Оглавление
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния
эмоциональных состояний на процессы памяти
у младших школьников
1.1. Процессы памяти и их особенности у младших школьников………… 6
1.2. Возрастные особенности эмоциональных состояний у младших школьников ……………………………………………………………………. 15
1.3. Взаимосвязь процессов памяти и эмоциональных состояний………… 24
1.4. Особенности влияния эмоциональных состояний
на процессы памяти младших школьников…………………………………. 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния эмоциональных состояний на процессы памяти
у младших школьников
2.1. Цель, задачи, организация и методы
опытно — экспериментального исследования…………………………. 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………… 41
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………….. 48
2.4. Выявление эффективности проделанной работы……………………… 61
Заключение…………………………………………………………………….. 66
Литература……………………………………………………………………. 70
Введение
Актуальность темы исследования. В различные эпохи роль памяти была неодинакова. В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высокими. В настоящее время такое развитие памяти, как способность почти буквально восстанавливать воспринятое ранее, уже не требуется. Да это и невозможно. Резко увеличился объем сведений, которые приходится усваивать и использовать современному человеку. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило главным образом запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи умственного развития детей.
Однако было бы неправильно представлять, что в обучении снята задача запоминания. Многие современные методики обучения построены на так называемой механической памяти. Уже в начальной школе учителя просят заучивать таблицу умножения и правила, что является неестественным для детской психики. Ребенка, который плохо учится из-за того, что не учитываются его особенности, часто ругают и дома, и в школе.
Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.
Этой проблемой занимались такие исследователи, как Л.С. Выгот-ский, А.Н. Леонтьев, Г.Г. Кравцов, 3. М. Истомина, Я.Л. Коломинский и др. Ими сделан вывод о том, что в младшем школьном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к произвольному запоминанию и припоминанию. Непроизвольное запоминание ещё играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника, но постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. Необходимым условием запоминания служит понимание — учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.
Диагностика ведущего типа памяти у детей младшего школьного возраста
... Проблема: Каков ведущий тип памяти у детей младшего школьного возраста? Объект исследования: Память младшего школьника. Предмет: Диагностика ведущего типа памяти в процессе запоминания материала. Цель: Определить ведущий тип памяти и разработать практические ...
Однако, память не является какой-то самостоятельной функцией, а тесным образом связана с личностью, в том числе и с её эмоциями и эмоциональными состояниями. Роль эмоций в управлении поведением человека велика, практически все исследователи эмоциональной сферы отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, П.В. Симонов, 3. Фрейд, П. Фресс, и др. ).
Эмоции оказывают влияние на процессы памяти и влияние положительных и, отрицательных эмоций различно. Таким образом, проблемой данного исследования явилось изучение влияния эмоциональных состояний на процессы памяти младших школьников.
Объект исследования: процессы памяти у младших школьников.
Предмет: влияние эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников
Цель исследования состояла в выявлении характера влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников;
База исследования: МОУ СОШ № 2 г. Городца Нижегородской области, 1 «а» класс.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что занятия по обучению младших школьников управлению своим эмоциональным состоянием будет способствовать повышению у них качества процессов памяти.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить характер влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников.
3. Изучить особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников в разных эмоциональных состояниях.
4. На основе изучения, разработать и апробировать с младшими школьниками систему работы по обучению управлению своим эмоциональным состоянием с целью повышения качества процессов запоминания и воспроизведения, выявить её эффективность.
Методологические основы исследования:
— общие теории эмоций П.К. Анохина, Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, П.В. Симонова, Р. Фресса, Я. Рейковского, К. Изарда;
— различные теории памяти Г. Эббингауза, К. Левина, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко и др.;
— положение о единстве эмоций и познавательных процессов Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, В.К.Вилюнаса, П. Фресса и Ж. Пиаже и др.;
Эмоциональная сфера младших школьников с легкой умственной отсталостью
... эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью. Объект исследования - эмоциональная сфера младших школьников с легкой умственной отсталостью. Предмет исследования - коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников ... ситуациям. Под воздействием положительных эмоций совершенствуется память ребенка, сглаживаются недостатки мышления и внимания. ...
— работы по изучению условий и закономерностей развития памяти младших школьников П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, Л.С.Выготского З.М. Истоминой, П.П.Блонского и др.
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы по теме исследования, систематизация, синтез, обобщение;
— эмпирические: диагностические методики «Изучение особенностей запоминания и воспроизведения словесного материала» (3. М. Истомина, в интерпретации Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) и «Эмоциональный статус личности» (другое название «Три квадрата») Э.Т. Дорофеевой.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений……….
Список литературы
1. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.
2. Альманах психологических тестов. — М: КСП, 1995
3. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984,
4. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта.- СПб.: Респекс, 1994.
5. Афонькина Ю.А. К проблеме диагностики произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста// Психолог в детском саду, №1, 1998
6. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. — Ярославль, 1982.
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совешенство, 1998.
8. Блонский П.П. Память и мышление: В книге избранных психологических произведений — М.: Просвещение, 1964
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968
10. Васильев И. А. Исследование соотношений познавательных и эмоциональных процессов в американской психологии // Вопросы психологии. — 1976. — № 2.
11. Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
12. Виноградов Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. — М.: Наука, 1975
13. Возрастная и педагогическая психология. Учебник под редакцией А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979.
14. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова.- М: Просвещение, 1967.
15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995
16. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
17. Гнедова Н.М. Самоконтроль в мнемическнх процессах у дошкольников. В кн.: Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Педагогика, 1976
18. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980.
19. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-Пресс, 1996
20. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Владос, 1999
21. Дорофеева Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний//Проблемы моделирования психической деятельности. — Новосибирск, 1978. — Вып. 2.
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития
... задач дошкольной и школьной психологии и требует постоянного изучения и исследования. Объект: учебная деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Предмет: развитие памяти у учащихся с задержкой ...
22. Житникова Л.М.Учите детей запоминать.- М.: Просвещение, 1985
23. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999,№ 4
24. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.
25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2001
27. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. М: Наука, 1990.
28. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. -М: Просвещение, 1967.
29. Истомина З.М. Развитие памяти. — М.: Педагогика, 1978
30. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. — М: Евразия, 2000.
31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Литера, 1996
32. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей 6летнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.
33. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –
Ярославль.: Литера., 1997
34. Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. -М.: Наука, 1987
35. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. С-Пб., Питер, 2004
36. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М: ЧеР, 1998.
37. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Прогресс, 1982.
38. Ляудис В.А. Память в процессе развития. – М.: издательство МГУ, 1976
39. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
40. Немов Р.С. Психология. Т. 1-3.– М.: Владос, 2001
41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера,