Череповецкий государственный

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

для специальности 030301

Учебно – методическое пособие

ЧЕРЕПОВЕЦ

2001

Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № от 15.10.02 г.

Одобрено редакционно – издательской комиссией Института педагогики и психологии, протокол № от 23. 10. 02г.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: кандидат психологических наук, доцент В.В. Хромов,

кандидат педагогических наук, доцент О.М. Шилова.

СОСТАВИТЕЛЬ:

кандидат психологических наук, доцент О.А. Апуневич.

университет, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации составлены на основе типовой программы, составленной Р.С. Немовым «Основы психологического консультирования», которая соответствует требованиям Государственного стандарта по высшему образованию Российской Федерации и предназначенной для студентов, изучающих психолого – педагогические дисциплины, в частности, для специальности 020414. По каждой теме дается перечень понятий, вопросы для обсуждения на семинаре, указывается основная литература для самостоятельной теоретической подготовки студентов. К каждому занятию разработаны практические задания на закрепление изучаемого материала.

5 стр., 2468 слов

2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...

... К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека ... придерживались психологи на определенных стадиях развития науки. В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из ...

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Психологическое консультирование как одно из направлений прикладной психологии.

Основные понятия:

Психотерапия, психологическая коррекция, психологическая профилактика, консультант, психотерапевт, клиент, супервизор, психологическая помощь, психологическая норма, психологическая информация, заказ на работу, задачи консультирования, принципы психологического консультирования, показатели эффективности консультирования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическая терапия, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психологическое консультирование – общее и различное в данных направлениях работы практического психолога.
  2. Задачи и цели психологического консультирования.
  3. Принципы психологического консультирования.
  4. Основные виды консультирования.
  5. Оценка результатов психологического консультирования.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.
  2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теоретический опыт. – М., 2001.
  3. Алёшина Ю.Е. Индивид и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.
  4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.
  5. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования. // Вопросы психологии, №5, 1993.
  6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
  7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – С.- Пб., 2001.
  8. Психологическая помощь и консультирование /под ред. М.К.Тутушкиной. – С-Пб, 2001.
  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
  10. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. – С.-Пб., 2001.
  11. Хазанова М.А. Феномен неприятия в психологическом консультировании. //Вопросы психологии, №2, 1993.

Практическое задание:

  1. Подготовьте для работы на семинаре конспекты источников № 5 и № 11 из списка литературы.
  2. Подумайте и определите, каким из видов психологического консультирования Вам хотелось бы заниматься больше всего. Обоснуйте чем вызвано такое Ваше желание?
  3. Проанализируйте следующие определения психологического консультирования, с точки зрения их полноты и достаточности:
  • консультирование помогает клиенту обучаться новому поведению;
  • консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
  • консультирование способствует развитию личности;
  • в консультировании акцентируется ответственность клиента в принятии самостоятельных решений.
  1. Определите по высказыванию задачу взаимодействия с психологом. Докажите свое решение.
  • «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в семье поправить»
  • «Он очень боится один оставаться дома. Мы его уже убеждали, что ничего страшного нет, но он как будь-то не понимает этого»
  • «Я часто думала, что близкие люди могут помочь в трудную минуту, но ошибалась»
  • «Все у нас есть, а вот радости, счастья – нет…»
  • «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала»
  • «Хотелось бы побольше узнать о себе»
  • «Думаю, что ревность – это болезнь. Может быть, вы ее лечите?»
  • «Жили как все люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена»
  • «Я же все для него делаю, он у нас в семье лидер. Разве это неправильно?»
  • «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда!»
  1. Выделите в высказываниях людей, обратившихся за помощью к психологу, те, в которых передача ответственности за разрешение ситуации передается непосредственно психологу – консультанту:
  • «Мне так много хорошего о Вас говорят, что Вы всем помогаете…»
  • «Я буду платить столько, сколько Вы скажете, только помогите…»
  • «Это последняя наша надежда…»
  • «Мы уже были у психолога, но что – то ничем там нам не помогли»
  • «С ней никто не может справиться, никто, понимаете…»
  • «Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит»
  • «Нас же никто не учил психологии, никто и никогда…»
  1. Определите, какие границы собственной ответственности задает психолог, и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью:
  • «Спасибо, но скорее всего это преувеличение»
  • «Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь»
  • «К счастью, я не единственный специалист в этой области знания»
  • «У психологов, как и у врачей, есть своя специализация, возможно, вы не встретили своего специалиста»
  • «Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже»
  • «Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были»
  1. Проанализируйте, какое высказывание принадлежит квалифицированному, а какое неквалифицированному психологу. Для ответа используйте понятие о профессии психолога – консультанта:
  • «У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает»
  • «Я обязательно помогу вам изменить себя»
  • «Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами»
  • «Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти»
  • «Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит»
  • «Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт»
  • «Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение»
  • «Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны»
  • «Думаю, что с этой задачей эффективней справиться мой коллега»
  • «Вы уже разочарованы? Чем?»

8. Перечислите критерии оценки эффективности работы консультанта и причины недостаточной результативности психологического консультирования. Определите пути устранения всех этих причин. Для работы используйте источник № 6, тема 14.

20 стр., 9755 слов

Краткая характеристика основных направлений психологии психоанализ, ...

... психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа ... Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ». Основные идеи психоанализа Бессознательное — особые психические силы, лежащие за ... в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического ...

6 стр., 2561 слов

3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы

... собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни. Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не ... негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья. По А. ...

Занятие № 2 Тема: Организация работы психологической консультации. Профессиональные требования к психологу-консультанту и его работе

Основные понятия:

Внутренний и внешний режим работы, временная и пространственная организация, виды психологического консультирования, условия результативного психологического консультирования, открытость, эмпатия, безоценочное отношение, аутентичность, синдром сгорания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общие вопросы организации работы психологической консультации.
  2. Современная и пространственная организация консультативного интервью.
  3. Роль и место консультанта в консультировании. Модель эффективного консультанта.
  4. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

  1. Алёшина Ю.Е. Индивид и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.
  2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.
  3. Дьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – С.-Пб., 2001.
  4. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.
  5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.
  6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
  7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – С.- Пб., 2001.
  8. Психологическая помощь и консультирование /под ред. М.К.Тутушкиной. – С-Пб, 2001.
  9. Практическая психология для менеджеров /под ред. М.К.Тутушкиной. – М., 1996.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.

Практическое задание:

1. Создание и защита проектов консультационной службы (центра) в микрогруппах. При разработке проектов необходимо:

16 стр., 7550 слов

Основные психологические формы поведения личности в конфликте

... В работе «Психология конфликта» доктор психологических наук Н.В. Гришина ссылается на ведущих конфликтологов России А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова. Они дают точные, обоснованные понятия трёх основных видов ... образом. Мало, кто заинтересован в конфликте самом по себе. Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, ...

а) определить профиль работы, название, фирменный знак (эмблему) консультационного центра;

б) обозначить внешний и внутренний режим работы сотрудников;

в) обосновать необходимость выбранного вами штата сотрудников;

г) прописать должностные обязанности и требования к профессиональным качествам каждого работника;

д) обозначить направления работы и виды психологической консультационной помощи, оказываемой в центре;

е) определить и описать контингент людей, которые могут обращаться в центр за психологической помощью и возможные виды запросов на работу;

ж)разработать проект-схему пространственной организации консультационного центра и отдельного помещения для работы психолога-консультанта;

з) подготовиться к защите проекта на занятии.

Вся проделанная работа должна быть наглядно оформлена и представлена в отдельной папке.

2. Познание и понимание себя означает становление себя как эффективного консультанта. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  • почему я выбрал (не выбрал) профессию консультанта?
  • какими потребностями обусловлен мой выбор?
  • какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профессии?
  • как будут сочетаться мои потребности с потребностями клиентов?
  • какие есть у меня проблемы и как я их решаю?
  • какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?
  • каковы мои ценности и как они могут сказываются на стиле консультирования?
  • как я использую свою силу?
  • каким людям я больше нравлюсь и кто нравиться мне?
  • кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?
  • какое впечатление я произвожу на других людей?

Занятие № 3 Тема: Теоретические основы психологического консультирования в традициях психоанализа

Основные понятия:

Бессознательное, предсознание, сознание, структура личности: Эго, Супер-Эго, Ид, психологические защиты, продуцирование материала, ассоциативные ряды, реакция переноса, контрперенос, сопротивление, анализ материала клиента, конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка, анализ сновидений, ошибочные действия, рабочий альянс.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция бессознательного З.Фрейда – основная база практики психоанализа.

2. Этап продуцирования материала, его основные составляющие и понятия.

14 стр., 6541 слов

Беседа как основной метод консультирования

... целью получения сведений от последнего. В психологическом консультировании беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, ... с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. 1.2 Этапы беседы в психологическом консультировании беседа психологический консультирование вопрос Консультативную беседу можно сравнить с ...

3. Психологический смысл этапа анализа материала, его основные составляющие и техники.

4. «Рабочий альянс» — основные требования к клиенту и консультанту, работающему в режиме психоанализа.

Литература:

1. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – С.- Пб., 2001.

2. Романов И.Ю. Психоанализ: Культурная практика и терепевтический смысл. – М., 1994.

3. Ролло Мей Искусство психологического консультирования. – М., 1999.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

  1. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – Минск, 1990.
  2. Фрейд З. Я и оно. В 2-х томах. – Тбилиси, 1991.
  3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.
  4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.
  5. Шерток Л., Де Соссюр Р. Рождение аналитика. – М., 1991.

Практическое задание:

1. Составьте перечень терминов и понятий, используемых в психоаналитической практике. Раскрывать их смысл не нужно, важен количественный результат.

2. Опираясь на концепцию Карен Хорни, составьте психологический портрет невротической личности, выделив ее основные, характерные особенности. Для выполнения задания используйте первоисточник № 8, гл. 4-14.

3. Проанализируйте «Случай Бронсона», первоисточник № 3, стр. 80-87. Выпишите все положения, которые вы обнаружите в данном эпизоде, относящиеся к психоаналитической концепции консультирования. Дайте им соответствующие комментарии.

4. Напишите «письмо» от психолога – консультанта, работающего в режиме психоанализа, выбрав одного из возможных адресатов из следующего списка:

  • любительнице чистоты (38 лет), которую раздражает любой непорядок;
  • подростку (15 лет), который ненавидит всех людей;
  • маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком;
  • папе девочки (7лет), который не живет совместно с семьей;
  • девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она не красивая.

В послании необходимо отметить, каковы с точки зрения психоанализа, возможные причины появления и следствия, тех или иных психологических особенностей, которые имеет читатель вашего письма.

5. Проведите своего рода самоанализ, ответив на следующие вопросы:

  • какие влияния внесли основной вклад в формирование вашего Супер-Эго? С помощью каких моральных руководящих принципов ваше Супер-Эго ограничивает ваше реалистическое стремление к удовольствию?
  • насколько адекватно ваше Эго контактирует с вашими инстинктивными импульсами; с внешним миром; с вашим Супер-Эго?
  • насколько вами осознается, что ваше Эго использует защитные механизмы, какие это механизмы?
  • применимы ли, по вашему мнению, идеи З. Фрейда относительно интерпретации сновидений к вашим собственным сновидениям?

6. Поразмышляйте насколько работы и идеи З. Фрейда помогают понять собственно жизнь клиента? Как практика психоанализа повлияла на традиционную практику консультирования?

10 стр., 4552 слов

Профессиональное консультирование в работе психолога

... клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью психодиагностических методик применяемых в психологическом консультирование ... с точки зрения измеряемых ими характеристик. Можно выделить пять основных категорий тестов: интеллектуальные, способностей, психомоторные, личностные и интересов, ...

Занятие № 4 Тема: Особенности консультационной работы в режиме трансактного анализа

Основные понятия:

Структурный анализ: «Родитель», «Взрослый», «Дитя», виды транзакций, психологические игры, сценарий выигрывающего и проигрывающего, формула сценария, психологические позиции, родительские предписания, психологические купоны, излюбленные чувства, «трансактный рекет».

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные теоретические положения трансактного анализа.

  2. Специфика консультативного анализа жизненных сценариев и ролей.
  3. Возможности использования техник трансактного анализа в традиционной модели консультативной работы.

Литература:

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – С-Пб, 1992
  2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – С-Пб, 1993
  3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать – М., 1993
  4. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. – М., 1993
  5. Грэхэм Д. Счастливый невротик или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. – М., 1993
  6. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — С.-Пб., 1994
  7. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. – М., 1993
  8. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – С.- Пб., 2001.
  9. Томас А., Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший – М., 1993

Практическое задание:

  1. Определите в общении отца, матери и сына «Кто есть кто?» Чья роль Жертвы, Спасителя, Преследователя.

Сын: «Ты же знаешь, что я ненавижу голубое. Так ты купила мне именно голубые шорты. Носи это сама!»

Мать: «По-твоему, что бы я ни делала, все будет не так. Всё, я с ним больше не могу»

Отец: «Не смей кричать на мать, мальчишка. Отправляйся в свою комнату и делай уроки. Успокойся, дорогая!»

  1. Определите вид невротической игры:

Дина: «Я такая глупая и некрасивая – никто на меня не смотрит»

Подруга: «Почему бы тебе ни сходить в парикмахерскую и не сделать эффектную прическу?»

Дина: «Да, но это дорого!»

Подруга: « Хорошо, тогда, пойди и купи какой-нибудь журнал, где написано, как можно сделать самой»

Дина: «Я уже пробовала. У меня очень мягкие волосы, никакая прическа долго не держится. Если собрать их в узел, то я, по крайней мере, не выгляжу растрепой »

Подруга: « А как насчет косметики? Ты от неё могла бы только выиграть»

11 стр., 5151 слов

Лысенко Индивид.консультирование

... ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; /i/i Основные направления консультирования в педагогической практике... в детерминистический характер; в подход неэффективен ... картине мира» клиента; формирует равноправные отношения с клиентом; ». моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента; • обсуждает с ним предположения; • назначает домашнюю работу, поощряет, подбадривает, ...

Дина: «Да, но у меня на неё аллергия. На коже появляется сыпь»

Подруга: «Может сходить посоветоваться с дерматологом? Сейчас ведь выпускают косметику без аллергенов»

Дина: «Да, но я же знаю, что он скажет. Он скажет, что я неправильно питаюсь, не хватает витаминов.

3. Прочитайте следующие высказывания. Разделите их на три видовые группы. Обоснуйте правильность такого деления.

а) — Автобуса, похоже, долго не было

— Что ни говори, а сервис нынче уже не тот, что был раньше.

б) – Что вы от него хотите, он же наркоман?

— Ну, тогда с ним всё ясно!

в) – Этим фломастером можно писать по стеклу.

— Он намного дороже обычных.

г) – Будьте добры, передайте масло.

— Вот, пожалуйста.

е) — Её долг – это дом и дети.

— Очевидно, у неё нет чувства долга.

4. Изобразите схемой следующие перекрестные ходы:

а) Больной: « Я хотел бы работать, как вы, в больнице».

Медсестра: «Вы и со своими то проблемами не можете справиться».

б) Мать: «Иди, приберись в комнате!»

Дочь: «Ты мною не командуй! Не ты тут главная!»

в) Сын: «Сегодня ночью я должен подготовиться к завтрашнему экзамену».

Отец: «Почему ты всегда всё откладываешь на самый последний момент?»

г) Дочь: «Грязные руки надо вымыть».

Мать: «Пойди и умойся».

