Вопрос 1. Понятие «профессиография».

ПРОФЕСИОГРАФИЯ

 

Курс лекций

 

 

 

Красноярск 2011

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

 

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

 

Курс лекций для студентов

специальности 030301 (020400) Психология

очной формы обучения

 

 

Красноярск 2011

 

Профессиография: Курс лекций для студентов специальности 030301 (020400) / Сост. Ковалевич Т.Ф., Воронцова О.Ю., Попова С.В. — Красноярск: СибГТУ, 2011. — 65 с.

 

 

Рецензенты: канд.философ.наук, доцент В.П.Махонина (методический совет СибГТУ)

 

Курс лекций предназначен для изучения студентами специальности 030301 (020400) Психология учебной дисциплины «Профессиография». Он может быть использован при написании контрольных и при подготовке к лабораторным занятиям и зачету, а также в написании курсовых и дипломных работ.

 

 

© Т.Ф. Ковалевич, О.Ю. Воронцова, С.В. Попова

© Сибирский государственный

технологический университет, 2011

Содержание

Введение. 5

Лекция 1 Сущность профессиографии. 6

Лекция 2 Основные понятия профессиоведения. 12

Лекция 3 Методы психологического изучения профессии. 17

Лекция 4 Психологическая классификация профессий. 31

Лекция 5 Принципы профессиографического исследования. 38

Лекция 6 Методы профессиографических исследований. 40

Лекция 7-8 Типы профессиограмм. 43

Лекция 9 Формализованная профессиограмма. 53

Заключение. 59

Библиографический список. 60

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 63

 

Введение

Важной задачей работы психолога-практика является психологическое сопровождение всех этапов профессионального становления человека. Это и профориентация, профконсультация, профессиональное обучение, наставничество, адаптация молодых специалистов, развитие карьеры, повышение квалификации и т.д. Для квалифицированного психологического воздействия психологам необходимы знания о факторах развития рынка профессий.

«Профессиография» — это учебная дисциплина входит цикл дисциплин специализации: Основы профориентационной и профконсультационной деятельности, Теория и практика профессионального самоопределения, Функциональное состояние трудовой деятельности, Психология управления персоналом и др. Цели дисциплины — усвоение систематизированных научных знаний о различных способах взаимодействия в изменчивом мире профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития. Эта дисциплина объединяет научные знания о профессиографических исследованиях, профессиональном становлении работников, причинах выбора или смены профессий, проблемах профессионализации и дезадаптации.

5 стр., 2438 слов

Конспект лекции по курсу «Методика воспитательной работы» на ...

... отраженный в философских теориях и способах мышления); - практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы); - личностные (способности, индивидуальные особенности личности, ... жизни. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой — ...

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301 (020400) «Психология» очной формы обучения. На изучение теоретического курса дисциплины отводится 17 часов и 49 часов на самостоятельное изучение. Итоговой формой контроля является зачет, в ходе которого студент должен показать знание теоретических основ профессиографических исследований, его основных этапов и стадий, направлений и технологий; факторов развития профессиональной деятельности.

 

 

Лекция 1 Сущность профессиографии

 

1. Понятие «профессиография».

2. Цели профессиографического исследования.

3. Предмет и объект профессиографии.

4. Виды профессиограмм.

5. История профессиографии.

 

Вопрос 1. Понятие «профессиография».

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Термин профессиография происходит от латинского «профессио» — постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого «графо» — пишу. Суть данного подхода отражена в самом названии «описание профессий». В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. Понятие профессиография включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Вопрос 5 История профессиографии.

Профессиография, как и общая психология, имеют длинное прошлое, но короткую историю. В донаучной форме она сложилась так же давно, как выделение профессий из непрофессионального (допрофессионального) труда, поскольку сам факт наличия в общественном сознании разделения профессий предполагает более или менее ясное, устное или письменное описание каждой из них. Древние мифы, сказки и религиозные системы донесли до нашего времени не только описания профессий, но и вытекающие из них практические рекомендации по вопросам профориентации и профотбора (в современных терминах).

Издревле считалось, что профессионально важным качеством воина является эмоционально-волевая устойчивость. Этой констатацией не ограничивались. Предлагались конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

Научный подход к изучению профессий стал возможен в начале нашего века, одновременно с зарождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехники (Г. Мюнстерберг и Тейлор), а также психофизиологии труда (И.М.Сеченов), в 20- 30гг основной вклад в профессиографию внесли ученые-психологи.

