Метафорические ассоциативные карты PERSONA (Схемы и Изображения)

Крюгер Камилла. Она. Метафорические ассоциативные карты

 

Метафорические ассоциативные карты «Она» — удивительный комплект! Рассматривая рисунок за рисунком, мы не только получаем удовольствие от изумительных иллюстраций Виктории Кирдий, но и делимся этой радостью с окружающими. Благодаря этим картам мы не только украшаем свою жизнь, но и обретаем возможность разобраться в ней, найти ответы на очень важные для себя вопросы и стать гармоничнее и счастливее. Метафорические ассоциативные карты займут достойное место и в домашней коллекции ценителей искусства, и на рабочем столе профессионального психолога.

 

2. Метафорические ассоциативные карты OH! (Слова и Изображения)

88 карт со словами, художник — Эли Раман (Ely Raman), издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

С «О-Карт» художник Ely Raman начал «О жанр» ассоциативных карт, разработанных для развития интуиции, воображения, понимания и коммуникации.

 

Патрушева С. Метафорические ассоциативные карты Вещие Путеводные Сказки (Изображения)

40 карт, автор рисунков и текстов: Светлана Патрушева. — 2015.

Повествовательная колода карт может применяться в игровой, ассоциативно-терапевтической, диагностической форме, в арт-терапии, сказкотерапии, для детского развития в игровой форме.

Метафорические ассоциативные карты Ecco (Изображения)

99 карт-абстракций, художник: J.D. Ellis, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

Каждая из карт ЭККО пробуждает воображение и является стартовой площадкой для погружения в мир фантазии. Карты позволяют нам прояснить то, что мы видим, представляем и чувствуем. За счет своей абстрактности карты «Экко» дают еще больший простор для творчества и работы воображения, нежели другие карты семейства Oh, так как они позволяют выйти за рамки того смыслового содержания, которое вкладывает художник в сюжетное изображение.

 

Метафорические ассоциативные карты Lydia Jacob story (Изображения)

55 карт-коллажей, художник: Раймонд И. Вайделих, издательство «ОН-Verlag».

Каждая карта из колоды — окно в сюрреалистический мир, новое и все еще неизвестное место, заселенное небывалым собранием людей, животных, растений и неодушевленных объектов. Эти карты — результат увлечения всей жизни Раймонда Вайделиха – воскрешения прошлого. В процессе коллекционирования в руки художника попал портрет швеи Лидии Якоб, которая жила в Страсбурге в конце XIX века. Ее имя и ее история послужили импульсом для цикла работ, названных «История Лидии Якоб».

3 стр., 1025 слов

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ

... у меня (skype: tetiva77 – Наталия Глотова). КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ: Метафорические ассоциативные карты (МАК)– это уникальный инструмент и помощник практического психолога в ... Карты являются проективной методикой и поэтому важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный (субъективный) отклик каждого клиента на попавшееся ему изображение. ...

Метафорические ассоциативные карты Habitat (Изображения)

88 карт-картинок, художник: Кристиан Гронау, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

Карты Habitat изображают различные естественные ареалы Земли. Используются для поиска связей и смысловых отношений в окружающей нас среде.

 

Метафорические ассоциативные карты PERSONITA (ситуационные карты и карты изображений)

44 ситуационных карты.Художники: Эли Раман и Марина Лукьянова, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

Ситуационные карты схематично указывают на возможные связи, отношения и события.

77 цветных карт-портретов. Художники: Эли Раман и Марина Лукьянова, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

Карты-портреты PERSONITA изображают самые разнообразные типажи и лица детей и подростков разных стран и народов: северных и южных, восточных и западных. «Персонита» предлагает нам с помощью игры взглянуть на жизнь глазами других людей, обучая навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а также осознании глубинного смысла нашего человеческого существования.

Метафорические ассоциативные карты PERSONA (Схемы и Изображения)

33 карты-взаимодействия (схемы).

Художник: Эли Раман, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag»

Карты взаимодействия схематично изображают возможные связи и отношения между людьми.

77 карт-портретов. Художник: Эли Раман, издатель — Моритц Егетмейер, издательство «ОН-Verlag».

