РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ «КВИЛЛИНГ»

Аттестационная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ «КВИЛЛИНГ»

Выполнил (а): слушатель курса

профессиональной переподготовки по специальности 050100 «Воспитатель дошкольной образовательной организации» — 2017

Якутск – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………7

1.1.Закономерности развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..7

1.2. Использование техники «квиллинг» в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………..17

1.3. Система внедрения техники «квиллинг» в образовательный процесс ДОУ……………………………………………………………………………..24

Выводы по главе………………………………………………………………………………29

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………….30

2.1. Диагностика исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..30

2.2. Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………..37

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………..48

5 стр., 2141 слов

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей ...

... обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста . Объект:творческие способности детей дошкольного возраста Предмет: условия развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте. Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих ...

Выводы по главе………………………………………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..56

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………..61

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей. Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели всеми качествами, которые требуются для успешного обучения в школе.

Творчество в жизни дошкольника играет, исключительно, важную роль Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, его сердце чутко к призыву творить. Творчество в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которую следует развивать в дальнейшем.

Актуальность исследования. Культурное наследие человечества является результатом творческой деятельности людей. Творческий потенциал подрастающего поколения определяет жизнь и движение общества в будущем.

Развивая творческие способности дошкольников, мы развиваем, интерес к новым знаниям и открытиям, креативное начало, инициативу, то есть не просто выполнять правила, но и придумывать свои, нестандартный подход и свободу воображения, умение применять полученные знания на практике. Дети с развитыми творческими способностями могут порождать необычные идеи, отклоненные от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, очень любознательны и усердны, это очень полезные качества, которые глубоко ценятся в современном обществе.

Под творческими способностями М.Ю. Олешков, В.М. Уваров понимают синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно- творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [15,с.247].

Старший дошкольный возраст более благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности [29,с.247].

Н.Н. Поддьяков говорил, что детское творчество это есть механизм развития деятельности дошкольника, накопление им опыта. Л.С. Выготский отмечал, что основной закон детского творчества – ценность творчества в процессе деятельности. Детское творчество отличается тем, что оно открыто миру и ориентируется на то, что возможно для него [3,с.80].

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...

На развитие творческих способностей наших воспитанников нас ориентирует ФГОС ДО, который определяет основные принципы дошкольного образования:

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей, мы использовали нетрадиционные способы изображения.

Термин «нетрадиционные» подразумевает использование материалов и инструментов, которые не являются общепринятыми и широко известными. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их использования. С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества мы работали с детьми старшего дошкольного возраста. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому [29,с.249].

Бумажная филигрань — «квиллинг», открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки) и создании при помощи полученных форм различных композиций, очень нравится детям. Эти занятия позволяют, помимо творческих способностей, развивать у детей навыки сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством техники «квиллинг».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у старших дошкольников.

Предмет исследования: использование техники «квиллинг» для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование техники «квиллинг» для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:

— в процесс самостоятельной художественной деятельности детей включена техника «квиллинг» в качестве кружковой работы;

— будет организована совместная деятельность педагогов ДОУ по внедрению техники «квиллинг» в образовательном процессе с детьми (мастер-классы, творческие лаборатории, обмен опытом, консультации педагогическим работникам, выставки, оформление групп);

— если, техника «квиллинг», будет использоваться в совместной деятельности детей и родителей (реализация совместных проектов, выставки совместных работ, семейный досуг).

Задачи исследования:

— изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературы по данной теме;

— выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

3 стр., 1107 слов

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ И ...

... творческое развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучение литературы по данной теме; 2. Исследование уровня эмоциональной тревожности родителей; 3. Определение уровня развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста; 4. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного ...

— определить эффективные методы и средства развития творческих способностей;

— провести оценку и анализ проведенного исследования.

Методы исследования: анализ методической литературы по рассматриваемой теме, изучение педагогического опыта воспитателей, педагогическая диагностика, формирующий эксперимент.