В простых и убедительных экспериментах, организованных непосредственно на производстве, американский инженер-практик Ф.У.Тейлор показал, что, изучив рабочие движения и отсеяв на этой основе лишнее, можно существенно повысить производительность труда при одновременном уменьшении утомления. Подбирая размер лопаты (тем самым вес переносимого груза за один цикл) в соответствии с индивидуальной физической силой данного работника, можно также повысить производительность труда и снизить профессиональное утомление.

Определенный вред принесла односторонность первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно профотбору. Сказалось это и на профессиографии.

Вынужденный перерыв в исследованиях по психологии труда (с 1936 по 1956 годы), хотя и ослабил, но не ликвидировал полностью преемственность в отечественных исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.

За рубежом, в частности в США, перерыва в исследованиях по профессиографической тематике не было. В США выполнено и выполняется большое количество методически тщательно сделанных, интересных работ. Подводя итоги обзора работ в США, Ю.В.Укке пишет, что изучение профессий все еще находится на эмпирическом уровне, что не позволяет достичь основную цель психологических исследований: получить информацию, которая позволила бы определить исходные причины поведения людей, выявить факторы, лежащие в основе специфических поступков, объяснить наблюдаемые факты. Значительное число американских работ написаны с бихевиористских позиций.

Для современных отечественных профессиографических исследований характерен дифференцированный подход в зависимости от ряда факторов, в частности того, в рамках какой науки они проводятся – психологии труда, инженерной психологии или эргономики.

Современные профессиографические исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования. Они применяются в самых разных сферах производства и культуры. При этом они обогащаются как новыми теоретическими положениями, так и опытом реализации рекомендаций, направленных на психологическую оптимизацию труда. Теоретическими основами современной профессиографии являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория общения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «профессиография»?

2. Раскройте цели профессиографического исследования.

3. Предмет и объект профессиографии.

4. Перечислите виды профессиограмм.

Лекция 2 Основные понятия профессиоведения

1. Понятия и признаки «профессии».

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».

3. Динамика мира профессий.

Вопрос 2 Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation).

7 стр., 3427 слов

Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...

... действия оператора Одной из наиболее показательных и легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования на внешний стимул. Время реагирования является ... которых он станет действовать, таким, например, как получение достойного вознаграждения за труд, профессиональное самоутверждение, повышение самооценки и оценки со стороны других людей и ...

Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Например: профессия — врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

Специализация – еще большая детализация специальности.

Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

— формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

— реальная (как на самом деле работает человек)

Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

Должность как разновидность руководящей работы

Должность – любая официально фиксируемая работа.

Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

— фиксированная цель труда;

— фиксированный результат труда;

— фиксированные условия труда;

— фиксированный предмет труда;

— фиксированные средства труда;

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря на то, что ... такая ипостась человеческой деятельности существует давно, как возможная профессионально ...

— фиксированные обязанности (зона ответственности);

— фиксированные права работника.

Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

Вопрос 3 Динамика мира профессий.

Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

— интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

— усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

— развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

— универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... деятельность. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий ... Потребность в педагогической деятельности. Любовь к педагогической профессии. Способность получать удовольствие от труда по данной специальности (рабочей профессии). Моральные. Высокая ...

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».

Вопрос 1 Профессиографические методы.

Анализ документации.Ознакомление смонографиями мо технологии данного производства, статьями впериодических изданиях, сруководствами, инструкциями, наставлениями дает возможность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить первоначальные сведения о конструкции рабочего места. 3накомство с этими особенностями деятельности, а также с профессиональной терминологией является необходимым, условием разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Изучение текущей документации (журналов дежурств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал статистического анализа сложных ситуаций производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих.

Анализ анкет, служебных характеристик, отчетов — один из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов.

Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.
Приводим примерную схему опроса аппаратчика химического производства (профессиограмма составлялась в целях рационализации профессионального обучения).
Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — могут быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов).

Анкеты первого типа не сковываю инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.
Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... некую форму. Для того чтобы рассуждать на тему взаимовлияния профессиональной педагогической деятельности и личности учителя необходимо увидеть систему образования изнутри. У меня есть ... так как они требуют решения. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающим продуктивность выполнения трудовых функций, что особенно проявляется ...

