Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Родовая боль и особенности отношения к ней будущей матери 9
1.2.Психологические особенности переживания матери во время беременности и родов 18
1.3. Влияние эмоционального состояния матери на ребенка 28
Выводы по первой главе 43
Глава 2 Логика исследования
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 45
2.2. Методы исследования 48
Выводы по второй главе 51
Глава 3 Эмпирическое исследование психологических переживаний у женщин
3.1. Показатели психического состояния у беременных женщин 52
3.2. Показатели психического состояния у родивших женщин 58
3.3. Динамика изменений психического состояния у женщин. Анализ и обсуждение результатов исследования 63
3.4. Анализ и обсуждение результатов исследования 68
Выводы по третьей главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы: 78
Приложения
Введение
Материнство является одной из основных фундаментальных человеческих ценностей. Проблема материнства имеет различные аспекты: социальный, медицинский, культурологический и психологический, содержание которых изменяется в истории развития цивилизации.
в настоящее время, в обществе, проявляются следующие негативнее тенеденции. Женщины отказываются от рождения детей, для многих теряется смысл материнства, в основном женщины реализуют себя в основном в профессиональной деятельности и в социальной роли.
В то же время существующая система помощи при родах, не всегда оказывается эффективной. Все чаще регистрируются случаи нарушения протекания беременности и родовой деятельности, родовой патологии, подвергающие жизнь роженицы и ребенка риску Нередки случаи летального исхода в родах для женщины либо новорожденного.
Детерминантой эмоционально-негативного отношения к родам являются многие причины, которые могут возникнуть в результате сочетания дефицита информации и негативного характер. Следующий фактор — представление о неизбежности боли. Все эти факторы, являются сильными стрессорами [26],[47],[50] и приводят к изменениям к искажению деятельности организма и психического состояния женщины, которые необходимы для развития нормальной родовой деятельности.
Самым главным, в проявлении интенсивности переживаний (как положительных, так и отрицательных), связанных с предстоящим материнством, является период, непосредственно перед родами. В последние недели беременности происходят особенные изменения психологического и физиологического состояния женщин, характер которых зависит от стиля переживания беременности и отношения к вынашиваемому ребёнку [13].
Психические явления. Психические состояния личности, их влияние ...
... Психические явления. Психические состояния личности, их влияние на психические процессы и свойства. Психические явления- внутренние и внешние воздействия на психику человека: психические свойства, психические процессы, психические состояния. Психические состояния-психические ... первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее; ...
Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Особый интерес к этой проблеме, связан прежде всего, с ростом демографических проблем, такими как, снижением потребности в детях, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п.
С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.
Нужно отметить, что этап беременности является особым, переломным этапом в формировании как роли матери и отца, родительского отношения.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии.
В настоящее время, в науке, повышается интерес к комплексным исследованиям материнства. Материнство как самостоятельность, имеет сложную структуру, об этом свидетельствуют множественность культурных и индивидуальных вариантов, важность материнства и ее поведения для развития ребенка.
Исходя из того, что беременные женщины очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности, проблема психологических стрессов женщины во время родов, становится актуальной в акушерстве: Коваленко Н.П., 1996; Брехман Г.И., 1998. [39]
Психическое здоровье беременных является не менее важным, как и оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи. Даже нормально протекающая беременность связана с амбивалентными психологическими переживаниями беременной женщины, которые могут усугубить и осложнить течение беременности и родов при действии психотравмирующих факторов (конфликтов – семейных и производственных, утрат, экономических проблем, чрезвычайных ситуаций и т.д.).
Дополнительные нагрузки, которые ложатся на плечи беременной, могут являться повреждающими факторами, как для беременной, так и для внутриутробного плода.
Мы полагаем, что во время родов женщина находится в экстремальной ситуации, поэтому может проявить себя в трех модусах: страдания; стойкости, мужества и роста личности, трансгрессии (Магомед-Эминов, 2006).
