56. Диалектика взаимодействия форм общественного сознания

56. Диалектика взаимодействия форм общественного сознания и их классификация. Группа познавательных форм и группа нормативных форм общественного сознания. Сущность идеологии и ее функция в сознании.

Диалектика взаимодействия форм общественного сознания и их классификация.

(Классификация не найдена).

Различные формы общественного сознания не равноценны по своему значению и влиянию на разные периоды развития человеческого общества и при решении различных задач, возникающих перед обществом и каждым индивидом в отдельности. Формы эти подвержены развитию и изменению, что мы видим на примере развития науки. Кроме того, одни формы общественного сознания присущи человечеству всегда и являются в этом смысле вечными, другие, напротив, носят сравнительно ограниченный по времени характер. Одни осуществляют преимущественно регулирующую роль (регулируют взаимоотношения людей и их групп в обществе), другие — познающие (сюда в первую очередь и относится наука).

Но каждая из форм, за редким исключением, непременно реализуется на том или ином уровне в сознании и поведении всех людей, общества в целом. Одни формы преимущественно интеллектуальные, другие — психологические.

МОРАЛЬ (моральное или нравственное сознание)

Возникновение морали было вызвано тем, что человек появился сразу как человек общественный, т. е. живущий и действующий в обществе. И таковым остается всегда. Если бы человек был только и только индивид, то никакой морали не нужно было бы.

Мораль — система норм и правил поведения в обществе, определяющая обязанности человека по отношению к обществу и регулирующая личностное взаимоотношение людей друг с другом во всех сферах их деятельности.

Поэтому с возникновением общества, т. е. социальных взаимоотношений, сразу же появилась необходимость в регулировании отношений индивидов друг с другом, их поступков по отношению к другим людям и необходимость подвергать соответствующей оценке это поведение. В итоге возникла потребность в выработке соответствующих правил и норм поведения.

6 стр., 2566 слов

Общественное сознание и идеология

... том, что сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в общественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественного сознания лежат вечные надкосмические ... отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе ...

Норма — правило поведения людей в обществе.

Мораль как форма общественного сознания является вечной в том смысле, в каком вечным является само человеческое общество.

Наличие общечеловеческих норм морали превращает ее в мощнейший регулятор человеческих отношений, наряду с политикой, правом и религией.

Нравственное состояние общества играет в конечном итоге важнейшую роль как показатель его общего состояния, как показатель его настоящего и будущего развития.

Мораль через свои чувства долга и любви может оказать огромное влияние на усвоение и расширение любого знания, активизацию деятельности, в том числе и научной, отдельного индивида или же группы людей, класса, общества в целом.

МИФОЛОГИЯ (мифологическое сознание)

Как и мораль, мифология — это древнейшая форма общественного сознания, возникшая как примитивное психолого-интеллектуальное отражение всего комплекса социальных отношений родового строя на уровне обыденного и донаучного сознания.

Миф — это сказание или предание, передающее, обычно в форме устных повествований, полуфантастические взгляды и верования первобытных народов, в том числе и их моральные нормы.

Через призму первобытных потребностей и интересов, как они понимались и переживались людьми в то время, древние пытались объяснить настоящее и будущее своего общества и суть всего окружающего мира, свою собственную сущность. Эти объяснения вследствие крайне низкого уровня развития знания и еще недостаточного развития сознания неизбежно приобретали полуфантастический и потому преимущественно духовно-ценностный характер.

ИСКУССТВО (художественно-образное сознание)

10 стр., 4932 слов

Сущность и структура общественного знания

... теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. То, что общественное сознание выступает ...

В отличие от морали искусство, как и наука, направлено прежде всего на то, чтобы дать человеку определенные представления, знания об окружающей его действительности, в том числе и о характере взаимоотношений людей в данном обществе.

Искусство — создание образного, художественного мира предметов, посредством произведений искусства, т. е. таких вещественных предметов (картин, скульптур и др.), в которых воплощены какие-либо социально значимые мысли, взгляды, представления о мире, о людях, об их отношениях, но не те предметы, которые имеют только утилитарное, сугубо прикладное значение. Искусство, таким образом, носит прежде всего ценностный характер.

При этом искусство призвано не только давать знания, но, как мораль, воспитывать, т. е. прививать определенные духовные ценности, готовить людей к духовной деятельности в определенных социальных условиях (в общественной, производственной, научной, религиозной, военной сферах и т. д.).