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может, быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.
Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры:
наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

Важным принципом наблюдения является сравнительный подход при изучении профессии. В зависимости от целей профессиограммы сравнительному наблюдению и анализу подвергаются рабочие с высокой и низкой производительностью труда, с большим производственным опытом и новички, дающие высококачественную продукцию и допускающие брак. Сравниваются динамика дневной и месячной выработки, качество продукции, особенности и последовательность приемов у разных работников при выполнении одних и тех — же операций. Это дает возможности лучше уяснить особенности и причины успеха и затруднении при овладении профессией, а также более четко выявить психологическую структуру профессиональной деятельности в целом.

Наблюдение обычно сопровождается хронометражем т. е. измерением времени трудовых операций. Проведение хронометража позволяет определить длительность отдельных трудовых операций, частоту их повторяемости за определенные временные интервалы, интенсивность рабочего процесса, продолжительность пауз между отдельными операциями. Хронометраж и фотографию рабочего дня (наблюдение и запись в порядке фактической последовательности всех затрат времени на работу, регистрацию перерывов и потерь времени в течение всей рабочей смены) удобно вести с помощью специально подготовленных бланков со шкалой времени слева по вертикали. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименные элементов.

Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными, полученными с помощью регистрационно-измерительных методик (киносъемка, циклография, тензометрия), данными соматографии, позволяющей охарактеризовать рабочие позы в зависимости от размещения средств контроля и управления.

Циклография – совокупность явлений, процессов, составляющих кругооборот, в течение известного промежутка времени.

Тензометр – прибор для измерения деформации твердых тел(деталей машин, конструкций, сооружений).

Соматография – описание тела, мускулатуры.

Самонаблюдение и самоотчет.

Самонаблюдениев профессиографии выступаетв двух формах: в виде самоотчета специалиста и виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего.

В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала.

Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Сначала, самоотчет охватывает узкий крут объектов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, специалисты оказываются в состоянии сообщать о своих размышлениях я действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективация деятельности помогает специалистам осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и оказывает положительное влияние на успешность деятельности.
Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода. Трудовой метод применим лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение которым не требует больших затрат времени. При изучении других профессий этот прием может выступать в форме трудовых проб, когда исследователь овладевает отдельными, наиболее важными или
доступными, звеньями профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд недостатков трудового метода (запись переживаний и фактов трудового процесса проводится по окончания рабочего дня, когда исследователь, он же испытуемый, уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и делает его неравнозначным обычному и т. д.), добытый с его помощью аналитический материал может рассматриваться как вполне достоверный в силу того, что психолог не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно знает о них, поскольку пережил их на собственном опыте. Так, С. Г. Геллерштейн, изучавший в конце 20-х годов профессию поездного диспетчера, сумел вскрыть значение мыслительных процессов в его деятельности, требования к скорости их протекания. Высоко оценивая работу С.Г. Геллерштейн, В.Н. Пушкин подчеркивает, что ценные результаты были получены исследователем именно потому, что автор, используя трудовой метод, получил возможность анализировать профессию изнутри, на собственном опыте чувствуя значение того или иного компонента в исследуемой трудовой деятельности.
Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции. Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники — относительно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными.

Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода нащупывают психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Нельзя вместо тщательного предварительного анализа профессии с самого начала прибегать к экспериментальной оценке случайно выхваченных психических свойств, почему-либо связываемых с данной деятельностью.

Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, необычном для него рабочем месте (в цехе; в самолете, в кабине электровоза и т.п.).

Создание
экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое исследование требует особенно тщательной подготовки.
Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

Вопрос 2 Личностные методы

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик).

На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. Такими свойствами могут быть нейтротизм, экстраверсия — интраверсия (несколько упрощенно понимаемые как степень склонности к общению и разнообразию впечатлений) — по опроснику Айзенка. Более сложную картину личности работника получает исследователь, обратившийся к шестнадцатифакторному опроснику Кеттела. Например, один из шестнадцати факторов, фактор «С» (сила «Я» — общая эмоциональность) может интерпретироваться как сила (слабость) воли. Положительному значению этого фактора соответствуют: эмоциональная стабильность, отсутствие невротических симптомов, более реалистический подход к жизни, постоянство (стойкость), спокойствие (терпеливость), упорство и добросовестность, надежность (верность); отрицательному — противоположные свойства.

Выраженность того или иного фактора у данного лица определяется с помощью 10-13 вопросов, ответы на которые в неявной форме характеризуют эти свойства. Такими вопросами по отношению к фактору «С» Кеттел считает, например, следующие: оказывается ли у Вас, как правило, достаточно энергии в тот момент, когда это больше всего необходимо? Часто ли Ваше здоровье заставляет Вас менять свои планы? Вы спите крепко, не разговариваете и не ходите во сне? Вы в целом довольны своими родителями? Чувствуете ли Вы иногда побуждение бесцельно пересчитывать какие-либо предметы? Ваши эмоции толкают Вас иногда на такие действия, которых Вы сами от себя не ожидали? и т. п.