д) Сын: «Я ненавижу суп, я не хочу его есть».

Мать: «Тогда я ухожу, готовь в следующий раз сам».

5. Опишите одну реальную, жизненную ситуацию, которая может развиваться на фоне одной из невротических игр (по вашему выбору).

а) «Моё — лучше, чем твоё»

б) «Подумать только, какой ужас!»

в) «Если бы не ты, я бы мог!»

г) «А ну-ка, подеритесь!»

6. Предположим, вы имеете 100 единиц энергии, которые вы можете распределить между Критическим Родителем, Заботящимся Родителем, Взрослым, Свободным Ребенком, Адаптированным Ребенком. Принимая во внимание то, как вы обычно чувствуете и ведете себя, нарисуйте эгограмму, распределив 100 единиц энергии среди пяти Эго-состояний.

7. Соберите «коллекцию» реплик-предписаний, лежащих в основе жизненных сценариев.

Занятие № 5 Тема: Особенности консультационной работы в русле нейролингвистического программирования

Основные понятия:

Высококонтекстуальная и низкоконтекстуальная информация, модальность, слова – предикаты, репрезентативная система, референтная система, ключи доступа, подстройка к будущему, внутренние стратегии поведения, конгруэнтность, мета – модель, метод «якоря», изменение личной истории клиента, рефрейминг, «нейтрализатор порога отношений».

Вопросы для обсуждения:

1.Основные этапы работы с клиентов в технике НЛП.

2. Основные методы работы в технике НЛП.

3. Возможности использования техник НЛП при традиционном консультировании.

Литература:

1. Бэндлер Н., Гриндер Р. Из лягушек в принцы. – М., 1987.

2. Бакиров А. С чего начинается НЛП? – М., 2002.

  1. Бэйли Р. НЛП – консультирование. – М., 2000.
  2. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. – С.-Пб., 2001.
  3. Гагин Т.В., Козакевич С.С. Модели НЛП в работе психолога. – М., 2002.
  4. Гордон Д. Терапевтическая метафора. – М., 1993.
  5. Дилс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. – С.-Пб., 2002.
  6. Кейд В., О Хэенлон У. Краткосрочная психотерапия. – С.-Пб., 2000.
  7. К.В.Сельченок. Технологии программирования судьбы. – М., 1999.
  8. Форелли Дж. Провокативная терапия. – М., 1990

Практическое задание:

1. Конспект любого источника по технологии НЛП.

2. Определите, в какой репрезентативной системе находится клиент по ключам доступа:

  • взгляд вверх вправо;
  • взгляд вниз влево;
  • взгляд вправо;
  • взгляд влево;
  • взгляд вверх влево.

3. По высказываниям клиента определите его ведущую модальность:

а) «Все его слова звучат до сих пор у меня в голове».

б) «Я была просто оглушена этим известием, не ожидала такого поворота событий».

в) «Знаете, все мои воспоминания детства яркие и светлые…»

г) «Отцовские руки всегда были теплыми, большими и чуть шероховатыми…»

д) «Как только он дотрагивается до меня, у меня мурашки по коже».

е) «До замужества он очень красиво за мной ухаживал!»

ж) «Разговора с ней не получалось, не чувствовалось что что-то изменится, и я не видел, что она захочет что-то менять».

4. Напишите ряд вопросов к тексту уточняющего характера для того, чтобы перевести информацию из высококонтекстуальной в низкоконтекстуальную.

а) «Все как было раньше не будет. У нас разные теперь жизненные принципы».

б) «У моего сына всегда всё не так, как у других детей, это сильно меня раздражает, а педагогов и подавно».

5. Придумайте и запишите жизненную ситуацию, соответствующую одной из двух стратегий: либо стратегию выбора поведения, либо стратегию выбора возможного будущего.

6. Запишите возможные варианты ответов консультанта клиенту в режиме работы «подстройка к будущему»:

а) Клиент (взгляд вверх вправо)

— У нас была очень красивая пара, это была феерическая любовь…

б) Клиент (взгляд вправо)

— До него трудно достучаться…

в) Клиент (вниз направо)

— Я устала первой предпринимать какие-то попытки, чтобы сгладить их разногласия с отцом.

7. Составьте терминологический словарь понятий, используемых в технике НЛП, раскрыв их суть.

Занятие № 6

Тема: Психологические основы гештальт-консультирования.

Основные понятия:

Фигура и фон, гештальт, граница контакта и контакт, борьба противоположностей, зоны осознания, осознание чувств, слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция, зрелость, расширение сознания, интеграция противоположностей, работа с мечтами, принятие ответственности на себя.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения гештальт-консультирования.

2. Основные методы работы в технике гештальта.

3. Возможности использования гештальт-технологий при традиционном консультировании.

Литература:

1. Бубер М. Я и ты. – М., 1995.

2. Гринуолд Д.А. Базовые принципы гештальттерапии. – М., 2001.

3. Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. – С.-Пб., 2002.

4. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – С.- Пб., 2001.

5. Перлз Л. Давать и брать: психологические заметки. – М., 2002.

6. Методы эффективной психокоррекции. Хрестоматия. /под ред. К.В. Сельченок. – Минск, 1999.

7. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. – М., 2001.

Практическое задание:

1. Дайте сравнительный анализ (сходство и различия) понимания невроза в психоанализе, транзактном анализе и гештальт-консультировании.

2. Оцените, как ваше отношение к окружающей среде связано с каждым из описанных Ф. Перлсом механизмов нарушения на границе контакта: с интроекцией; с проекцией; со слиянием; с ретрофлексией.

3. Раскройте смысл основных правил, которых следует придерживаться при работе в гештальт-группах:

а) принцип «Здесь и теперь»;

б) я и ты;

в) использование «языка ответственности»;

г) использование континуума осознания;

д) никаких сплетен;

е) замена вопросов утверждениями.

4. О каких техниках гештальт-терапии идет речь в приведенных ниже описаниях? Каковы их возможности использования и назначение?

— клиента просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, особенности голоса и эмоции, а также отдать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях;

— для того, что ускорить терапевтический процесс Ф.Перлс широко применял данную технику в устной, письменной или драматической форме, ключевым словом для данной техники является слова «вообразите», «представьте»;

— клиент может попеременно переходить от визуализации какого-либо события из прошлого к организмическому переживанию этого события «здесь и теперь»;

— основное значение придается попеременному переходу клиентов от одной части своего «Я» к другой или переходу от одного персонажа драмы к другому; такие переходы становятся возможными при смене стульев.

5. Выделите какие фразы могут быть отнесены в диалоге к типу «собака сверху», а какие к типу «собака снизу». Составьте данный диалог:

— это правильно; завтра; я очень стараюсь; немедленно; если не получится, то будет катастрофа; не следует полагаться только на себя; у меня только хорошие намерения; мне необходимо выслушать ваше мнение; уже для всех это очевидно; есть некоторые трудности для получения необходимого результата; все средства хороши для положительного результата.

6. Опишите какова цель работы со сновидениями в гештальт-консультировании, каковы ее четыре стадии? Для выполнения работы используйте источник № 4 стр. 80.

7. Представьте себе, что вы находитесь на «горячем стуле» и вас консультирует гештальт-консультант. Опишите, что бы вы испытывали при этом? К каким личностным изменениям может привести использование данной техники?

Занятие № 7

Тема: Особенности консультирования клиента на первой фазе консультационного интервью.

Основные понятия:

Предмет интервью, тема интервью, типы консультативных вопросов, пространственная и временная организация интервью, позиция консультанта по отношению к клиенту, вербальный и невербальный контакт с клиентом, сопротивление клиента психологическому воздействию.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности налаживания консультативного контакта с клиентом. Средства вербального контакта.

2. Алгоритм работы на первой стадии консультативного интервью.

3. Ограничения в работе психолога на первой стадии консультативного интервью.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теоретический опыт. – М., 2001.

3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – С.-Пб., 2002.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.

6. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.

8. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / под ред. М.К. Тутушкиной. – С.-Пб., 2001.

Практическое задание:

1. Выберете, какие действия, ассоциируемые с эффективным слушанием в консультировании, наиболее целесообразны на первой стадии интервью:

  • садитесь прямо напротив клиента;
  • сохраняйте открытую позу, не скрещивая ни рук, ни ног;
  • слегка наклоняйтесь к клиенту;
  • поддерживайте удобный для вас зрительный контакт;
  • сохраняйте расслабленную позу.

Дополните получившийся список своими предложениями, касающихся эффективного слушания.

2. Определите по объяснениям консультанта, которые он дает клиенту на его вопрос, что представляет собой профессия психолога, какую позицию занимает он по отношению к другому человеку. При выполнении задания используйте понятия «позиция на равных», «позиция сверху» и т.д. Сформулируйте свой вариант ответа.

а) психолог – это профессия, формирующая личностные качества человека;

б) психолог – это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас;

в) психолог – это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу;

г) психолог – это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться;

д) психолог – это профессия, которая позволяет оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими.

3. Спрогнозируйте возможные последствия, к которым могут привести следующие ошибки консультанта в ходе консультативной работы:

  • отсутствие личного обращения к интервьюируемому;
  • поучения, очевидные и банальные советы;
  • избыточная личная заинтересованность в содержании интервью;
  • уход от профессионального взаимодействия в бытовое;
  • использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии;
  • стремление интервьюера занять своими высказываниями большую часть времени;
  • навязывание своего мнения клиенту;
  • эмоциональное воздействие через оценку качеств интервьюируемого;
  • постоянные аппеляции к мнению других людей;
  • уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его.

4. Сделайте контент-анализ текста. Выделите темы и их основные смысловые единицы в стихотворении Ю. Саакяна «Горе козла».

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я – бессонница мучит меня»

Козел не ответил, а только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка:

«В конце – то концов осталась я

в мире одна без птенцов…»

Козел не ответил, а только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Мышь плакала тоже: «Несчастная я!

Мышиную норку разрыла свинья…»

Козел не ответил, а только жевал.

Казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья – так, пустячок…

Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла.

5. Ниже даны признаки сопротивления клиента на первой стадии консультативного интервью, продолжите данный перечень еще 3-4 примерами:

  • пришел на консультацию с большим опозданием;
  • долго не может начать говорить;
  • отказывается назвать себя.