[28] На сегодняшний день ощущается необходимость в разработке комплексных программ психологической помощи женщинам, в сравнительных исследованиях психологических состояний беременных, находящихся в состоянии условной «психологической нормы беременности», острого и хронического стресса. Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психологическая помощь позволит снизить риск развития негативных эмоциональных состояний, нарушения привязанности и отвержения ребенка, дезадаптации во время беременности и родов.
Исследование характера детей с интеллектуальной недостаточностью
... в советской психологии особенно в исследованиях 3. Н. Мясищева, 1960. Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного детства, каждый ребенок обладает еще и собственными, ... мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы. Атлетическому типу свойствен сильно ...
Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психокоррекция возникших состояний позволит профилактировать акушерские и соматические осложнения, возникающие во время беременности как последствия стресса.
В то же время, изучение психических состояний беременных женщин, является на сегодняшний день, одной из мало разработанной в отечественной науке.
Актуальность психологического изучения материнства обуславливается противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с увеличением числа социального сиротства, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и недостаточной разработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы.
Цель исследования: определить закономерности психологического состояния женщины во время родов, на этом основании установить оптимальную картину формирования готовности к материнству и выявить условия, способствующие позитивным и негативным переживаниям матери при рождении ребенка.
Предмет исследования: психологические переживания родивших женщин.
Объект исследования: нарративы женщин после рождения ребенка.
Гипотеза исследования:
1. Во время родов у женщин проявляются негативные, нейтральные и позитивные переживания.
2. Подготовка к родам, влияет на особенности психических переживаний во время родов и на восприятие ребенка и роли матери
Общий план исследования базируется на следующих положениях: психологические переживания во время родов связаны с отношением женщины к ситуации беременности, к будущему ребенку. Если состояние женщины во время беременности остается неудовлетворительным, это определяет необходимость использования дифференцированных комплексных психопрофилактических программ.
Задачи исследования:
1. Выявить типы отношения матери к ребенку после его рождения, соответствующие готовности женщины к успешному материнству, особенностями протекания родов и отклоняющиеся варианты.
2. Выявить особенности психологического состояния женщины после родов.
Методологической основой исследования явились представления о родовой деятельности, как особом состоянии организма в целом, изменения нервной системы, психический компонент состояния, которая обозначается как «психологическая готовность к родам».
В рассматриваемой проблеме, важным являются и понятия эмоционального стресса, так как беременность и роды являются состояниями, требующими включения адаптационных механизмов, в том числе психических, а нарушения формирования родовой доминанты связаны с несовершенным функционированием этих механизмов.
Методы исследования: беседа, наблюдения, психологический эксперимент, методы математической статистики.
Этапы исследования и испытуемые:
Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи
... дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что ... для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе ...
1 этап: обследование проводилось на базе женской консультации, в поликлинике N 113 Москвы, на добровольной основе. В исследовании принимали участие женщины детородного возраста (от 17 до 36 лет).
Средний возраст составил 28+12 лет (медиана 26 лет).
Всего в исследовании приняла участие 32 беременных женщин. Беременные обследовались психологами в третьем триместре беременности (30- 40 недель) 85,6 % женщин живут в зарегистрированном или незарегистрированном браке. Все женщины рожали впервые, 44 % женщин считали данную беременность ожидаемой и желанной. Без мужа планировали воспитывать ребенка 14,4% беременных.
Высшее образование было у 47,6% женщин. Большинство беременных были со средним специальным образованием (61,0%).
Учились в высших учебных заведениях на период беременности — 22,2%.
Материальный уровень семей: доходы выше минимального прожиточного минимума были у 49,5% семей.
2 этап: обследование женщин после родов. Роды у всех женщин прошли на 38–40 неделях беременности. Исследование проводилось на 3 –5 сутки после родов на базе Акушерско-гинекологического корпуса Центральной Клинической Больницы Медицинского Центра управления делами Президента Российской Федерации.