Именно в этом известная нормативная и целостная близость искусства и морали. Эти две формы общественного сознания не повторяют, а взаимодополняют друг друга, особенно в процессе воспитания людей, формирования их представлений, установок, определения поставленных задач и целей. Не повторяет искусство и науку, хотя они направлены на приобретение знаний об окружающей действительности. Наука дает знания об окружающем мире посредством способности человека к понятийно-теоретическому мышлению, а искусство раскрывает содержание познаваемых предметов посредством создания художником индивидуальных художественных образов, в которых решающую роль играет эмоциональный аспект. Художественные образы воплощаются в соответствующих произведениях искусства, обязательно имеющих ценностное и общественно-психологическое значение и содержание.

РЕЛИГИЯ (религиозное сознание)

Религия как форма общественного сознания отличается от всех других ее форм. Определенное исключение составляет лишь мифология, из которой религия исторически выделилась еще в древности в ходе возникновения рабовладельческого общества. При этом религия восприняла многие черты мифологии, прежде всего ее синкретный характер и преимущественную направленность не к реальному, а к воображаемому, фантастическому отражению действительности.

4 стр., 1713 слов

Психология как наука и искусство

... проблема описана в статье Олпорта «Личность: ароблема науки или искусства", где он даёт сравнительный анализ двум подходам к ... они практикуют своё лекарское ремесло не как науку, а как искусство, в большей степени вызывают ого доверие, чем ... с реальностью, имея в виду основаполагоющую ограниченность мифологического сознания, и использовать полученные знания в психотерапевтической практике, корригируя ...

Религия — святыня, предмет культа, набожность. Религиозных учений много (православие, католицизм, баптизм, лютеранство, старообрядчество и т. д.).

Этим религия как одна из форм общественного сознания отличается от науки, которая стремится к выработке единых для всех народов, групп людей систем взглядов и представлений. Религий много, наука — одна.

Главная особенность любой религии по сравнению с другими формами сознания в том, что все исходные положения практически не обосновываются интеллектуальным мышлением, а целиком основаны лишь на вере в существование вымышленных, с точки зрения науки, а следовательно и иллюзорных духовных начал. Религия накладывает на мораль свой ценностный отпечаток, порой предавая моральным нормам существенно иное содержание, т. е. превращая мораль в религиозную мораль. Мораль, искусство, политика, наука стали решать свои, в том числе общечеловеческие задачи, не только помимо религии, но и независимо от нее, а часто и вопреки ей.

ПОЛИТИКА (политическое сознание)

Политика — это также особая форма общественного сознания. Политическое сознание является ведущей и определяющей формой по отношению к другим видам и формам сознания, в том числе и по отношению к религии.

Политика — искусство, умение управлять государством, обществом.

Политическое сознание в процессе своего формирования отпочковалось в основном от морального, а также мифологического сознания. От последнего были восприняты многие аспекты взглядов и норм взаимоотношения с другими племенами и народами. Оформившись, политика воспроизвела в себе целый ряд черт морали, при этом существенно изменив их. И мораль, и политика регулируют взаимоотношения людей в обществе, т. е. это регулятивные формы сознания. Но если мораль регулирует прежде всего личностные взаимоотношения людей в рамках общества, то политика регулирует в первую очередь взаимоотношения отдельных групп, наций общества, а через них и взаимоотношения государств между собой. Образно говоря, политика — это своего рода мораль соответствующего класса, нации, государства, которая выражает его важнейшие интересы во взаимоотношении с другими классами, нациями, государствами. Между моралью и политикой существует теснейшая связь. Эта связь постоянна и находит свое выражение в обобщающем понятии «морально-политическое сознание». Последнее отражает единство и непосредственное взаимодействие двух форм сознания, при ведущей роли именно политического сознания.

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание проблема идеального

... собы­тиям общественной жизни. Слухи - альтернативная форма распространения информации. 4)Нравственное сознание - исторически сложив­шаяся система внутренней и внешней (нормативной) морали. 5)Религиозное сознание - осмысление ...

ПРАВО (правовое сознание или правосознание)

Наряду с моралью и политикой право — также регулятивная форма общественно сознания, которая непосредственно отпочковалась от политики и явилась по существу ее продолжением. Но политики не всей, а только определенных слоев или классов общества.

Право — свод принятых государством правил и норм поведения людей в обществе, соблюдение которых обеспечивается не только самосознанием человека, его долженствованием, но и государственными мерами воздействия, включая принуждение (по отношению к тем, кто не желает добровольно исполнять установленные правовые нормы).