Карты-портреты PERSONA изображают самые разнообразные типажи и лица людей любых возрастов, разных стран и народов: северных и южных, восточных и западных. Карты «Персона» приглашают нас поупражняться в чтении лиц и характеров, понимании связей между людьми и нахождении совпадений между собой и другими.

Колода Закон притяжения

Метафорические ассоциативные карты Петроглифы (изображения)

Колода карт, созданная по мотивам доисторических наскальных рисунков. Могут использоваться для проработки глубинных неосознаваемых проблем.

 

15. SAGA — это самая ресурсная колода, поэтому перед началом любой работы (самостоятельной или со специалистом), рекомендуется выбрать из этих карт те, которые символизируют для Вас «место покоя». Место покоя – это место (существующее реально или только в вашем воображении), где Вы чувствуете себя абсолютно комфортно, свободно и хорошо. Там нет ничего, что расстраивает или раздражает. Это Ваш неисчерпаемый и непреходящий источник положительной энергии.

 

Карта может быть одна, а может быть несколько. Если их несколько, то расположите их в пространстве листа (как они соотносятся друг с другом; есть ли там кто-нибудь; пускаете ли Вы туда кого-нибудь).

Погрузитесь в свое «место покоя» на несколько минут. И пусть на протяжении всего сеанса ваше «место покоя» будет у Вас перед глазами.

 

Зачем это нужно? В процессе психологического/психотерапевтического сеанса бывают моменты неприятных воспоминаний и слов. Тогда нужно сказать: «Стоп! Я хочу идти дальше», и на несколько минут снова погрузится в Ваши ресурсные карты, чтобы вернуть себе душевное равновесие и продолжить продуктивную работу. Также наличие перед глазами «места покоя» создает для Вас чувство защищенности: «Вот он, мой ресурс! Когда захочу, воспользуюсь им!»

5 стр., 2143 слов

12. АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

... оставалась каркасом плодотворного союза. Я стал издателем «О» карт.  Сама природа карт «О» не совместима с какой ... к откровенному разговору о себе и своих проблемах.  Моритц Эгетмейер  "Хотя я этого не предполагал и ... материал для проекции психологических феноменов человека.  Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, ...

Использование карт SAGA (подходит для любых «повествовательных колод»):

1. Спонтанное сочинительство (последовательное вытягивание): Вы вслепую вытягиваете карту и рассказываете начало истории (это может быть одно слово, несколько предложений или целая часть).

Затем вытягиваете вторую карту… и так далее.

2. Спонтанное сочинительство (одновременное раскрытие всех карт): Например, я хочу рассказать историю по трем картам. Вслепую я вытягиваю сразу три карты, раскладываю их друг за другом, угадываю связь между ними и, таким образом, придумываю сюжетную линию. Затем я начинаю рассказ с первой карты, придумывая подробности по ходу повествования.

3. Осознанный выбор героя: Перед началом рассказа Вы выбираете героя Вашей истории. Остальные карты, из которых будет складываться сюжет, вытягиваются вслепую. Таким образом, может получиться цикл рассказов об одном герое.

4. Иллюстрационный метод: Вы можете использовать карты, как иллюстрации к уже имеющейся у Вас истории. Все карты Вы выбираете перед рассказыванием и далее показываете каждую картинку в подходящий момент. Получается очень интересный вариант сказительства, так как здесь сочетается устное повествование с элементами сказочной книги с картинками.

5. Совместное придумывание: Все вышеуказанные варианты работы с картами можно применить для придумывания историй в паре или компании. В таком случае элемент неожиданного поворота событий возводится в квадрат.

6. Накладывание спонтанного метода на готовый сюжет: У Вас есть готовый сюжет (или тысячи готовых сюжетов, если Вы не новичок в деле сказительства) и есть колода карт. Вы начинаете рассказ и одновременно вытягиваете карту. Задача: объяснить себе и слушателям, каким образом связана картинка с вашим рассказом. Смысл: тренировка воображения. Это достаточно сложный метод, так как в данном случае непросто рассказать стройную и красивую историю.

 

СОРЕ

Карты относятся к подтипу «самоанализ/психотерапия». В колоде карт «COPE» есть 6 карт с изображениями рук, которые символизируют 6 измерений («исцеляющих ресурсов»), так как кризис рассматривается авторами как явление, включающее в себя одновременно и угрозу и возможности исцеления, которые находятся в руках каждого человека. Остальные 82 карты символически и метафорически олицетворяют травматические события и эмоциональные реакции на них, предлагая рядом с ними образы облегчения, успокоения, уверенности и исцеления.

Авторы карт «COPE» выделяют четыре основных принципа, лежащих в основе создания карт.

1. Принцип нормализации. Действенность карт «COPE» вытекает из предположения, что психологическая травма – это реакция на потрясения, которые повсеместно могут происходить с любым человеком. Любые реакции на травму считаются нормальными способами преодоления кризиса. Нам необходимо признать, что у каждого человека существуют свои уникальные типы реакций на кризисные события. Эти реакции присущи каждому так же, как и его отпечатки пальцев. Концентрация на преодолении кризиса, а не на болезни, позволяет работе с картами «COPE» продвигаться без подчеркивания негативных последствий перенесенной травмы.

24 стр., 11779 слов

Архетипы и их влияние на личность

... Единственная задача активного воображения - это дать образам как можно большую автономию и свободу от контроля Эго. В данной работе тема архетипов будет раскрываться в рамках школы аналитической ... отражают отдельные «составные» части мифа, например, архетип Отца, архетип Матери или образ Млаленца [4, 17]. Соприкасаясь в процессе жизни с разными архетипами и через это открывая содержание своего ...

2. Принцип овладения навыком самообладания. Столкновение с кризисными, травмирующими событиями, как правило, ведет к потере чувства собственной значимости. Поэтому процесс терапии с использованием карт «COPE» должен носить характер сотрудничества: работа по преодолению кризисных событий – это совместное путешествие, где известно лишь общее направление, и где при встрече с каждым новым препятствием или преградой нужно быть готовым находить новые пути. Исцеляющее общение и сотрудничество приводят к взаимному доверию, к росту чувства собственного достоинства и веры в свои силы.

3. Принцип самовыражения. Работа над собой, будь то посредством отреагирования горя или страха, выражения своих чувств по отношению к травмирующим образам посредством иносказательной истории или общения с другими участниками, выработки своей системы ценностей или обращения к юмору – все эти подходы способствуют исцелению. Терапевту, использующему карты «COPE», необходимо поощрять все эти составляющие процесса исцеления, так как он является проводником и тренером, открывающим перед клиентом или участниками группы новые подходы и навыки, которые находились в латентном состоянии.

4. Принцип создания личной теории излечения. Личный сюжет, изложенный при помощи карт «COPE», создает свое собственное символическое и метафорическое пространство, в котором может состояться примирение с прошлыми событиями и возникнуть новые чувства оптимизма и уверенности в завтрашнем дне.

Классический способ работы с травмой через возвращение в травму, при этом существует опасность ретравматизации. Работа с COPE снижает этот риск.

Другой вариант работы с травмой – «принцип маятника», который очень медленно раскачивается: пережить травму/подкрепиться, пережить травму/подкрепиться.

Работа с травмой ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С РЕСУРСА (их нужно выбрать из САГИ, ЕССО, из 6 ресурсных карт СОРЕ).

Майсс Кэролин Метафорические ассоциативные карты Архетипов

74 карты, Archetype Cards, автор: Кэролин Майсс (Caroline Myss) — 2003.

Карты предназначены для детального знакомства с позитивными и теневыми аспектами архетипических элементов в структуре личности

Архетипические карты Кэролайн Мисс — интересное издание для аналитических психологов и им сочувствующих, а также психологически-ориентированных тарологов. Каждая карта содержит в себе прямое и позитивное воплощение принципа (автор называет это архетипами) и теневое, то есть перевернутое значение.

 

Понятие «архетип» является одним из важнейших в исследовании ментальности. К нему обращаются многие исследователи – гуманитарии, понимая под архетипом некий устойчивый образ, присутствующий и повсеместно возникающий в индивидуальном сознании, оказывающий значительное влияние на сознательную деятельность человека.

 

Понятие «архетип» было введено К.Г. Юнгом в 1919 г. в статье «Инстинкт и бессознательное». К.Г. Юнг стремился открыть единицы воздействия, которые обусловливают и определяют поведение и переживания, как человечества в целом, так и отдельного индивидуума. К.Г. Юнг определяет понятие «архетип» следующим образом: «Архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает», «архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом» [6]. То есть, в чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с личным опытом, и только в комплексе с ним подвергается сознательной обработке. В связи с этим сам Юнг отмечал необходимость различия понятий «архетип» и «архетипическое представление».

12 стр., 5610 слов

Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

... принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда ... И как таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции. Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших ...

 

Наиболее близкими к содержанию архетипа являются «архетипические образы», по сути, образы сознания, проявляющиеся в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях, то есть при минимальной сознательной обработке. А.В. Квакин отмечает, что образ – это своеобразная копия, «в нем мы узнаем оригинал как индивидуальное явление, а не прочитываем некоторое сообщение», образ обладает универсальной природой, поскольку может быть истолкован любым человеком. Образ создается сенсорно-перцептивным отражением внешних объектов, при этом архетип не является отражением внешнего мира, он представляет «часть образа, свободную от предметного содержания и функции отражения», архетип – это первообраз, проявляющийся через образы и символы, которые представляют собой «архаические образы, независимые от внешнего восприятия»

Интуити

78 карт. Художник: Matteo di Pascale. — 2014.

Колода карт, сочетающая в себе работы по визуальному дизайну, таро и гештальту. Может использоваться для развития интуиции и творческого мышления.

Колода карт, сочетающая в себе работы по визуальному дизайну, таро и гештальту. Может использоваться для развития интуиции и творческого мышления.

У нашего ума есть «проверочный список», который он выдает в ответ на любой вопрос. Первые мысли, которые приходят в голову — это социально одобренные или социально значимые решения. Или же кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты. И когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку — а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий — нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном — там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, чтобы искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение, нужны игры, метафоры и ассоциации. И карты — отличный способ «отключаться» от сознательного (потому что прямых ответов на карте не найти) и подключаться к бессознательному и творческому.

В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».

Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал. В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. А еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

11 стр., 5423 слов

Применение нейро-лингвистического программирования в современной жизни

... В связи с этим, при написании данной курсовой работы значительную роль сыграли личные консультации практикующего коучинг-тренера, сертифицированного ... контролю и перепрограммированию устоявшихся паттернов. [А. Гвоздев] 1.3 Карты и фильтры Мы используем свои органы чувств для ... реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы ...

Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха. Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни мы сможем смело идти навстречу новому и неожиданному и справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

 

Дорог

Удивительная по красоте колода карт, разработанная специально для сказкотерапии и индивидуальной работы, станет волшебным подарком всем, кто заинтересован в личностном росте и развитии творческого потенциала.

 

Карты содержат богатый метафорический ряд, основанный на юнгианских архетипах, которые проявляются в сказках и мифах разных народов. С помощью этого набора вы научитесь абстрагироваться от проблемной ситуации, рассматривая ее в иносказательном метафорическом ключе и обнаруживаю новые подсказки в многовековой мудрости предков.

 

Метафорические карты «1000 дорог» относятся к проективным методикам. Как и другие колоды это серии, они являются многоуровневыми и многозначными. В процессе работы с ними задействовано как правое полушарие нашего мозга, отвечающее за интуицию, так и левое, которое ответственно за логику и аналитическое мышление.

 

Каждая карта содержит:

 

изображение, которое достаточно детализировано, что позволяет использовать эту колоду для сказкотерапии, но при этом многозначно, как в классических метафорических ассоциативных картах;

пословицу – образное выражение, которое отражает народный ум и опыт, накопленный на протяжении многих веков;

пять вопросов, которые помогают глубже раскрыть содержание карты в процессе сеанса сказкотерапии, выполнения упражнений на развитие воображения или игры;

совет для эффективной работы по разрешению проблемных ситуаций и прогностических раскладов;

значение карты Таро и ключевые слова, определяющие содержание карты. Последние могут использоваться для гадания, творческих занятий, игр, сказкотерапии.