Методологической основой исследования явились труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста: Л.С. Выготского, А. Л. Зайцевой, Е.В.Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой, М.Ю. Олешкова, У. Хелен, А.И. Черцова, М.А. Энгельбрехт, И.А. Лыковой, В. О. Скворцовой, Т.С.Комаровой, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.И. Савенкова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой и других.

Практическая значимость исследования: выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами ДОУ, воспитателями при организации занятий дополнительного образования.

База исследования: опытно-экспериментальная часть проведена на базе МБДОУ «Харбалахский детский сад «Кэскил»».

Структура исследования: аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I. НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Закономерности развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время веяние научно-технического прогресса диктует свои условия развития хода жизни всего человечества. Сейчас ситуация требует от каждого из нас подвижного и гибкого мышления, быстрой адаптации и ориентации в новых условиях жизни, творчества в решении различных проблем и задач. В эпоху автоматизации и компьютеризации деятельности часть исполнительского труда теперь принадлежит машинам. При такой ситуации творческие способности человека становятся общепризнанной значимой частью интеллекта, а их развитие – важнейшая задача современного воспитания человека [3,с.78].

Творчество — это человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат [30,с.249].

Тенденция повышения качества образования стоит перед дошкольными образовательными организациями на современном этапе развития общества. В программных документах Министерства образования Российской Федерации говорится о правах ребенка на творческий поиск и самореализацию. В них также говорится о формировании основ личностной культуры, развитии воображения и творчества, из которых вытекает способность к самовыражению и желание активно участвовать в преображении окружающей действительности [3,с.78].

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождения оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п….

8 стр., 3831 слов

Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

... творческого развития детей младшего школьного возраста. )Провести экспериментальное исследование художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста. Объект работы: дети младшего школьного возраста. Предмет работы: процесс формирования художественно-творческого развития детей ... других доказывают, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается у ребенка лишь тогда, ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, мы описали сущность понятия «творчество» и изучили психолого-педагогические, методические аспекты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, провели экспериментальную работу и пришили к такому заключению:

— использование методов педагогической диагностики творческих способностей в педагогической практике способствует не только выявлению уровня развития творческих способностей ребенка, но и усвоению новых знаний. Педагогическая диагностика творческого воображения есть целенаправленное формирование творческих способностей, это единство исследования развития с воспитанием и обучением;

— на основе теоретического анализа и обобщения, знакомства с методиками диагностики и методиками развития творческих способностей, мы разработали цикл занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и применяем их на практике;

— общий вывод по развитию творческих способностей детей, принимавших участие в исследовании, был сделан на основе анализа результатов методик педагогической диагностики;

Исходя из анализа результатов проведенного исследования, можно констатировать, что наша гипотеза подтвердилась. С помощью педагогической диагностики мы выявили уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Результат проведенного контрольного эксперимента доказал, что дети перешли на более высокие уровни развития творческих способностей.

По итогам исследования нами составлены рекомендации для педагогов ДОУ по поддержанию и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

4.предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

7.ненавязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и подстроиться под нее;

3 стр., 1055 слов

Дать характеристику способностям и уровням их развития.Составить ...

... развития способностей: репродуктивный, реконструктивный и творческий. Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности ... преодоления и создания трудностей [текст] / А.Н. Поддъяков // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. ... людей, уровень развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно ...

8.больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

9.поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от — 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 №1155.

3. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320с.

5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК., 2003.

6. Букина, С. Квиллинг 3D. Магия волшебных завитков / С. Букина, М. Букин. — М.: Феникс, 2014. — 609 c.

7. Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих / Светлана Букина. — М.: Питер, 2016. — 128 c.

8. Васильева К.В. Бумагопластика как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста/ К.В. Васильева, Д.А. Гусев//Успехи современного естествознания. 2015. — № 8. – С .78 – 85

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.. Топоркова И.Г. и др. Готов ли ваш ребенок к школе?.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2007.

11. Гермогенова М. Д. Основы общей психологии: Курс лекций. Якутск: Изд-во якутского ун-та, 2006. — 201с.

12. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.

13. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. Развитие творческих способностей дошкольников методическое пособие. М: ТЦ сфера, 2010-128с. (библиотека воспитателя).

14. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. — №8. – С. 68 — 73.

15. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

16. Захарова Н. И. Мультимедийная сказка, как средство развития творческих способностей дошкольников/ Н.И. Захарова// Молодой ученый. 2014. – № 21. С. 141-145

17. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с.

18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

19. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников; М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

20. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. — М., 1996. — 118 с.

6 стр., 2702 слов

процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного ...

... 2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с. 3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина ... и задачам исследования. В приложении представлены тесты по диагностике творческих способностей детей, занятия по аппликации. Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительного ...

21. Лебедева, О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О.А. Лебедева. — М.: Классик стиль, 2004.

22. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

23. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. — М., Наука, 1978. — 125 с.

24. Межиева, М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет [Текст] / М.В. Межиева. — Ярославль, 2002.

25. Немов Р.С. Психология: учеб. Для студ. Высший.пед.учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – кн 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640с.

26. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 639с. – серия: Основы наук

27. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

28. Новикова, И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи — своими руками / И.В. Новикова. — М.: Академия развития, 2015. — 112 c.

29. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. – М.: Компания Спутник+, 2006.

30. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999. – 239 с.

31. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений/ сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 408с.

32. Пособие для работников дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» /Под ред. Н.Е.Вераксы.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.

33. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общяя: Экспериментальная психология: учебник / Т.А Ратанова, И.А. Домашенко – 2 –е изд., доп и пере-раб. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 464с.

34. Редькина Е. Музыкально — дидактическая игра с использованием ИКТ – как средство развития творческих способностей детей старшего возраста/ Е.Редькина // Молодой ученый. 2014. – № 21, С. 124-127.

35. Савина, О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. — №3. – С. 68 — 72.

36. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве М., 1965.

37. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э. Симановский. — Ярославль: Академия развития, 2002.

38. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.

39. Скворцова В. О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В. О. Скворцова — Ростов Н/Д: Феникс, 2009 — 219с.- (мир вашего ребенка).

40. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности.: Межвузовский сборник трудов. [Текст] / Под ред. А.Н. Троян, Н.Д. Ватутиной. — Свердловск: УГПИ, 2008. — 137с.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... душе человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов ... от идолов - индивидуальная логика. БЮЛЕР – теория трех ступеней в развитии ребенка: инстинкт, дрессура, интеллект. ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880-1943) - основатель гештальтпсихологии. ...

41. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.

42. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

43. Торманова, А.С. Большая энциклопедия. Квиллинг / А.С. Торманова. — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «АСТ», 2013. — 192 c.

44. Хелен, У. Популярныйквиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

45. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».-«Университет», Москва 2000. technicsдля детей старшего дошкольного возраста

46. Черцова А.И. Методы и приемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста/А.И. Черцова //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. — № 12-2 (119) С.163 – 167.

47. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008.

48. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., Институт практической психологии, 1997. — 288с.

49. Шквыря, Ж. Ю. 3D квиллинг. Игрушки для малышей / Ж.Ю. Шквыря. — М.: Феникс, Суфлер, 2013. — 308 c.

50. Шквыря, Ж. Ю. 3D квиллинг. Искусство бумагокручения / Ж.Ю. Шквыря. — М.: Планета книг, 2014. — 454 c.

51. Шквыря, Ж. Ю. 3D-объемный квиллинг / Ж.Ю. Шквыря. — М.: Феникс, 2016. — 246 c.

52. Шквыря, Ж. Ю. Забавные животные. 3D-объемный квиллинг / Ж.Ю. Шквыря. — М.: Феникс, Суфлер, 2013. — 499 c.

53. Шквыря, Ж. Ю. Забавные истории в 3D-квиллинге / Ж.Ю. Шквыря. — М.: Феникс, 2014. — 542 c.

54. Шмитт, Гудрун Квиллинг для детей / Гудрун Шмитт. — М.: Астрель, Кладезь, 2013. — 153 c.

55. Энгельбрехт М.А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники квиллинг/ М.А. Энгельбрехт// Наука и образование: новое время. 2014. — № 5. С. 247 – 156.