АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Т.В.ИКОННИКОВА

В.Л.ИКОННИКОВ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Методическое пособие для врачей

Издательство НГМА

НИЖНИЙ НОВГОРОД • 2001

Иконникова Т.В., Иконников В.Л. Аутогенная тренировка при лечении вегетативно-сосудистой дистонии: Методическое пособие для врачей. Н.Новгород: Издательство государственной медицинской академии, 2001 28с.

В брошюре кратко и в доступной форме освещены этиология и патогенез вегетативно-сосудистой дистонии, сущность аутогенной тренировки как метода лечения, условия усвоения и техника её, а также рекомендации лечебного применения аутогенной тренировки больными вегетативно-сосудистой дистонией.

18ВМ 5—7032—0385—6

© Т.В.Иконникова,

В.Л.Иконников, 2001 г. © Издательство Нижегородской

государственной медицинской

академии, 2001 г.

Метод аутогенной тренировки родился в 30х гг. XX в., хотя многие врачи прошлого так или иначе включали средства, применяемые в аутогенной тренировке, в свои лечебные системы.

Создателем современного научно обоснованного аутотренинга является австрийский психиатр Шульц. Занимаясь гипнозом, он заметил, что те же состояния и ощущения, которые вызывает у пациентов врач, они при должном обучении могут вызвать у себя сами. По мнению автора, такое самовнушение ценнее гипнотического, поскольку пациент получает в свои руки орудие управления своим организмом и психикой и при необходимости может помочь себе самостоятельно.

Многие психотерапевтические школы используют этот метод лечения в своей работе. В последние годы аутогенная тренировка все более прочно входит в неврологическую практику. Она большей частью направлена на снятие различных невротических проявлений (страха, ипохондрических ощущений, нарушения сна. эмоциональной напряженности и т.д.).

Как показывают исследования ряда авторов (Клейнзорге X., Клюмбиес Г., Свядощ А., Ромен А., Перекрестов И.), все более отчетливо проявляется целесообразность использования аутогенной тренировки не только в психоневрологии, но и в общесоматической медицине. Аутогенная тренировка имеет особое значение как средство, способствующее активации личности больного в противодействии имеющемуся нарушению. Уже одно только изменение эмоционального фона в положительном направлении способствует улучшению общего самочувствия, не говоря о возможностях влияния аутогенной тренировки на ряд интимных процессов в организме.

Лечение больных с начальными формами сосудистых заболеваний мозга является одной из актуальных проблем неврологии. Важно помочь больному в тот период, когда все изменения еще обратимы. Среди начальных форм сосудистой патологии особое место занимает вегетативно-сосудистая дистония, которая в ряде случаев может быть предстадией гипертонической болезни и атеросклероза. Одним из ведущих методов поддерживающей и предупредительной терапии служит аутогенная тренировка.

7 стр., 3004 слов

Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии

... значительный клинический материал действенности аутогенной тренировки. 2. Показания и противопоказания к применению аутогенной тренировки Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она не ... в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен». Показателем усвоения очередного ...

Однако не все врачи еще в должной степени имеют представление об аутогенной тренировке и ее роли в лечении больного, некоторые недооценивают роль самого пациента в достижении саморасслабления, занимаются формально, не стараются донести до сознания больного все нюансы самостоятельной работы на собой в течение всего дня, порой передоверяют ведение сеансов среднему медперсоналу без должного контроля. Вследствие этого эффективный метод лечения обесценивается и недостаточно используется в лечебной практике.

Учитывая наличие большого количества больных вегетативно-сосудистой дистонией, которая надолго выводит из строя людей, делает их длительно нетрудоспособными, а также недостаточное, порой совершенно неправильное представление практических врачей об аутогенной тренировке, авторы данной работы сделали попытку разработать методику проведения этого ценного метода лечения при вегетативно-сосудистой дистонии.

Некоторые вопросы этиологии и патогенеза вегетативно-сосудистой дистонии

Современный ритм жизни, связанный с колоссальным по током информации, бурным развитием техники, необходимостью быстрой ориентации человека, порой в необычной обстановке, переключения с одного вида деятельности на другой, а также психические травмы, различные конфликтные ситуации в быту и на работе, чрезмерная занятость, дополни тельные умственные нагрузки ведут к тому, что нервная система человека находится в постоянном напряжении без возможности эмоционального отреагирования. Это приводит к перенапряжению процессов возбуждения, торможения или их подвижности. Перенапряжение процесса возбуждения может наступить под действием сверхсильных шоковых психических травм.

Перенапряжение подвижности нервных процессов является одной из наиболее частых причин возникновения вегетативно-сосудистой дистонии. Вегетативная нервная система тесно связана с гуморальными механизмами и психической деятельностью человека. При эмоциональном напряжении повышается содержание адреналина в крови, что приводит к ряду соматических изменений в организме, а также к увеличению количества йода в крови, усилению секреторной деятельности гипофиза, росту концентрации адренокортикотропного гормона. Сочетание психотравмирующих влияний, особенностей личности с вегетативно-сосудистыми нарушениями ведет к мышечно-тоническим сдвигам, нарушает распределение притока крови к органам (Вейн А., 1972).

Человек теряет возможность управлять своим организмом и психикой. У него появляется повышенная чувствительность ко всем внешним и внутренним раздражителям. В клинической картине это проявляется головной болью, повышенной раздражительностью, быстрой утомляемостью, бессонницей, рассеянностью, снижением памяти, неприятными ощущениями в организме. Возникают чувство тревожного ожидания неблагоприятного, тоска, мысли о смысле жизни, страхи различного характера, навязчивые действия, желания и т.п.

7 стр., 3437 слов

Психорегулирующая и аутогенная тренировка, возможности их применения ...

... неуправляемых волей вегетативных процессов. Эта регуляция достигается обходными маневрами в расчете на перестройку работы внутренних органов за счет управляющих систем организма. 1.1 Эффекты аутогенной тренировки 1. Аутогенная тренировка является ...

Вегетативные нарушения проявляются в общем гипергидрозе, учащенных сердцебиениях, повышении артериального давления, асимметрии сосудистого тонуса, стойком красном дермографизме и т.п.

Алкоголизм отца, вызывающий у ребенка борьбу противоречивых чувств — любовь и ненависть к отцу, жизнь с нелюбимым человеком при подавлении чувств любви к другому, необходимость пребывания в опасной для жизни ситуации вопреки желанию и другие конфликты между долгом и желанием, влечением и ситуацией, препятствующей его удовлетворению, могут усугублять состояние больного с вегетативно-сосудистой дистонией.

Больной должен знать, что избавление от заболевания зависит не только от выбора лекарственных средств, но и от его отношения к болезни, психологического участия в излечении. Медикаментозное лечение может только на время устранить эту симптоматику, однако при неблагоприятных условиях она возникает вновь.

Не всегда можно ликвидировать психотравмирующие ситуации, и в этих случаях аутогенная тренировка имеет неоценимое значение> Она вовлекает больного в сознательное активное участие в борьбе с недугом. Ею можно заниматься и здоровому человеку с целью профилактики сосудистых нарушений.

Сущность аутогенной тренировки

Ауто в переводе с греческого значит сам, генос — рожденный, аутогенный — буквально рожденный самим собой. Все, происходящее в организме человека, отражается его со знанием в виде не только определенных ощущений, но и слов, обозначающих эти ощущения. Например, тепловое или болевое раздражение вызывает в сознании словесный сигнал; «Горячо», «Больно». И, наоборот, произнесение этих слов вызывает соответствующие ощущения в теле, изменения в деятельности организма. Повторяя несколько раз слово «теплый», человек ощущает действительно тепло в определенной части тела. Мы не можем произвольно вызвать появление слюны, но если ярко представить дольку лимона, слюна появляется. При длительной тренировке слюна уже появляется и без представления кусочка лимона. На этом основано управление и другими непроизвольными функциями организма.

Сила самовнушения значительно увеличивается, когда оно производится при определенном состоянии клеток коры головного мозга — так называемом фазовом состоянии. При внушении гипнотизирующий вызывает его искусственным путем, в естественных условиях оно само возникает у людей непосредственно перед засыпанием, при аутогенной тренировке чело век вводит себя в это состояние сам. И формулу самовнушения нужно многократно про себя произносить именно в этом фазовом состоянии.

Для достижения фазового состояния, т.е. промежуточного состояния между сном и бодрствованием, тренирующийся вызывает расслабление мышц, что уменьшает поток импульсов через ретикулярную формацию к коре головного мозга. Мозг отдыхает и посылает спокойные импульсы к органам, последние работают спокойно.

Все состояние больного при аутогенной тренировке проходит три стадии: первая — глубокое расслабление произвольной мускулатуры; вторая — расслабление вегетативного аппарата, т.е. мышц внутренних органов и сосудов путем усиления действия блуждающего нерва, который все везде успокаивает и расслабляет; третья — сужение сознания, что вызывает чувство покоя и отдыха, состояние легкой дремоты. В результате ослабляется чувство внутреннего беспокойства, нервной напряженности. неудовлетворенности собой и окружающими, возникает безразличие к раздражающим факторам.

7 стр., 3497 слов

Аутогенная тренировка 4

... лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации, быстро засыпать даже ... позе – позе извозчика. Для ее принятия надо в сидячем положении выпрямиться, расправить позвоночник и свободно осесть всем телом. При этом нельзя допускать сдавливания живота и ...

Это дает возможность тренирующемуся со временем управлять своим организмом, вызывая в нем также изменения, которые совершенно невероятны в обычных условиях. Самовнушением в процессе аутогенной тренировки можно произвольно менять частоту сердцебиений, повышать и понижать температуру кожи на 1—2°С, вызывать обезболивание отдельных участков тела, изменять сосудистый тонус, влияя таким образом на уровень артериального давления. При продолжительной и настойчивой тренировке эффективность самовнушения повышается настолько, что тренирующийся практически мгновенно может вызвать у себя подобные изменения. В любой момент человек, владеющий аутогенной тренировкой, может сохранять душевное спокойствие, быстро снять эмоциональное напряжение, правильно отреагировать на ту или иную психо-травматическую ситуацию, что помогает избежать какого-либо соматического или психического заболевания.

Условия освоения аутогенной тренировки

Больным необходимо разъяснить, что для освоения аутогенной тренировки, нужны три условия:

1. Настроенность на исцеление, желание самому бороться с возникшими у него болезненными ощущениями и иметь оружие для управления своим организмом и психикой.

2. Готовность к сотрудничеству с врачом, доверие к нему,

выполнение всех его заданий.

3. Хотя бы минимальный интеллектуальный уровень, т.е.

способность понимать, о чем идет речь.

Стремление все свалить на врача препятствует выздоровлению. 90% работы при аутогенной тренировке выполняется

пациентом. Врач является только подсказчиком, тренером, руководителем. Он может провести 1—2 сеанса с больным в день, но этого мало для освоения аутотренинга, нужно много раз в день работать самостоятельно. Должна быть определенная честность в работе, понимание, что пациент трудится не для врача, а для себя. Необходимо развенчивать всякие представления о магнетизме, идущем от врача.

Больным объясняется роль вегетативной нервной системы, которая управляет непроизвольными функциями организма важно обратить их внимание на то, что в нашем теле происходит многое такое, на которое наша воля влиять не может. Если мы можем сами согнуть палец, закрыть глаза и т.п., то изменить работу сердца, сжать и расслабить кровеносные сосуды не в состоянии. Это совершается автоматически. Но всем известно, что в момент страха человек бледнеет, а в момент гнева или стыда краснеет, так как сужаются или расширяются сосуды лица под воздействием коры головного мозга. В аутогенной тренировке человек идет этим путем сознательно, т.е. подчиняет функции внутренних органов коре головного мозга. Целесообразно привести пример со слюнными железами (см. с.7).

Следует объяснить больным, что аутогенная тренировка имеет два аспекта: I — тренировка воли, памяти; II — управление непроизвольными функциями организма.

Заниматься надо упорно, настойчиво и не спешить к быстрому достижению результата. Необходимо пресекать всякое рекордсменство. Оно будет мешать освоению аутогенной тренировки. Важно обратить внимание на то, что на вегетативные функции тренирующийся влияет косвенным образом. Больных нужно предупредить, что осваивающий аутогенную тренировку уподобляется канатоходцу, который вначале падает, ушибается, но все же настойчиво встает на канат и тренируется дальше. Успех зависит только от него самого. Если он будет работать, вылечится. Будет активно участвовать — получит результат. Молниеносного успеха не стоит ожидать. И в то же время заниматься аутогенной тренировкой довольно просто: повторяй формулы, как описано в данных методических разработках, и все, нужна только настойчивость.

13 стр., 6014 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе ...

... мышления преобладает в раннем детстве. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости ? твердости, гладкости ? шероховатости, теплоте - ... почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Все ...

Техника аутогенной тренировки

Заниматься аутогенной тренировкой можно в одном из следующих положений: 1е положение — сидя, «поза кучера на дрожках»; 2е положение — полулежа в шезлонге, кресле или на стуле, положив голову на стену; 3е положение — лежа.

Казалось бы, удобнее всего начинать тренировку в положении лежа, быстрее достигается эффект, но, привыкнув к занятиям лежа, человек труднее осваивает упражнение в позе сидя. А жизнь заставляет «брать себя в руки» в любой обстановке. Поэтому мы рекомендуем начинать упражнения с менее желанной позы — позы сидя. К сожалению, больные часто этот совет игнорируют и идут по пути наименьшего сопротивления. Поза сидя удобна тем, что она может быть использована в любых условиях: на работе, в автобусе и т.д.

1. Положение сидя: «поза кучера». Человек садится на край стула. Кисти и предплечья свободно лежат на передней поверхности бедер, спина выгибается назад, голова свободно висит. Все расслаблено. Вся тяжесть тела держится только на позвоночнике. Ноги удобно расставлены. Глаза закрыты.

2. Положение полулежа. Человек свободно лежит в шезлонге или и кресле. Все тело расслаблено. Обе руки свободно лежат вдоль туловища или на передней поверхности бедер, или на подлокотниках. Ноги свободно расставлены, голова покоится на спинке, глаза закрыты. Полулежа в положении на стуле голова покоится на стене.

3. Положение лежа. Человек лежит на спине. Голова слегка приподнята на подушке. Руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги расслаблены. Глаза закрыты.

Перед началом каждого сеанса аутогенной тренировки желательно провести подготовительный период: расслабить мышцы лица и попытаться дышать животом. Расслабление мышц лица достигается таким образом: не хмуриться, расправить складки лба, мягко опустить веки, прикрыв ими глаза, взор устремить вперед и вниз на цифру 6 воображаемого циферблата (представить перед собой циферблат).

Нижнюю челюсть приспустить, рот приоткрыть в положении буквы «ы». Кончи ком языка коснуться десен верхнего ряда зубов в положении буквы «д» (произнести букву «д», и все получится).

Освоение брюшного дыхания относится в основном к женщинам, так как они от природы дышат грудью, поднимая ребра, что значительно тяжелее. Для того чтобы понять, что значит дышать животом, надо на первых порах положить руку на живот и при вдохе живот надувать, поднимая руку, а при выдохе ее опускать. Если после нескольких дней тренировки брюшное дыхание не получается, можно вернуться к этому упражнению позднее, когда уже будут освоены элементы аутогенной тренировки. При брюшном дыхании живот должен быть свободен от поясов, лифчиков и т.п. При занятии аутогенной тренировкой не нужно нервничать, волноваться, даже если упражнение не получается.

Первое упражнение — «Тяжесть»

Нужно научиться вызывать у себя ощущения тяжести. Начинать следует с правой руки.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... (М.В. Жигорева, Н.М. Назарова, Н.М. Трофимова). Условность существования данной… Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или)… ... критериев отнесения ребёнка к группе детей с ТМНР. Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и ... сидячем положении; - имеют трудн ости с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех ...

Заняв вышеуказанную позу, проведя маску расслабления лица и начав брюшное дыхание, надо. мысленно повторять формулу саморасслабления:

Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой.

Очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой.

Хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой.

Чтобы моя правая рука стала тяжелой.

Моя правая рука стала тяжелой.

Правая рука стала тяжелой.

Рука стала тяжелой.

Стала тяжелой.

Тяжелой.

Как видно из формулы, при повторении каждый раз убирается первое слово. Это способствует лучшему достижению результата. «По проторенной дорожке» идет реализация ощущения.

После повторения этой формулы следует мысленно сказать себе: «Я совершенно спокоен, совершенно спокоен», — и вывести себя из этого состояния. С этой целью нужно сделать плавный вдох-выдох, затем глубоко вдохнуть, поднять руки вверх, напрячься как пружина или струна, сбросить тяжесть (на выдохе опустить руки), и через 1—2 мин сеанс повторить.

Для этого надо снова занять позу, провести расслабление лица, проверить брюшное дыхание и вновь повторять вышеуказанную формулу. Затем следует мысленно сказать себе: «Я совершенно спокоен . Совершенно спокоен», — и вывести себя из этого состояния.

Так рекомендуется делать несколько раз (5, 10,15 и т.д.) в день. Чем больше, тем лучше. Быстрее выработается рефлекс на расслабление.

Самое трудное это то, что не надо ничего делать физически (давить рукой, напрягать ее).

Если несмотря на повторения желаемой тяжести не получается, то на первых порах формулу можно изменить, представляя себе конкретные образы, например: «Моя правая рука налита свинцом, покрыта свинцовым покрывалом, рука грузная» и т.д.

Можно на руку положить мешочек с песком, чтобы понять это ощущение (безусловно-рефлекторное подкрепление).

Если и при этих условиях ощущение тяжести не получается, расстраиваться не стоит, надо продолжать заниматься — в этом и есть сущность тренировки. Важна систематичность в работе. Вместо формулы: «Я совершенно спокоен» на первых порах можно использовать ее вариации: «А мне приятно, спокойно и хорошо, и все отдыхает внутри меня». Или «Спокойствие окутывает меня, как мягкое покрывало» Формулу: «Я совершенно спокоен» рекомендуется женщинам повторять от мужского лица. Это поможет врачу, если придется заниматься с ним.

Так следует заниматься ежедневно. 3 дня—правой рукой, 3 дня — левой, 3 дня — обеими руками, 3 дня — правой ногой, 3 дня — левой, 3 дня обеими ногами, 3 дня — обеими руками и ногами. Это упражнение рекомендуется проделывать в течение 21 дня.

Заключительная формула 1го упражнения:

Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми.

Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми.

Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми.

Чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми.

Мои руки и ноги стали тяжелыми.

Руки и ноги стали тяжелыми.

И ноги стали тяжелыми.

Ноги стали тяжелыми.

Стали тяжелыми.

Тяжелыми.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи; 2)заикание. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне ... анализа) 3.   Моторная операция письма – воспроизведение с помощью движений рук зрительного образа буквы. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение ...

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Второе упражение — «Тепло»

Цель упражнения — научиться вызывать у себя ощущение тепла. Все начинается, как и при первом упражнении. Занять вышеуказанную позу, провести маску расслабления лица и, начав брюшное дыхание, мысленно произносить предыдущую заключительную формулу тяжести.

После этого нужно заниматься 2м упражнением, повторяя

словесную формулу, вызывающую тепло, в той же последовательности, как и 1е упражнение. Начинать следует с правой руки.

Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой.

Очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой.

Хочу, чтобы моя правая рука стала теплой.

Чтобы моя правая рука стала теплой.

Моя правая рука стала теплой.

Правая рука стала теплой.

Рука стала теплой.

Стала теплой.

Теплой.

Как и при 1-м упражнении, каждый раз убирается первое слово. После повторения этой формулы надо также мысленно сказать себе: «Я совершенно спокоен, совершенно спокоен», — затем вывести себя из этого состояния напряжением рук и ног сбросить тяжесть, и через 1—2 мин сеанс повторить.

Так нужно делать несколько раз (5,10,15 и т.д.) в день. Чем больше, тем лучше. Быстрее выработается рефлекс на тепло.

Если ощущение тепла не возникает, то в первые дни тренировки предлагается сопровождать формулы вызыванием соответствующего образного представления, например: «Моя рука словно в теплой ванне», «Моя рука словно в горячем песке», «Сосуды правой руки расширяются и в них вливается из туловища горячая кровь». Можно применить и безусловно-рефлекторное подкрепление, например: при вызывании тепла в руке, опускать ее в горячую воду Если и при этих условиях ощущение тепла не получается, не расстраиваться и продолжать заниматься. Все появится со временем.

Заниматься нужно ежедневно. 3 дня — правой рукой, 3 дня — левой, 3 дня — обеими руками, 3 дня — правой ногой, 3 дня — левой, 3 дня — обеими ногами, 3 дня — обеими руками и ногами. Заключительная формула объединяет первое и второе упражнения:

Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми

Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

И ноги стали тяжелыми и теплыми.

Ноги стали тяжелыми и теплыми.

Стали тяжелыми и теплыми.

Тяжелыми и теплыми.

И теплыми.

Теплыми.

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Всего 2-м упражнением человек должен заниматься 21 день. Но если он добивается ощущения тепла раньше то может переходить к освоению 3го упражнения.

Третье упражнение — «Сердце»

Цель упражнения научиться изменять ритм сердечной деятельности, чаще в сторону его замедления для общего успокоения. Однако бывает необходимость и его учащения на пример, когда надо срочно принимать какое-то решение стимулировать себя к какой-либо деятельности, от кого-то спасаться и т.д.

11 стр., 5259 слов

Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития ...

... является взаимосвязь конструктивной мотивации и интеллектуального развития у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза: предполагается, что конструктивность мотивации (сочетание оптимальных ... источников, приложений. Глава 1. Проблема психологических особенностей подростков с тяжелыми нарушениями речи: интеллектуальные и мотивационные компоненты .1      Речевое ...

Важно всегда помнить, что каждое последующее упражнение исходит из предыдущего, т.е. человек всегда начинает с позы расслабления лица, брюшного дыхания. Затем он вызывает ощущение тяжести и тепла во всех конечностях и уже потом можно работать с сердцем.

Вначале повторяется предыдущая формула вхождения в аутогенный транс:

Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

И ноги стали тяжелыми и теплыми.

Ноги стали тяжелыми и теплыми.

Стали тяжелыми и теплыми.

Тяжелыми и теплыми.

И теплыми.

Теплыми.

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Если человек уверен, что 1-е и 2-е упражнения он освоил в совершенстве, тогда не нужно повторять всю формулу, как описано выше, а можно ограничиться только одной: «Мои руки и ноги тяжелые и теплые». Рекомендуется повторить ее один или два раза и переходить к 3му упражнению:

Я очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Чтобы моя грудь стала теплой.

Моя грудь стала теплой.

Грудь стала теплой.

Стала теплой.

Теплой.

Согрелось мое сердце.

Мое сердце купается в тепле.

Сосуды сердца расширились и в них влилась

горячая кровь.

Мое сердце бьется ровно, спокойно, самостоятельно.

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Этим упражнением нужно заниматься много раз в день в течение двух недель.

При необходимости можно применять следующую формулу: «Мое сердце бьется часто, готов к прыжку, бегу, к быстрому принятию решения» и т.д.

Упражнение считается освоенным, если вырабатывается способность в той или иной мере изменять ритм сердечной деятельности. Тем, у кого 3-е упражнение не получается или появляется учащенное сердцебиение, связанное с тревогой за сердце, отрицательным самовнушением, рекомендуется прекратить это упражнение и переходить сразу к 4-му.

Четвертое упражнение — «Дыхание»

Цель упражнения научиться спокойному дыханию, если это необходимо. Предварительно человек принимает позу пооводит маску релаксации (расслабление лица), брюшное дыхание, вызывает тяжесть, тепло, спокойное сердцебиение Повторяется предыдущая формула самовнушения:

Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Очень хочу. чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Хочу. чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми

Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

И ноги стали тяжелыми и теплыми.

Ноги стали тяжелыми и теплыми.

Стали тяжелыми и тёплыми;

Тяжелыми и теплыми.

И теплыми.

Теплыми.

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

23 стр., 11195 слов

Процесс образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

... значительной необходимостью проектирования специальных индивидуальных программ развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом особых образовательных потребностей в связи ... Гипотеза исследования заключается в предположении о возможности обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью с использованием специально разработанных индивидуальных программ ...

Я очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Хочу, чтобы моя грудь стала теплой.

Чтобы моя грудь стала теплой.

Моя грудь стала теплой.

Грудь стала теплой.

Стала теплой.

Теплой.

Согрелось мое сердце.

Мое сердце купается в тепле.

Мое сердце бьется ровно, спокойно, самостоятельно

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Затем мысленно повторяются формулы 4-го упражнения

«Я дышу совершенно спокойно» (6-8 раз), потом формулу:

«Я совершенно спокоен, совершенно спокоен» (2-3 раза)

Выйдя из этого состояния, через 1-2 мин следует повто вТч^еТн^л!»^^^^

Упражнение считается освоенным, если вырабатывается способность спокойно и ритмично дышать при нервном возбуждении. Заниматься надо с интересом, желанием и не огорчаться, если не получается. Конечно, на первых порах обучаться элементам аутотренинга очень нудно, надоедливо и трудно. Но в дальнейшем будет проще, так как вырабатывается автоматизм.

Если предыдущие формулы освоены хорошо, то можно применить сокращенный вариант предыдущих упражнений:

Мои руки и ноги тяжелые и теплые (повторить 3—4 раза).

Моя грудь теплая (повторить 3—4 раза)

Мое сердце бьется ровно, спокойно (3-4 раза)

Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен.

После этого целесообразно повторить формулу 4-го упражнения.

Пятое упражнение — «Живот»

Цель упражнения — научиться вызывать ощущения тепла

в животе.

Повторяется в сокращении предыдущая формула:

Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми

и теплыми.

Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.

Мое сердце бьется спокойно и ровно.

Дыхание спокойное.

Я совершенно спокоен.

Необходимо помнить, что предыдущие формулы можно

повторять полностью, как описано выше. Все зависит от на тренированности.

Затем мысленно повторяется формула 5-го упражнения:

Я очень хочу, чтобы мой живот стал теплым.

Очень хочу, чтобы мой живот стал теплым.

Хочу, чтобы мой живот стал теплым.

Чтобы мой живот стал теплым.

Мой живот стал теплым.

Живот стал теплым.

Стал теплым.

Теплым.

Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен.

В некоторых случаях для достижения эффекта применяется следующая формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло». При этом человек должен представлять, где находится солнечное сплетение. На первых порах для закрепления рефлекса можно на живот положить легкую грелку с теплой водой. Упражнение считается освоенным, если у человека появляется ясное ощущение тепла в подложечной области Если тепло не возникает, следует спокойно продолжать работать над собой дальше. Рекомендуется выполнять упражнение много раз в день. Выходить из транса надо тем же способом, который описан выше.

Шестое упражнение — «Лоб», «Голова»

Цель упражнения — научиться вызывать у себя ощущение прохлады в области лба и головы. Повторяется предыдущая формула самовнушения. После этого мысленно произносится:

Мой лоб приятно прохладен (3—4 раза).

Его овевает легкий ветерок (3—4 раза).

Моя голова ясная и свежая (3—4 раза).

Голова ясная, как кристалл (3—4 раза).

Голова свежая, как горный родник (3—4 раза).

Я совершенно спокоен, совершенно спокоен.

Через минуту надо выйти из этого состояния и все начинать сначала. В день нужно заниматься много раз.

Упражнение считается освоенным, если человек отчетливо ощущает прохладу в области лба. Важно ощутить прохладу. Для безусловно-рефлекторного подкрепления в сочетании с формулой самовнушения можно в первые дни тренировки прикладывать ко лбу прохладный предмет и твердить себе: «Лоб прохладный, лоб прохладный».

Следует помнить, что каждое занятие аутогенной тренировкой должно заканчиваться активным выведением себя из покоя и мышечного расслабления (аутогенного транса).

Для этого надо сделать плавный вдох-выдох, затем глубоко вдохнуть, поднять руки вверх, напрячься, как пружина, и сбросить тяжесть.

В конце каждого занятия человек должен внушать себе, что с каждой тренировкой внушаемые ощущения будут вызываться все отчетливее и быстрее.

Когда человек серьезно относится к аутогенной тренировке, всегда достигается хороший результат. Иногда больные при занятии аутогенной тренировкой засыпают, что нежелательно, поскольку это активный метод самолечения и человек должен активно заниматься. В то же время волноваться по этому поводу не следует, так как сон — тоже лечебный фактор. По пробуждении нужно вновь заниматься аутогенной тренировкой. Кроме того, если человек заснул, значит он может использовать первые два упражнения как снотворное.

Цель столь длительного освоения вхождения в аутогенный транс — довести результат до автоматизма. В конечном итоге все вышеперечисленные формулы повторять нет необходимости, так как человек будет вводить себя в транс мгновенно. Достаточно сказать себе:

Все мое тело тяжелое и теплое.

Мой лоб приятно прохладен.

Я совершенно спокоен, —

и использовать эту ситуацию в конкретной обстановке. Следующие формулы: «Спокойно пройду мимо недруга», «Спокойно отвечу на экзамене», «Спокойно выступлю в аудитории» и т.п. позволят ничего не принимать близко к сердцу, не вызывать у себя эмоциональное напряжение, а к любой ситуации подойти спокойно, разумно.

Лечебное применение

Уже сам процесс освоения аутогенного транса, активная работа над расслаблением, упорство в достижении своей цели приводят к выздоровлению или значительному улучшению состояния. Расслабившись, человек чувствует себя умиротворенно, спокойно. Даже без специальных формул самовнушения снижается артериальное давление, восстанавливается ритм сердечной деятельности, расслабляются бронхи и успокаивается дыхание, нормализуется сон, снимаются боли в различных частях тела и т.п.

Но тем не менее как только больной научился быстро расслабляться, он может при необходимости применять лечебные формулы самовнушения для снятия болезненных симптомов. Эти формулы могут быть самыми разнообразными, индивидуальными для каждого больного, наиболее «родными» для его восприятия. Необязательно, чтобы они имели литературное звучание. Важно, чтобы был эффект в лечении.

При астеническом состоянии рекомендуется периодический отдых в течение 10—15 мин или более в состоянии покоя и релаксации.

При состоянии тревожного ожидания, эмоциональной напряженности, предоперационных волнениях, страхе в состоянии расслабления проводятся систематические самовнушения формулы: «Я спокоен, всегда спокоен». Этим устраняется или смягчается тревога.

Подобные формулы используются при лечении заикания. Во время каждого сеанса тренировки рекомендуется 5-6 раз мысленно повторять формулу: «Говорить или не говорить — мне совершенно безразлично. Говорится само собой… Я вдыхаю слова». Можно также внушать себе: «Мышцы шеи расслабились», «Гортань теплая».

При гипотонии рекомендуется в состоянии релаксации внушать себе те ощущения, которые вызывает адреналин (ощущение озноба, гусиной кожи, учащенных сердцебиений), и затем резко вывести себя из состояния расслабления приказом: «Встать»! Вслед за этой командой мгновенно выбросить руки вверх и встать.

Ниже приводятся еще некоторые формулы, которыми пользуются больные в повседневной практике. Так: «Ах, как на сердце легко и спокойно, нет в нем и тени минувших тревог». «Болит, ну и пусть». «А я ничего не боюсь», «Боль мне безразлична».

Страдающим половыми расстройствами неврогенного характера: «Я сильный, смелый мужчина, я очень нравлюсь женщинам», «Ее ласки, прикосновения приятно возбуждают меня», «Я спокоен и уверен, уверен». При этом вызываются образные представления эрекции, а также представления эротического характера, наиболее значимые для данного лица.

* * *

Из всего вышеприведенного становится понятным, что аутогенная тренировка имеет широкий спектр действия и эффективна при неврозоподобных состояниях, вегетативно-сосудистой дистонии. Для освоения метода требуется значительное время, и часть больных преждевременно прекращают тренировку. Это происходит или потому, что им не удается сосредоточить внимание на ее выполнении, или вследствие скептического отношения к ней и скрытого сопротивления, или из-за недостатка выдержки, неспособности к длительному волевому усилию. Тем не менее в любом случае какой то след от занятий остается, и при необходимости больной сможет к ним вернуться.

Аутогенную тренировку целесообразно применять в комплексе с другими психотерапевтическими методами, в частности, сочетать с лечебным убеждением и внушением. Могут применяться при ней и мотивированные внушения типа отмены на завтра того, что было плохо сегодня, или неприятия болезненных ощущений: «Звони, а я тебя не принимаю», « Меня нет дома» и т.п.

О результатах лечения врач судит по объективным данным и отчетам пациентов, которые они подают по окончании лечения.

В качестве иллюстрации приводим в сокращении отчет одной из пациенток, прошедших курс лечения.

Больная К., 47 лет.

Я болею в течение 20 лет вегетативно-сосудистой дистонией с ангиоспазмами. Часто мучили приступы головокружения, тошноты, головных болей, вследствие чего не могла работать. Вначале лечилась у отоларинголога, так как предполагали синдром Меньера, затем у невропатологов и терапевтов. Лечение получала самое разнообразное:

витамины в инъекциях, таблетки, сердечные средства. Прошла курс лечения никотиновой кислотой, папаверином и т.п. Улучшения наступали, но не на продолжительный срок. При ступы повторялись с появлением значительной слабости и понижением кровяного давления, как только физически переутомлялась или нервничала. Неоднократно лечилась на курортах, но состояние ухудшалось, стали появляться боли в области сердца, аритмия, удушье.

Начались нарушения менструального цикла с резкими головными болями, доходящими до рвоты. Врачи ставили диагноз: «Патологический климакс», успокаивали меня, а со стояние мое ухудшалось. Я чувствовала, что мой мозг словно обжигает кипятком, стало повышаться кровяное давление, начались кризы, судороги конечностей.

В стационаре состояние не улучшилось, начались спазмы кишечника, пищевода, появился частый позыв в туалет. Без всякой причины часто плакала навзрыд, почти не спала. Сейчас даже вспомнить страшно, что было со мной.

И вот я на первом сеансе обучения аутогенной тренировке. С каким-то волнением я уселась в кресло, но уже во время первого сеанса с врачом я ощутила в обеих руках тяжесть, их словно какая-то сила приковала к подлокотникам. С последующими сеансами ощутила тяжесть в ногах и теплоту в ладонях. С большим старанием я занималась дома: в течение первого месяца примерно 15 раз в день, в течение второго месяца 3—4 раза в день. С первых же дней занятий я почувствовала улучшение: головная боль, тошнота, головокружение стали бесследно исчезать. Появились прилив сил, бодрость, возвратилась прежняя работоспособность. Мне все время хочется улыбаться и шутить, исчезла бессонница. После трех месяцев лечения я стала совершенно здоровой. Если у меня появляется усталость, я быстро расслабляюсь и снова становлюсь бодрой. Если у меня возникают грустные мысли, я произношу мысленно: «Мысли спутались, мысли спутались, в голове туман усиливается, в голове густой туман». Эта формула действует подобно ураганному ветру, который налетел и смел все на своем пути даже ни о чем не хочется думать. Если в какой-то части тела начинает появляться неприятное ощущение, я также расслабляюсь и мысленно твержу: «Это сейчас пройдет, это только временно». Через небольшой промежуток времени неприятности как не бывало. Так я купирую свои симптомы

Я уверилась на всю жизнь, какая великая сила заключена в аутогенной тренировке. Мне бы очень хотелось чтобы этот метод взяли на вооружение все поликлиники и стационары. Это избавило бы огромное количество людей от неврозов, сделало бы их жизнерадостными и трудоспособными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Клейнзорге Х., Клюмбиес Г. Техника релаксации. М„ 1965.

Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М„ 1971.

Леви В. Флегматик на час // Знание — сила. 1970. №2—9.

Ромен А. С. Влияние аутогенной тренировки на некоторые вегетативные и психические процессы: Автореф. дис. … канд мед. наук. М.,1963.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..3

Некоторые вопросы этиологии и патогенеза

вегетативно-сосудистой дистонии…………………………………………..5

Сущность аутогенной тренировки…………………………………………..7

Условия освоения аутогенной тренировки ……………………………..8

Техника аутогенной тренировки …………………………………………..10

Лечебное применение…………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………..26

Татьяна Вячеславовна ИКОННИКОВА

Вячеслав Леонидович ИКОННИКОВ

Аутогенная тренировка

ПРИ ЛЕЧЕНИИ

ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Методическое пособие

для врачей

Редактор Т. П. Го л о в ч е н к о

Техн. редактор М.И.Соколова

Компьютерная верстка Е.И.Виноградовой

Лицензия ЛР №020024 от 25.10.96 г.

Сдано в набор 25.12.2000.

Подписано к печати 10.01.2001 г.

Формат бОх/841/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Аrial». Печать офсетная.

Усл.печ.л.1,63. Уч.изд.л.1,5.

Тираж 1500 экз. Заказ 12. Издательство Нижегородской медицинской академии

603005, Н.Новгород, пл. Минина, 10/1.

Полиграфический участок НГМА.

603005, Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 1.

— 26-