ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

В философии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное, одухотворенное. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследо­вание внутреннего мира человека, духа и духовности является важ­нейшим предназначением философии. В противном случае, она ока­жется, по его словам, «мертвым и ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы челове­ка и его бытия в мире.

Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древ­них и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способ­ность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание — это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имею­щих место в деятельности человека. В силу своей сложности и много­гранности, оно является объектом изучения для комплекса наук — фи­зиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесо­мый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма («линия Платона»), сознание («дух») — это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материа­лизм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъесте­ственных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволю­ции, постоянного усложнения материального мира и совершенствова­ния живой природы. В этом смысле сознание вторично — так утверж­дают сторонники «линии Демокрита» и науки.

Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что яко­бы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т. е. оду­шевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие ма­териалисты, Д. Бруно, Ф.И. Тютчев и др.).

21 стр., 10033 слов

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

... сознания в философии – категориальный аспект Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир ... момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей. Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой ...

Некоторые мыслители по™ лагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем иэ начально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности Р.Декарт в своем учении о «врожденных идеях» разума.

Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г. В.И.Ле нин высказал мысль о том, что «…в фундаменте самого здания матери можно. .предполагать существование способности, сходной с ощущени­ем», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свой­ством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?

Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?»), есте­ственнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (без­духовная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (оду­хотворенной).

Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержа­ния, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем.

Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии).

Отражение — это воспроизведение в себе других предметов. Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

12 стр., 5708 слов

30. Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Биологическая основа способностей – задатки. Роли. Социальные роли как элемент ... профессионально-личностной компетентности социального работника выступает медицинский блок предметов, т.к. знания в этой области ... у животного, но и не у каждого человека оно есть. Ответственность – осознание человеком своей способности выступать ...

Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т. п.

Раздражимость, как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражи-гель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость —это подходтг переход к психике как Качественно иной форме отражения материального мира.

Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появ-^нием центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных — форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств, — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения — восприятие и представление. Сихпомощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое рассмотрение аргументов за и против.

... человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, как средоточие личного отношения человека к миру ... взгляды на вопрос о существовании души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической ...

В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и, прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то. что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элемен­тарного мышления» высших животных. Разумеется, слово «элементар­ный» в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма «продуманные'!) реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочно» деятельности, как индукция и дедукция).

Это мышление («низший ра­зум») и есть генетическая (слово «генезис» означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа» Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р'.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически, т. е. преобразует его.

21 стр., 10186 слов

Это люди, изменяющие мир. R. Bonnke. Missions Reportage, 25. 2010

... познаваемого мира и блокирует некоторые способы познавательной деятельности, что для проекта нагуалистской Трансформации человека совершенно ... является идея, что восприятие (перцепция) – это отражение энергообменных процессов между субъектом (воспринимателем) и окружающей ... . Чувство «объемности» пережитого во всех состояниях сознания возможно только благодаря специальной работе внимания. Это ...

Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровень живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти. окружающего мира и обретение свободы действий в нем.

СОЗНАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ МИРА

В древней философии под сознанием понимался некий внутрен­ний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни, — как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание осо­бых — чувствительных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлин­ный» мир).

По его убеждению, идеи являются источником («демиур­гом») всех материальных вещей и их разнообразия.

В средние века господствовала религиозная картина мира и бытия человека в нем. Поскольку человек полагался якобы сотворенным Бо­гом (Абсолютной личностью)'по образу и подобию его, то и сознание воспринималось как дар и искра Божья, пылинка вечного божествен­ного пламени. Полагалось, что душа несравненно лучше и значимее тела, ведь она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца. Душа, по определению философа, — это «разумная субстанция, приспособленная для управления телом».

6 стр., 2796 слов

Человек как субъект деятельности. 129- 160

... . сенсорной психики 27.3. интеллектуальной психики 28. Сознание и разум человека развивались в процессе …деятельности 28.1. трудовой 28.2. познавательной 28.3 ... ………. 2.1. жизни 2.2. реальности 2.3. материи 3. Свойство высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях ...

Для философии эпохи Возрождения был характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, и поэтому одушевленность трактова­лась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н. Кузанский и др.).

В Новое время сознание человека часто рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.).

В философии этой эпохи существовало представление о том, что мир природы и мир духа являются двумя совершенно равно­правными и самостоятельно существующими субстанциями мира — вещественной и духовной. Такой взгляд, именуемый дуализмом, развивал, в частности, известный французский философ Р.Декарт.

В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходи­ли из тезиса о том, что сознание — это особого рода функция человечес­кого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является носителем этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в ос­нове всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследова­нии сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.

В XIX в. в классическом марксизме получила развитие социоцен-тристская трактовка сознания — как отражение человеком мира об­щественных отношений. Полагалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... . Какова "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом ... осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни: "Любой единичный социальный выбор может быть непредсказуем…, в то время ...

Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук получил распространение вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер. К. Фогт и др.).

В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, которые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование «мозгового вещества» как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, в вульгарном материализме был выдвинут тезис: «Че­ловек — это то, что он ест».

В XX веке теория сознания была существенно обогащена З.Фрей­дом, который разработал учение о бессознательном. Австрийский уче­ный выделил в структуре психики человека три слоя: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное («Оно»)—это «кипящий котел» инстин­ктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (преж­де всего — в виде полового инстинкта) не поддается разумному само­контролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрей­ду, бессознательное — это «ночная» часть психической жизни челове­ка, которая недоступна для ясного, «дневного» взгляда на нее.

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в научную теорию сознания и психики внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. И.П.Павлов. Они исследовали физиоло­гические основы психической деятельности человека, отмечали осо­бую роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека. Пытаясь раскрыть слож­ный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к исследованию фе­номена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, «каждое его биение имеет духовное значение», оно — источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.

С точки зрения современной науки, сознание — это высшая фор­ма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое зак­лючается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отра­жении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, суще­ствующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся не­обходимым условием его предметно-практической деятельности.

К сказанному выше о сущности и природе сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение чело­века к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т. е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им содержания и смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознатель­ное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же со­знания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.

Сознание — это человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и при­менении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания явля­ются окружающий человека мир (природные процессы и явления, со-циокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятель­ность мозга. С точки зрения своей структуры сознание представляет собой единство психических способностей, процессов и состояний, в которых представлен окружающий мир. Эта структура включает в себя:

~ ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простей­шую информацию о внешнем мире;

~ субъективные психологические переживания, в которых выра­жено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т. п.);

~ понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) дея­тельности, которые обобщают опыт отражения;

~ ценностные определения окружающего мира, т. е. восприятие его с точки зрения значения для человека.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чув­ственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Какими же характеристиками (природой) обладает сознание? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующие моменты.

Первое. Как утверждают наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. С появлением человека и его мозга природа посред­ством человека получила возможность мыслить и «узнавать» саму себя. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мыс­ли и т. д.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно всегда конкретно-исторично, т. е. непосредственно зависит от характера и содер­жания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: дистанция будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многооб­разие его типов в различные эпохи истории человечества. В философс­ком сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теорети­ческого мышления и картин (образов) мира и бытия человека в нем.

Второе. Сознание социально, т. е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Марк­са, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Правоту этого тезиса подтверж­дает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д.Дэфо. Чтобы сохранить свой чело­веческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону пона­добился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обус­ловленности природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-е годы в Мос­ковском госуниверситете под руководством советских ученых А. И. Ме­щерякова. С. И. Соколянского и Э.В.Ильенкова.

Третье. Сознание субъективно, т. е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное по­ложение и др.).

Все это активно влияет на стиль мышления, особеннос­ти восприятия мира (например, типы темперамента), на соотноше­ние эмоционального и рационального в возникающих образах. Со­знание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений. Ф. М. Достоевский высказал в связи с этим глубокую и интересную мысль о том, что страдание есть единственная причина рождения сознания и духовности человека. Страдание (от конфликтов, от любви, от смерти, от одиночества и т. д.) может пройти, но выстраданное в жизни остает­ся с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном слу­чае — рефлексивная (отражательная).