Считая опросник Кеттела «одной из наиболее серьезных попыток описания факторной фенотипической структуры личности», Г.В. Суходольский отмечает вместе с тем, что при работе с малыми выборками получаемые этим методом коэффициенты профессиональной успешности статистически недостоверны.

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, общую для опросников Айзенка, Кеттела, ММРI (Миннесотский многофакторный личностный опросник), разработанных зарубежными психологами и психиатрами: «диагноз личности», полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением опрашиваемого. Например, такие утверждения, как: я сплю крепко; обычно я могу сосредоточенно работать нео6ращая внимания на шум; я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает; когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство и т. п. — по-разному могут приниматься одним и тем же человеком в разные периоды его жизни. Известно, например, что под влиянием болезни или серьезных неприятностей человек часто интравертируется (снижается его потребность в общении}, Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей профессиографии она выступает как недостаток.

Более стабильную информацию о личности метод независимых характеристик К.К. Платонова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются коллеги по работе, непосредственное начальство, другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста, — всего 5 — 7 человек. Предложена шкала, по которой оценивается та или иная черта личности:

5 — названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности;

4 — заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

З — как и противоположная ей черта личности, выражена не резко, и в проявлениях они уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
2-заметно более выражена, и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1-противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Оценка каждой четы личности должна опираться на знание «жизненных показателей»,т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятельности (действий, поступков), в которых проявляется оцениваемая черта. Например, при оценке эмоциональной возбудимости выясняют, что более свойственно данному лицу: постоянное или часто меняющееся настроение; настроение меняется сразу или постепенно: насколько впечатлителен — всякое приятное событие вызывает чувство радости, всякие мелкие неприятности сильно огорчают или в повседневных условиях не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения; раздражителен ли, чаще раздражение возникает сразу или накапливается постепенно; как ведет себя при вынужденном ожидании; после неудач, неприятностей быстро успокаивается или продолжает переживать, несмотря на то, что причины уже исчезли. Такая подробная инструкция не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает исследователь, проводящий опрос. Полученные оценки усредняются, при этом крайние точки зрения неизбежно нейтрализуют одна другую и выведенный средний балл (например, критичность мышления-4,2; эмоциональная возбудимость — 3,6) отражает достаточно устойчивое и компетентное мнение о человеке, сложившееся в его трудовом коллективе. Обычно это мнение страдае9корее инертностью, чем неустойчивостью.

Количественные оценки, полученные методом независимых характеристик, поддаются дальнейшей статистической обработке, например корреляционному анализу, направленному на выявление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников.

Вопрос 3 Алгоритмический метод описания трудового процесса.
Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм — строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие порядок этих действий, может быть описана в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность или логическую сложность операции и другие показатели.

Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме и сокрыть их закономерные связи. Л.В. Дахина и С.Н. Левиева, разработавшие методику составления алгоритмов деятельности аппаратчиков химических производств, отмечают, что «благодаря своей полноте, конкретности и систематичности алгоритмы позволяют постепенно проследить характер операций, выполняемых операторами, и установить те звенья процесса, в которых наиболее часты аварии и брак и которые необходимо рационализировать или автоматизировать в первую очередь, либо функции операторов, требующие перераспределения или изменения в тех же целях». Авторы рассматривают также возможности применения алгоритмического подхода при изучении и распространении передового опыта, в процессе обучения рабочих и повышения их квалификации на производстве, для оценки рациональности размещения оборудования, для повышения качества нормирования труда и т. д.

Вопрос 4 Структурный метод

Сущность структурного метода, предложенного А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в вид структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:
— на оперативном уровне — в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;
— на уровне решения одной задачи — в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;
— на уровне алгоритма — в виде структуры взаимосвязей блоков операций;
— на уровне блока операций — в виде взаимосвязей отдельных операций;
— на уровне операции — в виде взаимосвязи ее компонентов.

А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования структурного метода, в частности сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру.

Вопрос 5 Системный анализ

Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической структуры основных компонентов изучаемой деятельности. Стремление соотнести профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между ними — направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

Наиболее разработанную методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи, между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности означает, по

В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Учет структуры профессионально значимых свойств при разработке системы профессионального отбора позволят повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описательный имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы — «человек-профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией новые перспективы.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность профессиографических методов.