6. Найдите в реплике — высказывании консультанта все ошибки, которые он допустил на первой стадии консультативного интервью:

— Я внимательно Вас слушаю. Не надо стыдиться и бояться, мне приходиться выслушивать многих людей с различными проблемами. Рассказывайте то, что считаете самым важным, я профессионально буду отслеживать то, что надо для решения Вашей проблемы.

7. Сделайте на карточке алгоритм-схему работы психолога на первой стадии консультативного интервью.

Занятие № 8

Тема: Особенности консультирования клиента на второй и третьей фазе консультационного интервью.

Основные понятия:

Расспрос клиента, эмпатичное слушание, типы консультативных вопросов, стимулирование клиента на дальнейший рассказ, позиция консультанта по отношению к клиенту, структурирование консультативной беседы, методы воздействия, интерпретация проблемы, выдвижение консультативных гипотез, полный расспрос по ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности поддерживания консультативного контакта с клиентом на этапе расспроса. Трудности клиента на данных фазах.

2. Алгоритм работы на второй фазе консультативного интервью.

3. Методы воздействия на клиента на этапе расспроса по проблеме.

4. Алгоритм работы на фазе выдвижения и проверки консультативных гипотез.

5. Принципы отбора ситуаций клиента для обсуждения.

6. Возможности использования психологической диагностики для подтверждения консультативной гипотезы.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теоретический опыт. – М., 2001.

3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – С.-Пб., 2002.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.

6. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.

8. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / под ред. М.К. Тутушкиной. – С.-Пб., 2001.

Практическое задание:

1. Ниже даны высказывания консультанта. Подумайте, какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова:

  • Вы мне об этом уже говорили;
  • Достаточно, я уже поняла, что Вы хотели сказать;
  • Естественно, по-другому это и понять невозможно.
  • Что Вы, что Вы, я знаю, что говорю.

2. Решите кто из участников консультирования:

  • может и должен сопротивляться давлению другого;
  • может и должен прояснять свою точку зрения до конца;
  • может и должен слушать другого человека;
  • может и должен сдерживать свои чувства;
  • может и должен учитывать чувства других людей;
  • может и должен сориентироваться на изменение ситуации.

3. Выразите через Я — высказывания содержание чувств авторов высказываний, приведенных ниже. Обязательно используйте в своем Я – высказывании обозначение словом возможных чувств автора:

  • Здравствуйте что ли…
  • Вот это да, вот это результат, не ожидал такого!
  • Это все глупости!
  • Я – то думала, что понимаю ее…
  • Ну, вы моего ребенка просто приворожили!
  • Кто это еще должен, я должна?
  • Ну вот, наконец, и сказала вам…
  • Вы, наверное, уже поняли, что я хочу сказать.

4. Придумайте и запишите 5 открытых вопросов, переформулируйте их на закрытые вопросы. Например:

  • открытый вопрос – Кто приехал?
  • закрытый вопрос – Приехал ли кто-то?

Какой тип вопроса, по Вашему мнению, оказывает более сильное воздействие? Когда в ходе психологической консультации наиболее целесообразно их использовать?

5. Проанализируйте следующие воздействующие и обобщающие резюме психолога – консультанта, определите по пятибалльной шкале эффект от их воздействия (5- максимальное воздействие, 0 – минимальное воздействие).

Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечатления от воздействия резюме.

а) «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что Вы поняли, насколько были неправы, когда оценивали свою ситуацию как безысходную. Теперь для Вас есть надежда, правда?»

б) « Сегодня Вы придете домой, и обязательно скажите, что очень их любите. Скажите это так, как мы с Вами здесь говорили… Я уверена, что Вы это сделаете!»

в) «Да, Вы должны попросить у ребенка прощения. Это единственное, что Вы еще не сделали. Вы это должны сделать сегодня, именно сегодня».

г) «Помните, что не все так плохо, как казалось. У Вас еще столько возможностей начать новую жизнь».

д) «Я уверена, что Вы нашли после нашего обсуждения верное решение. Следуйте ему».

6. Какой из вариантов техники самораскрытия психолога Вы считаете профессионально необходимым, а какие, по Вашему мнению, превышают меру профессионального воздействия:

  • В моей практике встречались похожие ситуации;
  • Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотел бы уточнить следующее…
  • В моей жизни также были случаи, когда я не могла справиться со своими чувствами;
  • Да, я сейчас Вам сочувствую, потому что Вы искренне страдаете, не пытаетесь хитрить;
  • Я не вижу логики в Ваших словах, по-моему, было несколько иначе…
  • Я хочу Вас понять, а не в коем случае не осудить!
  • Мне показалось, что Вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне.
  • Приятно слышать, но это моя работа!

7. Сделайте на карточке алгоритм-схему работы психолога на второй и третьей стадии консультативного интервью.

8. Проанализируйте логическую последовательность в высказываниях психологов, найдите логические ошибки в объяснении поведения. Проанализируйте, почему эти ошибки возникли, как их можно предотвратить?

Факты поведения

Логическая последовательность, восстановленная психологом

Плохая успеваемость, дурная привычка грызть ногти

«Ваш ребенок очень тревожный, это мешает ему учиться. Вы его за это наказываете, вот он и грызет ногти, чтобы пережить свое напряжение».

Плохая успеваемость, рассеянное внимание

«Если бы ваш ребенок мог лучше сосредотачиваться, он бы и учился в соответствии со своими возможностями».