Колода “1000 дорог”

При работе непосредственно с картинками из отдельных карт можно выложить единое картографическое полотно, накладывая карты друг на друга таким образом, чтобы закрыть текст, оставив лишь изображение. Другое существенное отличие – это система организации новых метафорических ассоциативных карт. У традиционных МАК системы в привычном понимании этого слова нет. Они отчасти опираются на знакомые всем архетипы и затрагивают почти все основные сферы жизни каждого человека, но не имеют организующей структуры (при работе из такой колоды можно без всякого ущерба убрать несколько карт или даже половину).Стимульные материалы «1000 дорог» основываются на проверенной веками системе Таро. Напомним, что Таро представляет собой систему символов (включая и те самые юнгианские архетипы), которая появилась предположительно в 14-16 вв. Таро ассоциируется у большинства людей исключительно с гаданием, но на самом деле изображения на картах Таро имеют очень сложное истолкование. Они скрывают в себе неисчерпаемый потенциал для работы не только приверженцев эзотерики, но и вполне традиционных психологов. Более того, многие современные специалисты с успехом применяют Таро в своей работе, используя их как аналог метафорических карт (чем, собственно, Таро и является).

9 стр., 4308 слов

Левин Прогрессивная луна и построение карты

... качеством данного знака. Из Стрельца в Козерог, например, загоняет в работу или психологический тупик, или просто в некоторую депрессию. Из ... Аспекты прогрессивной Луны с Сатурном наиболее интересны, особенно если в карте есть какие-то аспекты Луны с Сатурном. Прохождение Луны ... обычно просто переход к новому циклу, начало нового цикла в жизни, т.е. какая-то серия событий, особенно если есть какие-то ...

Но карты «1000 дорог» не имеют полной привязки к старинной системе гадания, они не копируют ее, а лишь опираются на ее многозначность и многовариантность истолкования. Для психологов и всех, кто применяет традиционные карты Таро в своей работе, карты из колоды «1000 дорог» имеют указания на масти и их значения согласно наиболее распространенным интерпретациям Райдера – Уэйта и Алистера Кроули. Но эти значения даются не в виде прогноза, характерного гадания, а как список ключевых слов, которые могут использовать в своей работе и сказкотерапевты, и люди, незнакомые ни с традиционными метафорическими картами, ни с системой Таро. Но и этим потенциал нового авторского проекта не ограничивается. Под изображением на каждой карте идет список вопросов к нему, который позволяет более глубоко продумать сказочный сюжет, оценить представления клиента о себе, об окружающих и о своем месте в мире. Такая структура, по мнению создателей карт, позволяет использовать их и как традиционные метафорические ассоциативные карты, когда основное внимание уделяется картинке, а не тексту, и как стимульный материал для специалистов по сказкотерапии, писателей и просто любителей сочинять истории, и как Таро в прогностических целях.

Карты «1000 дорог» эффективно используются практикующими психологами, но их простота и наглядность позволяет работать с ними людям, которые не имеют ни специального образования, ни опыта работы с метафорическими ассоциативными картами.

Сферы применения карты «1000 дорог»:

o Сказкотерапия.

o Разработка сценариев.

o Самодиагностика.

o Психологическое консультирование и диагностика.

o Коррекционная работа, в том числе с детьми и подростками.

o Развитие творческих способностей и воображения.

o Работа по проективной методике «Карта внутренней страны».

o Разрешение проблемной ситуации.

o Преодоление кризиса и исцеление от последствий травмы.

o Управление стрессом.

o Психологические игры.

o Прогностические расклады.

Карта Внутренней Страны

С помощью этого увлекательного психотерапевтического упражнения вы всегда сможете определить, где вы находитесь, и проложить путь к вашей цели. Для этого просто выложите все картинки в случайном порядке в единую карту — это и есть Ваша Карта Внутренней Страны.

Теперь найдите «Точку отсчета» — картинку, которая наиболее точно характеризует вашу нынешнюю ситуацию (мироощущение, проблему и т.п.) и выберите изображение, символизирующее вашу цель, куда в итоге вы бы хотели прийти. Осталось проложить путь к вашей мечте, преодолев все препятствия и задействовав все ресурсы, которые вам будут встречаться в дороге.