2. Дайте характеристику личностному методу.

3. Перечислите методы психологического изучения профессии.

4. Дайте характеристику структурному методу.

Вопрос 1 Классификация профессионально ориентированных типов личности Дж.Холланда

Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности — интересов и ценностных ориентаций — Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический интеллектуальный социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский — на руководство людьми и бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж.Холданд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис.1).

 
 

 

Рис. 1 — Модель, Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р — реалистический тип; И- интеллектуальный; С — социальный; К — конвенциональный; П — предпринимательский; Х — художественный.

Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обуславливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности. Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

Вопрос 2 Классификация профессий Е.А. Климова

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1) Человек — живая природа (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер — овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2) Человек — техника (и неживая природа) (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3) Человек — человек (Ч).

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры:
продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4) Человек — знаковая система (З).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5) Человек — художественный образ (Х).

Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание).

Примеры в типе «человек природа»: контролер — приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек — знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П).

Примеры в типе «человек — природа»: мастер-овощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Изыскательские профессии (И).

Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек -человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р).

Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М).

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения Предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобили.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с Программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте. Обзорная схема классификации («карта» мира профессий) может выглядеть так:

«Моя профессия»
Группы профессий бонм
Отделы профессий РМАФ
Классы профессий ГПИ
Типы профессий ПТЧЗХ

 

Формула «моей профессии», или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. (Важно не путать порядок позиций: так, литера П («природа») в первой позиции означает тип профессий «человек-природа», а во второй позиции- класс преобразующих профессий.)

Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой: Паб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенная классификация предназначена для профориентационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и праксиса в их работе, внутренних и внешних средств труда.

В.Е. Гаврилов, признавая положительную роль психологической классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым, отмечает ряд ее недостатков. К их числу он относит то обстоятельство, что профессии одной группы часто включают компоненты, предъявляющие к работнику противоположные требования, что затрудняет определение критериев профпригодности.

Следующий недостаток этой классификации видится в том, что мир профессий весьма динамичен, да и само содержание труда конкретных профессий изменчиво. Это вносит большую долю неопределенности
в классификацию профессий и затрудняет внедрение профподбора в профконсультационный процесс.

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначена психологическая классификация профессий?

2. Достоинства и недостатки классификации Е.А. Климова.

3. В чем сущность теории Дж. Холланда?

4. Какие профессии относятся к типу «Человек — природа»?

Вопрос 2 Диагностическое профессиографирование

Диагностическое профессиографированиепрово­дится в случаях выяснения причин низкой производи­тельности труда, неудовлетворительного качества про­дукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поис­ковым, главное — установление причин, обусловлива­ющих наличие названных фактов.

Для установления диагноза изучают факторы произ­водственной среды, которые оказывают постоянное воз­действие на человека в процессе деятельности, опреде­ляют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы:

1. Содержание деятельности:

■ предмет и задачи труда;

■ требования к качеству результата работы.

2. Орудия труда:

■ вид и режим работы;

■ органы управления;

■ пространственная организация рабочего места.

3. Деятельность субъекта труда:

■ виды действия и их характеристика;

■ характер планирования и исполнения работы;

■ виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности;

■ виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда.

4. Организация труда:

■ структура производственного взаимодействия работников;

■ планирование работы и контроль за ней.

5.Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда.

6.Диагностика причин низкой эффективности дея­тельности субъекта труда.

7.Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по
усовершенствованию профессиональной деятельности.

Диагностическое профессиографирование осу­ществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.).

Вопрос 3 Прогностическое профессиографирование

Прогностическое профессиографированиепри­меняется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельно­сти либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следую­щей схеме:

1. Общая характеристика профессии:

■история и перспективы развития профессии;

■ социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

■ профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля1:

характеристика профессионального поля;

■ факторы, определяющие профессиональное поле;

■ прогноз развития профессионального поля.

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

■ уровень профессионального образования;

■ профессиональная подготовка;

■ повышение квалификации.

4. Профессиональная мобильность работника:

■ широта профиля специалиста;

■ уровень ключевых квалификаций;

■ возможности смены специальности и профессии.

5. Оценка перспективности профессии:

■ профессионально-психологический потенциал лично­сти;

■ профессиональная активность работника;

‘■ профессиональное самосовершенствование и карьера.

Прогностическое профессиографирование исполь­зует генетические методы, а также моделирующие эк­сперименты.

Вопрос 4 Методическое профессиографирование

Методическое профессиографированиепозволя­ет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых ка­честв и состояний субъекта труда для изучения дина­мики их изменения и характера функционирования. В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. На­пример, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, без­различие, пассивность применяют такую схему:

1. Содержание деятельности субъекта труда;

■ виды действий и их характеристика;

■ характер планирования и исполнения работы;

■ эмоциональные проявления;

■ виды помех на рабочем месте;

■ виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности.

2. Условия труда:

■ санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.);

■ физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.);

■ режим труда;

■ форма оплаты труда и поощрения.

При изучении профессионального мастерства спе­циалистов применяется следующая схема професси­ографирования

1. Содержание деятельности:

■ требования к квалификации работников (профессио­нальные знания, умения и навыки, а также качества и способности);

■ права и обязанности работника.

2. Организация труда:

повышение квалификации;

профессионально-психологический потенциал;

творческие способности.

3. Деятельность субъекта труда:

виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней;

особенности индивидуального стиля деятельности.

Завершающим этапом методического професси­ографирования является экспериментальная провер­ка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии.

В основу образовательно-ориентированного профессиографированияположена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом спе­цифических признаков. Авторы образовательно-ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профес-сиограмм1.

Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необ­ходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образователь­ного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.

Блок «Паспорт профессии» включает краткие све­дения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назна­чении профессии и уровне профессионального обра­зования

Блок «Основной объект (сфера) профессии» содер­жит сведения о типе профессии: «человек-приро­да», «человек-человек», «человек-техника», «че­ловек-знаковая система», «человек-художествен­ный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии).

Содер­жание этого блока является отправной точкой, осно­вой, на которой базируется содержание всех осталь­ных блоков профессиограммы.

Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих про­фессиональных принципов личности, особых отноше­ний к предмету профессии.

Блок «Предметно-профессиональная компетен­тность» содержит характеристику профессиональ­ной среды как полисистемного образования. Специ­алист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состо­ит результат труда, каково исходное состояние пред­мета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких услови­ях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходно­го предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности лич­ности:

■ развитие мыслительного потенциала;

■ возможности саморегуляции и саморазвития личности;

■ направленность личности на «стратегию успеха»;

■ гибкость и мобильность личности в рыночных ус­ловиях.

В профессиограмме предусматриваются и воп­росы экологической, правовой и экономической культуры.

Блок «Специальные психофизиологические требо­вания» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Каждый блок состоит из модулей, модуль — из мо­дульных элементов, а последние — из модульных еди­ниц. Модульные составляющие профессиограммы яв­ляются относительно самостоятельными организаци­онно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной дея­тельности.

Модульные составляющие профессиограммы име­ют единую структуру. Любой модуль включает:

■ наименование модуля (модульного элемента или
модульной единицы);

■ уровень профессиональной подготовки;

■ шифр;

■ параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

■ степень овладения параметрами профессии (пока­затели, характеризующие подготовленность работ­ника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

■ критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Профессиограмма имеет многофункциональное на­значение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональ­ной подготовленности, обеспечения мониторинга про­фессионального становления личности специалиста.

Вопрос 5 Проспектированное профессиографирование

Проспектированное профессиографированиеот­ражает динамику профессионального развития специ­алиста и профессионала.

Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Между народная организация труда рекомендует строить об­разование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрос­лых в получении профессиональной подготовки в те­чение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловли­вает необходимость проспектированного профессиографирования.

Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специали­ста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости.

Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессио­граммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профес­сионального становления: оптации, профессиональ­ного образования (подготовки), профадаптации, пер­вичной и вторичной профессионализации и мастер­ства.

На каждой стадии приводятся следующие струк­турные составляющие деятельности:

■ конкретные виды деятельности, направляемые
стратегическими целями и мотивами;

■ профессиональные действия, направляемые тактическими целями;

■ способы осуществления действий в конкретных
условиях и оценка их результативности.

Эти структурные компоненты деятельности яв­ляются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных фун­кций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направ­ленности, профессиональной компетентности, про­фессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Приведем схему проспектированной профессио­граммы.

1 Паспорт профессии:

тип профессии и ее отраслевая принадлежность;

■ уровень образования и ступени {категории} квалификации;

■ смежные специальности и профессии;

■ социально-профессиональные ограничения.

2. Подготовка кадров:

■ форма и уровни профессионального образования и
подготовки кадров;

■ уровень получаемой квалификации;

• перспективы профессионального роста и карьеры.

