ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ НИЗКОСТАТУСНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Введение

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Проблема социально-психологической адаптации подростков в научном знании

1.2. Принятие себя и принятие других как показатели социально-психологической адаптации в младшем подростковом возрасте

1.3. Социально-психологическая адаптация подростков, имеющих низкий социометрический статус в школьном классе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ НИЗКОСТАТУСНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

2.1. Общая характеристика объекта исследования и методический инструментарий

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ У НИЗКОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТНОШЕНИЯХ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ

3.1. Психологическое обоснование программы занятий с элементами социально-психологического тренинга подростками, имеющими низкий социометрический статус в школьном классе

3.2. Динамика изменений у низкостатусных

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития психологических исследований является проблема социально-психологической адаптации подростков. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самопринятия, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.

В эти годы социальная ориентация позволяет акцентировать внимание подростка на постоянное стремление утвердить свое «Я», через отношение к самому себе, постоянно возвращаться к трудному для него вопросу «Я и Они», учиться ощущать себя среди других и принимать этих людей. Входя в общность, подросток еще не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится еще и «принимать» других.

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

В последние годы все чаще взгляды и подходы, излагаемые по проблемам организации каникулярного времени детей, касаются вопросов, связанных с философским и глобальным педагогическим аспектом [17, 18, 21, 65]. Очень часто за яркими, звучными названиями программ организации детского отдыха (часто выдаваемых за инновационные) кроются по сути своей привычные и давно апробированные методики и формы ...

Развитие личности, включенной в социальные группы, происходит в соответствии с характером, требованиями и целями общества. Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.

Социализация подростка в группе как процесс освоения и реализации социальных норм и отношений составляет одну часть двуединого процесса социализации-индивидуализации, результатом которого является становление субъекта активного творческого действия. Подросток не просто адаптируется к группе сверстников, к принятым в его среде социальным нормам поведения, духовным ценностям, но и пропускает это через себя, вырабатывая индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей.

Социально-психологическая адаптация представляется нам фактором личностного развития учащихся, определяющим уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометрическим статусом и собственным отношением в принятии себя и принятии других.

Изучением социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (У.Бронфенбреннер, Н.Е.Гронланд, Я.Л.Коломинский, С.А.Котик, Х.Лийметс, Р.Манн, В.С.Мерлин, Дж.Морено, Н.Н.Обозов, Л.С.Славина) [7, 18, 44, 58].

Исследования социометрического статуса подростков, и взаимосвязь данных с особенностями самопринятия и принятия других обуславливает актуальность темы дипломного исследования. Существующее в школьной практике противоречие между необходимостью целенаправленного изучения особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками в процессе их социализации и отсутствием необходимых для этого реальных условий связано с недостаточной разработкой данного вопроса. Стремление содействовать разрешению этого противоречия определило проблему исследования.

Анализ психологической литературы показал, что в современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе и другим, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями.

3 стр., 1124 слов

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие самосознания и самоотношения в отечественной и зарубежной психологии …...…………….………………………………............6 1.2 Самоотношение как компонент самосознания, его структура и функции ……..…………………………………..……………....……...….........16 1.3. Развитие самоотношения в детском и подростковом ...

В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона, И.И. Чесноковой [33, 51, 59].

Анализ изученной психологической литературы [26, 40, 44, 56, 59] по проблеме выпускной квалификационной работы свидетельствует о том, что проблема по отношению принятия себя и принятия других подростками, имеющими низкий социометрический статус в школьном классе, современными исследователями мало освещена и недостаточно разработана, несмотря на ее важность.

Таким образом, необходимость изучения особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками обусловливает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.

Цель: изучение особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками.

Объект: подростки в возрасте 13-14 лет, имеющие низкий социометрический статус в школьном классе.

Предмет: особенности принятия себя и принятия других низкостатусными подростками.

Гипотеза: особенности принятия себя и принятия других как показатели социально-психологической адаптации подростка оказывают влияние на формирование их социометрического статуса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. раскрыть проблему принятия себя и принятия других низкостатусными подростками в научном знании;

2. подобрать методический инструментарий, направленный на изучение особенностей принятия себя и принятия других младшими подростками, имеющими низкий социометрический статус;

3. определить социометрический статус подростков в школьном классе;

4. исследовать особенности принятия себя и принятия других низкостатусными детьми в младшем подростковом возрасте;

5. разработать и апробировать программу занятий с элементами социально-психологического тренинга для подростков, имеющих низкий социометрический статус в школьном классе;

………….

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 1998. – 379 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.

12 стр., 5758 слов

Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема

... факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы. К биологическим ... . - Уфа, 2001. 3. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001. 4. Галагузова М ... употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут ...

4. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. с.91

5. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина – М.: ACADEMIA, 2000. – 262 с.

6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 270 с.

7. Артюхова И.С. Адаптация учащихся пятых классов / И.С. Артюхова, Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 30–33.

8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. // Л., 1998.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции. /Пер.с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 416 с.

10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 340 с.

11. Благинин А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 84 с.

12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

13. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? – М.: Дрофа-Плюс, 2005.– 256 с.

14. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.

15. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. Вып. 7. С. 134-142.

16. Волкова Б.С. Психология подростка – М.: Гаудеамус, 2005. – 203 с.

17. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.

18. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии//Вопр. психол. 1988. № 4. С. 161 – 166.

19. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 142–143.

20. Казанская В.Г. Подросток Трудности взросления – СПб.: Питер, 2006.–237 с.

21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.– 2-е изд. – Минск, Тетра Система, 2000. – 432 с.

22. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, Народная асвета, 1969. — 36 с.

11 стр., 5254 слов

Психология развития слабовидящих людей

Психология развития слабовидящих людей СОДЕРЖАНИЕ: Психосоматика на примере плохого зрения Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация Эмоционально-личностное развитие слабовидящих людей Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграцииинвалидов по зрению в общество Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми Особенности классификации предметов, ...

23. Коломинский Я. Л., Березовик Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1977.

24. Коломинский Я.Л. Человек психология. – М.: Просвещение, 1986.

25. Колитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Колитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 68–80.

26. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975. – 93 с.

27. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69–78.

28. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, Беларусь, 1988. – 206 с.

29. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005 – 111 с.

30. Краковский А.П. О подростках. – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.

31. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.

32. Кун Д. Основы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 720 с.

33. Лебедев, Ю.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребёнка / Ю.А. Лебедев, В.Л. Филиппова // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 18–28.

34. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»

35. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.

36. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.,2005 СПб.: 2003.

37. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. … канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с. .

38. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

39. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: учеб. пособие / А.А. Налчаджян.