3 этап: выявление динамики изменения психических переживаний у женщин, перед предстоящими родами и после.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Родовая боль и особенности отношения к ней будущей матери
Многие люди склонны думать, что понятия «роды» и «боль» неразделимы. Представление о том, что роды — это мучительный процесс, настолько устойчиво и привычно, что обычно никто не сомневается в том, что бывает иначе. Вся надежда будущих родителей возлагается на современную медицину, вооруженную большим количеством обезболивающих препаратов. Казалось бы — прощай боль и страх, но на деле все оказывается не так просто. Медикаментозное обезболивание имеет множество негативных последствий, как для мамы, так и для малыша, а в некоторых случаях бывает даже опасно для здоровья……………
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Получили свое подтверждение и конкретизацию следующие теоретические положения:
Беременность и рождение ребёнка, особенно первенца — это один из наиболее важных периодов в жизни каждой семьи, когда происходит зарождение новых объектных отношений, большую роль в которых будет играть новорождённый. Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя.
В настоящее время, как медиками, так и психологами различных направлений, всё больше внимания уделяется изучению психологических особенностей беременной женщины. Все исследователи этой темы единодушны в мнении о значительном воздействии беременности на психику женщины. Для будущей матери такая огромная физическая, гормональная и эмоциональная перемена является нормальной критической переходной фазой и, следовательно, сопровождается оживлением конфликтов и тревог прошлого.
Беременность — время стресса, в особенности для молодой женщины, у которой психическое равновесие, необходимое для того, чтобы иметь дело с непрестанными требованиями беспомощного, зависимого человечка, еще не установлено надежно. Новые объектные отношения, которые начнут развиваться только с рождением ребенка, будут зависеть не только от самого ребенка, его пола, внешности и поведения (влияющих, конечно, на мнение матери о Собственном Я и о своем умении заботиться о ребенке), но и от конкретных переживаний матери во время беременности и родов, этих важных этапов на пути материнского узнавания: ребенок вне меня и есть тот плод, который был когда-то столь сокровенной частью моего тела.
Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития ...
... возрасте. Объектом исследования является ситуативно-личностное общение матери и ребенка. Предмет исследования: особенности развития речи детей младенческого возраста. Цель: теоретически обосновать возможности ситуативно ... Важным компонентом работы является гипотеза: если ситуативно-личностное общение матери с ребенком младенческого возраста целенаправленно и содержательно, то это будет условием ...
Уникальное сочетание телесных и эмоциональных ощущений во время беременности предоставляет женщине альтернативное средство для разрешения некоторых психических конфликтов, связанных с детскими переживаниями. Плод можно физически поддерживать, оберегать и хранить его жизнь, но можно физически отвергать невынашиванием или абортом, когда мать отказывает плоду в жизни, а себе в материнстве. Таким образом, на этом пути тело женщины может быть использовано для выражения эмоциональных состояний сознания, как это было на ранних стадиях развития.
Эмпирическое исследование показало следующие результаты:
Главное изменение у женщин в эмоциональном и личностном плане является пересмотр отношений между партнерами после рождения ребенка.
Испытуемые после рождения ребенка старались сделать его приход в этот мир как можно более мягким, смягчить психическую травму при рождения. Для этого его не отлучали от родителей, сразу прикладывали к груди, клали к матери на живот, то есть происходил контакт «кожа к коже»; все это происходило при слабом освещении, в тишине, в благоприятной обстановке.
Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее, обнаруживают его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство.
Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ним, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.
Полученные результаты позволяют говорить, что достаточно высокий уровень тревожности (однако ниже, чем у группы с симптомами депрессии);
высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями и развитое чувство ответственности за события, происходящие в его семейной жизни;
повышенный фон настроения, высокая активность;
повышенная импульсивность;
высокая чувствительность и впечатлительность.
Выявленные особенности психического состояния беременных женщин, не предполагают неизбежного развития послеродовой депрессии у женщин с приведенными личностными особенностями. Однако при неблагоприятной ситуации вероятность формирования данного состояния значительно возрастает.