В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только фи­зических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разу­ма человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Со­знание, как рефлексия, существует в разных формах— в форме науки, религии, философии, искусства и т. д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как известно, человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микро­скоп, пусть даже и совершенный: в нем нет ни грана вещества. Одна­ко сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах дея­тельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т. е. превращения субъективной реальности в реальность объек­тивную, материальную. Опредмечивание — это воплощение челове­ком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом еще «небывшем» мире сознание и «угасает», переходя в иную — вещественную форму. Так происходит создание человеком другого мира— мира культуры. Напротив, в ходе распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), отлился в них.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страда­ние человека по нему, переживание его*.(* У Н.А.Заболоцкого сказано об этом языком поэзии: «Зачем, покидая вечерние рощи,/ Ты сердце мое разрываешь на части?/Я болен тобою, а было бы проще / Расстаться с тобою, уйти от напасти».) Оно есть не только инстру­мент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет че­ловеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования челове­ка в этом мире, его неизбежную смерть. Но ведь без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости. Вот почему можно сказать, что сознание и помогает, и мешает жить человеку.

Что касается проблемы происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы движе­ния материи (общества).

Появление сознания было подготовлено эво­люцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе 77. Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ выс­казал мысль о том, что в рамках так называемой «космической магист­рали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух —это «высшее состояние материи».

Попытки объяснить возникновение сознания действием естествен­ных причин имелись еще в древней философии, например, -у Демокри­та. Он полагал, что это происходило под влиянием прежде всего кол­лективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нуж­ды т е потребности людей в выживании и дальнейшем совершенство­вании общества.

Упор на понимание сознания как продукта эволюции делали фран­цузские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накопле­нию знаний человек стал способен к общественной жизни и превра­тился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формиро­вания сознания был Г. Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе дея­тельности людей путем присвоения ими содержания «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб дела­ет вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек’и обретает власть над вещами и даже… над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведет его к духовной деграда­ции. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб при­обретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.

Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропо­генеза и происхождения сознания как «высшего цвета» материи. В ка­честве важнейших он выделил следующие моменты этого весьма дли­тельного процесса.

Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформирова­лись биологические (природные) предпосылки сознания. К числу тако­вых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуля­ций предметами, достаточный объем мозга и наличие наглядно-образ­ного («элементарного») мышления. Под воздействием нужды человек научился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения окружающей природы. В ходе труда чело­век стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык. представляющий со­бой сложную совокупность знаков («вторую сигнальную систему», по определению И. П. Павлова), носитель информации об окружающем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли, ее сохранения и передачи другим людям. Являясь «телом мышления» {Г.Гегель), он так же древен, как и само сознание.

В своем произведении Ф. Энгельс сделал вывод о том, что коллек­тивный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других фак­торов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте объяснения возникновения мира и чело­века в нем мировоззренческой с данной позиции.

Социальная сущность и природа сознания, о которых нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. Как основ­ную, следует выделить познавательную функцию. С ее помощью проис­ходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком це­лей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопичес­ких. Предвосхищая результат деятельности, цель («то, ради чего», по определению Аристотеля) определяет действия и поступки людей, помогает планировать их.

Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы втор­гается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладева­ют массами людей и выражают их интересы.

Сознание представляет собой также способ трансляции (переда­чи) социального опыта людей в ходе их совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности.

Социальная сущность и природа сознания состоит также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а кол­лективно — как общественное существо. Человек формирует свое созна­ние лишь по мере включения в мир культуры, который является вопло­щением и хранителем совокупного опыта человечества. Вот почему са­моизоляция и одиночество человека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно всегда обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.

Непосредственным носителем сознания является отдельный чело­век (индивид).

В своей действительности мышление ведь всегда суще­ствует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида непов­торим, таинственен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Челове­ческий череп», — писал в связи в этим К.Маркс, — «есть неприступная крепость». Вот почему нельзя не сказать об особой сложности и соци­альной роли воспитания, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.

И все же сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание — совместные формы отражательной деятельности, не­кий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.).

Общественное сознание имеет очень слож­ную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.

Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отра­жения мира, требуется выделить следующее.

Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятий­ного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщен­ное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторо­нах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предме­тов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например — «стол», «дерево», «человек» и т. д. У человека процесс мышления явля­ется относительно самостоятельным видом деятельности и даже про­фессией (ученые, писатели и др.).

