Фамилия, имя ребенка __________________________ Группа № _______
Дата проведения обследования ________________________
Зрительное восприятие
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Возьми кубик такого же цвета»
|
|
|
«Возьми игрушку такого же цвета, как карточка» |
|
|
«Найди пирамидку названного цвета» |
|
|
«Какого цвета игрушка?»
|
|
|
«Покажи картинку, на которой нарисован красный (синий…) цветок»
|
|
|
«Какого цвета картинка?»
|
|
|
«Подбери к игрушке картинку» (3 карт: цветная, силуэтная, контурная)
|
|
|
«Найди такую же фигуру» |
|
|
«Положи фигуру рядом с предметом такой формы»
|
|
|
«Возьми большой (маленький) мяч»
|
|
|
«Покажи высокую (низкую) елочку»
|
|
|
«Покатай машинку по длинной (короткой (длинной) дорожке»
|
|
|
«Возьми для куклы широкую (узкую) ленту»
|
|
|
«Покажи куклу, которая больше (меньше)»,
|
|
|
«Покажи такой же по величине кубик»
|
|
|
«Положи кружки рядом красиво: от большого до маленькому»
|
|
|
«Назови игрушку, которая нарисована»
|
|
|
«Рассмотри картинку. Что на ней нарисовано?»,
|
|
|
«Найди на картинке …»
|
|
|
Осязание и мелкая и моторика
Диагностические задания
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Спрячь мизинец (указательный, средний, безымянный, большой) палец в кулачке другой руки» |
|
|
«Возьми игрушку»
|
|
|
«Нажми на кнопку средним (указательным, безымянным, большим пальцем, мизинцем»
|
|
|
Ориентировка в пространстве
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Покажи, где у тебя грудь, спина…ит.д.»
|
|
|
«Возьми кубик в правую (левую) руку»,
|
|
|
«Топни правой (левой) ногой»
|
|
|
«Найди свое место за столом, свою кровать в спальне, шкафчик в раздевалке и т.д.»
|
|
|
«Иди на звук погремушки» |
|
|
«Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя» |
|
|
«Иди вперед. На столе стоит кубик. Возьми его и принеси»
|
|
|
«Найди игрушку, которая стоит слева (справа) от тебя. Принеси ее»
|
|
|
«Расположи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»
|
|
|
«Поставь игрушки так же, как на столе»
|
|
|
«Поставь красный кубик на зеленый»
|
|
|
«Поставь игрушки, как на картинке» |
|
|
«Какая эта рука (нога)?»
|
|
|
«В какую сторону бы показываешь флажком?»
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Назови свое имя, фамилию»
|
|
|
«Как зовут твою маму, твоего папу?»
|
|
|
«Что это? Для чего нужен этот предмет? (или: «Что можно с ним делать?»
|
|
|
«Покажи, что делать с этим предметом»
|
|
|
«Что делает сейчас няня?»
|
|
|
«Посмотри за окно (или на прогулке). Какое сейчас время года?», «Как ты догадался?»
|
|
|
«Что сейчас – утро или вечер?»
|
|
|
«Посмотри, вот кукла, мишка, машина. Как о них можно сказать одним словом?»
|
|
|
«Посмотри, на столе лежит яблоко, груша, апельсин. Как о них можно сказать одним словом?»
|
|
|
«Рассмотри игрушку внимательно. С помощью чего ты все узнал об игрушке?»
|
|
|
«Слушай внимательно. Расскажи, что ты слышал. С помощью чего ты услышал музыку?»
|
|
|
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата проведения обследования _________________ Группа № _________
Зрительное восприятие
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Положи рядом такую же по цвету игрушку»
|
|
|
«Найди среди игрушек мяч красного (синего …) цвета»
|
|
|
«Какого цвета пирамидка?»
|
|
|
«Найди одинаковые картинки»
|
|
|
«Назови цвет предмета на картинке»
|
|
|
«Подбери к игрушке ее цветное (силуэтное, контурное) изображение»
|
|
|
«Покажи фигуру, которую назову» |
|
|
«Назови фигуры»
|
|
|
«Найди игрушку, похожую на квадрат, прямоугольник …»
|
|
|
«Из каких фигур состоит изображение?»
|
|
|
«Найди пару: предмет- фигура» |
|
|
«Покажи самую длинную (короткую) ленту» |
|
|
«Покажи самую широкую (узкую полоску)»
|
|
|
«Выбери самый толстый (тонкий) карандаш»
|
|
|
«Покажи самую высокую (низкую) елочку»
|
|
|
«Какой величины предмет?»
