Развитие зарубежной экспериментальной психологии.
Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц
Биография
Герман Гельмгольц родился 31 августа 1821 года в Потсдаме, близ Берлина. Он получил первоначальное образование в Потсдамской гимназии, а затем в 17 лет поступил студентом в королевский
С1843 по 1848 года Гельмгольц проходил службу в Потсдаме, в качестве военного врача.
В 1847 году Гельмгольц пишет свою знаменитую книгу «О сохранении сил».
В 1848 году занял место в Академии художеств в качестве преподавателя анатомии; одновременно Гельмгольц становится ассистентом при анатомическом музее.
В 1849 году по рекомендации своего учителя, физиолога Иоганна Мюллера, он был приглашён на должность профессора физиологии и общей анатомии в Кёнигсберг.
В 1855 году переезжает в Бонн, где руководит кафедрой анатомии и физиологии, с1858 года — кафедрой физиологии в Гейдельберге.
В 1870 году становится членом Прусской академии наук.
С1871 до1894 года был профессором физики. Возглавил кафедру физики, в1877 году выстроил Физический институт Берлинского университета, которым управлял до1888 года.
В 1888 году император Германии Фридрих III возвёл его в дворянское достоинство, а в1891 году уже император Вильгельм II пожаловал его чином действительного тайного советника и орденом Чёрного Орла. В том же году удостоился высшей награды Франции — звезды ордена «Почётного легиона». Город Берлин избрал его своим почётным гражданином.
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... Бернара, э. Дюбуа-Реймона, г. Гельмгольца в развитие физиологии в Западной Европе. Физиология (греч. physiologia; от physis — ... гг.) стал доктором медицины в возрасте 19 лет. В 24 года он возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет ... поиска тематических исторических источников. Формировать:общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника. 7. Контрольные вопросы из ...
Умер Гельмгольц в Берлине 8 сентября 1894.
Благодаря разностороннему характеру своей педагогической деятельности он подарил Европе учеников — специалистов по различным отраслям естествознания.
•Н. Н. Гезехаус
•А. П. Соколов (физик)
•Р. А. Колли (физик)
•П. Ф. Зилов (физик)
•Н. Н. Шиллер (физик) Из биологов и врачей:
Профессор Э. Адамюк (офтальмолог) Н. Бакст (физиолог)
Л. Гиршман (глазной хирург) И. Догель (фармаколог)
В. Дыбковский
А. Ходин Ф. Шереметьевский
Э. Юнге (окулист)
Вклад в науку.
Гельмгольц измеряет скорость распространения нервного импульса, изучает процесс мышечного сокращения. Гельмгольц становится первым человеком, увидевшим сетчатку глаза живого человека; для этого он использует специальное глазное зеркало – офтальмоскоп, изобретенное им в 1850.
Он построил офтальмометр, который позволял измерять кривизну роговой оболочки задней и передней поверхности хрусталика.
Он во всей полноте разработал учение о цветном зрении, исходя из предположения, что сетчатка имеет три основных цветоощущающих элемента. Развивая мысль о наличии в сетчатке глаза трех элементов, чувствительных к красному, зеленому и синему цвету, он разработал теорию возникновения цветовых зрительных ощущений. Красный, зеленый и синие цвета, по Гельмгольцу, являются первичными цветами, из оптического смешения которых возникает вся бесконечно богатая палитра красок, воспринимаемых человеческим глазом. Теория Гельмгольца выдержала испытание временем и в наши дни удовлетворительно объясняет физиологию цветных зрительных ощущений.
В «Руководстве по физиологической оптике» (1856
НЕЙРОН КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНИЦА ЦНС. ...
... импульсы в более однородные. Основные принципы распространения процессов возбуждения: 1. Иррадиация возбуждения. Импульсы, поступающие при сильном и длительном раздражении, могут вызывать возбуждение не только нейронов центра данного рефлекса, ...
Создал физиологическую оптику — науку о глазе и зрении.
В 1856 году Гельмгольц начал исследовать комбинационные тоны. Он построил модель уха, что позволило изучить характер воздействия звуковых волн на орган слуха, разработал теорию этого взаимодействия, создал учение о слуховой функции кортиева органа .
Кортиев орган — рецепторная часть слухового анализатора. Воспринимает колебания волокон, расположенных в канале внутреннего уха, и передаёт в слуховую зону коры больших полушарий, где и формируются звуковые сигналы.
В 1863 году вышла его книга «Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики».
Гельмгольц создал теорию резонанса (звук определенной высоты приводит в колебательное движение не всю основную звуковую мембрану, а только
В Гейдельберге Гельмгольц проводил свои классические исследования по скорости распространения нервного возбуждения. На лягушках он изучал скорость распространения возбуждения по нерву. Нерв получал раздражение током, вызванное возбуждение достигало мышцы, и она сокращалась. Зная расстояния между этими двумя точками и разницу во времени, он высчитал скорость распространения возбуждения по нерву. Она оказалась совсем небольшой, всего от 30 до 100 м/с.
В
Презентация на тему: Исследование восприятия
Исследование восприятия
Гельмгольц утверждал, что восприятия появляются как результат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключение. Таким образом, механизмом формирования образа восприятия являются бессознательные умозаключения. С помощью этого психического механизма по результатам возбуждения чувствительных нервов восстанавливаются особенности внешнего объекта.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Бессознательные умозаключения по своей сути не являются произвольными актами, мы не можем никак влиять на их результат — образ восприятия, поэтому Г.Гельмгольц писал, что они непреодолимы.
Г.Гельмгольц однозначно утверждал: связь ощущений и восприятий «в значительной степени основана на приобретенном опыте, т.е. на психической деятельности». Из этого следовало, что на восприятие большое влияние оказывают опыт, тренировка, привычка.
Гельмгольц сформулировал правило, в котором содержится мысль о том, что образ восприятия — это всегда обобщенный образ внешнего объекта, а не детализированный набор всех ощущений. Из этого правила следует то, что образ восприятия имеет предметный характер, поскольку в нем отражаются существенные свойства объекта. Из него также следует, что далеко не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая его часть не входит в образ восприятия.
Характеризуя основные виды образов, Г.Гельмгольц дал определение трем из них, тем самым показав специфику образов восприятия.
Понятие образ в представлении — относится только к впечатлениям, не имеющим текущей чувственной основы, это образ прошлых впечатлений.
Понятие перцептивный образ — относится непосредственно к восприятию, которое сопровождается соответствующими чувственными ощущениями.
Понятие первичный образ — относится к совокупности чувственных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющий в своей основе прежнего опыта.