Контр раб Кудака психодиагностика

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«череповецкий государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора (декана) по УМР

__________________ И.О. Фамилия

«___» ____________ 20__ г.

дата утверждения

Перечень заданий контрольной работы № __1____

по дисциплине Психодиагностика

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Раздел (тема) Психологическая диагностика как научная дисциплина, методы психологической диагностики, история психодиагностики, организационные и профессионально-этические аспекты психодиагностической деятельности.

Выполните следующие задания:

1. Какое из нижеприведенных определений предмета психодиагностики вы считаете наиболее правильным?

А) Психодиагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики ( К.М.Гуревич, К.М.Борисова, 2000 ).

Б) Психодиагностика – область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека ( А.Г.Шмелев, 1996 ).

В) Психодиагностика – Это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (Л.Ф Бурлачук).

Г) Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза ( А.А. Бодалев, В.В.Столин , 1987 ).

Д) Психодиагностика – Это направление исследований, имеющих целью определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности; установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения…, распознавание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития ( Б.Г.Ананьев, 1968).

2. Объясните следующее высказывание, касающееся различий между диагностическим обследованием и научным исследованием .

Психолог-исследователь ( в т.ч. и в области психодиагностики ) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, используя известных испытуемых. Психолог же практик ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных испытуемых.

3. Согласны ли вы со следующими утверждениями ? Обоснуйте ответ.

А) Тесты – испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнению.

Б) Тестирование можно считать более надежным методом, чем традиционные формы выборочного контроля знаний.

В) Неизбежная для тестов формализация – покушение на гуманитарную и гуманистическую суть психологии личности.

4. Вставьте пропущенные слова, продолжите предложения:

а) Тест – это … , часто ограниченное … … испытание, предназначенное для установления … и … индивидуально-психологических различий, основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого устанавливается психологический … .

б) Параллельная форма теста — это вариант теста, …

в) Адаптация теста — комплекс мероприятий, обеспечивающих …

г) Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методиками, напоминать беседу или интервью. Их отличие от тест –опросников состоит в том, что … , а от метода интервью они отличаются …

д) К сферам наиболее эффективного практического применения репертуарных методов можно отнести … .

е) Минимальное влияние на результаты психодиагностического обследования личность и профессиональный опыт психодиагноста оказывают при использовании им … , а максимальное влияние — при использовании … .

ж) Высокую популярность за рубежом проективной техники можно

объяснить тем, что …

5. Найдите в рекомендованной литературе свидетельства проведения испытаний тестового характера в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, древнем Китае и других странах.

6. Найдите пословицы, поговорки, сказки, содержащие психодиагностические наблюдения.

7. Заполните пропущенные слова, закончите предложения.

А) Пилотажным называется . . . исследование, предшествующее . . .

и предпринимаемое в целях . . . качества подготовки основного исследования.

Б) Феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие, называется . . . .

В) Психологический диагноз – это . . . деятельности психолога, направленный на . . . и . . . сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью . . . их актуального состояния, . . .

дальнейшего развития и разработки . . . ,определяемых задачей психодиагностического исследования ( Л.Ф.Бурлачук ).

8.Перечислите признаки поведения испытуемых при проведении группового и индивидуального обследований:

а) характеризующие недостаточную понятливость, сообразительность и оперативную память;

б) характеризующие недостаточную переключаемость внимания;

в) признаки недобросовестности, недисциплинированности, отрицательного отношения к обследованию;

г) невротические проявления;

д) характеризующие уверенное, «ассертивное» поведение.

9. Проранжируйте известные вам профессионально-этические принципы с точки зрения возможных трудностей их реализации в психодиагностической деятельности практического психолога.

Приведите примеры, иллюстрирующие нарушения профессионально-этических нормативов при проведении психодиагностики.

10.К каким нежелательным последствиям приведут ошибки, допущенные

начинающим психодиагностом в проведении социометрии, если он:

а) в целях изучения межличностных отношений в классе провел испытание с использованием следующего критерия выбора : « С кем бы ты хотел сидеть во время контрольной работы по математике?»;

б) забыл сказать школьникам, чтобы наряду с фамилиями выбираемых товарищей они указали и собственную;

в) забыл предупредить учащихся, что их выбор останется в тайне;

г) после обработки полученных результатов назвал и похвалил тех школьников, которые были выбраны чаще, чем другие, и назвал тех, кого не выбрал никто.