|
|
|
«Положи треугольники от самого большого до самого маленького»
|
|
|
«Положи цветочки от самого маленького до самого большого»
|
|
|
«Кто нарисован на картинке? Кто ближе, кто дальше?» «
|
|
|
Осязание и мелкая моторика
Диагностические задания
|
Особенности выполнения ребенком задания |
Уровень выполнения |
«Одень куклу на прогулку»
|
|
|
«Открой коробочку»
|
|
|
«Собери двумя пальцами (большим и указательным) счетные палочки в коробочку»
|
|
|
«Закрой коробочку»
|
|
|
«Узнай игрушку»
|
|
|
«Узнай предмет»
|
|
|
«Узнай фигуру»
|
|
|
«Выбери среди игрушек самую маленькую (большую), длинную (короткую) и т.д.» |
|
|
Ориентировка в пространстве
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
|||
«Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги)», справа и слева (руки)
|
|
|
|||
«Покажи переднюю (заднюю), верхнюю (нижнюю), правую (левую) сторону игрушки»
|
|
|
|||
«Покажи переднюю (заднюю), правую (левую) стороны шкафа»
|
|
|
|||
«Помоги игрушкам найти свое место»
|
|
|
|||
«Покажи, как дойти до музыкального зала»
|
|
|
|||
«Узнай с закрытыми глазами, где ты находишься» (игровой уголок, спальня, раздевалка, туалетная комната)
|
|
|
|||
«Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)»
|
|
|
|||
«Какой предмет стоит справа (слева) от тебя?»
|
|
|
|||
«Иди до названного предмета»
|
|
|
|||
«Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа»
|
|
|
|||
«Помоги кукле расставить мебель. Поставь диван справа, стол посередине и т.д.»
|
|
|
|||
«Поставь игрушку в шкаф (как отмечено на схеме шкафа)»
|
|
|
|||
«Какая эта рука (нога)?»,
|
|
|
|||
«Где у тебя расположена грудь (спина)?»
|
|
|
|||
«Расскажи кукле, где стоит мебель»
|
|
|
|||
«В какую сторону едет машина?»
|
|
|
|||
«В какую сторону ты бросаешь мяч?»
|
|
|
|||
«Расскажи кукле, как расставлена мебель»
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровни выполнения |
«Назови свое имя, фамилию»
|
|
|
«Как зовут твою маму, твоего папу?»
|
|
|
«Ты знаешь свой адрес? Назови его»
|
|
|
«Найди предметы мебели. Расскажи, зачем нужен стул, стол, шкаф и т.д.»
|
|
|
«Расскажи о своей одежде. Зачем нужна одежда?»
|
|
|
«Расскажи, что делает в детском саду воспитатель (няня, медсестра, повар)»
|
|
|
«Расскажи, что делают дети в группе?»
|
|
|
«Что делают в кабинете врача?» |
|
|
«Какое время года на картинке? Как ты догадался?»
|
|
|
«Выбери игрушки (посуду, одежду, обувь, мебель, овощи, фрукты) »
|
|
|
«Рассмотри игрушки внимательно. Чем они похожи? Чем отличаются?»
|
|
|
«Что помогло тебе это узнать?»
|
|
|
«Узнай игрушку на ощупь. С помощью чего ты узнал игрушку?»