Сказал, что его никто не любит, убежал из дома

«Если ребенок чувствует себя одиноким, то он часто выражает это и словом и делом, которые не совсем тонко передают его чувства»

Очень медленно все делает, не хочет быть взрослым

«Если вы постоянно его подгоняете, то он просто не знает, как быстро он умеет что-то делать»

Занятие № 9

Тема: Особенности консультирования клиента на четвертой фазе консультационного интервью.

Основные понятия:

Психокоррекционное воздействие, директива, парадоксальная инструкция, ролевое указание, гештальт-метод «горячего кресла», свободные ассоциации, релаксация, медитация, принятие чувств, языковые замены, групповая работа, домашняя работа, дневниковые записи, обсуждение ролевых ограничений.

Вопросы для обсуждения:

1. Возможности использования психотехник различных школ психотерапии при работе с клиентом на этапе коррекционного воздействия.

2. Алгоритм работы на коррекционной фазе консультативного интервью.

3. Директивные методы воздействия на клиента на четвертом этапе консультативного интервью.

4. Оценка эффективности работы консультанта на четвертом этапе консультативного интервью.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теоретический опыт. – М., 2001.

3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – С.-Пб., 2002.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.

6. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.

8. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / под ред. М.К. Тутушкиной. – С.-Пб., 2001.

Практическое задание:

1. Найдите в высказываниях человека основания для парадоксальной инструкции, сформулируйте ее. Постарайтесь обосновать необходимость именно этого вида директивы.

а) «К кому я уже не обращалась. Вы – моя последняя надежда. Я уже все перепробовала: и, знаете, признаюсь, била его и ругала всеми словами, какие знаю. Ничего не помогает, он только хуже становиться, все на него жалуются».

б) «Мы уже расходились три раза, но потом всякие квартирные обстоятельства снова нас толкали друг к другу. Я его видеть не могу, мы с ним неделями не разговариваем. Так все трудно».

в) «Мы все перепробовали, больше ничего придумать не можем. Надоело уже все это – плохое поведение, плохая успеваемость. В школу бы не ходила больше вообще».

г) «Я привыкла к порядку, а он все делает кое-как. Я исправлю, а он не замечает моих трудов, снова все портит, словно нарочно».

2. Определите по высказываниям консультанта вид директивы, предлагаемой клиенту в качестве коррекционного воздействия:

— Попробуйте описать Вашего идеального партнера по работе;

— Я предлагаю Вам посмотреть на это с другой стороны;

— Ваша подруга находиться здесь, она сидит в этом кресле, попробуйте сказать ей о Ваших сомнениях;

— Вспомните Ваши негативные переживания, а теперь найдите для себя в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в данном направлении;

— Ваше право состоит в том, что Вы можете, видится с сыном и участвовать в его жизни;

— Вы часто говорите слово ревность, расскажите о связанных с ним ассоциациях;

— Замените в вашем последнем предложении слово «нельзя» на слово «желательно» и повторите предложение заново. Что Вы почувствовали?

3. Решите, какая директива принадлежит квалифицированному психологу, а какая – неквалифицированному:

а) Вам обязательно нужна консультация психиатра.

б) Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая!»

в) Я считаю, что Вам крайне важно изменить внешность.

г) Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что Вам это и самим не очень нравится…

д) Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь Вы столько всего передумали.

е) Ваши чувства должны немедленно измениться.

ж) Скорее всего, Вам надо заняться не самоедством, а самоизучением…

з) Я собираюсь предложить Вам несколько вариантов, но выбирать будете Вы сами!

4. Прочитайте определения следующих типов изменений психической реальности человека:

воздействие – это изменение психической реальности человека с целью создания для него новых переживаний и качеств.

манипулирование – это изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то.

управление — изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами.

формирование — изменение психической реальности человека в соответствии с представлениями о ее социальной и индивидуальной норме.

Проанализируйте, какое из высказываний психолога относится к тому или иному типу:

а) Надо разобраться Вам с ним – кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже.

б) Неужели Вам хочется мне об этом говорить столько раз!

в) Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему Вы нагружаете его взрослыми проблемами?

г) Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои…

д) Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

е) Мне было бы понятнее, если бы Вы говорили более последовательно.

ж) Вам обязательно надо узнать мнение об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее.

з) Кто Вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

5. Проанализируйте логику постановки вопроса каждым психологом, отмечая для себя, какое слово в высказывании клиента он считал ключевым. Высказывание было таким: «Ко мне приходит все слишком поздно».

  • Вы хотите сказать, что у Вас что-то произошло?
  • Вы разочарованы?
  • Когда Вы пришли к этому выводу?
  • Вы устали надеяться?
  • Вы не хотели бы уточнить, что Вас больше всего беспокоит?
  • Почему Вы так думаете?

6. Подберите ряд коррекционных воздействий для клиента к следующим проблемным ситуациям: а) я хочу, но не могу; б) я могу, но не хочу; в) я не как все; г) я думаю, но не чувствую; д) я чувствую, но не понимаю.

7. Сделайте на карточке алгоритм-схему работы психолога на четвертой стадии консультативного интервью.

Занятие № 10 Тема: Особенности консультирования клиента на последней фазе консультационного интервью

Основные понятия:

Подведение консультативных итогов, смежные специалисты, конфликт смыслов, процедура прощания с клиентом, показатели эффективности консультирования, проблема неудовлетворенности клиента итогами консультации, назначение последующих встреч.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика подведения итогов консультативного интервью. Проблема эффективности проведенной психологической консультации.

