1. Какие явления изучает криминальная психология?
— виды преступлений и их квалификационные признаки;
— психологические особенности расследования преступлений;
+психические явления, проявляющиеся в детерминации преступных деяний;
— психологические аспекты предупреждения преступлений;
+психологические особенности личности преступников.
2. Что из перечисленного не относится к объектам исследования криминальной психологии?
— психическая регуляция преступного поведения;
— психологические свойства личности преступников;
+способы совершения преступных деяний;
— криминогенные дефекты общественного правосознания;
+экономические факторы преступности.
3. Какие из перечисленных явлений выступают более общим предметом криминальной психологии?
— мотивы и цели преступного поведения;
+психические явления присущие преступному поведению;
— психологические свойства личности преступника;
+особенности субъектов преступного поведения;
— психические состояния субъекта преступного поведения.
4. Какие теоретические задачи решает криминальная психология? Отметьте, какие не относятся к теоретическим задачам криминальной психологии.
— объяснение механизма психической регуляции преступного поведения;
— раскрытие психологических особенностей преступлений различных видов;
+способы сокрытия следов преступлений и создания ложного алиби;
— раскрытие психологических особенностей личности преступников различных типов;
+раскрытие структуры и тенденций преступности.
5. Какие теоретические задачи стоят перед криминальной психологией? Отметьте, что не относится к теоретическим задачам криминальной психологии.
Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...
... норм; 2) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное. Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в ... НОРМ. И относить к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и ... положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, ...
— объяснение психологических закономерностей и механизмов формирования криминогенной личности;
— раскрытие социально-психологических явлений, присущих преступным группам;
— раскрытие психологических особенностей преступных групп различных типов;
+психологический анализ построения версий о преступлениях;
+объяснение психических явлений, определяющих невменяемость субъекта преступления.
6. Решение каких теоретических задач осуществляется в криминальной психологии? Отметьте, что не относится к теоретическим задачам криминальной психологии.
+квалификация признаков обстоятельств, при которых совершаются преступные деяния;
— психологические особенности восприятия преступниками поведения потерпевшего;
— психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность;
+психологический анализ конкретных преступных деяний;
— разработка методологии криминальной психологии.
7. Какие объяснительные идеи в криминальной психологии основываются на принципе детерминизма? (4).
+личностные предпосылки к преступному поведению проявляются при определенных
внешних условиях;
— человек совершает преступление под решающим влиянием внешних условий;
— определенные внешние условия детерминируют преступное поведение у людей;
+внешние условия субъективно оцениваются и обусловливают юридически значимые действия индивида в зависимости от личностных склонностей;
— человек совершает преступные действия исключительно в силу своих криминогенных склонностей при любых условиях.
8. В чем может проявляться типологический подход к исследованиям в области криминальной психологии?
+личность преступников изучается в зависимости от видов совершенных преступлений;
— изучение различных видов психологических свойств личности преступников;
— изучение различных видов социально-психологических явлений в преступных группах;
+психологическое изучение преступных групп в зависимости от их криминальной специализации;
— изучение основных элементов психологического механизма преступлений.
9. Какие из исследований в истории развития криминальной психологии внесли положительный вклад в развитие ее научных взглядов? Отметьте, что нельзя отнести к положительному вкладу в развитие научных взглядов.
+антропологический подход к объяснению отличительных особенностей преступников,
сформулированный Ч.Ломброзо;
— психоаналитический подход к объяснению формирования криминогенной личности, выдвинутый А.Адлером и др.;
Криминальная психология
... ряд ценных выводов. Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также ...
+концепция конституционального предрасположения, выдвинутая Э.Хотеном, В. Шелдоном;
— типологии преступников, разработанные И.Я. Фойницким и С.В. Познышевым;
— ценностно-нормативная концепция личности преступника, сформулированная А.Р. Ратиновым.
10. Назовите исследователя, который является автором выделения двух типов преступников: эндогенных и экзогенных?
— И.Я. Фойницкий;
+С.В. Познышев;
— А.Р. Ратинов;
— В.Л.Васильев;
— В.Ф. Пирожков.
11. Что объясняет психологический механизм преступного поведения?
+психическую деятельность, детерминирующую преступное поведение;
— личностные предпосылки преступного поведения;
+взаимосвязь психических процессов, состояний и свойств субъекта преступления, а также внешних условий в детерминации преступного поведения;
— процесс порождения преступного поведения, раскрывающий поэтапное развитие психической деятельности;
— влияние социальных условий на формирование криминогенных склонностей личности.
12. Какие основные элементы включает психологический механизм преступного поведения? Отметьте, что не относится к его основным элементам.
— психическое состояние субъекта преступления;
— мотивация преступного поведения;
+способы сокрытия следов преступления;
— преступная цель и способ действий;
+используемые средства при совершении преступления.
13. Отметьте, что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?
— восприятие и оценка значения обстоятельств ситуации;
— психическое состояние лица, совершающего преступление;
+факторы формирования криминогенных склонностей личности преступника;
+тяжесть причиняемого вреда;
— исполнительная регуляция по реализации преступной цели.
14. Укажите, что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?
— целевая установка, включающая преступный способ действий;
— представление о значении обстоятельств ситуации, в которых действует субъект;
+социально-психологическая характеристика преступной группы, в составе которой действует субъект;
— свойства личности, обусловливающие мотивацию и принятие субъектом преступного способа ее реализации;
+способ сокрытия следов, используемый субъектом.