20. Карты Сновидений Паркер Джулии предназначены для работы со снами и фантазиями, их выполненные акварелью изображения очень точно передают расплывчатость и многозначность сновидческих переживаний.

8 стр., 3763 слов

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных ...

... те же цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь. Работа классного руководителя В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным ... лучше поручить школьному психологу, который составит психологическую карту коллектива класса. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных ...

 

21. Карты Сновидений Каплана-Уильямса — 66 карт, соответствующих основным архетипам пути индивидуации Юнга, дают максимально полное представление о символическом озвучании архетипов в конкретных образах сновидений. Системное исследование карт архетипов: источника, маскулинности, фемининности, героя, страдания, путешествия, смерти-возрождения и эго-комплекса, развивает способность к амплификации и формирует Юнгианскую позицию анализа сновидений. Образы и сюжеты карт отправляют участника в захватывающее путешествие по своему внутреннему миру, дают возможность погрузиться и пережить глубинный бессознательный опыт.

Карты Сновидений

Прежде всего, никогда раньше времени не резюмируйте свои сны. Как и, те символы, которые являются представителями ваших переживаний. Они взаимосвязаны, как система, которая даст понимание. А оно, в свою очередь, подскажет вам, как можно применить их мудрости в жизни.

Существует более 5000 вариантов динамики, состоящих из внесенных в список этой системы символов. Их 559, которые появляются на наших 66 Картах Сновидений. В дополнении к Картам Сновидений у нас есть Карты Мудрости (интерпретации значений), которые помогают объяснять мудрость жизни и понимание каждого символа. А также, что делать с символом, реализовывая его потенциал в жизни. На самих 66 Картах Мудрости описаны 500 принципов для размышлений, и 500 задач «жизни сна», которые надо реализовать в жизни.

Так как Карты Сновидений это новая система: и в своих образах, и в своей модели, и в своем использовании, — то она, по сравнению, с другими видами карт, не может быть использована подобно гадальной системе карт. Карты Сновидений базируются на наблюдении тысячи снов. Они показывают, как современные люди проживают и переживают свои сны, и интегрируют их в жизни. Они представляют большинство главных символов, найденных, так или иначе, в современных снах. Возможно, Карты Сновидений приближаются к представлению универсального языка образов, которые являются, как традиционно культурными, так и современными.

Сны представляют свой собственный материал на универсальном языке образов. Карты Сновидений пытаются изображать эти образы в системе пригодной для понимания, для того, чтобы понять символику снов и применение их в жизни. Это не инструмент суеверия, дикой фантазии и эзотерических знаний. Карты Сновидений базируются на психоаналитических принципах понимания. Они созданы обратиться к современному сознанию своей непринужденностью использования, нового понимания возможностей поддержки и трансформации. Мы проведем вас через процедуру их использования шаг за шагом. Но сначала задумаемся: что является снами? Почему они у нас есть, и какова их ценность?

АNIBI

Шмулевич Ицик Метафорические ассоциативные карты ANIBI (Слова)

96 карт-слов. Автор: Ицик Шмулевич, Израиль. — 2015.

Карты посвящены внутреннему ребенку, нашим реальным детям и детям вообще. Кризисы, травмы, потребности, ресурсы. Для работы с детьми и со взрослыми,ведь ­ каждый взрослый когда-то был ребенком.

15 стр., 7142 слов

Роль эмоций и чувств в жизни человека

... карта методики САН Приложение Б. Средние баллы САН по опросу Приложение В. Процентное соотношение баллов респондентов по категориям САН Введение Со времен Платона вся психическая жизнь человека ... роли эмоций и чувств в жизни человека. Объект исследования – эмоциональная сфера человека. Предмет исследования – роль эмоций и чувств в жизни человека. Гипотеза: положительные эмоции способствуют улучшению ...

96 карт-рисунков. Автор: Ицик Шмулевич, Израиль. — 2015.

Карты посвящены внутреннему ребенку, нашим реальным детям и детям вообще. Кризисы, травмы, потребности, ресурсы. Для работы с детьми и со взрослыми,ведь ­ каждый взрослый когда-то был ребенком.