Тесная связь политического и правового сознания отражается распространенным понятием «политико-правовое сознание». Политика является концентрированным выражением экономики, право — концентрированным выражением политики в виде свода принятых для исполнения законов. При своем возникновении и формировании правовое сознание впитывает в себя также и соответствующие моральные нормы — юридические законы. Право, как и наука, стремится к «холодному» использованию только интеллекта. Ярко выраженная именно принудительная сила права резко отличает его от всех других форм общественного сознания, с которыми право взаимодействует. Мораль предписывает и повелевает. Право разрешает и запрещает. В целом же и то и другое по своим функциям тесно связано и взаимодополняет друг друга, если их цели совпадают.

6 стр., 2898 слов

Тема 1. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук

... общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании ... право занятия публичных должностей, равные политические права, равные права на ... для различных общественных и гуманитарных наук. 3.При ... общества, форм политического поведения личности, общественного мнения, ...

НАУКА (научное сознание)

Это самая молодая форма общественного сознания, которая наряду с искусством призвана выполнять преимущественно познавательные функции. Наука, как и право, опирается только на интеллект. Как самостоятельная форма сознания наука отпочковалась, наряду с религией и политикой, от мифологии и искусства. В своей динамике развития наука, взаимодействуя с другими формами общественного сознания, настойчиво и последовательно проникает через философию в их сферы, в общественную и индивидуальную психологию.

Науку и общие закономерности ее развития изучает особая отрасль философского знания — науковедение, мораль изучает специальная философская наука — этика, искусство — эстетика, религию — религиоведение, или история и теория религии и атеизма, политику — политология, право — юриспруденция, или правоведение. За счет внедрения научных знаний происходит обогащение и дальнейшее развитие, а следовательно, и увеличение влияния других форм общественного сознания на развитие и воспитание людей, общества в целом. Политические ценности и экономические потребности играют основную, но далеко не единственную роль в качестве движущей силы развития науки.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ сознание

Оно еще не получило всеобщего признания как особая и самостоятельная форма общественного сознания, существующая наряду с другими. Среди существующих и общепризнанных форм основным выразителем экономического сознания является политическое. Экономическая форма общественного сознания призвана обеспечивать хозяйственную регулятивно-управленческую функцию, которая играет основополагающую фундаментальную роль во всей системе общественных отношений, являясь при этом общественной ценностью особого рода. Этим экономическое сознание отличается от других форм общественного сознания в их общей взаимосвязи и взаимодействии, в том числе и от тех, которые выполняют преимущественно регулятивные функции, — морали, политики, права. Регулятивные функции этих форм сознания иного рода, они регулируют другие аспекты человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Синкретный характер экономического сознания позволяет говорить не только об «экономической политике» и «экономической науке», но и об «экономическом (хозяйственном) праве», «экономической морали», даже об «экономическом искусстве». Что касается взаимопроникновения экономического и религиозного сознания, то оно осуществлялось всегда, прежде всего в силу их синкретности.

5 стр., 2170 слов

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа — Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.

... ряд наук: психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др.При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы ... произойти, что является необходимым условием опережающего отражения. Носителем отражения в форме сознания является человек, Психика животных выступала той биологической предпосылкой, на основе ...

Каждая из форм сознания — лишь отдельные аспекты общественного сознания, составляющие все вместе единое целое.

Группа познавательных форм и группа нормативных форм общественного сознания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ НОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ

  1. Мифология 1. Мораль
  2. Искусство 2. Политика
  3. Наука 3. Право
  4. Религия? 4. Экономика

Сущность идеологии и ее функция в сознании.

Идеология — учение об идеях. В идеологии осознаются и оцениваются все те виды и способы отношения людей к действительности и друг к другу, все те социальные проблемы и цели, которые направлены либо на закрепление и сохранение существующих общественных отношений, либо на их развитие и изменение. Т. е. идеология — это значительная и наиболее весомая часть общественного сознания во всех его формах и одновременно — особая, одна из высших форм ценности.

Идеология — это такая относительно целостная совокупность идей, взглядов и эмоциональных настроений, функционирующих в той или иной степени во всех формах общественного сознания и общественной психологии, которая направлена либо на создание, закрепление и сохранение, либо, напротив, — разрушение той или иной общественной системы, государственного строя как важнейшей и фундаментальной ценности (или, напротив — антиценности).

Итак, основные задачи идеологии — либо поддержание существующего общественного устройства, либо его замена иным общественным строем. Идеология выступает в общественном сознании и общественной психологии как фактор интегрирующий и мобилизующий, как фактор, который приобретает исключительно ценностное значение, особенно накануне или в ходе решительных социальных перемен, в первую очередь революций.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector