Деонтология врач-больной

Изучению проблем взаимоотношений врача и больного посвящена медицинская деонтология (от греч. deonses — должное, надлежащее; logos — учение) — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Необходимость деонтологии в деятельности врача обусловлена прежде всего возможностью врача своими действиями или словами нанести больному вред, т. е. вызвать негативные ятрогенные реакции. В связи с тем, «по общению с больным врач может стать источником страха, раздражения, психоневроза, следует избегать в присутствии пациента употребления терминов и выражений, которые могут быть неправильно истолкованы или способны испугать больного. Важна правильная, адекватная оценка психологии больного, его интеллекта, степени информированности. Целесообразно уточнять внутреннюю картину болезни, т. е. собственную оценку больным своего состояния, серьёзности ситуации и тех или иных проявлений болезни. В случае переоценки их тяжести или искажённых представлений необходимы беседы врача с больным и даже психотерапия.

В некоторых странах врачи считают целесообразным предоставлять больному полную информацию о серьёзности заболевания, в том числе и о печальном прогнозе, мотивируя это необходимостью для больного сделать ряд приготовлений, в частности распорядиться своим имуществом и т. п. Эта информация может оказать отрицательный психологический эффект, вызвать ошушение обречённости, подавленность, депрессию. Поэтому сообщать сведения, способные вызвать такие ощущения, скорее негуманно. В любом случае, даже если больной каким-либо образом узнал или догадался о грозящей ему опасности, врач должен максимально акцентировать его внимание на фактах, способствующих оптимистичному взгляду на создавшуюся ситуацию, появлению надежды, поднятию настроения. В таких случаях на врача ложится большая психологическая нагрузка: он должен, поняв состояние больного, успокоить его, отвлечь его внимание от тревог, страха и т. н. Особенно затруднительно положение врача при безнадёжном состоянии пациента. И именно у постели умирающего современный врач, как и тысячи лет назад, должен поддержать надежду, ибо «…лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является наиболее действенным лекарством!» (С. П. Боткин).

11 стр., 5070 слов

Глава II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ ОПУХОЛЯМИ

... является психотерапевтическим воздействием, началом установления контакта врача с больным. Если врач не говорит, перебивая больного на полуслове, что «ему все ... в стационаре терапии, на которую так надеялся больной, может вызвать у него глубокое разочарование и- ухудшение психологического ... данным) безнадежных случаях, тона виду у людей, вызвавших врача и присутствующих при этом, она все же должна ...

В целом психологический контакт врача с больным очень важен для эффективного ведения лечебного процесса. Тон беседы не должен быть откровенно поучительным. Желательно обращение к больному по имени и отчеству. Следует выяснить обстоятельства, травмирующие психику и, наоборот, имеющие благоприятное психологическое влияние на больного. Всегда важно найти тему для беседы, позволяющую установить с пациентом должный контакт. Не следует вступать в спор, ведущий к возникновению антагонизма и выводящий из равновесия обоих собеседников. Изучение каждого пациента — безусловно, клиническое исследование, и в нём одинаково активно участвуют и врач, и больной. Нa всех этапах обследования пациента весьма определённо проявляется большой спектр этических проблем, хотя многие из них решаются легче (особенно на ранних этапах общения с больным), если культура общения, внешний облик врача, его манера обследования не вызывают у больного негативного отношения. Очень часто этические проблемы возникают при необходимости использования инструментальных, в частности инвазивных, методов исследования, а также при выборе того или другою способа лечения.

Эго связано с тем, что даже применение неинвазивных, например рентгеноконтрастных, методов исследования, может сопровождаться осложнениями. А при использовании более сложных методов (бронхография, катетеризация, различные эндоскопические исследования) тяжесть (например, разрыв и перфорация стенки органа, кровотечения, эмболия, остановка сердца) и/или частота осложнений увеличиваются, хотя и не превышают 0,2−0,3%. Особенно трудна ситуация, когда врачу необходимо решить вопрос о применении диагностических процедур, сопровождающихся травмой органа, например плевроцентеза, биопсии. Например, при биопсии печени весьма реален риск таких осложнений, как кровотечение, подкапсульная гематома, пневмоторакс, перитонит, плевральный шок, повреждение жёлчного протока. И лечебные учреждения, в которых используют эти методы исследования, чаще оказываются в менее выгодном положении, но по сравнению с учреждениями, не проводящими их, и, следовательно, не рискующими. Безусловно, надо подчеркнуть, что тенденция проведения «биопсии всего, что только можно — не должна быть основополагающей. Однако многолетний опыт использования этих методов в медицине, правильно установленные с их помощью диагнозы у тысяч больных и, наконец, связанная с этим возможность рационального лечения больных убеждают в целесообразности и необходимости их проведения. Другой большой круг этических проблем в деятельности современною врача связан с его лечебной деятельностью, в первую очередь с проведением лекарственной терапии. Осложнения лекарственной терапии достаточно известны, при этом иногда ЛС могут даже индуцировать клиническую картину, сходную с такими яркими заболеваниями, как СКВ (например, при использовании новокаинамида), фиброзируюший альвеолит (нитрофураны), узелковый периартериит (сульфаниламиды).

5 стр., 2011 слов

Методы управления 3

... органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные ... одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или ...

