Наличие функциональныххарактеристик системы в целом и отдельных ее компонентов

Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Шибанова Г.Н.; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода [5]. Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.

Прежде чем привести определение понятия «система», предлагаем рассмотреть основмме признаки объектов, которые можно отнести ^ системам.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев [1] выделяет следующие признаки системы.

Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент — это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе — два.

Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь — это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами к между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.

Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность — это результат, получаемый от взаимодействия элементов.

Наличие функциональныххарактеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда — это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); 2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

Перечисленные (прежде всего — главные) признаки являются основанием для формулирования понятия «система». Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система». По мнению В.С.Лазарева, процесс-пая система—совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на схеме 1.»Вход» определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

«Выходом» называется результат (продукт) процесса. «Выход» делится на основной и побочный.

4 стр., 1899 слов

Эргономичность системы «человек-машина-среда»

... простоту, выполняет задачу по уменьшению многообразия возникающих в практике реальных систем. В процессе развития инженерной психологии как научно-практической дисциплины наблюдается возникновение и ... деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления. ...

«Процесс» определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

В соответствии с представленным пониманием системы системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, а основе которого лежит рассмотрение обьектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [З].

В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку—»системологию», или «общую теорию систем».

Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы [4]. Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.

Под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [4].

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему.

Ей свойственна также открытость, т.е. любознательность, способность культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности других народов. Имя этой черте менталитета — народность.

Третья отличительная черта — патриотизм русского народа, т. е. любовь к Отчизне, малой и большой Родине; терпение к внутренним, но не к внешним угнетателям; признание необходимости сильной державной власти. Эту особенность можно назвать державностью.

Итак, три понятия — духовность, народность, державность — составляют особенность русского менталитета. Выстроены они в определенной логической схеме: духовность определяет направленность личности: народность — отношения человека с обществом; державность — отношения человека и государства, общества и государства.

Усвоение модульной программы поможет вам:

уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию ребенка;

ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Понятие воспитательной системы, ее признаки

Содержание заданий

Методическое руководство по усвоению учебного материала

Задание 1. На каких ценностях, на ваш взгляд. должна быть построена воспитательная система школы (ВС)?

Расположите названные ценности в порядке значимости для вас

Задание 2. Какие проблемы организации воспитательной системы существуют в вашей

школе?

Проблемы классифицируйте

Термин «воспитательная система» предложен А.Т.Куракиным и П И. Новиковой.

В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Исследователи объясняют по-мление феномена воспитательной системы объективными причинами. Именно: «В современном интенсивно меняющемся мире… неуклонно появляются две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дифференциация. В результате возникают разного рода противоречия. Распадаются на целостные образования, в то же время разрозненные явления, деистам процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различно рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. Они проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации [20. —С. 7

Воспитательная система (ВС), являясь частью педагогической действительности, относится к педагогическим (образовательным) системам. Ест обобщенное понятие «ВС», т. е. ее теоретическая модель, по происхождению относящаяся к концептуальным (идеальным).

Но ВС, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, ест объект социальной природы, поэтому имеет социальный характер.

В основу концепции ВС ее авторами положено понимание воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности (Х.Й.Лийметс), следовательно имеет психологический характер.

Таким образом, ВС—это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Исследователями ВС предлагается следующее ее определение: «Воспитательная система — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [6].

Задача ВС — интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями ВС являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику ВС, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).

ВС обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. ВС имеет прошлое, настоящее и будущее.

Специфическими признаками ВС как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность.

ВС конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: государственная ВС, региональная, локальная и, наконец, ВС данного учреждения. Она имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания:

контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Важным признаком ВС является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. «Окружающая среда» для большей части ВС (прежде всего ВС городских образовательных учреждений) — это семьи учащихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Влияние окружающей среды требует от ВС таких качеств, как адаптивность (способность реагировать на окружающую среду) и стабильность (относительное постоянство к окружающей среде)

Любая система, в том числе и воспитательная, имеет состав, т.е. совокупность компонентов. Набор компонентов зависит от тех параметров, которые исследователь положит в основу анализа системы.

Составными частями ВС прежде всего являются ее подсистемы. Это дидактическая система, система воспитательной работы и система управления. Дидактическая система представляет собой учебную деятельность учащихся и методическую — преподавателей. Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы. Продуктивность отношений и взаимодействий данных подсистем проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.

Структура прогнозируется в процессе ее моделирования, а затем реализуется в ходе функционирования, развивается вместе с развитием самой системы. Структуры ВС могут строиться на разных основах. Основами могут быть: воспитательные центры; набор клубов; объединение общеобразовательной, спортивной, музыкальной, художественной школ. Такой подход отражает интеграцию в пространстве. Опора на ключевые дела определяет интеграцию во времени.

В любом случае ВС имеет сложную структуру. В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выявили следующие ее компоненты и их функции: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается); 2) деятельность, обеспечивающую ее реализацию; 3) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среду системы, освоенную субъектом; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие системы.

Охарактеризуем компоненты ВС. Основной целью любой ВС является развивающаяся личность учащегося. Поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными.

ВС — системы по происхождению искусственные, т. е. созданные человеком. Смыслом их создания и существования является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося и педагога, создание условий для полного их самовыражения, для развития их творческих индивидуальностей — в этом заключается смысл функционирования любой ВС.

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование: а) целостной и научно обоснованной картины мира; б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины; в) приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного этим ценностям поведения; г) креативности, «творческости» как черты личности; д) самосознания помощи в самореализации.

Достижение цели может осуществляться разными путями: условиями. в которых создается ВС, содержанием педагогической идеи, реализуе-мой через ВС. Поэтому ВС могут (да и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология ВС) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и учащихся на разных уровнях. Мы представляем это следующим образом: социальная цель — цель ВС — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания.

Целевая установка не является «величиной постоянной». В зависимости от конкретных условий педагогические задачи, вытекающие из общей цели, могут меняться: какие-то из них оказываются нереальными, преждевременными, другие — могут иметь ступенчатый характер: их решение поднимает постепенно ВС на новый уровень. ВС в своем развитии могут затормозиться, пойти вспять, следовательно, и в целеполагании придется возвращаться к исходным позициям. Цели ВС определяются людьми, людьми же они реализуются в процессе деловых и эмоционально-психологических отношений. В конечном итоге эффективность ВС определяется характером отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка ВС.

Известно, что для человека (прежде всего — формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности.

В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная. Но не для всякой ВС учебная деятельность будет системообразующей. Таковой может быть и спортивная, и трудовая, и познавательная, и другие виды деятельности. Признаками системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.

Таким образом, каждый ребенок и каждый взрослый является субъектом системообразующей деятельности.

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности, должны быть отношениями единомышленников, что предполагает наличие единого воспитательного коллектива школы. Отношения субъектов системообразующей деятельности в первую очередь определяют воспитательный потенциал ВС.

Любая гуманистическая ВС — система открытая, так как в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и как влияющий фактор, и часто как компонент самой системы (в той мере, в какой среда освоена).

Другими словами, ВС может игнорировать вторжение извне, может включать в себя, если отношения близки ей. Отношения могут принимать конфликтный характер. Иногда «сильная» ВС может преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими целями.

Управление ВС осуществляется извне и изнутри. Управление извне — это действия в основном вышестоящих органов управления образовательными учреждениями. Управление изнутри — это соуправление педагогов и воспитанников. Приоритетным является управление педагогического коллектива. Оно осуществляется через конкретизацию цел воспитания, расширение системообразующих видов деятельности, введение новаций в воспитательный процесс, деятельность социолого-психологической службы, расширение взаимодействия со средой. Управление ВС осуществляется на трех уровнях: 1) социально-педагогическом (связан с созданием условий); 2) организационно-педагогическом (cвязан с организацией жизнедеятельности детей и взрослых); 3) психолого-педагогическом (имеет объектом формирующиеся отношения).

Эффективность управления зависит от степени участия в соуправлении педагогов и учащихся.

3. Пути создания и этапы становления воспитательной системы

Воспитательную систему цементирует следующее образование: деятельность— отношения— идеология. Создавая ВС, следует определиться с ведущей деятельностью, характером предполагаемых отношений, сердцевиной тех «писаных» и «неписаных» законов, норм, которые будут регулировать школьную жизнь. Для этого рекомендуется изучить материальную базу школы, кадровый состав, культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива, уровень развития школы, знать 1ичные предпочтения инициатора создания ВС и пр. При создании ВС нaдo учитывать социальное окружение школы (городская, сельская, где работают жители, какие предприятия и учреждения имеются).

Возможны следующие воспитательные системы.

Коммунарская школа. В ее основе — соединение разнообразных видов деятельности: художественно-творческой, спортивной, познавательной, трудовой и др.

Отношения складываются на основе психологического комфорта для каждого, высокого уровня удовлетворенности от общения, эмоционального творческого подъема, острого переживания чувства «мы». Совершенствуется структура управления. Идеологию коммунарской школы определяют границы приемлемого поведения, школа воспринимается как целостность и ценность, растет общий уровень культуры. Коммунарская методика очень технологична, так как не требует затрат значительных материальных средств, специального оборудования, выдающегося состава педагогических работников, Лучше эта методика реализуется в городских школах, где не столь крепки связи учеников с семьями, как в сельских школах.

А.В.Мудрик заметил, что коммунарское движение было сосредоточено в русскоговорящих регионах. Очевидно, для этого существуют важные культурные предпосылки. У данной системы есть и недостатки: очень силен эффект новизны, через несколько лет он проходит, наступает неудовлетворенность; с ростом общей культуры перестает удовлетворять уровень творчества по сравнению с первоначальным, на начальном этапе возможно временное снижение успеваемости и дисциплины.

Воспитательная система — колледж. Системообразующей является познавательная деятельность. Сюда идут, чтобы учиться. В принципе это элитарная школа, чаще имеющая свой профиль. Другие виды деятельности также присутствуют, причем многие из них могут быть очень хорошо развиты. Отношения характеризуются как либеральные для тех, что по сути прошел жесткий отбор. Требований — минимум. Сердцевину идеологии составляет корпоративная этика на основе высокого престижа школы. Недостатками этой системы являются трудности комплектования, неудовлетворяющие педагогов взаимоотношения между обычными классами и элитарными, дискриминация непрофильных учебных предметов.

В основе создания других систем могут находиться коллективный труд и трудовые отношения. Может быть клубная деятельность. Тогда школа—это объединение клубов, которые могут лучше обеспечить личностный подход в развитии личности. Думается, только политическая деятельность не может лежать в основе создания ВС.

Если говорить об этапах становления ВС, надо начать с моделей и определения конечного результата функционирования создается модель ВС образовательного учреждения. При этом новатор должен представлять, какое образовательное учреждение он хочет создать, т. е. должен ответить на вопросы: что будем делать, какие с отношения строить, какие идеи развивать? Далее необходимо создание группы единомышленников. Группа формируется прежде всего в сфере личностных отношений, поэтому совместное проведение досуга, обсуждение не только производственных вопросов создает условия для выявления личностных особенностей и установления тесных контактов.

Далее необходимо введение в жизнь школы опережающей функции. Задача этого этапа — показать желаемое будущее, конкретный ориентир. Для такого показа провести интересное дело, которое продемонстрировало всем преимущества новой системы, характер новой деятельности и стиль тех отношений, которые формируем в ее процессе. Таким образом, средством достижения задачи де этапа является создание в школе противоречия между реальностью и мечтой.

Следующий этап — введение в жизнь школы целой цепочки из изменений. Необходимо соблюдать условия: вводимые изменения должны логически взаимосвязаны. Чтобы очередное новшество назрело, дать возможность проявиться существующим проблемам. Сущностные новшества надо доводить до сознания преподавателей и актива учащихся. Вокруг лидера должно быть создано поле уверенности и увлеченности в школе должно быть радостно и интересно.

Определение уровня сформированности воспитательной системы

Содержание задания

Методическое руководство по усвоению учебного материала

Задание. Ответьте на вопросы. На каких стадиях становления и развития ВС наиболее активны творческие люди? Почему? Приведите примеры хаоса и примеры упорядоченности в ВС. Как соотносятся противоречие между хаосом и упорядоченностью и противоречие между традициями и новациями в ВС?

