Паспорт программы
Наименование программы | «Малышок» |
Цель программы | Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. |
Задачи программы | 1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. 2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. 3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния. 4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
Важнейшие целевые показатели программы | У детей сформируется мотивация, эмоциональная готовность к поступлению в детский сад, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. |
Исполнители программы | Педагог-психолог, педагогический состав |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада. 2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. 3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ |
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа предусматривает организацию работы с детьми 1,5-3 лет в количестве 20 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю со второй половины июня по сентябрь включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).
Длительность каждого занятия 25-30 минут.
В программе выделяются два раздела:
1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.
2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Цель программы– оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
Оздоровительные:
· Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,
используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
· вызвать у детей радость от общения с окружающими;
· побуждать детей к самостоятельной деятельности;
· формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
· формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
· расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
· обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
Воспитательные:
· Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
· Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
· Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
· Обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
· Развивать любознательность;
· Обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.
Для родителей:
· оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
· формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
· способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная деятельность (художественно — изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Примерная схема организации образовательной деятельности:
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети легко прошли адаптационный период.
Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1.Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Подведение итоговых результатов освоения программы:
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Этапы работы по программе:
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
I этап: подготовительный | |||
Июнь | 1) первичная диагностика с целью определения сильных и слабых сторон развития ребенка, факторов дезадаптации, адаптационных возможностей; 2) определение прогноза течения адаптации; 3) участие совместно с администрацией ДОУ в составлении подвижного графика поступления детей в группу; 4) разработка мер психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации на основе выявленных индивидуальных особенностей; 5) разработка карты индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период; 7) составление психологического заключения по итогам первого этапа. | 1) психологическое просвещение: — выступление на родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»; — создание информационной папки «Адаптация к ДОУ: советы психолога»; — создание памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду»; 2) анкетирование с целью составления психологического портрета ребенка, выявления факторов риска дезадаптации; — индивидуальная консультация детско-родительской пары. | 1) психологическое просвещение: — консультация для воспитателей «Степень адаптации детей к условиям детского сада»); — работа с новинками литературы; — информационный обмен. 2) консультирование по результатам первичной диагностики с целью индивидуализации педагогом работы с детьми, совместная разработка мер психолого-педагогической поддержки детей «группы риска дезадаптации»; 3) помощь педагогам в организации образовательного пространства с учетом адаптационного процесса. 4)организация и проведение семинаров-практикумов по плану. |
II этап: основной | |||
Июль-август | 1) систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса; 2) осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса: заполнение листов адаптации; 3) конкретизация группы адаптации ребенка; 4) корректировка мер психолого-педагогического сопровождения; 5) разнообразная индивидуальная совместная деятельность с детьми «группы риска» с целью торможения негативных эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам; 6) реализация системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах. | 1) индивидуальное консультирование по запросу или инициативе психолога; 2) подготовка рекомендаций, предложений, пожеланий; 3) психологическое просвещение (выступления на родительских собраниях в группах, стендовая информация в уголках групп, на интернет-сайте ДОУ, подбор и распространение специальной психолого-педагогической литературы, работа клуба).
|
1) консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса; 2) совместная оценка ситуации; 3) помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям; 4) рефлексия собственной деятельности, контроль за выполнением рекомендаций, прогноз результатов. 5)организация и проведение семинаров по вопросам адаптации, организации деятельности в период адаптации, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (по плану) |
III этап: заключительный | |||
Сентябрь-октябрь | 1) наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения; 2) анализ течения процесса адаптации детей ДОУ (данные «Листов адаптации») с целью принятия решения о завершении адаптационного процесса; 3) анализ причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных детей; 4) разработка мер индивидуальной помощи дезадаптированным детям. | 1) индивидуальные консультации для родителей детей с признаками дезадаптации к ДОУ. | 1) составление аналитической справки по результатам адаптационного процесса; 2) участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума с целью: а) системного анализа причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников; б) координации действий специалистов по оказанию мер психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям; в) коллективной разработки программ психолого-педагогического сопровождения дезадаптированных детей; г) анализа выявленных психолого-педагогических затруднений в деятельности педагогов и определения путей их преодоления. |
Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.
Ой этап. Текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:
— беспричинный плач;
— двигательное возбуждение;
— отсутствие самостоятельной активности;
— навязчивые движения или действия;
— вредные привычки;
— нарушения тактильных контактов со взрослым.
По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – редко; 1 балл – иногда; 0 баллов – никогда.
На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации:
36-25 баллов – высокий;
25-14 баллов – средний;
13-4 балла – низкий;
3-0 балла – процесс адаптации завершается благополучно.
При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.
Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.
Й этап. Итоговая диагностика
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.
Метод: наблюдение
Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.
Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций).
Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).
Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
· снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
· развитие навыков взаимодействия друг с другом;
· развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
· развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
· развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Примерное перспективное планирование занятий
По профилактике дезадаптации детей 1,5-3-4 лет
№ | Тема занятия | Цель занятия | Материалы |
«Божья коровка» | — создание положительного эмоционального настроя в группе; — развитие умения действовать соответственно правилам игры; — развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; — развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); — развитие внимания, речи и воображения. | игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п. | |
«Летний дождь» | — создание атмосферы эмоциональной безопасности; — снятие эмоционального и мышечного напряжения; — снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; — развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; — развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; — развитие речи, воображения, творческих способностей. | большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки. | |
«Мячик» | — сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; — повышение эмоционального тонуса; — развитие чувства ритма, координации движений; — развитие ориентации в пространстве; — обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; — развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине) | |
«Прогулка в лес» | — сплочение группы, развитие эмпатии; — развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; — снижение излишней двигательной активности; — обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; — развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; — развитие общей моторики; — развитие памяти, речи и воображения. | картина или фотография «Лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь. | |
«Веселый Зайчонок» | — развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; — закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик); — закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); — развитие общей и мелкой моторики; — развитие восприятия, речи и воображения. | игрушка (зайчик) игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка) | |
«Мячики» | -развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); — снятие эмоционального и мышечного напряжения; — развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; — развитие ориентации в собственном теле; — развитие общей и мелкой моторики; — развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии | |
«Зайка» | — создание положительного эмоционального настроя в группе; — развитие умения подражать движениям взрослого; — развитие координации движений, общей и мелкой моторики; — развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; — снижение излишней двигательной активности, импульсивности; — развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. | мягкие игрушки: заяц и лиса; кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей | |
«Мыльные пузыри» | — создание положительного эмоционального настроя в группе; — развитие умения подражать движениям взрослого; — развитие координации движений, общей и мелкой моторики; — развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; — снижение излишней двигательной активности, импульсивности; — развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. | набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;) | |
«Мишка» | — сплочение группы, развитие эмпатии; — снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; — развитие умения согласовывать свои действия других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; — развитие координации движений, общей и мелкой моторики; — развитие внимания, речи и воображения. | игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц | |
«Непослушные мышата» | — преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; — формирование положительной самооценки; — развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; — развитие слухового внимания, быстроты реакции; — развитие общей и мелкой моторики; — развитие чувства юмора, речи и воображения. | игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки | |
«Колобок» | — сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; — снятие страхов перед сказочными героями; — развитие общей и мелкой моторики, координации движений; — развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); — развитие пространственных представлений; — развитие внимания, речи и воображения. | куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине) | |
«Котята» | — формирование положительной самооценки; — развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; — снятие мышечного напряжения; — развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); — развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; — развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; — развитие пространственных представлений; — развитие внимания, речи и воображения. | магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цвета |
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
— переключение;
— игры с песком, водой;
— игры с бытовыми предметами;
— пальчиковые игры;
— спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
— игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).