Психологические проблемы детей в семьях одиноких матерей
... это выбор между абортом – с огромным риском заболеть, лишиться возможности иметь детей - и участию матери-одиночки. Но, пожалуй, одной из основных причин высокого уровня внебрачной рождаемости ... и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери, - пол ребенка. Мальчики реагируют на отсутствие отца более болезненно и становятся более уязвимыми, ...
Также важно отметить, что в ряде случаев симптомы послеродовой депрессии могут проявляться скрыто (в виде соматических осложнений) или, наоборот, значительно преувеличиваться (например, при демонстративной акцентуации).
Поэтому важно помимо прямых методов диагностики использовать и проективные методики, позволяющие выявлять скрытые, бессознательные личностные тенденции и особенности.
Существенным является влияние особенностей личности на прогноз течения депрессивного состояния. Высокая эмотивность служит основанием для благоприятного прогноза, так как предполагает способность глубоко чувствовать и переживать не только отрицательные моменты своей жизни, но и положительные. В качестве благоприятного фактора можно рассматривать и гипертимность, так как она вызывает повышенный фон настроения и высокую активность, препятствующие развитию тяжелой депрессии.
Также можно предполагать, что высокий уровень самооценки, активности, настроения в области семейных и межличностных отношений может снижать неблагоприятные последствия послеродовой депрессии, так как предполагает заинтересованность в установлении контактов с окружающими людьми и их поддержании.
В качестве неблагоприятного фактора можно рассматривать демонстративность, так как наличие развитых истерических черт характера может способствовать «бегству в болезнь» и преувеличению тяжести симптомов. Также демонстративность может обусловить недостаточные внимание и заботу о ребенке, особенно, если демонстративная женщина считает, что таким образом сможет выделиться, или ситуации в семье превращается в борьбу за внимание окружающих.
Не правильное принятие роли матери, также негативно влияет на прогноз течения депрессии. Колебания настроения могут приводить к тому, что после очередной гипоманиакальной фазы, проявляющейся в повышенном настроении, высокой активности, энергичности, депрессивная фаза может либо затянуться, либо проявиться острее.
Результаты данного исследования позволили выявить четкую динамику изменения психического состояния у беременных до и после родов. Высокие уровни тревожности все же соответствуют послеродовому состоянию, поэтому эту особенность личности также можно рассматривать как определяющую течение этого состояния. Высокая тревожность препятствует нормализации состояния, так как не позволяет адекватно ее оценивать и замечать позитивные моменты. Все внимание сосредотачивается на возможных негативных последствиях.
Неуверенность в себе и внутренние конфликты, конфликтное отношение к беременности и материнству служат одними из важнейших отрицательных факторов формирования негативных переживаний. При сочетании с другими отрицательными факторами они могут вызывать тяжелую послеродовую депрессию, продолжающуюся долгое время.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эмоционально-личностные факторы оказывают влияние на формирование депрессии у женщин, находящихся в послеродовом периоде, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Вместе с этим нельзя отрицать и влияние социальных факторов: изменение социальной ситуации и сопутствующая ей смена ролей также оказывают существенное влияние на формирование депрессивных состояний. Более того, именно они служат толчком к развитию послеродовой депрессии, поэтому при коррекции данного состояния необходимо это учитывать.
Психология одаренных детей
... решения проблем). Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...
Процесс родов и послеродовой деятельности матери требует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Способность расслабляться между схватками обеспечивает сохранение сил, окончание болевых ощущений при потугах и выходе ребенка — способность приступить к послеродовой обработке, эмоциональный подъем создает оптимальный фон для послеродового запечатления и образования положительного отношения к ребенку.
В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, субъективное переживание боли во время схваток, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребенку, своей новой роли матери. Встречаются различные мнения по поводу того, какое отношение к родам принимать за «оптимальное». Представлением об этом желаемом отношении руководствуются специалисты, занимающиеся подготовкой беременных к родам. Сам по себе процесс родов лишь в отдельных случаях является причиной тревоги или страха для женщины и никогда — удовольствия.