В течение многих лет врачи следовали девизу выдающегося врача сэра Уильяма Ослера: «Равновесие духа и невозмутимость». Невозмутимость У. Ослер выделял особо, сопоставляя это качество с хладнокровием и самообладанием, необходимыми врачу в любых обстоятельствах, помогающими сохранить ясность суждений в моменты наибольшего напряжения и в целом обрести доверие больного. Развитию этого качества, по мнению Ослера, способствуют накопление опыта и хорошее знание различных аспектов патологии. Равновесие духа отождествляется с жизненной философией, вырабатываемой мыслящим врачом. Его трудно достичь, но оно необходимо как во времена успехов, так и неудач. Больше терпимости — и это позволит стать выше жизненных испытаний. Призыв Ослера в своё время получил широкое признание врачей всего мира, о нём надо помнить и сегодня. «Надо иметь истинное придание к деятельности практического врача, — писал С. П. Боткин, — чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни». И далее: «Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближними и перед Родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни». В заключение необходимо сказать, что как бы ни была ярка клиническая картина болезни, за её симптомами нельзя терять пациента как личность.

26 стр., 12786 слов

Здоровый образ жизни и психология

... состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися ... болезней, здоровье есть самое главное в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни, залог легкой, беспроблемной жизни, потеря смысла жизни ... о здоровом образе жизни врачей и учащихся современным научным ... сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни ...

Проницательный врач всегда рассматривает разнообразные проявления болезни как признаки, относящиеся к патологии конкретного пациента в данный момент болезни. Стали афоризмом слова крупного отечественного патолога И. В. Давыдовского: «На больничной койке лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, т. е. всегда какое-то индивидуальное преломление болезни». Перефразируя, можно сказать, что рисунок (канва) болезни намечается самой болезнью, её этиологией, закономерностями развития (патогенеза), но полностью образ болезни по этому рисунку создаёт пациент с его индивидуальными соматическими и психическими особенностями. «Относитесь с большим вниманием к конкретному больному, нежели к Специфическим чертам заболевания», — писал сэр Уильям Ослер. Таков же смысл и высказывания Е. М. Тареева: «Диагноз должен быть основанием для лечения и профилактики индивидуального больною». Вот почему изучение симптоматики заболеваний только по учебнику (чем студенты нередко злоупотребляют) — большая ошибка. «Смотри, а потом рассуждай, сравнивай, делай выводы. Но сначала смотри» (У. Ослер).

Эти слова созвучны с тем. что говорили выдаюшиеся отечественные клиницисты Матвей Яковлевич Мудров, Григорий Антонович Захарьин, Сергей Петрович Боткин. Для проведения рационального диагностического поиска и адекватного лечения врач должен обладать достаточно обширными знаниями, почерпнутыми из литературных источников и практического опыта, которые следует к тому же постоянно пополнять. Известно, что в США врач в среднем регулярно получает до 8 наименований медицинских журналов ежегодно, содержащих часто совершенно новую информацию, касающуюся новых методов исследования (например, значительно улучшающих визуализацию различных органов) или лечения. В частности, в журналах приводятся новые сведения о возможности применения у больных препаратов, достоверно увеличивающих продолжительность жизни и улучшающих её качество. Например, стало аксиомой то, что практически все больные, перенёсшие инфаркт миокарда или страдающие стенокардией, должны постоянно принимать ацетилсалициловую кислоту в небольшой дозе в качестве средства, уменьшающего агрегацию тромбоцитов и предотвращающего внутрисосудистое образование тромба.

22 стр., 10724 слов

Когнитивно-бихевиоральная терапия в лечении больных рассеянным склерозом

... рецидивами болезнь прогрессирует. 4. Первично прогрессирующая. Она встречается у 10-15% больных. С самого начала она прогрессирует почти постоянно ... Когнитивно-бихевиоральная терапия в лечении больных рассеянным склерозом Дипломная работа Введение Актуальность ... другие заболевания у таких больных. · Анализ спинномозговой жидкости (СМЖ) – СМЖ берут из позвоночника. Врач определяет, не повышен ли ...

Другой пример — общепризнанная необходимость всем больным, имеющим сердечную недостаточность, постоянно принимать подобранную дозу ингибитора АПФ. Необходимость приёма данного средства продиктована результатами многих исследований (на десятках тысяч больных), доказавших увеличение продолжительности жизни при сердечной недостаточности на фоне приёма препарата из этой группы. Все врачи и пациенты должны знать о важности для больных артериальной гипертензией пожизненного приема соответствующего антигипертензивного препарата или комбинаций ЛС. Поэтому в настоящее время следует считать ошибочной рекомендацию врача лечить артериальную гипертензию курсами только в период повышения АД, так как без поддерживающей терапии АД обычно быстро повышается, что часто неощутимо для больного, а сохраняющаяся артериальная гипертензия резко увеличивает риск сердечно-сосудистых катастроф (инфаркт миокарда, мозговой инсульт, внезапная сердечная смерть).

К сожалению, возможны ошибки, связанные не только с недостаточной информированностью и образованностью врача (для чего необходимы журналы, книги, посещение заседаний научных медицинских обществ), но и с обычной невнимательностью, беспечностью, безответственностью, что может привести даже к судебному разбирательству В связи с этим особенно важно, чтобы все записи в истории болезни были максимально корректны. Особое значение приобретет роль врача в предоставлении больному современной информации по его заболеванию, т. е. то, что в западной литературе принято обозначать термином «education» (англ. — образование, просвещение, обучение).

14 стр., 6575 слов

Препараты

... агранулоцитоз. - агранулоцитоз, вызванный приемом ЛП, в анамнезе; -  чувствит. к пр-ту; - беременность; - при необходимости назнач. пр-та в период ... . печени (в т.ч. в анамнезе) -  чувствительность к препарату Капс. 0,02 30. Парацетамол (калпол, панадол) Е-259 Анальгетик ... , при нейтропении, в проц. леч. цитомегаловирусного ретинита у больных СПИД. Слабость, астения Мышечно-скелетные боли СН, наруш. ...

Широко распространены, особенно за рубежом (Европа, США, Канада, Австралия и пр.), так называемые образовательные программы, цели которых можно обозначить следующим образом.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector