Метафорический концепт-анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя

Метафорический концепт-анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства в современном менеджменте и психологии управления 5

1.1. Типологический подход к проблеме изучения лидерства и руководства 5

1.2. Профессионально-управленческие роли руководителя 16

1.3. Концепт-анализ ролей лидеров и руководителей 24

1.4. Вывод 31

Глава 2. Метафорический подход к пониманию сущности менеджмента и управленческих ролей руководителя 33

2.1. Метафоры в жизни 33

2.2. Метафоры в бизнесе 40

2.3. Метафорический концепт-анализ лидерства и руководства 50

2.4. Выводы 59

Глава 3. Практическое применение метафорического концепт – анализа как способа идентификации управленческих ролей руководителя 60

3.1. Описание программ исследования 60

3.2. Описание и анализ данных 65

3.3. Интерпретация полученных результатов 73

Заключение 78

Литература 82

Приложения 87

Введение

В условиях современной научно-технической революции в экономике постоянно растет интерес к анализу управленческих ролей руководителя и их влияния на деятельность компании. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности руководителя в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности менеджеров. Эффективность управленческой деятельности руководителя связана не просто с успешностью освоения им методологической теории и наработкой соответствующей практики, а в первую очередь с формированием у него управленческого мышления с соответствующим профессиональным мировоззрением, философией и ценностями. Значительную помощь в анализе и идентификации управленческих ролей может оказать метафорический концепт-анализ, который помогает оценить направленность деятельности руководителя в зависимости от приверженности его той или иной управленческой роли. Все это и объясняет социальную значимость изучаемой нами проблемы.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В I главе "Роль и значение возрастных кризисов в процессах психического развития" дан теоретический анализ состояния проблемы возрастных кризисов и кризиса 3 ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из ...

Изучением проблемы идентификации управленческих ролей руководителя занимались и занимаются в настоящее время как зарубежные (М. Альберт, У. Беннис, Дж. Грейсон. Р. Дафт, П. Друкер, Д.С. Максвелл, М. Мескон, Г. Минцберг, Г. Морган, Б. Нанус, Т. Питерс, Ф. Хедоури, Э. Шейн и др.), так и отечественные (Л.Н. Албастова, Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, А.Л. Журавлев, О.В. Евтихов, Ю.Н. Емельянов, А.В. Карпов, Т.Г. Никуленко, Б.Д. Парыгин, А.Н. Реан, В.А. Толочек, В.В. Травин, А.А. Урбанович, П.В. Шеметов и многие другие) психологии и менеджеры. В некоторых исследованиях отображен метафорический подход к концепт – анализу управленческих ролей руководителей (Ю.Н. Аксененко, Т.Ю. Базаров, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, С.И. Самыгин, Н.Д. Творогова, В.В. Травин, И.П. Чередниченко и др.).

Однако в настоящее время особую значимость приобретает изучение метафорического концепт — анализа как способа идентификации управленческих ролей руководителя. Этот аспект изучаемой нами проблемы и предопределяет ее научную значимость.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты теоретического и практического изучения темы исследования могут быть использованы в практике работы руководителей предприятий.

Исходя из всего выше сказанного, проблема данной работы заключается в том, что несмотря на то, что изучение управленческих ролей и использования в их характеристиках метафорического подхода, исследуется достаточно давно и подробно, вопрос возможности применения метафорического концепт — анализа как способа идентификации управленческих ролей руководителя требует более детального анализа.

Цель исследования – изучение метафорического концепт – анализа как способа идентификации управленческих ролей руководителя.

Объект исследования – управленческие роли руководителя.

Предмет исследования – метафорический концепт – анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя.

Гипотеза исследования – метафорический концепт – анализ является эффективным методом изучения управленческих ролей руководителя.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения лидерства и руководства в современном менеджменте и психологии управления.

2. Изучить метафорический подход к пониманию сущности менеджмента и управленческих ролей руководителя.

