ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

В философии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное, одухотворенное. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследо­вание внутреннего мира человека, духа и духовности является важ­нейшим предназначением философии. В противном случае, она ока­жется, по его словам, «мертвым и ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы челове­ка и его бытия в мире.

Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древ­них и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способ­ность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание — это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имею­щих место в деятельности человека. В силу своей сложности и много­гранности, оно является объектом изучения для комплекса наук — фи­зиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесо­мый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма («линия Платона»), сознание («дух») — это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материа­лизм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъесте­ственных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволю­ции, постоянного усложнения материального мира и совершенствова­ния живой природы. В этом смысле сознание вторично — так утверж­дают сторонники «линии Демокрита» и науки.

Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что яко­бы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. оду­шевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие ма­териалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др.).

Некоторые мыслители по™ лагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем иэ начально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности Р.Декарт в своем учении о «врожденных идеях» разума.

10 стр., 4823 слов

Проблема человека в философии XX века

... марксизме (определяющая роль среды в формировании человека). Измените среду (материальную основу общества) – изменится сознание человека, ведь наше сознание – отражение материального мира, - основная идея марксизма. В действительности мы ... реализации личности, её способностей.   Все ли люди – люди? У Б.Ф. Поршнева и Б. Диденко своя точка зрения по этому вопросу. Мы ошибочно считаем, - утверждают ...

Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г. В.И.Ле нин высказал мысль о том, что «…в фундаменте самого здания матери можно .. .предполагать существование способности, сходной с ощущени­ем», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свой­ством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?

Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?»), есте­ственнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (без­духовная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (оду­хотворенной).

Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержа­ния, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем.

Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии).

Отражение — это воспроизведение в себе других предметов. Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.

Раздражимость, как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражи-гель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость —это подходтг переход к психике как Качественно иной форме отражения материального мира.

17 стр., 8112 слов

Правовой режим пользования животным миром

... использования животного мира; ·проанализировать правовую охрану животного мира и среды его обитания. ·исследование и анализ правового режима использования и защиты объектов животного мира Объектом курсовой работы являются правоотношения, связанные с вопросами режима использования и защиты объектов животного мира. Предметом ...

Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появ-^нием центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных — форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств, — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения — восприятие и представление. Сихпомощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и, прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то. что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элемен­тарного мышления» высших животных. Разумеется, слово «элементар­ный» в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма «продуманные’!) реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочно» деятельности, как индукция и дедукция).

Это мышление («низший ра­зум») и есть генетическая (слово «генезис» означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа» Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р’.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически, т.е. преобразует его.

Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровень живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти .окружающего мира и обретение свободы действий в нем.

СОЗНАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ МИРА

В древней философии под сознанием понимался некий внутрен­ний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни, — как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание осо­бых — чувствительных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлин­ный» мир).

10 стр., 4901 слов

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития ...

... должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека содержания правовых норм, отношения к ним и наличие правовых установок, ... прежде всего психологические особенности личности 3. Исправительная (пенитенциарная) психология. Занимается людьми, претерпевшими неблагоприятные последствия наказания, осуждения. Главная проблема влияние наказания на личность ...

По его убеждению, идеи являются источником («демиур­гом») всех материальных вещей и их разнообразия.

В средние века господствовала религиозная картина мира и бытия человека в нем. Поскольку человек полагался якобы сотворенным Бо­гом (Абсолютной личностью)’по образу и подобию его, то и сознание воспринималось как дар и искра Божья, пылинка вечного божествен­ного пламени. Полагалось, что душа несравненно лучше и значимее тела, ведь она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца. Душа, по определению философа, — это «разумная субстанция, приспособленная для управления телом».

Для философии эпохи Возрождения был характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, и поэтому одушевленность трактова­лась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.).

В Новое время сознание человека часто рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.).

В философии этой эпохи существовало представление о том, что мир природы и мир духа являются двумя совершенно равно­правными и самостоятельно существующими субстанциями мира — вещественной и духовной. Такой взгляд, именуемый дуализмом, развивал, в частности, известный французский философ Р.Декарт.

В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходи­ли из тезиса о том, что сознание — это особого рода функция человечес­кого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является носителем этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в ос­нове всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследова­нии сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.

В XIX в. в классическом марксизме получила развитие социоцен-тристская трактовка сознания — как отражение человеком мира об­щественных отношений. Полагалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.

Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук получил распространение вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер. К.Фогт и др.).

В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, которые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование «мозгового вещества» как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, в вульгарном материализме был выдвинут тезис: «Че­ловек — это то, что он ест».

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

... ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР" 1.1 Виды инновационных технологий на уроках "Человек и мир" В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло ... школ в самореализации, успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире [7, с.3]. Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере ...

В XX веке теория сознания была существенно обогащена З.Фрей­дом, который разработал учение о бессознательном. Австрийский уче­ный выделил в структуре психики человека три слоя: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное («Оно»)—это «кипящий котел» инстин­ктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (преж­де всего — в виде полового инстинкта) не поддается разумному само­контролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрей­ду, бессознательное — это «ночная» часть психической жизни челове­ка, которая недоступна для ясного, «дневного» взгляда на нее.

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в научную теорию сознания и психики внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. И.П.Павлов. Они исследовали физиоло­гические основы психической деятельности человека, отмечали осо­бую роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека. Пытаясь раскрыть слож­ный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к исследованию фе­номена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, «каждое его биение имеет духовное значение», оно — источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.

С точки зрения современной науки, сознание — это высшая фор­ма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое зак­лючается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отра­жении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, суще­ствующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся не­обходимым условием его предметно-практической деятельности.

К сказанному выше о сущности и природе сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение чело­века к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им содержания и смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознатель­ное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же со­знания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния. В сознании человека психические ... сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание ...

Сознание — это человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и при­менении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания явля­ются окружающий человека мир (природные процессы и явления, со-циокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятель­ность мозга. С точки зрения своей структуры сознание представляет собой единство психических способностей, процессов и состояний, в которых представлен окружающий мир. Эта структура включает в себя:

~ ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простей­шую информацию о внешнем мире;

~ субъективные психологические переживания, в которых выра­жено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);

~ понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) дея­тельности, которые обобщают опыт отражения;

~ ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чув­ственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Какими же характеристиками (природой) обладает сознание? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующие моменты.

Первое. Как утверждают наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. С появлением человека и его мозга природа посред­ством человека получила возможность мыслить и «узнавать» саму себя. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мыс­ли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содер­жания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: дистанция будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многооб­разие его типов в различные эпохи истории человечества. В философс­ком сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теорети­ческого мышления и картин (образов) мира и бытия человека в нем.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Марк­са, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Правоту этого тезиса подтверж­дает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д.Дэфо. Чтобы сохранить свой чело­веческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону пона­добился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обус­ловленности природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-е годы в Мос­ковском госуниверситете под руководством советских ученых А. И. Ме­щерякова. С. И.Соколянского и Э.В.Ильенкова.

6 стр., 2521 слов

Принцип единства сознания и деятельности. Усманова Диана Ахматжановна

... окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, ... с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, ...

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное по­ложение и др.).

Все это активно влияет на стиль мышления, особеннос­ти восприятия мира (например, типы темперамента), на соотноше­ние эмоционального и рационального в возникающих образах. Со­знание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений. Ф. М.Достоевский высказал в связи с этим глубокую и интересную мысль о том, что страдание есть единственная причина рождения сознания и духовности человека. Страдание (от конфликтов, от любви, от смерти, от одиночества и т.д.) может пройти, но выстраданное в жизни остает­ся с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном слу­чае — рефлексивная (отражательная).

В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только фи­зических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разу­ма человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Со­знание, как рефлексия, существует в разных формах— в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как известно, человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микро­скоп, пусть даже и совершенный: в нем нет ни грана вещества. Одна­ко сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах дея­тельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объек­тивную, материальную. Опредмечивание — это воплощение челове­ком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом еще «небывшем» мире сознание и «угасает», переходя в иную — вещественную форму. Так происходит создание человеком другого мира— мира культуры. Напротив, в ходе распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), отлился в них.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страда­ние человека по нему, переживание его*.(* У Н.А.Заболоцкого сказано об этом языком поэзии: «Зачем, покидая вечерние рощи,/ Ты сердце мое разрываешь на части?/Я болен тобою, а было бы проще / Расстаться с тобою, уйти от напасти».) Оно есть не только инстру­мент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет че­ловеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования челове­ка в этом мире, его неизбежную смерть. Но ведь без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости. Вот почему можно сказать, что сознание и помогает, и мешает жить человеку.

Что касается проблемы происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы движе­ния материи (общества).

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ... участие в международной конференции «Восстановление… В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели… А.Н. Коновалов Президент конференции ...

Появление сознания было подготовлено эво­люцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе 77. Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ выс­казал мысль о том, что в рамках так называемой «космической магист­рали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух —это «высшее состояние материи».

Попытки объяснить возникновение сознания действием естествен­ных причин имелись еще в древней философии, например, -у Демокри­та. Он полагал, что это происходило под влиянием прежде всего кол­лективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нуж­ды т е потребности людей в выживании и дальнейшем совершенство­вании общества.

Упор на понимание сознания как продукта эволюции делали фран­цузские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накопле­нию знаний человек стал способен к общественной жизни и превра­тился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формиро­вания сознания был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе дея­тельности людей путем присвоения ими содержания «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб дела­ет вещи а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек’и обретает власть над вещами и даже… над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведет его к духовной деграда­ции. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб при­обретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.

Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропо­генеза и происхождения сознания как «высшего цвета» материи. В ка­честве важнейших он выделил следующие моменты этого весьма дли­тельного процесса.

Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформирова­лись биологические (природные) предпосылки сознания. К числу тако­вых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуля­ций предметами, достаточный объем мозга и наличие наглядно-образ­ного («элементарного») мышления. Под воздействием нужды человек научился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения окружающей природы. В ходе труда чело­век стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.

5 стр., 2354 слов

Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

... Модуль 2. Психологические основы поведения человека в системе инновационной индустриально- производственной деятельности Тема 8.Проблемы понимания и ... деятельности в нем. Психологические особенности современного мира и современной деятельности. Структура современной психологии. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде), в малых группах (в микросреде), в личности человека ...

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык. представляющий со­бой сложную совокупность знаков («вторую сигнальную систему», по определению И. П..Павлова), носитель информации об окружающем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли, ее сохранения и передачи другим людям. Являясь «телом мышления» {Г.Гегель), он так же древен, как и само сознание.

В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллек­тивный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других фак­торов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте объяснения возникновения мира и чело­века в нем мировоззренческой с данной позиции.

Социальная сущность и природа сознания, о которых нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. Как основ­ную, следует выделить познавательную функцию. С ее помощью проис­ходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком це­лей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопичес­ких. Предвосхищая результат деятельности, цель («то, ради чего», по определению Аристотеля) определяет действия и поступки людей, помогает планировать их.

Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы втор­гается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладева­ют массами людей и выражают их интересы.

Сознание представляет собой также способ трансляции (переда­чи) социального опыта людей в ходе их совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности.

Социальная сущность и природа сознания состоит также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а кол­лективно — как общественное существо. Человек формирует свое созна­ние лишь по мере включения в мир культуры, который является вопло­щением и хранителем совокупного опыта человечества. Вот почему са­моизоляция и одиночество человека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно всегда обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.

Непосредственным носителем сознания является отдельный чело­век (индивид).

В своей действительности мышление ведь всегда суще­ствует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида непов­торим, таинственен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Челове­ческий череп», — писал в связи в этим К.Маркс, — «есть неприступная крепость». Вот почему нельзя не сказать об особой сложности и соци­альной роли воспитания, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.

И все же сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание — совместные формы отражательной деятельности, не­кий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.).

Общественное сознание имеет очень слож­ную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.

Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отра­жения мира, требуется выделить следующее.

Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятий­ного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщен­ное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторо­нах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предме­тов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например — «стол», «дерево», «человек» и т.д. У человека процесс мышления явля­ется относительно самостоятельным видом деятельности и даже про­фессией (ученые, писатели и др.).

Разум человека — это, по словам Э. Фромма, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря ра­зуму человек «видит», конечно же, дальше даже самого зоркого орла. Он видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюде­ния и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и за­кономерности вещей и т.д. Человек видит далеко еще и потому, что ему помогают в этом совершенные технические устройства, напри­мер, электронный микроскоп и другие приборы и устройства.

Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельнос­ти. Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий всле­пую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее:

«Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архи­текторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении чело­века, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и харак­тер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

В отличие от животных, у человека меняется сам характер отра­жения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обес­печение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же извест­но, что характер деятельности определяет и характер отражения. Учи­тывая предметно-практический характер деятельности человека, при­нято считать, что его сознание носит активный и творческий харак­тер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание че­ловека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных материальных вещей. Он творит также мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (напри­мер, идея и образ Бога).

Будучи активным и творческим (творящим), сознание иногда может как бы «отлетать» от реальной действительно­сти. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (например, образ русалки, ведьмы и т.п.).

Все это есть как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, которые иногда обретают даже массовый характер (например, комму­нистическая идея в XIX —XX вв.).

Разумеется, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные причины.

Специфичность сознания как особого «мира духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе предметно-практической деятельности чело­века это противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведе­ний искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутству­ют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме {Платон, Г.Гегель и др.).

СОЗНАНИЕ И МАТЕРИЯ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ

Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, кото­рая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга — это физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции челове­ка. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — око­ло 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В. И. Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиар­дов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито пра­вое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще об­разное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные ре­акции на окружающую действительность.

Но мыслит все же не мозг, а сам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествоз­нания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофи­зического параллелизма», получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.).

В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым, И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах чело­веческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было вы­явлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на­пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-тех­нического прогресса были созданы электронно-вычислительные ма­шины (ЭВМ) и компьютеры, которые способны выполнять очень многие сложные умственные функции человека. В связи с этим стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый «ис­кусственный интеллект», «кибермозг». Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.

Конечно, ЭВМ и компьютеры способны выполнять очень многие опе­рации, причем несравненно быстрее человека. (В 1997 г. в Японии была создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В том же году робот одержал победу в игре с чемпионом мира по шахматам Г. Кас-паровым). Но все же «умная» машина никогда не сможет заменить челове­ка, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по програм­ме, которая создана и заложена в нее человеком. Машина всегда — это ведь некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет пережи­вать, короче говоря — у нее нет сердца. Машина, пусть даже и очень совер­шенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она находится (и должна находиться) во власти сво­его Создателя. Разумеется, все сказанное не отменяет большого значения проблемы «человек—компьютер». Она имеет не только практическое, но и мировоззренческое значение.

При раскрытии сущности и природы сознания часто употребля­ется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека.

Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о «мире идей» как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеа­лизме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и тво­рец («демиург») всего сущего.

В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего со­знания и представляющая собой специфический способ существования вещей — в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отли­чие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеаль­ное — это «двойник», «заместитель» материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,«.. .идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»*.(* Термин «пересаженное» здесь следует понимать как «отраженное», а «преоб­разованное» — как представленное и существующее в человеческой голове в форме образов, понятий и т.п.)

Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображе­ние и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное яв­ляет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает прежде всего образы того, что нужно человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что чело­веческое сознание «…не только отражает объективный мир, но и тво­рит его». Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая при­звана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психолотов А. И. Мещерякова и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельнос­ти, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспи­танников этих ученых — А.В.Суворов — успешно окончил Московс­кий университет, защитил диссертацию доктора психологических наук).

Основным условием его формирования может быть лишь активное при­общение человека к духовно-практической деятельности, к миру куль­туры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого че­ловек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением «мира духа» возникли прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно ста­ла приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца но­вого — искусственного мира.

Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зре­ния результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия «сознательность», то оно в дан­ном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность дей­ствий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.).

Напро­тив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредска­зуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историчес­ком процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, про­блема превращения сознания человека в реальную и активную силу со­вокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как су­щество, способное действовать в этом мире разумно и творчес­ки. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутвер­ждения человека как существа познающего и деятельного. Со­знание — это единство дара, обретения и бремени человека.