Перечень заданий контрольной работы № __2____

по дисциплине Психодиагностика

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Раздел (тема) Психологическая диагностика как научная дисциплина, методы психологической диагностики, история психодиагностики, организационные и профессионально-этические аспекты психодиагностической деятельности.

Выполните следующие задания:

  1. Определите, о каких общих принципах познания, обязательных для реализации в психодиагностическом обследовании, идет речь в следующих высказываниях :

а) Правильное представление о человеке можно получить лишь при рассмотрении его ярко выраженных особенностей, оказывающих значительное влияние на его поведение.

б) Оценивая человека, всегда нужно допускать возможность ошибок, быть готовым пересмотреть свои взгляды при появлении новых фактов.

Общие принципы познания:

Принцип всесторонности

Принцип вероятностного подхода

Принцип развития

Принцип существенности критериев оценки

Принцип адекватности критериев оценки .

  1. Продолжите предложения:

а) Практическая психодиагностика относится к теоретической как … .

б) В предмет общей психодиагностики включаются методы и методики

диагностики следующих наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований : … .

в) «Фантомная » психодиагностика — это … . К построению такой психодиагностики приводит … .

3. Ответьте на вопросы. Основная отличительная особенность проективных методов изучения личности заключается в:

а) использовании неопределенных, неоднозначных, слабоструктурированных стимулов;

б) способности выявить скрытые, часто неосознаваемые мотивы поведения;

в) ориентации на опыт исследователя, его интуицию.

Деятельность по установлению конкретных норм и требований к аппаратуре, инструментарию и процедуре получения фактов называется:

А) валидизацией методики;

Б) стандартизацией методики;

В) нормализацией методики.

Различные варианты контрольных шкал направлены на :

А) оценку достижений испытуемого в изучаемой области к моменту обследования;

Б) оценку тенденции испытуемого к социально-желательным ответам, неосознанному или намеренному улучшению (ухудшению) результатов обследования;

В ) измерение достижений испытуемого после завершения обучения.

4. Расположите перечисленные психодиагностические методики в порядке увеличения их субъективности:

методики субъективного шкалирования,

аппаратурные поведенческие методики,

проективные методики,

объективные тесты,

диалогические техники,

тесты – опросники.

5. Используя материалы таблицы в книге Л.Ф.Бурлачука ( 1, С. 96-98), выпишите в рабочую тетрадь 15-20 наиболее важных, с вашей точки зрения,

событий, произошедших в психодиагностике (или оказавших существенное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения на конец 20-го века.

6. Перечислите признаки поведения испытуемых при проведении группового и индивидуального обследований:

а) характеризующие недостаточную понятливость, сообразительность и оперативную память;

б) характеризующие недостаточную переключаемость внимания.

7. Для психодиагноста важно правильно определить характер психодиагностической ситуации. Выполните несколько связанных с этим заданий.

А) Определите, какая, на ваш взгляд, инструкция испытуемому создает ситуацию психологической помощи ( ситуацию клиента), а какая –

Ситуацию экспертизы:

— Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик, выбрать только одну карточку, на которой, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер;

— Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках обозначают степень сложности заданий. Они расположены по возрастающей сложности. На решение каждого задания отведено определенное время, которое вам неизвестно.

— Я слежу за вами с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задание вы должны выбрать самостоятельно.

Б) Придумайте две разные инструкции к одной из известных вам методик. Одна из них должна создавать для испытуемого ситуацию психологической помощи, а другая – ситуацию экспертизы.

В) Определите по высказываниям испытуемого, как он вопринимает ситуацию психодиагностики ( по материалам теста Дом-Дерево-Человек):

— Я не умею рисовать, у меня не получится;

— Как вам рисовать – подробно или схематично?

— Все, что угодно, но человека я рисовать не буду – не обучен;

— Мне это легко, я немного рисую, — так, для себя;

— Не думаю, что вы обо мне что-то скажете, я совсем не умею рисовать;

— Посмотрите, я правильно рисую?

— Вы скажите, как рисовать, и я нарисую;

— Психологи всегда что-то выдумывают, что по рисунку можно о человеке узнать;

— Рисовал в последний раз давно – в начальной школе;

— Вы не смотрите, что я левой рисую. Я и правой могу, но немного хуже;

-Дом – говорите – это для меня большая проблема; я все время думаю о доме – дачу строю.

8.Проведите самодиагностику сформированности умения различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Воспользуйтесь для этого тестом Патриции Якубовской ( См. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. –М., 1998.- С. 485-493. ).

  1. Приведите варианты правильных и неправильных (свидетельствующих о нарушении этических стандартов ) сообщений клиенту информации о том, что у его ребенка в ходе психодиагностического обследования обнаружился:

— низкий уровень интеллектуального развития;

— слабый тип нервной системы;

— шизоидный тип акцентуации.

  1. Компьютеризация психодиагностики: достоинства, недостатки, последствия.

Какие особенности индивидуального отношения испытуемых к компьютерам вообще и к компьютерным играм, в частности, имеют психодиагностическое значение?

Какие возможности предоставляют психологу универсальные компьютерные программы для проведения психодиагностического обследования и обработки получаемых данных?

В чем заключаются выгоды от использования компьютерных баз данных в психодиагностике?

В чем состоят достоинства и недостатки варианта полной компьютеризации всех этапов психодиагностической работы ?

Каковы возможные психологические последствия компьютеризации психодиагностики?

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«череповецкий государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора (декана) по УМР

__________________ И.О. Фамилия

«___» ____________ 20__ г.

дата утверждения

Перечень заданий контрольной работы № __1_____

по дисциплине Общая психология

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Раздел (тема): Психология познавательных процессов. Внимание. Восприятие. Память.

Выполните следующие задания:

  1. Ответьте на следующие вопросы:
  1. Что такое внимание? Какова его роль в обучении?
  2. Какие виды внимания вы можете назвать? Дайте им характеристику.
  3. Какие свойства внимания вы можете выделить? Приведите примеры их проявления.
  1. Какие из высказываний верны и почему?

а) Внимание – необходимое условие выполнения деятельности.

б) Внимание – врожденная способность психической деятельности.

в) Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

г) Внимание – это проявление внутренней воли, первичной духовной силы.

3. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущему.

Распределение внимания, непроизвольное внимание, психика, внимание, психический процесс.

4.В чем сходство и различие двух психических процессов: ощущения и восприятия? Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений?

5.Охарактеризуйте основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность).

6.Чем обусловлены ошибки восприятия?

7.Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала и к наглядным пособиям?

8.Вставьте пропущенные слова в следующих предложениях:

а) Ощущение – исходный, простейший элемент процесса…………, элементарный……………, воздействия внешнего мира на ……………………..

б) Восприятие – это……………..чувственный ………………..образ предмета, формирующийся из ощущений под ……………воздействием на органы чувств этого предмета.

9. В чем проявляется память человека? Обоснуйте высказывание о том, что распад памяти является вместе с тем и распадом личности.

10. Перечислите процессы памяти. Дайте им краткую характеристику.

Разработал

доцент

Кудака М.А.

(должность)

(Фамилия И.О.)

Рассмотрено на заседании кафедры

наименование кафедры

протокол №

от

Заведующий кафедрой

В.В. Хромов

(должность)

(Фамилия И.О.)

Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссии института (факультета)

наименование института (факультета)

протокол №

от

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«череповецкий государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора (декана) по УМР

__________________ И.О. Фамилия

«___» ____________ 20__ г.

дата утверждения

Перечень заданий контрольной работы № __2____

по дисциплине Общая психология

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Раздел (тема): Психология познавательных процессов. Мышление. Воображение.

Выполните следующие задания:

  1. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности.
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные мыслительные операции.
  3. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.
  4. Какие вы знаете виды мышления? Охарактеризуйте их.
  5. Из данных понятий постройте ряд так, чтобы каждое последующее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущему.

Сознание, понятие, мышление, познавательный процесс.

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие предложения.

а) Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным…………….познание.

б) Опосредованный и ……………….. характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их …………………..

  1. В чем заключается главная функция воображения?
  2. Охарактеризуйте специфику и взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения.
  3. Из данных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущее понятие было родовым по отношению к последующему.

Воображение, мечта, психика, творческое воображение, новые образы.

10. В какой мере творческое воображение необходимо педагогу, и в чем конкретно оно может выражаться? Обоснуйте свою точку зрения.

Разработал

доцент

Кудака М.А.

(должность)

(Фамилия И.О.)

Рассмотрено на заседании кафедры

наименование кафедры

протокол №

от

Заведующий кафедрой

В.В. Хромов

(должность)

(Фамилия И.О.)

Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссии института (факультета)

наименование института (факультета)

протокол №

от