Наиболее оптимальным вариантом является отношение к родам, которое можно выразить формулой: «роды — трудная творческая работа». В этом случае женщина настроена на длительную, тяжелую работу, готова к переживанию боли, осознает, что в родах необходима ее активность, однако главным считает не сам процесс, а его результат — рождение ребенка. Чаще всего такое переживание родов в целом соответствует предварительным ожиданиям женщины. Именно этот вариант отношения к родам соответствует адекватному стилю материнского отношения, предваряющему его адекватному стилю переживания беременности и высокому уровню эмоционального благополучия ребенка. Такие роды обычно не сопровождаются серьезными осложнениями, хотя и не являются слишком легкими.
Как уже было отмечено выше, в родах и послеродовом периоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых условий для матери и ребенка, способствующих образованию эмоциональней взаимосвязи. Женщины в течение долгих лет помнят момент родов, ребенка, детали послеродового периода. Изменение эволюционно ожидаемой ситуации в этом периоде для матери состоит в следующем: перераспределение материнских функций, обедняющее стимуляцию, необходимую для возникновения эмоциональной связи с ребенком; «купирование» активной целенаправленной деятельности с полноценным операциональным составом, что создает необходимость «приложения» неизрасходованной энергии и нереализованных тенденций достижения цели и их замены другими содержаниями; замещение эволюционно ожидаемых впечатлений в сензитивный период обостренной чувствительности несоответствующими эволюционной задаче (образованию материнско-детской взаимосвязи); наличие частичной или полной сепарации матери и ребенка, как теперь хорошо известно, отрицательно влияющей на материнское чувство женщины и психическое развитие ребенка. Все эти особенности могут быть по-разному выражены и в зависимости от этого различным будет их вклад в динамику развития материнской сферы.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца. — М.: АСТ, 1996- 223с.
2. Баз Л.Л. Изменение эмоционального восприятия у женщин, страдающих послеродовой депрессией // XIII съезд психиатров России (10—13 октября 2000 г., Москва): Материалы съезда. М., 2000. С. 47.
3. Баз Л.Л. Психическое развитие детей первого года жизни от матерей, страдающих послеродовой депрессией // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Научно-практич. конф. (15—16 марта 1999 г., Москва).
Психология младших и старших детей в семье
... детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии ... психологии Гарвардского университета, потому и объяснение его сугубо психологическое. Салауэй полагает, что в любой семье на старшего ребенка ... на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит ...
М., 1999. С. 23—26.
4. Баз Л.Л., Скобло Г.В., Васильковская Н.К. Послеродовые материнские депрессии и психотерапия // Семейная психология и семейная терапия. 2000. № 3. С. 68—72.
5. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. –2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51–56.
6. Батуев А.С., Соколова Л.В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ. — 1994. -Вып.2.-С. 82–102.
7. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 2003- 234с.
8. Брехман Г.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. — 1998. — № 4. — С. 49–52.
9. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 59–68.
10. Брехман Г.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. — 1998. — № 4. — С. 49–52.
11. 6. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 59–68.
12. Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. Экология Земли – экология лона – экология Земли / Материалы конференции по проблемам перинатальной психологии медицины. Иваново, 21 – 22 мая 1998. Иваново, 1998. С. 12 – 18.
13. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов межрегиональной конференции СПб., 2000. С. 11 – 15.
14. . Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // Психология и психотерапия семьи / Материалы Международной Конференции. СПб, 2001. С. 45 – 50.
15. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2002. С. 265 – 285.
16. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Независимая фирма «Класс», 2008- 228с.
17. Добряков И.В. Перинатальная психология // Мир медицины. — 2000. -№ 5–6. — С. 45–46.
18. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93–102.
19. Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью. — М.: ДеЛиПринт, 2004- 301с.
20. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» под редакцией Добрякова И. В., Захарова Е. И. М. 2004.- 225с.
21. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 2001- 218с.
22. Захарова Е.И., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только. М.: Дрофа, 2002 – 119с.
23. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журнал неврологии и психиатрии.- 2005. -№ 5. -С. 48–51
Психология посттравматического стресса
... расстройствах, способах их диагностики, коррекции и психотерапии, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение ... 10 2 4 4 Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса. 20 2 2 8 6 Тема 8. ПТСР ...
24. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000-254с.
25. Лопатина О.Г. Значение физического контакта с матерью в предупреждении нарушений поведения у ребенка // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — Т. 2. — Вып. 2. — С. 79–82.
26. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001г.
27. Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.).
— М., 2005- 214с.
28. Магомед — Эминов М.Ш.. Личность и экстремальная ситуация //Вестник МГУ, серия 14, 4, 2006.
29. Магомед-Эминов, М.Ш. Экстремальная психология. Т.2. / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. – 576 с. (20,0 п.л.)
30. Магомед-Эминов, М.Ш. Личность в экстремальной стрессовой жизненной ситуации / М.Ш. Магомед-Эминов, О.Г. Квасова // Общая психология. Сборник программ дисциплин специализации. — М.:МГУ, 1992. — С. 91-92 (0,1 п.л., авт. вклад 0,05 п.л.).
31. Магомед-Эминов, М.Ш. Посттравматический стресс / М.Ш. Магомед-Эминов // Общая психология. Сборник программ дисциплин специализации. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – С. 70-73 (0,2 п.л.).
32. Магомед-Эминов, М.Ш. Личность в экстремальной стрессовой жизненной ситуации. Психодиагностика посттравматического стресса / М.Ш. Магомед-Эминов, О.Г. Квасова, В.С. Клевцов, Е.И. Максимов, В.Б. Березкина-Орлова // Общая психология. Сборник программ дисциплин специализации. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – С. 129-130 (0,2 п.л.- авт. вклад 0,1 п.л.).
33. Магомед-Эминов, М.Ш. Расстройство общения при психической травме / М.Ш. Магомед-Эминов // Международная конференция «Общение 2000: проблемы и перспективы развития».- М., 2000. С. 78-82 (0,15 п.л.)
34. Материалы 5 — Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001.
35. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка, 2002- 312с.
36. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. —2004. — № 6. — С. 16–25.
37. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. — 2003 — № 2. — С. 18–33.
38. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец; психологическое взаимодействие. — СПб.; Речь, 2003-226с.
39. Скобло Г.В., Баз Л.Л., Баландина Т.А. Вопросы исследования послеродовых материнских депрессий в аспекте их влияния на психическое здоровье детей // Актуальные вопросы пограничных состояний и аддиктологии. Томск, 1996 — С. 64.
40. Пайнз «Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход» Б.С.К. Восточно-Европейский институт психоанализа Спб, 2007- 129с.
41. Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. СПб., 2003- С. 12 – 18.
42. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительный подход // Психологический журнал. —2003 — Т. 20. — № 5. — С. 81–88.
43. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002-115с.
44. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. — М.: АСТ, 2002-113с.
45. Щукина Е.Г. Роль семьи в процессе ожидания ребенка // Вопросы пренатальной психологии. Метод. пособие. — Архангельск: СГМУ, 2003. —С. 5–10.
46. Хамитова И.Ю. «Семейная история и ее влияние на переживание беременности» // Московский психологический журнал, № 3, стр. 125–150.
47. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. — М.: «Когито-Центр», 2005-225с.
48. Кульчимбаева Н. М. Мамедалиева В. Н. Локшин Г. М. Исина Ш. К. Карибаева – «Влияние особенностей психоэмоционального состояния на течение и исходы индуцированной беременности С. М.» — mediasphera.ru
49. Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова – « Влияние тревожности за ребенка во время беременности» psymama.ru
50. Этологические концепции материнства в зарубежной психологии- akusherstvo.ru
51. Beckwith L. Adaptive and maladaptive parenting: Implications for intervention // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds).
Handbook of early childhood intervention. Cambridge; N. Y.: Cambr. Univ. Press, 1990. P. 53—77.
52. Chalmers B. Pregnancy and parenthood: heaven or hell.–South Africa.: Berev Publications,2006