2. Особенности обсуждения с клиентом вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами.

3. Процедура прощания консультанта с клиентом.

Литература:

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теоретический опыт. – М., 2001.

3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – С.-Пб., 2002.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.

6. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.

8. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

9. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / под ред. М.К. Тутушкиной. – С.-Пб., 2001.

Практическое задание:

1. Проанализируйте рефлексивные переживания клиента, с точки зрения отражения в них уровня достижения эффективности интервью:

  • раз в жизни выговорился!
  • знал бы я…
  • психология – вредная и полезная вещь.
  • это не для меня.
  • что-то я, кажется, ничего не понял!
  • я-то все понял, все понял, а вот она…
  • вот я тут наговорил!
  • всю душу за час мне вымотали!

2. Продолжите перечень возможных ошибок в интервью, которые снижают эффективность достижения результата:

— отсутствие личностного обращения к клиенту;

— поучения, очевидные и банальные;

— уход от профессионального взаимодействия в бытовое;

— использование специальной, профессиональной терминологии;

— постоянные апелляции к мнению других людей;

— не достаточное количество использования консультативных пауз.

Добавьте данному списку еще не менее 5-6 возможных недочетов в работе.

3. На каком этапе консультирования у консультанта могло возникнуть такое рефлексивное переживание:

  • Что это он пытается мне сказать?
  • Надо проверить, правильно ли я поняла ее последнее высказывание.
  • Такое в моей практике уже встречалось…
  • И он меня еще учит жить…
  • Что же она от меня хочет?
  • Как же его остановить?
  • Неужели ему еще не надоело здесь сидеть?

4. Сделайте на карточке алгоритм-схему работы психолога на последней стадии консультативного интервью.

5. Составьте один полный сценарий — схему психологической консультации по любому запросу клиента. Образец оформления дан в приложении № 1.

Занятие № 11

Тема: Особенности консультирования клиентов различных типов.

Темы для реферирования:

1. Особенности консультирования тревожных клиентов.

2. Консультирование клиентов с реакциями страха и фобиями.

3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  1. Особенности консультирования клиентов немотивированных и предъявляющих завышенные требования.
  2. Консультирование клиентов при переживании вины и плачущих клиентов.
  3. Консультирование истерических, параноидальных, шизойдных личностей.
  4. Особенности консультирования клиентов с психосоматическими расстройствами.
  5. Особенности консультирования обессивных личностей.
  6. Особенности консультирования асоциальных личностей.
  7. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.
  8. Особенности консультирования клиентов, переживающих утрату.
  9. Особенности беседы с умирающим человеком.
  10. Особенности консультирования клиентов с сексуальными проблемами.

Практическое задание:

Выберите одну из вышеперечисленных тем, напишите реферат. Оценка реферата будет производиться по следующим показателям, представленным ниже в таблице. Ориентировочный объем работы 10-15 листов печатного текста, 14 шрифт, одинарный интервал. Минимальный балл для зачета 40.

№ п\п

Содержание

Критерии оценки

Балл

1.

Анализ природы описываемого психического явления (страх, вина и т.д.).

Различные теоретические подходы к объяснению его сущности. Причины появления у человека такого рода особенностей. Особенности этих проявлений в поведении личности. Различные взгляды на возможность коррекционного воздействия.

* описание подходов, разъясняющих особенности изучаемого явления;

* анализ характера причин его появления;

* системное изложение возможностей коррекционного воздействия;

*наличие выводов.

10

10

10

10

2.

Описаны особенности поведения такого клиента на консультации. Выделена специфика работы консультанта при организации интервью. Представлены различные варианты приемов консультативной работы в решении проблемы данного типа клиентов.

*раскрыта специфика поведения клиента на консультации;

*проанализированы особенности работы консультанта с данным типом клиента;

*соответствие предложенных приемов консультативной работы достижению эффективного результата.

15

15

10

Максимальная оценка работы

80

Литература:

1. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – С.-Пб., 2002.

2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С.-Пб., 1994.

3. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – С.-Пб., 2002.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М., 1999.

5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / под ред. М.К. Тутушкиной. – С.-Пб., 2001.

Приложение № 1.

Схема оформления сценария консультативного интервью.

1. ФИО клиента, паспортные данные, место работы/учебы.

2. Краткий запрос клиента на консультационную работу.

3. Цель консультации.

4. Консультативные задачи.

Этап

Содержание работы консультанта

Содержание работы клиента

Время

Стадия «Привет»

Стадия расспроса клиента по проблеме

Стадия выдвижения консультативных гипотез

Стадия психокоррекционного воздействия

Стадия прощания с клиентом

Заключение:

1. Общее впечатление о клиенте, его психологическая характеристика.

2. Соответствие запроса клиента его реальной проблеме.

3. Главная консультативная гипотеза, которая прорабатывалась в ходе консультации.

4. Рекомендации и приемы, которые были предложены консультантом для разрешения сложившейся ситуации.

5. Ориентация клиента на дальнейшую работу

6. Прогнозируемое поведение на следующей встрече.

7. Наличие домашних заданий для клиента, которые необходимо выполнить для следующей встречи.