Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы 5
1.1. Цель и задачи работы педагога-психолога с учащимися разного возраста 5
1.2. Демократический стиль общения как условие эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Практические аспекты эффективного психолого-педагогического взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы 27
2.1. Исследование стиля профессионально-педагогического общения педагога-психолога 27
2.2. Рекомендации по оптимизации профессионально-педагогического общения 32
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 44
Введение
В последнее десятилетие в нашей стране осуществляется интенсивное развитие демократических основ общественных отношений, идет активная ломка различных стереотипов. Эти новые тенденции коснулись всех сфер производственной и общественной жизни, не минули они и сферы народного образования. Школа является наиболее чувствительным звеном в усиливающейся динамичности современной жизни.
Смена содержания социальных отношений в стране обостряет противоречие между поколениями, обращает к анализу уже складывающиеся цели, задачи, содержание обучения, идущие на смену старым. Взаимоотношения в системе «педагог-ученик» — наиболее чувствительные зоны неблагополучия. Исторически сложившиеся в нашей стране директивные по своей сути взаимоотношения между учителем и учащимися в настоящее время претерпевают изменения. И если учащиеся перестраиваются быстро, то педагоги в большей степени находятся во власти стереотипов, определяющих характер учебно-воспитательного воздействия на ученика. Демократизация отношений в обществе, а вслед за этим и демократизация отношений взрослого и ребенка требует пересмотра подхода к воспитательно-образовательному процессу.
Социально-психологические вопросы эффективности учебно-воспитательного процесса, необходимость их анализа, выявление закономерностей, определяющих формирование, становление личности в новых условиях – без этого успешное управление учебным процессом, решение воспитательных задач невозможно, труд педагогов утрачивает свою эффективность.
Цель исследования: изучить условия эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
Циклограмма работы педагога-психолога на СЕНТЯБРЬ 2016 г.
... в ОО. - Оформление папок, методических пособий, памяток и рекомендаций для родителей, учащихся, педагогов; ведение НП-документации. 29.09 - Урок по профориентационному курсу «Твоя проф. ... -12.45). - Беседа: Кто такой психолог и чем он занимается? (Учащиеся 5-8 кл.). - Консультирование педагогов, родителей по работе с «трудными» учащимися. - Родительские собрания: Результаты диа ...
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
Предмет исследования: условия эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы будет эффективным при следующих условиях:
— учет возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся;
— демократический стиль профессионально-педагогического общения педагога-психолога.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме организации взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
2. Обосновать условия эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
3. Экспериментально изучить особенности взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы.
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного взаимодействия педагога-психолога с учащимися школы
1.1. Цель и задачи работы педагога-психолога с учащимися разного возраста
Цель школьной психологической службы – создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. Гармоничное развитие – это:
— наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
— сформированность основных возрастных новообразований;
— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Обобщенная модель психологического здоровья включает в себя аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и с неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей.
Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих, умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающие воздействие.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий ...
…….
Список литературы
1. Батаршев, А.Б. Диагностика способности к общению / А.Б.Батаршев. — СПб.: Питер, 2006. — С.22-23.
2. Братченко, С.Л. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? / С.Л.Братченко, С.А.Рябченко. — М., 1996. – 390 с.
3. Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С.Роботовой. — М.: Академия, 2000. — 206 с.
4. Диагностика стилей педагогического общения // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — C.273-275.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс,1997. – 480 с.
6. Игонина, М.В. Условия формирования умений и навыков педагогического общения у молодого учителя / М.В.Игонина // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. — №6. — С.197-202.
7. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г.Исмагилова // Вопросы психологии. — 2000. — №5. — С.65.
8. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление / А.Г.Исмагилова // Системное исследование индивидуальности. — Пермь. 1991. — С.102-103.
9. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – М., 1995. – 207 с.
10. Коротаев, А.А. Качественная психологическая характеристика индивидуального стиля педагогического общения учителей / А.А.Коротаев // Стиль деятельности и общения. – Пермь, 1992. — С. 79-81.
11. Лапковская, С.А. Формирование среды профессионального общения в интегративном воспитательном пространстве / С.А.Лапковская // Сибирский учитель. — 2007. — №1(49).
— С.23-29.
12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. — М., 1979.
13. Леонтьев, Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили – взгляд из 90-х / Д.А.Леонтьев. – М.:Смысл, 1998. — С.93-108.
14. Лобанов, А.А. Основы профессионального общения: учебное пособие / А.А.Лобанов. – СПб.: Образование; РГПУ, 2000. — С.49-50.
15. Мерлин, В.С. Индивидуальный стиль общения / В.С.Мерлин // Психологический журнал. — 1982. — Т.3, №4. — С.26-36.
16. Модели педагогического общения // Самопознание — путь профессионального становления учителя / М.Н.Акимова, А.А.Илькухин. — Самара, 1994. — С.36-41.
17. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
18. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г.Постников // Педагогика. — 2004. — №5. — С.61-66.
Влияние индивидуального педагогического стиля на формирование ...
... стилей педагогического общения на агрессивность детей; . дать методические рекомендации по теме исследования Сформулированные параметры позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что индивидуальный педагогический стиль ... понимается неодинаково. Как наиболее приемлемые из распространенных в зарубежной психологии определений агрессий является определение Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона которые агрессией ...
19. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я.Батышева – М.: Педагогический поиск, 1997. – 726 с.
20. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А.Реан. — Ижевск, 2001.- 361 с.
21. Тихонов, М.Ю. Особенности управления творческими коллективами / М.Ю.Тихонов. — М.: Издательство РАГС, 2006. – С.27-33.
22. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А.Толочек. – М.: Смысл, 2000. — 199 с.
23. Филиппов, А.В. Психология и этика деловых отношений / А.В.Филиппов. – М., 1996. – 364 с.
24. Шкуратова, И.П. Стили общения / И.П.Шкуратова // Прикладная психология. — 2001. — №6. — С.6-27.
25. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А.Якунин. — СПб, 1998. — 638 с.