Разум человека — это, по словам Э. Фромма, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря ра­зуму человек «видит», конечно же, дальше даже самого зоркого орла. Он видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюде­ния и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и за­кономерности вещей и т. д. Человек видит далеко еще и потому, что ему помогают в этом совершенные технические устройства, напри­мер, электронный микроскоп и другие приборы и устройства.

Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельнос­ти. Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т. е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий всле­пую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее:

«Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архи­текторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении чело­века, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и харак­тер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

В отличие от животных, у человека меняется сам характер отра­жения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обес­печение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же извест­но, что характер деятельности определяет и характер отражения. Учи­тывая предметно-практический характер деятельности человека, при­нято считать, что его сознание носит активный и творческий харак­тер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание че­ловека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных материальных вещей. Он творит также мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (напри­мер, идея и образ Бога).

Будучи активным и творческим (творящим), сознание иногда может как бы «отлетать» от реальной действительно­сти. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (например, образ русалки, ведьмы и т. п.).

Все это есть как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, которые иногда обретают даже массовый характер (например, комму­нистическая идея в XIX —XX вв.).

Разумеется, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные причины.

Специфичность сознания как особого «мира духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе предметно-практической деятельности чело­века это противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведе­ний искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутству­ют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме {Платон, Г. Гегель и др.).

СОЗНАНИЕ И МАТЕРИЯ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ

Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, кото­рая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга — это физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции челове­ка. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — око­ло 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В. И. Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиар­дов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15% клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито пра­вое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще об­разное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные ре­акции на окружающую действительность.

Но мыслит все же не мозг, а сам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествоз­нания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофи­зического параллелизма», получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.).

В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым, И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах чело­веческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было вы­явлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на­пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т. д.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-тех­нического прогресса были созданы электронно-вычислительные ма­шины (ЭВМ) и компьютеры, которые способны выполнять очень многие сложные умственные функции человека. В связи с этим стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый «ис­кусственный интеллект», «кибермозг». Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.

Конечно, ЭВМ и компьютеры способны выполнять очень многие опе­рации, причем несравненно быстрее человека. (В 1997 г. в Японии была создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В том же году робот одержал победу в игре с чемпионом мира по шахматам Г. Кас-паровым). Но все же «умная» машина никогда не сможет заменить челове­ка, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по програм­ме, которая создана и заложена в нее человеком. Машина всегда — это ведь некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т. е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет пережи­вать, короче говоря — у нее нет сердца. Машина, пусть даже и очень совер­шенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она находится (и должна находиться) во власти сво­его Создателя. Разумеется, все сказанное не отменяет большого значения проблемы «человек—компьютер». Она имеет не только практическое, но и мировоззренческое значение.

При раскрытии сущности и природы сознания часто употребля­ется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека.

Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о «мире идей» как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г. Гегеля. В философском идеа­лизме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и тво­рец («демиург») всего сущего.

В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего со­знания и представляющая собой специфический способ существования вещей — в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отли­чие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеаль­ное — это «двойник», «заместитель» материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,«. .идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"*.(* Термин «пересаженное» здесь следует понимать как «отраженное», а «преоб­разованное» — как представленное и существующее в человеческой голове в форме образов, понятий и т. п.)

Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображе­ние и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т. д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное яв­ляет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает прежде всего образы того, что нужно человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что чело­веческое сознание «…не только отражает объективный мир, но и тво­рит его». Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая при­звана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психолотов А. И. Мещерякова и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельнос­ти, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспи­танников этих ученых — А.В.Суворов — успешно окончил Московс­кий университет, защитил диссертацию доктора психологических наук).

Основным условием его формирования может быть лишь активное при­общение человека к духовно-практической деятельности, к миру куль­туры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого че­ловек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т. е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением «мира духа» возникли прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно ста­ла приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца но­вого — искусственного мира.

Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зре­ния результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия «сознательность», то оно в дан­ном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность дей­ствий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т. п.).

Напро­тив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредска­зуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историчес­ком процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, про­блема превращения сознания человека в реальную и активную силу со­вокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как су­щество, способное действовать в этом мире разумно и творчес­ки. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутвер­ждения человека как существа познающего и деятельного. Со­знание — это единство дара, обретения и бремени человека.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector