Социально-психологические характеристики неформальных групп

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………..2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП…………………………………………………….5

1.1. Понятие неформальных групп в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………..………………5

1.2.Классификация неформальных групп……………………………………10

1.3. Социально-психологические характеристики неформальных групп……14

1.4. Причины возникновения неформальных объединений…………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…23

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема функционирования неформальных групп является актуальной, поскольку наблюдается огромное количество различных неформальных объединений, которые в той или иной степени влияют на формирование и развитие современного общества, его культуры и мировоззрение отдельного человека.

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую историю и, одновременно, разнообразное содержательное наполнение.

Неформальность группы определяется через констатацию того, что группа возникает и существует в результате активности, взаимодействия входящих в нее людей. То есть важнейшей характеристикой неформальной группы являются ее опосредованные отношения с социальным контекстом. В отличие от формальных групп, существование которых напрямую задается социальной структурой, неформальные сообщества имеют всегда более сложные отношения с окружающим миром [5, с. 25].

Основными причинами возникновения неформальных молодежных групп являются желания быть включенным в группу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять себя другим группам.

Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В.М.Бехтерев, М.В. Ланге, Б.В. Беляев, А.С. Залужный Ф. Олпорт, В. Трэнер, У. Макдуголл, В. Мёде и другие внесли вклад в изучение этого вопроса.

На наш взгляд, неформальные молодежные объединения — это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся неформалами не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика неформалов, относительная независимость и самостоятельность [7, с. 54]. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни.

12 стр., 5559 слов

Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

... группы, способствующие ее включению в неформальные объединения; раскрыть специфику формирования и структурные особенности неформальных молодежных объединений; выделить этапы развития современных неформальных молодежных объединений в России; исследовать психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях. Гипотеза: Мышление человека ...

Целью работы является изучение основных социально-психологических характеристик неформальных групп.

Задачи:

1. Проследить историю зарождения неформальных групп;

2. Рассмотреть основные подходы к определению понятия неформальных групп;

3. Изучить основные классификации неформальных групп в социальной психологии;

4. Проанализировать основные социально-психологические характеристики и личностные особенности развития неформальных групп;

5. Сформулировать выводы по теме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

1.1. Понятие неформальных групп в отечественной и зарубежной литературе

В современной науке исследование неформальных групп носит междисциплинарный характер. Неформальные группы привлекают внимание философов, социологов, психологов, культурологов, историков, педагогов, экологов, специалистов в области социальной работы и представителей других областей научного знания.

Отметим, что неформальные молодежные объединения рассматривались первоначально зарубежными социологами. Проблемы неформальных молодежных объединений затрагивались в работах таких зарубежных исследователей, как М. Брейк, С. Коэн, С. Фрит, Д. Хэбдидж, К. Мангейм, У. Миллер, Т. Парсонс, Т. Роззак, П. Уиллис и др.

М. Брейк, изучавший смысловые аспекты содержания неформальных молодежных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. По мнению ученого, неформальные молодежные объединения отражают попытки молодежных групп решить структурные противоречия, возникшие в социентальном контексте [28, с.12].

В интерпретации М. Мердока неформальные молодежные группы представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Неформальные молодежные объединения дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формирования устойчивой идентичности.

Проблемы мировоззренческой дифференциации внутри альтернативного молодежного движения исследовали Д. Хэбдидж и С. Фрит, которые выделяли два основных типа отношений неконформной молодежи к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг [2, с. 108].

Большое влияние на характер исследования неформальных молодежных объединений в западной науке оказали идеи К. Мангейма, который в своих работах исследовал феномен поколенческого единства [3, с. 84].

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

... нашей работе это отразить. Глава I Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации 1.1 Генезис неформальных молодежных объединений в РФ Главным, определяющим фактором появления и развития неформальных групп, стали процессы демократизации и гласности, ...

Среди современных зарубежных исследователей особо следует отметить работы С. Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он полагает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающей средой. Переход в иную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций.

По мнению С. Айзенштадта, неформальная группа — это иная модель общественных отношений. Эти взаимосвязи отличаются от формальных, общественных. В группе сверстников молодой человек сохраняет потребность в эмоциональной близости, сплоченном коллективе. Происходит эмоциональная идентификация, которая возможна лишь в том случае, если индивид воспринимается как целостная личность, если его объединяет с другими общее представление о временных циклах, общая потребность найти себя, свое место в жизни.

Отметим, что также изучением неформальных молодежных объединений занимались такие западные исследователи как Д. Рисмен, Ж.Фридман, С. Паркер, Г. Рохейм, П. Уиллис и другие социологи.

В отечественной науке у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты в области педагогики и психологии. Разработку подобной проблематики еще до революции вел С.Т. Шацкий. Ученый выдвинул и обосновал гуманистическую идею о том, что «дети улицы», входящие в различные объединения, совсем не отличаются от «нормальных детей» какими-либо «дурными задатками» [5, с. 30].

Вслед за С. Шацким огромный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности стихийных групп несовершеннолетних внес классик советской педагогики А.С. Макаренко. Вопросами возникновения стихийных групп подростков и юношей также занимались в 20 — 30-е годы XX века П.П. Блонский, В.Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций стихийно возникающих групп как «самовозникающих кратковременных и длительных коллективов» дал А.С. Заслужный [6, с. 10].

И.С.Полонский обосновал принципиально важное положение о том, что стихийно-групповое общение — определенный этап в процессе социализации подростков [7, с. 15]. Эти исследования заложили основные традиции изучения неформальных молодежных объединений в отечественной науке. Однако отметим, что в советское время специальной, целенаправленной работы по изучению неформальных молодежных объединений не велось, а те немногочисленные проводимые исследования, связанные с проблемами молодежи, имели ярко выраженную идеологическую направленность.

К началу 90-х гг. в отечественной науке сформировались три направления исследований проблематики неформальных молодежных групп. Одно из них — изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные образования (исследовательские проекты А.А. Ладатко, В.Ф. Левичевой и др.).

Другое направление (Е.В. Березина, О.К. Данисевич, А.С. Морозов) основывалось на применении методов включенного наблюд……..

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов по направлению и специальности «Психология». Г.М. Андреева, — М., 2004.

2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. И.П. Башкатов, — М., 2000.

3 стр., 1449 слов

Влияние неформальных молодежных объединений на воспитательный процесс подростков

... воспитание. Задачи: 1. Изучить молодежь как социально-психологическую группу. 2. Охарактеризовать признаки неформальных молодежных объединений и выявить определить особенности молодежной субкультуры в современном ... Мир психологии. – №1 -2005. 2. Борзова Т. А. Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры: на примере современной российской молодежной субкультуры: ...

3. Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. И.П. Башкатов, — М., 1993.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. М.; СПб.: Питер, 2008.

5. Боенко Н.М., Социология молодежи. Н.М., Боенко Гилинский Я.И., Голот С.И. — Спб., 1996.

6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. С.Ю. Бородулина, — Ростов-на-Дону, 2004.

7. Громов А.В.,Кузин О.С. «Неформалы, кто есть кто?», М.,1999

8. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире / ред. Г.М.Андреева, А.И.Донцов. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 148-161.

9. Журнал «Дружба народов», 2006, № 11

10. Запесоцкий А.С., Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. А.С. Запесоцкий, А.П. Файн — М., 1990.

11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).

[Текст] / Е.В. Змановская, — М., 2003.

12. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. В.Н. Кудрявцев, — М., 2006.

13. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: Владос, 2004.

14. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.

15. Немов Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов, — М.: Гуман. Изд. ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

16. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

17. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. О.А. Раковская, М. «Наука», 1993.18. Рудакова И.А. Девиантное поведение: уч. пособие для студентов. И.А. Рудакова, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

19. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Сост. А.Л. Свенцицкого. — СПб: Питер, 2000. — 512 с.

20. «Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996

21. Фельдштейн Д.И. «Социальное развитие в пространстве-времени детства» М.1997, «Флинта»

22. Фельдштейн Д.И. «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» М.1992, «Педагогика»

23. Юшенков С. «Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития», М., 1998