Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию материнства. 6
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2. Физиологические и психологические особенности протекания беременности. 17
1.3 Факторы и условия изменения эмоциональной сферы женщин в период беременности 39
2. Эмпирическое исследование изменения эмоциональной сферы беременных женщин. 43
2.1. Методы и методики исследования. 43
2.2. Результаты экспериментального исследования. 47
2.3. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы беременных женщин. 56
Заключение. 68
Список литературы. 71
Приложения 75
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во время беременности в организме женщины происходит множество изменений. Эти изменения носят адаптационный характер и затрагивают как физиологическую сферу, так и психологическое состояние беременной женщины.
К беременности адаптируются не только физические функции организма, но и психология женщины. На отношение женщины к беременности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отно-шение зависит и от особенностей личности самой беременной. Как правило, у женщин при беременности изменяется эмоциональное состояние. Если в первой половине беременности большинство женщин беспокоят забота и тревога о собственном здоровье, то во второй половине, особенно после шевеления плода, все мысли и заботы направлены на благополучие плода, который начинает восприниматься как отдельно существующее лицо. Будущая мать часто обращается к нему с ласковыми словами, она фантазирует, наделяя ребенка индивидуальными особенностями. Наряду с этим у женщины появляется чувство утраты своих прошлых привязанностей и привычек в угоду предстоящему материнству, возникают сомнения относительно потери привлекательности, изменений во взаимоотношениях с мужем.
Характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери включает следующие необходимые и достаточные черты: открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуитивную рефлексию, внутренний опыт переживаний), бытие «здесь и теперь» (умение оценить настоящий момент), ответственную свободу (чувство свободной воли и контроля над жизнью), саморефлексию; творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой), социальную интегрированность, духовность.
Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов
... педагогов; · Сделать выводы. Объект исследования – синдром эмоционального выгорания. Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов. Гипотеза исследования : · Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе ... вариант интерперсональной диагностики Т.Лири). АКТУАЛЬНОСТЬ Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые ...
Рассматривая влияние беременности на личностные характеристики беременных, необходимо отметить эмоциональную нестабильность беременных и самоуверенность, консерватизм и недисциплинированность, безразличие к удачам и неудачам.
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды, а также психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности: эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка; такое поведение, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка; повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сензитивном периоде жизни женщины – беременности; тревожность — склонность к беспокойству и страхам; мнительность — подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе; невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке; восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.
Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.
Отсутствие уверенности в прочности брака, связанное с переживаниями из-за отношений с супругом, способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.
Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный (предродовый) стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности тревогам, фрустрации, испугам и семейным переживаниям.
Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.
В данной работе рассмотрены вопросы эмоционального состояния женщин во время беременности и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Основной целью настоящего исследования является анализ эмоционального состояния женщин во время беременности и факторов, влияющих на него.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что для женщин во время беременности в целом характерна повышенная тревожность и астенизация, что обусловлено особенностями протекания беременности, ее предполагаемым исходом (по результатам предыдущих беременностей, если они были), а также личностными особенностями женщин.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии ...
... нарастает, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Исследования показывают, что матери детей с отклонениями в развитии, независимо от ... ситуации «особого» материнства. На первой стадии — эмоциональной дезорганизации преимущественные состояния и реакции матери: шок, растерянность, беспомощность, страх. Этот период сложен тем, что родители ...
1) изучить различия в протекании беременности и личностных особенностях исследуемых женщин;
2) изучить мнения различных авторов об эмоциональном состоянии женщин в период беременности;
3) провести исследование 25 беременных с помощью различных психодиагностических методик.
Предмет исследования: эмоциональное состояние женщин во время беременности.
Объектом исследования выступили 48 женщин, находившихся в амбулатории родильного дома № 12 г. Москвы, в возрасте от 20 до 47 лет, на разных сроках беременности.
Методы исследования:
1) проективная методика «Я и мой ребенок»;
2) тест уровня невротизации и психопатизации Ленинградского института им. В. М. Бехтерева;
3) тест фрустрации В.В. Бойко.