|
|
|
«Поздоровайся с игрушками»
|
|
|
«Попроси о помощи» |
|
|
«Поблагодари за помощь»,
|
|
|
«Предложи свою помощь»
|
|
|
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 5-ти – 6-ти лет (старшая группа)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата проведения обследования ________________ Группа № _________
Зрительное восприятие
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровни выполнения |
«Подбери по цвету и оттенкам» |
|
|
«Назови цвета окружающих предметов и т.д.» |
|
|
«Найди в кабинете (группе) по 2 предмета такого же цвета, как и карточка» |
|
|
«Какого цвета животное?» (на картинке) |
|
|
«Назови цвет (овощи, фрукты, цветы)» |
|
|
«Предметы и их изображения» |
|
|
«Предмет и его контур, силуэт» |
|
|
«Покажи и назови фигуры, у которых есть углы» |
|
|
«Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры» |
|
|
«Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная фигура» |
|
|
«Подбери для каждого предмета свой домик» |
|
|
«Назови величину предмета» |
|
|
«Сравни предметы по величине» |
|
|
«Разложи предметы по величине» |
|
|
«Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры» |
|
|
«Найди предметы такой же величины, как предъявленный» |
|
|
«Рассмотри картинку. Что нарисовано ближе к тебе? Что дальше от тебя? Какие предметы спрятались за другими?» |
|
|
Осязание и мелкая моторика
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровень выполнения |
«Помоги своему другу надеть и застегнуть рубашку. Объясни, как ты это сделал» |
|
|
«Узнай игрушку. Назови все части и детали игрушки» |
|
|
«Найди названную фигуру» |
|
|
«Найди названную игрушку среди других» |
|
|
«Найди предмет с такой же поверхностью, как эта» |
|
|
«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые…и т.д.) предметы» |
|
|
«Расскажи, как руки помогают тебе в играх, на занятиях, в домашних делах» |
|
|
Ориентировка в пространстве
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения заданий |
Уровень выполнения
|
«Назови части своего тела. Расскажи, как они расположены» |
|
|
«Покажи кукле и назови, что у нее вверху (внизу), справа (слева) …»
|
|
|
«Покажи стороны игрушки: правую и левую, переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю»
|
|
|
«Покажи стороны шкафа: правую и левую …» |
|
|
«Покажи мне, как пройди до кухни, до кабинета врача логопеда…и т.д.»
|
|
|
«Иди по указанным ориентирам» |
|
|
«Покажи рукой в сторону звучащего предмета» |
|
|
«Найди на участке, что находится справа (слева), впереди, сзади) от тебя»
|
|
|
« Найди предмет в названном направлении»
|
|
|
«Иди вперед. Поверни направо (налево)»
|
|
|
«Сравни и опиши расположение игрушек на столе»
|
|
|
«Модель кабинета»
|
|
|
«Пройди путь по схеме»
|
|
|
«Найди предметы по плану»
|
|
|
«Расскажи, как расположены части твоего тела»
|
|
|
«Назови направления «от себя» |
|
|
«С какой стороны от тебя расположены игрушки?»
|
|
|
«Расскажи, как идти от кабинета тифлопедагога до группы»
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка
Диагностические задания и вопросы
|
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровни выполнения |
«Назови свое имя, отчество, фамилию». |
|
|
«Назови имена и отчества своих родителей», |
|
|
«Назови свой адрес, телефон», |
|
|
«Расскажи о своей семье». |
|
|
«Выбери предметы, необходимые в домашнем труде», «Объясни их назначение» |
|
|
«Люди каких профессий нарисованы?», |
|
|
«Расскажи, что делает повар (врач, дворник, шофер…и т.д.?», |
|
|
«Выбери картинки, на которых профессии твоих родителей, бабушки, дедушки» |
|
|
«Выбери нужную картинку: 1.Тебе нужна помощь врача; 2.Ты хочешь купить продукты;3Тебе нужно постричься …и т.д.» |
|
|
«Назови домашних, диких животных» (по картинкам).Объясни, почему они так называются», |
|
|
«Назови времена года» (по картинкам), |
|
|
«Когда это бывает?», |
|
|
«Распредели предметы на группы. Назови каждую группу одним словом» |
|
|
«Расскажи все о предмете». «Какие органы чувств помогли тебе узнать о нем?» |
|
|
«Рассмотри картинку. О чем она рассказывает?», «Как ты думаешь, правильно поступает герой этого сюжета?» |
|
|
«Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?».
|
|
|
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 6-ти – 7-ти лет (подготовительная группа)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата проведения обследования _________________ Группа № ____________
Зрительное восприятие
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком заданий |
Уровни выполнения |
«Назови цвета радуги», |
|
|
«Какого цвета предметы, игрушки, картинки?» |
|
|
«Подбери карточки по оттенкам цветов» |
|
|
«Найди в группе по 2 предмета такого цвета, как и карточка» |
|
|
«Предметы и их изображения» |
|
|
«Предмет и его контур, силуэт» |
|
|
«Покажи и назови фигуры, у которых есть углы» |
|
|
«Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры» |
|
|
«Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная фигура» |
|
|
«Найди предметы названной формы» |
|
|
«Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры» |
|
|
«Найди в кабинете по 2 предмета одинаковой величины. Назови величину предметов» |
|
|
«Сравни окружающие предметы по величине» |
|
|
«Поставь елочки по высоте» |
|
|
«От самого маленького до самого большого» |
|
|
«Назови все предметы, которые видишь на картине (растения, животных и т.д.)» |
|
|
«Покажи, предметы, которые ближе к тебе, какие дальше»
|
|
|
«Найди предметы, которые спрятались за другими» |
|
|
Осязание и мелкая моторика
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком задания |
Уровни выполнения |
«Обследуй игрушку по плану» |
|
|
«Узнай предметы»
|
|
|
«Найди среди игрушек куклу машину, мячик»
|
|
|
«Найди среди фигур названную» «Выбери плоскостные фигуры. Назови их», «Выбери объемные фигуры. Назови их»
«Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»
«Найди на столе предмет, который я назову»
«Узнай предметы»
«Найди среди игрушек куклу машину, мячик» «Расположи фигуры как я скажу», «Расскажи, как расположены фигуры»
«В каком направлении плывут рыбки в аквариуме?»
