(на примере МБДОУ г.Мурманска №125)

  1. на тему:

Управление инновационными процессами в образовательном учреждении

(на примере МБДОУ г.Мурманска №125)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

1 Теоретические основы управления инновационными процессами в образовательном учреждении .……………………………………….

6

  1. Понятие и сущность инновации и инновационных процессов………

6

1.2 Инновационный процесс как объект управления.….……………….

14

1.3 Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении …………………………………………………

23

2 Анализ системы мотивации персонала ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО» ……………..………

29

2.1 Общая характеристика организации и организационная структура управления …………..…………..………

31

2.2 Оценка состояния системы мотивации педагогов ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО»………………………

42

3 Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию и активизации системы мотивации работников ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО» ………………………

52

3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО» ………….

52

3.2 Программа развития системы мотивации труда преподавателей ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО» ………………………

61

3.3 Программа психолого-педагогического тренинга по развитию мотивационного потенциала сотрудников ОГБОУ СПО «ОООООООООООООООООО» ………………………

72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………….

75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….…………………….

84

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

88

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, когда в России происходят глубокие социально-экономические изменения, переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Современные образовательные учреждения представляют собой динамически формирующиеся организации, работающие в режиме функционирования и развития и не имеющие возможности работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к качеству образования.

Ключевую роль в цикличной динамике развития образования играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям образовательной организации, а также удовлетворять всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Решение этих задач возможно только в динамично развивающейся образовательной организации, в которой ведущую роль при осуществлении образовательного процесса играют инновации. При этом возникает необходимость как в формировании педагогического коллектива, способного осуществлять инновационную деятельность, так и применения эффективных способов регулирования процесса разработки и внедрения инноваций в образовательном учреждении.

Задача руководителя учреждения в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить необходимые условия инновационной деятельности, создать в своей организации соответствующую атмосферу, способствующую максимальной ее реализации и главное грамотно управлять инновационными процессами, которые в свою очередь требуют глубокого научного и практического осмысления.

Степень научной разработанности данной проблемы. Анализ научной литературы показал, что длительное время инновации рассматривались в системе экономических исследований. К настоящему времени определить качественные характеристики инновационных процессов только в рамках экономических теорий стало невозможно.

Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений и в сферах управления, образования, права и других направлениях.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема инноваций и проблема формирования новой модели управления инновационными процессами в образовательном учреждении отражена в работах в учениях о педагогической и психологической теории управления Н. А. Витке, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревой, Д. Карнеги; в системной концепции нововведений Н. И. Лапина, А. И. Пригожего, Б. В. Сазонова М.М. Поташника, А. В Хуторского, Н Б Пугачёвой, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать отдельные стадии инновационного процесса.

Таким образом, в научной литературе тема инноваций представлена достаточно широко. Вместе с тем, мы считаем, что вопрос об управлении инновационными процессами в образовательном учреждении на сегодняшний день остается открытым и нуждается в дополнительном исследовании и соответствующем теоретическом и практическом обосновании.

Объектом исследования является управление инновационными процессами в образовательном учреждении.

Предмет исследования – особенности управления инновационными процессами в МБДОУ г.Мурманска №125.

Цель исследования разработать практические рекомендации по усовершенствованию управления инновационными процессами в МБДОУ г.Мурманска №125.

Поставленная цель, объект и предмет исследования предполагали решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать теоретические основы управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
  2. Проанализировать состояние инновационных процессов в МБДОУ г.Мурманска №125.
  3. Сформулировать предложения по совершенствованию управления инновационными процессами в МБДОУ г.Мурманска №125.

Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ научных источников и изучение состояния практики по рассматриваемой проблеме; наблюдения, синтез и обобщение.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной исследовательской работы могут найти применение в деятельности руководителей различных образовательных учреждений.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, где обоснована актуальность темы и сформулированы цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; трех глав, где отражены теоретические основы управления инновационными процессами в образовательном учреждении, представлены результаты оценки состояния инновационных процессов в МБДОУ г.Мурманска №125, разработаны практические рекомендации по совершенствованию управления инновационными процессами в МБДОУ г.Мурманска №125, заключения, списка литературы и приложений.

1 Теоретические основы управления инновационными процессами в образовательном учреждении

  1. Понятие и сущность инновации и инновационных процессов

Инновации, или нововведения, характерны для любой профессиональной деятельности человека и, следовательно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (5.) Надо отметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие инновация в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В литературе насчитываются сотни определений инноваций. Например, инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми (1.)

В мировой экономической литературе  инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Инновация — в социально-психологический аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое (6.).

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (2.).

Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

«Педагогическая инновация» — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

  • генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие);
  • разработка идеи в прикладном аспекте;
  • реализация нововведения в практике [4.].

Инновационный процесс, в связи с этим можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение, формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

В другой существующей характеристике этапов развития инновационного процесса выделяют следующие действия:

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. [7].

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать:

  • научно-теоретическое знание определённой новизны,
  • новые эффективные образовательные технологии,
  • выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют:

1. По видам деятельности:

  • педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;
  • управленческие.

2. По характеру вносимых изменений:

  • радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;
  • комбинаторные, новое сочетание известных элементов;
  • модифицирующие, совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы.

3. По масштабу вносимых изменений:

  • локальные, независимые друг от друга изменения компонентов;
  • модульные, взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;
  • системные, полная реконструкция системы как целого.

4. По проблематике:

  • инновации, направленные на изменение высшей школы в целом на создание в ней воспитательной системы или иной системообразующей деятельности на основе концептуальных идей;
  • инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса;
  • инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;
  • инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления.

5. В зависимости от области реализации или внедрения:

  • в содержании образования;
  • в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
  • в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

6. По источнику возникновения:

  • внешние (за пределами образовательной системы):
  • внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

7. По масштабу использования:

  • единичные;
  • диффузные.

8. В зависимости от функциональных возможностей:

  • условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.;
  • продукты: педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.;
  • организационно-управленческие: качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

9. По масштабности и социально-педагогической значимости:

  • федеральные;
  • региональные;
  • субрегиональные.

10. По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:

  • инновации нулевого порядка — это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента);
  • инновации первого порядка — характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве;
  • инновации второго порядка — представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.);
  • инновации третьего порядка — адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования;
  • инновации четвертого порядка — содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей);
  • инновации пятого порядка — инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы);
  • инновации шестого порядка — в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа;
  • инновации седьмого порядка — представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем.

11. По осмыслению перед внедрением инноваций:

  • случайные — инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение;
  • полезные — инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого с образовательной системой;
  • системные — инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся, воспитанников и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. (8.)

В развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера и т.д.

1.2 Инновационный процесс как объект управления

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденная Правительством России, а также происходящие в стране социально-экономические преобразования, требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни.

Инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении, являются важнейшим средством обновления и модернизации образования. Их предназначение — развитие образовательного учреждения как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности организации.

Инновационный процесс в образовании — процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский).

Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.).

Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления.

Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др.).

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой учреждением работы. (Сидоров С.В.)

Если управленческий процесс соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками, то такой процесс можно считать эффективным.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

  • выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;
  • внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;
  • освоение передового педагогического опыта;
  • изучение и обобщение педагогического опыта внутри образовательного учреждения;
  • изучение образовательных потребностей учащихся или воспитанников, пожеланий родителей и социального окружения;
  • выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри образовательного учреждения;
  • повышение инновационного потенциала образовательного учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью — процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых:

  • постановка стратегических и тактических целей,
  • анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска,
  • анализ инфраструктуры и возможностей учреждения,
  • диагностика реально сложившейся ситуации,
  • прогнозирование будущего состояния учреждения,
  • поиск источников творческих идей и их финансирования,
  • формирование инновационного портфеля,
  • стратегическое и оперативное планирование,
  • управление научными и методическими разработками,
  • совершенствование организационных структур,
  • анализ и оценка эффективности инноваций,
  • разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга,
  • диверсификации и управление рисками и др.

Однако главными направлениями и задачами инновационного менеджмента следует считать:

  • разработку и осуществление единой инновационной политики;
  • определение системы стратегий, проектов, программ;
  • ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;
  • подготовку и обучение персонала;
  • формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов;
  • создание инновационной среды.

Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации.

Управление инновационным процессом в контексте целостного развития образовательной организации, по мнению таких ученых, как Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин, должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
  • работу с учащимися и воспитанников, предполагающую изучение и учёт их интересов и их образовательных потребностей, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательной организации новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
  • совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления образовательной организации с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов;
  • осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;
  • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
  • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие образовательного учреждения на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С. А. Репин).

Концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы находят отражение в общих установках стратегии преобразований образовательного пространства. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития образовательного учреждения:

  • стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности учреждения;
  • стратегию модульных изменений, которая ориентирует на осуществление нескольких комплексных изменений. Совокупность изменений образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет управление, требует большей ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая;
  • стратегию системных изменений, которая предусматривает «полную реконструкцию ОУ, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д.), все структуры, связи, звенья, участки». Она позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей организации, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении образовательным учреждением. Ведь инновационный процесс – это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной неопределенностью и рисками, неприменимостью целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм.

Инновационный механизм — совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Составляющие инновационного механизма:

  • инновационное законодательство;
  • организационные формы инновационных отношений;
  • методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций;
  • морально-психологические методы воздействия на инновационную активность;
  • меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях управления образовательным учреждением обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся организацией.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития. Программа развития образовательного учреждения является стратегическим документом, который будет ориентирован на решение наиболее значимых для будущего организации проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект. По мнению Л. В. Шмелькова программа развития является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности организации как целостной педагогической системы»

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

  1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.
  2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.
  3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности.
  4. Проблемный анализ образовательного учреждения, построение «проблемного поля» и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своей организации.
  5. Выработка проектной идеи развития учреждения. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной образовательной организации и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
  6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
  7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

  • разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
  • определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие образовательной организации на основе интеграции инновационных потенциалов учреждения, семьи и социальной среды;
  • разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
  • подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся, воспитанников и их родителей к участию в инновационном процессе;
  • обновление структуры управления образовательной организации;
  • создание инновационного совета учреждения, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
  • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
  • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
  • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • внедрение методики экспертизы инноваций;
  • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
  • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в образовательном учреждении;
  • введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в образовательном учреждении, является организация работы субъектов инновационного процесса.

Субъекты инновационного процесса – лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления образовательного учреждения.

Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Т. И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы характеризуется стадия «инновационной робости». В этой стадии члены коллектива сдержанны в оценках инновации, не обладают необходимой для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности являются характерными проявлениями участников инновационного процесса. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается, интериоризируется, многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в образовательном учреждениискладывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т. д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива – это стадия, на которой в образовательном учреждении сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие учреждения, совершенствование осуществляемого в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Чтобы успешно управлять инновационными процессами, необходимо осуществить переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение — только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности. (Сидоров В.С.)

1.3. Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении

Создания творческой атмосферы в коллективе образовательного учреждения – необходимое условие протекания инновационной деятельности, как неотъемлемой части обычной, нормальной работы. Нельзя вынудить работать коллектив на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа — это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате доверие, забота, внимание дает вполне осязаемые результаты — качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в образовательном учреждении инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс» (Скаткин М.Н.).

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, воспитанниками, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческих условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют:

  • осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности;
  • управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
  • интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды;
  • формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в образовательном учреждении.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения педагогов в инновационную деятельность:

  • постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает образовательное учреждение;
  • стажировка, повышение квалификации;
  • педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии;
  • деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;
  • творческая работа педагогов в своем учреждении, в районных, городских, областных методических объединениях;
  • самообразование, работа с научно-методической литературой;
  • самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы;
  • практикумы, тренинги;
  • инновационные технологии обучения и воспитания, интерактивные методы научно-методической работы;
  • описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах;
  • творческие отчеты педагогов по обобщению опыта и др.

В инновационном менеджменте используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные только для него. К специальным методам относятся:

  • методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза);
  • аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ);
  • методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.);
  • методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации);
  • принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив);
  • методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции);
  • методы аргументации, презентации, ведение переговоров (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью:

  • методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций;
  • методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль);
  • методы создания условий для профессионального роста членов педагогического коллектива;
  • методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутренней культуры учреждения, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития образовательного учреждения.

Конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности являются результатом инновационной деятельности.

Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности образовательного учреждения оценивается на основе трех групп критериев:

  • критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности учреждения с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника образовательного учреждения, федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.;
  • критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;
  • критерия мотивации.

Для измерения эффективности управления инновационными процессами и развитием образовательного учреждения В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

  1. Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены учреждением (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития образовательного учреждения).
  2. Полнота выделения актуальных проблем образовательного учреждения (понимание членами коллектива проблем, а также их причинно-следственных связей).
  3. Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в образовательном учреждении: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем.
  4. Интегрированность целей развития образовательного учреждения: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.
  5. Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.
  6. Заинтересованность педагогического коллектива образовательного учреждения в освоении нового.
  7. Контролируемость инновационных процессов в образовательного учреждения.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям появляются авторские концепции, новые модели образовательных учреждений; разрабатываются программы развития учреждений, регионов; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются новые системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

2.Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 88-89; 

3.Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] /Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. — 2005.- с. 198.

4. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения [Текст]: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. -№ 5. — С. 10

5. Образовательное направление инноватика [Текст]: учеб. пособие [Текст] / под ред. А. В. Горностаевой. М.: КНОРУС, 2005. —  280 с.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» // Российская газ. — 2008.-30 дек. — C.15; Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 52 Ч.I. — Ст.6239. — С.15922-15938; ПЛ. — 2009. — № 1. — С.56-70; ИС. Промышленная собственность. — 2009. — № 2. — С.66-87; 

7.Кузьмин, М. Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России [Текст] / М. Н. Кузьмин // Педагогика.- 2004.- № 4. — С. 3.

8. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – с.8