15. Что не относится к основным элементам психологического механизма преступного поведения?
+личность потерпевшего;
— функциональное и фоновое психическое состояние лица, совершающего преступление;
— мотивация преступного поведения;
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, с. ... предлагал в акциональных методах или исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание ...
— влияние обстоятельств ситуации на лицо, совершающее преступление;
+результат и последствия преступного деяния для его субъекта.
16. Какая оценка ситуации лицом, совершающим преступление, является криминогенной?
+лицо, совершающее квартирую кражу, считает, что она не поставлена под охрану милиции;
— ситуация оценивается им как рискованная;
— лицо акцентирует внимание на обстоятельства, которые могут способствовать его изобличению;
— ситуация оценивается достаточно объективно и адекватно;
+лицо, ошибочно оценивает поведение другого человека как вредоносное для себя.
17. Какие побуждения представляют собой криминогенную мотивацию?
+стремление испытать удовольствие от процесса совершения преступления;
— стремление добыть деньги для питания и употребления спиртных напитков;
+желание добыть деньги в сумме, которую реально человек не может заработать;
— желание защитить свое достоинство в связи с явным оскорблением со стороны другого человека;
— стремление одержать верх в ситуации столкновения интересов с другим человеком.
18. Какие побуждения выражают собой криминогенную мотивацию?
— желание потратить имеющиеся деньги на употребление алкоголя;
+желание употребить наркотики при отсутствии средств для их приобретения;
— желание отомстить другому человеку, доставив ему отрицательные переживания;
+желание избавиться от угроз и побоев другого человека, с которым он вынужден совместно проживать, не рассчитывая на правовую защиту;
— желание защитить собственное достоинство, в ситуации, когда его оскорбили в присутствии других людей.
19. Какой элемент психологического механизма преступного поведения является центральным (системообразующим)?
— восприятие и оценка ситуации как безвыходной;
— фоновое психическое состояние преступника;
— мотивация преступного деяния;
— исполнительная регуляция намеченных преступных действий;
+криминальная цель действий.
20. Какие внешние условия способствуют совершению индивидом корыстного преступного деяния?
— конфликтные отношения с членами семьи;
— высокая раскрываемость корыстных преступлений в городе, где он проживает;
+умеренная оплата его труда, не позволяющая накопить желаемые денежные сбережения;
— успешное ведение бизнеса некоторыми близкими друзьями, вызывающее зависть;
+подстрекающее влияние других лиц, предшествовавшее совершению преступления.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую ... стремление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная ... Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. ...
21. Какие внешние условия способствуют совершению индивидом насильственных противоправных действий (например, причинение телесных повреждений)?
— нетрезвое состояние индивида;
— возникновение тяжелых для индивида материальных обстоятельств, которые он не видит возможности преодолеть;
+подстрекающее влияние других лиц;
+оскорбительное поведение потерпевшего в отношении индивида;
— отсутствие видимых препятствий для противоправного посягательства.
22. Какие внешние условия являются криминогенными — способствуют совершению корыстного преступления?
— нежелание лица трудиться и систематическое пьянство;
+тяжелое материальное положение лица, выход из которого он не видит;
+влияние других лиц, склоняющих к совершению преступления;
— приятельские отношения с лицом, который отбыл наказание за совершение корыстных преступлений;
— отсутствие технических средств охраны, которые могут помешать хищению.
23. Какие внешние условия будут препятствовать покушению на совершение корыстного преступного посягательства?
+присутствие других лиц, которые станут свидетелями хищения и могут способствовать изобличению;
+человек, которого преступник намеревается ограбить, является по внешним признакам физически сильным;
— человек, которого преступник намеревается ограбить, в совершенстве владеет приемами самообороны, однако преступник об этом не знает;
— проведение специальных мероприятий по поимке группы серийных грабителей, о которых эти грабители не знают;
— установка в квартире скрытой охранной сигнализации, о которой не знают лица, намеревающиеся совершить кражу ценных вещей из данной квартиры.
24. Какие представления индивида о внешних условиях являются криминогенными?
+многие другие люди совершают преступления;
— желаемую сумму денег реально можно заработать;
— совершив преступление, сложно избежать ответственности;
+раскрываемость преступлений не высокая;
— даже хорошо подготовленное преступление практически могут раскрыть.
25. Какие свойства личности не выражают приемлемость преступного способа действий?
— убежденность в том, что преступный способ является доступным и быстрым;
— положительное отношение, как к преступному, так и к правомерному способам действий в зависимости от обстоятельств;
— положительное отношение к преступному способу и допустимость использования правомерного способа действий;
+завышенные материальные притязания, которые невозможно удовлетворить правомерным способом;
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...
... произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Категория личности. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной ... Различают общественные отношения, производственные, нравственные отношения и т.д. Категория действия. Категория действия претерпела сложный цикл преобразований. В теоретическом плане это ...
+алкогольная зависимость, удовлетворение которой индивид не способен обеспечить своим заработком.
26. Какие представления о преступном способе удовлетворения материальных потребностей не способствуют формированию его личностной приемлемости?
— преступным способом можно добыть большие деньги;
— преступный способ более быстрый и не требует больших затрат времени и сил;
— человек, который использует преступный способ, нормальный и часто положительный по своему характеру;
+преступный способ используют значительная часть людей, которых можно считать неудачниками;
+преступный способ доходный и в то же время для многих заканчивается судом.
27. Процесс порождения преступного поведения во внутреннем плане, имеющий свои этапы развития – это … преступного поведения.
+генезис.
28. Какое функциональное и фоновое психологическое состояние субъекта способствует совершению умышленного насильственного преступления?
+состояние аффекта отрицательной модальности;
— сильное переживание астенической эмоции;
+состояние опьянения;
— состояние заторможенности;
— состояние растерянности.
29. Какие явления рассматриваются при изучении генезиса преступного поведения?
— типы мотивов;
+формирование мотивации преступного деяния и ее изменения;
— врожденные задатки криминогенных склонностей;
+этапы формирования преступного умысла;
— уровни психической регуляции преступного поведения.
30. Какие явления рассматриваются при анализе генезиса преступного поведения?
— формирование криминогенных свойств личности;
— причины и условия различных видов преступлений;
+осмысление способа преступных действий и принятие решения;
+этапы формирования готовности к совершению преступления;
— типы криминогенных склонностей личности.
31. Какие явления рассматриваются при познании генезиса преступного поведения?
— типы криминогенных мотивов;
— типология криминогенных личностей;
+типология процесса порождения готовности к совершению преступления;
+процесс подготовки преступного деяния во внутреннем плане;
— способы сокрытия следов преступления и избежание ответственности.
32. Как влияет состояние аффекта на юридически значимое поведение человека?
— обостряет самоконтроль;
Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях
... тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях явно недостаточно. Цель исследования – ... ситуации как предмет психологического исследования. Предмет исследования – защитные механизмы личности как способы реагирования личности в трудных жизненных ситуациях. Гипотеза исследования – наличие у ...
+актуализирует мотивацию разрядки напряжения;
— усиливает произвольную регуляцию действий;
— обусловливает стереотипность действий;
+обостряет осознание последствий.
33. Какие психологические явления могут иметь место в связи с совершением преступления в состоянии аффекта?
+постепенное накопление потенциала отрицательного эмоционального возбуждения;
— импульсивная вспышка эмоционального возбуждения в результате собственных мыслей при отсутствии внешнего отрицательного фактора;
— усиление чувствительности к отдаленным отрицательным последствиям в состоянии аффекта;
+разрядка аффекта путем совершения действий в отношении человека, не являющегося источником отрицательных переживаний;
— усиление ценностно-смысловой регуляции.
34. Какие психические явления могут проявляться при совершении преступления в состоянии аффекта?
+усиление аффективного реагирования в состоянии опьянения;
— обострение запоминания ситуации и собственных действий;
— акцентирование внимания на последствия для себя совершаемых насильственных действий;
+вытеснение из памяти отдельных фрагментов собственных действий;
— усиление чувства тревоги в момент совершения действий.
35. Какие собственно психологические признаки определяют понятие «личность преступника»?
— факт совершения преступления;
— достижение возраста уголовной ответственности лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние;
+наличие криминогенной склонности;
+общественная опасность личности, проявившаяся в совершенном преступлении;
— факт судебного признания лица виновным в совершенном преступлении.
36. Какие признаки определяют понятие «криминогенная личность»?
— наличие непогашенной судимости после отбытия наказания за совершенное преступление;
— наличие психических аномалий;
+наличие криминогенной склонности;
+отсутствие антикриминальной устойчивости личности по отношению к влияниям определенных лиц;
— иждивенчество за счет близких родственников.
37. Какие психологические особенности непосредственно определяют наличие криминогенной склонности личности?
— алкогольная зависимость;
— неприязненное отношение к определенному человеку или людям, представляющим определенную социальную группу;
+личностная приемлемость преступного способа удовлетворения материальных потребностей;
— эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость;
+положительная представленность преступного способа в психологической структуре личности.
38. Какие психологические свойства могут входить в психологическую структуру криминогенной склонности в качестве существенных?
Механизм преступного поведения
... стадий (звеньев) механизма преступного поведения. Также здесь рассматривается роль мотивов и потребностей личности при совершении преступления; третий вопрос включает анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления, что доказывает социальный ...
+положительное отношение к преступному способу удовлетворения определенной потребности или разрешения определенной ситуации;
+гипертрофированные материальные притязания;
— высокая эмоциональность;
— неуравновешенность;
— низкие умственные способности.
39. Какие влечения являются непосредственно криминальными?
— наркомания;
+клептомания;
— влечение к азартным играм;
— влечение к переживанию риска;
+садизм.
40. Какие влечения являются собственно криминальными?
+педофилия;
— мазохизм;
— токсикомания;
+пиромания;
— алкоголизм.
41. Какие психологические свойства личности обусловливают криминогенную мотивацию?
— повышенная тревожность;
— акцентуация характера демонстративного типа;
— гипертрофированные статусные притязания, деспотизм;
+акцентуация характера эмотивного типа;
+фиксированное переживание чувства социальной отчужденности.
42. Какие свойства личности реализуются в исполнительной регуляции при совершении насильственных преступлений?
— убеждение в безнаказанности;
— приемлемость криминального насилия;
— агрессивная мотивация;
+умения, полученные при занятии единоборством;
+волевые качества (решительность, смелость).
43. По каким психологическим особенностям строятся типологии личности преступников?
+по особенностям устойчивой мотивации преступного поведения;
— по рецидиву преступлений;
— по видам совершаемых преступлений;
+по особенностям криминогенной склонности;
— по уровню развития интеллекта.
44. Какие психологические особенности присущи преступникам, относящимся к экзогенному типу (совершают преступления при решающем влиянии внешних условий)?
+отличаются конформностью и неразвитым нравственно-правовым самоопределением;
— склонны создавать конфликтные ситуации, в которых импульсивно совершают преступления;
+склонны драматизировать проблемы и не видят выхода из них;
— склонны выявлять и использовать благоприятные возможности для совершения корыстных преступлений;
— совершают преступления в группе, являясь лидерами.
45. Какие преступники, могут быть отнесены к экзогенному типу (совершают преступления по собственной инициативе)?
+совершают насильственные преступления при накоплении отрицательного эмоционального потенциала;
— совершили несколько эпизодов хищений на предприятии, когда возникли большие трудности в материальном обеспечении семьи;
Особенности личности несовершеннолетних преступников
... преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего механизма преступного ... становятся жертвой насилия, побоев, истязаний, изощренной жестокости в семье, в неформальной группе по месту жительства, в учебных заведениях, особенно закрытого типа. Ответная ...
— первоначально искали правомерную возможность удовлетворения завышенных материальных притязаний и не найдя ее совершили умышленное преступление в составе группе лиц, ранее совершавших преступления;
+совершают кражи, когда находят благоприятные для этого условия;
— совершили насильственные действия, выразившиеся в превышении необходимой обороны.
46. Индивид занят трудовой деятельностью, но считает, что и правомерный и преступный способы удовлетворения материальных потребностей имеют и положительные, и отрицательные стороны. Как более правильно охарактеризовать его социально-правовую позицию?
— он обладает склонностью к совершению корыстных преступлений;
+он не имеет необходимой антикриминальной устойчивости;
— он не имеет криминогенной склонности;
+он имеет предпосылки формирования криминогенной склонности;
— его позиция не сформирована.
47. Лицо, занято трудовой деятельностью и совершает хищения, используя должностное положение. Как более правильно охарактеризовать его социально-правовую позицию?
+он обладает склонностью к совершению корыстных преступлений с использованием
должностного положения;
— он не имеет необходимой антикриминальной устойчивости;
+он имеет криминогенную склонность и обладает готовностью к правомерному обеспечению материальных потребностей;
— его позиция не сформирована;
— он обладает внутренне противоречивой склонностью к совершению корыстных преступлений.
48. Лицо уклоняется от трудовой деятельности, живет на иждивении родителей, при этом отрицательно относится к корыстным преступным деяниям. Как более точно охарактеризовать его социально-правовую позицию?
— он не имеет антикриминальной устойчивости;
+его позиция выражает неадаптированность в сфере материального обеспечения жизни;
— его позиция внутренне противоречива в отношении правомерных и противоправных способов обеспечения материальных потребностей;
+его позиция не сформирована в плане правомерных путей материального обеспечения жизни;
— его позиция нейтральная.
49. Какие определения подходят к психологическому типу преступника, который совершил несколько преступлений в составе группы, в которой он является лидером?
— конформный тип;
— экзогенный тип;
+эндогенный тип;
— экстравертный тип;
+обладающий зрелой криминальной склонностью.
50. Какие типы преступников, отражают характерные для них особенности мотивации преступного поведения?
— квартирный вор;
+самоутверждающийся тип;
+игровой тип;
— насильственный тип;
— рецидивист.
51. Какие типы преступников отражают характерные для них особенности мотивации преступного поведения?
— импульсивный тип;
— расчетливый тип;
+престижный тип;
+алкогольный тип;
— случайный тип.
52. Какие особенности характерны для преступников, совершающих преступления импульсивно?
+наличие криминального влечения, актуализирующегося при восприятии предмета влечения;
— возникновение ситуации, провоцирующей совершение преступления;
— чувство собственной неполноценности;
+холерический темперамент;
— склонность к депрессивному состоянию.
53. К каким типам относятся преступники, совершающие деяния, предварительно обстоятельно подготавливаясь к их совершению?
+расчетливый тип;
— наркозависимый тип;
— экзогенный тип;
— импульсивный тип;
+профессиональный тип.
54. Для каких типов личности преступника характерно внутренне противоречивое, субъективно вынужденное принятие преступного способа действий?
— который положительно относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;
+который противоречиво относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;
— который отрицательно относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному;
+который противоречиво относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному;
— который положительно относится к преступному способу и противоречиво – к правомерному.
55. Для каких типов личности преступника характерно субъективно непротиворечивое принятие преступного способа удовлетворения некоторой потребности как наиболее предпочтительного?
+который положительно относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;
— который противоречиво относится к преступному способу и отрицательно – к правомерному;
— который противоречиво относится к преступному способу и положительно – к правомерному;
— который противоречиво относится к преступному способу и положительно – к правомерному;
+который положительно относится к преступному способу и положительно – к правомерному.
56. Какие теоретико-методологические положения являются верными для объяснения формирования криминогенной личности?
— криминогенная личность формируется при определяющей роли наследственных задатков;
+криминогенная личность формируется при определяющей роли социальных влияний;
— криминогенная личность формируется в результате влияния случайных факторов, как генотипических, так и социальных;
— факторы формирования криминогенной личности не могут носить закономерный характер;
+формирование криминогенных свойств личности является социально детерминированным, при котором генотипические задатки выступают внутренними условиями.
57. Какие теоретические положения являются верными для объяснения формирования криминогенной личности?
+криминогенная личность формируется в результате усвоения социального опыта и самостоятельного развития;
+на формирование криминогенной личности существенное влияние оказывает ближайшее социальное окружение;
— личность приобретает криминогенные качества в ситуации совершения преступления;
— личность проявляет криминогенные качества в ситуации совершения преступления, которые таким образом формируются;
— сложные жизненные ситуации могут обусловливать преступное поведение индивида независимо от сформированности криминогенных качеств личности.
58. Какие факторы не являются значимыми для формирования криминогенной личности?
+уровень и содержание получаемого индивидом образования;
— отсутствие правовой грамотности и адекватных правовых представлений;
— деспотизм со стороны родителей в детском возрасте;
— дружеские отношения с лицами, допускающими аморальные и противоправные поступки;
+чтение детективной литературы о работе людей, раскрывающих преступления.
59. Какие факторы не выступают в качестве значимых для формирования криминогенной личности?
— высокий уровень преступности в населенном пункте, где проживал индивид;
— увлеченность триллерами, компьютерными боями;
+предоставление родителями самостоятельности при выборе профессии и других форм организованной занятости;
— предоставление родителями самостоятельность в выборе круга друзей и форм развлечений;
+постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
60. Какие психологические механизмы действуют при формировании в детском возрасте склонности к кражам в случае, когда ребенок похищает игрушку другого ребенка, которую он очень хотел иметь и это остается без реакции?
+механизм импритинга;
— механизм подражания;
— механизм научения;
— механизм психологического взаимозаражения;
+механизм самостимулирования.
61. Какие психологические механизмы действуют при формировании в склонности к кражам в случае, когда молодой человек под влиянием другого лица втягивается в совершение квартирных краж ?
+механизм подражания;
+механизм научения;
— механизм импритинга;
— механизм стереотипизации;
— механизм рефлексии.
62. Какие психологические механизмы действуют при формировании в детском возрасте склонности к насильственным действиям в случае, когда он испытывает насилие в отношении себя и матери со стороны отца?
— механизм эмпатии;
+механизм подражания;
+механизм научения;
— механизм взаимозаражения;
— механизм стимулирующего подкрепления.
63. Какие психологические механизмы действуют при формировании криминогенной склонности в связи с наблюдением сцен насилия в видеопродукции, транслируемой СМИ?
— механизм эмпатии в связи с восприятием жертв насилия;
— механизм подкрепления;
— механизм убеждения;
+механизм внушения;
+механизм подражания.
64. Какие факторы обусловливают недостаточную антикриминальную устойчивость личности подростка и предпосылки формирования у него криминогенных склонностей?
+асоциальные компания подростков;
— наличие карманных денег и предоставляемая родителями самостоятельность их использования;
— привлечение одного из родителей к уголовной ответственности за совершение должностного преступления;
— неполная семья и уклонение одного из родителей от содержания и воспитания подростка;
+скандалы и пьянство родителей.
65. Что выражает собой криминогенетический анализ в изучении личностных предпосылок противоправного поведения?
+влияние образа жизни, занятости индивида на формирование склонностей, имеющих отношение к юридически значимому поведению;
+влияние ближайшего социального окружения, форм совместной деятельности на формирование социально-правовой позиции, в том числе на формирование криминогенных склонностей;
— выявление генотипических (унаследованных) криминальных задатков;
— выявление ранее совершенных противоправных деяний как фактов сохранения к текущему времени криминогенных склонностей;
— выявление генезиса ранее совершенных преступлений.
66. Какие два пункта данных являются наиболее значимыми для вероятностного утверждения, что индивид обладает склонностью к совершению корыстных противоправных деяний?
— индивид ранее совершал корыстное преступление, за что отбыл наказание, стал на учет в службе занятости и находится на иждивении пожилых родителей;
+индивид длительное время не работает и проживает в жилье своего знакомого, который отбывал наказание;
+индивид характеризует преступный способ удовлетворения материальных потребностей «как не требующий много времени и используемый многими людьми»;
— индивид считает, что человек, совершающий хищение, «может быть походим на обычных людей, но его ожидает привлечение к ответственности»;
— индивид считает, что «некоторые богатые люди обеспечили свое материальное состояние нарушая законы и избежали ответственности».
67. Какие два пункта данных являются наиболее значимыми для вероятностного утверждения, что индивид обладает склонностью к совершению насильственных противоправных деяний?
— отец индивида является рецидивистом и значительную часть времени провел в местах лишения свободы за совершение грабежей;
+индивид занимался боксом, совершил в пьяном состоянии злостное хулиганство, за которое осужден;
— индивид считает, что у него вспыльчивый характер и ему иногда приходится себя сдерживать;
+индивид считает, что часто приходится иметь дело с людьми, которые «не понимают слов, пока не почувствуют страх»;
— индивид страдает алкоголизмом, за прогулы неоднократно увольнялся с работы, в последнее время ведет маргинальный образ жизни (характерный для «бомжа»).
68. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Человек, который совершает хищение, может оказаться в ситуации, когда нужны большие деньги на лечение родного человека, а многие крадут потому, что им слишком много надо или ленятся работать, привыкли к праздной жизни или может наркоманы какие-нибудь»?
— проявляется установка на совершение корыстных преступлений;
+не достаточная антикриминальная устойчивость в критической ситуации;
+в обычных условиях жизнедеятельности проявляется законопослушная позиция;
— проявляется криминогенная мотивация корыстного типа;
— имеется криминальная личностная норма, ориентированная на совершение корыстных преступлений.
69. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Если человек работает головой, когда крадет, то никто его найдет, и живет он нормально, лучше, чем многие другие. А если он туповатый, то ему светит тюрьма»?
— о наличии криминальной мотивации в виде клептомании;
+о положительном отношении к преступному деянию корыстного типа;
— о противоречивой позиции в отношении законопослушного способа обеспечения материальных потребностей;
— о противоречивом отношении к преступному способу обеспечения материальных потребностей;
+о признаках криминогенной склонности корыстного типа.
70. О чем свидетельствуют высказывания индивида: «Человек, который идет на совершение кражи, к сожалению, потерял себя, одержим жаждой денег и живет в тревоге, даже если живет на широкую ногу»?
— о наличии криминальной мотивации;
— о противоречивом отношении к преступному способу обеспечения материальных потребностей и человеку, совершающему корыстное преступление;
— о противоречивой позиции в отношении законопослушного способа обеспечения материальных потребностей;
+об отсутствии склонности к совершению корыстного преступного деяния;
+о признаках отрицательного отношения к преступному деянию корыстного типа.
71. Какие научные методические подходы применяются непосредственно для выявления криминогенных склонностей личности?
— изучение биографии индивида с выяснением перенесенных психологических травм;
— диагностика психологических черт личности;
+изучение социальных влияний на личность, которые могли обусловить формирование свойств личности, значимых в детерминации противоправного поведения, а также и законопослушной позиции;
+выяснение признаков отношения к преступному и правомерному способам удовлетворения потребностей и интересов;
— выяснение возможностей наследственной предрасположенности к противоправному поведению.
72. Какие методики целесообразно применять для выявления криминогенных склонностей личности?
+методика проективных вопросов и заданий;
— личностный опросник Кетелла;
— социометрическая методика;
— тесты ценностных ориентаций;
+цветовой тест отношений.
73. Какие характеристики преступных групп являются собственно психологическими?
+статусная дифференциация членов группы;
+внутригрупповые нормы и обычаи;
— численный состав группы;
— особенности возрастного состава;
— криминальная направленность (специализация) группы.
74. Какие из названных характеристик преступных групп относятся к собственно психологическим?
+характер межличностных отношений членов группы;
+мотивация вхождения в группу ее членов;
— устойчивость преступной деятельности группы;
— возрастной состав преступной группы;
— дифференциация членов группы по количеству судимостей.
75. Какие характеристики преступных групп относятся к собственно психологическим?
1) повторность преступлений, совершенных группой;
2) криминальная специализация группы;
+функционально-ролевая специализация членов группы;
+дифференциация членов группы по степени влиятельности;
5) способы сокрытия следов преступлений. используемые в группе.
76. Какие характеристики преступных групп относятся к психологическим?
+отношения каждого члена группы с каждым;
— прежние судимости членов группы;
— участие в преступных группах несовершеннолетних;
+сплоченность группы;
— отбытие ранее наказаний членами группы.
77. Какие мотивы могут обусловливать вхождение индивида в преступную группу?
— мотив автономии;
— мотив психологического взаимозаражения;
+мотив дружеской привязанности и долга;
+мотив самоутверждения;
— мотив самоопределения.
78. Какие мотивы могут побуждать индивида входить в преступную группу?
+мотив самовыражения;
+мотив социальной отчужденности;
— мотив избежания ответственности;
— мотив сочувствия;
— мотив стереотипизации.
79. Какие психологические особенности характерны для предкриминальных групп?
— корыстные мотивы объединения членов группы;
+объединение для совместного проведения времени;
+преступление совершают ради развлечения;
— существует четкая иерархия;
— существует строгая внутренняя дисциплина.
80. Какие психологические особенности характерны для устойчивых преступных групп корыстной направленности?
+наличие функционально-ролевой специализации членов группы;
— отсутствие четкой статусной иерархии;
+взаимоконтроль членов группы;
— численность групп 2-4 человека;
— обязательное вхождение в более широкую криминальную общность.
81. Какие психологические особенности характерны для организованных преступных сообществ?
— принудительное вхождение в преступное сообщество лиц, отбывших наказания;
— единый состав, не дифференцированный на отдельные группы;
+объединение отдельных преступных групп с сохранением их самостоятельной криминальной специализации;
— планирование главарями сообщества преступной деятельности всех входящих в его состав лиц;
+решение главарями вопросов взаимодействия преступных групп и разрешение конфликтов.
82. Какие психологические особенности характерны для случайных преступных групп?
— обязательное наличие лидера группы;
— периодическое объединение членов группы для совершения преступлений;
— совершение, как правило, насильственных преступлений;
+мотивы объединения в группу как правило носят корыстный характер (для совершения корыстных преступлений);
+объединение, как правило, лиц отбывших наказание, случайно встретившихся.
83. Какие психологические особенности характерны для преступных групп с изменяющимся составом из числа лиц, принадлежащих более широкой общности преступников?
+мотивы объединения носят корыстную направленность или для защиты своих интересов от посягательств конкурирующей общности преступников;
+объединение осуществляется, когда возникает благоприятная возможность совершения корыстного преступления;
— члены более широкой общности, как правило, не поддерживают между собой отношения, а знают только главарей;
— общие нормы взаимоотношений между преступниками не сформированы;
— отсутствует статусная структура в преступной группе.
84. Какие признаки присущи криминальной субкультуры?
— особые традиции и ритуалы принятия в преступную группу;
+расслоение преступников на неформальные категории;
— принудительное вхождение преступников в общность;
— особые правила совершения преступлений;
+криминальная ценностно-нормативная идеология.
85. Какие явления характерны для криминальной субкультуры?
+криминальная мифология;
+специфический язык общения;
— отличительные признаки одежды;
— существование субкультуры исключительно в общностях лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
— ориентация на расширение сфер криминального бизнеса.
86. Какие особенности характерны для криминальной субкультуры?
— неформальная идеология, направленная на досрочное освобождение преступников, отбывающих наказание;
— взаимное информирование преступников о собственной противоправной деятельности;
+санкции за нарушение общепринятых правил поведения;
— ритуалы празднования важных событий в преступном мире;
+возвышение справедливости в отношениях среди профессиональных преступников.
87. Какие признаки присущи криминальной субкультуры?
+решение важных вопросов преступного мира при сборе авторитетных преступников;
— зависимость криминального авторитета от количества судимостей;
— допустимость участия в работе самодеятельных организаций осужденных в целях досрочного освобождения;
— обязательность для всех преступников выполнения решений криминальных авторитетов о способах совершения преступлений;
+ориентация неформальных норм поведения на конспирацию преступной деятельности.
88. Какие явления имеют место в криминальной субкультуре?
— самостоятельное установление принадлежности к определенной касте преступников;
— зависимость принадлежности к определенной касте преступников от физической силы;
+ценность умственных способностей и справедливости как качеств личности;
+уважительное отношение преступников к матери;
— уважительное отношение взрослых преступников к несовершеннолетним.
89. Какие психологические признаки характерны для противоправной толпы?
— поддержание дружеских взаимоотношений;
— ориентация каждого преимущественно на индивидуальные интересы;
+психологическое взаимозаражение;
+эмоциональная идентификация;
— управляемая организованность.
90. Какие психологические признаки могут быть характерны для противоправной толпы?
+паническая мотивация;
+стяжательская мотивация;
— статусная иерархия;
— общепризнанные нормы и обычаи;
— ориентация поведения на взаимоотношения.
91. Какие психологические особенности характерны для противоправной толпы?
+агрессивная мотивация;
— целенаправленное распространение информации;
— мотивация приобретения авторитета;
+импульсивное реагирование и поведение;
— ориентация в поведении, как правило, на знакомых лиц.
92. Какие психологические признаки характерны для толпы с противоправным поведением?
+распространение слухов;
— мотивация действий, ориентированная на поддержание позитивных взаимоотношений;
+конформная мотивация действий;
— ориентация внимания на последствия;
— организованное управление действиями.
93. Какие теоретические основания используются в психологическом анализе причин преступности?
+принцип детерминизма;
+принцип иерархии факторов;
— факторный анализ;
— принцип деятельностного подхода;
— принцип экстраполяции данных об уровне преступности.
94. Какие теоретические посылки используются в психологическом анализе причин преступности?
— психологическая теория черт личности;
+принцип доминирующей роли правосознания;
— корреляционный анализ количественных показателей преступности;
— корреляционный анализ качественных показателей преступности;
+принцип анализа социальных влияний и условий на правосознание.
95. Какие явления характеры в порождении преступности?
+самодетерминация преступности;
+кумулятивный эффект;
— доминирующее влияние социальных условий на порождение преступности по отношению к общественному правосознанию;
— непосредственная обусловленность преступности уровнем материального благосостояния населения;
— непосредственная обусловленность преступности уровнем образования населения;
96. Какие явления имеют место в порождении преступности?
— закономерная смена роста и спада уровня преступности;
— доминирующее влияние международных тенденций преступности по отношению к факторам внутри страны;
— закономерная смена тенденций роста рецидивной преступности и преступности лиц, впервые совершающих преступления;
+доминирующее влияние правосознания на состояние преступности по сравнению с экономическими факторами;
+опосредованность социальной коммуникацией влияния на уровень преступности уровня раскрываемости преступлений.
97. Какие явления присущи процессам порождения преступности?
1) рост латентной преступности обусловлен повышением уровня правосознания;
+влияние социально-экономических условий на состояние преступности опосредовано социальной коммуникацией;
+правовая культура населения более непосредственно определяет уровень преступности, чем применение уголовно-правовых мер;
4) рост преступности уменьшает ее самодетерминацию;
5) снижение преступности непосредственно обусловлено ростом материального благосостояния населения.
98. Какие явления обнаруживаются в порождении преступности?
— рост коррупционной преступности обусловлен усилением государственного регулирования борьбы с преступностью;
— сокращение латентной преступности обусловлено ростом преступности в целом;
+усиление уголовно-правовых санкций и строгость наказания приводит к снижению преступности опосредованно;
— причины и условия преступности имеет достаточно точную интерпретацию, позволяющую делать прогнозы с высокой вероятностью;
+причинный комплекс преступности представляет собой сверхсложную систему, не поддающуюся однозначной интерпретации.
99. Отметьте по степени значимости три фактора, влияющих на состояние преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне
+1уровень правосознания населения;
+2нравственно-правовое содержание информационного потока;
+3уровень организации борьбы с преступностью;
— уровень экономического благосостояния населения;
— правовое регулирование борьбы с преступностью.
100. Отметьте по степени значимости три фактора, оказывающих влияние на состояние преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.
+1уровень развития нравственно-правового социального контроля населения;
+2уровень нравственно-правовой культуры населения;
+3уровень трудовой занятости населения;
— уровень социального обеспечения населения (медицинского, пенсионного и др.);
— уровень развития сферы услуг для населения.
101. Отметьте по степени значимости три фактора преступности, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.
— уровень стабильности семьи в обществе (процент разводов);
— уровень социальной защиты детей;
+1уровень алкоголизации населения и альтернативного явления – распространенности «здорового образа жизни»;
+2уровень нравственно-правовой направленности обучения и содержания СМИ;
+3нравственно-правовое сознание населения.
102. Отметьте по степени значимости три фактора, детерминирующих преступность, начиная от наиболее значимого фактора. Указывайте их номера в приведенном перечне.
+1уровень выявления преступлений и неотвратимости наказаний;
+2уровень правового просвещения и воспитания населения;
+3уровень развития участия населения в поддержании правопорядка;
— уровень профессионального образования населения;
— уровень материального обеспечения безработных.
103. Какие две сферы социально-правового поведения являются наиболее значимыми для анализа состояния и тенденций преступности?
— сфера образования;
+сфера взаимодействия с другими людьми;
— сфера исполнения конституционных обязанностей;
+сфера обеспечения материальных потребностей;
— сфера гражданско-семейных отношений.
104. Определите какие явления можно отнести к социальным влияниям (в отличие от социальных условий), значимым для уровня правопорядка?
— социальное обеспечение населения;
+нравственно-правовое воспитание населения;
— трудовая занятость населения;
— уровень материального состояния населения;
+нравственное содержание информационного потока СМИ.
105. Какие явления можно отнести к социальным влияниям (в отличие от социальных условий), значимым для уровня правопорядка?
— государственная поддержка образования;
— доступность развития частного предпринимательства;
+государственная система нравственного и правового просвещения и воспитания;
+информационное обеспечение борьбы с преступностью;
— правовое регулирование общественных отношений.
106. Какие составляющие включает общественное правосознание, обусловливающее состояние правопорядка?
— степень материального расслоения населения;
— тенденции изменения преступности;
+уровень знаний населением правовых предписаний, определяющих обязанности, запреты, порядок реализации законных интересов;
— практика правоприменительной деятельности;
+отношения членов общества к правовым предписаниям, определяющим возможности реализации законных прав и интересов.
107. Какие элементы включает общественное правосознание, обусловливающее состояние правопорядка?
+отношения членов общества к правомерным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;
— общественные отношения, регулируемые правом;
+общественное отношение к противоправным способам удовлетворения личных интересов;
— знание структуры правоохранительных органов государства;
— коррумпированность сотрудников правоохранительных органов.
108. Какие социально-психологические явления включает общественное правосознание?
— качественные показатели преступности;
+отношение членов общества к правоохраняемым социальным ценностям;
— тенденции роста преступности;
— правовое регулирование порядка реализации законных интересов членов общества;
+представления о правовых позициях людей в обществе.
109. Какие социально-психологические составляющие включает общественное правосознание?
+социально-правовые ожидания, которые выражают представления о последствиях противоправного поведения и успешности правомерных путей удовлетворения интересов;
— применяемые уголовно-правовые меры в борьбе с преступностью;
— уровень образования членов общества;
— степень распространения пьянства и наркомании;
+общественное отношение к противозаконному поведению людей.
110. Какие составляющие входят в структуру общественного правосознания?
— организация охраны общественного правопорядка;
— распространение через СМИ информации об уголовно-правовых мерах, применяемых за противоправные деяния;
— организация правового просвещения членов общества;
+отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка;
+отношение к правоохранительным органам и применению уголовно-правовых мер к лицам, совершающим преступления.
111. Какие конечные цели преследует социально-психологический мониторинг общественного правосознания?
— научное описание основных составляющих общественного правосознания;
+оценка тенденций изменения преступности;
+разработка мер по повышению уровня правосознания для укрепления правопорядка;
— научная разработка методики изучения правосознания;
— сравнительный анализ правосознания для оценки уровня правового просвещения населения.
112. Какие основные сферы социально-правового поведения членов общества должен охватывать мониторинг общественного правосознания в связи с прогнозированием преступности?
+сферу поведения связанную с обеспечением удовлетворения материальных потребностей;
— сферу правового регулирования трудовых отношений;
+сферу поведения человека, направленного на взаимодействие с другими людьми;
— сферу участия членов общества в политической жизни страны;
— поведение в сфере семейно-бытовых отношений.
23