3. Практически применить метафорический концепт – анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя.

Методы исследования — тестирование, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства в современном менеджменте и психологии управления

1.1. Типологический подход к проблеме изучения лидерства и руководства

В социальной психологии существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психологический тип лидера складывается из следующих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и информированность. Соответственно лидеры разделяются на три крайних типа:

— эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку»;

12 стр., 5880 слов

Управленческие роли в таможенной системе (по теории Г. Минцберга)

... управленческой роли. .Дать характеристику управленческой роли по Г.Мецбергу. .Проанализировать управленческие роли на примере Балтийской таможни. Объект данного исследования - персонал Балтийской таможни. Предмет - управленческие роли Балтийской таможни. На практике власть реализуется в процессе руководства, ... коммуникации «руководитель - подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей ...

— деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

— информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

В типологию лидерства важный вклад внесли представители поведенческого подхода. В поведенческом подходе типологии личности лидера основаны на анализе стиля их руководства.

Так одну из первых теорий в этом направлении предложил К. Левин . Ими было выделено три основных типа личности лидера.

1. Авторитарный лидер. Его форма управления основана на уверенности в том, что информационные потоки и процесс принятия решений должны быть сконцентрированы на верхнем уровне управления организацией. Такой подход может объясняться неверием руководителя в компетентность или добросовестность персонала либо возникнуть вследствие сложного положения фирмы, требующего принятия быстрых и решительных действий.

2. Демократически тип. Такой руководитель предполагает, что руководство организацией или ее подразделением осуществляется на основе решений, одобренных большинством сотрудников. Одобрение может быть высказано в результате некой процедуры голосования и выражаться через делегирование полномочий, совместное обсуждение проблем, следование советам, разъяснение причин необходимости принятия тех или иных решений и т.д.

В литературе выделяется и патерналистский тип лидера, основное отличие которого от демократичного типа заключается в масштабах делегирования и в степени готовности следовать мнению большинства.

3. Либеральный руководитель предполагает минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом с предоставлением персоналу возможности самостоятельно принимать оперативные решения. При недостаточной координации действий делегирование носит расплывчатый характер, что не способствует формированию у работников ощущения общности целей. Причиной появления такого типа лидера может являться следствием неспособности руководителя организовать эффективную схему демократичного управления. Также такой руководитель может выражать продуманную и смелую политику, призванную дать персоналу максимум возможностей для самореализации .

Некоторые ученые выделяют разновидности в названных типах руководства.

Так авторитарный тип руководителя может иметь разновидность, названную «эксплуататорский тип». Руководитель единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все. Основная форма стимулирования — наказание. Такой стиль руководства может привести к установлению неблагоприятного социально-психологического климата, развитию производственных конфликтов.

Демократический и либеральный типы руководства могут иметь следующие формы выраженности :

1. Благожелательный тип. Руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется их мнением, но поступает по-своему. В ограниченных пределах подчиненным предоставляется самостоятельность. Мотивирование страхом наказания минимально. …………

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме: «Метафорический концепт-анализ как способ идентификации управленческих ролей руководителя».

10 стр., 4788 слов

Управление конфликтом как функция руководителя

... работе я хочу рассмотреть конфликты, возникающие в организации и методы управления их руководителем Глава 1. Понятие и сущность конфликта 1.1 Понятие и сущность ... основных типа конфликтов: Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт Конфликт между личностью и группой Межгрупповой конфликт Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной ...

В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы.

Лидерство отражает процесс психологического влияния лидера на последователей, осуществляемого им на основе преимущественного использования неформальных источников власти и направленного на решение организационных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.

В менеджементе существует несколько теорий лидерства. Так в теориях типологии лидерства рассматриваются различные классификации лидеров, основанные на целом ряде в целом общих факторах: эмоциональности, деловитости и информированности; авторитарности, демократичности, либеральности. При этом отмечается, что эффективность руководства компанией лидеров того или иного типа обусловлена внешними ситуациями и групповой, в которой тот или иной лидер может быть хорошим менеджером.

В ситуационно-деятельностном подходе проблема лидерства рассматривается через призму оценки лидера и его лидерских качеств с позиции проявления их в той или иной управленческой ситуации, а также анализа особенностей восприятия членами трудового коллектива роли руководителя в группе в зависимости от тех или иных проблем, с которыми сталкивается компания; уровня и качества взаимоотношений лидера и группы, которые могут быть выражены кредитом доверия, способностью менеджера удовлетворит материальные и нематериальные потребности и т.д.

В представлениях группы хороший руководитель и хороший лидер — это одно лицо. Трудовой коллектив в идеале воспринимает менеджера и как руководителя, и как лидера, сочетающего в себе умение организационного и неформального руководства; обладающего официальными правами управления и необходимым авторитетом; умеющего не только планировать деятельность, но и умело распределять ее между всеми членами коллектива, организовывать их трудовую, профессиональную активность.

Управленческие роли, несмотря на свое достаточное разнообразие в разных теориях и классификациях, прежде всего, ориентированы на выполнение менеджером трех основных аспектов деятельности: межличностный, информационный и связанный с принятием решений.

Концепт-анализ лидерства и руководства показывает, что члены группы, прежде всего, видят в менеджере человека, исполняющего определенный перечень функций управления в организации. В соответствии с этим руководитель компании может восприниматься как политик, эксперт, администратор, планировщик, контролер, представитель группы во внешней среде, символ группы и проводник мировоззрения, в конце концов, как положительный пример.

Метафора — это спонтанно возникающий образ, иносказательно называющий какое-то актуальное групповое явление, принимаемое всей группой и служащее для осознания групповой потребности, а в дальнейшем для маркировки сходных явлений.

Характеристиками метафоры являются иносказательность, групповой символ и маркер, новизна, экспрессивность, творческий характер, спонтанность, коллективный характер, архетипичность, сквозной характер метафоры.

Метафоры в бизнесе, характеризуют представление человека об организации, как о машине (с акцентом на управление и эффективность), как живом организме (развитие, приспособление), как мозге (организационное обучение), как носителе определенной культуры (ценности, убеждения), как политической системе (конфликт интересов, власть) и как сети (организация — элемент сети в определенной сфере бизнеса).

14 стр., 6524 слов

Влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы компании

... на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание ... в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, ...

Метафоры, касающиеся лидеров, руководителей организации, характеризуют следующее восприятие лидера обществом:

— лидер — это человек, обладающий харизмой, Божьим даром;

— лидер — это человек, обладающий определенным набором личностных качеств, которые помогают ему выделиться из какой-то реальной группы людей;

— лидер — это человек, способный поставить цель, вдохновить людей на ее достижение и компетентное управление движением вперед;

— лидер должен отождествлять себя с группой;

— у лидера должно быть понимание вероятностного, недетерминированного характера процессов, происходящих в группе, которые определяют действие лидера и его последователей в рамках определенных ролей.

Метафорическими представлениями лидерства являются и восприятие его как «отца» или «козла отпущения», «вожака» или «тирана», «героя» или «организатора».

В рамках эмпирического исследования нами были протестированы студенты в количестве 50 человек, по двум методикам:

1. Методика «Диагностика управленческих ролей». Автор Т.Ю. Базаров.

2. Метод концепт-анализа. Автор Т.Ю. Базаров.

В результате тестирования нами были образованы восемь групп студентов с выраженными управленческими ролями: управленцы, организаторы, администраторы, руководители (по две группы испытуемых на каждую роль).

По данным концепт – анализа были выявлены особенности анализа ситуации развития организации в зависимости от управленческих ролей. Так испытуемые – управленцы при анализе выделяют демократический стиль управления; цели деятельности организации видят в расширении рынка, увеличении мобильности персонала; отмечают наличие конфликтов внутри персонала компании и необходимости реструктуризации, частичной передачи финансового управления руководителям департаментов.

У студентов – организаторов концепт-анализ направлен на выделение проблем работы компании. Отмечаются проблемы с делегированием полномочий, пересечением зон ответственности руководителей разных департаментов, отсутствие «эффективной работы» семейных ценностей, отсутствие зоны ответственности и обязанностей. Цель компании для этой группы студентов – стремление удержаться на рынке.

У респондентов – администраторов концепт – анализ направлен на составление рекомендаций руководству компании. Отмечается необходимость раздела на отделы, выстраивания эффективной системы управления, основанной на семейных ценностях, попытаться в управлении осуществить совмещение демократического и бюрократического стиля управления. Большое внимание уделяется налаживанию отношений между работниками и руководством, внутри рабочего коллектива; реструктуризации схемы финансовой ответственности.

У студентов – руководителей основной упор делается на анализе взаимодействия продакт – менеджеров и функциональных отделов, а цель компании – создание особого стиля управления, сочетающего демократический и контролирующий стили управления.

Не зависимо от своих управленческих ролей главной метафорой при оценке работы организации является «семья». Это связано с тем, что общее понимание свойств деятельности организации может быть описано в рамках описание основных свойств семьи:

1. Система как целое качественно отличается от суммы свойств ее элементов.

15 стр., 7402 слов

Методы управления персоналом: административные, экономические, ...

... равновесие при распределении времени.(2) Практически невозможно добиться эффективного управления как организацией, так и персоналом, входящим в неё, если процесс не будет контролировать ... конкретно сложившуюся ситуацию. На данном этапе развития менеджмента, как науки, выработано три группы методов управления персоналом: административные, экономические, социально - психологические. Целью мое ...

2. Свойства элемента определяются его местом в структуре, иерархичность структуры компании.

3. В системе свойства элементов и свойства отношений между ними взаимообусловлены.

4. Любая живая система способна к саморегуляции.

5. Семья как живая система взаимодействует с внешним миром. Организация также взаимодействует с внешним миром, стремясь расширить зоны своего влияния на рынке.

В целом, в ходе исследования мы подтвердили нашу гипотезу о том, что метафорический концепт – анализ является эффективным методом изучения управленческих ролей руководителя.

Как показало исследование — метафорический концепт – анализ компании и деятельности руководителя позволяет более глубоко и доступно отразить проблемы развития организации, ее положительные и отрицательные характеристики, которые могут повлиять на успешный выход из кризиса.

В заключение следует отметить, что изучаемая нами тема требует своего дальнейшего практического исследования.

Литература

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И. Социология и психология управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — С.404-405.

2. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента. — М.: ПРИОР, 1998. — 258 с.

3. Андреев В.Н. Саморазвитие менеджера. – М.: Народное образование, 2005.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М., 1998.

6. Базаров Т.Ю. Психология менеджмента. 2006.

7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. — М.: Академия, 2008. — 224 с. — С. 122.

8. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Базаров Т.Ю. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 239 с.

9. Беннис У., Нанус Б. Лидеры. — СПб., 1995.

10. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. — СПб.: Питер, 208. — 368 с.

11. Блейк Р.Р., Моутон Д..С. Научные методы управления. — Киев, 1990. — 247 с.

12. Бовин А.А., Никитина О.А. Теории лидерства. — Новосибирск, 1999.

13. Богалдин-Малых В.В. Современные методы управления: российская реальность. — М., 2002.

14. Вачков И.В. Метафорический тренинг. — М.: Ось-89, 2005. — 144 с.

15. Вересов Н.Н. Психология управления. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 306 с.

16. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2007. — 288 с.

17. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. — М.: Наука, 1998.

18. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала. — Ростовн/Д: Феникс, 2003. — 448 с.

19. Грейсон Дж., Одел К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: ИНФРА-М, 2000.

20. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. — М.: Просвещение, 1994.

21. Дафт Р. Организации. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2001. — 352 с.

22. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. — М.: ПРИОР, 2002. — 464 с.

23. Друкер П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения. — М., 1998.

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

... деятельностью организаций ПК-18 Цели освоения дисциплины психология управления: Данный курс знакомит учащихся с психологическими основами менеджмента, формирования коллектива, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей (темперамент, характер, ...

24. Друкер П. Эффективный управляющий. — М., 1994.

25. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

26. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. — М., 1996.

27. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. — М.: ПРИОР, 1998. — 512 с.

28. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.

29. Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом.- М., 2006. – 200 с.

30. Зуб А.Т. Лидерство в менеджменте. — М.: Воскресенье; Принт-Ателье, 1999. — 216 с.

31. Евтихов О.В.Психология управления персоналом: теория и практика. — СПб.: Речь, 2010. — 319 с.

32. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007. — 238 с.

33. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 199. — 511 с.

34. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. — М., 1971.

35. Ефимкина Р.П., Горлова М.Ф. Развитие метафоры в групповом процессе. — М.: Ось-89, 2008.

36. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2002.

37. Кедров К. А. Метаметафора. — М.: Наука, 1999.

38. Кочетков Г. Сеть — новая метафора менеджмента// Российское предпринимательство. — 2000. — №3.

39. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. — М.: Дело, 2004.

40. Кравченко А.И. История менеджмента — М.: Академический Проект, 2008. — 560 с.

41. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. — Архангельск: ГМПУ им. М.В. Ломоносова, 1996. — 256 с.

42. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.

43. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях / Пер. с англ. М„ 1993. 218 с.

44. Максвелл Д.С. Лидерство. — Мн.: Попурри, 2009. — 400 с.

45. Максвелл Дж. Шеф и его команда. – СПб.: Питер, 2003.

46. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Вильямс, 2007. — 672 с.

47. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

48. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.

49. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. — Казань, 2004.

50. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. — М.: Финансы и статистика, 1998.

51. Морган Г. Образы организации. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2008.

52. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

53. Островский Э.В. Психология управления. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 249 с.

54. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. — М.: Наука, 1993. — 230 с.

9 стр., 4099 слов

«Психология менеджмента» Оглавление

... преставление о современной научной проблематике в сфере психологии менеджмента - знать историю развития основных научных проблем и направлений психологии менеджмента: стратегический и инновационный менеджмент, управление коммуникациями в организации, проектирование организаций, организационное ...

55. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С.310-311.

56. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М., 1996.

57. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

58. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.

59. Психология и этика делового общения/ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

60. Реан А.Н., Свенцицкий П.А., Семёнов И.Н. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения. // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 2005.

61. Розанова В.А. Психология управления. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 384 с.

62. Сендж П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. — Харьков, 2006.

63. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. — СПб.: Речь, 2003.

64. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 624 с.

65. Творогова Н.Д. Психология управления. — М.: ГЭОТАР-мед, 2001. – 383 с.ъ

66. Толочек В.А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

67. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.,2005.

68. Управление персоналом/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2004.

69. Урбанович А.А. Психология управления. — Мн.: Харвест, 2007. — 640 с.

70. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 2005.- С.33.

71. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело ЛТД, 2003. — 864 с.

72. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 608 с.

73. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2007. — 336 с.

74. Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

75. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами. — М.: Омега-Л, 209. — 407 с.

76. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 2004.

77. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно — эклектический подход. — Минск: Бостпринт, 2000. с. 42 — 43.

78. Bennis W. On Becoming a Leader. — N.Y.: Addison Wesley, 1989/1994. P. 39-42.

79. Marshak R.J. Organizational Dynamics. N. Y., 1993, Vol. 22, N 1, P. 44-56.

80. StogdiU R. M. Handbook of Leadership. A survey of theory and research. — N. Y., 1974. P. 81.