23. «Дерево как образ человека» — новый оригинальный набор карт. С деревом у нас связано множество ассоциаций: древо жизни, генеалогическое древо, новогодняя елка, лавровая ветвь… «У лукоморья дуб зеленый», «Но нельзя рябине к дубу перебраться», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» … Можно продолжать почти до бесконечности, настолько образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических, устно-языковых образах, сопровождаю­щих нашу жизнь и формирующих нашу ментальность.

Использование дерева как метафоры дает огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности. Дере­вья, как и люди, рождаются, растут и развиваются, переживают расцвет, зрелость, увядание и в конце концов, увы, умирают. Так же, как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, за­сухам и прочим непогодам. Часто они служат людям: дают тень, являются строительным материалом, источником вдохновения и просто объектом любования. И как правило, люди отвечают им благодарностью — ухаживают за ними в естественных и ис­кусственных условиях: поливают, удобряют, подрезают, придают форму, растят в кадках, специально высаживают в виде аллей и клумб. Но иногда деревья подвергаются и насилию — их ломают, рубят, уродуют…

Деревья — это символ ресурсности: они чрезвычайно жиз­нестойки, и даже будучи срубленными, служат материалом для строительства домов, производства бумаги и основой для созда­ния произведений искусства. На пнях и бревнах сидят усталые путники, при горении древесина дает тепло… Так же, как и люди, деревья не умирают насовсем: от семян растут новые деревца, их корни распространяются часто и вширь, и вглубь, а на казалось бы мертвых, совершенно засохших корягах иногда вдруг появля­ются новые живые ростки.

Главное, что можно исследовать с помощью метафори­ческих карт «Дерево как образ человека» — самовосприятие, образ Я, самооценка. Попросив клиента выбрать карточку с изо­бражением дерева, которая представляет его на данный момент, вы можете дать ему возможность подумать о том, каким он себя видит: сильным или слабым, здоровым и цветущим или слом­ленным и увядающим. Начав беседу, вы увидите, ситуативно или устойчиво его самовосприятие, вызвано ли оно временной эмо­цией или сопровождает его уже длительное время. Вглядитесь в карточку вместе с клиентом: какое время года соответствует его видению себя? Какие корни у дерева, которое он выбрал? Куда устремлены ветви? Насколько объемен или тонок ствол и насколько он защищен корой?

Частью самовосприятия является образ тела. Данный на­бор позволит работать над проблемой отношения к своему телу с помощью метафоры, а значит, облегчит процесс, который, как мы знаем, часто связан с острыми переживаниями и неприняти­ем себя. Каким человек себя видит? Каким он хотел быть? Ка­ким, по его представлению, его видят окружающие?

Окружение, другие люди, семья, роль и положение в группе. Мы постарались добавить в набор карточки, отражающие и эту тему тоже. Каков я среди других, вместе с другими? Как я ощу­щаю себя в одиночестве? А в очень близких, почти симбиотиче­ских отношениях с кем-то? Или, напротив — в разлуке с близким человеком?

Колода “Дерево”

Это разновидность известного упражнения «Визитная карточка», поэтому вы можете использовать его в индивидуаль­ной терапии на этапе знакомства с клиентом и на начальных эта­пах работы с группой, когда всем за короткое время необходимо познакомиться друг с другом.

Карты раскладываются перед клиентом (участниками группы) картинками вверх, надо выбрать дерево, про которое можно сказать: «Это я» и обязательно прокомментировать свой выбор. Эта процедура дает людям возможность представ­ляться красочно и лаконично (обязательно запомните, какую карту выбрал ваш клиент, в случае работы с группой запишите, кто какую карту выбрал — эта своеобразная «пиктограмма» поможет вам в дальнейшей работе).

В семейной терапии каж­дый человек может не только представиться с помощью карты сам, но и представить других членов семьи («А моя мама — она вот такое дерево»).

Разумеется, очень важно и информативно дальнейшее обсуждение выборов каждого — кто кого как видит и почему.

Вы можете сами убедиться, насколько информативно и ре­сурсно это упражнение. Предлагаем каждому, взявшему в руки эту колоду, немедленно выбрать дерево для себя и сказать себе: «А я — такое дерево!»