«Продень нитку в иголку»
«Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку» (см. Коррекционную программу по развитию осязания и мелкой моторики).
«Найди игрушку, которую назову. Объясни, как ты узнал ее»
|
|
|
«Выбери плоскостные фигуры. Назови их», |
|
|
«Выбери объемные фигуры. Назови их» |
|
|
«Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания» |
|
|
«Найди на столе предмет, который я назову» |
|
|
|
|
|
«Расположи фигуры как я скажу» |
|
|
«Расскажи, как расположены фигуры» |
|
|
«Продень нитку в иголку» |
|
|
«Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку» |
|
|
«Найди игрушку, которую назову. Объясни, как ты узнал ее» |
|
|
Ориентировка в пространстве
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком задания |
Уровни выполнения |
«Покажи правую и левую руки (ноги) у стоящего напротив тебя ребенка» |
|
|
«Покажи и назови стороны шкафа, стула, письменного стола» |
|
|
«Путешествие по детскому саду» (ребенок находит заданные объекты) |
|
|
«Путешествие по участку группы и территории детского сада» |
|
|
«Узнай, где ты находишься, по звукам (запахам, температурным ощущениям, с помощью осязания)» |
|
|
«Расставь предметы, как я скажу» |
|
|
«Найди игрушку, которая слева (справа) от шкафа» |
|
|
«Иди до стола. Поверни направо. Иди до окна…и т.д.» |
|
|
«Срисуй геометрические фигуры с образца» |
|
|
«Сравни свой рисунок с образцом и опиши расположение фигур» |
|
|
«Создай по памяти модель своей группы» |
|
|
«Создай по памяти модель участка своей группы» |
|
|
«Составь план кукольной комнаты» |
|
|
«Покажи, где на плане передняя, задняя, левая и правая стены, где расположено окно, дверь, кукольная мебель» |
|
|
«Нарисуй схему пути до своей группы» |
|
|
«Расскажи, как расположены предметы» |
|
|
«С какой стороны от тебя названый предмет?»
|
|
|
«Путешествие по детскому саду» (ребенок описывает свой путь, обозначая направления пространства и расположение встречающихся ориентиров»
ориентиров» |
|
|
Социально-бытовая ориентировка
Диагностические задания и вопросы |
Особенности выполнения ребенком задания |
Уровни выполнения |
«Назови свое имя, отчество, фамилию» |
|
|
«Назови свой адрес, телефон» |
|
|
«Расскажи о своей семье» |
|
|
«Расскажи о своем друге» |
|
|
«Для чего нужны эти предметы?» |
|
|
«Кто кем работает?» |
|
|
«Что делает человек этой профессии?» |
|
|
«Какие предметы нужны человеку этой профессии?» |
|
|
«Выбери нужную картинку: 1.Тебе нужно купить лекарства. 2.Тебе нужна помощь врача. 3.Ты хочешь купить продукты. 4.Тебе нужно купить мебель.5.Тебе нужно постричься.6.Твоя мама хочет сшить себе платье …и т.д.» |
|
|
«Найди домашних, диких животных, зимующих и перелетных птиц», |
|
|
«Объясни, почему они так называются», |
|
|
«Назови предметы общим словом» |
|
|
«Найди основные признаки каждого времени времена года», |
|
|
«Составь рассказ по картине» |
|
|
«Назови свои органы чувств», «Расскажи, что мы может узнать об окружающем мире с помощью зрения, слуха…и т.д.?» |
|
|
Тифлопедагог: «Я буду рассказывать тебе о разных ситуациях, а ты должен сказать, как поступишь: 1.Твой друг заболел. .Ты не справляешься с каким-то делом. 3.Вы с мамой идете домой. 4.У мамы тяжелые сумки.5.У бабушки день рождения … и т.д. |
|
|
36