При затруднениях обратитесь к помещенному ниже тексту УЭ-1.4

Для определения уровня сформированности ВС образовательного учреждения используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества [2]. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть в данном образовательном учреждении воспитательная система, a вторая группа дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Группа «критериев факта» включает следующие показатели:

• упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данного образовательного учреждения);

• наличие сложившегося единого коллектива образовательного учреждения;

•синтегрированность воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Группа «критериев качества» включает:

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

• уровень воспитанности учащихся, причем определяющей чертой выпускника образовательного учреждения должно стать чувство собственного достоинства.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной ВС.

5 Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия

Содержание задания

Методическое руководство по усвоению учебного материала

Задание. Составьте программу выявления и оценки уровня сформированности ВС вашего образовательного учреждения на основе приведенных в нижеследующем тексте критериев. Проанализируйте данную программу, выявите ее достоинства и недостатки

Для руководителей школ

ШАМОВА~2 — Стр 2

Может ли существовать образовательное учреждение с четкой организацией всех происходящих в ней процессов, но в которой нет воспитательной системы? Конечно, может. Хотя в этом случае система все-таки есть. Но по своему характеру она жесткая, несаморазвивающаяся, так как является порождением административно-командного стиля управления, в отличие от демократического, — предопределяющего существование благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. При жестком стиле связи между процессами или людьми могут быть либо непрочными, либо отсутствовать вовсе. Поэтому о существовании ВС говорить не приходится.

Как мы уже обсудили, создание ВС сопровождается определением цели, выбором системообразующего вида деятельности и формированием общих ценностей.

В процессе создания ВС выделяют две тенденции.

Первая тенденция—локализация системы, при которой свое производство, своя спортивная школа, своя музыкальная т.п., расширяется круг лиц, занятых воспитанием в рамках сан зевательного учреждения. Окружающая среда неадекватна установкам ВС.

Вторая тенденция — выход ВС за рамки школы и включая духовную и производственную жизнь окружения. В данном случае является позитивно действующим фактором и в итоге становится компонентом ВС.

Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором является реальная деятельность педагогического коллектива. Можно ли позаимствовать ВС одного образовательного учрежу другого? Очевидно, нельзя. Можно позаимствовать идею, но bi ее придется в своих условиях, поэтому это будет другая ВС.

Любая ВС развивается поэтапно, для каждого этапа характерны задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии ВС выделяют три этапа.

Первый этап начинается с выработки главных ориентиров коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, активизируются группы. В среде учащихся также наступает период дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить новый период разобщенности. Коллективность выражается на уровне интересов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.

В управлении преобладают организационные аспекты. Коммуникативные системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.

На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные в объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе, педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический — более статичен и консервативен. С внешней средой отношения складываются сложно, особ молодежным окружением: возникает борьба за влияние на ли учащегося. Главное в управлении — это согласовать темпы работ, ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечил инициативу в организации его жизни. Важным также является упрочение отношений с внешней средой. Поэтому в образовательном учреждении нужна социологическая служба.

Третий этап развития ВС характеризуется тем, что ученический и певческий коллективы чаще выступают как единое целое, как содружество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности.

большинства формируется «чувство школы», доминирует педагогизация отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всей системы: старшие дети принимают на себя педагогические функции. По отношению к младшим они — воспитатели, а по отношению к преподавателям — коллеги. Идет ориентация на педагогическую профессию. педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное нa самоанализе и творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке. Формируется тип преподавателя-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — функциональное наследование. В управлении школой практически исчезают административно-приказные формы, возрастает интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в специальной психологической службе. Воспитательная система вступает в состояние равновесия. Но это состояние нестабильно, так как встает вопрос отношений традиций и инноваций, которые вступают в противоречие. Развитие ВС в конечном итоге связано с введением новаций и переходом их в традиции. Традиция придает ВС устойчивость, связана с хранением системы, укреплением ее структуры. Инновация обновляет систему, изменяет устойчивые связи. При возникающих между ними противоречиях возможны следующие ситуации: традиции, всегда существующие в данной ВС, не превращаются в ритуал, имеют вариативное содержание;

инновации не заменяют традиции, а возникают рядом;

происходит отмирание традиций, возникновение новых. Воспитательная система не может существовать постоянно, Совершенствуясь, она приближается к своему концу, так как из жизни школы исчезают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Чрезмерно стабильная гуманистическая школа может давать тепличный эффект, когда теперь защищенности ребенка превышает меру, нужную для его развития. Можно сказать, что ВС хороша до тех пор, пока ее нет.

Однако в большинстве случаев ВС развивается быстрее, чем многие другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это естественно: в любом воспитательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений детей. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, должно вносить в нее что-то свое, новое. Поэтому развитие ВС детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами.

В теории самоорганизующихся систем известно, что поле путей развития определяется сугубо внутренними свойствами самой системы. ВС как система социально-педагогическая является самоорганизующейся. При ее перестройке встает задача изучения ее свойств и состоянии Системе сложно что-либо навязать; в ней должна содержаться основа для развития новой системы, тогда процесс ее построения будет более эффективным.

Моделируя ВС, важно знать главное, а именно: что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Этим главным должны стать концепция ВС и цели создания ВС. Важной особенностью целеполагания ВС является не столько продукт—создание системы, сколько субъект — ребенок, педагог.

Существует множество путей развития ВС. Важнейшим фактором существования и развития ВС является воздействие среды. Даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить ее развитие по новому пути. Таким воздействием может оказаться изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив нового педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностными возможностями, приводящими к бесконечному процессу моделирования. Вариативность ВС может возникнуть даже на базе единой исходной педагогической концепции. Ведь достижение желаемого возможно разными путями и способами, в ходе различных видов деятельности.

Процесс обучения — основное средство воспитания и важная составная часть ВС. Поэтому нужно организовать его так, чтобы он стал реальным условием развития ВС. Последнее возможно, если процесс обучения представляется как:

жизнедеятельность учащихся, вмещающая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы и т.п.;

способ овладения современной культурой и культурной традицией, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и ребенком, а учебный материал — не как строительный материал культуры, а как сама культура;

источник приобретения разнообразного реального (жизненного) опыта

Таким образом: для создания ВС нужна направленная на развитие личности учащегося цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;

развитие любой ВС проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития ВС является противоречие между традициями и инновациями; целью и результатом функционирования любой ВС, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.

Резюме

1. Под воспитательной системой (ВС) понимается целостный социалый организм, который возникает в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает рядом интегративных характеристик.

2. ВС предназначена для интеграции всех воспитательных воздействий на ребенка в целостный педагогический процесс, обеспечивающих конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и дач воспитания.

3. Признаками ВС являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие с внешней средой и другими с темами, историзм.

Компонентами ВС являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, управление ВС. В своем становлении ВС проходят ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношении и деятельности, различной прочностью внутренних связей, различным характером взаимодействия с внешней средой.

Литература

. Бочарова В. Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. — М., 1986. . Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Седова. — М„ 1989.

I, Вульфов Б.3., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: Взаимодействиe.-M.,1981.

\. Капустин Н. П, Педагогические технологии адаптивной школы. — 1999.

5. Караковский В. А. Любимые мои ученики. — М., 1987.

6. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

7. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М., 1996.

8. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. — М., 1982.

9. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

10. Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.

11. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педа-тика. — 2000. — № 6. — С. 28-35.

12. Поляков С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики. — М., 1990.

13. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монорафии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

14. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и 1ачального школьного образования, преподавателей, психологов / Грибанова и др.; Под ред. В.А.Петровского. — М., 1995.

15. Селиванова Н.Л. Воспитание: Теория и реальность // Известия РАС).

— 1999.

Ib. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 35-39.

18. Сидоркин А. М. Процесс развития воспитательной системы школы /Советская педагогика. — 1991. — № 11. — С. 65-69.

]’).

Сидоркин А. М. Парад предрассудков. — М., 1992.

20. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решети / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Соколовой. — М., 1999.

21. Шамова Т. И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление обрачвдельными системами. — М., 2001.