Перспективность темы работы и необходимость исследования: результаты исследования и теоретические положения работы могут быть применены в медицинских и психологических исследованиях, в теории и практике психологии, в разработке соответствующих разделов учебно-методических пособий. Материал работы, теоретические положения и выводы могут также оказаться весьма плодотворными с точки зрения общей проблематики акушерской патологии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов к практической психокоррекционной работе с беременными женщинами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание…..
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.
2. Айванхов О. М. Воспитание до рождения. – Спб., 1992.
3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. — 1991. — №4
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4, с. 35-42
5. Батуев А.С. Взаимосвязь состояния матери и развития ребенка в перинатальном периоде // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и медицина 2001» СПб., 2001.
6. Беверли Ч. Беременность и материнство. СПб., 1997.
7. Боровикова И.М. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. СПб., 1999.
8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка. /Материалы Всеросс. конф. в г. Иваново, 6-8 июня 2003 г.
9. Брутман В.И. и др. “Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы).
Учебно-методическое пособие. М., 1994.
10. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99
11. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001.
12. Варга А. Я. Радости родительских забот. — М., 1999
13. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. — М., 1983.
Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
... процессы, а эта осмысленная предметная деятельность становилась непосредственным предметом 'психологии. Центр тяжести психического развития ребенка был перенесен с понятий на деятельность, с явления отраженного на ... деятельности, с другой, —они могут давать разные последствия. И тогда результаты исследований, проведенных на основе анализа осмысленной деятельности, получили бы более ограниченное ...
15. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: 2000. — 3-е изд. испр. и доп. — 208 с
16. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. М., 1995.
17. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции — Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60
18. Каплун И. Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. канд. дис. СПб., 1995.
19. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1988
20. Кон И. С. В поисках себя (личность и ее самосознание).-М.: Политиздат, 1984. –335 с.
21. Копыл О. А., Бас Л. Л., Бажева О. В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 13-34.
22. Крайг Г. Психология развития. — СПб, 2000
23. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г., СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312-320
24. Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.// «Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2001. – С.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики
26. Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. — М., 1991
27. Микиргумов Б.Н.. Кошавцев А.Г., Поздняя ВВ. К вопросу о влиянии состояния матери на развитие ребенка / Сборник материалов конференции «Перинатальная психология». СПб., 2000.
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов. — М., 1998
29. Мэй Р. Искусство психологического консультирования., М., 2001
30. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М: Воронеж, 1995
31. Нарциссов Р. П. О материнстве. М., 1985.
32. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития . — М., 1999
33. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Издательство Института Психологии, 2003
34. Перну Л. Я жду ребенка. М., 1989.
35. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско — родительских отношений// Вопросы психологии. 2001.№1
36. Полчанов С. А. и др. Материалы для занятий в школах беременных и матерей. Пособие для врачей. – М., 1970.
37. Психология личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. СПб., Питер, 2000 – 486 с.
38. Рамих Р. А. Материнство как социокультурный феномен. — Ростов-на — Дону, 1997
39. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. – М.; Мысль, 1974. – 309 с.
40. Физиологические особенности женского организма (Адаптация и репродуктивная функция).
Развитие личности донаучн. период
... так распределять труд в семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность ... допускала только количественные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имяАвиценна), который был одним ...
Учебное пособие. – М.: Из-во РУДН, 1996. –98 с.
41. Физическая и психическая подготовка беременных к родам. Методические рекомендации. (Составлены под ред. О. Г. Фролова, В. В. Абрамченко, Н. А. Жаркина и др.) М.: 2002 г.
42. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии Д\ Вопросы психологии, № 2, 2001.
43. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., Изд. Института психотерапии. 2002, 240 с.
44. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990
45. Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. — 2-е изд. — СПб: 2001
46. Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи).
— М., 2003
47. Швецов М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности Пермь: «Звезда», 2001. – 293 с.
48. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. — М., 2000
49. Эйзенберг А. и др. В ожидании ребенка: Рук-во для будущих матерей и отцов. – Минск: БАДППР, 1994.
50. Энциклопедия молодой женщины. (Под ред. И. С. Кона, А. Г. Харчева и др.).
– М., Прогресс, 1989.
51. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000
52. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999