«Изучение эмоциональных нарушений учащихся начальных классов».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретическое исследование проблемы эмоциональных нарушений учащихся начальных классов 5

1.1 Понятие эмоциональных нарушений и эмоциональной устойчивости в психологических исследованиях 5

1.2 Особенности эмоциональной сферы учащихся начальных классов 12

1.3 Эмоциональные нарушения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 20

2 Эмпирическое исследование эмоциональных нарушений учащихся начальных классов 29

2.1 Этапы, методы, методики исследования 29

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 32

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям 44

Заключение 48

Список литературы 52

Приложение 56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. По свидетельству современных иссле-дователей, эмоциональные нарушения занимают наибольший «удельный вес» среди прочих психических нарушений в младшем школьном возрасте. В этой связи эмоциональная сфера учащихся начальных классов является объектом пристального внимания специалистов различных специальностей (педагогов, психологов, педиатров, детских психиатров и пр.).

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста становились предметом изучения многих известных отечественных и зарубежных исследователей (В.М. Астапов, М.К. Бардышевская, Дж. Боулби, А. Валлон, Д.В. Винникотт, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, Е.В. Козлова, М. Кляйн, Н.Н. Лаврентьева, В.В. Ледебинский, В.С. Мухина, О.С. Никольская, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Р. Филлипс и др. и др.).

В работах этих и других авторов было показано, что эмоциональные расстройства возникают в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов, как способствующих, так и препятствующих проявлению выраженных аффективных реакций. Основным фактором, уменьшающим отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий и преду-преждающим крайний стресс, является эмоциональная устойчивость.

4 стр., 1648 слов

определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного ...

... об актуальности темы нашего курсового исследования: «Формирование осознанности чтения учащихся начальных классов». Проблема исследования: каковы методы и приемы обучения младших школьников ... исследования является определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного чтения учащихся начальных классов. Объект исследования: процесс обучения младших школьников чтению. Предмет исследования: ...

Нарушение процесса формирования эмоциональной устойчивости у младших школьников приводит к возникновению таких эмоциональных расстройств, как повышенная тревожность, наличие значительного количества страхов, агрессивность, депрессивность, неспособность к изживанию отрицательного аффекта и пр. Между тем, проблема эмоциональных нарушений учащихся начальных классов до конца не изучена. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Изучение эмоциональных нарушений учащихся начальных классов».

Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить про-блему эмоциональных нарушений учащихся начальных классов.

Объект исследования – эмоциональная сфера учащихся начальных классов.

Предмет исследования – эмоциональные нарушения учащихся на-чальных классов.

Гипотеза исследования: эмоциональные нарушения учащихся на-чальных классов имеют свои особенности: к завершению младшего школь-ного возраста уменьшается количество страхов, снижается уровень тревожности и уровень физической агрессии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия эмоциональных нарушений и эмоциональной устойчивости в психологических исследованиях.

2. Выявить особенности эмоциональной сферы учащихся начальных классов.

3. Изучить эмоциональные нарушения младших школьников как психолого-педагогическую проблему.

4. Обозначить этапы, методы и методики исследования.

5. Дать характеристики выборки и проанализировать результаты ис-следования.

6. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям младших школьников.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование («Дет-ский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; «Структурированное наблюдение» А.А. Романова; «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова).

3. Методы математико-статистического анализа: критерий φ* Фишера.

База исследования: МОУ СОШ «Средняя школа № 147 г. Челябин-ска», 30 учащихся начальных классов, в том числе 15 учащихся 1а класса и 15 учащихся 3а класса.

1. Теоретическое исследование проблемы эмоциональных нарушений учащихся начальных классов

1.1 Понятие эмоциональных нарушений и эмоциональной устойчивости в психологических исследованиях

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма [14]. Эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства [15].

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоция мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло [3].

11 стр., 5055 слов

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов

... организации различных видов контроля учебных достижений учащихся младших классов. 1. Значение оценки учебных достижений учащихся младших классов 1.1 Понятие оценки знаний, умений и ... оценки знаний, умений и навыков учащихся младших классов. Задачами работы являются: - анализ значения оценки учебных достижений учащихся младших классов; - рассмотрение дидактических целей проверки знаний; ...

Как подчеркнули многие исследователи эмоций [4; 5; 43], они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций [4].

Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей [5].

Согласно определению, данному в «Психологическом словаре»: «эмоции (от лат. emoveo – волную, потрясаю) – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [46].

Данное определение неполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов. В теоретическом осмыслении эмоций имеются две крайние позиции. С одной стороны, это биологизаторские представления об эмоциях как адаптационном механизме приспособления психики к среде, с другой – интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации.

Эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оцени-вания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов. Эмоциональная деятельность заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же программами жизнедеятельности организма и личности [43].

Эмоции необходимы не только для ориентировки организма во внешнем мире, но и для нормального внутреннего ……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.

2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.

5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.

6. Волков, Б. С. Возрастная психология : Книга 1: От рождения до поступления в школу : учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Владос, 2008. – 366 с.

7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.

8. Детская и подростковая психотерапия / учебное пособие. – Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001.

9. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психоло-гии. – 2000. – №1. – С. 53-61.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... условиями среды и реакциями системы). Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение - отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмо­ции е ... среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ...

10. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служб / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 362 с.

11. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.

12. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А.В. Запо-рожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.

13. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.

14. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.

15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.

16. Завражец, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражец // Вопросы психологии. – 1993. – №5, C. 8-16.

17. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

18. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль : Академия развития, 2001 – 160 с.

19. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка / М. Кляйн. – СПб.: Деловая книга, 1998. – 176 с.

20. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.

21. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности / Б.И. Кочубей, Е.И. Но-викова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.

22. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М. : Знание, 1988. – 128 с.

23. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? / Б.И. Кочубей // Семья и школа. – 1988. – №7.

24. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.

25. Кравцова, М. И. Тревожные дети / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.

26. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Пи-тер, 2004. – 940 с.

27. Куликов, Л. В. Психология настроения / Л.В. Куликов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.

28. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.

29. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1999. – №1.

30. Лебедева, Л.Д. Причины детской агрессивности / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – №1. – С. 47-53.

31. Лебедева, Л.Д. Арттерапия детской агрессивности / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 26-28.

32. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.

33. Макшанцева, Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у детей / Л.В. Макшанцева. – М. : МГППИ, 2000. – 270 с.

34. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.

35. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Книга 1: Общие основы психологии : 4-е изд. / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 688 с.

36. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.

2 стр., 735 слов

Психология ребенка из неблагополучной семьи

... форме постоянной слежки,стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения илишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию уребенку чувства неполноценности ... иделинквентным правонарушительным формам поведения, являющимися результатом выдавливания ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрируетдевиантные формы поведения уход из дому, бродяжничество, ...

37. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.

38. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Форум, 1997. – 152 с.

39. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.

40. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реа-на. – М.: АСТ, Еврознак, 2006. – 651 с.

41. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 240 с.

42. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия : учебное посо-бие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.

43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.

44. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А.А. Романов. – М.: Плэйт, 2001. – 420 с.

45. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психоло-гии / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

46. Словарь практического психолога / Под общ. ред. С.Ю. Головина. – Минск : Харвест, 1997.

47. Соловьева, С. Л. Медицинская психология / С.Л. Соловьева. – М. : АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.

48. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.

49. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.

50. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Литера, 1996. – 192 с.

51. Холмогорова, А. Б. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 1999. – №2. – с. 61-90.

52. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2001. – 280 с.

53. Шапарь, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с