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления:

■ функции;

■ конкретные виды деятельности;

■ типовые профессиональные задачи;

■ профессиональные умения.

4. Проспектированная психограмма на каждой ста­дии профессионального становления:

■ ведущая деятельность;

■ основные подструктуры субъекта деятельности:

— профессиональная направленность;

— профессиональная компетентность;

— профессионально важные качества (ключевые квалификации);

— профессионально значимые психофизиологические свойства;

■ психологическая характеристика каждой подструктуры личности.

5. Санитарно-гигиенические условия труда:
• режим труда;

■ нервно-психическая напряженность;

■ сенсомоторная и перцептивная сферы;

■ медицинские противопоказания.

В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методо­логии. Теоретические основы профессиографии по­зволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проек­тирование карьеры, образование и повышение ква­лификации.

1. Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности: естественные, в уважении, общении, самоутверждении, самоосуществлении и самоактуали­зации.

2. Имеющиеся классификации профессий подчи­нены решению конкретных практических задач. Уни­версальной классификации быть не может. И вместе с тем следует отметить необходимость поиска новых
принципов и методов классификации профессий.

3. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъек­та труда для решения широкого крута практикоориентированных задач психологии профессий.

Контрольные вопросы

1. Для какой цели предназначено информационное профессиографирование?

2. Основная цель диагностического профессиографирования.

3. Характеристика методической профессиограммы.

Вопрос 1 Социальная и профессиологическая характеристика профессии

Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. При определении содержания профессиограммы учитывается нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально- ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

Формализованная схема профессиограммы

А. Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

З. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).

4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.

7. Необходимое образование.

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и тд.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

Вопрос 2 Психограмма
А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).

З. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций связанных с психомоторикой
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

• чувствительность различных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избьггке или дефиците информации,

• восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.;
• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению
• преобладающе типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально — мнемическая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

• внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно- психической напряженности труда.
З. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).

4. Воля и ее особенности Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

З. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

З. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).

6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

1. Последствие ошибок и особые требования к безопасности труда.

2. Характеристика профнепригодности.

З. Половозрастные ограничения.

4. Профессиональные вредности и льготы.

5. Профессиональные деформации личности.

Заключение

В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).
З. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.

Контрольные вопросы

1. Социальная характеристика профессии.

2. Структура психограммы.

3. На основании чего даются рекомендации?

 

Заключение

 

Изучение теоретического материала должно содействовать теоретической базе для развития навыков в составлении профессиограмм разного характера. Цели данной дисциплины является усвоение и систематизация научных знаний о различных способах взаимодействия в изменчивом мире профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития. Эта дисциплина объединяет научные знания о профессиографических исследованиях, профессиональном становлении работников, причинах выбора или смены профессий, проблемах профессионализации и дезадаптации.

Данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, решению конкретных практических задач, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, снижение текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда.

Безусловно, данный материал не исчерпывает всей полноты знаний в данном аспекте. Библиографический список содержит перечень других необходимых источников.

Желаем вам успехов в дальнейшем освоении профессиографии!

 

 

Библиографический список

Основная литература

1 Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. — М. : Питер, 2007. — 192 с.

2 Ковалевич, Т. Ф. Профессиография [Текст ] : учеб. пособие для специальности 030301 очн. формы обучения / Т. Ф. Ковалевич, О. Ю. Воронцова ; [отв.ред. С. Н. Орлова]. — Красноярск : СибГТУ, 2010. — 112 с.

3 Носкова, О. Г. Психология труда [Текст] : учеб. Пособие для вузов / О. Г. Носкова ; под ред. Е. А. Климова. – М. : Академия, 2009. – 384 с.

4 Пряжников, Н. С. Психология труда [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2009. – 480 с.

5 Пызин, В. А. Политическая профессиология : монография / В. А. Пызин. — Тверь : Издатель Алексей Ушаков, 2008. — 256 с.

Дополнительная литература

1 Бартол, К. Психология криминального поведения [Текст] / К. Бартол. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. – 352 с.

2 Бодров, В. А. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой [Текст] / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. — М. : Ин-т психологии РАН, 1998. – 288 с.

3 Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. — М. : Ин-т психологии РАН, 1997. – 352 с.

4 Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники [Текст] / Г. Вильсон. — М. : Когито-центр, 2001. – 382 с.

5 Гарбер, Е. И. Методика профессиографии [Текст] / Е. И. Гарбер, В.В. Козача. – Саратов : Из-во Сар.ун-та, 1992. – 196 с.

6 Гордеева, Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия [Текст] / Н. Д. Гордеева. — М. : Тривола, 1995. – 322 с.

7 Гройсман, А. Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии [Текст] / А. Л. Гройсман. — М. : Магистр, 1998. – 436 с.

8 Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества [Текст] / А. Л. Гройсман. — М. : Когито-центр, 2003. – 184 с.

9 Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ, 2003. – 415 с.

10 Грязева-Добшинская, В. Г. Современное искусство и личность гармонии и катастрофы [Текст] / В. Г. Грязева-Добшинская. — М. : Академический проект, 2002. – 401 с.

11 Голиков, Ю. Я. Психология автоматизации управления техникой [Текст] / Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин. — М. : Ин-т психологии РАН, 1996, — 160 с.

12 Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] / М. И. Еникеев. — М. : НОРМА – Инфа-М, 1999. – 504 с.

13 Жданов, И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности [Текст] / И. А. Жданов. — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1991. – 254 с.

14 Загайнов, Р. М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога [Текст] / Загайнов, Р. М. — М. : Смысл, 2001. – 570 с.

15 Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

16 Иванова, Е.Н. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности [Текст] / Е.Н. Иванова. — М. : МГУ, 1992. – 94 с.

17 Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях [Текст] / А.В. Кириченко. — Минск : Тесей, 2003.- 222 с.

18 Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А. Климов. — М. : МГУ, 1995. – 224 с.

19 Килошенко, М. И. Психология моды [Текст] / М. И. Килошенко. — СПб. : Речь, 2001. – 192 с.

20 Курганов, В. М. Психология управления. Автотранспортная психология [Текст] / В. М. Курганов. — М. : Приор, 2004. – 139 с.

21 Ломбразо, Ч. Гениальность и помешательство [Текст] / Ч. Ломбразо. – Минск : Попурри, 2004. – 574 с.

22 Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. — М. : Прогресс-традиция, 2000. – 271 с.

23 Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст] — М. : ПЕРСЕ, 2003. – 767 с.

24 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова [и др.] — СПб. : Речь, 2003. – 443 с.

25 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] : под ред. Г.С.Никифорова.- СПб.: Изд-во С-Петербург.ун-та, 1991.- 151с.

26 Психология популярных профессий [Текст] / под ред. Л. А. Головей. — СПб. : Речь, 2003. – 252 с.

27 Платонов, К. К. Основы авиационной психологии [Текст] / К. К. Платонов, Б. М. Гольдштейн. — М. : Транспорт, 1987. – 222 с.

28 Психология здоровья [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. – 606 с.

29 Романов, А. Н. Автотранспортная психология [Текст] / А. Н. Романов. — М. : Академия, 2002. – 217 с.

30 Ситковская, О. Д. Психология уголовной ответственности [Текст] / О. Д. Ситковская. — М. : Норма, 1998. – 272 с.

31 Степанов, А. В. Архитектура и психология [Текст] / А. В. Степанов. — М. : Стройиздат, 1993. – 295 с.

32 Фукин, А. И. Психология конвейерного труда [Текст] / А. И. Фукин. — М. : ПЕРСЭ, 2003. – 240 с.

33 Шульц, Д. П. Психология и работа [Текст] / Д. П. Шульц. — СПб. : Питер, 2003. – 557 с.

 

Приложение А(справочное)

Перечень ключевых слов

Должность

Должностная инструкция

Квалификация

Личность

Менеджеры

Методики профессиографических исследований

Методы опроса

Продуктивность труда

Профессиоведение

Профессиограмма

Профессиографические исследование

Профессиология

Профессиограмма

Профессиография

Профессионализм

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональная ориентация

Профессиональная пригодность

Профессионально важные качества

Профессиональное общение

Профессиональные заболевания

Профессиональные способности

Профессиональный отбор

Профессия

Психограмма

Специализация

Специальность

 

 

ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА КОВАЛЕВИЧ

ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ВОРОНЦОВА

СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА ПОПОВА

 

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

 

Курс лекций

 

 

Отв. редактор д-р психологических наук, профессор С.Н.Орлова

 

Редактор РИО С.Н.Цыбенко

 

Техн. редактор Т.П.Попова

 

 

Подписано в печать __________ Сдано в производство__________

Формат 60х84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25 . Тираж 100 экз. Изд. №____.

Заказ №_______. Лицензия ИД 06543 от 16.01.02

Редакционно-издательский отдел, типография СибГТУ

660049, Красноярск, пр.Мира 82

Редакционно-издательский центр, типография СибГТУ

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82.