Колода “Дерево”

В этом упражнении мы предлагаем клиенту поразмыш­лять над тем, кто из встреченных им на жизненном пути людей наибольшим образом повлиял на него и сделал его таким, каков он есть.

Выберите последовательность карт с изображениями де­ревьев, отражающих основные стадии вашего личностного и физического развития. А теперь рядом с каждой карточкой поло­жите изображения тех людей (каждый из них, естественно, тоже будет представлен в виде дерева), благодаря которым вы оказа­лись на том или ином этапе вашей жизни. А теперь попробуем понять — кто взращивал вас: ухаживал, поливал, подкармливал, лелеял, а кто заламывал, подравнивал, пересаживал?

Как вы ду­маете сейчас — зачем и почему эти люди вели себя по отношению к вам именно таким образом, что ими двигало? И как это влияло на вас: укрепляло или ломало? Можно наряду с важными людьми отметить на вашем жиз­ненном пути и судьбоносные события — для этого могут быть ис­пользованы карточки из других наборов, например, «Пути-до- роги. Метафора жизненного пути» (М.: Генезис, 2014).

(упражнение для родителей и учителей)

Это упражнение является зеркальным отображением предыдущего. Выберите из колоды те изображения, которые, по вашему мнению, отражают процесс и основные этапы развития-становления вашего ребенка, ученика, подопечного. Задайте себе вопросы: как я влияю на рост и формирование моего ребен­ка (ученика)? Каким деревом я вижу его? А каким хочу видеть? Как укрепляю, посредством чего взращиваю? Что я должен сде­лать в роли умного и любящего садовника? Подумайте над этим, играя метафорой «Дерево и садовник», и вы убедитесь, что та­кой взгляд откроет новые перспективы в нерешаемых на первый взгляд проблемах.

Колода “Дерево”

Точнее, мы предлагаем вам попросить что-нибудь у дере­вьев: например, у дуба можно попросить мощи и устойчивости, у молодой березки — нежности и свежести, у гибкого тростника — способности гнуться, но не ломаться. Это упражнение мож­но предложить клиенту, пережившему травму, или стоящему перед необходимостью принять важное решение, нуждающе­муся в поиске ресурса, силы и понимания того, в чем он может эту силу почерпнуть. Природа располагает богатством и разно­образием возможностей, разглядывая и раскладывая картинки с деревьями, человек, учится видеть эти возможности и пони­мать, какие из них необходимы именно ему в данный момент. Если же вы как психолог обратитесь к прежним успехам клиен­та, предложив ему выбрать карточки, отражающие те его каче­ства, которые уже помогали ему справляться с проблемами, с ситуациями, когда ему было плохо, трудно, неприятно, то тем самым вы поможете человеку увидеть свои ресурсы и испытать уверенность в себе.

В группе это же упражнение, направленное на поиск лич­ностного потенциала, энергетического ресурса, помогающего выжить в трудную минуту, может выглядеть следующим обра­зом. Один из участников делится своей проблемой. Остальные делают ему подарки — каждый должен выбрать карточку с изо­бражением дерева, символизирующую какую-то важную на дан­ном этапе для этого человека способность (бамбук дарит ему бы­стрый рост, баобаб — мощные семейные корни и толстую кору, которая защитит в непогоду, виноградная лоза — способность найти опору в любой ситуации и пр.).

В детской группе вы може­те предложить «водящему» (делящемуся проблемой) выбрать только одну из предложенных ему карт — самую подходящую ему «силу». Игра продолжается по кругу: каждый делится своей проблемой и выбирает одну из предложенных всеми участника­ми «сил». Выигрывает тот, чьи подарки были самыми полезны­ми и оказались самыми выбираемыми.

* * *

Мы ознакомили вас лишь с немногими вариантами работы с картами «Дерево как образ человека». Надеемся, предложен­ные упражнения помогут вам сориентироваться. Однако карты станут вам настоящими помощниками, если вы почувствуете себя «своими» в их волшебном мире и станете самостоятельно придумывать задания — такие, которые подойдут вашим клиен­там и вам. Позвольте себе творить, и это сделает процесс вашей работы более привлекательным и творческим.

Желаем успехов!