критерий Ливена, который показывает, что статистически достоверных различий между дисперсиями не обнаружено (Sig.>0,05) по показателям гибкости, оригинальности, разработанности. Следовательно, допустимо применение однофакторного дисперсионного анализа. В случае показателя беглость тест Ливена показал наличие достоверных различий между дисперсиями, поэтому дисперсионный анализ применять не допустимо (см. приложение 6).

После проведения дисперсионного анализа нами было выявлено, что средние результаты показателей креативности у юношей с различным типом темперамента имеют различия, но они являются статистически не значимыми. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы, в полной мере не подтвердилась, нами была выявлена лишь одна сильная отрицательная корреляционная связь между торможением (показатель темперамента) и разработанностью (характеристика креативности).

Таким образом, полученные нами результаты могут быть объяснены следующим, сравнительно небольшим объёмом выборки и главным образом, возрастом участников исследования. Все участники исследования находятся на одном возрастном этапе – юность, следует отметить, что в данном возрасте личностные, индивидуальные характеристики имеют меньшее значение, нежели внешние, социальные факторы. Возможно, если бы критерием для сравнения послужила бы какая-либо социальная характеристика (стиль межличностного общения), она имела бы более сильную связь с креативностью.

Заключение

В ходе проведения исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы, и определен ряд задач для выяснения истинности данной гипотезы. Для осуществления поставленных задач нами был определен диагностический набор методик. После проведения и обработки полученных с помощью методик результатов мы перешли на следующий этап исследования – определение наличия корреляционной связи между различными характеристиками темперамента и показателями креативности. Для этого нами была использована программа SPSS 11.0. При проведении корреляционного анализа ними были обнаружены несколько тенденций:

· такие характеристики креативности как гибкость и оригинальность (коэф.корр. 0,552); оригинальность и разработанность (коэф.корр. 0,677) имеют между собой очень сильную положительную корреляционную связь.

· сильная обратная (отрицательная) корреляционная связь между критерием креативности разработанность и показателем темперамента торможение (коэф.корр. -0,533).

Следующим этапом нашего исследования стало проведение однородного дисперсионного анализа, с целью выявления статистически значимых различий показателей креативности у юношей с различным типом темперамента. Во всех случаях статистически достоверного влияния типа темперамента на уровень развития показателей креативности выявлено не было (Sig.>0,05).

Полученные нами данные могут быть обусловлены возрастом участников исследования. Все участники исследования находятся на одном возрастном этапе – юность, следует отметить, что в данном возрасте личностные, индивидуальные характеристики имеют меньшее значение, нежели внешние, социальные факторы.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств – личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.

В этой связи становиться наиболее актуальным разработка профилактических и коррекционных мер, направленных на формирование у современных юношей креативности с учетом возрастных особенностей, разработка и создание определенного типа педагогической и образовательной систем.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин ; С.-Петерб. педиатр. мед. ин-т. Центр обществ. здоровья. — СПб. : Ривьера, 1994. — 178 с.

2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. — 2004. — № 20.

3. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Смысл, 2000. — С.186-198.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д., 1983.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.807-819.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. — М., 1996

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М.: Академия 1996.

9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004 — 701 с.

10. Луговая В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности : (на материале исслед. школьников младшего возраста) : автореф. дис. … канд. психол. наук / Луговая В.Ф. ; [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — СПб., 2005. — 20 с. Библиогр.: с. 20 (6 назв.).

11. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Просвещение, 1978.

12. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2001.

13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. — 1989. — №6. — С.29-33.

14. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова ; Пед. о-во России. — 2-е изд. — М. : Пед. о-во России, 1999. — 443 с.

15. Пономарев Я.А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М.: МГУ, 1958.

16. Р.Л.Солсо. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 28-36, 41-47.

17. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. — М.: Чистые пруды, 2006.

18. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — 1991.- № 1.- С.27.

19. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. — М.: ИНТОР, 1995.

20. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.

Приложение 1

Фамилия…………………… Имя ……………………………. Дата ……………….

ЗАКОНЧИ РИСУНОК

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

Исследование креативности в юношеском возрасте Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте

Приложение 2

Текст опросника

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?

7. Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались несколько недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?

24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?

29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?

31. Быстро ли Вы засыпаете?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Трудно ли Вам оторваться от работы?

35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?

38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?

39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?

51. Трудно ли Вам работать при шуме?

52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?

53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Любите ли Вы частые перемены?

56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?

57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?

58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?

59. Перебиваете ли Вы собеседников?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?

64. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять — важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?

67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?

68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?

69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживленную обстановку?

72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?

77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?

78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?

82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?

84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?

86. Говорите ли Вы обычно быстро?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?

91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?

101. Любите ли Вы часто менять род работы?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?

104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?

107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?

108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?

111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?

118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?

119. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?

120. Владеете ли Вы своей мимикой?

121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?

125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?

126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вас вывести из себя?

129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?

130. Любители Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Вы в движениях?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Приложение 3

Таблица результатов КТТМ

Код исп. гибкость оригинальность разработанность беглость
1 7,2 6,8 15,3 7,8
2 8,6 7,5 20,2 9
3 6,4 8,2 22,3 8,4
4 8,8 6,8 18,6 7,9
5 9 10,1 30,6 8,9
6 7,2 7,9 23,1 7,8
7 7,6 6,9 19,1 7,4
8 8,3 9 23,1 8,7
9 9 10,3 33,8 8,9
10 6,8 7,3 18,4 7,5
11 7,1 6,9 21,3 7
12 8,6 8,8 28,6 8,4
13 7,6 7,9 27,9 7,8
14 7,3 6,9 25,7 7,1
15 6,4 6,7 21,6 7
16 7,6 8,4 23,6 8,2
17 8,2 8,9 32,4 8,7
18 8,6 8,9 36,2 8,7
19 8,6 8,7 39,1 8,5
20 7,8 8,1 31,9 8,3
21 9 10,3 40,1 8,9
22 8,5 9 38,2 8,6
23 8,7 7,9 29,8 8
24 7,9 8,5 34,7 8,3
25 8,2 7,5 29,2 7,3
26 6,9 7,1 23,5 7

Приложение 4

Таблица результатов опросника Стреляу

Код исп. Уровень процессов возбуждения Уровень процессов торможения Подвижность нервных процессов
1. 36 56 48
2. 38 56 44
3. 36 52 46
4. 34 60 48
5 30 42 46
6 48 50 47
7 46 40 44
8 32 42 46
9 31 40 42
10 28 43 32
11 42 40 38
12 28 40 46
13 48 42 36
14 36 41 32
15 34 36 48
16 52 48 46
17 48 43 38
18 46 38 40
19 47 32 46
20 50 42 47
21 48 42 32
22 47 38 36
23 37 32 36
24 36 32 37
25 36 37 32
26 38 40 42

Приложение 5

Spearman’s rho

VAR00001

Correlation Coefficient 1,000 ,552(**) ,420(*) ,030 -,091 ,006 -,058
Sig. (2-tailed) . ,003 ,033 ,883 ,659 ,975 ,778
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00002

Correlation Coefficient ,552(**) 1,000 ,677(**) ,060 -,019 -,067 -,143
Sig. (2-tailed) ,003 . ,000 ,770 ,925 ,747 ,485
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00003

Correlation Coefficient ,420(*) ,677(**) 1,000 -,096 ,227 -,533(**) -,312
Sig. (2-tailed) ,033 ,000 . ,639 ,264 ,005 ,121
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00004

Correlation Coefficient ,030 ,060 -,096 1,000 -,165 ,204 ,224
Sig. (2-tailed) ,883 ,770 ,639 . ,422 ,318 ,272
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00005

Correlation Coefficient -,091 -,019 ,227 -,165 1,000 ,058 -,082
Sig. (2-tailed) ,659 ,925 ,264 ,422 . ,777 ,689
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00006

Correlation Coefficient ,006 -,067 -,533(**) ,204 ,058 1,000 ,352
Sig. (2-tailed) ,975 ,747 ,005 ,318 ,777 . ,078
N 26 26 26 26 26 26 26

VAR00007

Correlation Coefficient -,058 -,143 -,312 ,224 -,082 ,352 1,000
Sig. (2-tailed) ,778 ,485 ,121 ,272 ,689 ,078 .
N 26 26 26 26 26 26 26

**Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).

Приложение 6

Средние значения показателей креативности

Тип темперамента Гибкость Оригинальность Разработанность
Меланхолик 7,5 8,4 29,7
Сангвиник 7,8 8,4 33,8
Флегматик 7 8 25,5
Холерик 7,6 8 33

Исследование креативности в юношеском возрасте

Исследование креативности в юношеском возрасте